Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Дух»

Учение «Свидетелей Иеговы»: В языках, на которых была записана Библия, слово «дух» первоначально служило обозначением дыхания или ветра, а затем стало относится вообще ко всему, что невидимо для глаз, но имеет определённые видимые проявления. «Святой дух Бога» — это Его действующая сила (сила в действии). Бог может послать святой дух в любое место, чтобы исполнить Свою волю. Хотя о Божьем духе в Библии иногда говорится как о личности, в действительности во всех подобных местах мы сталкиваемся с приёмом олицетворения. В Священном Писании часто олицетворяются неодушевлённые понятия (мудрость, смерть или грех), однако это не делает их личностями. По отношению к человеку или животным слово «дух» в Библии обычно обозначает то, что оживляет тело (силу, которая поддерживает жизнь тела). Дух и душа — не одно и то же. Дух это то, что сделало Адама «душою живою» (Быт. 2:7), и что делает живым каждое существо. Его можно сравнить с электричеством для электроприбора. Как и электричество, дух не обладает чувствами или разумом, это просто безликая сила, благодаря которой душа является живой.

«Сравнение библейских стихов, где говорится о святом духе, показывает, что люди могут исполниться святого духа; они могут быть крещены им; их могут помазать им (Луки 1:41; Матф. 3:11; Деян. 10:38). Этого нельзя было бы сказать, если бы святой дух был личностью»

Этот аргумент, частенько используемый «Свидетелями Иеговы» в своей проповеди, своей простотой и наивностью способен поставить неподготовленного человека в тупик. Однако, если над ним как следует поразмыслить, вся его кажущаяся сила мгновенно улетучивается. Ведь христиане верят, что Святой Дух — это и есть Сам Господь Бог. Он не просто личность, подобная человеческим, которые имеют вполне определённые ограничения и препятствия. Святой Дух — это Сверхличность, Личность, для Которой нет ничего невозможного или невероятного. Было бы крайне глупо сомневаться во всемогуществе Бога! Почему же «Свидетели Иеговы» не задаются вопросом, каким образом Ему удаётся одновременно выслушивать миллионы молитв? Разве это не удивительно? Но этот факт «Свидетели Иеговы» воспринимают спокойно, как данность, зато слова об одновременном взаимодействии Святого Духа с человеческими личностями ввергают их в непреодолимый ступор. Что значит «исполниться личностью»? Это значит впустить в себя эту личность. В Священном Писании не раз рассказывается о том, как демоны могут входить в человека и как-то уживаться с его сознанием, активно влияя на него. Более того, в одну человеческую личность могут войти сразу несколько бесовских духов (Марк. 5:9; Лук. 8:2; Лук. 11:26). А Святому Духу Обществом Сторожевой Башни почему-то запрещено входить в личность и наполнить человека Собой, так как от этого Он якобы уже Сам личностью перестаёт быть. На самом деле, библейские тексты, которые так смущают «Свидетелей Иеговы», говорят лишь о Его способности к вездеприсутствию, присущей Богу (Пс. 137:7-12). В Новом Завете Христос говорит ученикам, что Он со Своим Отцом могут и желают вселиться в сердца людей: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23; срав. с Еф. 3:16,17). И благодаря этой чудесной способности у каждого христианина есть возможность сказать о себе словами Апостола Павла: «...И уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20; срав. с 2Кор. 6:16). «Свидетели Иеговы» вряд ли согласятся на основании этих библейских текстов объявить Отца и Сына лишь какими-то безликими силами или энергиями. Нет никакой объективной причины применять иной подход к Святому Духу.

«Иисус называл святой дух "помощником" (греч. параклетос) и говорил, что этот помощник будет "учить", "свидетельствовать", "говорить" и "слышать" (Иоан. 14:16, 17, 26; 15:26; 16:13). В Библии довольно часто используется приём олицетворения. Например, там сказано, что у мудрости есть "дети" (Луки 7:35). О грехе и смерти говорится, что они "царствуют" (Рим. 5:14, 21)»

Важно понять, что такие понятия, как «мудрость», «смерть», «грех», на которые ссылаются в качестве примера «Свидетели Иеговы», наделяются свойством живого существа всего пять или шесть раз. С другой стороны, Святой Дух «одушевляется» в Библии не меньше сотни раз! Читая Писание, мы видим, что Он

  • говорит (Марк. 13:11; Деян. 13:2; Деян. 28:25; 1Тим. 4:1; Евр. 3:7)
  • мыслит (Рим. 8:27)
  • знает (1Кор. 2:11)
  • исследует (1Кор. 2:10)
  • свидетельствует (Деян. 5:32; Деян. 20:23; Иоан. 15:26; Рим. 8:16; Евр. 10:15)
  • предсказывает (Лук. 2:26; Деян. 21:10,11)
  • учит (Лук. 12:12; Иоан.14:26)
  • объясняет (Евр. 9:8)
  • запрещает (Деян. 16:6,7; Деян. 21:4)
  • обличает (Иоан. 16:8)
  • ходатайствует (Рим. 8:26)
  • радуется (1Фесс. 1:6)
  • любит (Рим. 15:30)
  • управляет Церковью (Деян. 20:28; 11:12; 13:2-4; 15:28)
  • утешает (Иоан. 14:16; Деян. 9:31)
Заметим, что всё это написано не в поэтических или пророческих книгах, где метафоры уместны. Невероятно, неправдоподобно, что бы Апостолы настолько увлеклись «приёмом олицетворения» и позабыли написать прямо, что Святой Дух ни что иное, как «действующая сила Бога». Ведь нет ни одного библейского текста, где бы Он был так назван, хотя при этом в апостольских книгах упоминается, что «Божьей силой» Павел называл Иисуса Христа, а самаряне — Симона-мага (1Кор. 1:24; Деян. 8:10). Конечно, можно просто не придавать этим фактам никакого значения, а продолжать твердить себе, что все личностные действия Святого Духа это просто красочный литературный приём, но тогда впору задаться вопросом: а что нам, собственно, мешает объявить и сатану не личностью, а олицетворением злой силы?

«Хотя в некоторых стихах сказано, что дух "говорил", другие стихи показывают, что в действительности это делалось через ангелов или людей (Деян. 4:24, 25; 28:25; Матф. 10:19, 20; сравни Деяния 20:23 с 21:10, 11)»

Какой странный довод предлагают представители Общества Сторожевой Башни! Ведь в Библии не раз указывается, что Бог говорит через пророков (4Цар. 17:13; Матф. 2:15; Евр. 1:1). По логике «Свидетелей Иеговы» это, видимо, должно означать, будто Он в действительности не говорил, и в таких местах просто «используется приём олицетворения»? Такие рассуждения легко приведут к отвержению веры в личностность Всевышнего: дескать, некоторые люди всего лишь осознали присутствие в этом мире мощного сверхъестественного энергетического поля, которое назвали словом «Бог», распознали его закономерности и свойства и открывали их прочим людям, то есть в переносном смысле это «поле» как бы «говорило» с человечеством через этих посредников. Вряд ли «Свидетели Иеговы» согласны с такой вольной интерпретацией библейских текстов, касающихся Бога-Отца. Однако, когда речь заходит о Святом Духе они готовы выдумывать какие угодно небылицы, лишь бы не признавать Его как Личность. Любопытно, что иногда в Библии повествуется, как Дух говорил с человеком напрямую, без участия Ангелов или других людей (Деян. 10:19,20; 13:2). Но «Свидетелям Иеговы», похоже, и в таких случаях видятся лишь красивые фигуры речи. И ладно бы Святой Дух в Библии только «говорил», «учил» или «свидетельствовал» (это ещё можно как-то объяснить олицетворением), однако Апостолы приписывают Ему качества, характерные лишь для личности: Он обладает волей (Деян. 15:28; 1Кор. 12:11), радуется и любит (1Фесс. 1:6; Рим. 15:30), Ему можно солгать (Деян. 5:4), оскорбить или огорчить (Ис. 63:10; Марк. 3:29; Еф. 4:30; Евр. 10:29), противиться (Деян. 7:51), с Ним можно общаться (2Кор. 13:13). На некоторые тексты следует обратить особо пристальное внимание: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» (Рим. 8:26,27). Чем интересен данный стих? Во-первых, здесь Апостол Павел говорит о том, что Дух имеет «φρονημα», то есть мысли, помышления или намерения, которые знает Бог. Все эти значения применимы только к разумному существу, к личности, и Павел чуть ранее в той же главе относит это греческое понятие к помыслам людей (см. стихи 6 и 7). Во-вторых, в этом отрывке говорится, что Святой Дух ходатайствует за христиан. Греческое слово «εντυγχανω» означает «приступать или обращаться к кому-то с просьбой, жалобой, ходатайством». В Новом Завете этот глагол всегда относится к конкретным личностям (Деян. 25:24; Рим. 8:34; 11:2; Евр. 7:25), так на каком основании мы должны считать, что в данном стихе сделано исключение из правила? Если бы Дух был всего лишь олицетворением действующей силы Бога (т. е. действия Отца), то тогда такое ходатайство вообще не имело бы никакого смысла, поскольку получалось, будто Отец «ходатайствует воздыханиями неизречёнными» перед Самим Собой. Третий интересный момент заключается в том, что в рассматриваемом библейском отрывке использовано определительное местоимение «Сам», которое подчёркивает, что действия совершает именно Святой Дух. Другим примечательным местом Писания являются слова Апостола Павла: «А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух всё проницает, и глубины Божии» (1Кор. 2:10). Греческий глагол «ερευναω», переведённый здесь как «проницает», использован в Евангелии Иоанна, где Христос говорит иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Иоан. 5:39). Значит, как иудеи должны были использовать свой разум для исследования Писаний, так и Святой Дух при помощи разума исследует «глубины Божии». Никакой познавательный процесс невозможен без разума, а он в свою очередь неразрывно связан с личностью.

«В 1 Иоанна 5:6—8 свидетелем называется не только дух, но также вода и кровь»

Верно, но это не доказывает, что Святой Дух не является личностью. Так, на суде очевидец преступления свидетельствует против обвиняемого и какая-нибудь улика свидетельствует о том же. Но если очевидец является личностью, то улика таковой не является. Так же и здесь: вода, кровь и Дух свидетельствуют, но из перечисленного только последний является разумным существом.

«Чтобы определение святого духа можно было назвать правильным, оно должно подходить ко всем стихам, в которых упоминается этот дух. Такой подход помогает прийти к логическому выводу, что святой дух — это действующая сила Бога. Это не личность, а огромная сила, которая исходит от Бога и которую он использует, чтобы исполнять свою святую волю (Пс. 104:30; 2 Пет. 1:21; Деян. 4:31)»

Это заблуждение. Чтобы определение можно было назвать правильным, оно должно быть правильным, то есть восходить к апостольским временам, а не изобретаться в XIX в. при помощи «логических выводов». Руководство «Свидетелей Иеговы» похоже на человека, угадывающего слово в кроссворде. Вот он что-то шепчет, шевелит губами, пробует вписать в клетки то одно, то другое. Он не знает наверняка правильный ответ, а пытается догадаться, стараясь, «чтобы подошло» к уже отгаданным буквам. Но со спасением так не шутят, и в случае ошибки «Свидетелей Иеговы» ждёт незавидная участь: «Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Марк. 3:29). Отказывая Святому Духу во всякой самостоятельности и сводя его роль к какому-то «небесному электричеству», «Свидетели Иеговы», конечно же наносят серьёзное оскорбление этой Божественной Личности. В отличие от Общества Сторожевой Башни, Церковь не нуждается в догадках и человеческих мудрствованиях на тему Богооткровенных догматов, ибо она знает истину (и всегда её знала). Обратимся к творениям раннехристианских авторов, чтобы выяснить, как они учили о Святом Духе:
«Им отвечал Дух Святой от лица Отца или Себя самого: "Господь сил, Он есть Царь славы"» (св. Иустин Мученик, "Разговор с Трифоном Иудеем", 36) [Иустин верил, что Дух мог говорить от Своего собственного лица, а это было бы невозможно, будь Он безликой силой]
«А что пророческий Дух вместе с патриархом Иаковом говорит, что Он будет иметь во владении именно ослицу подъярёмную...» (св. Иустин Мученик, "Разговор с Трифоном Иудеем", 53) [Слово «вместе», использованное святым Иустином, не оставляет сомнений в том, что здесь предполагается соучастие, сотрудничество двух личностей]
«Итак, в подражание Духу Божию, о котором сказано, что носился над водою, они объявили, что Прозерпина была дочь Зевса» (св. Иустин Мученик, "Апология I", 64) [То, что христианский апологет допускает подобное сравнение, означает, что для него Дух являлся определённой личностью]
«Мы безбожники в отношении к таким мнимым богам, но не в отношении к Богу истиннейшему, Отцу правды и целомудрия и прочих добродетелей, и чистому от всякого зла. Но как Его, так и пришедшего от Него Сына и передавшего нам это учение [...] равно и Духа пророческого чтим и поклоняемся, воздавая честь словом и истиною, и открыто преподавая это всякому желающему научиться так, как сами мы научены» (св. Иустин Мученик, "Апология I", 6) [Поклонение Святому Духу ставится Иустином на одну ступень с поклонением Отцу и Сыну; примечательно, что все Три Лица Святой Троицы противопоставляются мнимым богам]
«И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, который через пророков предвозвестил всё относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый... Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего...» (св. Иустин Мученик, "Апология I", 61, 65) [Как видно из данного текста, апологет равным образом относит слово «имя» к Сыну и к Святому Духу; и Тот, и Другой для него являются личностями, а не олицетворением чего-то безликого]
«Дух, действовавший в пророках, помазывал и постановлял вам царей» (св. Иустин Мученик, "Разговор с Трифоном Иудеем", 52) [Помимо этих слов, в творениях святого мученика Иустина мы обнаруживаем его убеждение, что Святой Дух «научает веровать» и «укоряет» (см. "Разговор с Трифоном Иудеем", 91, 124), «повелевает, как людям жить» и «обличает» ("Апология I", 40, 63), все эти выражения подразумевают волевые действия, чем указывают на личностное бытие самого действующего]
«Думаю, что я вам, как любознательнейшим и учёнейшим не безызвестны Писания Моисея или Исаии и Иеремии и прочих пророков, которые в исступлении ума своего движимые Духом Божиим, возвещали то, что им было внушаемо, ибо Дух употреблял их также как музыкант надувает флейту» (Афинагор Афинский, "Прошение о христианах", 9) [Афинагор сравнивает Святой Дух с разумным существом — флейтистом]
«Мы признаём Бога и Сына Его — Слово и Духа Святого, именно составляющих одно по силе своей, Отца, Сына и Духа; ибо Сын есть ум, Слово, мудрость Отца, а Дух есть истечение Его, как свет от огня» (Афинагор Афинский, "Прошение о христианах", 24) [Апологет свидетельствует, что христиане признают равенство по силе всех Лиц Троицы; Дух соприсущ Богу-Отцу, как свет огню]
«Итак, кто после сего не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедуют Бога-Отца и Бога-Сына и Духа Святого и признают их единство в силе и различие в порядке?» (Афинагор Афинский, "Прошение о христианах", 10) [Афинагор выражает веру христиан в единство Божественных Лиц Троицы «в силе» при сохранении Их ипостасных (личных) отличий (которые вовсе не означают различия сущностного)]
«Это очищение проникнуто верой, скреплённой печатью во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ведь если при трёх свидетелях подтвердится всякое слово, разве нам тем более не будет довольно (как залога нашей надежды) такого же числа Божественных Имён, если при благословении они для нас и свидетели веры, и поручители спасения? А если свидетельство веры и обетование спасения утверждаются в присутствии троих, то необходимо присоединить ещё и Церковь. Ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трёх» (Тертуллиан, "О крещении", 6) [Тертуллиан называет Лица Троицы тремя свидетелями веры и поручителями спасения для христиан; сами обозначения Лиц он называет не иначе как «Божественными Именами», то есть для него Святой Дух с Отцом и Сыном является Единым Богом]
«Ибо если Давид говорит: "Бог говорил мне", то необходимо сказать, что собственно ни Давид и никто из пророков не говорит от себя самого, так как ведь не человек тот, кто изрекает пророчества, но Дух Божий» (св. Ириней Лионский, "Доказательство апостольской проповеди", 49) [Для Иринея Бог, Который говорил через Давида и пророков, есть Святой Дух]
Также до нас дошли и древнехристианские гимны, содержщие прославление Святого Духа вкупе с Отцом и Сыном: «...пришедше на запад Солнца, видевше Свет Вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святого Духа Божия» (вечерняя молитва "Свете тихий”, сер. II в.), «...когда мы поём славу Отцу, Сыну и Святому Духу. Да воскликнут все силы: Аминь! Аминь!» (Оксиринхский папирус, нач. III в.). Они были бы неуместны, если христиане считали Духа Бога просто Его силой, энергией или проявлением. Какой смысл славить безликую силу, выделяя её словно особое лицо? Итак, на примере древних христиан — Иустина Мученика (II в.), Афинагора (II в.), Тертуллиана (III в.), Иринея Лионского (III в.) —, которые признавали личностный характер Святого Духа и верили в Его сущностное равенство с Отцом и Сыном, мы видим, что Церковь с самых апостольских времён знает, что Дух Святой есть Личность — третья Ипостась Бога, и видит этому многочисленные подтверждения в Священном Писании. А «Свидетели Иеговы» придумали, будто Божий Дух является безликой силой, а всё, что расходится с этим их учением, ими или перетолковывается, или вовсе игнорируется. И здесь они противоречат сами себе, поскольку если бы их «определение» Святого Духа подходило бы ко всем библейским стихам, то не было нужды что-либо ещё пояснять. Правда же заключается в том, что в Библии встречается немало выражений, которые явно не вписываются в концепцию «Свидетелей Иеговы»:
«И возвратился Иисус в силе Духа в Галилею» (Лук. 4:14)
«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13)
«А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твёрдости» (Мих. 3:8)

В переводе на язык «Свидетелей Иеговы» получается очевидная тавтология: «сила действующей силы Бога». В данной ситуации вполне резонно спросить у них: как это у безликой силы может быть своя сила?! В публикациях Общества Сторожевой Башни нет вразумительного ответа на этот очевидный вопрос. Другая группа библейских текстов явно отличает силу от Святого Духа:
«Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета» (Деян. 10:38)
«...Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» (1Фес. 1:5)
«И слово моё и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1Кор.  2:4)
«Во всём являем себя, как служители Божии... в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией» (2Кор. 6:4-7)
«Но вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святый...» (Деян. 1:8)

Если Общество Сторожевой Башни право, то совершенно не ясно, для чего новозаветным авторам упоминать Святой Дух отдельно от «силы», раз это одно и то же. В этом отношении последний стих очень показателен: вместо того, чтобы сказать «Вы примите силу, сходящую на вас», Христос говорит, что Апостолы примут силу Того, Кто сойдёт. Итак, как видно из этих размышлений, следует сделать вывод, что определение Святого Духа, предлагаемое Организацией «Свидетелей Иеговы», подходит не ко всем стихам Библии, где Он упоминается. Следовательно, это определение не соответствует собственному критерию Общества Сторожевой Башни, а значит, оно неверно. Таким образом, даже подходя к христианскому вероучению с позиций «Свидетелей Иеговы», более верным и полным определением следует признать следующее: Святой Дух является разумным существом, Которое хотя и способно проявить Себя в виде огромной мощи или энергии, но всё же отличается от того, что Священное Писание называет именем «силы Божией».

«Эккл. 3:19—21: "У людей, как и у животных, один конец. Как одни умирают, так умирают и другие. У всех один дух, и нет у человека преимущества перед животным, потому что всё суета. Все идут в одно место. Все произошли из земной пыли, и все возвратятся в пыль. Кто знает, восходит ли дух человека вверх, а дух животных сходит ли вниз, в землю?" (Поскольку все люди унаследовали от Адама грех и смерть, они, как и животные, умирают и возвращаются в пыль. Но есть ли у каждого человека дух, который продолжает жить как разумная личность после того, как перестаёт действовать в теле? Нет. В 19-м стихе говорится, что и у людей, и у животных "один дух". Основываясь только на человеческих знаниях, никто не может дать убедительный ответ на вопрос о духе, заданный в 21-м стихе. Но Слово Бога отвечает, что при рождении люди не получают ничего, что при смерти давало бы им преимущество перед животными. Тем не менее, благодаря милосердному дару Бога, данному через Христа, у людей, проявляющих веру, есть надежда на вечную жизнь, чего нет у животных. Для многих людей эта надежда осуществится благодаря воскресению, когда Бог оживит их, вернув им жизненную силу.)»

Интерпретация Обществом Сторожевой Башни слов Екклесиаста глубоко ошибочна, поскольку не учитывает ни контекста, ни различия между вопросом и утверждением. Чтобы правильно понять это место, цитировать нужно не с середины фразы, а с самого её начала: «Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные; потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета!» (Еккл. 3:18,19). В приведённых стихах показывается, как выглядят люди, живущиие «сами по себе» (т. е. игнорирующие Бога): с холодной рационалистической точки зрения («основываясь только на человеческих знаниях»), не признающей Божественного провидения и откровения, они — всего лишь животные, потому что схожи с ними и по происхождению «из праха», и по устроению тела, и по общей подверженности физической смерти. «Как те умирают, так умирают и эти», — говорит Екклесиаст. Все они дышат одним воздухом, а со смертью их дыхание прекращается («одно дыхание у всех»). Итак, в телесном отношении «нет у человека преимущества перед скотом», но означает ли это их общность и в посмертной судьбе? И здесь Екклесиаст уже сеет сомнения в сердца своих слушателей, задавая скептический вопрос: «Кто знает, дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?» (стих 21). «Свидетели Иеговы» переиначивают вопрос в утверждение, приписывая мысль самому Екклесиасту, однако это противоречило бы его словам в конце книги, где он подытоживая прямо говорит, что не всё в человеке идёт в одно место, но в прах обращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его (Еккл. 12:7).

«Луки 23:46: "Иисус громко закричал: „Отец, в твои руки вверяю мой дух [греч. пнеума]“. И, сказав это, он умер". (Заметьте, что Иисус умер. Когда вышел его дух, Иисус не отправился на небо. Он воскрес из мёртвых только на третий день. И, как говорится в Деяниях 1:3, 9, только спустя ещё 40 дней он вознёсся на небо. Что тогда означают слова, которые Иисус произнёс перед смертью? Иисус понимал, что, когда он умрёт, его будущая жизнь будет полностью зависеть от Бога.

На самом деле «Свидетели Иеговы» видят противоречия там, где их нет и в помине. В Библии говорится, что дух каждого человека отходит к Богу (Еккл. 12:7), потому что вездесущий Господь присутствует повсюду, в том числе и в преисподней (аду): «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты» (Пс. 138:7,8); «Хотя бы они [люди] зарылись в преисподнюю, и оттуда рука Моя возьмёт их» (Ам. 9:2). Следовательно, возражение «Свидетелей Иеговы», будто Христу, чтобы предать Свою душу Отцу, необходимо было «вознестись на небо», совершенно неосновательно. Кроме того, они явно путают вознесение в теле с взятием на небеса одной только души. Итак, проанализируем этот стих, подставляя вместо слова «дух» значения, к которым, по мнению толкователей из Общества Сторожевой Башни, оно сводится в Священном Писании: «Еврейское и греческое слова обозначают: 1) ветер, 2) жизненную силу, которая действует в земных созданиях, 3) силу, которая исходит из символического сердца человека и побуждает его говорить или поступать тем или иным образом, 4) вдохновлённые высказывания из невидимого источника, 5) духовных личностей и 6) действующую силу Бога, или святой дух». Многие из перечисленных значений со всей очевидностью не могут быть применимы в данном случае. Например, совершенно бессмысленно звучат слова, будто Христос передал Отцу Свой «ветер», Своё «вдохновлённое высказывание» или «действующую силу Бога». Явно не вписывается в библейский текст и «передача» Богу побуждающей силы сердца. Итак, остаются два значения слова «дух», уместные в данном контексте: это либо «жизнь» («жизненная сила»), которая покинула тело Спасителя в момент смерти, либо «духовная личность», то есть нечто нематериальное, обладающее разумом (каковы, например, Ангелы). Первый вариант опровергается тем, что Христос сказал не просто «дух», но «дух Мой». Если бы речь здесь шла о той силе, которая присутствует во всех живых существах, делая их, собственно, живыми, то применение к ней притяжательного местоимения было бы совершенно неуместно. Руководство Организации «Свидетелей Иеговы» учит: «"Дух", который выходит из человека при смерти,— это жизненная сила, берущая начало у нашего Создателя (Псалом 35:10; Деяния 17:28). Эта жизненная сила не имеет характерных особенностей человека, жизнь которого она поддерживает, так же как электричество не обладает свойствами оборудования, работу которого оно обеспечивает. Когда человек умирает, дух (жизненная сила) перестаёт поддерживать жизнь в клетках его тела; это похоже на то, как гаснет свет, когда отключают электричество» (книга "Познание ведущее к вечной жизни", стр. 82). То есть если «дух» — это некая безличная витальная сила, подобная электричеству, то она не может быть «моей», «твоей», «его». Она будет являться общей для всех живых существ. Остаётся единственный вариант: под «духом» в Лук. 23:46 подразумевается некая разумная духовная сущность. Значит, в момент смерти дух (или душа) Христа покинул Его тело, сохранив при этом сознательное существование. Но что же происходило с Ним далее? Библия открывает нам и это. Апостол Павел пишет: «А "восшёл" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё» (Еф. 4:9,10). Об этом же событии сообщает и Апостол Пётр: «Христос... духом... находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Петр. 3:18-20). И дальше он же говорит: «Для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Петр. 4:6). Таким образом, Христос проповедал благую весть не только живым, но и давно умершим людям — тем, которые когда-то погибли во время великого потопа. Рассмотренные тексты Священного Писания свидетельствуют, что человек — это не только плоть, распадающаяся при смерти, но и дух (душа), который после смерти находится до дня воскресения в промежуточном состоянии. Умирая физически, люди продолжают сознательное существование в ином, духовном мире.

Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (11.10.2015)
Всего комментариев: 0