«...Книжники и фарисеи начали сильно приступать к Нему, вынуждая у Него ответы на многое» (Лук. 11:53)
Продолжение анализа аргументов, которые «Свидетели Иеговы» обычно используют в своей критике учения о Троице (начало см. здесь). Примечательно, что из всей сотни львиную долю занимают доводы, направленные на то, чтобы доказать идею, будто Иисус Христос не является Всемогущим Богом. Это говорит о том, что корень проблемы неприятия «Свидетеля Иеговы» истинного учения о Боге необходимо искать именно в личности Христа.
- Если Бог — Троица, а Христос, согласно Библии, Сын Бога, то значит ли это, что Христос — сын Троицы?
Нет, замена слова «Бог» на «Троица» повсюду, в любом контексте, недопустима, поскольку согласно христианскому учению слово «Бог» может быть отнесено как к каждому Лицу Троицы в отдельности, так и ко всем Лицам сразу. Поэтому необходимо всегда смотреть контекст. Так, например, когда читаем: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него» (Иоан. 3:17), то понимаем, что под словом «Бог» подразумевается Отец, ибо Апостолы свидетельствуют, что «Отец послал Сына Спасителем миру» (1Иоан. 4:14); а где написано: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), там речь идёт о Сыне, так как именно Он воплотился и, следовательно, мог пролить Свою Кровь за нас; и когда читаем слова Апостола Петра, обращённые к Анании: «Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:4), то понимаем, что здесь под словом «Бог» имеется в виду Святой Дух, ибо в предыдущем стихе Апостол прямо указывает, что именно Ему и солгал Анания. При всём этом следует признать, что в большинстве случаев в Священном Писании под «Господом» («ЙХВХ», «Яхве») или «Богом», действительно, подразумевается Триединый Бог, то есть Троица (см. Ис. 6:8-10; срав. с Иоан. 12:39-41 и Деян. 28:25).
- Если на Марию «нашёл святой дух» (Лук. 1:35), то почему Иисус нигде в Библии не назван «сыном святого духа»?
Такой ереси в Библии и не могло оказаться, потому что писали её православные христиане, которые исповедовали рождение от Девы Марии не кого-нибудь, а Самого Бога-Слово, Второй Ипостаси Пресвятой Троицы: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоан. 1:1,14); «Мы знаем, что ныне родила Дева, и веруем, что родила Того, Кто рождён от Отца предвечно» (св. Григорий Чудотворец, "Слово на Рождество Христово"); «То есть Слово Бога Отца сделалось плотью — не то, что Оно изменило или превратило Своё существо в плоть, как уже выше сказали мы, но, лучше: плоть, взятую из Святой Девы, сделало Своею, будучи один и тот же Сын: прежде вочеловечения — как бесплотное ещё Слово, после же вочеловечения — то же самое (Слово) уже во плоти» (св. Кирилл Александрийский, "Изъяснение двенадцати глав..."). Слово Божие (Логос) рождается по Божественной природе от Отца (от Божественной ипостаси Святой Троицы) и только от Него, а не от Отца и Святого Духа. По человеческой же природе Сын зачался Святым Духом (т. е. действием, «наитием» Духа) и родился от Девы Марии (от человеческой ипостаси). Только Отец является причиной Сына по Божеству, и только Дева Мария (а не она и Дух Святой!) является причиной Сына по человечеству. Действие Святого Духа заключалось не в том, чтобы внести в женскую клетку какие-то «божественные хромосомы», сверхъестественно осеменить её (мыслить Боговоплощение в таком ключе является махровым язычеством; это в языческих мифах «боги» подобным образом зачинали себе детей от земных женщин), но в очищении, приготовлении Девы Марии и даровании ей возможности и силы принять в себя Божественную Ипостась Логоса, не уничтожившись от превосходящей всякое разумение мощи Всевышнего.
- Если Иисус равен Богу или является частью Троицы, почему он сам ни разу не сказал об этом?
А если Иисус Христос является на самом деле Архангелом Михаилом, то почему ни разу не сказал об этом? Это к слову о том, что учение Общества Сторожевой Башни зачастую не соответствует тем критериям, которые оно применяет к другим учениям. Теперь по существу заданного вопроса: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марк. 10:45). У Него не было цели поразить людей Своими чудесами и добиться от них божеских почестей (Он сбежал даже от тех, кто хотел сделать Его царём). Господь пришёл на землю не за этим. Да и стал бы кто-то всерьёз Его слушать, если бы Он на каждом углу кричал, что Он — Бог? Его и за меньшее-то считали чуть ли не сумасшедшим (Марк. 3:21; Иоан. 8:48; 10:20). О Своём Божестве Христос учит прикровенно. Так, говоря о Своих последователях, Он произносит следующие слова: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Иоан. 10:28,29). По самому построению речи видно, что похитить из руки Христа равносильно похищению из руки Его Отца. Фактически, Он отождествляет эти два выражения, что даёт повод задуматься, а не одна ли это «рука», «рука» Единого Бога? Именно так и объясняет это Сам Христос, продолжая Свою речь: «Я и Отец — одно» (Иоан. 10:30). «Рука Божия» или «десница» является известным образным выражением, означающим определённую силу и могущество, а значит, и «руку Христа» следует понимать так же образно. Если до слов, стоящих в 30-ом стихе, слушатели ещё могли сделать вывод, что Иисус просто обладает неким великим могуществом, то после самой фразы «Я и Отец — одно» становится ясно, что Он отождествляет Свою силу с силой всемогущего Бога, что и приводит иудеев в бешенство (см. стих 31 и далее). Не менее провокационны и Его слова, сказанные чуть ранее: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Иоан. 10:15). Задумаемся: как Отец знает Его? Если Сын сотворён, как убеждены «Свидетели Иеговы», то очевидно, что Творец знает Своё творение досконально, в полноте, в совершенстве. Но из процитированных слов следует, что Сын знает Отца так же. Какое же творение на это способно? Как нечто ограниченное может вместить Безграничного? Общество Сторожевой Башни бессильно объяснить этот парадокс. Тяжело согласовать с учением Организации «Свидетелей Иеговы» и слова Христа о том, что Он достоин принятия равной чести с Отцом: «Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтят Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23). Здесь уместен вопрос — как мы должны чтить Отца? Конечно, как Истинного Бога! Нам следует не просто «уважительно относиться» к Нему, но совершать Ему священное служение, религиозное поклонение в истинном смысле этого слова. Значит, и Сын Божий достоин ровно того же самого, и его следует чтить как Истинного Бога. Учеников Своих Он наставлял: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Иоан. 14:1). И это не две качественно разных веры, как приучены думать «Свидетели Иеговы», иначе бы отчего Апостолам было «смущаться»? Далее Христос говорит ещё более откровенно: «Видевший Меня видел Отца... Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:9,11). Сказал же это не потому, что Он якобы просто «явил совершенные качества Бога», как учит Общество Сторожевой Башни, но потому что «в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Ничто сотворённое не может вместить в себе всю полноту Божества. Если же во Христе она пребывает, то это может означать только одно Христос — есть Истинный Бог. И этого оказалось достаточно, чтобы Апостолы поняли, уверовали и исповедовали это в дальнейшем:
Апостол Фома — «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20:28)
Апостол Матфей — «...родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их. А всё сие произошло, да сбудется речённое Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1:21-23)
Апостол Лука — «Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус» (Лук. 8:38,39); «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой... Он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его... и возрадовался со всем домом своим, что уверовал в Бога» (Деян. 16:31-34)
Апостол Иоанн — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1); «Да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан. 5:20)
Апостол Иаков — «Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа, нашего Господа славы, не взирая на лица» (Иак. 2:1)
Апостол Пётр — «Симон Пётр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр. 1:1)
Апостол Павел — «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28); «...их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5); «...ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13); «Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16); «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты» (Евр. 1:8).
В Библии имеются и другие слова Христа, указавающие на Его Божественную сущность. В Апокалипсисе Он открывается, как «Испытующий сердца» и «Первый и Последний» (Откр. 1:17; 2:8,23), а все эти титулы были ясны и понятны любому еврею той эпохи — так в пророческих книгах называл Себя только Единый Бог, Яхве (см. Пс. 7:10; Ис. 44:6; 48:12; Иер. 11:20). В Четвероевангелии мы видим, как Он Сам Себя называл «посылающим пророков» (Матф. 23:34-39), «Господом» (Матф. 7:21; 22:42-45; Иоан. 13:13) и принимал поклонение (Матф. 28:9,17; Иоан. 9:38; Лук. 24:52), говорил, что всё Писание — о Нём (Иоан. 5:39; Лук. 24:27). Если всё это в глазах «Свидетелей Иеговы» не является свидетельством того, что Иисус Христос есть Господь и Бог Истинный, то просто сложно и представить, какие же должны быть свидетельства!
- Почему Иисус нигде в Библии не назван «Богом Всемогущим»?
Почему в Библии, переведённой анонимным коллективом из Общества Сторожевой Башни, отсутствуют всякие свидетельства о всемогуществе и истинной Божественности Иисуса Христа — это тема для отдельного и интересного разговора. А в Библии, которой пользуются большинство русскоговорящих христиан, таких свидетельств предостаточно. Древнееврейское выражение «אל שדי» («Бог Всемогущий») передано в греческих Писаниях словом «παντοκρατωρ» («Вседержитель»). В Апокалипсисе Иоанна Богослова об Иисусе Христе сказано: «Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель» (Откр. 1:7,8). В этих библейских стихах говорится о скором Втором Пришествии Сына Божьего, и, как может убедиться любой, Он прямо назван Господом Вседержителем. Общество Сторожевой Башни в своём переводе Библии исказило данный текст, переведя греческое слово «κυριος» («Господь») как Иегова. Но в такой интерпретации 8-ой стих теряет связь как с предыдущими стихами, где говорится о роли Иисуса Христа и Его пришествии, так и с последующими словами Апостола Иоанна, в которых он рассказывает о явлении ему Сына Человеческого на острове Патмос и сказанном Им. По сути, 8-ой стих в прочтении «Свидетелей Иеговы» просто повисает в воздухе. Необоснованность лукавой подмены, произведённой Обществом Сторожевой Башни, обнаружится, если обратиться к заключительной главе этой книги Апостола Иоанна, где говорится: «Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний... Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» (Откр. 22:12-17). Кто же, согласно текста Апокалипсиса, должен вскоре прийти? Иисус Христос: «Покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (2:5); «Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (3:11); «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (22:20). Кто же, согласно текста Апокалипсиса, назван «Первым и Последним»? Опять-таки Иисус Христос: «Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь» (1:17,18); «Так говорит Первый и Последний, Который был мёртв, и се, жив» (2:8). Значит, «Альфа и Омега, начало и конец» в Откр. 22:12,13 и 1:8 это не кто иной как Господь Иисус Христос. Ещё один стих, где слово «Вседержитель» относится к Сыну Божьему, находится в 19-ой главе: «И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель» (Откр. 19:6). «Свидетели Иеговы», убеждённые, что в данном стихе идёт речь об Отце, оказываются в довольно затруднительном положении, поскольку из Священного Писания известно, что Он, как Бог, царствовал всегда: «Господь царствует... Престол Твой утвержден искони: Ты — от века» (Пс. 92:1,2). Единственный, чьё воцарение предвещали святые пророки, это Мессия: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится» (Дан. 7:13,14). Следовательно, слова в Откр. 19:6 необходимо рассматривать как исполнение мессианских пророчеств, то есть Иисус Христос и есть воплощённый Господь Вседержитель, Который, как Бог, царствует всегда, а как человек, воцаряется в конкретный момент земной истории. Помимо этого, в Священном Писании имеются и иные стихи, говорящие о всемогуществе Сына Божьего:
«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3) («держа всё», то есть будучи Вседержителем)
«Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех» (Иоан. 3:31) (Христос «выше всех», то есть Всевышний)
«Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол. 1:17) (если всё творение содержится Христом, то кто же Он, как не Вседержитель?)
«Мы ожидаем... Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничижённое тело наше преобразит... силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Филип. 3:20,21) (если Христос покоряет Себе всё, то есть нет ничего неподвластного Его силе, то это и означает, что Он — всемогущ)
«И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лук. 1:76) (Иоанн Креститель, как известно из Евангелия, приготовлял путь Сыну Божьему и был Его пророком)
Также Христос в Библии назван «великим Богом» (Тит. 2:13; срав. с Втор. 7:21, Дан. 2:45, Иер. 32:18 и др.), «Богом крепким» и «Господом славы» (Ис. 9:6; Иак. 2:1; 1Кор. 2:8; срав. с Пс. 28:3 и 23:8), «Спасителем мира» (Иоан. 4:42; 1Иоан. 4:14; срав. с 1Тим. 4:10 и Ис. 43:11), «Господом господствующих» (Откр. 17:14 и 19:16; срав. с Пс. 135:3 и 1Тим. 6:15,16) и Творцом (Евр. 1:10; срав. с Пс. 101:26-28). Для православных христиан всё это означает, что Христос не кто иной, как Господь Всемогущий (Вседержитель).
- В некоторых местах Библии Моисей и другие люди названы «богами» (Исх. 7:1; Пс. 81:6) — означает ли это, что они тоже части Троицы?
Читая подобные вопросы, поневоле соглашаешься со справедливостью старого афоризма: «Правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа». В данном случае составитель постарался так, что пояснять практически ничего и не требуется. Во-первых, прямо указано, что «богами» названы люди, а из этого с необходимостью следует, что применять к ним это слово в его истинном значении нет никакой возможности. Во-вторых, как уже было сказано ранее, в Боге нет и быть не может никаких «частей», поэтому никто не может стать «частью Троицы». Так что, сам вопрос подсказывает правильный, то есть отрицательный, ответ. Однако трагикомичность ситуации в том, что «Свидетели Иеговы», указывая на упомянутые библейские стихи, на полном серьёзе утверждают возможность применения слова «Бог» к лицу, не являющемуся Богом по своей сущности. То есть они говорят, что готовы признать Христа «богом» (и даже «Богом крепким») в смысле «сильной, богоподобной личностью», но при этом считают Его отдельным (отделённым) от Бога-Отца «духовным существом». Эту свою позицию они, ничтоже сумняшеся, называют «библейской», хотя, как будет показано далее, она в корне противоречит тому, о чём учит нас Господь в Священном Писании. Прежде всего, признание наряду с Всевышним ещё каких-либо «богов» является нарушением первой, наиглавнейшей заповеди: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:2,3). Специально отметим, что запрет на поклонение «другим богам» дан особо и отдельно, в 5-ом стихе той же главы. Таким образом, даже простое признание существования некоего «божественного существа», помимо Единого Бога, не говоря уже о молитвах и воздании почестей ему, однозначно выходит за рамки библейского монотеизма. Всевышний неоднократно провозглашает: «Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис. 45:5); «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня» (Втор. 32:39); «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне» (Ис. 46:9). И хотя в Библии и упоминается о филистимском боге Дагоне (Суд. 16:23), о моавитском боге Хамосе, сидонской богине Астарте (3Цар. 11:33), о Ваале (3Цар. 18:24), а также об «иных богах» (3Цар. 11:4; Иер. 19:4), однако нигде не говорится, будто они таковы, какими их считают поклонники. Они не «богоподобные существа», занимающие своё определённое место в небесной иерархии, но боги ложные, неистинные: «Все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил» (Пс. 95:5). Они никакие не «низшие божества», не «меньшие Боги», но тварные создания, которых обожествили люди: «Богами чуждыми они раздражили Его и мерзостями разгневали Его: приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши» (Втор. 32:16,17). И святой Апостол Павел точно также учит: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1Кор. 10:20), а также «Не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» (Гал. 4:8). Греческое выражение «τοις φυσει μη θεοις» дословно означает «которые природой не боги», то есть они отличаются от истинного Бога своей природой, своим естеством. «Мы знаем, — пишет о христианах Павел, — что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им» (1Кор. 8:4-6). «Свидетели Иеговы» (по научению своих религиозных руководителей) из этих слов берут себе на вооружение фразу «есть много богов и господ много» и даже не задумываются, что в общем строе речи Апостола это сказано о язычниках: это у них, в их представлениях, в их верованиях присутствует множество богов, а у христиан, напротив, нет иного Бога, кроме Единого. Итак, Павел хотя и говорит, что есть много богов, но тут же и объясняет, каковы они — «так называемые боги», то есть боги только по названию, но не по действительной своей сущности, ложные божества. Из слов Священного Писания со всей очевидностью следует, что в этом вопросе среднего не дано. Нельзя быть «чуть-чуть» или «немного» Богом, потому что, как ранее было показано Он не состоит из элементов, частей, долей или порций. Поэтому никакие земные масштабы, в которых Организация «Свидетелей Иеговы» привыкла измерять Божественность, совершенно не уместны. Сквозь всё Священное Писание проходит красной нитью истина, которую Общество Сторожевой Башни никак не хочет признавать: любой бог, кроме ЙХВХ, есть бог ложный, лжебог. В доказательство рассмотрим несколько примеров, в том числе и те, на которые ссылаются «Свидетели Иеговы»:
- «Многие... поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево» (Филип. 3:18,19)
Из контекста ясно, что чрево не является истинным Богом, равно как и не является «богом» в каком-то выдуманном Обществом Сторожевой Башни «нейтральном» смысле, поскольку Апостолом здесь осуждаются те, кто потворствует своим страстям и плотским побуждениям. Христа же чтить и поклоняться Ему не только не возбраняется Писанием, но, наоборот, даже предписывается (Пс. 2:12; Иоан. 5:22,23; Евр. 1:5,6; Откр. 5:13). Если бы Он был одним из сотворённых существ, то подобное отношение к Нему должно осуждаться, как мерзость в глазах Бога-Отца. Но в Священном Писании нет двойных стандартов, поэтому если Отец говорит кому-то (небесным созданиям или людям) «Поклоняйтесь Ему!», то эти слова означают для всех, кто хочет познать истину, что Его Сын является истинным Богом.
- «...Для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» (2Кор. 4:4)
В этом стихе речь идёт о сатане, которого Господь Иисус Христос назвал «князем мира сего» (Иоан. 12:31). Неверующие в истинного Бога служат сатане так, что он становится объектом их поклонения, их «Богом». Смысл этого слова здесь — ограничительный, то есть он является божественным существом для тех, кто его таковым считает. Но нигде он не называн богом по естеству. О Христе же говорится иное: Он — «Господь всех» (Деян. 10:36) и «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим. 9:5); «в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9). Эти понятия применены к Нему не в ограничительном, а в самом прямом смысле, поскольку у Него есть абсолютно все качества, присущие истинному Богу.
- «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком» (Исх. 7:1)
Это ключевой для представителей Общества Сторожевой Башни текст: видите, говорят они, Сам Господь объявляет человека «богом»! В этом они видят оправдание для себя, чтобы называть Единородного Божьего Сына «Богом сильным», «великим Богом» (хотя, по сути, считают Его всего лишь самым первым Ангелом, сотворённым лично Иеговой). Присмотримся, между тем, к библейским словам, на которые так сильно уповают «Свидетели Иеговы». Для кого же Моисей поставлен «богом»? Разве для евреев? Фараон-то, он кто: монотеист или язычник? Конечно же язычник, обожествлявший то, что по своей сущности Богом не является. А значит, слова Господни Моисею обретают следующий смысл: Я дам тебе такую власть, что фараон будет бояться тебя, как и одного из своих — то есть мнимых — богов. Другими словами, из самой фразы видно, что «божественность» Моисея была ограничена рамками представлений фараона-язычника. К Сыну-Слово понятие «Бог» употребляется в Священном Писании всегда без действия со стороны кого-либо вышестоящего: «...и Слово было Бог» (Иоан. 1:1); «Бог явился во плоти» (1Тим. 3:15); «Церковь Господа и Бога» (Деян. 20:28) и т. п. Нигде в Библии мы не найдём, что бы о Нём было сказано «Ты будешь им Богом» или «Я поставлю Тебя богом».
- «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы» (Пс. 81:6)
Этот стих также активно используется «Свидетелями Иеговы». Однако далее по тексту сказано: «...но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей» (стих 7), то есть продолжение фразы опять-таки указывает на то, что речь идёт о «так называемых богах» (в данном случае, это слово отнесено Господом Вседержителем к неправедным судьям). О Сыне же сказано, что Он «Единородный Бог, сущий в лоне Отца» (Иоан. 1:14, ПЕК), «Он есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан. 5:20, ПЕК), что ещё раз подчёркивает, что у Отца и Сына одна и та же природа.
Таким образом, учение о том, будто рядом с Всевышним сосуществуют какие-то боги, является измышлением Общества Сторожевой Башни и никакого основания в Священном Писании не имеет. В Библии в положительном смысле слово «Бог» применено только к Единому Богу, Пресвятой Троице — Отцу, Сыну и Святому Духу. Все же прочие, если и названы «богами», то в отрицательном смысле, как боги ложные. Кто-то бог для фараона, кто-то бог «чрева» или «века сего». Это всё «так называемые», то есть ложные боги. Интересная картина в итоге получается. Христиане вслед за пророком Моисеем провозглашают: «Знай ныне и положи на сердце твоё, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет ещё кроме Его» (Втор. 4:39). А «Свидетели Иеговы» говорят: «Нет, есть много богов и господ много!» Христиане вслед за царём Соломоном исповедуют: «Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу» (3Цар. 8:23). А «Свидетели Иеговы» твердят: «Нет, на небесах есть подобный Богу — это Архангел Михаил; он является богоподобным, божественным». Пусть же сторонний наблюдатель сам решит, чья позиция является подлинно библейской.
- Если Христос во всех отношениях равен Богу, то почему он утверждает, что его учение не его, а пославшего его? Как Бог может нести чужое учение? (Иоан. 7:16)
Прочитаем указанный стих в контексте: «И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Моё учение — не Моё, но Пославшего Меня; Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сём учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нём» (Иоан. 7:16-18). Остановимся подробнее на выделенных моментах. Христос к недоумению иудеев знает Писание потому, что Сам некогда и дал Его, открывшись сперва Моисею с именем Яхве, а затем и всем прочим пророкам (Иоан. 12:39-41; срав. Ис. 6). Проповедуемое учение Он привычно называет Своим — «Моё учение», так как и раньше говорил «слово Моё» (Иоан. 5:24; Матф. 7:24) и «научитесь от Меня» (Матф. 11:29), но далее прибавляет — «не Моё», чтобы слушающие не подумали, будто говорит всё Сам от Себя, сплетая искусно слова, дабы возвыситься в их глазах и снискать земную славу. Отклоняя от Себя такие подозрения и обращая их мысли на Отца, Он как бы говорит: «Учение, которое кажется вам Моим собственным измышлением, не таково на самом деле, оно — не изобретение ума человеческого; но поскольку вы думаете обо Мне, как о простом человеке, то примите эти слова не как Мои, но как слова Пославшего Меня, то есть Отца». Таким образом, Христос принёс в мир не «чужое учение», а Своё, которое при этом было и учением Его Отца, так как Сын и Отец суть есть одно (Иоан. 10:30), а потому то, чем обладает Отец, тем и обладает Сын (Иоан. 16:15; 17:10).
- Если Христос и Бог равны, то почему только Бог посылает Христа для выполнения поручений, а не наоборот (Иоан. 17:4; 1Иоан. 4:9)?
Рассмотрим цитаты из Библии, приводимые «Свидетелями Иеговы», в контексте: «После сих слов Иисус возвёл очи Свои на небо и сказал: Отче! пришёл час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя... Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоан. 17:1-4); «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него... И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (1Иоан. 4:9-14). Итак, речь в данных стихах идёт о том, что Отец послал на землю Сына для спасения мира. Это не опровергает Их единство и тождественность по сущности. Когда мы в Библии читаем, будто Бог имеет уста, руки, ноги, будто Он перемещается в пространстве, переходит с места на место, то, конечно, не представляем всё это буквально, но воспринимаем антропоморфные образы, как Божье снисхождение к немощи человеческого ума, неспособного постичь и представить реалии Божественного бытия. Всё, что относится к Богу, следует понимать богоприлично, это относится и к посыланию в мир Отцом Сына. Он «послан» как слово из ума, без отделения или изменения природы (сущности). Как ум, выражая вовне слово, не лишается его, оставаясь бессловесным, и слово сохраняет выраженный в нём ум, так и Сын Божий (Слово, Логос) посылается в мир, неразлучно пребывая при этом в Отце и всё всегда нераздельно с Ним совершая. Потому и говорит: «Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан. 14:10), «Пославший Меня есть со Мною, Отец не оставил Меня одного» (Иоан. 8:29) и прочее. «Поручил» понимаем не в смысле «дал задание», «приказал», а в смысле «доверил» (а значит, Христос единосущен Отцу, потому что весь мир может спасти только Бог, а не Ангел). Отцу нет необходимости приказывать что-то Сыну, поскольку Тот в совершенстве знает Отца и имеет с Ним общую волю. Христос пришёл не потому, что Он получил задание от вышестоящего «начальства», а, прежде всего, потому, что Сам захотел прийти. Добровольность Его пришествия на землю показана во многих местах Священного Писания. Так, например, Апостол Павел пишет: «Христос возлюбил нас и предал Себя за нас» (Еф. 5:2), «Он, будучи образом Божиим... уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Филип. 2:6,7). И Сам Спаситель говорит: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» (Иоан. 10:17,18), а также «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас» (Иоан. 15:9). Почему вочеловечилась именно Вторая Ипостась Единого Бога? Очевидно, потому что рождение является ипостасной особенностью Сына (Логоса), а не Отца или Святого Духа. Богу было угодно, чтобы по плоти родился Тот, Кто предвечно рождён по Божеству.
- Если Иисус равен Святому Духу и Отцу, то почему только Святой Дух хулить нельзя (Матф. 12:31,32)?
Если вдуматься как следует в этот вопрос, то станет понятно, что он ставит под сомнение не только Божественность Христа, но и Божественность Бога-Отца. Ведь в упомянутом стихе сказано, что людям может быть прощён «всякий грех и хула», то есть хула на Святого Духа противопоставляется любому другому роду хулы, включая и хулу на Бога-Отца. Следуя логике приведённого вопроса-возражения, это должно доказывать, что Отец «менее божественен», чем Святой Дух! Вот к какому абсурду приводят изыскания приверженцев Общества Сторожевой Башни, любящих вырывать из Священного Писания отдельные фразы и превратно их истолковывать. Но они этого не замечают; они даже не видят, что взятый ими библейский стих опровергает их собственное учение о безличности Святого Духа (ведь если бы Он был безликой, неразумной силой, то как её вообще можно было оскорбить? И как можно сравнивать оскорбление личности и поношение в адрес чего-то неодушевлённого, причём говоря, что второе гораздо хуже первого?). Это происходит оттого, что «Свидетелей Иеговы», к сожалению, более заботит не то, о чём в действительности говорится в Писании, а то, как его текст использовать против ненавистного ими христианства. Всякий раз, приступая к словам Библии, нужно, во-первых, определить аудиторию, во-вторых, рассмотреть цель говорящего и, в-третьих, принять во внимание немощь слушателей. Читаем, что сказано у евангелиста Матфея: «Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула [«веельзевулом», ПЕК], князя бесовского» (Матф. 12:24) Итак, ответные слова Христа обращены к фарисеям, от нападок которых Он защищается: «Если сатана сатану изгоняет, то он в самом себе разделился: как же устоит царство его? И если Я веельзевулом изгоняю бесов, сыновья ваши кем изгоняют? Поэтому они вам будут судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, значит, достигло до вас Царство Божие» (стихи 26-28, ПЕК). Фарисеи Отца не хулили, но, напротив, называли себя Его чадами и гордились, что соблюдают Его заповеди (Иоан. 8:41). Поэтому дальнейшие слова Иисуса Христа не касаются Бога-Отца; Он рассматривает только слова против Себя и против Своего Духа. Злословие иудеев в Свой адрес Он называет простительным, поскольку Сам скрыл Свою Божественность немощным человеческим естеством. Не зная, откуда и Кто Он, они видели в Нём лишь человека и насмехались над Ним, как над человеком. О Духе же иудеи к тому моменту получили уже достаточное познание, так как всё, что ни говорили древние пророки, они говорили по внушению Духа, и совершали знамения и чудеса Его помощью. Поэтому из ветхозаветных Писаний фарисеи имели о Нём очень ясное представление и знали Его плоды. Несмотря на это, они по своей великой злобе приписали Его действие сатане. К тем же, кому было открыто, что Христос есть Всемогущий Бог, обращены совсем другие слова: «Если отвергшийся Закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему... наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия... и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:28,29). Из слов Апостола прекрасно видно, что оскорбление Сына и Святого Духа поставлено на один уровень и влечёт за собой кару гораздо тяжелее смертной. Хуже, чем смерть, могут быть только вечные муки в геенне — вот какому наказанию подвергнется виновный против Сына Божия! Значит, напрасно тешат себя надеждой «Свидетели Иеговы», что простится им их попирание Владыки-Христа, Которого они называют творением и слугой Бога, а не Самим истинным Богом и Господом, единосущным и совечным Отцу. А ведь когда-то большинство из них было крещено во имя Святой Троицы, а значит, и во имя воплотившегося Бога-Сына. Но Апостол Пётр говорит об уклонившихся в какое-либо лжеучение: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Петр. 2:21). И Сам Христос говорит: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:48). С этой позиции и следует понимать слова Спасителя в Матф. 12:31,32.
- Если Христос и Бог — одна и та же личность, то кому Христос молился (Марк. 14:36)? Может ли одно лицо Троицы молиться другому?
Господь Иисус Христос есть воплотившийся Бог, но, при этом, Он и Его Отец это два разных Лица. Его молитвы совершались ради нас, и имеют важное назидательное значение. Было бы странно, если называющий Себя Путём и Истиной, призывавший следовать за Собой и учивший других молится, Сам не явил бы в Себе образец послушания и молитвы к Богу (Лук. 9:23; Матф. 26:41). Хороший учитель наставляет не только словом, но и делом. Сам же Он не нуждался в молитве, что видно из Его слов, сказанных перед чудом воскрешения Лазаря: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Иоан. 11:41,42). Прежде же вочеловечивания Слова нигде в Писании не видно, чтобы Он молился Отцу, но показано равноправное общение Лиц Святой Троицы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26); «И сказал Господь... сойдём же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11:6,7); «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс. 109:1) и т. п.
- Если Христос и его Отец — одна личность, один Бог, то как Христос мог сослаться на закон о «двух свидетелях» (Иоан. 8:17,18)?
Ошибка «Свидетелей Иеговы» заключается в том, что они отождествляют понятия «сущность» и «лицо». Они считают, будто обладать сущностью Бога может только одно Лицо — Отец («Иегова»). А раз Его Сын является иным Лицом, то Он либо вовсе не Бог (а, например, самый важный Ангел), либо «другой Бог», «меньший Бог». «Свидетели Иеговы» никак не могут осознать, что существует и альтернативная возможность, когда два лица обладают одной и той же сущностью во всей её полноте, не деля и не дробя её. Сын не «другой Бог», как думают те, кто так и не понял, чему учит подлинное христианство, а тот же самый Бог, что и Отец (хотя Сын и знает, что Он не Отец, как и Отец знает, что Он не Сын).
- Если Христос и Бог — одна и та же личность, то кто воскресил Христа из мёртвых (Деян. 2:24; 1Кор. 6:14)?
Во-первых, Сын и Отец не являются «одной и той же личностью» (см. вопросы №24 и №25). Во-вторых, «Свидетели Иеговы» заблуждаются, если думают, будто Христа воскресил только Бог-Отец. В Библия, знанием которой они так гордятся, говорится не совсем так. Да, в ней сказано, что Отец воскресил Своего Сына, Иисуса Христа (Деян. 3:26; Гал. 1:1; 1Фесс. 1:9,10), но также есть говорится, что это совершилось Духом Святым, животворящим (Рим. 8:11; Иоан. 6:6; 2Кор. 3:6), и что Он Сам воскрес (Марк. 16:6; Лук. 24:34; Рим. 6:4; 1Фесс. 4:14), как ранее и предсказывал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его... А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это» (Иоан. 2:19-22). Итак, кто же воскресил Христа из мёртвых? Отец, Сын и Святой Дух — Единый Бог, то есть Пресвятая Троица. Воскресение Христа из мёртвых это результат единого действия всех Трёх Лиц, поэтому Апостолы николько не погрешали против истины, когда в своих посланиях исповедовали, что Сына воскресил Отец, так как Он всё творит не без участия Сына и Духа.
- Почему всемогущий Бог не мог воскресить себя сам и ему потребовалась помощь со стороны?
Именно всемогущий Бог Себя и воскресил — Христос, по Божеству единый с Отцом и Святым Духом, воскресил Самого Себя по человеческому естеству (см. предыдущий вопрос).
- Как Бог может что-то дать Христу, который равен ему? Если одно лицо даёт что-то другому, не означает ли это, что второе лицо изначально этим не обладало (Иоан. 3:35; 5:22; Деян. 2:33; Фил. 2:9; Откр. 1:1)?
Вопросы «Свидетелей Иеговы» могут меняться в зависимости от обстоятельств, неизменным остаётся только одно — их незнание критикуемого ими учения (или же сознательная ложь на него). Они упорно пытаются приписать Церкви какую-нибудь давно анафематствованную ересь: то модализм (будто православные христиане верят, что воплотившийся Сын это и есть Бог-Отец), то тритеизм (будто бы Церковь учит, что Три Божественные ипостаси обладают не одной сущностью, а тремя одинаковыми), то ещё что-то чуждое христианской вере. Это, конечно, легче, чем попытаться привести хоть сколь-нибудь убедительную и серьёзную богословскую критику ортодоксальной догматики. В данном случае «Свидетели Иеговы», слыша, как христиане исповедуют Христа Богом, норовят вменить им заблуждения еретиков-докетов: якобы Сын Божий принял лишь человеческий образ, внешний вид, но по сущности Он человеком так и не стал. Однако Церковь Божья такому не учит. Православная вера заключается в том, что Сын Божий, будучи по Своей сущности Богом, в определённый момент времени включил в Себя полноценную человеческую природу (плоть, оживлённую разумной душой), став для неё ипостасью. Другими словами, в Сыне соединены две природы — природа истинного Бога и природа истинного человека. Именно это и называется в Православии «воплощением». То, каким образом, Божественная Ипостась может быть ещё и ипостасью другой — человеческой — природы, то есть каким образом Сын Божий имеет в Себе две природы и сохраняет их соединёнными, нам не открыто. Поэтому Церковь выражает эту тайну только в апофатических (отрицательных) терминах: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». А раз Христос воистину сделался человеком (не перестав быть Богом, как сказано ранее), то в этом смысле к Нему будут справедливы и слова о помазании Духом Святым, о принятии имени (власти, славы и т. п.), ибо всё это не свойственно нашей природе, но даётся как бы извне. Рассмотрим подробнее те места Библии, на которые ссылаются «Свидетели Иеговы»: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Иоан. 5:22). Далее же говорится: «И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (стих 27). Следовательно, право судить Христос получает как человек: это является особым основанием, в силу которого Он будет Судьёй над всеми людьми. Судить всех может лишь Бог, но — Бог воплотившийся, ставший причастным тяготам земной жизни. Другой текст, к которому апеллируют «Свидетели Иеговы»: «Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (Деян. 2:33). Эти слова Апостола Петра представляют собой часть его проповеди перед иудеями. Вот как он начинает свою речь: «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим» (стих 14). И далее продолжает: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (стихи 22 и 23). Итак, слушатели здесь — иудеи, и цель речи Апостола заключалась в том, чтобы доказать им, что Господь Иисус и есть обещанный пророками Христос (Мессия). Поэтому естественно, что Пётр начинает говорить о Нём сперва как о простом человеке: «Иисуса Назорея» вместо «сшедшего с небес Сына», «Мужа» вместо «Сына Божиего», а также «Сего... вы убили», указывая со всей очевидностью на естество человеческое, потому что Божественная сущность не умирает и не страдает. Одним словом, каким они (иудеи) Его знали, таким Апостол и описывает Его. Приведя же слова пророков о том, что Мессии надлежало умереть, воскреснуть и вознестись на небеса, Пётр указывает на исполнение этих пророчеств: «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» (стихи 32 и 33). Воскресение из мёртвых, вознесение на небеса и всё остальное, о чём здесь говорится, относится ко Христу по человеческой сущности. Следующий текст, на который ссылаются «Свидетели Иеговы», необходимо рассматривать в совокупности с предшествующими и последующими библейскими стихами: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филип. 2:6-11). Эти слова Апостола Павла не только не помогают сторонникам Общества Сторожевой Башни, но и, наоборот, обличают их заблуждение. Ведь он пишет, что Сын «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу», то есть не считал Своё равенство с Богом-Отцом кражей, присвоением чужого, посягательством на Божье достояние. Напротив, для Него, как для образа Божьего, это было совершенно нормальным положением дел. Однако Он «уничижил Себя Самого», «смирил Себя», восприняв нашу тварную природу, не только сделался рабом, но принял крестную смерть — позорную, проклятую, предназначенную беззаконникам. После этих слов Апостола становится ясна вся абсурдность рассуждений духовных лидеров «Свидетелей Иеговы» о том, что-де Сын воплотился не добровольно, а под давлением авторитета и превосходящей власти Отца, исполняя Его «задание» или «распоряжение». Итак, то, на что указывают здесь «Свидетели Иеговы», сказано о воплотившемся Слове: «Не как Сын Божий приял Он то, чего прежде (будто) не имел; но как человек приял Он то, что имел как Бог» (блаж. Феодорит Кирский, "Толкование на послание к Филиппийцам"). И ещё один текст, упомянутый в вопросе: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре» (Откр. 1:1). Здесь совсем просто — Бог открывает тайны Своим рабам через Иисуса Христа, потому что Он есть живое Слово Божие; Апостол далее Его так прямо и называет (см. Откр. 19:13). Подобно тому, как и наше слово говорит и выражает только то, что предлагает ему ум, так и Сын выражает в точности имеющееся в Уме, то есть Отце. Отдельного рассмотрения требует фраза, записанная в Иоан. 3:35 («Отец любит Сына и всё дал в руку Его»), потому что ничто в тексте не указывает на возможность отнесения этих слов ко Христу ради Его человеческого естества. Скорее, наоборот: называние Его «Сыном» и «Приходящим свыше» говорит в пользу того, что речь идёт о внутритроичных отношениях. Мысль, заключённую в этих словах Евангелия, следует понимать следующим образом: Отец «всё дал» Сыну по сущности, как рождающий даёт всё своё рождённому. Так как Сын имеет бытие от Отца и в Отце, то естественно говорится, что Он и всё, что имеет, имеет от Своего Отца: «А даёт Отец Сыну всё Своё таким образом, как и человек мыслится дающим рождённому от него дитяти свойства человечества или как об огне говорится, что происходящей из него по действенности теплоте он даёт особенности своей природы» (св. Кирилл Александрийский, "Толкование на Евангелие от Иоанна"). «Свидетели Иеговы» указывают, что само слово «дал» свидетельствует о том, будто бы второе лицо изначально не обладало тем, что ему «даётся» от первого. На это можно ответить так: если вы предпочитаете понимать это слово плотски, по-земному, человекообразно, перенося наш житейский опыт на Бога, то тогда должны признать, что коль скоро второе лицо получает то, чего прежде не имело, то и первое лицо, отдавая, лишается своего имущества; раз признаёте буквальность первого, то обязаны признавать и буквальность второго. А иначе, где же последовательность? Итак, если Отец «отдал всё» в руки Сына, то, следуя логике «Свидетелей Иеговы», Сам остался ни с чем! Выходит, Сын не может быть Богом, потому что получил то, чего ранее не имел, а Отец тоже не может быть Богом, ибо всё отдал Сыну. И Святой Дух, по уверениям Общества Сторожевой Башни, Богом быть никак не может, потому что Он якобы даже не личность. Спрашивается, так кому же тогда поклоняются «Свидетели Иеговы»?!
- Если Бог и Христос равны, то как Бог может «соделать» Христа кем-либо (Деян. 2:36)? Как понимать фразу, что Бог «возвысил» Христа (Деян. 5:31)? Раньше Христос был ниже, или теперь он стал даже выше Бога?
Вопрос сходен с предыдущим, потому и ответ на него аналогичен. Как в Деян. 2:36, так и в Деян. 5:31 апостольские слова адресованы к иудеям, и для удобства их восприятия был выбран такой оборот речи. Суть его довольно проста: тот Человек, которого вы распяли, оказался Господом и Христом, ибо Он умер и воскрес, а ныне пребывает в Божьей славе. Это нисколько не ставит под сомнение равенство Отца и Сына. Иисусу Христу по Божественной сущности, конечно, «возвышаться» некуда, потому что Он есть извечный Бог. По воскресении же возвышается Его человеческая природа, униженная страданиями, смертью и неверием иудеев. «Превознесение» означает, что и человеческое Его естество введено в славу и силу Божества, но поскольку это естество сделалось Его собственным через неложное воплощение, то возвышение этого естества справедливо здесь называется возвышением Самого Христа.
- Если Христос равен Богу, то как Бог мог «поставить его наследником» (Евр. 1:2)?
Мысль Апостола станет яснее, если главу прочесть с самого начала: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:1-4). Невозможно не заметить, что акцент в этих словах сделан на воплощение Единородного Сына Божия. Пока Он жил на земле, среди людей, то открывал людям волю Божью; когда же по страдании Он воскрес, вознёсся на небеса и сел одесную Отца, то тогда стал наследником всего. Следовательно, введён в господство над всем Христос как человек (по Божественному Своему естеству Он и так был Господом всего мира). Об этом же и Сам Он сказал по воскресении: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). Если бы слова Священного Писания ограничились только указанием на то, что Он — наследник всего, то «Свидетели Иеговы» имели бы извинение, однако, сказав о человеческом в лице Спасителя, Апостол возводит ум слушателя к Божественному, говоря, что через Сына сотворено само время. А если так, то, следовательно, Сам Он есть прежде всех веков, то есть вечен. Но вечность имеет место только в Боге, значит, Он есть Бог. Общность Отца и Сына богодухновенный автор выражает, подыскав наиболее удобные и понятные выражения: «сияние славы» и «образ ипостаси». Хотя никакие слова Писания не способны выразить тайну Божьего бытия, однако могут помочь нам уяснить её для себя (до известной степени), через ряд знакомых земных образов. Отец — слава, Сын — сияние; здесь одно неотделимо от другого. Подобно тому, как когда над землёй появляется солнце, и сразу видимым становится и свет, сияние от него, так и Сын соприсущ вечному Своему Отцу. Нельзя помыслить их Друг без Друга, так как и сияние светит всегда одновременно с сияющим. А для большей ясности равенства Отца и Сына Апостол употребляет выражение «образ ипостаси»: как мы в зеркале видим собственную ипостась во всей точности, целиком, так и Отец отображён в Сыне весь, как есть, существенно, всем Своим Божеством (Божественной сущностью). Понятно, что это несовершенный пример, но даже на его основе нетрудно сообразить — идеальным отображением Бога будет только Сам Бог. Иными словами, Апостол нам как бы говорит: да, Отец поставил Сына наследником, но Он и Сам — Бог; приемлет владычество как принявший наше естество, но, будучи Творцом веков, Сам же есть извечный Владыка и наследодатель.
- Согласно Рим. 8:17, христиане тоже наследники Бога и «сонаследники» Христу — означает ли это, что они тоже равны Богу и часть Троицы?
Как уже было сказано ранее, Христос есть наследник Бога-Отца по человеческому естеству, так как Он Его Сын по естеству Божественному. Мы же можем наследовать обетования Божии и войти в Царство Небесное только после усыновления Богу. На это указывает Апостол Павел несколькими стихами ранее: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим. 8:14-16). Усыновление Богу не означает изменения нашего человеческого, тварного естества в нетварное. Наша природа никогда не станет Божественной, однако она получит свойство Божественной природы (вечное блаженство) по благодати, как дар.
- Если Христос равен Богу, то почему он сам признаёт, что Отец «больше» него (Иоан. 14:28)?
Внимательно рассмотрим, что сказал Господь Иисус Христос Своим ученикам: «Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня». Прежде всего, обращают на себя слова «иду к Отцу». Это указание на Его предстоящее Вознесение. Но вознёсся Христос телом, то есть по Своему человеческому естеству (по Божеству Он всегда неразлучен с Отцом, и Божеству неприсуще перемещение в пространстве), а значит, Он говорит о Себе, как о человеке. И потому совершенно естественно, что Иисус Христос, как человек, признаёт верховенство власти и авторитет Бога-Отца. Второй момент, обращающий на себя внимание: Христос говорит ученикам, что те должны были бы радоваться тому, что Он уходит к Отцу. Но какую же это могло принести им радость и какое утешение? Не всё ли равно Он останется «меньшим»? Другое дело, если Он ведёт речь о Своём человеческом естестве: «Радуйтесь, что Я, истинный Человек, вскоре взойду на небеса и открою и вам путь, ведь вы сродны мне по плоти. Моё телесное вознесение есть свидетельство прославления человеческого естества». Третий момент это, собственно, сами слова: «Отец Мой более Меня». Подобное высказывание было бы неуместным из уст сотворённого существа, ведь и так понятно, что любой создатель во всех отношениях более велик, чем творение его рук. Тем паче, что «Свидетели Иеговы» утверждают, будто Апостолы с самого начала верили в то, что Христос есть «второстепенная могущественная духовная личность». Какую же тогда новость Он им сообщил, сказав, что Отец «более» Его? Что удивительного в признании «самого великого человека, который когда-либо жил» собственной малости и незначительности в сравнении с Богом? Иное дело, если из двух равных по природе лиц один сам себя смиряет перед другим (тем более это будет естественно, если речь идёт об отце и сыне). Только в таком контексте слова, сказанные Сыном Божьим, приобретают логику и смысл.
Интересно, что, задавая свои «разоблачительные» вопросы, «Свидетели Иеговы» никак не могут определиться с тем, в чём же заключается критикуемое ими учение: Отец и Сын являются одной и той же личностью или разными. Они то спрашивают, как Иисус мог молиться Самому Себе, то вдруг интересуются, как Он может быть во всех отношениях равным Отцу! Такие странные колебания обусловлены, очевидно, тем, что Общество Сторожевой Башни не осмеливается честно рассказать им о настоящем православном христианском учении о Боге. Общество и по сей день в своих журналах обличает некое учение, им самим придуманное, которое недостойно пытается выдать за церковное.
Продолжение читайте в следующей статье.
|