Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Вознесение христиан»

Учение «Свидетелей Иеговы»: Люди не были созданы для жизни на небесах. Поселив Адама и его жену в раю на земле, Бог сказал, что они будут наказаны смертью, только если проявят непослушание. В противном случае первая человеческая пара и их потомки никогда бы не умерли и вечно жили в земном раю. Согласно Библии, возможность попасть на небеса предоставлена только для 144 000 преданных Богу людей, которых Он начал избирать в Пятидесятницу 33 года н. э., вскоре после того как воскресил Иисуса Христа. Все они должны составить небесное правительство, которое избавит людей от угнетения, уничтожит тех, кто их притесняет, и принесёт благословения всей земле во время своего тысячелетнего правления. Сбор этой избранной группы на небесах начался вскоре после того, как Иисус Христос в 1914 году принял полномочия Царя. Когда сегодня кто-либо из этой особой категории христиан умирает, то сразу же воскрешается на небесах в виде духовного создания. Это и называется «вознесением». Как только последний из 144 000 вознесётся таким образом к небесной жизни, начнётся суд над нечестивой системой вещей и установление тысячелетнего правления.

«Кто "будут унесены... в облаках", как сказано в 1 Фессалоникийцам 4:17?»

Согласно словам Апостола Павла, это будут воскресшие христиане вместе со своими собратьями, оставшимися в живых на тот момент: «Умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним... мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим [«не опередим», ПЕК] умерших... мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе».

«Умрут ли они когда-нибудь? Согласно Римлянам 6:3—5 и 1 Коринфянам 15:35, 36, 44 (эти стихи цитируются на странице 96), прежде чем получить небесную жизнь, они должны умереть. Но им не нужно будет пребывать в состоянии смерти, ожидая возвращения Христа. Они будут "унесены" сразу же, "во мгновение ока", чтобы быть с Господом (1Кор. 15:51, 52; смотри также Откровение 14:13)»

Такая трактовка противоречит прямым словам Писания: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем» (1Фесс. 4:17) и «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор. 15:51-52). Даже в переводе Общества Сторожевой Башни написано «не все мы уснём смертным сном», что, по логике, должно значить: кто-то не «заснёт», кто-то останется «бодрствовать». Но, с точки зрения адептов Организации, «не уснём» почему-то означает «уснём, но ненадолго». И вообще, непонятно, почему ответ на вопрос «Кто "будут унесены... в облаках", как сказано в 1 Фессалоникийцам 4:17?» нужно искать не в указанном стихе и его контексте, а в каких-то других библейских отрывках, которые вдобавок ещё и посвящены совсем иным темам (в Рим. 6:2-11 Апостол Павел рассуждает о грехе и благодати на примере символики христианского крещения, а в 15-ой главе Первого послания к Коринфянам излагает христианское учение о воскресении мёртвых)? Думается, причина этого заключается в том, что апостольские слова в 1Фесс. 4:15-17 с очевидностью указывают на то, что в момент пришествия («παρουσια») Христа оставшиеся в живых христиане будут взяты на небо, но в октябре 1914 года (дата, когда по расчётам Общества Сторожевой Башни Иисус якобы «вернулся») ничего подобного не произошло. Мёртвые не воскресли, их тела продолжали тлеть в могилах, да и живые не прославились и не вознеслись к Богу на небеса. Поэтому-то Обществу Сторожевой Башни и приходится прибегать к массе заумных и хитросплетённых рассуждений, отвлекая внимание на другие библейские тексты, которые проще представить в нужном Организации «Свидетелей Иеговы» ключе. Следует заметить, что в переводе Общества Сторожевой Башни в 1Фесс. 4:17 опущено важное слово «вместе» (греч. «αμα»), которое говорит о мгновенном и одновременном воскресении и вознесении христиан во время Второго Пришествия Христа (стих 15), а не о растянутом на целое столетие процессе.

«Появится ли Христос видимым образом на облаке и возьмёт ли он затем верных христиан на небо на глазах у мира?
Говорил ли Иисус, что мир снова увидит его буквально?»

Несомненно:
«Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7)
«Тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24:30)
«Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1Иоан. 2:28)
«Завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа» (1Тим. 6:14)
«Вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его» (1Фесс. 1:9-10)
«И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их» (Откр. 11:12)

Подробнее — см. статью «Возвращение Христа»

«Иоан. 14:19: "Ещё немного, и мир больше не увидит меня, но вы [верные ученики Христа] увидите меня, потому что я живу, и вы будете жить". (Сравни 1 Тимофею 6:16.)»

См. статью «Возвращение Христа»

«Может ли Господь "сойти с неба", о чём говорится в 1 Фессалоникийцам 4:16, невидимо для человеческих глаз? В то время, когда ещё существовали Содом и Гоморра, Иегова сказал, что он собирается "пойти... и проверить", что делают люди (Быт. 18:21). Но никто из людей не видел, как Иегова проводил ту проверку, хотя люди и видели посланных им представителей — ангелов (Иоан. 1:18). Подобно этому Иисус может обратить внимание на своих верных последователей на земле и вознаградить их, не возвращаясь в плоти»

Во-первых, в случае с Содомом и Гоморрой, как ни крути, на землю всё же кто-то пришёл — в буквальном смысле, видимо для людей. Так что «Свидетелям Иеговы» необходимо срочно придумывать, кто сойдёт с неба вместо Христа. Во-вторых, такое толкование будет противоречить прямому смыслу слов Апостола Павла: «Сам Господь сойдёт…». Не кто-то вместо, а Сам Господь! В-третьих, с какой стати вообще нужно перетолковывать все места о видимом пришествии в пользу невидимого? Потому что пенсильванский галантерейщик Чарльз Расселл несколько раз кряду опростоволосился с предсказанием Второго Пришествия Христова (так же, как до него и Уильям Миллер, Джозеф Смит и прочие лжепророки, презревшие слова Господа «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян.1:7))? Если переиначивать смысл текстов Библии всякий раз, когда очередному религиозному шарлатану требуется оправдание своего вранья, то от неё и вовсе ничего не останется.

«Это высказывание, так же как и подобные высказывания в других стихах, не противоречит словам Иисуса, записанным в Иоанна 14:19. Подумайте: что произошло у горы Синай, когда Бог, как сказано в Исходе 19:9, пришёл к народу "в тёмном облаке"? Бог присутствовал там невидимо. Израильтяне видели доказательства его присутствия, но никто из них не видел Бога своими глазами. Поэтому, когда Иисус сказал, что придёт "в облаке", он, очевидно, подразумевал, что люди узнают о его присутствии, хотя он и будет невидим для человеческих глаз. Люди поймут, что он присутствует, и в этом смысле "увидят" его»

Совершенно не уместное сравнение. Бог присутствовал на Синае незримо, потому что не имел плоти. Невозможно увидеть бестелесного духа. Но Воплощение изменило ситуацию. Отец был явлен в Сыне, Который вошёл в наш мир, приняв человеческую природу (Иоан. 1:18). Наш Господь, Спаситель мира, пришёл к людям не в том смысле, будто Он как-то «невидимо присутствовал» среди них и тайно помогал им. Нет, Он буквально обитал, находился среди них: Его видели, слышали, осязали (Иоан. 1:14; 1Иоан. 1:1). И Господь так и вознёсся телесно на небеса, навеки сохранив спасительную связь со всем человеческим родом, поэтому когда придёт во второй раз, то не потребуются «доказательства присутствия», поскольку все люди увидят Его своими собственными глазами. «Узрит Его всякое око», — говорится в Апокалипсисе Иоанна Богослова (Откр. 1:7). В переводе на язык «Свидетелей Иеговы» это должно означать следующее: когда Христос вернётся, все люди поймут, что Он присутствует. Но поняло ли всё население земного шара, что это событие произошло в октябре 1914 года? «Узрели» ли они Христа? Почувствовали ли Его «присутствие»? А если нет, то разве не тщетна вся эта околобиблейская казуистика Общества Сторожевой Башни?

«Могут ли христиане быть взяты на небо в своем физическом теле?
1 Кор. 15:50: "Скажу, братья, что плоть и кровь не могут наследовать царство Бога, как и тление не наследует нетления"»

В Священном Писании мы встречаем примеры, доказывающие прямо противоположное. Например, в 4Цар. 2:11 сообщается, как пророк Илия был унесён огненной колесницей на небо. Также из слов Апостола Павла во 2Кор. 12:1-5 можно заключить, что можно быть «восхищенным в рай», «до третьего неба» в физическом теле (по крайней мере, он не отвергает решительно такой возможности, но допускает её). Кроме того, само Общество Сторожевой Башни толкует слова Иисуса Христа в Матф. 25:34 («Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира»), как обращённые к людям из плоти и крови — членам «великого множества». Поэтому для того, чтобы верно понять слова Апостола Павла в 1Кор. 15:50, необходимо уяснить, какой смысл он вкладывал в понятия «плоть», «плотский» и «духовный». Так, говоря о «жизни по плоти» (Рим. 7:5; 8:1-13), он имеет в виду не физиологическую жизнь человека, но действие греховных страстей в членах человеческого тела, «дела плоти»: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное... Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21). Людей живущих по греховным страстям он называет «плотскими», а живущих по евангельским заповедям — «духовными»: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими... Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» (1Кор. 3:1-3); «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6:9). При сопоставлении этих мест Священного Писания становится очевидно, что препятствием к получению небесной награды является вовсе не наличие материального (физического) тела, а совершение греховных дел и стремление души к постыдным удовольствиям. Но всё это почти с неизбежностью происходит от влияния немощного, несовершенного тела, поэтому Апостол Павел и говорит, что для Божьего Царства оно непригодно. Но это не означает, что для человеческой природы вход на небеса закрыт, ведь далее Апостол Павел открывает тайну: наше телесное естество ждёт «изменение». «Все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе... Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15:51-53), — «заметь сии слова против тех, которые говорят, что воскреснут тела не те же самые, но иные: "Ибо тленному", говорит, "сему и смертному сему"; не иному, а указательно говорит: "сему". Посему тело останется то же самое (ибо оно есть то, что облекается), но смертность и тленность уничтожается, так как оно облечется в нетление и бессмертие» (блаж. Феофилакт Болгарский). В другом своём послании Апостол Павел пишет, что «уничиженное» (т. е. нынешнее, несовершенное) тело христиан должно быть «преображено» «сообразно славному телу» Спасителя (см. Филип. 3:21). Это преображение будет подобно тому, что произошло с телом Иисуса Христа на горе Фавор: «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Матф. 17:2). Это мгновенное «изменение» или «преобразование», как видно, совсем не требует физической смерти или избавления от материального тела.

«Хотя люди и видели, как "Илья поднялся в вихре на небо", это не означает, что он отправился в духовную сферу. Почему нет? Потому что, как говорится в Библии, через какое-то время он послал обличительное письмо царю Иуды (2 Цар. 2:11; 2 Лет. 21:1, 12—15)»

Не всё так однозначно, как это мнится деятелям из Общества Сторожевой Башни. Из информации, записанной в Библии, можно установить следующее:

  • Иудейский царь Иосафат царствовал 25 лет, при этом 17-ый год его правления совпал с годом воцарения Охозии Израильского (3Цар. 22:42,51). Через 2 года царь Охозия умер от болезни, и на троне его сменил брат — Иорам Израильский (3Цар. 22:51; 4Цар. 1:17).
  • Поскольку приход к власти Иорама Израильского в 4Цар. 1:17 соотнесён со вторым годом правления его тёзки, Иорама Иудейского, это даёт основание полагать, что некоторое время (около семи лет) отец и сын — Иосафат и Иорам — правили в Иудее вместе.
  • После смерти отца (Иосафата) Иорам Иудейский становится единоличным правителем и царствует в таковом качестве ещё 8 лет (4Цар. 8:16,17; 2Пар. 21:5)
Таким образом, пророк Илия, заставший правление израильского царя Охозии и лично предсказавший ему скорую смерть (см. 4Цар. 1:1-8), вполне мог написать письмо царствующему в то время Иораму Иудейскому. Следует также заметить, что описание сцены взятия Илии на небеса не содержит никаких хронологических отсылок или привязок к правлению какого-либо царя, а значит, это событие могло произойти гораздо позже, чем полагают «Свидетели Иеговы». Ведь в 4-ой книге Царств повествование не всегда выдержано в строгой хронологической последовательности: так, в 5:27 мы читаем о том, как слуга пророка Елисея, Гиезий, был поражён проказой, а в 8:4-5 этот самый Гиезий, будучи ещё здоровым, разговоривает с царём. Существуют и другие возможности согласовать исчезновение Илии с лица земли и историю с письмом к Иораму: оно могло быть написано пророком заранее по Божьему вдохновению, а в подходящее время доставлено царю через Елисея; письмо могло быть послано царю и прямо с небес (срав. с Иез. 2:9-10; Зах. 5:1; Откр. 10:2-9). Тем не менее, «Свидетели Иеговы» считают, что любые подобные объяснения противоречат Библии, поскольку в Евангелии сказано: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Иоан. 3:13). Однако есть большая разница между понятиями «взойти» и «быть взятым». Пророк Илия не поднялся в небеса самостоятельно, его вознесли «колесница огненная и кони огненные». Христу же не нужны подобные вспомогательные средства. О Его Вознесении сказано просто: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лук. 24:51). Да, никто не восходил на небо так, как это сделал Христос. Кроме того, в Писании сообщается о различных уровнях «небес» (их, как минимум, три — 2Кор. 12:1-5). И Господь учил: «В доме моего Отца много жилищ» (Иоан. 14:2, ПНМ). Поэтому нет никаких оснований отвергать то, что святой Божий пророк Илия был взят живым на небеса, в недоступную духовную область, отличную от той, что упомянута Христом, и до сих пор сберегается Богом. Его видели святые Апостолы во время Преображения Господа (Лук. 9:30), и снова увидят обыкновенные люди пред Вторым Пришествием Господа на землю. Избежав некогда смерти от рук царицы Иезавели, он пострадает тогда от рук антихриста (Откр. 11:3-12).

«Рим. 6:3—5: "Или не знаете, что все мы, крестившиеся в Христа Иисуса, крестились в его смерть? [...] Если мы объединились с ним подобием его смерти, то, несомненно, объединимся и подобием его воскресения". (То, что произошло с Иисусом, создало прецедент. Его ученики и другие люди знали, что он умер. Он был возвращён к небесной жизни только после того, как умер и воскрес.)»

Рассмотрим ссылку, которую предлагают «Свидетели Иеговы». Действительно ли в этом библейском отрывке содержится мысль, будто христиане могут попасть на небеса только после того, как физически умрут и воскреснут? Внимательное исследование контекста показывает, что в указанном месте Писания Апостол Павел, продолжая рассуждение о величии Божьей благодати, подкрепляет доводами ту мысль, что христиане не должны уже пребывать во грехе. Он обращается к символизму христианского крещения, который был хорошо знаком его адресатам: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нём? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6:2-3). «Что же значит – сделаться мёртвым для греха? Ни в чём более не слушаться его. Хотя крещение и совершило это однажды, то есть, умертвило нас для греха, но далее мы сами должны постоянно и со всем нашим прилежанием совершенствоваться, так чтобы не слушаться греха, что бы он ни приказывал нам, и оставаться неподвижно, подобно мертвецу», — так раскрывает ход мыслей Апостола Павла святой Иоанн Златоуст. Обратите внимание, что эти слова обращены к живым людям: они уже «умерли для греха» в водах святого крещения, и этот факт обязывает их к тому, чтобы они более не возвращались к прежним греховным делам. За крещением должно последовать полное изменение образа жизни, о чём и сказано в 4-ом и 5-ом стихах: «Как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». «Подобием воскресения» здесь названо не физическое возвращение к жизни мёртвых, которое ожидается в будущем, а духовное оживление каждого христианина, о чём Апостол Павел пишет в своих посланиях:
«Быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи» (Кол. 2:12-13)
«Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:1-3)

Из этих слов видно, что «крещение в смерть» и последующее «оживление» человека, «воскресение со Христом», связано не с физической смертью, а с той радикальной переменой в жизни, что должна следовать после водного крещения — с отказом от рабства греху. Следовательно, «Свидетели Иеговы» некорректно используют Библию в попытке подтверждения своего учения — текст Рим. 6:3-5 вовсе не говорит о том, что попасть на небеса можно лишь после физической смерти (более того, случаи взятия на небо праведного Еноха, «не увидевшего смерти» (Евр. 11:5), пророка Илии (4Цар. 2:11) и Апостола Павла (2Кор. 12:1-5) убеждают в обратном).

«1 Кор. 15:35, 36, 44: "Кто-то скажет: „Как воскресают мёртвые? И в каком теле они приходят?“ Неразумный ты человек! Посеянное тобой не может ожить, если прежде не умрёт. Сеется тело физическое — воскресает тело духовное". (Следовательно, прежде чем человек получит духовное тело, он должен умереть.)»

Начнём с того, что Апостол Павел рассуждает о мёртвых, а не о людях вообще. Ведь он отвечает на вопрос «Как воскресают мёртвые?». О живых он пишет далее: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (стихи 51 и 52). Итак, мёртвые воскреснут, живые же — «изменятся», им не нужно для этого умирать буквально. Из контекста всей главы ясно, что некоторые коринфские христиане воспринимали воскресение только в аллегорическом смысле, отрицая возможность настоящего, физического воскресения. Опровергая их заблуждение, Павел предлагает различные доводы. Один из них заключается в том, что если телесное воскресение невозможно, то никаких исключений из этого быть не может. С другой стороны, если таковое событие однажды произошло, то уже нельзя считать это делом совершенно невозможным. Поэтому он берёт в качестве примера Самого Иисуса Христа. Он обращает внимание на тех, кто своими глазами видел телесное воскресение Господа: Петра, Иакова, прочих Апостолов, а также на более чем 500 братьев, значительная часть из которых была на тот момент жива (стихи 4-7). Таким образом Павел показывает, что если кто-то хочет оспорить или перетолковать христианское учение о воскресении тела, то у них есть возможность расспросить живых свидетелей этого великого чуда. Оно — реальность, а не какая-то аллегория. Другим доводом в устах Апостола Павла становится само понятие воскресения: по-настоящему ожить может только то, что до этого умерло, без реальной смерти не может быть и настоящего воскресения. В этом и заключается смысл слов: «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт» (стих 36). «Из чего другие выводили заключение против воскресения, то самое он обращает в доказательство воскресения. Они говорили, что тело не воскреснет, потому что умерло. Что же он говорит вопреки этому? Если бы оно не умерло, то и не воскресло бы, потому и воскреснет, что умрёт» (св. Иоанн Златоуст). В ключевом для учения «Свидетелей Иеговы» 44-ом стихе греческое прилагательное «ψυχικος» («душевное») ошибочно переведено словом «физическое». Таким образом, «душевное тело» понимается материальным в противовес телу нематериальному, «духовному». На несостоятельность такой интерпретации слов Апостола Павла указывают, как минимум, три фактора:

  • Ближайший контекст
    Апостол Павел сравнивает воскресение мёртвых с прорастанием семени. Согласно избранной им аналогии, в землю сеется, например, пшеничное зерно: его кладут в землю и закапывают — оно как бы «умирает». Затем происходит нечто удивительное — зерно «оживает», прорастая из земли в виде колоса. Хотя взошедшее растение не очень похоже на маленькое зёрнышко, тем не менее оно не является по отношению к нему чем-то иноприродным. Посеянные семена пшеницы не прорастают в виде металлического рельса или птицы, не появятся из них и овёс с гречкой. Из пшеничного зерна может появиться только пшеница. Любопытно, что Общество Сторожевой Башни в одном из выпусков своего журнала соглашается с этой мыслью: «В одной энциклопедии ("The World Book Encyclopedia") говорится: "Когда семя начинает прорастать, оно впитывает в себя большое количество воды. Вода вызывает много химических изменений внутри семени. Она также заставляет семя набухать, и от этого лопается оболочка семени". В результате семя умирает и превращается в молодое растение. "Бог даёт ему тело" в соответствии с законами, которые, как установлено наукой, определяют его развитие, и каждое семя получает тело согласно своему роду (Бытие 1:11)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 1998 г., стр. 20). Если быть последовательным в рассуждениях, то необходимо признать, что для Апостола Павла будущее воскресение мёртвых было связано с изменением их физических тел, а не заменой на новые, нематериальные. Миллионы оживших людей получат «тело согласно своему роду» — человеческому. У них будет то же самое человеческое, материальное тело, только изменённое, не подверженное тлению. Однако лидеры Организации «Свидетелей Иеговы» продолжают настойчиво учить о возможности для людей воскреснуть в двух разнородных видах тел — материальном («физическом») и нематериальном («духовном»). Учитывая используемую Апостолом Павлом иллюстрацию, это в высшей степени парадоксально, поскольку получается, что из одинаковых семян должны вырасти совершенно различные растения! Ведь воскресшие, по учению Организации «Свидетелей Иеговы», имеют неодинаковую структуру, они «природно» различны — есть люди, и есть небесные правители-духи, которые, в сущности, уже людьми не являются.
  • Словоупотребление Апостола Павла
    Для верного понимания 15-ой главы послания Павла к Коринфянам нужно ясно представлять, какое значение вкладывал Апостол в греческие слова «ψυχικος» и «πνευματικος». Действительно ли для него первое из них являлось синонимом понятию «физический, материальный», а второе — понятию «нематериальный, подобный духу»? Проверим на конкретных примерах. В том же своём послании христианам Коринфа Павел пишет: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может» (1Кор. 2:14-15). Говорится ли здесь о том, что евангельские истины закрыты обычным людям из плоти и крови и доступны для понимания лишь особым, «духовным» существам? Нет, конечно! Судя по контексту, «душевным» Апостол Павел называет человека, руководствующегося в своей жизни не Божьим Духом, а ограниченной человеческой мудростью, своими природными умственными силами (см. стихи 1-5). Для его мирского ума христианское благовестие кажется непонятным и, может быть, даже безумным. «Духовный» — это человек, принявший Духа Святого, и тогда в дополнение к его ограниченным естественным, природным, «душевным» силам приходит помощь свыше. В словах Апостола Павла не содержится и тени идеи, будто у «духовного» и «душевного» человека разные тела. Он пишет верующим: «Если кто почитает себя пророком или духовным [πνευματικος], тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1Кор. 14:37). Среди христиан Коринфа не было бесплотных духов, никто из них не называл себя «небесным существом». Здесь под «духовными» опять-таки подразумеваются люди с физическими телами, но в которых обитает Дух Божий и которые получили от Него духовное дарование — дар языков (см. стихи 1-5). Обратим внимание на ещё одно место послания к Коринфянам: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не [твёрдою] пищею, ибо вы были ещё не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете?» (1Кор. 3:1-3). Здесь Апостол Павел противопоставляет две категории лиц — «духовных» и «плотских». Однако из контекста следует, что разница между ними не в том, что первые являются «небесными существами» вроде Ангелов, а вторые обычными людьми, но в их духовно-нравственном состоянии. «Духовный человек» очистился от страстей и принял «не духа мира сего, а Духа от Бога», а потому и возвещает «не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным» (1Кор. 2:12,13). «Плотский человек» поглощён заботами плоти, которая в нём господствует над дарованным в крещении Святым Духом, преобладает, заглушает Его голос. Такие люди поступают «по человеческому обычаю», и между ними царят «зависть, споры и разногласия». Тема отличия человека «плотского» от «духовного» блестяще раскрывается в другом послании святого Павла: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы... Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное... Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:16-23). Далее Апостол пишет: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные [πνευματικος], исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым» (Гал. 6:1). Не духи, лишённые физических тел, должны были исправлять согрешившего, но его же собратья, более твёрдые на пути истины, которые являют плоды Духа.
  • Филологические данные
    «Некоторые распространённые переводы Библии, в частности Revised Standard Version с его вариантами, трактуют ключевые выражения Павла как "физическое тело" и "духовное тело". Если обратиться к греческому подлиннику, а не переводу слов, выбранных Павлом, это неверно. Филологические аргументы в данном случае чрезвычайно весомы и однозначны. Там противопоставлены два типа тел: нынешнее, склонное к порче и тлению и обречённое на смерть, - и будущее, свободное от порчи, нетленное и уже никогда не умирающее. Ключевые прилагательные, которые постоянно обсуждают в бесчисленных дискуссиях на эту тему, указывают не на "физическое" и "нематериальное" тела, хотя люди нашей культуры обречены видеть именно такое противопоставление "физического" "духовному". Первое прилагательное, ψυχικος, ни в коей мере не указывает на "физическое" в нашем смысле слова. Для современников Павла, говорящих на греческом, слово ψυχη, от которого произошло ψυχικος, означало душу, но не тело. Но есть ещё одно более важное обстоятельство: греческие прилагательные такого типа, кончающиеся на -ικος, описывают не материал из которого состоит вещь, но силу или энергию, которая приводит эту вещь в движение. Мы можем спросить, например: "Это судно деревянное или железное?" (из какого материала оно сделано), а можем спросить: "Это паровое или парусное судно?" (какая энергия приводит его в движение). Описываемое прилагательное имеет второй смысл. Павел говорит, что нынешнее тело приводит в движение обычная человеческая ψυχη (та жизненная сила, которой все мы обладаем, что ведёт нас по нынешней жизни, но в конечном счете бессильна противостоять болезни, травме, тлению и смерти), а будущее тело движимо πνευμα Бога, его дыханием новой жизни, силой Божьего нового творения» (Томас Райт, "Главная тайна Библии. Смерть и жизнь после смерти в христианстве").
Таким образом, истинный смысл слов Апостола Павла, на которые ссылаются «Свидетели Иеговы», заключается в том, что у всех воскресших людей будут физические тела, но только изменённые — потерявшие свойства смертности и тления. «Духовное тело» — это не «эфирная», «нематериальная» оболочка для воскресшей личности, а новая, нетленная форма существования физического тела.

«Будут ли все верные христиане чудом взяты Господом с земли до великого бедствия?»

Нет, Церковь Христова будет вознесена только в конце земной истории, когда Господь придёт судить народы (Матф. 24:29-31; Лук. 21:25-28). А прежде этого христиане подвергнутся последнему испытанию, пройдя через жестокие гонения, устроенные антихристом (2Фесс. 2:3; Откр. 13:1-7; Дан. 7:21-25). Так верят представители всех христианских конфессий (исключение составляет лишь относительно молодое движение т. наз. «претрибуляционистов», возникшее в XVIII-XIX вв.). Они верят, что подлинным христианам более к лицу не «эмигрировать» на небеса, подобно крысам с тонущего корабля, а пройти через великую скорбь и сразиться с антихристом, дополнив сонм Христовых мучеников. Само вознесение Церкви будет не уходом её или исчезновением, но, скорее, выходом, радостной встречей своего Царя и Господина и торжественным сопровождением Его на землю: «Господь сойдёт с неба — взять Своих; а они потекут с земли в сретение Ему, как девы в притче (Мф. 25, 1—6). Место сретения и возможно только на "воздусе", наверху, в высших сферах атмосферы, при переходе в небесные жилища. Но здесь только сретятся, а не пребудут. С Господом будут, но не на воздухе, а там, где и Он. Он одесную Отца, а они окрест Его, или о страну Его, всякий в своем чине. "И так всегда с Господем будем" — причастниками Его славы и блаженства. Сретившись с Господом, став близ, лицом к лицу, в блаженном обращении, уже не разлучимся с Ним. Это верх чаяний, воодушевляющих христиан!» (св. Феофан Затворник); «"…восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе", но не все. А что мы не все будем восхищены, но одни останутся, а другие будут восхищены, об этом послушай, как говорит Христос: "Тогда будете две вкупе мелюще в жерновах, едина поемлется, и едина оставляется: будета два на одре едином, един поемлется, а другий оставляется" (Лук. XVII, 34, 35; Матф. XXIV, 40, 41). Что значит эта притча? Что значит эта сокровенная тайна? Жернов означает всех, живущих в бедности и скорбях; а одр и успокоение означает всех, наслаждающихся богатством и почестями. Господь, желая показать, что и из бедных спасаются и погибают, сказал, что из мелющих жерновами "едина поемлется и едина оставляется", и из лежащих на одре, "един поемлется, а другий оставляется". Он выражает то, что грешники оставляются здесь и ожидают наказания, а праведники подъемлются на облака. Как при вшествии царя в город, облечённые саном и властью и имеющие великое дерзновение пред царём выходят из города на встречу к нему, а преступники и осуждённые остаются под стражею внутри города, ожидая царского приговора, — так и во время пришествия Господа, имеющие дерзновение пред Ним сретят Его на воздухе, а виновные и сознающие за собою множество грехов будут здесь ожидать Судию» (св. Иоанн Златоуст).

«Может быть, все истинные христиане будут взяты на небо после великого бедствия?»

Так оно и есть. Слово Божье не знает иной награды для верных христиан, кроме как быть вместе с Господом на небесах.
«И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Иоан. 14:3)
«Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12:26)
«Войдёт в Царство Небесное... исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21)
«Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:43)
«Многие, о которых я часто говорил вам, а теперь и со слезами говорю, поступают как враги креста Христова... они мыслят о земном. А наше гражданство уже теперь на небесах, откуда мы и ожидаем, как Спасителя, Господа Иисуса Христа» (Филип. 3:18-20, ПЕК)
«Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1-2)

«Матф. 5:5: "Счастливы кроткие, потому что они наследуют землю"
Пс. 37:29: "Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно". (Смотри также стихи 10, 11, 34.)»

Основная мысль всего псалма (в Синодальном переводе Библии он 36-ой по счёту) ясно обозначена в первых его строках: «Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие». Его содержание служит утешением всем верующим, которым приходится терпеть лишения, в то время как нечестивцы вокруг них преуспевают. Многие, видя благополучие злых людей, поддаются сомнениям в пользе богоугодной жизни и начинают подражать им во зле. Псалмопевец же остерегает от таких мыслей, напоминая, что преуспевание нечестивых, каким бы прочным оно не казалось, будет всё же кратковременным, в то время как праведники получат от Господа вечное благословение. В чём заключается это благословение? Во-первых, Бог «совершит и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень» (стих 6). Добрая слава не меркнет в очах Господа, да и среди народа охотнее вспоминают добрых, коих немного, чем они и ценны. Это частый лейтмотив поэтических книг Ветхого Завета: «Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Притч. 10:7); «В вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:6); «Доброе имя лучше дорогой масти» (Еккл. 7:1) и т. д. Во-вторых, «потомство его [т. е. праведника — прим. ред.] в благословение будет» (стих 26). В противоположность этому, «потомство нечестивых истребится» (стих 28). Здесь псалмопевец отстаивает традиционную для Ближнего Востока идею, что за праведность предка обильно награждаются его потомки. Это проливает свет на смысл дальнейших слов, о том, что «праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек»: род кротких и праведных не пресечётся, но сохранится на земле в веках. В-третьих, благословение богобоязненного человека заключается в его конечной участи. В эсхатологической перспективе «будущность такого человека есть мир; а беззаконники все истребятся; будущность нечестивых погибнет» (стихи 37-38). Непорочные получат спасение от Бога «во время лютое», «во время скорби» и будут оправданы Им в день Последнего Суда. Как же тогда верно уразуметь слова Спасителя, содержащие явную отсылку к Пс. 36:11? Прежде всего, необходимо понять, что слово «земля» у псалмопевца относится к израильской земле. В словаре У. Вайна отмечается, что еврейское слово «эрец», переводимое как «земля», «относится не только ко всей поверхности планеты, но также используется и для обозначения некоторых частей земли» и очень часто «означает территорию, заселённую каким-то народом или коленом» (Vine's Expository Dictionary of Biblical Words, eds. W.E. Vine, Merrill F. Unger and William White, 1985, p. 66). Таким образом, Господь Иисус в Своей речи обращается к понятному для слушателей образу, ведь обладание Землёй Обетованной являлось для всего еврейского народа высочайшим благословением. Но если для Израиля Ветхого наградой была буквальная земля (Палестина) и буквальный Иерусалим, то для Израиля Нового таковой наградой будет «Небесный Иерусалим», «Царство Небесное» и удел от Бога на небесах — подлинная «земля кротких», «земля живых». Следует обратить особое внимание на то, что в Нагорной Проповеди, при перечислении заповедей блаженств явно имеется в виду именно небесная награда. Контекст речи Иисуса Христа не позволяет заключить, что в 5-ом стихе подразумевается иная награда, чем в остальных случаях, где упоминается воздаяние для «нищих духом», «чистых сердцем», «изгнанных за правду» или преследуемых за Христа. Если счесть эти слова Спасителя за указание на отдельную, особую группу, то тогда придётся признать, что всего таких групп не две, а гораздо больше, и у каждой (кроме первой и последней) совершенно различные награды! Утверждать подобное было бы крайне неразумно. Получится, что основной массе христиан бесполезно быть нищими духом или гонимыми и злословимыми за Христа, равно как и совершенно не имеет смысла раздавать своё имущество бедным (Матф. 19:21-24) или пытаться превзойти в праведности книжников и фарисеев (Матф. 5:20). И напрасно Апостол Павел, видимо, призывал «избранных Божиих» быть кроткими (Фил. 4:5; Кол. 3:12; 1Тим. 6:11 и др.) — ведь кроткие-то наследуют лишь землю.

«1 Кор. 15:50: "Плоть и кровь не могут наследовать царство Бога"»

Из контекста ясно, что под «плотью и кровью» имеется в виду не физическое тело как таковое, но тело в нынешнем его состоянии — ветхое, «душевное», тленное. Такое тело, конечно, не подходит для нетленного Царства Божия, поэтому требуется определённое изменение его состояния: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (стих 53). Использованное Апостолом Павлом слово означает «надевать, одеваться», то есть немощное человеческое тело должно быть «одето» или покрыто сверху нетлением. «Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, — пишет он во 2-ом Послании к Коринфянам, — потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор. 5:4). Эти слова показывают, что надежда христиан состоит не в том, чтобы избавиться от своего физического тела, но изменить образ его существования. И когда это произойдёт, оно станет пригодно для Царства Небесного.

«Почему некоторые христиане должны быть на небе с Христом?
Отк. 20:6: "Они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с ним тысячу лет". (Если они будут царствовать с Христом, значит, должны быть люди, над которыми они будут царствовать. Что это за люди? Смотри Матфея 5:5 и Псалом 37:29.)»

Владычествовать, или царствовать, можно не обязательно над другими людьми (подданными). Человек может царствовать над природой (Быт. 1:28; Пс. 8:5-9), господствовать над грехом (Быт. 4:7; Рим. 6:12-14), властвовать над своими языком и помыслами (Иак. 3:2) и т. п. Когда Господь сотворил первых людей и поселил их в раю, то сказал, что они должны властвовать над созданным ради них миром, а не друг над другом. Устройство, при котором одна группа людей управляла бы другой, не соответствует намерению Бога. В Библии сказано: «Человек властвует над человеком во вред ему» (Еккл. 8:9). Также следует принять во внимание слова Спасителя, обращённые к христианам: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так» (Матф. 20:25-26). Довольно очевидно, что концепция Общества Сторожевой Башни, в которой «некоторые христиане» должны с небес господствовать над всеми остальными, противоречит учению Иисуса Христа. Конечно, «Свидетели Иеговы» могут возразить, указав на различные формы управления социумом, санкционированные Самим Богом. Однако следует ясно понимать, что все эти формы были не более чем Божьим попущением, временной мерой в условиях мироздания, искажённого первородным грехом. Но в раю не нужно никакое «совершенное правительство». Безгрешное и преображённое человечество не будет иметь преград между собой и Богом, поэтому ему не потребуется некая «правящая прослойка», чтобы знать Его волю.

Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (11.10.2015)
Всего комментариев: 0