«Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф. 5:6)
Продолжим рассмотрение вопросов от «Свидетелей Иеговы» — одной из небольших религиозных групп, которые несогласны с библейским учением о Божественной Пресвятой Троице. Начало этой работы читайте в предыдущих статьях: здесь, здесь и здесь.
- Можно ли искушать Бога (Иак. 1:13)? Неужели Сатана настолько глуп, что пытался заставить служить себе самого Бога (Матф. 4:9)?
Искушать Бога возможно. Например, в Библии рассказывается, как это делал израильский народ: «Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Моё» (Пс. 94:8,9; Евр. 3:8,9; см. также Исх. 17:7; Втор. 6:16). Что же означают слова «Бог не искушается злом» в Иак. 1:13? А то, что Бог не испытывает никакого «внутреннего» искушения, как человек; Он не сомневается, Ему не нужно бороться внутри Себя с какими-то соблазнами. Он абсолютно чист и свят. Поэтому здесь нет, на самом деле, никакого противоречия — диавол искушал воплощённого Бога извне, Христос не отражал искушения на уровне мыслей, то есть не боролся с искушениями внутри Своей души. «Свидетели Иеговы» также интересуются, зачем сатана вообще взялся искушать Того, Кто заведомо неискушаем. Дело в том, что тайна Боговоплощения была скрыта от него до времени: «...Искуситель вдруг видит Его алчущим; это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может подумать, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может поверить, чтобы это был Сын Божий» (св. Иоанн Златоуст, Избранные творения, т. 7, "Толкование на святаго Матфея Евангелиста", кн. 1). Именно это недоумение и сомнение диавола и слышится в его речах: «если Ты Сын Божий...».
- Если Христос равен Богу по могуществу, то зачем Сатана соблазнял его какими-то жалкими земными царствами (Матф. 4:8–9)?
Божественное могущество Христа было сокрыто завесой немощной плоти. Потому диавол подходит к Нему, как к простому человеку, и предлагает три важнейших искушения (хлебом, чудом и властью), надеясь уловить Его так же, как и первых людей в Эдемском саду. Как тех он соблазнял обманом, так и здесь он использует обман. Христос добровольно проходит то, что испытывает в своей жизни каждый человек, показывая нам, как нужно побеждать любые искушения. Сам Он, конечно, не нуждался ни в каких проверках или испытаниях, но позволил подвергнуть им Себя для того, чтобы Своим примером возвести всех верующих в Него к Богу.
- Может ли всемогущий Бог быть назван рабом (Ис. 53:11)?
Воплотившийся Бог — может. Апостол Павел именно так и учит: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:6-8). Не переставая быть по природе Богом, Христос ради нас принимает человеческое естество, которое является рабским в отношении к Божеству.
- Может ли всемогущий Бог «страхом Господним исполниться» (Ис. 11:3)?
Слова пророка Исайи опять-таки относятся к Воплощению (см. предыдущий вопрос). Страх Господень — это не боязнь Бога, подобная той, что испытывают «Свидетели Иеговы» в отношении смерти или «исключения из собрания». Это действие Святого Духа, духовное чувство, удерживающее от совершения злых дел и побуждающее следовать воле Божией. Здесь нет ничего недостойного для Сына Божьего, Который в Своём земном служении явил величайший образец человеческого благоговения перед Богом-Отцом и всецелого послушания даже до смерти крестной.
- Может ли всемогущий Бог исполнять указания простого ангела (Откр. 14:14–16)?
Почему бы «Свидетелям Иеговы», прежде чем задавать вопросы, самим не поразмышлять над ними и не приложить к собственному учению? Читаем Откр. 14:14-16: «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела». Пусть «Свидетели Иеговы» зададут себе вопрос, может ли Архангел (ведь они считают, будто Сын Божий и Архангел Михаил это одно и то же лицо) исполнять указания простого Ангела? Поставить себя на место оппонента и чуть-чуть подумать всегда бывает полезно. Так почему же «Свидетели Иеговы» видят в этих строках именно «указание», а не горячую просьбу или даже молитву ангельских сил к Господу о скорейшем прославлении праведных и окончании беззаконий грешников? Тем более, что такой вариант прекрасно согласуется с Отк. 6:9-11. Или они думают, что и первомученик Стефан тоже отдавал указания, говоря о побивающих его камнями иудеев: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60)?
- Если Христос является посредником между Богом и человеком (1Тим. 2:5), то где в этой ситуации находится Бог? Может ли какое-то лицо само быть посредником между другим человеком и собой?
Нелепость подобного вопроса видна хотя бы из того, что Христос, если следовать такой логике, точно так же не может быть и человеком! Но Иисус является посредником между Богом и каждым человеком именно потому, что Он одновременно и человек, и Бог. Подобно тому, как переводчик должен быть носителем сразу двух языковых культур, так и пришедший в мир Небесный Посредник и Примиритель должен быть причастен и природе Божественной, и природе человеческой. Бог (в Лице Сына) воспринял наше естество, чтобы открыть нам путь к примирению и беспрецедентному, теснейшему соединению с Собой.
- Если первые два лица Троицы равны между собой, то почему для их описания используется аналогия отца и сына, а не двух братьев?
Именование Двух Лиц Троицы «Отцом» и «Сыном» предполагает, что: 1) Они отличаются Друг от Друга (как и земной отец не может быть себе сыном); 2) соединены Друг с Другом, едины по сущности (земные отец и сын — оба являются людьми, сын не может быть «менее человечен», чем его отец); 3) Одно Лицо является причиной, вечным источником Другого Лица. Образ же «двух братьев», который предлагают «Свидетели Иеговы», не удовлетворяет третьему условию, потому что земные братья независимы друг от друга в плане своего происхождения. Они являются лицами, произошедшими, как минимум, от одного родителя. Если назвать Лица Троицы «братьями», то сразу возникает вопрос — кто же Их общий «родитель»? Если же Они не имеют такого «родителя», не имеют никакого общего начала, то какие же Они тогда «братья»? Поэтому наиболее адекватно отражают суть откровения Бога о Себе именно образы, концепции, использованные в Библии и развитые впоследствии первыми христианскими апологетами и учителями Церкви: «земные отец и сын», «влага и роса», «огонь и происходящий от него свет», «ум, порождающий мысль» и т. п. О том, что такие аналогии неразумно использовать для доказательства неравенства между Богом-Отцом и Его Сыном, достаточно сказано в ответе на вопрос №35.
- Если Христос — часть Троицы, то означает ли смерть Христа, что Бог уменьшился на одну треть?
Как уже говорилось, в Боге нет никаких «частей» (см. вопрос №14); Он имеет единую, нераздельную сущность и познаётся в Трёх Ипостасях — Отец, Сын и Святой Дух. Божественная сущность не подвержена различным страдательным состояниям или смерти, поэтому и понадобилось чудо Воплощения — Сын-Слово соединил в Себе две сущности (Свою, Божественную, и нашу, человеческую) и обрёл, таким образом, возможность умереть как человек, принеся за нас Искупительную Жертву. Смерть же человеческая — это разлучение души и тела, а вовсе не полное исчезновение из бытия, как ошибочно полагают «Свидетели Иеговы». Так что, смерть Христа не означает ни «временного небытия Бога», ни изменения в Троице.
- Если Христос — Бог, то означает ли это, что его смерть была ненастоящей, ведь Бог бессмертен?
Нет, согласиться с таким выводом решительно нельзя. Господь Иисус Христос, оставаясь совершенно бесстрастным по Божеству, претерпел на Кресте самую настоящую человеческую смерть, смерть по Своей человеческой природе, «быв умерщвлён по плоти» (1Петр. 3:18). При этом, поскольку в Воплощении Бог-Слово соделал эту человеческую природу (т. е. тело оживлённое разумной душой) Своей собственной, то всё, что с ней происходит, всё, что она претерпевает, усваивается и относится ко Второму Лицу Пресвятой Троицы — Сыну Божию. Поэтому любые страдания Его тела становятся Его собственными страданиями, любые душевные переживания становятся Его собственными переживаниями. Обоснование справедливости такого подхода находится в Библии, где сказано: «Распяли Господа славы» (1Кор. 2:8), или «Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), или «Мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10). Следовательно, можно, не впадая в ересь, спокойно относить любые страдательные состояния Самому Богу, Сыну Божию, называя Его субъектом этих страданий. Поэтому православные христиане по примеру Апостолов и говорят: «Бог родился от Девы», «Бог жаждал», «Бог утомлялся», «Бог умер», «Бог воскрес» и т. п. То, что Сын Божий претерпел смерть по человеческому естеству, оставаясь по Божеству бессмертным и бесстрастным, не означает, будто Он умер как-то «наполовину» или «понарошку». Лучше понять это помогает пример любой человеческой ипостаси. Наше естество является сложным, духовно-телесным; каждый из нас обладает материальным телом и нематериальной душой. У этих двух составляющих нашей человеческой природы совершенно различные свойства. Наше тело стареет, тлеет, умирает и, в конце-концов, разрушается, перестаёт существовать. Душа же физически нисколько не страдает, не разрушается и не перестаёт быть собой. Поэтому в Евангелии и сказано: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. 10:28). То есть, когда какой-нибудь человек по имени Иван умирает, то, строго говоря, умирает и обращается в ничто лишь его тело, но не душа. Тем не менее, мы говорим, что умер именно Иван и положили в гроб именно Ивана, то есть субъектом смерти является ипостась по имени Иван. Ни один здравомыслящий человек не скажет: «умерло человеческое тело Ивана», или «Иван умер наполовину», или ещё хлеще — «Иван не умирал». Точно так же и тот факт, что Господь Иисус Христос обладает как бессмертной природой Бога, так и смертным человеческим естеством, не обесценивает, не умаляет и не отменяет Его физическую смерть. Ещё раз: субъектом смерти стала Вторая Ипостась Святой Троицы, Бог-Слово по Своей человеческой природе. Он умер так же, как и всякий человек — Его душа и тело разлучились, Он пострадал как Лицо, Которому эти тело с душой принадлежат. Как всякий человек страдает от смерти, так и Бог, истинно став человеком, пострадал от неё. К сожалению, даже мусульманину или иудею понять и принять эту мысль, эту логику, это рассуждение намного проще, чем любому «Свидетелю Иеговы». Виной тому является чисто материалистическое учение Общества Сторожевой Башни о человеке, ничем, по сути, не отличающееся от учения атеистического. «Свидетели Иеговы» сводят человеческую личность к телесной природе и утверждают, что сознание является продуктом куска материи (мозга) и связанных с ним процессов. Однако вот загадка: взаимодействие нейронов в мозгу животных не обеспечивает их способностью осознавать себя, понимать и оперировать абстрактными концепциями, способностью свободного выбора. Очевидно, что у человека есть нечто такое, чего нет у других представителей животного мира, а значит, должен существовать какой-то нематериальный «фактор икс», обеспечивающий всё вышеперечисленное. В подавляющем большинстве религий мира этот загадочный «фактор икс» зовётся душой, которая способна пережить гибель тела.
- Если на небе Христос уже не подчинён Богу, то что означают слова Павла, сказанные уже после воскресения Христа: «Христу глава — Бог» (1Кор. 11:3)?
Удивительна неосведомлённость «Свидетелей Иеговы», берущихся критиковать учение о Троице. Они не знают толком ни значения терминов, используемых тринитариями, ни формулировку догмата, ни учения своих оппонентов о Христе. Отсюда вывод: прежде чем пытаться опровергнуть своими нелепыми вопросами православную догматику, хорошо было бы сначала получше с ней ознакомиться. Иначе получается, что «Свидетели Иеговы» критикуют ортодоксальную веру только потому, что она ортодоксальная. Христиане проповедуют телесное Воскресение Сына Божьего, как об этом сказано в Евангелии (Лук. 24:36-43; Иоан. 2:19-22; 20:25-27). Он не перестал быть человеком даже после Вознесения и остаётся представителем человеческого рода на небесах. Поэтому Его подчинённость Богу как человека никуда не девалась. Итак, Апостол Павел наставляет христиан: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1Кор. 11:3). В другом своём письме он выражает эту мысль подробнее: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём» (Еф. 5:22-24). Этот принцип распределяет обязанности между супругами, а не оценивает, кто из них умнее или лучше. Муж, по слову Апостолу, в брачном союзе является для жены тем же, чем Христос для Своей Церкви — попечителем, заступником, управителем. Неспроста христианская семья названа «малой Церковью». Муж возглавляет семейную молитву, он является как бы предстоятелем пред Богом за своих домочадцев, словно бы священником этой «малой Церкви». Но у всякого мужа есть свой глава, свой предстоятель — и это Великий Первосвященник, Господь Иисус Христос (Евр. 4:14; 8:1).
- Если Христос равен своему Отцу, то почему даже на небе после своего воскресения он продолжает называть его «моим Богом» (Откр. 3:12 — целых четыре раза в одном стихе)?
Ответ на этот вопрос аналогичен предыдущему: Господь Иисус Христос не «развоплотился» или «дематериализовался», но воскрес в собственном теле и показал Своим ученикам те раны, через которые Он победил грех и диавола. И хотя нашему естеству в Его Божественном Лице и усвоены могущество и высочайшая слава, но, тем не менее, оно по сущности своей остаётся тварным, человеческим, то есть онтологически ниже, чем естество Бога. Поэтому Сын равен Отцу по Божественной сущности, но не равен по сущности человеческой. «Свидетелям Иеговы» следует обратить внимание на то, что в Библии нигде Христос не называет Отца «Бог наш», а только «ваш» и «Мой», тем самым прямо показывая отличие Своего статуса по отношению к Отцу. Для Него первая Ипостась Троицы является Отцом по естеству, а нам — только лишь по благодати; и наоборот, Отец Небесный нам Бог по естеству, а для Христа Он назван Богом, как для принявшего человеческое естество.
- Почему Иегова никогда не обращается к Иисусу как к своему Богу?
Слово «Иегова» является возникшей в Средневековье искусственной и заведомо неверной огласовкой тетраграммы «Й-Х-В-Х» — священного имени Бога, которое означает означает «Сущий», то есть вечно существующий и дающий существование. Свойство, выраженное этим именем, принадлежит в равной степени и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, потому что это свойство Божественной сущности, а она у всех трёх Лиц Троицы — одна. Поэтому вопрос задан несуразно. Правильно будет его переформулировать так: почему Отец никогда не называет Сына Своим Богом? Ответ прост — потому что Отец не воплощался, а по Божественной сущности Они равны.
- Разве стал бы Иисус называть Отца «единым истинным Богом» (Иоан. 17:3), если бы и Сам Он был Богом?
Зная, что вскоре Ему предстоит отправить учеников на проповедь к язычникам, Иисус Христос называет Отца «единым истинным Богом», указывая на Его отличие от языческих богов, ложных («богов» по имени только, а не по сущности). Было бы серьёзной ошибкой расценивать эти слова как некое противопоставление Сына и Отца, так как ранее Христос ясно сказал: «Я и Отец — одно» (Иоан. 10:30) и «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Иоан. 14:1). Да и сам Апостол Иоанн в своём соборном послании исповедал Сына истинным Богом (1Иоан. 5:20). А несостоятельность похода «Свидетелей Иеговы» к слову «единый» (т. е. единственный) хорошо видна из многих других отрывков Библии, где аналогичное бездумное его истолкование приводит к откровенной глупости. Например, Апостол Павел, заключая мысль славословием, восклицает: «Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки» (Рим. 14:26). Вооружившись рассуждениями «Свидетелей Иеговы», следует немедленно прийти к выводу, будто Христос не является премудрым. Но сам Павел учит, что в Нём «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3). Или в другом месте он о Боге говорит: «...единый имеющий бессмертие» (1Тим. 6:16). Подход «Свидетелей Иеговы» приводит к заключению, что Христос бессмертием не обладает и должен рано или поздно умереть. Но тот же Апостол пишет, что «Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает» (Рим. 6:9), и Сам Сын Божий о Себе говорит: «се, жив во веки веков» (Откр. 1:18). Следовательно, слово «единый», отнесённое к Богу-Отцу, не исключает Сына, потому что Они — одно. Точно так же верно и обратное — сказанное о Сыне не обязательно должно исключать и Отца. К примеру, Апостол Иуда в своём послании называет Иисуса Христа «единым Владыкой и Господом нашим» (см. Иуд. 1:4). И хотя здесь тоже использовано слово «единый», Апостол явно не намеревался тем самым показать, будто Отец не является ни нашим Владыкой, ни Господом. Все эти примеры весьма наглядно опровергают надуманный аргумент «Свидетелей Иеговы» и показывают их заблуждение.
- Зачем всемогущему Христу «ходатайствовать» о чём-то перед Богом (Рим. 8:27,34; Евр. 7:25)? Почему он сам не может сделать всё, что нужно?
Стих Рим. 8:27 относится не ко Христу, а к Святому Духу, и об этом ходатайстве будет сказано отдельно далее. Вопрос же о ходатайстве Господа нашего Иисуса Христа разрешается просто. Как Бог Всемогущий Он осуществляет промышление обо всём и управление и может сделать всё, что пожелает, и потому говорит ученикам: «Если о чём попросите Меня во имя Моё, Я сотворю» (Иоан. 14:14, ПЕК). А как человек Господь любит нас, Своих собратьев, и хочет нашего спасения, а потому не может остаться равнодушным. Между тем и другим нет ничего несообразного с Божественным достоинством, ведь и по верованиям самих «Свидетелей» их Иегова выслушивает молитвы многих, хотя и знает наперёд, чего люди попросят. А зачем выслушивает? По человеколюбию, разве не так? Если бы «Свидетели Иеговы» знали Священное Писание получше, то не стали бы так недоумевать, ведь в нём даже Сам Отец представляется умоляющим людей о примирении с Ним. «Как бы Сам Бог увещевает через нас», — пишет Апостол Павел (2Кор. 5:20). Но из этого выражения мы не заключаем ничего унизительного для Бога, а только видим силу Его человеколюбия. Так же и в словах о «ходатайстве» Сына Божия видна Его постоянная забота и промышление о нас.
- Если Христос всегда будет равен Богу, то как понимать 1Кор. 15:28, где прямо сказано, что Сын покорится Богу?
Да, аргументация «Свидетелей Иеговы» становится всё более и более слабой. Похоже, что они сами себя не слушают, а просто озвучивают некие слова, в надежде, что в них содержатся доводы в пользу позиции Общества Сторожевой Башни, и вдруг они кого-то убедят. «Свидетелям Иеговы» следует всё-таки определиться: либо для них Христос уже «подчинён Богу», либо Ему только ещё предстоит «покориться Отцу»! В любом случае доктрина их религиозной организации не объясняет, как так вышло, что подчинённое существо, которое делает всегда только угодное Богу и не смеет ничего предпринимать без Его на то дозволения, вдруг оказывается «непокорным Богу». Ведь если Христу в собственном смысле надлежит покориться Отцу (подобно врагам, о которых сказано в 25-ом стихе), то выводы будут самыми печальными для «Свидетелей Иеговы», так как они, выходит, подражают не Сыну, а врагу и противнику Божьему. Вот как этот библейский стих комментирует блаженный Феофилакт, епископ Болгарский: «Если употребил выражение более смиренное, чем следовало, то не удивляйся. Ибо Павел, когда хочет уничтожить что-нибудь с корнем, обыкновенно употребляет усиленные выражения. Например, желая доказать, что верующая жена, живя с мужем неверующим, не терпит вреда, он сказал, что неверующий муж освящается женой (1 Кор. 7:14); не то он говорит, что муж, оставаясь неверующим, делается святым, но усиленным выражением показывает, что верующая не терпит никакого вреда. Так и здесь именем покорения с корнем разрушается лукавый помысел, который мог явиться у иного, о том что Сын, может быть, сильнее Отца, если Он может совершать столько дел. Григорий же Богослов говорит, что Сын, усвояя всё наше Себе, и наше подчинение почитает Своим. Ныне мы противимся Богу: неверующие — тем, что не признают Его, верующие — тем, что многие работают страстям, и посему-то мы не покорены. Но когда одни признают Того, Кого ныне отвергают, а другие, мы, отстанем от страстей в жизни сей, тогда, без сомнения, можно сказать, что Сын покорился. Ибо, приняв на Себя лице человечества, Он вменяет наше Себе».
- Почему в 1Кор. 8:6 Бог и Христос подчёркнуто упоминаются отдельно и с разными ролями?
Посмотрим, что же именно смутило «Свидетелей Иеговы»: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им» (1Кор. 8:5,6). Апостол Павел речь свою строит, исходя из того, как язычники называют своих божеств: одни обращаются к ним, используя термин «бог», другие — «господь». И этих «богов» и «господов» у язычников было множество. Павел же противопоставляет этому веру христиан: а для нас, говорит он, существует только один Бог и Господь. В Новом Завете оба этих слова являются синонимами, и Отец много раз назван как Богом, так и Господом, поэтому фраза в 1Кор. 8:6 нисколько не умаляет Сына. С тем же успехом можно сказать «Есть много царей и много королей, но у нас один Царь и один Король», это же не будет означать, что король чем-то хуже или ниже, чем царь. В конце концов, в апостольских посланиях Иисус Христос неоднократно назван Богом, и нет ни единой весомой причины, чтобы все эти случаи перетолковывать в угоду Обществу Сторожевой Башни.
- Почему нужно приходить к Богу через Христа, а не ко Христу через Бога (Иоан. 14:6)?
Да, действительно, в Евангелии Спаситель говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан. 14:6). Но не следует при этом забывать, что Он также сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Иоан. 6:44). Они действуют вместе, слаженно: Отец привлекает человека к Сыну, Сын приводит его к Отцу.
- Почему нужно молиться Богу через Христа, а не Христу через Бога (Еф. 5:20; Кол. 3:17)?
В этих цитатах не предписывается какая-то строго определённая форма молитвы Богу. В текстах Нового Завета встречаются примеры прямого обращения как к Отцу Небесному (Матф. 6:9-13; Деян. 4:24-30), так и к Сыну, Иисусу Христу (Иоан. 14:14; Деян.1:24-26; 7:59,60; 2Кор. 12:8,9; 1Тим. 1:12). Таким образом, христиане молятся и Отцу, и Сыну, между этими типами молитв нет принципиальной разницы. Форма обращения к Богу «через Иисуса Христа» обусловлена вовсе не мнимым неравенством Лиц Троицы, а тем, что именно Господь Иисус Христос является посредником, посредническим лицом между Богом и людьми.
- Если Христос — всемогущий Бог, то как понять стих Иоан. 1:17, где роль Христа сравнивается с ролью Моисея? Претендовал ли Моисей на роль Бога?
В данном вопросу изначально неверная предпосылка: а с чего «Свидетели Иеговы» решили, будто в Иоан. 1:17 Христос сравнивается с Моисеем, а не противопоставляется ему? Из текста это совсем не самоочевидно. «От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, — пишет Апостол Иоанн Богослов, — ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Иоан. 1:16,17). Никто не может обладать полнотой благодати, кроме Бога — уж это-то должно быть хорошо известно любому «Свидетелю Иеговы»! Не они ли так любят в спорах с тринитариями цитировать слова из Марк. 10:18: «Никто не благ, как только один Бог»? Значит, стих Иоан. 1:17 следует понимать как указание на принципиальное отличие Господа Иисуса Христа от Моисея. Закон был дан людям через простого человека, хотя и праведного, благодать же Божия дарована нам Самим вочеловечившимся Богом, Логосом. Моисей — подчинённый, слуга; Иисус Христос — Владыка.
- Может ли «благодать и истина» произойти «через» всемогущего Бога, а не «от» Него (Иоан. 1:17)?
Для «Свидетелей Иеговы» этот библейский стих, может быть, и кажется сильным доводом в пользу того, что Христос не является Богом, однако это лишь результат их крайне неудовлетворительного знания библейских языков (в частности, греческого). Если бы тысячи часов, которые они убивают на распространение никому не нужных изданий Общества Сторожевой Башни (ведь многие занимаются этим 20, а то и 30 лет!), «Свидетели Иеговы» посвятили бы изучению языка, на котором говорили и писали Апостолы, то давно выкинули бы подобный аргумент из своего арсенала. Дело в том, что греческое слово «δια», использованное в Иоан. 1:17 и переведённое на русский как «через», применяется в Священном Писании не только по отношению к людям, Ангелам, силам, Церкви, но и по отношению к Самому Богу.
Греческий текст (LXX): «και συλλαβουσα ετεκεν τον καιν και ειπεν εκτησαμην ανθρωπον δια του θεου»
Русский перевод: «Она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1)
Греческий текст (LXX): «ειπεν δε αυτοις ιωσηφ ουχι δια του θεου η διασαφησις αυτων εστιν»
Русский перевод: «Иосиф сказал им: не от Бога ли истолкования?» (Быт. 40:8)
Греческий текст: «πιστος ο θεος δι ου εκληθητε εις κοινωνιαν του υιου αυτου ιησου χριστου του κυριου ημων»
Русский перевод: «Верен Бог, Которым [букв. «через Которого» — прим. ред.] вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» (1Кор. 1:9)
Греческий текст: «ωστε ουκετι ει δουλος αλλα υιος ει δε υιος και κληρονομος δια θεου»
Русский перевод: «Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник чрез Бога» (Гал. 4:7, ПЕК)
Если «Свидетели Иеговы» настаивают на своём понимании слова «δια», будто оно обязательно означает не «им самим», а «кем-то через него», то пусть потрудятся объяснить, кто и какие действия совершал в приведённых стихах через Бога? И совершал ли вообще? Неужели, над Ним есть ещё некто вышестоящий, раз делает что-то «через» Него? Мы же готовы показать им в Библии немало мест, где говорится, что Сын Божий Сам является источником и благодати, и истины:
«Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами» (Рим. 16:20; 1Кор. 16:23; Гал. 6:18)
«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1Кор. 1:3; 2Кор. 1:2; Рим. 1:7; Гал. 1:3)
«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам» (1Иоан. 1:5)
«Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает... сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно» (1Иоан. 2:27)
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан. 1:14)
«Иисус сказал ему: Я есмь путь, и истина, и жизнь» (Иоан. 14:6)
«И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Лук. 6:19)
Вот факты, вот слова Священного Писания, которые Общество Сторожевой Башни предпочитает не замечать, зато потчует «Свидетелей Иеговы» сказками о неравенстве Сына и Бога-Отца.
- Если Иисус — Бог, то почему он был против того, чтобы его называли благим, и объяснял это тем, что такого титула достоин лишь один Иегова (Марк. 10:18)?
В данном случае «Свидетели Иеговы», как обычно, заблуждаются. «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (Марк. 10:17,18). Если смотреть эти слова в контексте, то выражение «никто не благ» выражает в себе ответ Иисуса Христа юноше, сформулированный в виде логической ловушки: если ты считаешь Меня благим как простого учителя, то, по сравнению с Богом, никто не благ, а если всё же признаешь Меня истинно благим, то почему зовёшь Меня всего лишь учителем? Спаситель очень часто пользовался подобным педагогическим приёмом, ставя Своих слушателей перед непростой дилеммой:
«Крещение Иоанново с небес было, или от человеков?»(Марк. 11:30)
«Покажите Мне динарий: чьё на нём изображение и надпись?» (Лук. 20:24)
«Что вы думаете о Христе? чей Он сын? ...Если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?» (Матф. 22:42-45)
В случае, описанном в Марк. 10:18, слова Христа не содержат в себе категоричного отрицания того, что Он благ. Напротив, ими Он подтверждает Свою Божественность, а вовсе не опровергает её, ведь Он действительно был благ и творил благие дела. В Библии неоднократно говорится о Христе как об источнике благодати (см. предыдущий вопрос), а Апостол Пётр прямо называет Его благим (1Петр. 2:3).
- Если Бог и Христос — части Троицы, потому что «одно» (Иоан. 10:30), то являются ли христиане, которые тоже «одно во Христе», частями Троицы (Гал. 3:28; Рим. 12:5)?
Мы имеем дело с совершенно разными контекстами. В Своём ответе иудеям Христос сначала отождествляет «руку Отца» (власть, могущество) и Свою «руку» (стихи 28 и 29), а потом заявляет: «Я и Отец — одно». Что ещё могли подумать иудеи? Только то, что «Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом»(стих 33). Хотя Общество Сторожевой Башни пытается через свои публикации убедить, будто Христос говорил лишь о «единстве мыслей и целей» с Богом, но эта точка зрения опровергается заключительными словами Спасителя («Отец во Мне и Я в Нём» (стих 38)) и реакцией на них иудеев — они хватаются за камни. Достаточно просто как следует поразмышлять над этой сценой, чтобы понять всю несостоятельность объяснений, предлагаемых Организацией «Свидетелей Иеговы». Ну с чего вдруг правоверные иудеи хотели побить Христа камнями, если Он говорил всего лишь о единстве Своих целей и целей Отца? Разве у евреев не было этого «единства целей» с Иеговой? Разве Закон Моисеев где-то это запрещает под страхом смертной казни? Теперь перейдём к стихам, которые «Свидетели Иеговы» выставляют как бы в противовес. «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5), — пишет Апостол Павел. И христиане действительно становятся единым целым, в таинстве Евхаристии: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17). Во время Литургии человек не просто участвует в духовном единении с соверующими, но становится сотелесником Христа. «Свидетели Иеговы» смешивают два абсолютно разных смысла — Христос един с Отцом по Божеству, а христиане едины между собой благодаря объединяющему их Христу (через причастие Его святых Плоти и Крови). Это смешение происходит от их невнимательного отношения к тексту Священного Писания. Аналогичную ошибку «Свидетели Иеговы» допускают и с Гал. 3:28, где говорится: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». Итак, с кем «одно» и в каком смысле? Апостол не пишет, что христиане становятся «одно» с Отцом или всеми Лицами Пресвятой Троицы. Цель его послания — показать, что в Церкви Божьей нет места национальным, социальным, гендерным или иным барьерам. Христиане-евреи ничем не лучше христиан из других этносов, потому что все они «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (стих 26). В очах Бога они находятся в одном статусе, в одном положении, являясь Его сынами по благодати. Таким образом, при должном внимании к контексту и этот отрывок невозможно приравнять по смыслу к Иоан. 10:30.
- Если Бог и Христос — части Троицы, потому что «одно» (Иоан. 10:30), то как понимать просьбу Христа Отцу о верующих, чтобы «все они были одно», причём не абы как, а точно так же, как Он с Отцом (Иоан. 17:20-23)?
Ну что же, специально для «Свидетелей Иеговы» рассмотрим каждую фразу из указанного отрывка первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа, дабы наглядно показать, что никаких противоречий с учением о Троице в ней не имеется. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их», — просит не только за Апостолов, но и за всех будущих христиан. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе», — Сын, Который с Отцом является одним целым (по Божественному естеству), молится о христианах, чтобы они были тоже одним целым. И в таинстве Евхаристии Сын Божий объединяет между собой христиан, пребывая телесно в Святых Дарах. Таким образом, христиане через Христа, благодаря реальному причастию Ему, становятся единым целым — Церковью, Телом Христовым, Его сотелесниками. Конечно, у нас, у человеческих ипостасей, нет такого же единства, которое существует между Лицами Троицы. Тем не менее, это высшее единение преподносится как некий идеал, к которому нам следует стремиться. Так, например, Христос призывал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). Хотя нам невозможно сравниться с Богом, с Его несравненным и превышающим всякое разумение совершенством, но нам следует подражать Ему насколько это возможно, стремиться к Его человеколюбию, всеблагости и т. д. «...И они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня», — молится, чтобы верующие явили своё сакральное единство в истинной любви, согласии и единомыслии, а видя это у христиан, и мир уверует в Него: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им», — то есть славу Сына Божьего, которую Он имел «прежде бытия мира» (стих 5), Христос дал всем верующим в Него. Христиане — «сыны Божьи» по благодати. «Да будут едино, как Мы едино», — повторяет прежде сказанное, как нечто весьма важное. «Я в них...», — буквально, подавая Себя в Святом Причастии. «...и Ты во Мне», — тоже буквально, никаких противоречий, как видим, нет. «Да будут совершены воедино..», — то есть в одно Тело Христово, Церковь. «...И да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня», — показывает, что подлинное единство среди христиан может привлекать людей больше, чем любое чудо.
- Являются ли Павел и Аполлос неким одним существом, раз насаждающий и поливающий «суть одно» (1Кор. 3:6-8)?
Трудно сказать, что «Свидетели Иеговы» подразумевают под «неким одним существом» (особенно, учитывая, что они постоянно путают ипостась и природу). По своей природе Апостол Павел — человек, Аполлос тоже по природе человек. Таким образом, они оба действительно «суть одно» в природном отношении.
- Если бы Иисус был Богом, то как он мог стать равноценным выкупом за грех человека, Адама (1Кор. 15:22,45)? Разве в этом случае этот выкуп не был бы гораздо большим, чем того требует закон Бога — «душу за душу» (Исх. 21:23-25, Лев. 24:19-21)?
Как ни было бы прискорбно для «Свидетелей Иеговы», но Исх. 21:23-25 и Лев. 24:19-21 не имеют отношения к Искупительной Жертве. Эти тексты являются частью заповедей, которые были даны Богом израильскому народу для того, чтобы положить предел человеческому насилию. В древности характерной особенностью социума являлся царящий в нём обычай «кровной мести», по которому члены рода, к которому принадлежал человек потерпевший какой-либо ущерб, мстили членам рода обидчика. Это приводило к цепной реакции, в результате чего целые кланы истребляли друг друга. Заповеди о возмездии были только приготовлением жестоковыйного человечества к нравственным высотам Евангелия: они не исключали ни насилия, ни ненависти и людской злобы, а только регламентировали и ограничивали месть в соответствии с причинённым ущербом. Они имели воспитательную цель — предотвращение умножения зла, чтобы за око или зуб никто не лишался жизни, чтобы за скот платили скотом или деньгами, а не кровью людей. Прообразы жертвы за грех следует искать совсем в других местах Священного Писания, а именно — в Божьих установлениях о жертвоприношении. В них не обретается за уши притянутого Обществом Сторожевой Башни принципа «душу за душу». Жертва за грех была различной: это мог быть один телец, приносимый за множество «душ» — весь израильский народ (Лев. 4:13-15), пара голубей или горлиц за одного согрешившего (Лев. 5:5-7), или даже пшеничная мука, которая и «душой»-то не может быть названа (Лев. 5:11-13). Относительно человеческих жертвоприношений указание Бога было более чем однозначно: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь... ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18:10,12); «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их» (Пс.48:8,9); «...наполнили место сие кровью невинных и устроили высоты Ваалу, чтобы сожигать сыновей своих огнём во всесожжение Ваалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на мысль не приходило Мне» (Иер. 19:4,5). Если Бог говорит, что человеческая жизнь не может служить в качестве достаточного выкупа и что сама мысль о принесении невинного человека в жертву Ему глубоко чужда и неприемлема, то вероучение Организации «Свидетелей Иеговы» вступает в явное противоречие с этими словами. Ведь Общество Сторожевой Башни в своих публикациях утверждает, что Иисус Христос был не более чем совершенным, безвинным человеком, ставшим жертвой за грех, а следовательно, в центре их религии стоит не что иное, как человеческое жертвоприношение. Только вдумайтесь, какая сатанинская мысль незаметно внедряется — Иегова, мол, умилостивляется человеческой жертвой. Это несовместимо с верой подлинных христиан. Крайне печально, что «Свидетели Иеговы» польстились на этот суррогат, выдаваемый за глубокое исследование Писания. При ближайшем рассмотрении тезис, который они используют в вопросе об Искупительной Жертве, рассыпается в прах. «Свидетели Иеговы» утверждают, что Спаситель был точным эквивалентом первого человека, Адама, и при этом ссылаются на 1Кор. 15:22. В указанном месте мы читаем: «Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (стихи 20-22). Здесь ни слова не сказано об Искупительной Жертве, речь идёт совсем о другом — о воскресении из мёртвых. Христос восстал из мёртвых телесно, не только сохранив человеческое естество, но и преобразив его, сделавшись залогом и образцом грядущего всеобщего воскресения. Вот и всё, что можно извлечь из этих кратких слов. Второй же отрывок, который используют «Свидетели Иеговы», звучит так: «Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий» (1Кор. 15:45). На основании этих слов Апостола Павла они учат, что Христос был полной копией Адама, то есть не более чем «совершенным человеком». Однако это явное насилие над библейским текстом, где далее говорится: «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (стихи 47-49). В центре внимания Апостола Павла здесь находится роль Иисуса Христа и Адама по отношению ко всему человечеству, а не «природный состав» каждого из них. Адам подарил всему человеческому роду лишь тление и смерть, а Христос — жизнь и нетление. Да, Иисус назван здесь человеком, но Он также назван и «Господом с неба». Да, у Него есть человеческое тело, но Он также и «дух животворящий», то есть Бог. Таким образом, для Павла Иисус Христос является не просто одним из людей, но вочеловечившимся Богом-Слово, Богочеловеком, и потому он последовательно показывает качественное превосходство «последнего Адама» над первым. «Свидетели Иеговы» абсолютно логично заключают, что если бы Спаситель должен был искупить грех нашего праотца Адама, то цена выкупа оказалась бы неизмеримо больше, будь Он Богом. Но в том-то и дело, что что история человечества в Эдеме не закончилась: у Адама и Евы появились потомки, которые также намеренно согрешали, употребляя свою свободную волю во зло. Их всех также следовало выкупить. Обращение к тексту Библии показывает, что ни один из новозаветных авторов не пишет об Искупительной Жертве как о выкупе, принесённом только лишь «за Адама». Все места Нового Завета, посвящённых раскрытию сути жертвы Иисуса Христа, ясно говорят нам о том, что выкуп был дан сразу за всех и каждого, не исключая и, разумеется, самого Адама (см. 2Кор. 5:14,15; 1Тим. 2:6; Евр. 2:9; 1Иоан. 2:2 и др.). Если бы виноват был лишь один Адам, а мы все являлись только невольными заложниками сложившейся ситуации, то тогда Апостол Павел не написал бы следующих слов: «И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений» (Рим. 5:16). По его мысли мы также реально виновны перед Богом, как и наш прародитель, поэтому Христос «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Следовательно, Искупительная Жертва, «дар благодати», покрывает не один фатальный проступок Адама (его преступление), но сразу «многие преступления», то есть вообще все грехи его потомков, даже тех, которые ещё не родились. То, что произошло на Голгофе, стало исполнением древних пророческих слов: «Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). Ясно, что жизнь человека, каким бы непорочным и праведным он ни был, не может обладать такой ценностью, которая могла покрыть сразу все грехи многих миллиардов людей. Ни один, даже самый совершенный и святой человек, не смог бы искупить своей смертью грехи всего мира. Поэтому жертва, которую надлежало принести, должна была быть несоизмеримо более ценной, чем жизнь совершенного Адама.
Таковы доводы и тексты, приводимые обычно «Свидетелями Иеговы» для оправдания отвержения ими Иисуса Христа как Всемогущего Бога. В попытках принизить сущность нашего Спасителя они прибегают к ряду рационалистических аргументов, грубых бытовых сравнений и крайне примитивному толкованию слов Писания о Сыне Божьем. К сожалению, на такие уловки поддаются не только неопытные христиане. Однако, как показывает это исследование, у нас есть все основания отвергнуть богословские заблуждения «Свидетелей Иеговы» относительно нашего Бога и Спасителя, Иисуса Христа. В заключительной части мы рассмотрим вопросы, касающиеся Третьего Лица Пресвятой Троицы — Святого Духа.
|