Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Воскресение»

Учение «Свидетелей Иеговы»: Воскресение — это возвращение человека из безжизненного состояния, его оживление. Поскольку у человека нет бессмертной души, которая могла бы продолжить жить после его смерти, а физическое тело умершего распадается на первоначальные элементы, то суть будущего воскресения мёртвых заключается в воссоздании конкретных человеческих личностей, со всеми их чертами характера, чувствами, воспоминаниями, жизненным опытом. Ведь вся информация о каждом из нас хранится в неисчерпаемой памяти Бога и может быть использована Им для восстановления жизни Своих творений. В зависимости от воли Бога, человек воскрешается либо в духовном (нематериальном) теле для жизни на небесах, чтобы царствовать с Иисусом Христом, либо в совершенном человеческом теле для жизни на райской земле. Воскресение ждёт всех, кто находится в аду (состоянии смерти): как праведных (верных служителей Бога), так и неправедных (тех, кто не жил по нормам Бога, так как у них не было возможности их узнать). Всевышний не будет воссоздавать человека только для того, чтобы его сразу же навсегда уничтожить, поэтому неисправимые грешники не будут воскрешены — такие люди если умирают, то навсегда, и у них больше нет надежды жить снова.

«Воскресить человека — значит вернуть к жизни ту же самую личность со всеми её особенностями, которые хранятся в памяти Бога. В зависимости от воли Бога человек воскрешается либо в физическом теле, либо в духовном, но в любом случае он остаётся той же самой личностью, с теми же чертами характера и со всеми воспоминаниями, которые были у него до того, как он умер»

Учение Общества Сторожевой Башни о воскресении мёртвых содержит в себе столько логических дыр и внутренних противоречий, что подробное описание всех его спорных нюансов может служить материалом солидной исследовательской статьи. Поэтому остановимся только на нескольких основных моментах, показывающих заблуждение «Свидетелей Иеговы» в этом вопросе и достаточно наглядно демонстрирующих, что учение их религиозных руководителей — это учение человеческое, а отнюдь не Божие. Прежде всего, следует отметить, что во всей литературе Общества Сторожевой Башни не содержится определения термина «личность», который авторы дело и не в дело употребляют. О том, какой смысл в это слово они вкладывают можно только догадываться. С одной стороны, деятели из Общества Сторожевой Башни пишут, что «в Библии много мест, которые показывают, что Иегова рассматривает нерождённого человека как самостоятельную личность... Иегова также видит, что нерождённые дети обладают определёнными качествами и в будущем могут проявить себя выдающимся образом» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 апреля 2009 г., стр. 12). В другой же публикации можно прочесть нечто прямо противоположное: «Каждого человека при рождении можно сравнить с чистым листом бумаги. К моменту его смерти этот лист заполнен решениями, поступками и событиями его жизни, которые повлияли на его индивидуальность и сформировали его личность. Эту информацию Иегова может сохранить в своей памяти. В определённое время Иегова может воскресить человека со всеми его неповторимыми особенностями» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 января 2010 г., стр. 26). Так всё-таки: плод в утробе матери — это уже личность или пока только «чистый лист», «заготовка» для будущей личности? Если структура человеческой личности слагается из таких индивидуальных вещей, как память, мысли, поступки, то у зародыша конечно же нет ни того, ни другого, ни третьего. Выходит, он — не личность? Чем один зародыш будет отличаться от другого? Апелляция к уникальности ДНК каждого человека здесь не поможет, поскольку, например, однояйцевые близнецы тождественны по генотипу и неотличимы внешне. Так что же, они — одна и та же личность? Не менее парадоксальной является и мысль о том, что Бог содержит в Своей «памяти» нечто вроде «банка личностей» и, извлекая оттуда полную информацию об умершем и внедряя её в новосозданное тело, Он «воскрешает человека». Ведь подробной информацией о каждом из нас Он обладает уже сейчас, а значит, нет никаких препятствий повторить до мельчайших подробностей тело ещё не умершего Ивана Ивановича, куда и внедрить все его воспоминания, черты характера, опыт и прочие «особенности личности». В результате получим двух совершенно одинаковых (как «внешне», так и «внутренне») людей — ну, и кого из них считать «настоящим Иваном»? Ясно, что мы не можем назвать этих двух субъектов при всей их схожести «одной личностью», так как они полностью независимы друг от друга физиологически и психически. Но что изменится, если наш Иван Иванович умрёт до своего «воссоздания» из «архива памяти» Бога? Правильно, ничего принципиально не изменится, а значит, как и в первом случае, мы вынуждены констатировать: данный процесс является отнюдь не воскрешением прежней, оригинальной личности, а актом нового творения — появлением другой личности, копии, клона. Христианам в этом моменте проще: душа, которая после смерти покидает тело, является той самой связующей нитью, обеспечивающей сохранность сознания и тождественность личности умершего и воскресшего.

«Является ли воскресение воссоединением некой неосязаемой души с физическим телом? Это было бы возможно только в том случае, если бы у человека была некая неосязаемая душа, которая могла бы отделиться от физического тела. Но Библия этому не учит»

В том-то и дело, что Библия именно этому и учит (см. статью «Душа»)

«1 Пет. 3:18: "Христос раз и навсегда умер за грехи, праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу, будучи предан смерти в плоти, но оживлён в духе ["духом", СП; "Духом", РВ; "в духе", ПЕК]". (Иисус воскрес из мёртвых в духовном теле. В греческом тексте слова "плоть" и "дух" противопоставлены друг другу и оба стоят в дательном падеже. Такой параллелизм указывает на то, что Иисус умер как человек, а был оживлён как духовная личность.)»

См. статью «Иисус Христос»

«Деян. 10:40, 41: "Бог воскресил его [Иисуса Христа] на третий день и позволил ему явиться, не всему народу, а свидетелям, которых предназначил Бог". (Почему его видели не все? Потому что он был духовной личностью и материализовался только в присутствии избранных свидетелей. Чтобы его могли видеть, он принимал человеческий облик, как это в прошлом делали ангелы.)»

Анонимные наставники «Свидетелей Иеговы» (а рядовые члены Организации действительно, как правило, не знают, кто ими руководит и сочиняет статьи и толкования к Библии; они вообще мало что знают об Организации, в которую вступили) допускают элементарную логическую ошибку: из того, что Христос после Воскресения посещал только Своих учеников, вовсе не следует, будто Он «развоплотился» и стал бестелесным духом. Просто на этом этапе Его земная миссия подошла к концу, и далее эстафету должны были подхватить Апостолы. Для того, Он их и избрал, чтобы они свидетельствовали о Нём: «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мёртвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» (Лук. 24:46-48). Безусловно, если бы Иисус захотел, то открылся и перед всем иудейским народом, и даже перед всем миром. Тогда Его чудесное Воскресение стало бы столь очевидным фактом, что все люди просто вынуждены были бы стать христианами. Но Бог не желает никого вынуждать, поэтому-то Он и отказался от предложений царствовать в Иерусалиме, сойти с Креста, а в конце вознёсся, чтобы дать человеку возможность свободно уверовать (Иоан. 20:29). У нас есть слова Его «избранных свидетелей», а что делать с вестью, услышанной от них, каждый должен решить для себя сам.

«1 Кор. 15:45: "Так и написано: "Первый человек Адам стал живой душой". Последний Адам [Иисус Христос, который был таким же совершенным, каким был Адам до того, как согрешил] стал духом, дающим жизнь"»

См. статью «Иисус Христос»

«Как понимать то, что сказано в Луки 24:36—39 о теле, в котором воскрес Иисус? (…) Люди не могут видеть духов. Очевидно, ученики Христа думали, что перед ними призрак или что они видят видение. (Сравни Марка 6:49, 50.) Иисус заверил их в том, что он не призрак. Они видели его физическое тело и даже могли прикоснуться к нему и почувствовать, что у него есть кости. Кроме того, он ел вместе с ними. Подобным образом, ангелы в прошлом материализовались для того, чтобы люди могли их видеть. Они принимали пищу, а некоторые из них даже вступали в брак, и у них рождались дети (Бытие 6:4; 19:1—3)»

В Новом Завете (и в Марк. 6:49 в частности) для обозначения призрака или приведения используется греческое слово «φαντασμα», но в Лук. 24:37,39 употреблено другое слово — «πνευμα» (т. е. именно «дух», «духовное существо»). Поэтому, когда Христос говорит, что Он не дух, показывая Свои руки, ноги и раны на них, то это должно указывать на Его телесное Воскресение в противоположность какому-то «духовному» (или «в духе»). Если люди не могут видеть духов, как утверждают представители Общества Сторожевой Башни, то почему ученики вдруг «подумали, что видят духа» (Лук. 24:37)? А может быть, они подумали, что видят материализовавшегося духа? Так, согласно иеговистскому толкованию, воскресший Спаситель и был материализовавшимся духом — в чём же Он мог убедить в этом случае Апостолов, показывая Свою плоть?! Итак, версия Общества Сторожевой Башни при ближайшем рассмотрении рассыпается словно карточный домик. С чего, например, «Свидетели Иеговы» решили, будто Ангелы становились материальными? Из-за того, что их люди начинали видеть? Но для этого необязательно облекаться в плоть: «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке, и преклонился, и пал на лице своё» (Числ. 22:31). Ангел Господень не «материализовывался», с ним вообще никаких изменений не происходило, он так и стоял, но Бог «открыл глаза» Валааму, так что тот смог увидеть скрытую от людских глаз духовную реальность. Похожий случай произошёл со слугой по имени Гиезий, которому Бог показал ангельское войско по молитве Елисея: «И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4Цар. 6:17). Здесь также никаких метаморфоз с духовными существами не происходит, перемены происходят с людьми, с их способностью к восприятию духовного мира. Ведь Елисей просил об «открытии глаз» слуге, а не о том, чтобы Господь материализовал Ангелов. Итак, если бы Иисус Христос хотел просто показать Себя ученикам и убедить их в том, что перед ними действительно Он, то Ему не нужно было разыгрывать этот спектакль с материализованными телами и фальшивыми ранами на них. Достаточно было дать им возможность заглянуть за грань физической реальности, как это было сделано с Валаамом и Гиезием, и они бы увидели Его в окружении сонма Ангелов. Также Он мог бы просто напомнить им факты, известные только Ему и им, и ученики бы поняли, что перед ними именно их Учитель, Иисус Христос, а не кто-то другой. Но воскресший Спаситель поступает иначе: Он демонстрирует им физическое тело, акцентирует на нём внимание и даже ест перед учениками. Что-то же Он хотел показать Апостолам всеми этими действиями!

«Воскресший Иисус не всегда являлся в одном и том же физическом теле (вероятно, он делал это для того, чтобы ученики ясно поняли, что он был духом), поэтому даже его близкие друзья не сразу его узнавали (Иоан. 20:14, 15; 21:4—7). Однако, хотя он и появлялся перед ними в разных телах, по его словам и делам они узнавали в нём того Иисуса, которого знали раньше. Так он укреплял их веру в то, что он действительно воскрес из мёртвых»

В Библии ничего не сказано о том, что Христос являлся в разных физических телах — это досужие выдумки представителей Общества Сторожевой Башни. Достаточно внимательно прочитать те места, на которые ссылаются «Свидетели Иеговы», чтобы понять, что ученики не сразу узнавали воскресшего Иисуса по более прозаичным причинам. Возьмём эпизод с Марией Магдалиной, где в самом начале главы сказано: «В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно, и видит, что камень отвален от гроба» (Иоан. 20:1). Итак, было раннее утро, и в сумерках Мария, естественно, могла и не узнать Христа (тем более, что она не ожидала увидеть Его живым!). Почему она приняла Его за садовника? Очевидно, потому что «на том месте, где Он распят, был сад» (Иоан. 19:41). Мария вполне логично заключила, что мужчина, окликнувший её, является садовником. Второй эпизод, приводимый «Свидетелями Иеговы», также не может быть принят в качестве доказательства «явлений в разных телах»: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Пётр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою» (Иоан. 21:4-8). Опять похожая ситуация — только-только настало утро, ещё как следует не рассвело. Кроме того, ученики находились в лодке, а Иисус стоял вдалеке, на берегу. Нет ничего удивительного, что в этой ситуации Апостолы Его сразу не узнали. Лукавым молчанием обходят религиозные руководители «Свидетелей Иеговы» случай явления Христа ученикам по дороге в Эммаус. И неудивительно, поскольку там содержится указание на ещё одну причину, по которой воскресшему Спасителю удавалось оставаться неузнанным, когда Он этого хотел: «И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошёл с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его» (Лук. 24:15-16). То есть Он оставался прежним, просто людям было временно не дано Его узнать. А Сам Христос не меняется и ни в кого не превращается. Это полностью опровергает все измышления Общества Сторожевой Башни о маскараде с использованием физических тел, якобы устроенном Спасителем.

«Если бы ученики видели Иисуса в том теле, в котором он сейчас находится на небе, тогда позднее Павел не написал бы, что прославленный Христос является «точным изображением самой его [Бога] сущности», потому что Бог — Дух и он никогда не был в плотском теле (Евр. 1:3; сравни 1 Тимофею 6:16)»

Зачитаем полностью то место Писания, на которое ссылается Общество Сторожевой Башни: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его [«отпечатком сущности Его», ПЕК] и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте» (Евр. 1:1-3). Этот библейский текст вовсе не говорит о том, что сегодня Христос не обладает человеческим телом. Напротив, мысль Апостола отсылает нас к тому времени, когда Сын Божий ещё находился на земле: «Бог (...) в последние дни сии говорил нам в Сыне (...) Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его, (...) совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия». Яснее понять это можно на примере аналогично построенного предложения: «Ахиллес, будучи неуязвим, совершив немало подвигов, стал величайшим героем Троянской войны». Данная фраза говорит не о том, что Ахиллес сначала совершил подвиги и лишь потом, впоследствии стал неуязвимым, а о том, что он уже обладал неуязвимостью, совершая свои подвиги. Так же и Христос совершил очищение людских грехов, будучи сиянием вечной славы и отпечатком Божественной сущности Своего Отца. Поэтому если «Свидетели Иеговы» вздумали протестовать против этого факта, то им придётся спорить со словами самого Апостола Павла, для которого воплощение Сына не являлось помехой Его Божественности: «Он, будучи образом Божиим (...) уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Филип. 2:6-7). Он не учит, что Сын был образом Божиим, но потом перестал им быть, «приняв образ раба». Нет, Павел говорит, что Он сделался человеком будучи (при этом) образом Божиим. То есть человеческая природа Христа так же реальна, как и Божественная. Он — истинный Бог и истинный Человек! Если бы в Иисусе Христе произошло смешение двух природ, и из человеческой и Божественной образовалась бы некая третья, «промежуточная», то тогда, конечно, Его нельзя было бы назвать «отпечатком» или «точным отражением» сущности Бога. Произошло бы искажение — природа Отца и Сына была бы нетождественна. Православная же Церковь так не учит — уже в Никейском символе веры ясно говорится: «Веруем... во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия... единосущного Отцу». Поэтому аргумент Общества Сторожевой Башни бьёт мимо цели.

«Луки 12:32: "Не бойся, малое стадо, потому что вашему Отцу было угодно дать вам царство". (В малое стадо входят не все, кто проявляет веру. Число членов этого стада ограничено. Они будут взяты на небо с определённой целью.)»

Увы, но толкование Общества Сторожевой Башни произвольно и не подкреплено словами Священного Писания. С чего «Свидетели Иеговы» решили, будто в «малое стадо» входят не все верующие, а только особая, привилегированная часть их? Разве Христос сказал: «Не бойся малое стадо... И большое стадо — не бойся, ибо наследуете землю»? Нет, такого разграничения среди верующих Он не делает; это выдумка руководителей Организации «Свидетелей Иеговы», а не учение Господа. Так по отношению к кому Христос называет Своих учеников «малым стадом»? Ответ находим буквально в следующей же главе: «Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук. 13:23,24). В параллельном месте говорится: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матф. 7:14). Значит, «малое стадо» истинно верующих, противопоставляется «большому стаду» презревших узкий путь Истины и избравших образ жизни по стихиям этого греховного мира, а не по Христу. То, что такое противопоставление действительно имеет место, видно и из проповеди Спасителя на Елеонской горе, где Он при помощи аллегории изобразил картину будущего Божьего Суда: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую» (Матф. 25:31-33).

«Флп. 3:20, 21: "[Господь Иисус Христос] преобразит наше униженное тело сообразно своему славному телу, по действию своей силы". (Означает ли это, что на небе будут прославлены их плотские тела? Или речь идёт о том, что при воскресении к небесной жизни их униженные плотские тела будут заменены на славные духовные тела?)»

У Апостола Павла речь идёт о преображении физических тел, а не о замене их чем-то иным. Греческое слово «μετασχηματιζω», которое он использует здесь, переводится как «преображать, придавать другой вид, изменять наружность». Оно не может обозначать радикальную перемену, при которой меняется природа (сущность) объекта, так что он превращается во что-то другое. Для выражения мнения духовных наставников «Свидетелей Иеговы» больше подходили бы другие слова: например, «μεταλλασσω» — «заменять, сменять» («они заменили истину Божию ложью» (Рим. 1:25)), «στρεφω» — «обращать, превращать» («имеют власть над водами, превращать их в кровь» (Откр. 11:6)) или, на худой конец, «ποιεω» — «делать, творить» («претворил воду в вино» (Иоан. 4:46), букв. «сделал воду вином»). Но Апостол Павел не пишет ни о том, что Господь «заменит плотские тела на славные», ни о том, что Он «даст (сотворит) новые тела сообразно Своему славному телу». Он пишет о преображении, о видоизменении. Павлу вообще чужда мысль об исчезновении у верных христиан их физических тел. Наоборот, он всячески подчёркивает ценность человеческого тела. «Мы, — пишет он, — в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Рим. 8:23). Не «освобождения от наших тел» (как искажает это место Общество Сторожевой Башни в своём «Переводе Нового Мира») ожидают христиане, а искупления тела, его окончательного освобождения от тления и смерти. Мы «воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью. На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа» (2Кор. 5:4,5). «Здесь он ясно и совершенно заграждает уста еретиков, показав, что говорит не просто о том или о другом теле, но о тлении и нетлении, — объясняет это место Иоанн Златоуст. — Мы не о том, говорит, воздыхаем, чтобы освободиться от тела (потому что мы не желаем сложить его с себя), но страстно желаем только освободиться от тления, которое в нём находится". Потому и говорит, что мы хотим не совлечься тела, но только облечь его в безсмертие. Потом сам же объясняет свои слова: "чтобы смертное поглощено было жизнью" (...) Оттого мы и тяготимся телом, то есть не оттого, что носим тело, но оттого, что носим тело тленное и страстное. Это-то и производит в нас скорбь. Но наступающая жизнь истребит и уничтожит тление — именно тление, а не тело» (св. Иоанн Златоуст, "Беседа 10 на 2-е послание Коринфянам"). Люди останутся людьми при Втором Пришествии Господа, они не превратятся в Ангелов. И их физические, материальные тела никуда не исчезнут, но преобразятся, станут подобными прославленному телу Самого Христа. Эта тайна грядущего изменения была приоткрыта Апостолам на горе Преображения: «[Христос] преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Матф. 17:2). Во время этого удивительного действа Спаситель не перестал быть человеком, но, оставаясь во плоти, отложил на время немощь и ограниченность нашего естества — тленность, смертность, дебелость (т. е. свойства, которые делают наше тело, по выражению Апостола Павла, «униженным») и предстал перед учениками в той славе, в которой Он придёт, как Судия живых и мёртвых.

«1 Кор. 15:40, 42—44, 47—50 (...) (Как видно из этих стихов, есть два разных вида тел: физические и духовные — и никто не может подняться на небо в физическом теле.)»

«Свидетели Иеговы» любят цитировать этот фрагмент без учёта 41-го стиха, оттого подлинный смысл и теряется. «Небесные тела» это вовсе не какие-то фантастические нематериальные оболочки для жизни на небесах, а общее название солнца, луны, звёзд. На самом деле у Апостола Павла речь идёт о «теле душевном» («σωμα ψυχικος»), которое противопоставляется «телу духовному» («σωμα πνευματικος»). А это совсем другое дело. «Душевное» тело — это такое, которое управляется сугубо силами души, в котором душа имеет господство и владычество; «духовное» же есть то, которое всецело движимо Духом (срав. с 1Кор. 2:14-15). Как небесные тела (солнце, луна и звёзды) превосходят в «славе» (т. е. блеске, величии) тела земные, так и тела воскресших будут превосходить наши нынешние тела. Но это совсем не значит, что они превратятся в нематериальные, как утверждает Общество Сторожевой Башни. Из наглядного примера Апостола с посеянным зерном ясно, что воскресшее тело будет того же рода (человеческим, физическим), что «посеянное», но избавленное от свойств смертности и тления. Сеется зерно — вырастает пшеница. Очевидно, что они сильно отличаются друг от друга, но также очевидно, что в выросшем растении нет ничего такого, чего бы не было заложено в зерне. Между ними существует природная преемственность. Подобная же связь существует и между «душевным» и «духовным» телами; они должны быть родственны друг другу. См. также статью «Вознесение христиан».

«Если бы Иисус вернул Лазаря из состояния блаженства, едва ли это было бы проявлением доброты к Лазарю. Но, вернув его из безжизненного состояния, Иисус сделал добро и ему, и его сёстрам. Лазарь снова стал живым человеком»

Во-первых, непонятно, с чего «Свидетели Иеговы» решили, будто Лазарь должен был после смерти непременно находиться «в состоянии блаженства», особенно, если учитывать, что обсуждаемые события (его смерть и воскрешение Христом через четыре дня) происходят в ещё до Крестной Жертвы, то есть в ветхозаветные времена? Православная догматика гласит, что до пришествия Христа все люди (даже ветхозаветные праведники) после смерти попадали в ад (преисподнюю), пока Он Сам не сошёл туда и не освободил из его плена праведные души. Во-вторых, смерть (т. е. состояние разлучения души и тела) в христианстве мыслится как нечто ненормальное и временное. Человеческое тело — не «темница души», а составная часть человеческой природы. Без него человек не может иметь полноты жизни, как создание Божие, поэтому-то так ценится земная жизнь. Состояние разлучения души и тела противоречит замыслу Бога о человеке, и оно будет устранено при Втором Пришествии Христовом, когда души всех умерших навсегда соединятся со своими телами.

«Луки 23:43: "Истинно говорю тебе сегодня: ты будешь со мной в Раю". (Под правлением Царя Христа вся земля превратится в рай.)»

В Лук. 23:39-43 говорится следующее: «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Раскаявшийся злодей увидел в Иисусе обещанного Мессию и уверовал, что из схватки со смертью Он выйдет победителем (хотя и не знал точно, как именно это произойдёт) и со временем воцарится над миром. Поэтому он просил, чтобы Христос вспомнил о нём в будущем, когда придёт в царской славе. Но Господь отвечает, что нет необходимости ждать будущего — «ныне же будешь со Мною в раю». И Сын Божий вовсе не обещает покаявшемуся злодею какого-то бананового «рая» на земле, но говорит: «Будешь со Мною», то есть на небесах (следует также отметить, что само греческое слово «παραδεισω», переведённое как «рай», во всём Новом Завете упоминается ещё только в двух местах (2Кор. 12:4 и Откр. 2:7), и во всех этих случаях оно указывает на небеса, а не на землю). Таким образом, Общество Сторожевой Башни, вырывая отдельный стих из контекста и снабжая его ложной пунктуацией (двоеточие после слова «сегодня», а не перед ним), меняет смысл библейского текста на противоположный и вводит читателя в заблуждение.

«Отк. 20:12, 13: "Я увидел мёртвых, великих и малых, стоящих перед престолом, и увидел, как были раскрыты свитки. И был раскрыт ещё один свиток, это — свиток жизни. И мёртвые были судимы по их делам согласно написанному в свитках. ...Они были судимы, каждый по своим делам". (Открытие свитков, очевидно, указывает на то время, когда, согласно Исаии 26:9, все люди будут учиться праведности, узнавая волю Бога. А открытие "свитка жизни" указывает на то, что люди, которые будут следовать тому, что узнают, могут быть вписаны в этот свиток. Те, кто будет туда вписан, обретут совершенство и будут жить вечно.)»

Согласно верному слову Писания, всеобщее воскресение мёртвых свершится при Втором Пришествии Христа в конце времён, «в последний день» (Иоан. 6:40), «при последней трубе, ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15:52), «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Иоан. 5:28,29), «ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Матф. 16:27). В Библии не говорится, что между воскресением и Божьим Судом людям будет дан некий отрезок времени, в течении которого они будут «учиться праведности» или «обретать совершенство». Напротив, слово Божие учит, что «мёртвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15:52), и случится вот что: «...Отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20:13). Как видно, события идут непрерывно: смерть отдаёт мёртвых, после чего каждый будет судим «по делам своим». И святой Апостол Павел пишет: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10). Не учит он, будто воскресшие явятся на Суд для получения «второго шанса», но для того, чтобы каждый получил «соответственно тому, что он делал, живя в теле», то есть до смерти. Точно так же и пророк Даниил по вдохновению Господа предрёк: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Текст Ис. 26:9 никак к словам Апостола Иоанна не относится — в нём отсутствует упоминание или мотив воскресения мёртвых, к тому же у Исайи сказано не о последнем Суде, а о «судах», которые «совершаются на земле» (т. е. уже во времена самого пророка). Ниже представлены несколько толкований этого стиха православными комментаторами: «"Когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде". Это согласно с тем, чему Дух Божий учит в книге Псалмов: "Познан был Господь по суду, который Он совершил" (Пс. 9:17). Пророк выражает этим, что, видя отмщение, какое Господь сотворил Ассириянам в земле нашей, обитающие на земле познают, как праведно наказание Твоё» (преп. Ефрем Сирин). Святитель Кирилл Александрийский изъясняет это место следующим образом (библейские цитаты даны по славянскому тексту): «"От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли: правде научитеся, живущии на земли". Ночью называет время прежде вочеловечения Господа, утром же пророческое предведение, а светом истинным евангелие Солнца правды — Христа, которому повелено быть изучаемым повсюду на земле. Научиться ему, говорит нельзя от природы, как мы научаемся смотреть или ходить, но для этого необходимы прилежание и старание... Бог устами пророка сказал: "и будут вси научени Богом". Смотри же, как в сих словах пророк представляет нам Христа как бы некоторым тайноводителем для уверовавших в Него из язычников. Ибо те, которые однажды познали, что "свет повеления" Его "на земли", необходимо получают от Него познание того, что полезно. О вы, говорит, "живущии на земли научитеся правде". Это сходно с тем, что сказано устами Давида: "Услышите сия вси язицы. и внушите вси живущии по вселенней" (Пс. 48:2.). Закон, заключённый и письменах, детоводительствовал только Израиля по плоти, Господь же наш Иисус Христос, простёрши сеть кротости, уловил всю поднебесную. Посему (пророк) справедливо даёт совет всем живущим на земле, говоря, что им должно научиться изглаголанной чрез Него правде, то есть, евангельской». Важно отметить, что грядущий Божий Суд, согласно книги Откровение, произойдёт, «когда окончится тысяча лет», и сатана, освобождённый из своей темницы, явится для обольщения народов, находящихся «на четырёх углах земли» (Откр. 20:7). Это противоречит утверждению «Свидетелей Иеговы», что Суд будет осуществляться в продолжение всего тысячелетия. Таким образом, попытку Общества Сторожевой Башни обойти прямой смысл слов, записанных в Откр. 20:12,13, пространными рассуждениями и произвольными предположениями следует признать неудачной.

«Что означает Иоанна 5:28, 29? Там говорится: "Все находящиеся в памятных склепах услышат его голос и выйдут: кто делал добро — для воскресения жизни, а кто поступал порочно — для воскресения осуждения". Чтобы правильно понять эти слова Иисуса, нужно учитывать то, что он открыл позднее Иоанну (Смотри Откровение 20:12, 13. Эти стихи цитируются на странице 103.)»

Во-первых, неужели слушателям, к которым Христос обращал эти слова, было необходимо дожить до того времени, когда Апостол Иоанн написал Апокалипсис, чтобы всё «правильно понять»?! Не скатывается ли здесь Общество Сторожевой Башни в абсурд ради оправдания своей теории? Во-вторых, даже если при рассмотрении Иоан. 5:28,29 учитывать текст Откр. 20:12,13, то кардинально ничего не поменяется, ведь там сказано: «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». Когда смерть и ад отдадут мёртвых, начнётся всеобщий Божий Суд: все людские слова, помышления сердца и поступки будут обнажены, что и символизируется раскрытием «книг», в которых как бы записаны все деяния человека, как добрые так и злые (Притч. 24:12; Матф. 12:36,37; Рим. 2:6; Откр. 2:23). «"Раскрытые книги" означают деяния и совесть каждого» (св. Андрей Кессарийский, "Толкование на Апокалипсис"), «По действию всемогущества Божия на суде раскроется совесть каждого человека, и он в ней, как бы в книге, сам прочтёт всё, что было сделано им в жизни, и от своей совести услышит истинную оценку всей своей земной деятельности» (Лопухин А.П., "Толковая Библия"). Те из воскресших, кто будет найден достойным, получат в награду жизнь вечную — для них всеобщее воскресение заслуженно названо «воскресением жизни». Прочие же будут брошены в озеро огненное, и для них воскресение окажется «воскресением осуждения».

«Как те, кто при жизни поступал хорошо, так и те, кто при жизни поступал плохо, будут "судимы, каждый по своим делам". По каким делам? Если предположить, что люди будут судимы на основании тех дел, которые они совершили ещё до того, как умерли, то это будет противоречить тому, что говорится в Римлянам 6:7: "Умерший освобождён от греха"»

Воскресшие будут судимы, конечно, на основании совершённого ими за весь период их жизненного пути. В Священном Писании не содержится учения, будто своей смертью человек способен искупить всё, что натворил в течение своей жизни. Наоборот, как в ветхозаветных, так и в новозаветных книгах подчёркивается, что каждому придётся ответить за все свои деяния на Божьем Суде:
«Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд» (Еккл. 11:9) (Если бы смерть освобождала человека от всех совершённых им когда-то грехов, как утверждает Общество Сторожевой Башни, то Бог, конечно, не стал бы судить его за всё, что он сделал «во дни юности своей»).
«Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека, ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13,14) (Здесь необходимость соблюдать Божьи заповеди объясняется тем, что все наши деяния, хорошие и плохие, получат должную оценку на Страшном Суде, а не будут просто отброшены или забыты, как пытаются убедить «Свидетели Иеговы»).
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф. 12:36,37) (На Суде люди будут отвечать «за всякое праздное слово», а не только за сказанное в придуманный Обществом Сторожевой Башни период между всеобщим воскресением и Судом).
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его... И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Матф. 25:31-46) (Между Вторым Пришествием, воскресением мёртвых и Страшным Судом не будет периода времени, отведённого для «второго шанса»: события идут непосредственно одно за другим; все будут судимы за совершённое ими в течение жизни и получат соответствующее тому воздаяние).
«Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10) (Воскресший получит воздаяние от Бога не за содеянное в период после воскрешения, а за то, «что он делал, живя в теле», то есть до своей смерти).
«Блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр. 14:13) (Если земные дела умерших христиан не «сгорают» или «аннулируются», но «идут вслед за ними», то тем паче и дела всех прочих людей, окончивших земной путь, не будут забыты, «ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2:11)).

Итак, для любого человека, искренне верующему сказанному в Библии, очевидно, что и пророки, и Апостолы, и Сам Господь Иисус Христос учили , что всё содеянное людьми в их земной жизни послужит основанием приговора на Божьем Суде и что после воскресения из мёртвых ни праведникам, ни грешникам уже не будет дано что-либо изменить в своём положении. Это нисколько не противоречит словам Апостола Павла в Рим. 6:7, на которые ссылаются «Свидетели Иеговы». Достаточно прочесть этот библейский стих в контексте, чтобы убедиться в ошибочности его истолкования Обществом Сторожевой Башни: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нём? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога. Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:1-11). Апостол Павел учит: если ты умер в крещении, то и оставайся мёртвым, ибо мертвец уже не может грешить (в этом-то смысле он и «свободен от греха»), а если же ты, будучи крещён, грешишь, то уничижаешь дар Божий. «Как мёртвый никакого не являет движения, так умерший греху в купели крещения не должен допускать никакого деяния греховного. Только — что у мёртвого является по физической необходимости, то у умершего греху должно быть проявляемо свободным решением воли и рачением», — объясняет святитель Феофан Затворник.

«К тому же неразумно воскрешать людей только для того, чтобы их уничтожить. Значит, в Иоанна 5:28 и в первой части 29-го стиха Иисус говорит о том, что будет воскресение, а во второй части 29-го стиха он говорит о том, что ждёт людей после того, как они станут совершенными и предстанут на суд»

Да, создавать только для того, чтобы затем уничтожить — это действительно неразумно. Кандидат философских наук и преподаватель Брянского Государственного Университета Константин Матаков справедливо замечает: «Вариант уничтожения не подходит — это означало бы уничтожить образ Божий в человеке, и признать его сотворение неудачей: раз уж ничего путного из вас не вышло, то я вас лучше уничтожу». Однако в своём собственном переводе Библии Общество Сторожевой Башни поддерживает взгляд, который само же называет неразумным: «Иегова знает, как... неправедных сберегать на день суда, когда они будут истреблены» (2Петр. 2:9, ПНМ). То есть Иегова сберегает неправедных людей для того... чтобы истребить их! Парадокс? На самом деле в этом библейском стихе написано, что неправедные сберегаются как «κολαζομενους», то есть люди подлежащие наказанию. А это уже совсем другое дело, ведь многие известные мировой истории кровопийцы потому и творили зло и ужасные бесчинства, что считали себя абсолютно безнаказанными. Физическую смерть, которую они некогда претерпели, нельзя расценивать как наказание; это, скорее, возможность уйти от всякой ответственности и воздаяния. Ведь их уход из жизни, по учению Общества Сторожевой Башни, оказался простым уничтожением, аннигиляцией, исчезновением из бытия без перспективы воскрешения. Если коснуться сути, то это всего лишь одномоментный акт, достаточно быстрый, чтобы эти нечестивцы даже не осознали своего жизненного фиаско. Ещё Эпикур, один из выдающихся представителей древнегреческого материализма (который, кстати, как и нынешние «Свидетели Иеговы», полагал, что душа человека умирает вместе с телом), это заметил: «Когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет». Действительно, после уничтожения применять какие-либо термины (например, «наказание») к уже несуществующему — бессмысленно. Какая разница, «восстановят» тебя или нет, ведь ты уже исчезнешь без следа, перестанешь что-либо осознавать. Тот, кого уже не существует, не способен о чём-то пожалеть или хотя бы на чисто рассудочном уровне понять, что всё-таки прогадал, сделав ставку на жизнь без Бога. Но в Священном Писании нигде не содержится учения об уничтожении грешников после Божьего Суда, зато неоднократно сообщается о вечных муках, которые их ожидают (Ис. 33:14; Матф. 13:49-50; 25:41,46; Марк. 9:47-48; Откр. 14:11). Поэтому ничто не мешает воспринимать слова Христа в Иоан. 5:28,29 такими, какие они есть, без искусственного разделения 29-го стиха на две части: мёртвые, услышав глас Сына Божьего, воскреснут и будут судимы по делам своим, в зависимости от которых для одних это событие станет «воскресением жизни», а для других — «воскресением осуждения».

«Что говорится в Откровении 20:4—6 о тех, кто воскреснет на земле? [...] Скобки помогают понять, что "остальные из мёртвых" не участвуют в первом воскресении. Это воскресение только для тех, кто будет править с Христом тысячу лет. [...] Кто такие "остальные из мёртвых"? Это те, кто умер из-за греха, унаследованного от Адама, а также те, кто, хотя и переживёт великое бедствие или родится во время Тысячелетнего царства Христа, всё же будут нуждаться в избавлении от губительных последствий греха. (Сравни Эфесянам 2:1.) В каком смысле они "не ожили, пока не окончилась тысяча лет"? Здесь речь идёт не о воскресении. В данном контексте "ожить" значит больше, чем просто вернуться к жизни. Речь идёт о том, чтобы обрести совершенство — освободиться от всех последствий греха Адама»

В Откр. 20:4-6 говорится: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». В объяснении этого отрывка Обществом Сторожевой Башни можно отметить следующие ключевые мысли: 1) «оживление» тех, кому дано царствовать со Христом, названо «воскресением»; 2) «оживление» всех прочих (в конце 1000 лет) не является воскресением; 3) в число «прочих из умерших» (или «остальных из мёртвых» в ПНМ) входят не только собственно умершие, но и живые люди. Слабые места данного толкования довольно очевидны. Во-первых, на каком основании лидеры Организации «Свидетелей Иеговы» растождествляют понятия «оживление» и «воскресение», когда речь заходит об «остальных из мёртвых»? Сам библейский текст не даёт никаких предпосылок для этого. У Апостола Иоанна об удостоившихся царствовать со Христом ясно говорится: «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет... Это — первое воскресение». Их оживление именуется «воскресением», и «Свидетели Иеговы» с этим согласны («Это воскресение только для тех, кто будет править с Христом тысячу лет»). Оно названо «первым воскресением», а значит, должно произойти и «второе», и если «"остальные из мёртвых" не участвуют в первом воскресении», то, следовательно, примут участие во «втором». Когда же это случится? Согласно видению Апостола Иоанна, «прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет». Однако у Общества Сторожевой Башни эти «прочие» воскресают за 1000 лет до своего «оживления», что не только не подтверждается текстом Откровения, но и явно противоречит его прямому смыслу (ведь тогда их «воскресение» следует отнести к «воскресению первому», в котором «прочие из умерших» не участвуют). Во-вторых, «Свидетели Иеговы» воспринимают тех, кому дано царствовать со Христом, как буквально умерших людей (более того, Общество Сторожевой Башни в своих публикациях настаивает, что им необходимо физически умереть, отдав свою человеческую жизнь, чтобы воскреснуть к жизни на небесах!), тогда как в число «прочих из умерших» они включают и тех, кто «переживёт великое бедствие или родится во время Тысячелетнего царства Христа». То есть «остальные» (или «прочие») из буквально мёртвых людей толкуются как вполне живые, что крайне абсурдно. В-третьих, толкование Общества Сторожевой Башни предполагает, будто по окончании Царства благодати, которое является достоянием всех истинных христиан и которое будет продолжаться до самой кончины мира и Божьего Суда (Кол. 1:13; 1Кор. 15:25), и прежде наступления Царства славы, которое откроется непосредственно после всеобщего воскресения и Суда и будет длиться вечно (Дан. 7:13,14; Лук. 1:32,33; 2Петр. 1:11; Откр. 22:5), должно возникнуть некое промежуточное царство ровно на 1000 лет, после чего ему придёт конец. Ещё более удивительно слышать о том, что во времена этого царства на земле будут существовать люди, страдающие от «от губительных последствий греха», и у них будут рождаться дети, хотя в Священном Писании сказано, что «мёртвые воскреснут нетленными» (1Кор. 15:52), «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Матф. 22:30). То есть брачных союзов уже не будет в этом странном царстве, но рождение детей всё же не прекратится. При этом Христос почему-то не может дать всем воскресшим нетление «во мгновение ока», но вынужден их «приводить к совершенству» в течение целых тысячи лет! Таким образом, картины будущей жизни «Свидетели Иеговы» рисуют в каком-то нелепом духе. Это царство блуда и бессилия Христа, а не Царство Божие в силе и славе, которого с надеждой ждут все христиане.

«Иоан. 5:28, 29: "Не удивляйтесь этому, потому что настаёт час, в который все находящиеся в памятных склепах услышат его голос [голос Иисуса] и выйдут". (Здесь в греческом тексте используется слово мнемейон [память, памятный склеп] во множественном числе, а не тафос [могила, место погребения отдельного человека] или хадес [общая могила человечества] во множественном числе. Таким образом, подчёркивается мысль о том, что память об этих умерших людях не исчезает. Те, кто совершил непростительный грех и память о ком была стёрта в геенне, не воскреснут. А те, кто находится в памяти Бога, воскреснут и получат возможность жить вечно [Матф. 10:28; Марк. 3:29; Евр. 10:26; Мал. 3:16].)»

«Стирание памяти» Богу — это уже что-то из области крайне ненаучной фантастики! Но зачем же, спрашивается, смешивать Библию и эти сказки? Нигде в Писании не говорится, будто в геенне огненной происходит некое «стирание памяти» о грешниках, зато неоднократно сообщается, что она станет уделом для самих нечестивых людей, а также для диавола и его ангелов. Аргумент с обращением к греческим словам выглядит весьма неубедительно, поскольку в библейском тексте «μνημειον» и «ταφος» используются как синонимы (срав. Матф. 27:60 и 27:61,64 или по тексту LXX Быт. 23:4 и 23:6, 47:30 и 50:5; а в пророчестве, записанном в Иез. 39:11 вообще сказано, что полчища Гога будут похоронены в именно в «μνημειον», что, по логике «Свидетелей Иеговы», выглядит крайне странно, так как в Апокалипсисе Иоанна Богослова они выступают в качестве сатанинского войска).

«Деян. 24:15: "Я имею надежду на Бога... что будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных". (Будут воскрешены и те, кто жил в согласии с праведными путями Бога, и те, кто по незнанию совершал неправедные дела. С помощью Библии не всегда можно ответить на вопрос, воскреснет тот или иной человек или нет. Тем не менее мы можем быть уверены в том, что Бог, который знает всё, будет действовать непредвзято, справедливо и милосердно, в согласии со своими праведными нормами. Сравни Бытие 18:25.)»

Как раз с помощью Библии всегда можно очень точно ответить на вопрос, кто воскреснет! Подобно Марфе, чей брат умер из-за болезни, мы можем с полной уверенностью сказать о любом известном нам человеке: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Иоан. 11:23,24). На эти евангельские слова следует обратить пристальное внимание: Марфа не сказала «надеюсь, что воскреснет» или «может быть, воскреснет». Нет, для неё, как и для большинства иудеев, вера во всеобщее воскресение мёртвых, которое произойдёт в будущем, «в последний день», была традиционной. Не сомневались в этой великой истине и первые христиане. Согласно многочисленным новозаветным свидетельствам, воскреснут абсолютно все, кто когда-либо умер, поэтому-то это событие и именуется верующими «всеобщим воскресением мёртвых». Начать рассмотрение библейских текстов можно прямо со стиха, который цитирует здесь Общество Сторожевой Башни: «Я имею надежду на Бога, которую и сами они питают, что будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15, ПНМ). На каком основании «Свидетели Иеговы» утверждают, будто тут подразумеваются не все неправедные, а лишь «те, кто по незнанию совершал неправедные дела»? В словах Апостола Павла подобной оговорки не содержится, да и вывести из них подобный смысл крайне затруднительно, так как он прямо заявляет, что его вера в воскресение совпадает с фарисейской (а уж они-то верили во всеобщее воскресение, безо всяких оговорок). В своих посланиях он обращает внимание христиан на то, что «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10). При этом он не добавляет, что те, кто целенаправленно и упорно грешит, не воскреснет в конце времён. Напротив, такие люди сами себе собирают «гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев» (Рим. 2:5-8). Налицо явное расхождение: Общество Сторожевой Башни утверждает, что те, кто ныне упорствуют и не покоряются истине, не воскреснут, а Апостол Павел, наоборот, учит, что воскреснут и в «день гнева» получат заслуженное — каждый по делам своим. В другом своём послании он пишет: «Как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:22). Эти слова забивают последний гвоздь в крышку гроба заблуждения Общества Сторожевой Башни. Мысль Апостола очень проста: как смерть от Адама перешла на весь человеческий род, так воскресение из мёртвых, благодаря Христу, «Новому Адаму», станет достоянием всего человечества. Как после адамового грехопадения человек не мог не умирать, так и после Воскресения Христова он уже не может не воскреснуть. Следовательно, нет в мире ни единой разумной души, которая не предстанет на Божий Суд.

«Если миллиарды умерших воскреснут, то где они все будут жить?
По самым приблизительным подсчётам за всю историю на земле жило 20 000 000 000 человек. Как мы увидели, не все они воскреснут. Но даже если бы воскресли все, для них было бы достаточно места»
См. статью «Земля».
Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (11.10.2015)
Всего комментариев: 3
0
3 Milosh_Belich  
«Давид же сказал: "Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет твёрд, как луна, и верный свидетель на небесах" (Пс. 88:36–38), означая сим вознесение Господа на небо с плотию, которая, как нераздельно уже соединённая с Богом Словом, пребудет вечною»
(преп. Исидор Пелусиот, "Письмо к Исидору", IV-V век)

«Если Бог и из несуществующего силён привести в бытие всё, что Ему угодно, то тем паче из приведённого в бытие может Он обновить существовавшие уже и обратившиеся в землю тела»
(преп. Исидор Пелусиот, "Письмо к Синадию", IV-V век)

0
2 Milosh_Belich  
Вера древних христиан:

«Что же ты разделяешь Христа надвое своей ложью? Он был истинен в цельности Своей. Поверь, Он предпочёл родиться, нежели обманываться в чём-то и прежде всего в Себе Самом: носить плоть, прочную без костей, сильную без жил, кровоточащую без крови, покрытую без кожи, алчущую без голода, едящую без зубов, говорящую без языка, так что речь её являлась слуху как призрак от воображаемого звука. Тогда, значит, Он был призраком и после Воскресения, когда предложил ученикам осмотреть руки и ноги Свои, говоря: "Взгляните, вот Я; ибо дух не имеет костей, а вы видите, что Я имею" (см. Лук. 24:39). Это, без сомнения, руки, ноги и кости, которые имеет не дух, но плоть. Как объясняешь ты эти слова, Маркион, ты, выводящий Иисуса от Бога наилучшего, простого и только благого? Взгляни-ка: Он обманывает, заблуждает и затуманивает очи всех, чувства всех, которые подходят и осязают. Уж по этой причине тебе следовало бы выводить Христа не с неба, а из какой-нибудь шайки шарлатанов, представлять Его не Богом помимо человека, а просто человеком, магом, не жрецом спасения, а театральным актёром, не воскресителем мёртвых, а губителем живых»
(Тертуллиан, "О плоти Христа", II-III век)

«Да и вообще во всём обольститель желает уподобляться Сыну Божию... В образе человека явился Господь, в образе человека придёт и он. Воскресил и показал Спаситель Свою святую плоть, как храм, восстановит также и он каменный храм в Иерусалиме»
(св. Ипполит Римский, "Слово о Христе и антихристе", III век)

«Ибо опускается вниз не то, что не умирает, а что умирает. Умирает же тело, ибо душа бессмертна. И так если душа бессмертная, а тело умирает, то те, которые говорят, что есть воскресение, только не тела, отвергают бытие воскресения; потому что не стоящее, но падшее и лежащее восстает, как написано: разве упавши не встают, и совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8:4) [...] Итак, если тела наши, содержимые в святости, суть храм живущего в нас Духа (1Кор. 6:19), если и Господь пребывает в теле, и члены тела суть члены Христовы, значит, тело может покоряться закону Божию и может наследовать царствие Божие. Воскресивший из мёртвых Христа, говорит Апостол, оживит и ваши смертные тела Духом своим, живущим в вас (Рим. 8:11), чтобы тленное сие облеклось в нетление, и смертное сие облеклось в бессмертие, и поглощена была смерть победою (1Кор.15:54). Не о другом теле, как вы думаете, рассуждал здесь Апостол, но об этом умирающем и умерщвляемом, посредством которого можно и блудодействовать и распутствовать. Если же они предполагают, что есть различие между телом и плотью, и желают, чтобы и мы согласились на такое их умствование, по которому они телом почитают нечто другое, как бы свойственное самой душе, невидимое, а плотью — это внешнее, видимое: то против этого должно сказать, что не только Павел и Пророки эту плоть обыкновенно называют телом, но даже и философы, у которых в особенности наблюдается точность названий. Если они хотят научно исследовать это, то вообще плотью называется собственно не вся эта масса нашей телесной храмины, но некоторая часть целого, как то: кости, нервы, жилы, а телом — всё, целое. Поэтому врачи, которые тщательно исследовали природу тела, называют телом это видимое тело»
(св. Мефодий Патарский, "О воскресении (против Оригена)", III век)

«Береги, прошу тебя, тело твоё и знай, что ты из мёртвых восстанешь и будешь судим с сим телом... Не внимай тем, которые говорят, что не восстает тело сие — оно восстанет. Свидетельствует об этом Исаия, говоря: "Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела!" (Ис. 26:19), и Ангел с Даниилом разговаривавший: "И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12:2). Всем людям предстоит воскреснуть, но не для всех одинаково воскресение. Все мы получим тела вечные, но не все одинаковые. Праведные получат для того, чтобы вечно ликовать с Ангелами, а грешные, чтобы вечное терпеть за грехи мучение»
(св. Кирилл Иерусалимский, "Поучение огласительное четвёртое", IV век)

0
1 Milosh_Belich  
Вера древних христиан:

«Никто из вас не должен говорить, что эта плоть не будет судима и не воскреснет. Знайте: в чём вы спасены, в чём прозрели, если не во плоти? Поэтому нам должно хранить плоть, как храм Божий. Ибо как призваны во плоти, так и на суд придёте во плоти же. Как Христос Господь, спасши нас, хотя прежде был духом, соделался плотию, и, таким образом, призвал нас, так и мы получим награду в этой плоти. Итак, будем любить друг друга, чтобы всем войти в Царство Божие»
(св. Климент Римский, "Второе Послание к Коринфянам", I век)

«Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своём был и есть во плоти. И когда он пришёл к бывшим с Петром, то сказал им: "возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный". Они тотчас прикоснулись к Нему, и уверовали, убедившись Его плотью и духом. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть, хотя духовно был соединён с Отцом»
(св. Игнатий Антиохийский, "Послание к Смирнянам", I-II век)

«Но как прежде не поверили бы вы, что из малой капли можно сделаться вам такими, как вы и однако ж видите, что это делается: таким же образом судите, что и человеческие тела, разрушившиеся и обратившиеся в землю на подобие семян могут, по Божию повелению, в своё время воскреснуть и облечься в нетление»
(св. Иустин Мученик, "Апология I", II век)

«Его ученики и свидетели всех благих дел Его и учения, и страданий, и смерти, и воскресения, и вознесения после телесного воскресения суть Апостолы, которые, по получении силы Святого Духа, посланы были Им во весь мир и призвали язычников, показав людям путь жизни, обращая их от идолов и любодеяния и лихоимства и очищая души их и тела крещением водою и Святым Духом»
(св. Ириней Лионский, "Доказательство апостольской проповеди", II век)

«Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но приняла от Апостолов и от учеников их веру в [...] пришествие и рождение от Девы, и страдание, и воскресение из мёртвых, и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса, Господа нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы "возглавить всё" (Еф. 1:10) и воскресить всякую плоть всего человечества»
(св. Ириней Лионский, "Обличение и опровержение лжеимённого знания", II век)

«Многие, рассуждая о воскресении [думают], что причина воскресения — суд. Ошибочность этого ясно открывается из того, что все умершие люди воскреснут, но не все воскресшие будут судимы. Ибо если бы один только праведный суд был причиною воскресения, то следовало бы, будто не сделавшие ничего ни худого, ни доброго не воскреснут (например, самые малые младенцы). А между тем воскресение назначено как всем прочим, так и умершим в первом возрасте; и последние служат доказательством, что воскресение будет не ради суда, как первой причины, но по намерению Творца и по природе сотворённых существ [...] Непременно должно быть воскресение тел, умерших и совершенно разрушившихся, и вторичное существование тех же людей; ибо естественный закон определяет цель ни для человека вообще и ни кое-кого из людей, но для тех самых, которые провели эту жизнь, а они не могут опять существовать, как те же люди, если те же самые тела не будут возвращены тем же самым душам»
(Афинагор Афинский, "О воскресении мёртвых", II век)

Имя *:
Email *:
Код *: