Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Земля»

Учение «Свидетелей Иеговы»: В Библии слово «земля» используется в нескольких значениях и может относиться ко всей планете, к суше в целом, к определённой стране или местности, к человеческому сообществу. Если говорить о первом значении этого слова, то в Священном Писании рассказывается, что, согласно замыслу Бога, земле предстояло стать вечным домом для человечества. Её должны были заселить верные Создателю люди, которые бы заботились о ней и жили бы вечно. В будущем этот замысел обязательно исполнится: Бог очистит землю от злых людей, все нечестивые системы правления исчезнут, а на смену им придёт Божье Царство, то есть небесное правительство, которое восстановит гармонию, порядок и справедливость. Вопреки распространённому мнению, Библия не учит тому, что земля будет уничтожена. Погибнет только символическая «земля» (нечестивое человеческое общество), сама же планета и праведные люди на ней будут существовать вечно.

«Матф. 6:10: "Пусть придёт твоё царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе"»

Выхватив из текста Молитвы Господней две фразы, «Свидетели Иеговы» хотят создать впечатление, будто исполнение воли Божьей на земле, о котором должны молиться христиане, является делом будущего — времени, когда «придёт Царство»: тогда-то, мол, настанет праведный «новый мир», где все станут красивыми, молодыми, здоровыми и начнут творить волю Иеговы. Однако без помощи публикаций Общества Сторожевой Башни прийти к подобному пониманию данного отрывка невозможно. В образцовой молитве, данной Иисусом Христом, действительно есть прошение о наступлении Его Царства, то есть того дня, когда Он явится как Царь и Судия, чтобы «воздать каждому по делам его» (Откр. 22:12; Матф. 16:27). В тот день мы, христиане, «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс. 4:17). Разумеется, при этом мы должны быть во всём готовы к этой встрече, не забывая о словах Христа: «Будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий... Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Матф. 24:44; Откр. 16:15). Но сохранить свои одежды праведности и не оказаться в наготе греха мы сможем, если только живём в согласии с волей Бога. Для того-то и взываем к Нему в молитве: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе!», то есть «Даруй нам, Господи, сил ежедневно творить волю Твою на земле, как это делают Твои Ангелы на небесах». Не следует забывать, что Молитва Господня — это пример повседневной молитвы, поэтому вполне естественно встретить в ней слова, выражающие стремление верующих творить волю Бога уже здесь и сейчас, а не когда-то в отдалённом будущем.

«Пс. 37:29: "Праведные наследуют землю и будут жить на ней вечно"»

Да, представители Общества Сторожевой Башни изрядно поднаторели в искусстве вырывания из контекста различных стихов Библии и произвольного их увязывания между собой таким образом, чтобы те начали выражать нужную Организации идею. Однако в процитированном фрагменте нет ни слова «рай», ни столь полюбившегося «Свидетелям Иеговы» выражения «новый мир», поэтому тот смысл, что старается придать упомянутому библейскому стиху Общество Сторожевой Башни, далеко не самоочевиден. Чтобы понять, о какой же «земле» в действительности говорил псалмопевец Давид, необходимо иметь более глубокое знакомство со Священным Писанием, чем это принято на занятиях в Организации «Свидетелей Иеговы». Древнееврейское слово, переведённое в псалме как «земля», может относиться не только ко всей планете, но и к территории, заселённой определённым народом или племенем. Так, когда мы читаем в Библии: «И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю» (Иис. Нав. 2:2-3), то понимаем, что посланные Навином разведчики имели своей целью не всю планету, а только ханаанскую территорию. Точно так же и упоминание о том, что «в те дни, когда управляли судьи, случился голод на земле» (Руф. 1:1), не свидетельствует о каком-то всемирном, глобальном голоде в прошлом — из дальнейшего повествования ясно, что это произошло только в Иудее. Наконец, слова летописца «Гофолия царствовала над землёю» (4Цар. 11:3) было бы крайне абсурдно воспринимать в качестве указания на всемирный характер правления царицы Гофолии! Эти примеры показывают, что слово «земля» в Библии не обязательно служит для обозначения всего земного шара, но применяется и для описания какой-либо его небольшой части (см. также Лук. 2:1; Рим. 10:18). С «вечностью» тоже не всё столь однозначно, как это стремятся преподнести «Свидетели Иеговы»: довольно часто данное слово в Библии указывает на очень долгий, хотя и не бесконечный отрезок времени. Особенно это характерно для такого высокопоэтичного произведения как Псалтирь, где различные гиперболы нередкость (см. Пс. 20:5-8; 21:27; 60:5; 118:43-44). Таким образом, в процитированном «Свидетелями Иеговы» псалме содержится мысль не о «будущей вечной жизни на райской земле», а о благословениях, которые ждут праведника ещё в этом мире. Рон Роудс выразил суть слов царя Давида так: «...Жившие в тот момент израильтяне — равно как и их дети и дети их детей — всю свою жизнь проведут в земле обетованной. Из поколения в поколение праведные будут наслаждаться благословениями в земле обетованной в течение необозримого периода времени. Нечестивым же уготовано прямо противоположное будущее, ибо, как сказано в предыдущем стихе: "...потомство нечестивых истребится" (стих 28)». См. также статьи «Вознесение христиан» и «Небо».

«Смотри также Экклезиаст 1:4; Псалом 104:5»

Давайте внимательно проанализируем первую библейскую ссылку в контексте: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, всё суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идёт ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своём, и возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1:2-6). Итак, что здесь сразу бросается в глаза? Красной нитью через этот отрывок проходит безысходность, которую ощущает Екклесиаст здесь на земле. Образы замкнутого круга, кажущегося бесконечным (кружащийся ветер, сменяющие друг друга поколения, заходящее и вновь восходящее солнце и т. п.), призваны подчеркнуть ничтожность любых людских трудов и устремлений. Что такое человеческая жизнь по сравнению с временем существования земли? Ничтожная малость, царапина на теле мира, простирающаяся вдаль не более чем на век. И все дела наши обречены на постепенное забвение: «Суета сует, всё суета», — сетует Екклесиаст. В свете этой мысли становятся понятны слова о земле «пребывающей во веки». Она вечна не в абсолютном смысле, но только в сравнении с жизнью обитающего на ней человека. В собственном же смысле ей положен предел, который знает лишь Бог: «Небо и земля прейдут» (Марк. 13:31), «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда (...) земля и все дела на ней сгорят» (2Петр. 3:10), «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2Кор. 4:18). Вторая ссылка, предлагаемая «Свидетелями Иеговы» для рассмотрения, это псалом, который в синодальном издании Библии является 103-м по счёту: «Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки» (Пс. 103:5). Здесь использован глагол «להימוט» («колебаться, сотрясаться, повергаться»). Он встречается и в других библейских стихах (выделено): «Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется» (Пс. 59:4), «Ужас и яма и петля для тебя, житель земли! (...) Ибо окна с небесной высоты растворятся, и основания земли потрясутся. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена» (Ис. 24:17-19). Кроме того, о земле в Писании говорится:
«Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог» (Пс. 17:8)
«И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» (Ис. 2:19)
«Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их... Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его» (Ис. 13:11-13)
«Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицом Его, и вселенная, и все живущие в ней. Пред негодованием Его кто устоит? И кто стерпит пламя гнева Его?» (Наум. 1:5-6)
«[Бог] ныне дал такое обещание: ещё раз поколеблю не только землю, но и небо» (Евр. 12:26)

Итак, мы видим в Библии два типа утверждений. Согласно первому, земля «не поколеблется во веки», а согласно второму, она сотрясается и даже сокрушается Богом. Верное толкование должно учитывать и согласовывать все эти высказывания Священного Писания. Это приводит нас к выводу, что слова о незыблемости земли, о её «твёрдых основах» в Пс. 103:5 указывают на постоянство и надёжность тех физических законов, благодаря которым она существует в сотворённом Богом мире. Эти слова можно воспринимать как гарантию того, что земля, к примеру, не сойдёт произвольно со своей орбиты, не уничтожится от случайного попаданию в неё астероида или кометы и т. п. Однако это не означает, что она никогда не сокрушится от руки Господа. Вторая категория библейских текстов как раз и указывают на то, что в определённый момент человеческой истории Бог вмешается и произведёт с землёй радикальные действия.

«Разве Бог сам не уничтожит землю огнём?»

Исследование всех связанных с этой темой священных текстов показывает, что землю ожидает не окончательное уничтожение, а изменение, преображение. Вот как об этом сказано в Библии: «[Бог] ныне дал такое обещание: ещё раз поколеблю не только землю, но и небо. Слова: "ещё раз" означают изменение [μεταθειις] колеблемого, как сотворённого, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать...» (Евр. 12:26-27), «И смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое [καινος]» (Откр. 21:4-5). Греческое слово «καινος» подчёркивает новизну в качестве (в отличие от слова «νεος», указывающего на новизну по времени, появление прежде не существующего). Итак, наш мир впереди ждут кардинальные перемены, в результате которых он обновится и станет качественно иным, нежели сейчас. В нём уже не будет смерти, все процессы распада навсегда остановятся. В Библии рассказывается, каким образом это будет достигнуто: «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают?» (2Петр. 3:10-12). В этих удивительных словах есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить особое внимание. Прежде всего, Апостол Пётр пишет, что всё это произойдёт «шумно», «с шумом» (греч. «ροιζηδον»). В этом наречии содержится указание на стремительную быстроту грядущего преобразования мира. Это не будет длительным, постепенным процессом, который займёт много сотен лет — всё произойдёт очень быстро. Важную роль в этом преобразовании будет играть огонь: Апостол несколько раз подчёркивает это различными словами («разгоревшись», «сгорят», «воспламенённые»). Он не сообщает нам природу этого пламени, но из сказанного ясно, что огонь будет послан Богом и его свойства достаточны для того, чтобы выполнить возложенную на него задачу. И наконец, ещё одной важной деталью является указание на разрушение физического мира: Апостол Пётр, говоря о небе и земле, учит, что «всё это разрушится». Эти слова нельзя понять в фигуральном смысле, поскольку сказано, что разрушатся даже «стихии» нашего мира. Использованное греческое слово «στοιχεια» переводится как «основы, начала, первичные элементы» и служит здесь для обозначения фундаментальных основ сотворённого Богом мира. То есть суть слов Апостола не в том, что планета или люди изменятся в результате каких-то социально-экономических или политических реформ, мелиорационных преобразований или смены агроклиматических условий, а в том, что весь материальный мир будет разложен Богом на самые элементарные, первичные частицы, а затем — после удаления нестабильной составляющей, привнесённой в творение грехом — собран обратно, в результате чего он обретёт новое природное состояние, в котором уже никогда не будет тленности и смертности. Таким образом, хотя наша земля не будет уничтожена окончательно, однако её ожидает существенное изменение, глубинная трансформация, что подразумевает и прохождение через фазу полного разрушения (с дальнейшим преобразованием всего творения).

«Подтверждают ли этот взгляд слова из 2 Петра 3:7, 10 (СП)?(...) В Синайском кодексе и Ватиканском кодексе 1209, которые датируются IV веком н. э., говорится "будут обнажены". В более поздних рукописях — в Александрийском кодексе, датируемом V веком, и Вульгате под редакцией Климента, датируемой XVI веком,— говорится "будут сожжены"»

В упомянутых рукописях действительно есть разночтение относительно слова «сгорят» (греч. «κατακαησεται»), однако между ними наблюдается полное согласие относительно других слов, использованных Апостолом Петром в обсуждаемом библейском фрагменте: «огню» (греч. «πυρι»), «разгоревшись» (греч. «καυσουμενα»), «воспламенённые» (греч. «πυρουμενοι»), «разрушатся» (греч. «λυθησονται»), «расплавятся» (греч. «τηκεται»). Поэтому даже если принять в качестве более правильного перевода окончания 10-го стиха выражение «будут обнажены» (или «раскрыты»), то другие части рассматриваемого отрывка всё равно указывают на то, что это произойдёт из-за воздействия огня на мир и живущих в нём людей.

«Правильное понимание этих стихов должно согласовываться с контекстом и с остальным библейским повествованием»

Традиционное христианское понимание этих библейских отрывков замечательно согласуется как с контекстом, так и с общим повествованием Библии. Огонь фигурирует во многих библейских пророчествах о Судном Дне: он будет сопровождать приход Господа (Ис. 66:15; 2Фесс. 1:6-8), нечестивые будут пожраны огнём (Евр. 10:26-27; Матф. 13:40-42; Откр. 20:9), христиане будут испытаны им (1Кор. 3:13-15, срав. с Марк. 9:49), проклятая за человека земля будет сожжена (Евр. 6:7-8), сатане и его служителям уготован «огонь вечный» (Матф. 25:41; Откр. 20:10). Поэтому для человека, хорошо знакомого с Писанием, в идее будущей трасформации всего творения посредством огня нет ничего странного и необычного.

«Если в этих стихах (2 Петра 3:7, 10 и Откровение 21:1) говорится о том, что буквальная планета Земля погибнет в огне, тогда буквальные небеса (звёзды и другие небесные тела) тоже должны быть уничтожены огнём. Однако такое буквальное понимание противоречит заверениям, записанным, например, в Матфея 6:10, Псалмах 37:29 и 104:5, а также в Притчах 2:21, 22»

Небеса тоже будут подвергнуты процедуре преобразования в новое состояние. Об этом прямо сказано в Библии: «И истлеет всё небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный» (Ис. 34:4); «И небо скрылось, свившись как свиток» (Откр. 6:14); «Силы небесные поколеблются» (Марк. 13:25); «Вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Ис. 65:17). Следует особо подчеркнуть, что такие радикальные преобразования приведут не к окончательному уничтожению неба или земли, а к их обновлению, качественному изменению, поэтому нет никакого противоречия в том, что в одних библейских стихах говорится о сожжении земли, а в других — о её существовании после Судного Дня.

«К тому же что может сделать огонь уже и так раскалённым Солнцу и звёздам? Таким образом, слово "земля" в процитированных выше стихах не должно пониматься буквально»

Огонь, посредством которого Господь осуществит Свою волю, будет не естественного, а сверхъестественного происхождения. Мы не знаем его свойств, однако доверяем тому, что открыто о нём в слове Божьем. Если в пророчествах сказано, что небеса будут «раскалены», «воспламенятся», то так оно и случится; для Всемогущего Бога несложно создать огонь, способный воздействовать на любой вид материи на уровне «стихий», то есть первоэлементов.

«В Бытии 11:1, 1 Самуила 17:46, 1 Летописи 16:31, Псалме 33:8 и других местах Писания слово "земля" используется в переносном смысле и означает человечество, или человеческое общество. Не может ли быть, что оно означает то же самое во 2 Петра 3:7, 10 и Откровении 21:1?»

Нет никаких оснований считать, что слово «земля» в Откр. 21:1 и 2Петр. 3:7-10 должно толковаться в каком-то «переносном смысле». Напротив, когда в Библии упоминается о одновременно о небе и земле, то подразумевается сотворённый Богом мир (Быт. 1:1; Исх. 31:17; Втор. 30:19; Иер. 10:11; 23:24; Деян. 17:24; Иак. 5:12; Кол. 1:16). Кроме того, ни в Откр. 21:1, ни 2Петр. 3:7-10 нет ссылок на перечисленные Обществом Сторожевой Башни библейские стихи, а следовательно, причин привлекать их для объяснения новозаветных отрывков нет. Толкование «Свидетелей Иеговы» страдает произвольностью и внутренней противоречивостью (слово «земля» во 2Петр. 3:6 они понимают вполне буквально, что отражено в «Переводе нового мира»).

«Заметьте, что в контексте, во 2 Петра 3:5, 6 (также 2:5, 9), проводится параллель со Всемирным потопом, в котором было уничтожено нечестивое человеческое общество, а Ной и его домашние, так же как и сама планета, были сохранены»

Читая этот отрывок в контексте, невозможно не заметить, что его темой является отрицание лжеучителями реальности и неотвратимости грядущего Второго Пришествия Христа. Опору для своего заблуждения они находили в двух идеях: 1) наш мир, в сущности, неизменен, стабилен; 2) ожидание скорого конца сильно затянулось. Апостол Пётр опровергает лжеучителей, напоминая, как Бог однажды уже вмешался в мировую историю и вызвал глобальный потоп, и что Божий взгляд на время отличается от человеческого. Таким образом, пример с потопом следует оценивать в рамках этой полемики. Заблуждение «наглых ругателей» заключалось не в том, что они ожидали уничтожения планеты (они вообще отрицали, что с ней что-то произойдёт!), а потому у Апостола не было необходимости с этим спорить; он напоминает о потопе лишь с целью подчеркнуть то, от чего пытаются отмахнуться безбожники: Божья кара настигнет грешников внезапно и будет сопровождаться великим ужасом и разрушениями. Собственно, то же самое — внезапность и масштаб — подчёркивал и Сам Спаситель, пророчествуя о Своём возвращении (Матф. 24:37-39). Проанализируем теперь существенные различия между этими двумя событиями, бросающиеся в глаза при чтении слов Апостола Петра:

  • при Ное Господь совершил очищение мира посредством воды, теперь же сделает это при помощи огня;
  • воды потопа затронули только землю, а в «день Господень» не будет ни единого уголка во всей вселенной, где можно было бы укрыться от этого события — очистительный огонь окажет влияние и на небо, и на землю;
  • первое бедствие охватило землю постепенно (дождь изливался в течение 40 дней, после чего вода усиливалась ещё 150 дней); второе же произойдёт очень быстро, в один день.
Всемирный потоп не разрушил нашу планету — следует ли этот факт относить к сходствам с обстоятельствами Второго Пришествия Христа или же его необходимо отнести к числу различий? При ответе на этот вопрос нужно учитывать, что в рассматриваемом фрагменте Священного Писания не сказано, будто воды потопа разрушили землю. В 5-ом стихе сообщается, что «небеса и земля [были] составлены из воды и водою», в 6-ом же добавляется, что «тогдашний мир погиб, быв потоплен водою». Итак, говоря о потопе, Апостол чётко даёт понять, что погиб именно «мир» (человеческое сообщество, мир греха, животный и растительный мир и т. д.), а не «небеса и земля». Когда же он описывает Второе Пришествие, «день Божий», то не только упоминает о «погибели нечестивых человеков» (стих 7), но и отдельно несколько раз говорит о разрушении земли и небес (стихи 10 и 12). Исходя из этого, невозможно согласиться с интерпретацией Общества Сторожевой Башни, пытающегося смешать понятия «земля» и «нечестивое человеческое общество». Апостол этому не учит и прекрасно отличает землю от её обитателей как в случае с потопом, так и при описании Второго Пришествия Спасителя.

«Обнажена, или разоблачена, будет именно эта символическая земля, или нечестивое человеческое общество. Словно огнём, Иегова уничтожит ширму притворства безбожного человечества, обнажив всё его нечестие. И тогда станет ясно, что это общество заслуживает полного уничтожения. Нечестивое человечество подразумевается также и под "прежней землёй", о которой говорится в Откровении 21:1 (СП).
В свете сказанного выше можно предположить, что в Луки 21:33 Иисус говорил о символических небе и земле. Точно так же нужно понимать и Откровение 21:1, где говорится о "прежнем небе и прежней земле". (Смотри также Матфея 24:35.)»

Увы, но это всё необоснованные толкования и предположения. Общество Сторожевой Башни пытается выдать желаемое за действительное. У Апостола Петра не написано «словно огнём» или «символическая земля»; он выразился вполне конкретно и определённо. Во 2Петр. 3:5 упоминается о «небесах», «земле» и «воде»; в переводе, сделанном Обществом Сторожевой Башни, данный стих звучит следующим образом: «Но они, в угоду себе, оставляют без внимания то, что в прошлом были небеса, а также земля, которая по слову Бога плотной массой выступала из воды и среди воды». Совершенно очевидно, что здесь речь идёт не о «символических небе и земле», «нечестивом обществе» или воде «в переносном смысле». Нет никаких оснований утверждать, будто в 7-ом стихе тот же автор использовал слова «земля», «небеса» и «огонь» в каком-то образном, фигуральном смысле. Ещё более безосновательным является толкование текстов Лук. 21:33 и Откр. 21:1 — «Свидетели Иеговы» не удосуживаются даже пояснить, почему в этих отрывках слова о «небе и земле» следует воспринимать символически. Вся их аргументация ограничивается фразами «можно предположить» и «нужно понимать». Да уж, весьма «убедительно»!

«Быт. 1:27, 28 (...) Из этих слов Бога видно, что его намерение состояло в том, чтобы землю населяли потомки Адама и Евы, которые заботились бы о земном рае»

В повелении, которое Бог дал первой человеческой паре, можно выделить следующие аспекты: указание размножиться до определённых пределов, призыв распоряжаться землёй и господствовать над всеми живыми существами на ней. Он не говорил, что это станет их участью навечно. В обычной жизни, когда мы поручаем сыну или дочери что-то сделать (например, сходить за хлебом или приготовить несложное блюдо), это не означает, будто навсегда вменяем им в обязанность данное действие: мы просто хотим привить ребёнку самостоятельность, ответственность за свои поступки. Здесь важен педагогический момент. Бог тоже дал первым людям своеобразное «задание», но не собирался держать их в статусе вечных «учеников». Творя их «по образу Своему, по образу Божию», Он явно предусмотрел для них нечто гораздо более величественное, нежели бесконечная возня в огороде в окружении ручных кобр, львов и крокодилов.

Очень часто в разговоре на данную тему «Свидетели Иеговы» прибегают к «argumentum ex silentio», апеллируя к тому, о чём в Библии не сказано: что было, если бы Адам и Ева не согрешили. Суть их довода в том, что если бы наши прародители не нарушили Божью заповедь, то так бы и жили вечно на земле, в райских условиях, и в этом, дескать, и заключалось намерение Бога относительно них. Однако при ближайшем рассмотрении этого рассуждения обнаруживаются интересные вещи. В Быт. 3:22 Бог говорит о согрешившем человеке: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно». Из этих слов становится совершенно ясно, что Адам и Ева не обладали способностью к вечной жизни, несмотря на отсутствие каких-либо изъянов в своём организме. Это удивительно: они были молоды, абсолютно здоровы, их тела работали как часы, все биологические функции были в полном порядке, но это не могло обеспечить им вечной жизни! Из слов Бога следует, что единственным способом, который дал бы Адаму и его жене неограниченный ресурс жизни, было не обладание «совершенным телом», не воздержание от плодов древа познания добра и зла, а вкушение от таинственного «Древа Жизни». Люди ослушались Создателя — и Он высылает их из рая, преграждая путь к бессмертию (Быт. 3:24). Но что случилось, если бы наши прародители не нарушили данную им заповедь? В Библии этого не сообщается, но исходя из того, что нам известно о Боге (Он благ, Он любит людей, Он не желает, чтобы они умирали и т. п.), мы можем предположить, что Он позволил бы Адаму и его жене вкусить плодов «Древа Жизни». Однако по такой же логике, основываясь на том, что нам известно о Царстве Небесном (см. Матф. 25:34; 1Кор. 2:7-9; Еф. 1:4-5), мы можем предположить, что в случае послушания Бог взял бы наших прародителей в небесную славу. См. также статью «Небо».

«Ис. 45:18: "Так говорит Иегова, Творец небес,— Он истинный Бог, Создатель земли и её Творец, который утвердил её, сотворил её не напрасно, создал её для того, чтобы она была населена: „Я Иегова, и другого нет“"»

В этом отрывке не говорится, будто Бог создал землю в качестве вечного места обитания человека. Ещё до сотворения первых людей она была населена различными видами животных, рыб и птиц (Быт. 1:20-26). Из-за греха Адама и Евы Бог, как сообщает Писание, проклял землю, однако не уничтожил её, и таким образом она на многие тысячелетия стала домом и местом обитания человечества (Быт. 3:17). Земля не оказалась созданной напрасно, она не пустовала.

«Смотри также Исаии 55:10, 11»

В указанном месте Библии содержатся такие слова: «Слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Можно ли сказать, что слово Бога, обращённое к нашим прародителям на заре человеческой истории, так и осталось тщетным, неисполненным? Если отбросить домыслы Общества Сторожевой Башни, то нет: мы постепенно заселили всю планету, мы распоряжаемся её ресурсами, преобразуем ландшафт, меняем климат, охотимся на животных и выращиваем новые породы. Не всегда мы это делали с умом и во благо доверенной нам природы (и с нас в своё время за это спросится), но говорить о том, что люди не выполнили порученное Богом и должны осуществить это когда-то в будущем, в «новом мире», было бы некорректно.

«Если в новом мире никто не будет умирать, то как все люди поместятся на земле?
Не следует забывать, что, говоря о своём намерении относительно земли, Бог сказал: "Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю" (Быт. 1:28). Бог наделил людей способностью производить потомство, и, когда его намерение исполнится, он сможет сделать так, что люди на земле перестанут рожать детей»

Звучит не очень-то убедительно, не говоря уже о несправедливости подобного положения дел в «новом мире»: почему некоторым людям в нём будет доступна радость материнства (отцовства), а другие будут её принудительно лишены? Однако главная проблема этого земного рая не в теоретическом буме рождаемости (в условиях всеобщего изобилия и отсутствия регулярной убыли населения), а в том, что, согласно Библии, будут воскрешены все умершие люди — от эпохи Адама до времени Второго Пришествия. Такое огромное количество людей сделает жизнь обитателей «нового мира» мало похожей на райскую. Тем не менее, «Свидетели Иеговы» настроены более оптимистично, заявляя, что «по самым приблизительным подсчётам за всю историю на земле жило 20 000 000 000 человек». Любопытно, что эта оценка фигурировала ещё в их литературе 20-х годов, несмотря на то, что с тех времён население на планете выросло на 5 миллиардов. На самом деле число когда-либо живших на земле людей больше; попробуем произвести его примерный подсчёт. Согласно имеющимся данным, темпы роста населения в мире в XX - начале XXI века составляли приблизительно 80 млн. человек в год. Это означает, что с 1900 по 2017 год на свет появилось около 9,36 млрд. человек. Для предыдущих 19-ти веков надёжных данных нет, но нам известно, что численность населения мира росла по гиперболическому закону, сформулированному фон Фёрстером. С его помощью вычислим количество людей в середине каждого столетия и, поскольку продолжительность жизни в те времена в среднем равнялась 33 годам, утроим полученные цифры. В итоге, за период I-XIX вв. н. э. на земле родилось не менее чем 16,65 млрд. человек. Демографические данные для более ранних эпох человеческой истории ещё более скудны, поэтому прибегнем для подсчёта к логистическому уравнению, приняв за основу следующие параметры: начальная численность популяции — 3 пары (сыновья Ноя и их жёны), период времени — примерно 2400 лет (от окончания потопа до Рождества Христова), коэффициент скорости размножения — 0,02, максимальная величина популяции — 100 млн. человек. Вычислим по этой формуле количество людей в середине каждого столетия, затем утроим полученные цифры и в сумме получим цифру в 4,71 млрд. человек. Таким образом, всего на нашей планете родилось не меньше 30,72 млрд. человек (без учёта численности допотопного населения, о которой нам совершенно ничего не известно, кроме того, что «люди начали умножаться на земле» (Быт. 6:1)).

Оценим теперь размеры территории, на которой окажется вся эта масса народа после всеобщего воскресения мёртвых. Суша занимает примерно 30 % от площади поверхности всей планеты, то есть 149 млн. км2. Эта территория кажется огромной, но не следует забывать, что 11 % её постоянно покрыто льдом, около 25 % занимают горы, а 30 % — лесные массивы, которые нельзя сокращать, поскольку они вырабатывают необходимый нам кислород. Также 21 % территории нужно оставить под естественные пастбища («Свидетели Иеговы» почему-то всегда забывают, что жизненное пространство требуется не только людям, но огромному количеству наземных животных). На сегодняшний день общая площадь озёр на нашей планете составляет около 1,8 % суши, но очевидно, что для возросшего в результате воскрешения количества жителей потребуется пропорционально увеличить этот показатель, чтобы обеспечить водой всех. Таким образом, примерно 7,36 % суши следует исключить из общего счёта. Не следует забывать о том, что помимо домов и земельных участков на территории гипотетического «нового мира» необходимо предусмотреть место под обширную инфраструктуру, обслуживающую потребности будущего общества (промышленные и коммунальные объекты, электростанции, склады, административные и религиозные помещения, образовательные учреждения, улицы и дороги). Кроме того, невозможно бесконечно эксплуатировать один и тот же земельный участок — необходимо предусмотреть определённый запас пригодной для земледелия территории, чтобы периодически давать земле отдохнуть. В одном учебном пособии, изданном Московским государственным горным университетом, говорится, что «минимальная площадь нетронутых участков, обусловливающая нормальное функционирование биосферы Земли, должна составлять 1/3 от общей её площади» (Пучков Л.А., Воробьёв А.Е., "Человек и биосфера: вхождение в техносферу", учебник для вузов, — М., 2000, стр. 159-160). В итоге на 30,72 млрд. человек будет приходиться площадь около 2,8 млн. км2, то есть по 91 м2 на одного жителя планеты (0,009 га). На этом крохотном клочке земли будущий обитатель «нового мира» должен умудриться найти место не только для крыши над головой, но и для огорода, который бы полностью обеспечивал его потребности в овощах, фруктах, различных волокнах и т. п. Однако в уже упомянутом учебнике сказано, что для создания нормальных условий жизни человеку нужно не менее 0,7 га земли! Из этого становится совершенно очевидно, что «земной рай», о котором грезят «Свидетели Иеговы», является типичной утопией, красивой картинкой для привлечения доверчивой публики, фантомом воображения. Любые попытки построить Царство Божье на земле обречены на провал: эти рамки слишком для него тесны. Оно, как учил Спаситель, не от мира сего, а это означает, что у человечества есть только одно упование и только единственный спасительный маршрут — небеса.

---
Вера древних христиан:
«Знайте же, что грядёт уже день Суда, как пещь огненная, и растают некоторые из небес и вся земля, как свинец, тающий в огне; и откроются тогда тайные и явные дела человеческие»
(св. Климент Римский, "Второе послание к Коринфянам", I век)
«...Когда утверждаем, что мир сгорит, то говорим согласно с мнением стоиков»
(св. Иустин Мученик, «Апология I», I-II век)
«...Говорят, что мир неразрушим; а я утверждаю, что разрушится; говорят, что сожжение мира бывает в разные времена; а я говорю, что это будет один раз...»
(Тациан, «Речь против эллинов», II век)
«Таким образом, и ваши поэты предсказывали, что Бог будет судить неправедную клятву и всякое другое преступление; сверх того они волею или неволею говорили согласно с пророками и о сгорении мира, хотя, будучи позднее их по времени, похитили это из закона и пророков (...) О сгорении мира пророк Малахия предсказал: "вот идёт день Господень, как пылающий котёл, и пожжёт всех нечестивых" (Мал. 4:1). И Исаия: "гнев Божий придёт, как сильное падение града и как вода, стремящаяся в долину" (Ис. 3:28,30)»
(св. Феофил Антиохийский, "Послание к Автолику", II век)
«Был некогда потоп бурный, когда северный вихрь развеял назначенных на то людей, и остались только праведные во свидетельство истины. Опять в другое время, был потоп водный, и погибли все люди и животные во множестве воды, и сохранились праведные в деревянном ковчеге, по повелению Божию. Таким же образом, в последнее время, будет потоп огненный, и сгорит земля с горами её, сгорят люди вместе с идолами, которых они сделали, и со статуями, которым они поклонялись, и сгорит море с островами его, но праведные сохранятся от гнева, как сохранились праведные в ковчеге от вод потопа»
(св. Мелитон Сардийский, «О познании Бога», II-III век)
«Хотя для очищения и обновления весь мир, объятый нисшедшим огнём, загорится, однако же он не придёт в совершенную погибель и разрушение. Ибо, если миру лучше не быть, нежели быть, то почему Бог, сотворивший мир, избрал худшее? Но Бог ничего напрасно не творил (...) Посему и земля и небо необходимо опять будут существовать после сожжения и воспламенения всего»
(св. Мефодий Патарский, «О воскресении (против Оригена), III век)

Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (11.11.2015)
Всего комментариев: 0