Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Душа»

Учение «Свидетелей Иеговы»: Душа — это сам человек или животное, а не что-то внутри тела, что продолжает жить после смерти. Из Библии видно, что человеческая душа может работать, испытывать чувство голода, есть, подчиняться властям и прикасаться к трупу и т. п. Всё это делает сам человек, а не какая-то его «часть». Нигде в Библии не встречается выражение «бессмертная душа», но, напротив, в ней часто говорится, что душа может умереть, что она смертна. Иногда слова «душа» и «жизнь» употребляются в Писании как синонимы, и это помогает понять такие выражения, как «выходила душа» или «отдать душу»: они просто указывают на то, что жизнь человека оборвалась.

«Быт. 2:7: "Иегова Бог образовал из земной пыли человека и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой". (Обратите внимание, здесь не говорится, что человеку была дана душа, а сказано, что он стал душой, то есть живым существом.) (Словом "душа" здесь переведена форма еврейского слова нефеш. В СП, ПАМ, Шф — "душа"; в СоП, Тх, СмП — "существо".)»

Не совсем понятно, каким образом стих Быт. 2:7 подтверждает точку зрения Организации «Свидетелей Иеговы», ведь в нём как раз и показано, что самим своим происхождением человек отличается от прочего животного мира. Появление зверей описывается в Писании так: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку» (Быт. 2:19). Ни здесь, ни где-либо ещё не говорится, будто Бог, сотворяя животных, что-то «вдыхал» в их тела. Этот особый творческий акт относится в Писании только к человеку, следовательно, уравнивать людей с другими живыми существами было бы некорректно. В его составе есть не только телесное (то, что взято из праха земного), но и нечто бестелесное, невещественное, чего нет у животных. Вот это «нечто» и принято называть «душой» (или «духом», «сознанием», «разумом» или ещё как-то — термины могут быть разными, но их суть одна). В Библии человек действительно называется «душой», однако этот факт, как ни странно, как раз свидетельствует в пользу христианской антропологии. Ведь и в обыденной речи мы говорим о ком-то «ну, ты — голова» или «он — золотые руки», вовсе не подразумевая, будто он целиком и есть голова или руки и никаких других частей не имеет. Мы просто выделяем нечто главное, существенный признак или важную часть и переносим её название на всего человека.

«1 Пет. 3:20: "В дни Ноя... немногие, то есть восемь душ, были спасены через воды". (Словом "души" здесь передано греческое слово психе, стоящее во множественном числе. В СП, РВ, ПЕК, СРП, ВоП — "душа"; в СоП, СмП — "человек".)
Быт. 9:5: "Я взыщу и за кровь ваших душ [форма еврейского слова нефеш; "кровь вашей жизни", Тх]". (Согласно этому стиху, у души есть кровь.)
Иис. Н. 11:11: "Они поразили острием меча все души [евр. нефеш], которые в нем были". (Если душу можно поразить мечом, значит, она не является некой духовной субстанцией.)»

Не вызывает никаких возражений, что слово «душа» в Священном Писании употребляется иногда и в значении живого существа вообще и даже жизни. Однако из этого, разумеется, не следует, что оно не может обозначать «некую духовную субстанцию». Крайне безрассудно было бы, например, на основании использования в Писании слова «плоть» (евр. «בשר») в значении биологического родства (Быт. 29:14; 37:27; Суд. 9:2,3) и человека в целом (Быт. 6:12,13; Пс. 64:3; Ис. 66:16) доказывать, что человек на самом деле бесплотен! Тем паче, что в Библии предостаточно стихов, где это слово обозначает именно буквальную плоть (Втор. 28:53; Иов. 2:5; Пс. 62:2; Иез. 37:8 и т. д.). Но ведь как раз этим и занимаются все «Свидетели Иеговы», когда речь заходит о душе: выделяя из всего спектра значений лишь те, которые им удобны, они затем пытаются свести к ним и все остальные употребления этих слов, что ведёт к явному насилию над священным текстом. Попробуйте, например, в нижеприведённых цитатах вместо слова «душа» подставить «жизнь», «дыхание» или «человек»:
«Плоть его на нём болит, и душа его в нём страдает» (Иов. 14:22)
«В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит, и Бог не воспрещает того» (Иов. 24:12)
«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. 10:28)
«Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31)
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1Фесс. 5:23)
«Вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор. 6:20)

«Где в Библии говорится о том, что животные — души?»

В Библии не говорится, что «животные — души», но животные иногда называются «душами». Это не одно и то же. Писание и человека называет «прахом и пеплом» (Быт. 18:27) или даже просто «прахом» (Быт. 3:19), но это же не означает, что он в буквальном смысле является кучей чернозёма! Чтобы не попасть впросак, как «Свидетели Иеговы», необходимо научиться различать буквальное и метафорическое употребление слов в Священном Писании. Это возможно только в лоне Святой Соборной Апостольской Церкви, ибо она есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) и как верная хранительница и толковательница Божественного Откровения имеет власть и способность провозглашать (в лице своих представителей — церковных пастырей) Божье учение, истинное богословие и догматы веры, благодаря постоянно пребывающему в ней Духу Святому: «Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землёй. "И сказал Бог: да произведёт вода душу живую... рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую... скотов, гадов, зверей... по роду их: и стало так" (Быт. 1:20-24). И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Это "дыхание жизни" и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию её с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу» (прот. Серафим Слободской, "Закон Божий", 2009 г., стр. 119). Итак, слова 1-ой главы книги Бытия о сотворении животного мира следует понимать не так, что сами животные и являются «душами», но они названы этим словом, поскольку имеют в себе душу, оживляющую их телесный состав. Наличие души у животных подтверждается и авторитетом Священного Писания: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт. 1:30) — здесь душа не отождествляется с живым существом, которому принадлежит; «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевлённое умерло в море» (Откр. 16:3) — «одушевлённое», то есть имеющее в себе душу; «Праведник милует души скотов своих» (Прит. 12:10, церк.-слав.) — у домашнего скота есть душа. Напрасно представители Общества Сторожевой Башни апеллируют к терминологической общности, присутствующей в Священном Писании относительно человеческих и животных душ. Еврейское слово, переводимое как «душа», применяется в Библии и по отношению к Богу: «Он твёрд, — сказал Иов о Всевышнем, — и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов. 23:13). И Сам Господь через пророка говорит: «Истреблю трёх из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня» (Зах. 11:8). Нелепо и даже кощунственно было бы, ссылаясь на то, что к Богу и человеку применено одно и то же слово, делать вывод о равенстве и идентичности природы творения и его Творца. Но точно так же абсурдно на том же основании приравнивать душу животного и душу человека. Человеческая душа уникальна тем, что не является порождением природных стихий, потому человек и призван владычествовать над животным миром.

«Иез. 18:4: "Все души принадлежат мне. Как душа отца, так и душа сына принадлежат мне. Душа*, которая грешит, та умрёт". (*Евр. нефеш. В СП, ПАМ, Тх — "душа". В СоП: "Тот, кто грешит, тот и умрёт".)»

См. статьи «Ад», «Дух».

«Матф. 10:28: "Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу [жизнь], а лучше бойтесь того, кто может погубить в геенне и душу* и тело". (*Словом "душа" здесь переведена форма винительного падежа греческого слова психе. В СП, СоП, РВ, СмП, ПЕК, СРП, ВоП тоже стоит слово "душа".)»

Натянутость толкования Общества Сторожевой Башни очевидна. Что значит «не может убить жизнь»? Если лидеры «Свидетелей Иеговы» правы, и жизнь личности связана только с его телом, то убийца, уничтожая, умертвляя тело, одновременно с этим обрывает и жизнь, то есть жизнь личности заканчивается, ведь она не продолжает жить после телесной смерти! Другое дело, если существование человеческой личности не ограничивается биологической жизнью и может каким-то образом продолжаться и за гробом. Поэтому христианские толкователи в этих словах Господа всегда видели указание на неуничтожимость человеческой души:
«Те, которые убивают тело, не могут убить души: таким образом, душа невидима и бестелесна сравнительно с большей грубостью нашего телесного существа» (блаж. Иероним Стридонский)
«Научает пренебрегать и смертью, потому что наказание в геенне, говорит, страшнее. Убийцы доставляют вред одному только телу, душе же, может быть, приносят благо, но Бог, ввергая в геенну, казнит обоих: и душу и тело» (блаж. Феофилакт Болгарский)
«Сказав заранее о других опасностях, нисходит к речи об умерщвлении их: предсказывает его и повелевает презирать. "Не убойтеся от убивающих тело" — то есть не бойтесь тех, которые убивают тело, и не оставляйте ради этого проповеди, но бойтесь Того, Который послал вас на это служение, и делайте то, что Он повелел вам. Те хотя и убьют тело, но не одолеют души, а этот и душу и тело может погубить в геенне, то есть наказать» (Евфимий Зигабен)
«А изречение: "бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Матф. 10:24), может быть, указывает на то, что душа бестелесна, а может быть, показывает и то, что она без тела не будет мучиться, о чём сказали мы в физиологическом исследовании "О виде и первой сущности"» (св. Мефодий Патарский)

«Деян. 3:23: "Всякая душа [греч. психе], которая не послушает того Пророка, будет истреблена из народа"»

Этот отрывок нисколько не противоречит христианской идее наличия в человеческой природе неуничтожимой духовной составляющей. В Священном Писании довольно часто употребляется синекдоха (греч. «συνεκδοχη») — стилистический приём, заключающийся в назывании целого через его часть (или наоборот). Ярким примером могут служить слова Иуды Искариота о Христе: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Матф. 27:4). Ясно, что здесь под «кровью» имеется в виду весь человек. Поэтому такие места Писания, как Деян. 3:23, 1Петр. 3:20, Рим. 13:1 и т. п., служат как раз подтверждением наличия у человека помимо тела ещё и нематериальной части, называемой душой.

«Есть ли разница между душой и духом?»

Есть. Дух является высшей, мыслительной частью человеческой души, руководящим началом, заключающим в себе способность к Богопознанию. Поэтому в Священном Писании духовное начало в человеке иногда называется то общим термином (душой), то более специфичным (духом): «Выходила из неё [Рахили] душа, ибо она умирала» (Быт. 35:18), но «Испустил Исаак дух и умер» (Быт. 35:29); «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46), но «Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31); «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1Кор. 6:20), но «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» (1Кор. 7:34).

«Эккл. 12:7: "Тогда прах возвратится в землю, где он и был, а дух [жизненная сила; евр. руах] возвратится к истинному Богу, который его дал". (Заметьте, что словом "дух" переведено еврейское слово руах, а не слово нефеш, которое переводится как душа. Сказанное здесь не означает, что после смерти человека дух в буквальном смысле летит через пространство к Богу. Смысл этого стиха в том, что теперь всякая надежда на будущую жизнь для человека зависит от Бога. Для примера: если человек не вносит плату за приобретённую им недвижимость, то эта недвижимость "возвращается" к прежнему владельцу.) (В СП, ПАМ, СоП, ПД, Тх, СмП — "дух". В Дк — "дыхание".)»

Слово «руах» (евр. «רוח»), как и его греческий аналог «πνευμα», не переводится как «жизненная сила». Напротив, оно часто употребляется в Библии в смысле разумного существа, личности: так, «духами» называются Ангелы (Пс. 103:4; Евр. 1:7), демоны (Деян. 19:15), Бог (Ис. 31:3; Иоан. 4:24). Значит, и в контексте Писания человеческий дух может быть некой разумной сущностью, отнюдь не равной простому дыханию или безличной «силе». Пример с недвижимостью, конечно, умиляет, но эдак можно всё переиначить. Написано, например, что Иисус родился, однако это нужно понимать аллегорически — у людей, мол, появилась идея спасения. Сказано, что Его распяли — так это означает, что эту идею не приняли... Ясно, что подобный метод произвольного толкования может завести очень далеко. Нет никакой причины понимать стих Еккл. 12:7 небуквально. Во-первых, в нём содержится очевидный параллелизм: как тело, которое по своему происхождению есть прах земной, реально возвращается в землю, так и дух человека возвращается к своему первоисточнику в буквальном, а не каком-то иносказательном смысле. Во-вторых, двумя стихами ранее Екклесиаст говорит о физической смерти: «Отходит человек в вечный дом свой» (Еккл. 12:5), то есть личность переходит в мир иной. В-третьих, описывая агонию умирающего он пишет: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днём смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасёт нечестие нечестивого» (Еккл. 8:8). Здесь видна настоящая борьба в тщетной попытке удержать дух в теле. Всё это в совокупности свидетельствует о том, что дух реально, а не иносказательно покидает тело человека в момент смерти.

«Эккл. 3:19: "Ведь у людей, как и у животных, один конец. Как одни умирают, так умирают и другие. У всех один дух [евр. руах]". (Значит, как у людей, так и у животных один и тот же дух — руах. Объяснение стихов 20 и 21 можно найти на странице 134.)»

Если у людей и у животных один и тот же дух, то почему далее, в 21-ом стихе Екклесиаст вообще задаётся вопросом, чей дух куда идёт? Таинственные комментаторы из Общества Сторожевой Башни отсылают за ответом к 134-ой странице, где говорится следующее: «Есть ли у каждого человека дух, который продолжает жить как разумная личность после того, как перестаёт действовать в теле? Нет. В 19-м стихе говорится, что и у людей, и у животных "один дух". Основываясь только на человеческих знаниях, никто не может дать убедительный ответ на вопрос о духе, заданный в 21-м стихе». Это «объяснение» ничего в сущности не объясняет, а только ещё больше запутывает. Ведь как раз «основываясь только на человеческих знаниях» легко прийти к выводу, что «нет у человека преимущества перед скотом» (с научной, чисто земной точки зрения человек принципиально ничем не лучше прочих млекопитающих). Почему же 19-ый стих «Свидетели Иеговы» воспринимают как сверхъестественное откровение от Бога, если далее Екклесиаст своим вопросом показывает, что не знает наверняка, что происходит с человеческим духом после смерти? Почему он, говоривший ранее тоном вроде бы человека знающего, вдруг занимает позицию агностика? Если на заданный в 21-ом стихе вопрос невозможно ответить, опираяясь на человеческие познания, то тогда ответ самого Екклесиаста в 12:7 («И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его») следует считать знанием свыше?

«Евр. 4:12: "Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу [греч. психес] и дух [греч. пнеуматос], суставы и костный мозг, и распознаёт мысли и намерения сердца". (Обратите внимание, что для слов "душа" и "дух" используются разные греческие слова.)»

В данном тексте Апостол действительно различает душу и дух, однако подобное разграничение нельзя понимать как указание на существование в человеке двух отдельных и совершенно разных сущностей, ведь отношение души и духа здесь ставится в параллель с отношением в теле человека суставов и костного мозга. Но как последний является внутренней частью сустава и соотносится с ним как содержимое с содержащим, так и дух, очевидно, мыслится Апостолом сокровенной частью человеческой души. «Святой Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же его духовной природы, или особо обозначает в душе дух, как высшую её способность. А может быть, как и полагали некоторые из древних, под именем духа Апостол имеет ввиду здесь собственно благодать Святого Духа, обитающую во всех верующих, о которой сам же он перед тем только выразился: "духа не угашайте" (1 Фес. 5:19; срав. 23)» (митр. Макарий (Булгаков), "Православно-догматическое богословие", Т. 1, стр. 445,446).

«Пс. 146:4: "Выходит дух [форма еврейского слова руах] его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли". (Когда дух человека покидает тело, всякая мыслительная деятельность прекращается, а значит, под духом не подразумевается некая субстанция, которая продолжает жить после смерти тела. Смотри также Псалом 104:29.)»

«Свидетели Иеговы» считают, будто слова об исчезновении неких «мыслей» указывают на прекращение «всякой мыслительной деятельности» после смерти. Более того, из этого они каким-то образом делают вывод, что дух человека не продолжает существование после смерти тела, хотя у псалмопевца ясно говорится: «выходит дух его» (а вовсе не уничтожается или исчезает). То есть даже из перевода этого стиха Обществом Сторожевой Башни можно констатировать только то, что со смертью дух человека выходит из тела, а все мысли или воспоминания, бывшие при нём, стираются, исчезают (что, впрочем, совсем не говорит о невозможности появления новых мыслей). Ошибочность толкования «Свидетелей Иеговы» обнаруживается и при рассмотрении ближайшего контекста: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» (Пс. 145:3,4). Речь идёт, конечно, не о «мыслительной деятельности», а просто о «замыслах», «помыслах» или «планах» человека, которые рушатся после его смерти, и именно поэтому на него нельзя надеяться. В данном случае вообще неважно, прекращается у него мыслительная деятельность или нет. Важно, что человек — существо ненадёжное, поскольку смертное:
«Не говори мне, что такой-то человек — начальник. И начальник в этом отношении не имеет никакого преимущества пред обыкновенным человеком; он подлежит такой же неиз­вестности... Окон­чив жизнь среди обещаний, он оставляет тебя с пустыми надеждами, потому что ему не достало жизни для исполнения обещания. Если же он даже не имеет достаточно жизни для исполнения обещания, но жизнь его прерывается прежде испол­нения, то ты прибегаешь к ненадёжной помощи. Или вы не знаете, что так случилось со многими, и когда падал покро­витель их, они, лишившись помощника, терпели от этого боль­шее падение? Но что я говорю о непрочности и неисполнении обещаний, когда недолго остается и сам виновник их? "И возвратится", — говорит пророк, — "в землю свою". Если он погибает, то тем более обещания его. Потому пророк и прибавляет: "в тот день погибнут все замыслы его", выражая, что не только обещания его не достигнут исполнения, но погибнет и сам обещающий» (свят. Иоанн Златоуст, "Беседа на псалом 145")
«А сказанное в псалме "...в той день погибнут вся помышления его" (Пс. 145:4), говорится о помышлениях века сего, то есть о строении, имуществе, родителях и всяком даянии и получении. Всё сие вместе с тем, как душа выходит из тела, погибает для неё, и из всего этого она тогда ни о чём не вспоминает и не заботится» (авва Дорофей, "Душеполезные поучения", 12)
Не подтверждает нужную «Свидетелям Иеговы» мысль и текст 103-го псалма: «Скроешь лице Твоё - мятутся, отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются». В нём видна лишь известная из Писания истина, что «тело без духа мертво» (Иак. 2:26), и по смерти «возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Здесь нет указания на то, что человеческий дух бесследно исчезает вслед за смертью тела:
«"Скроешь лице Твоё - мятутся...". Но как наслаждающимся благами доставляешь всякое веселие, с благоволением даруя им блага; так, если отвращаешься, всё исполняется смятения и страха. "...отнимешь дух их - умирают и в персть свою возвращаются". Ибо по Твоему изволению совершается разлучение души и тела, после которого тело предаётся тлению, и разрешается в первобытную персть. "Духом" же Пророк назвал здесь душу. "Пошлёшь дух Твой – созидают­ся, и Ты обновляешь лице земли". Здесь Пророк ясно предвозвестил нам воскресение и оживотворение Всесвятым Духом. Так великий Илия трижды дунул на отрока вдовы, возвращая жизнь обитавшею в нем духовною благодатию. Так и Елисей оживотворил сына Соманитяныни, употребив духовное дуновение и возвратив жизнь животворящим Духом» (блаж. Феодорит Киррский, "Изъяснение псалма 103-го")
«Когда, говорит, Ты, Господи, отвратишь лице Твоё от твари; то есть надзор и промысел Твой, тогда твари Твои, лишаясь Твоего промысла и благости, смутятся, печалясь о таковом лишении своём. И когда Ты отнимешь у людей дух, то есть душу, отделив её от тела, тогда тела их сделаются мёртвыми и разрешатся в землю, из которой созданы» (Евфимий Зигабен, "Толковая Псалтирь")

---
Вера древних христиан:
«Сказанное же из купины Моисею "Я Сый, Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, и Бог отцов твоих", значит то, что они и по смерти пребывают и суть люди того же Христа. Ибо они первые из всех человеков занимались исканием Бога [...] И Платон, говоря, что "вина в человеке избирающем, а Бог не виновен", заимствовал это от пророка Моисея. Ибо Моисей древнее всех греческих писателей. Да и во всём, что философы и поэты говорили о бессмертии души, о наказаниях по смерти, о созерцании небесном и о подобных предметах, пользовались они от пророков, через них могли они понять и излагать это»
(св. Иустин Мученик, "Апология I", II век)

«А существование душ я доказал вам тем, что чревовещательница по требованию Саула вызвала душу Самуила»
(св. Иустин Мученик, "Диалог с Трифоном иудеем", II век)

«Душа распространена по всем членам тела, как христиане по всем государствам мира. Душа, хотя и обитает в теле, но сама бесплотна; и христиане живут в мире, но не суть от мира. Невидимая душа заключена в видимом теле; так и христиане, находясь в мире, видимы, но богопочтение их остаётся невидимым»
("Послание к Диогнету", II век)

«Как душа в человеке невидима и незрима для людей, познаётся же чрез движение тела, так и Бога нельзя видеть очами человеческими, но Он созерцается и познаётся из Его провидения и действий».
(св. Феофил Антиохийский, "Послание к Автолику", II век)

«Ибо Он [Христос] учил людей воздерживать свой гнев, умерять свои влечения, обуздывать свои похоти, отгонять скорбь, быть сострадательными, поддерживать человеколюбие, отвергать суетность, устранять мщение, не быть взыскательными, презирать смерть, но не посредством несправедливости, а терпеливо относясь к несправедливым, повиноваться законам Божиим, чтить правителей, поклоняться Богу, верить в бессмертие души, которое в Боге; ожидать суда по смерти, надеяться по воскресении на награду, которой Бог сподобит благочестивых»
(мч. Аполлоний Римский, "Апология", II век)

«Бог же, вечно живущий, входит в душу твою, ибо душа твоя есть Его образ, так как и она невидима, неосязаема, не имеет вида и своею волею движит всё тело... Познай, как в тебе есть то, что называется душою, как чрез неё око видит, ухо слышит, уста говорят, движется всё тело. И когда Богу угодно отделить душу твою от тела, то оно падает и разрушается... Простирай свои непреходящие прошения к непреходящему Богу за свою душу, которая не уничтожается, и откроется тогда твоя свобода»
(св. Мелитон Сардийский, "О познании Бога", II век)

«Мы веруем неложному ручательству — намерению Сотворившего нас, с каким Он создал человека из бессмертной души и тела, даровал ему ум и врождённый закон для соблюдения и сохранения того, что дано от Него и что потребно для разумной жизни»
(Афинагор Афинский, "О воскресении мёртвых", II век)

«Так как человек — живое существо, состоящее из души и тела, то для него необходимо и прилично соблюдать то и другое в добром состоянии; и так как из них обоих происходят прегрешения, то и чистота тела служит предохранительным средством, которым люди удерживаются от всего вредного и от всяких неправедных дел, и чистота души является средством соблюсти веру в Бога неповреждённою, ничего не прибавляя и не отсекая от неё»
(св. Ириней Лионский, "Доказательство апостольской проповеди", II век)

«Итак, душа, будучи простою и несоставленною из различных частей, несложною и неразрушимою, по этой причине должна быть нетленной и безсмертной. Душа... никогда не перестаёт существовать»
(св. Григорий Чудотворец, "К Татиану краткое слово о душе", III век)

«Показывает власть, данную Отцом Сыну (Мф. 28:18), Который поставлен Царём небесных, земных и преисподних (Филип. 2:10) и Судиёю всех. "Небесных" — потому, что Слово Отца существовало прежде всех, "земных" — потому, что Оно родилось человеком в человеках, обновляя Собою Адама, "преисподних" — потому, что Оно в мёртвых вменилось, благовествуя душам святых (1Петр. 3:19) и смертию Своею побеждая смерть...»
(св. Ипполит Римский, "Слово о Христе и антихристе", III век)

«Ни Ангелы, ни души не погибают; ибо они бессмертны и не разрушимы, по воле Создателя [...] А что душа бессмертна, ясно научил Господь, говоря и Сам и чрез Соломона. Сам — в истории о богатом и о нищем Лазаре, представив этого последнего, по отложении тела, успокоившимся в недрах Авраама, а того осудив на мучения, и введши в беседу с ними Авраама. Чрез Соломона же в книге, надписываемой: "Премудрость&qout;, в которой написано: а души праведных в руке Божией, и мучение не коснётся их. В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью и отшествие от нас   уничтожением: но они пребывают в мире, и надежда их полна бессмертия (Прем. Сол. 3:1-4)... Впрочем уступим ему, пусть он признаёт душу смертною. Тогда одно из двух должно положить: или что Господь возвестил истину, когда учил, что душа бессмертна, и следовательно не справедливо говорить, что она подлежит тлению: или — что подвержена тлению: и что Христос и в речи о богатом и нищем, и в явлении Моисея и Илии, ложно учил, что она не гибнуща и бессмертна. Но Господь ничего не говорил несправедливого и ложного. Ибо не как призрак и привидение, из желания обольстить Апостолов, Он показал им на горе Моисея и Илию, но то, что они были на самом деле. Из этого, так сказать, и самый необразованный поймёт, что этим Он подтвердил бессмертие и негиблемость души»
(св. Мефодий Патарский, "О воскресении (против Оригена)", III-IV век)

«Душа бессмертна, и души мужчин и женщин подобны; различны только члены тела. Не так устроены души, чтобы одни по природе грешили, а другие по природе делали добро; но то и другое зависит от произволения, а существо душ во всех одинаково и подобно... Тело есть орудие, и как бы одежда и покров души»
(св. Кирилл Иерусалимский, "Огласительное поучение четвёртое", IV век)

Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (11.10.2015)
Всего комментариев: 0