«Братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17-18)
Последняя порция хитрых вопросов от «Свидетелей Иеговы» касается ортодоксального богословия о Святом Духе. Как известно из Писания, хула в отношении Третьего Лица Троицы есть величайшая из всех опасностей (Марк. 3:28,29). Отвергая апостольское учение, бережно сберегаемое доныне в Церкви ХристовоЙ, Организация «Свидетелей Иеговы» последовательно отрицает не только Божественность, но и ипостасность Духа Святого, придавая Ему роль некой чудодейственной силы, исходящей от Бога. В этой статье будет показано, что они при этом игнорируют обширное свидетельство Священного Писания.
- Если Святой дух — часть Троицы, то почему Стефан видит на небе только Бога и Христа, но не видит святой дух в виде третьего лица (Деян. 7:55)?
Очень плохо, что «Свидетели Иеговы», когда задают свои вопросы, не обращаются к Библии, а цитируют заготовки из бесчисленной полиграфии Общества Сторожевой Башни. Неужели они, хвастающие своим исключительным знанием Священного Писания, никогда не читали, что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18)? Возможно ли, чтобы в международной религиозной организации, утверждающей, будто только в ней ведётся настоящее и всестроннее «изучение слова Божьего», ни одна живая душа не встречала в Евангелии слов Христа: «Не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца» (Иоан. 6:46)? Может «Свидетели Иеговы» просто не поняли смысла этой фразы — что Отца никто не видел, кроме Сына? Так на этот случай у нас есть святой Апостол Павел, который прямо написал, что Бог обитает в неприступном свете, и Его никто из людей не видел и видеть не может (см. 1Тим. 6:16). Как же они после этого смеют что-то там лепетать про то, как «Стефан видит на небе... Бога»? Нет, безусловно, православные христиане готовы согласиться с такой мыслью, но лишь в том смысле, что первомученик Стефан видел Иисуса Христа — воплощённого Бога. Да и то, речь может идти только о созерцании Господа по Его человеческому естеству («вижу ...Сына Человеческого» (Деян. 7:56)), ибо Божественная сущность Сына Божия недоступна непосредственному восприятию. Следует заметить, что выражение «одесную Бога» не служит указанием на некое пространственное расположение, поскольку Бог, как известно, бестелесен, у Него нет ни «правой», ни «левой» стороны. На духовном языке Писания эти слова обозначают ту сопрестольную честь, которой удостоено человеческое естество в Сыне. Итак, ответ «Свидетелям Иеговы» и Обществу Сторожевой Башни весьма прост: первомученик Стефан видел на небесах Второе Лицо Святой Троицы, Сына Божия по Его человеческому естеству.
- Почему ни один библейский пророк ни разу не видел в видении святой дух, который бы передвигался и разговаривал, как человек или ангел?
Можно подумать, что если бы в каком-нибудь пророческом видении Святой Дух предстал бы в ангельском облике, то «Свидетели Иеговы» немедленно раскаялись в своём заблуждении! Свежо предание, да верится с трудом. Скорее они поспешат придумать очередную отговорку в стиле «Это же видение, там всё глубоко символично!». За конкретными примерами подобной лукавой изворотливости представителей Общества Сторожевой Башни и ходить далеко не надо — достаточно ознакомиться с их комментариями на видение Апостола Иоанна, в котором он видит души убиенных христиан (Откр. 6:9-11) или с их объяснением явления души пророка Моисея при Преображении Господнем (Матф. 17:1-3). Тем же, кто верит всё-таки слову Божьему, а не его пересказу в «Сторожевой Башне», с удовольствием покажем, где в писаниях святых мужей Святой Дух выступает в антропоморфном образе. Прежде всего, обратимся к видению пророка Исайи: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм... И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:1,9,10). Однако, по словам Апостола Павла, эти слова через Исайю сказал не кто иной, как Сам Дух Святый (Деян. 28:25-27), а это означает, что фигуру на престоле, описанную у пророка, следует и нам воспринимать как видимый образ Третьего Лица Пресятой Троицы. В этом видении есть всё, что требуется для полного и безоговорочного разоблачения богохульной ереси Общества Сторожевой Башни: Святой Дух показан сидящим на престоле и разговаривающим с пророком, словно человек; кроме того, у Исайи Он назван «Господом» (в оригинале стоит тетраграмма — ЙХВХ). Другой похожий случай описан у святого пророка Иезекииля. В то время, когда он находился у себя в доме, ему было дано узреть Духа Божия: «И увидел я: и вот подобие [мужа], как бы огненное, и от чресл его и ниже — огонь, и от чресл его и выше — как бы сияние, как бы свет пламени. И простёр Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землёю и небом, и принёс меня в видениях Божиих в Иерусалим...» (Иез. 8:2,3); «И нисшёл на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь: что говорите вы, дом Израилев, и что на ум вам приходит, это Я знаю» (Иез. 11:5). В этих видениях Дух также представлен в виде огненной фигуры, похожей на человеческую и разговаривающей с пророком напрямую. Наконец, можно напомнить «Свидетелям Иеговы» явление Бога патриарху Аврааму в виде трёх странников: «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрёл благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:1-3). Авраам, обращаясь к Троим, говорит при этом как бы к одному — «Владыка!». Святоотеческая экзегеза видит в этом случае Богоявления одно из первых прикровенных указаний на Божье триединство. Однако наиболее полно и явно Святой Дух как Лицо открылся в Новом Завете. Тезисно обозначим основные доводы из Священного Писания, опровергающие учение Организации «Свидетелей Иеговы» по данной теме:
1) Святой Дух упоминается наравне с другими личностями: с Апостолами (Иоан. 15:26,27; Деян. 5:32; 15:28), с Отцом и Сыном (Матф. 28:19; Иоан. 14:16,17; 1Петр. 1:2; 2Кор. 13:13).
2) Святой Дух обладает характерными признаками личности: умом (Рим. 8:27; 1Кор. 2:10,13), волей (Деян. 15:28; 16:6; 1Кор. 12:11), а главное — осознанием Самого Себя реальным лицом, а не абстрактной силой, на что указывают личные местоимения «Я» и «Мне» (Деян. 13:2).
3) Святой Дух активно проявляет себя как личность: говорит (2Цар. 23:2; Марк. 13:11; Деян. 13:2; 1Тим. 4:1), учит (Иоан. 14:26), свидетельствует (Иоан. 15:26; Рим. 8:16), утешает (Иоан. 14:26; Деян. 9:31), радуется и любит (1Фесс. 1:6; Рим. 15:30), ходатайствует (Рим. 8:26), исследует (1Кор. 2:10). При этом в Рим. 8:16 и 8:26 используются определительные местоимения «сей самый» и «сам», которые подчёркивают, что данные действия совершает именно Святой Дух.
4) К Святому Духу относятся, как к личности: слушаются Его (Деян. 13:4; 20:22), пытаются обмануть (Деян. 5:3), противостоят (Деян. 6:10; 7:51; Ис. 63:10), оскорбляют (Матф. 12:31; Еф. 4:30; Евр. 10:29). Можно представить себе послушание или сопротивление какой-то безликой силе, но ей невозможно солгать и её нельзя оскорбить.
- Если святой дух — личность, то почему он никогда не воплощался в разумное создание, как Христос и ангелы, но всегда только в неразумные (голубь, огонь и т. д.)?
Во-первых, «Свидетелям Иеговы», если они хотят быть понятыми сами и понимать других, неплохо бы перейти на корректную терминологию. Глядишь, и путаницы в их головах (а заодно и нелепых вопросов к христианам) поубавится. Святой Дух ни в кого не воплощался: «И увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него» (Матф. 3:16); «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго» (Деян. 2:3). Для любого здравомыслящего человека очевидно, что выражения «как голубь» и «языки как бы огненные», нужно понимать в том смысле, что Святой Дух на самом деле ни голубем, ни огнём не был, но только выглядел так, имел такой наружный вид, образ. Воплотилось только одно Лицо Пресвятой Троицы — Сын-Слово; это было беспрецедентное Божье чудо (Иоан. 1:14). Во-вторых, чтобы быть личностью (лицом) не нужно принимать внешний вид «разумного создания»; критерии «личностности» совсем иные (см. предыдущий вопрос). Скажем, сатана в Библии никогда не являлся в человеческом или ангельском образе, однако это вовсе не означает, будто он является персонификацией чего-то безличного. В-третьих, голубь это, как ни крути, существо живое, одушевлённое. Если бы Бог хотел, чтобы мы думали, будто Его Дух — это нечто безликое и неодушевлённое, то зачем в такой знаковый момент, как Крещение, явил Его в виде живого существа?! Сравнение Святого Духа с елеем, огнём и даже с голубем для «Свидетелей Иеговы», возможно, кажется унизительным, недостойным личности. Однако в Библии и Сам Сын Божий многократно назван «Агнцем» (Иоан. 1:29,36; Откр. 5:6; 7:17; 14:1), и Отец назван «силой» (Матф. 26:64; Марк. 14:62), однако христиан никогда этот факт не смущал. Голубь у древних евреев был символом чистоты, невинности и святости. Наконец, в-четвёртых, примеры мест из Писания, где Дух Божий представлен в образе «разумного создания», приведены в ответе на предыдущий вопрос.
- Если святой дух — личность, то почему, когда для его обозначения используется греческое слово среднего рода («πνευμα»), в греческом тексте при нём употреблены местоимения среднего рода? Разве это не указывает на неодушевлённость духа?
Для начала необходимо отметить, что в греческом языке род слова не связан с его «одушевлённостью» или «неодушевлённостью». Например, средний род имеют существительные «младенец» («βρεφος», Лук. 1:41,44), «ребёнок» («παιδιον», Марк. 5:39,40), «девочка» («κορασιον», Матф. 9:24,25), «бесы» («δαιμονια», Матф. 12:24,27), «потомок/отпрыск» («γενος», Откр. 22:16). Но вопрос «Свидетелей Иеговы», на самом деле, связан не столько с родом существительного, сколько с родом использованного вместе с ним местоимения. Здесь следует учесть, что, согласно правилам греческого языка, местоимения как раз и должны согласоваться с существительными, к которым они относятся. К примеру, в Евангелии от Матфея сказано: «...ибо Ирод хочет искать Младенца [παιδιον], чтобы погубить Его [αυτο]» (Матф. 2:13). В этом тексте речь идёт об Иисусе Христе — лице мужского рода, однако при этом используется местоимение среднего рода «αυτο», которое согласовано по роду с существительным «παιδιον». Поэтому факт, на который указывают «Свидетели Иеговы», не является свидетельством ни в пользу одушевлённости Святого Духа, ни против неё. Самое интересное заключается в том, что в беседе со Своими учениками накануне Голгофских страданий Господь Иисус Христос несколько раз сопровождает существительное «πνευμα» местоимением мужского рода «εκεινος» (Иоан. 14:26; 15:26; 16:13-14). Первые два случая не очень ясно это демонстрируют из-за наличия в тексте существительного «παρακλητος» («Утешитель») мужского рода, однако в третьем случае рядом с местоимением «εκεινος» нет ни одного подходящего существительного, к которому оно могло бы относиться, кроме «πνευμα». У нас нет оснований упрекнуть Христа в том, что Он не знаком с правилами греческой грамматики, поэтому подобное рассогласование частей речи можно расценивать как намеренное — с целью преподать слушателям, что речь идёт о некой личности, а не о неодушевлённом понятии.
- Разве можно «исполниться» личностью (Лук. 1:41,67; Деян. 2:4; 7:55; 9:17)?
Прежде всего, необходимо выяснить, что означает выражение «исполниться личностью»? Греческое слово «πληθω» имеет такие значения, как «наполнять», «заполнять», «насыщать». То есть «исполниться личностью» означает впустить в себя эту личность, позволить ей наполнить собой всё твоё существо. В Библии имеются примеры, подтверждающие возможность реального пребывания одного лица в другом. Например, однажды Господь Иисус Христос встретил человека, в котором находилось сразу несколько демонов: «[Он] спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него» (Лук. 8:30). Нет никаких оснований считать эти библейские слова образным выражением или следствием персонификации враждебных человеку сил. Демоны были реальными личностями и находились буквально в этом бедолаге, а не «в единстве» или «рядом» с ним. Это согласуется и с историческими фактами — в те времена действительно люди считали, что падшие духи обитают именно в человеке: примеры заклинательных молитв и спиритических ритуалов показывают, что таких существ изгоняли именно из человека, а не отгоняли от него. Таким образом, скептический вопрос «Свидетелей Иеговы» не находит поддержки ни в тексте Священного Писания, ни в религиозной практике народов мира. Прекрасно осознавая это, проповедники идей Общества Сторожевой Башни нередко модернизируют свой вопрос: «Как может одна личность наполнять одновременно тысячи людей?» Для них, привыкших мыслить сугубо материалистическими категориями и пытающихся навязать и другим такой тип мышления, эта проблема кажется неразрешимой. Но для христиан, верующих в неизречённое Божие совершенство, никакой проблемы здесь нет, ведь Святой Дух — это и есть Сам Господь Бог, потому некорректно уравнивать Его с сотворёнными личностями, которые имеют вполне определённые ограничения и препятствия для себя. Для Бога нет ничего невозможного, и в этом Библия вновь на стороне христиан, а не Общества Сторожевой Башни (Иер. 32:27; Марк. 10:27).
- Можно ли разделить Бога на части (Числ. 11:17; Деян. 1:16; 2:3)?
Нет, нельзя, поскольку Бог не состоит из частей. Но в тех библейских стихах, на которые ссылаются «Свидетели Иеговы», ни о чём подобном и не говорится. В первом сказано: «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил» (Числ. 11:17). Господь говорит Моисею, что собирается взять нечто «от Духа» и дать семидесяти старейшинам Израиля. Трудно понять, как на основании данного текста можно прийти к выводу о разделении Святого Духа на части! Если сопоставить это место с словами Апостола Павла в 1Кор. 12:4-11, то сразу станет ясно, что именно Бог взял от Духа, и что именно Он дал старейшинам: «Дары различны, но Дух один и тот же... Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом... иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». Святой Дух «почил на них», дав благодать и дары (Числ. 11:25). В данном случае — дар пророчества. Второй стих, на который ссылаются «Свидетели Иеговы», гласит: «И в те дни Пётр, став посреди учеников, сказал (было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса» (Деян. 1:15,16). О каком-либо «разделении» нет ни слова. Зато прекрасно видно, что Святой Дух способен предсказывать события, говорить с пророками, а это означает, что Он никакое не «олицетворение», а реальное лицо, как Отец и Сын. В третьем стихе говорится: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:3,4). И вновь ни слова о делении Святого Духа на части. В этом месте Священного Писания сказано о явлении разделяющихся огненных языков, но Святой Дух — не огонь (см. вопрос №81). Пламя, почившее на каждом из Апостолов, символизировало сошествие Святого Духа на всех них, а не Его разделение как единой Ипостаси. Когда Апостол Павел пишет, что «Иисус Христос в вас» (2Кор. 13:5), то это не означает, конечно, что Господь раздробился на мелкие кусочки, чтобы быть в каждом христианине. Нет, эти слова выражают способность Сына Божьего находиться одновременно в различных местах, которая свойственна Ему как истинному Богу. Святой Дух также обладает этой способностью, что мы и видим в Деян. 2:3,4: Он сошёл на собравшихся, сообщив каждому сверхъестественный дар — «дар языков». При этом в данном отрывке Он показан как Лицо, Которое Само определяет, что и как следует говорить подвластным Ему людям. Эти факты крайне важны, поскольку характеризуют Святого Духа не как безликую силу или влияние, а как Божественную Ипостась, и все попытки «Свидетелей Иеговы» отрицать это обречены на неудачу.
- Можно ли «подавать» и «раздавать» Бога (Деян. 8:18; Евр. 2:4)?
«Свидетели Иеговы» любят повторять, что при исследовании Священного Писания необходимо рассмотреть все места, относящиеся к интересующей теме. Почему бы им не последовать собственному совету и не обратить внимание на некоторые библейские стихи, способные пролить свет на данный вопрос? Так, хотя в Библии иногда и говорится, что людям подавался Святой Дух, в других местах поясняется, что речь идёт о сообщении какого-либо Его дара или о распределении Его даров (срав. Деян. 8:18 с 1Тим. 4:14 и 2Тим. 1:6; Деян. 10:45 с 10:47; Евр. 2:4 с 1Кор. 12:4-11).
- Каким образом одно лицо Троицы (Отец) может «помазать» второе лицо Троицы (Сына) третьим лицом Троицы (святым духом) (Деян. 10:38)? Как можно «помазать» кого-то Богом?
В библейском стихе, на который ссылаются «Свидетели Иеговы», говорится: «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним». Читая это, они не могут себе представить, как можно кого-то помазать личностью. По их мнению, в таком контексте не может быть применён подобный оборот речи. Но, в этом случае, резонно задать «Свидетелям Иеговы» контрвопрос: «А как вы себе представляете возможным помазать кого-либо силой или энергией?» Помазать можно маслом, мазью, краской, кровью, клеем и т. п. — то есть чем-то жидким. Но силой или энергией невозможно в буквальном смысле «мазать», следовательно, и в этом случае мы так же имеем дело с выражением, заключающим в себе изрядную долю условности. То есть полное обезличивание Святого Духа, последовательно проводимое Обществом Сторожевой Башни, не даёт в плане ясности никакого выигрыша. Напротив, интерпретация «Свидетелей Иеговы» лишь ещё больше запутывает: зачем Апостол в Деян. 10:38 отдельно упомянул о «помазании силой» и «помазании Духом», если Дух Святой это и есть сила Бога? Итак, если взглянуть на дело трезво, то нет ни малейшей причины отказывать Святому Духу в разумности. В Библии нередко о личностях фигурально говорится как о чём-то текучем, подобно жидкости. Так, Апостол Павел о себе самом говорил: «Я уже становлюсь жертвенным возлиянием» (2Тим. 4:6, ПЕК), а псалмопевец Давид восклицал: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались» (Пс. 21:15). Поэтому слова Священного Писания, когда кто-то помазывается Святым Духом, никакой трудности на самом деле не представляют. В древнем Израиле через обряд помазания специальным маслом человек посвящался на определённое ответственное служение — первосвященника, пророка или царя. Масло служило символом пребывания Духа Святого на человеке. В Своём великом искупительном служении Господь Иисус Христос сочетает все три миссии, поэтому Его помазание — особое. Он помазывается не обыкновенным маслом, не символом, но непосредственно Самим Святым Духом (речь идёт, конечно, о помазании и освящении человеческого естества, воспринятого Сыном Божьим в чуде Воплощения, а не о Божественной Его сущности, которая едина у Него с Отцом и Духом и которая не нуждается ни в каком освящении).
- Нужно ли понимать Матф. 3:16,17 так, что первое лицо Троицы посылает третье лицо Троицы второму лицу Троицы?
Зачитаем указанное место Библии: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Матф. 3:16,17). В этом описании Крещения нашего Всемогущего Господа и Спасителя нет ни слова о «посылании». Сказано лишь, что Дух Святой «сходил» и «ниспускался» в виде голубя на Христа (а если Он не самостоятельное лицо, а всего лишь «сила», как учат руководители Организации «Свидетелей Иеговы», то почему самостоятельно проявляет Себя?). Поэтому нет причин интерпретировать данный библейский отрывок так, как это сделано в вопросе. Описанное в этом месте Евангелия событие называется в Православии «Богоявлением»: Бог открывает, что Он есть Троица — Отец, Сын и Святой Дух.
- Почему третье лицо Троицы — всемогущий Бог! — постоянно на посылках у двух других лиц Троицы (Матф. 3:16; Иоан. 14:26; 16:7; Деян. 2:17,33; 8:18; Евр. 2:4)? Почему святой дух никогда не посылает куда-то Бога или Христа?
Очередной пример незнания Библии «Свидетелями Иеговы»: «...и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16); «Тогда Иисус возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола...» (Матф. 4:1); «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лук. 4:18). Таким образом, в Священном Писании имеются примеры как власти Сына над Духом, так и власти Духа над Сыном. Согласовать между собой эти два рода текстов можно только признав, что оба Лица равны между Собой и действуют в согласии союза любви, которым и является Пресвятая Троица. Рассмотрим теперь те библейские цитаты, на которые опираются «Свидетели Иеговы» в своей критике христианского учения. Стих Матф. 3:16 был разобран ранее (см. предыдущий вопрос) — в нём мало того, что нет ни слова о «посылании» Святого Духа, так Он ещё и показан самостоятельно действующим Лицом. В Иоан. 14:26 сказано: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам». Данная цитата описывает Святого Духа как разумное существо: Он учит, напоминает, утешает. В 16-ом стихе Иисус говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек». Греческое слово «αλλος» означает «другой, но того же типа», поэтому смысл слов Христа заключается в том, что обещанный Утешитель будет таким же, как Иисус, того же рода. Следовательно, либо Господь Иисус Христос всего лишь безликая сила, либо Святой Дух является разумным существом — Божественным Лицом. Следующая цитата ещё интереснее: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан. 16:7,8). Христос говорит, что для Его учеников будет лучше, если вместо Него с ними останется «другой Утешитель», Святой Дух. Но чем же может быть «лучше» замена живой личности на безликую энергию или силу? В рамках учения Общества Сторожевой Башни мы не найдём удовлетворительного ответа на этот вопрос. Только осознание, что Святой Дух является разумной Ипостасью, столь же Божественной и вседостаточной как и Христос, поможет в полной мере оценить это дивное обещание нашего Господа и Спасителя. Дальнейшие слова Иисуса не менее показательны: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (стихи 12 и 13). Использование местоимения мужского рода «εκεινος» («он», «тот»), поставленного в непосредственной связи с греческим существительным «πνευμα» («дух») среднего рода, является немаловажным аргументом в пользу того, что Святой Дух необходимо воспринимать как разумное существо. Читая описание Его миссии в мире, видно, что Он способен наставлять, обличать человека, общаться с ним, а всё это — действия, характерные для личности. Немыслимо себе представить, чтобы безликой силе что-то сообщали, а она, в свою очередь, это воспринимала и передавала далее другим. Сила или энергия вообще не может выступать субъектом подобных разумных действий. Силу можно направить куда-то, силой можно наделить кого-либо, но нельзя что-то поручить ей, нельзя доверить ей исполнение какого-то дела, потому что сила слепа, неразумна, она — лишь инструмент, способ, а не самостоятельно действующее лицо. «Свидетели Иеговы» указывают на Деян. 2:17,33: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут... Итак Он, быв вознесён десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». На первый взгляд кажется, будто речь здесь идёт о наделении чудесной силой, расширяющей человеческие возможности и сообщающей необычные способности. Однако «Свидетели Иеговы» при этом умалчивают, как именно осуществилось то, о чём сказано у пророка и Апостола: «И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:4). Итак, христиане исполнились не безликой силой или Божественным влиянием, а сверхъестественной Личностью, Которая Сама определяла, что и как им говорить (срав. с обещанием Христа в Матф. 10:19,20). Слова в Деян. 8:18,19 также говорят скорее против позиции «Свидетелей Иеговы», чем в её пользу, ведь из них следует, что даже Апостолы могут подавать Духа Святого. Поскольку предположить, будто люди являются по положению, власти или сущности выше Святого Духа никак невозможно, то и случаи, когда Отец и Сын «посылают» Его, ни в коем случае не должны расцениваться как указание на служебное положение Духа Святого. В Библии содержится неопровержимое свидетельство того, что все совершаемые с Духом действия происходят не иначе как по воле Самого же Святого Духа. В Евр. 2:4 мы читаем такие слова: «...При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле...» (см. также 1Кор. 12:11). Таким образом, и в этом вопросе «Свидетели Иеговы» весьма сильно заблуждаются.
- Почему ни Иегова, ни Иисус не называют своим Богом святой дух и не молятся ему?
Как уже говорилось ранее, имя «Иегова» (или, более верно, «Яхве») в равной степени относится ко всем Трём Лицам Троицы. Очевидно, что «Свидетели Иеговы» ошибочно называют этим именем только Бога-Отца. Сын Божий, действительно, обращался к Богу со словами «мой Бог» и молился, но только потому, что принял наше естество, стал истинным человеком. Однако Отец не воплощался, поэтому у Него нет причин называть Святого Духа «своим Богом» и молиться Ему.
- Если святой дух — такой же Бог, как два других лица Троицы, то почему никто в Библии ему не молится?
Кто хочет прозреть умом, тот молится: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:14-17). И, посылая благословение Пресвятой Троицы на христиан, Апостол Павел прекрасно знал, что Святому Духу можно молиться: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2Кор. 13:13). Общение — это процесс взаимный; не только Святой Дух вступает в общение с нами уча и наставляя (Иоан. 14:26), утешая (Деян. 9:31), подкрепляя в немощах и подсказывая слова сердечных молитв (Рим. 8:26; Иуд. 1:20), но и мы сами можем обратиться к Нему в молитве. В Библии содержатся ясные предупреждения о том, что нам не следует оскорблять Святого Духа (Матф. 12:32; Еф. 4:30) и лгать Ему (Деян. 5:3,4), но в ней нет ни одного запрета на молитву Духу Божьему. Если «Свидетели Иеговы» всё же находятся в лапах сомнения, то почему бы им не развеять их опытным путём? Почему бы им просто не помолиться Святому Духу, искренне, без «фиги в кармане»? Ведь одно дело, когда человек отказывается от этого, потому что кто-то его убедил, что Дух — не личность, и совсем другое, когда он говорит: «Мои молитвы остались неуслышанными, значит Дух Божий это нечто неодушевлённое, сила, а не лицо». Живой, непрерывный, двухтысячелетний духовный опыт Церкви показывает, что Святой Дух — это не какая-то безличная стихия или непонятная «божественная энергия», но Всемогущий Господь Бог, Который слышит всех искренне взывающих к Нему и не оставляет их усилия тщетными.
- Если святой дух — личность, то почему нигде в Библии не упоминается его имя, в отличие от имён Иеговы и Иисуса?
Рассмотрим по порядку, насколько данный аргумент (под видом вопроса) «Свидетелей Иеговы» весом и правилен с логической точки зрения и с точки зрения Писания. Во-первых, давайте вспомним, что «Иисус» это имя Сына Божьего в Воплощении: «...родит же Сына, и наречёшь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их» (Матф. 1:21). До Своего земного рождения Сын не носил это имя. Как же Его звали? Общество Сторожевой Башни утверждает, что Он носил имя «Михаил», позаимствовав данный тезис у адвентистов, но Библия не даёт оснований для подобных умозаключений. Апостол Иоанн называет Его «Словом» (Иоан. 1:1-14; Откр. 19:13), но «Свидетели Иеговы» считают это не именем Сына Божьего, а Его титулом (следует заметить, что здесь они прямо противоречат Священному Писанию, где чётко записано, что это как раз имя, а никакой не титул!). В таком случае, приверженцы Общества Сторожевой Башни оказываются перед щекотливым выбором: либо признать, что Сын Божий прежде Своего Воплощения не был личностью, либо признать «титул» личным именем Сына (в таком случае, другой «титул» — «Утешитель» — будет личным именем Духа Святого). Во-вторых, любой добросовестный исследователь Библии должен знать, что в ней не упоминаются имена довольно широкого круга лиц. Например, неизвестно имя сатаны и демонов, а из Божьих Ангелов по имени названы только двое. Тем не менее, «Свидетели Иеговы» не считают этих духовных существ лишь олицетворениями неодушевлённых сил (к слову сказать, секта христадельфиан в этом плане выглядит гораздо более последовательной). Следовательно, наличие или отсутствие упоминания чьего-либо имени в Библии не доказывает и не опровергает ровным счётом ничего. Наконец, в-третьих, форма повеления крестить людей «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19) даёт нам основание относить имя Божие «Яхве» («Сущий») ко всем Трём Лицам Единого Бога.
- Почему святой дух, который равен Отцу, не знает Сына (Лук. 10:22)?
Посмотрим, верно ли «Свидетели Иеговы» поняли слова из Евангелия от Луки: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение. И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лук. 10:21-24). Итак, видим, что «Свидетели Иеговы» вновь впали в заблуждение, не разобравшись как следует с довольно простым библейским отрывком. Процитированных слов вполне достаточно, чтобы увидеть — в Своей речи Господь Иисус Христос вообще не упоминает о Святом Духе и говорит исключительно об ограниченности человеческих познаний. Следовательно, вывод «Свидетелей Иеговы» на основании этого места Писания в корне ошибочен. Прежде чем задавать своё очередное наивное «почему», им было нужно основательнее изучить тему. Апостол Павел учит, что «Дух всё проницает, и глубины Божии», а также, что «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2:10,11). Это не только опровергает домыслы «Свидетелей Иеговы» относительно ограниченности познаний Святого Духа, но и выявляет абсурдность самого их подхода к тексту Священного Писания, ведь, исходя из продемонстрированной ими логики, ни Отец, ни Сын «не знают Божьего», потому что это известно только Духу. Таким образом, Отец, Сын и Святой Дух имеют единое знание — каждая из Ипостасей Троицы является всеведущей, зная как собственную сущность, так и всё человеческое.
- Почему Бог может дать святой дух, но святой дух не может дать Бога (1Фесс. 4:8)?
У Апостола Павла сказано: «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго» (1Фесс. 4:8). Богом здесь назван Отец, первая Ипостась Святой Троицы, поэтому приведённая цитата означает, что Святой Дух дан нам Отцом, как и обещал Иисус Христос (Лук. 11:13). Не совсем понятно, что же смутило здесь «Свидетелей Иеговы»? Или они ожидали некой «симметрии» в отношениях Лиц Троицы? Православие никогда не скрывало наличия в тринитарной догматике принципа единоначалия, согласно которому Сын и Святой Дух имеют Своё бытие от Бога-Отца: первый — через рождение, второй же — через исхождение. Этот принцип позволяет избежать опасности мыслить Лица Троицы изолированными, независимыми, позволяет сохранить единство Божие: мы веруем в одного Бога, Который имеет в Себе единосущные, совечные, разумные Слово и Дух. Святой Дух исходит от Отца, не отлучаясь и не отделяясь от Него, Он «даётся» нам в таком же смысле, в каком и Сын «посылается» (см. вопрос №22). Это нисколько не должно умалять достоинство Третьего Лица Троицы. Не следует забывать другие слова Апостола: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою [...] потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» (Еф. 2:13,18). Ипостась Святого Духа столь же важна для христианина, что и Ипостась Сына: Они оба открывают доступ к Богу-Отцу. К сожалению, поскольку «Свидетели Иеговы» грешат против Святого Духа, называя Его неразумной, несамостоятельной силой, недостойной богоравного поклонения, у них нет вечной жизни, ибо презирающий славу Бога-Духа не принимается Отцом.
- Почему Иисус, вернувшись на небо, должен был умолять Отца, чтобы тот послал святой дух (Иоан. 14:16)? Почему послать святой дух мог именно Отец? Почему Сын не мог этого сделать сам? Почему святой дух (если это личность) не может пойти сам?
Ответим по порядку на все недоумения, возникшие у «Свидетелей Иеговы» по прочтении Иоан. 14:16, где Христос говорит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан. 14:16). Слова «Я умолю Отца» следует понимать либо как усиленное выражение непременности прихода Утешителя («"Я умолю Отца", то есть если даже будет нужно и просить, и молить, то Я всячески постараюсь о том, чтобы Дух пришёл к вам. Это подобно тому, как и мы нередко говорим: я жизнь свою положу, чтобы случилось то и то. Хотя часто дело не требует большого старания, однако же мы говорим таким образом, желая показать, что не откажемся от старания», — комментирует данный текст блаженный Феофилакт Болгарский), либо как указание на первосвященническую роль Христа: «Я умолю, то есть умилостивлю Своей жертвой за вас Отца, примирю вас, враждебных Ему по причине греха, и тогда Он пошлёт вам Духа». Чуть позже Господь Иисус Христос открывает ученикам и Свою власть в этом отношении: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Иоан. 15:26); «...Если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде» (Иоан. 16:7,8). В этих словах мы видим две важные истины. Во-первых, Сын Божий имеет все полномочия посылать Святой Дух, исходящий от Бога-Отца, поэтому в Библии неоднократно Дух называется «Духом Христовым» (1Петр. 1:11; Рим. 8:9; Филип. 1:19; срав. с Гал. 4:6). Во-вторых, Утешитель приходит в мир не по принуждению или по обязанности, но по Своей воле, что выражено словами «приидет» и «придя» (если бы Святой Дух являлся безличной силой или энергией Бога, то подобное уточнение было бы совершенно излишним, так как неразумная сила, будучи ниспосланной, не может не «прийти»!). Священное Писание показывает, что Отец, Сын и Святой Дух действуют полностью согласованно Друг с Другом, что неудивительно, поскольку все эти Три Лица имеют одну Божественную природу, одну волю, одну славу, одну власть и силу.
- Почему святой дух упоминается в одном ряду с силой (Лук. 1:35; Деян. 1:8; 10:38; Рим. 15:13; 1Фесс. 1:5)?
Разгадка проста: потому что Святой Дух является источником, подателем этой силы. Они взаимосвязаны: именно Дух дарует силу. «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый», — говорит ученикам Христос (Деян. 1:8). Примечательно, что Он не сказал: «Вы примите силу, сходящую на вас». Нет, Господь выразился предельно ясно: Апостолы примут силу Того, Кто на них вскоре сойдёт. Заслуживает самого пристального внимания и тот факт, что сами Апостолы в своих книгах разграничивают Божью силу и Духа Святого. Например, у Луки сказано: «Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лук. 1:35); «Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян. 10:38). Грамматически обе фразы построены так, что в них говорится о двух разных понятиях — сначала о Духе, а затем упоминается сила Всевышнего. Апостол Павел также чётко придерживается этого разграничения: «Во всём являем себя, как служители Божии... в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией» (2Кор. 6:4-7; срав. с 1Фесс. 1:5). Если верить «Свидетелям Иеговы», то Апостолы просто-напросто тратили чернила на никому не нужную, глупую тавтологию. Обращает на себя внимание и выражение «сила Духа», встречающееся в Библии (Мих. 3:8; Лук. 4:14; Рим. 15:13). В переводе на сленг Общества Сторожевой Башни оно должно звучать как «сила действующей силы». Но что это означает? Как у неразумной, безликой силы может быть своя собственная сила? Однако всё становится на свои места, если принять в расчёт вышеприведённые ссылки, а также те стихи Писания, в которых Святой Дух упоминается наравне с Отцом и Сыном (Матф. 28:20; 2Кор. 13:13; 1Петр. 1:2; Евр. 10:29 и т. п.): в выражении «сила Святого Духа» речь идёт о Личности, Которой принадлежит эта сила.
- Как святой дух может быть личностью, если он сравнивается с водой для крещения (Марк. 1:8), с вином (Еф. 5:18)?
Святой Дух действительно сравнивается в Библии с водой. В Ветхом Завете Бог говорит: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твоё и благословение Моё на потомков твоих» (Ис. 44:3). В Евангелии Христос назвает Святого Духа «живой водой» (Иоан. 7:38,39). Однако Он и о Себе говорит как о «хлебе живом сшедшем с небес» (Иоан. 6:51). Это, конечно, не означает, что Христос является буквальным караваем, или что Он — нечто безличное, неодушевлённое. Скорее эти слова указывают на определённые общие черты между тем и другим. Между водой и Святым Духом тоже можно заметить нечто общее. Во-первых, вода очищает человека физически. Дух же Святой благодатью очищает человека от греха, освящает его. Во-вторых, как через воды материнского чрева человек приходит в этот мир, так и через действие Святого Духа он таинственно рождается в жизнь новую, духовную (Иоан. 3:5). В-третьих, вода текуча, она стремится проникнуть через любую, даже мельчайшую щель и поэтому может быть символом всепроницающего, вездесущего Духа Божьего. Тем не менее, это сравнение не даёт права делать вывод о неодушевлённости Святого Духа, поскольку это шло бы вразрез со свидетельствами обратного, коими просто изобилует Новый Завет. В Еф. 5:18 Апостол Павел не сравнивает, а, наоборот, противопоставляет Дух вину. Он говорит о том, что христиане не должны подчинять свою жизнь чему-то безличностному (например, вину), поскольку это влечёт за собой печальные последствия. Напротив, он советует им исполняться (наполняться) Личностью, Святом Духом, чтобы Он (а не вино или ещё что-то) руководил ими, наставлял их и производил в их жизни особые плоды (Гал. 5:22).
- Почему святой дух в Библии назван «перстом (пальцем) Божьим» (Лук. 11:20; Матф. 12:28)?
Святитель Василий Великий в своём письме к кесарийским монахам объясняет это так: «Если Дух Святый есть перст Божий, по сказанному: "аще ли Аз о персте Божии изгоню бесы" (Лук. 11, 20), что в другом Евангелии написано так: "аще ли Аз о Дусе Божии изгоню бесы" (Матф. 12, 28), то Дух Святый — того же естества с Отцем и Сыном». Указание на единосущность Духа и Бога-Отца видят в этих стихах Библии и другие истолкователи: Дидим Александрийский, преподобный Исидор Пелусиот, блаженный Феофилакт Болгарский. При этом святитель Афанасий Великий остроумно замечает, что если из именования Святого Духа «перстом» делать вывод о Его безликости, то и именование Сына «Словом Божиим» должно по той же логике означать, будто Он — не личность (см. его труд "О явлении во плоти Бога Слова и против ариан"). Интересно, что в оригинальном тексте в Матф. 12:27,28 слова «силы» нет (это можно проверить по любому подстрочнику), поэтому в Синодальном переводе оно взято в квадратные скобки. В более точном переводе сказано: «И если Я Веельзевулом изгоняю бесов, сыновья ваши кем изгоняют? Поэтому они вам будут судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, значит, достигло до вас Царство Божие» (Матф. 12:27,28, ПЕК). Таким образом, выражение «изгонять бесов Духом Божиим» на самом деле противопоставляется выражению «изгонять бесов Веельзевулом», то есть Святой Дух противопоставляется реальной духовной личности — князю бесовскому, а следовательно, Он просто не может быть ассоциирован с безликой силой.
- Можно ли сказать, что мудрость — это личность, если о ней сказано, что у неё есть дети (Лук. 7:35)? Является ли грех личностью, если в Библии сказано, что он может «царствовать» (Рим. 6:12)? Являются ли личностями вода и кровь, если в Библии говорится, что они «свидетельствуют» (1Иоан. 5:6)? Следует ли считать жезл и посох двумя личностями, если сказано, что они «успокаивают» (Пс. 22:4)?
Суть всех этих (и подобных им) вопросов можно кратко сформулировать следующим образом: если в Библии мы многократно сталкиваемся с приёмом олицетворения, то почему должны считать Святого Духа именно личностью, а не персонификацией чего-то безликого (например, силы Бога)? «Свидетели Иеговы», похоже, действительно не чувствуют разницы между характеристиками, которые применяются в Писании только по отношению к разумным существам, и словесными оборотами, которые могут быть в равной степени отнесены как к неодушевлённому, так и к одушевлённому. Судя по вопросу, они не понимают, что наличие или отсутствие детей, свидетельствование или способность успокаивать не являются необходимым и достаточным условием признания того, что некое понятие обозначает определённое лицо. Успокаивать может и что-то неодушевлённое (скажем, револьвер в опасной ситуации вполне может успокоить разбушевавшихся хулиганов). Свидетельствовать, выступая в качестве доказательства, может и неживой предмет (например, улика в суде). Однако в отношении Святого Духа в Библии употребляются такие слова, которые прикладываются только к людям или Богу. Например, в Еф. 4:30 Апостол Павел предостерегает христиан: «Не оскорбляйте Святаго Духа Божия». Греческое слово «λυπεω» имеет такие значения, как «тяготить», «опечалить», «огорчать». В Деян. 5:3 Апостол Лука описывает случай, когда Анания хотел «солгать Духу Святому». Здесь использован другой глагол «ψευδομαι», означающий «лгать», «обманывать», «вводить в заблуждение». Можно представить себе сопротивление безликой силе или энергии, но её уж никак нельзя огорчить и оскорбить. И предостережение от попыток обмануть неодушевлённое явление выглядит столь же абсурдно. В постановлении Апостольского Собора содержатся не менее интересные слова: «Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). Употреблённый здесь глагол «εδοξεν» может быть переведён как «рассудилось», «подумалось», «представилось (правильным)» и относится к решению, принятому при всестороннем обсуждении дела. Данное выражение указывает на наличие у Святого Духа способности к рассуждению (т. е. разума) и воли. Следующее место, на которое следует обратить внимание, это слова Апостола Павла: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» (Рим. 8:27). Хотя существительное «φρονημα» («помышление», «мысль», «намерение») встречается только в этой главе Послания к Римлянам, но глагол «φρονεω» («думать», «мыслить», «помышлять», «размышлять», «рассуждать») появляется на страницах Нового Завета часто (Матф. 16:23; Марк. 8:33; Деян 28:22; 1Кор. 13:11 и др.) и только по отношению к личностям. Интересным является и выражение «испытующий сердца», которым в Библии называет Себя Бог (Откр. 2:23; 1Фесс. 2:4; Иер. 17:10), а интересно оно тем, что греческое слово «ερευναω» («исследовать», «испытывать», «расследовать») в 1Кор. 2:10 употреблено по отношению к Святому Духу. Этот интеллектуальный процесс просто невозможен без разума, без способности к мышлению, но это, в свою очередь, является атрибутом лица, а не безликой силы. Характерно, что в своих книгах Апостолы ни разу не применили все эти греческие слова по отношению к чему-то неодушевлённому. Не правда ли, странно и даже предвзято выглядит утверждение «Свидетелей Иеговы», что для Святого Духа сделано некое исключение? Почему мы должны считать, будто во всех этих случаях имеет место «приём олицетворения»? Только потому, что так вздумалось деятелям из Общества Сторожевой Башни? Где хоть какие-нибудь серьёзные обоснования этому? Мы понимаем, что в тексте перед нами олицетворение, когда видим, как заведомо неодушевлённому предмету или явлению приписаны черты живого существа. Но откуда «Свидетели Иеговы» заранее узнали, что Святой Дух это «действующая сила Бога»? Вряд ли из Библии. «Силой Бога» назван Христос (1Кор. 1:24), «силой Бога» самаряне называли Симона-мага (Деян. 8:10), а где Святой Дух назван силой? Где этому учит хоть кто-то из Апостолов? Увы, «Свидетели Иеговы» не только не могут сказать в ответ на это ничего вразумительного, но и, похоже, вообще не понимают, чего именно от них требуют.
- В Еф. 1:17 Бог дал христианам «Духа премудрости и откровения», а во 2Тим. 1:7 — «духа силы и любви и целомудрия». Эти два духа тоже лица Троицы или нет?
Странный вопрос. Это всё равно, как если бы «Свидетелей Иеговы» спросить: «Бог любви и мира» (2Кор. 13:11), «Бог терпения и утешения» (Рим. 15:5) и «Бог надежды» (Рим. 15:13) — это тоже Боги, помимо Иеговы, или нет? В Еф. 1:17 и 2Тим. 1:7 речь идёт, разумеется, об одном и том же Духе — Духе Святом, Который назван здесь именем сообщаемых Им даров: «Дары различны, но Дух один и тот же... Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1Кор. 12:4-11; см. также Ис. 11:2).
- Почему святой дух выступает как передатчик чужих слов (Иоан. 16:13)?
Для верного понимания этого стиха следует руководствоваться теми же соображениями, что и при рассмотрении слов Христа, записанных в Иоан. 6:38 (см. вопрос №52). Принцип тот же, нет смысла повторяться.
Вот и подошли к концу вопросы «Свидетелей Иеговы» (начало см. здесь). Подводя итог, хотелось бы выделить три важных момента. Прежде всего, совершенно очевидно, что «Свидетели Иеговы» имеют весьма смутное представление о критикуемом ими учении. Так, доля их вопросов о Сыне Божьем построена на заблуждении, будто ортодоксальные христиане путают Его с Богом-Отцом, что легко опровергается соответствующими цитатами святых отцов. Во многих вопросах просто обыгрываются места Священного Писания, которые демонстрируют человеческую природу Иисуса Христа. Кроме того, «Свидетели Иеговы» неверно представлят себе роль Поместных и Вселенских Соборов в церковной истории. Они не понимают, что появление новых Символов веры, уточнение богословских формулировок, введение новых терминов было обусловлено необходимостью оградить Церковь от ересей и лжеучений, будораживших её с момента основания. Например, выработка Никейского Символа понадобилась для того, чтобы защитить древнюю апостольскую веру от возникшей (именно возникшей!) арианской угрозы. Если бы не было Ария, то и никакой Собор не собирался бы, не понадобилось бы и вводить в Символ веры христиан слово «единосущный» и т. п. Это же касается и всех остальных Соборов. Епископы собирались на них не потому, что им вдруг стало скучно и захотелось поговорить о чём-нибудь заумном, а потому, что необходимо было дать ответ на вызов, брошенный теми или иными лжеучителями. Также «Свидетели Иеговы» явно не понимают, что Бог даровал людям Библию через Церковь, а не наоборот. Следовательно, только Церковь может с полным правом истинным образом толковать свои священные тексты. «Свидетели» же, приступая к «изучению Библии», попросту игнорируют всё богатое двухтысячелетнее наследие христиан, обкрадывая самих себя в духовном отношении. В своих вопросах они исходят из негласной предпосылки, что в учении о Боге всё должно быть понятным. Если же что-то кажется сложным для их разума, то они считают, что это нужно непременно отвергнуть, заменив на более простое и доступное. Высмеивая учение о Троице, Общество Сторожевой Башни в своей литературе сетует на то, что христианство «сделало Бога тайной» (см. журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 2013 г., стр. 5). Интересно, что в данной работе ни на один из заданных «Свидетелями Иеговы» вопросов так и не прозвучал ответ по типу «Этот библейский отрывок для нас — великая тайна. И вот уже не одно тысячелетие святые отцы бьются над её разгадкой»! Больше всего поражает то, что представители религиозной организации, возникшей в XIX веке и объявившей себя образцом аутентичного христианства, не знают даже «начатков», то есть элементарных библейских учений: о Заместительной Жертве, о Божьем вездесущии, о Воскресении и Вознесении Христа во плоти. Это, безусловно, во многом затрудняет восприятие «Свидетелями Иеговы» тринитарного учения о Боге. Тем, кому доведётся столкнуться с ними, необходимо помнить и учитывать все эти важные моменты. Но это не означает, что христианам нужно избегать в беседах с приверженцами Общества Сторжевой Башни темы Божьего Триединства. Рассмотрев сотню вопросов, придуманных «Свидетелями Иеговы», мы видим, что вера в Троицу имеет самые твёрдые основания в Писании, и у нас нет никаких причин отказываться от неё. Все их нападки на православное учение о Боге терпят полный крах в свете библейской истины. Мы, христиане, сердечно желаем, чтобы Господь, просветив «Свидетелей Иеговы» истинной верой, присоединил их к Своей Церкви и даровал им духовные блага, чтобы они вместе с нами славили Отца, Сына и Духа Святого — Троицу Единосущную и Нераздельную.
|