Главная » Статьи » Вероучение |
«И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Читая книги святых Апостолов, невозможно не заметить той огромной и важной роли, что отведена Святому Духу в жизни каждого христианина. Он помогает в наших молитвах и придаёт нам сил (Рим. 8:26, Деян. 1:8; Еф. 3:16), успокаивает и утешает (Иоан. 14:26), освящает (1Петр. 1:2; 2Фесс. 2:13), производит в нас особые плоды (Гал. 5:22-23). Под Его водительством были записаны книги Священного Писания (2Петр. 1:21; 2Тим. 3:16), читая которые мы имеем возможность питаться духовно, с Его помощью совершаются многие чудеса (1Кор. 12:9-11). В конце концов, именно Святой Дух возрождает человека к христианской жизни (Иоан. 3:5; Матф. 28:19). Да, переоценить значимость такого влияния на человеческую душу сложно. Господь Иисус Христос, назвав Духа Божьего «Утешителем», сказал, что все настоящие христиане должны Его знать, и Апостол Павел, когда однажды нашёл в малоазийском городе Ефес нескольких людей, увероваших во Христа, но пребывающих в заблуждении относительно Духа, счёл необходимым даже перекрестить их.
Можно ли сказать, что «Свидетели Иеговы» знают Святого Духа, и если да, то что именно они о Нём знают? Для ответа на этот вопрос обратимся к литературе их религиозной организации: «НЕЛИЧНОСТНЫЕ ГЛАГОЛЫ» В качестве одного из главных своих аргументов авторы публикаций Общества Сторожевой Башни используют тот факт, что в Библии по отношению к Святому Духу иногда употребляются глаголы, которые якобы не могут быть применимы к личности. Они заявляют: «Сравнение библейских стихов, где говорится о святом духе, показывает, что люди могут исполниться святого духа; они могут быть крещены им; их могут помазать им (Луки 1:41; Матф. 3:11; Деян. 10:38). Этого нельзя было бы сказать, если бы святой дух был личностью» (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 131). Однако этот довод построен на изначально неверной предпосылке: априорном убеждении, будто Святой Дух не является Богом и имеет ограничения, подобно обычным, сотворённым личностям. Рассматривая вопрос в другом ракурсе, как если бы речь шла не просто о личности, но личности Божественной, Сверхличности, для Которой нет ничего невозможного или невероятного, мы видим, что вся сила данного аргумента «Свидетелей Иеговы» просто испаряется. Действительно, если Святой Дух является Всемогущим Богом, то для Его действий не должно быть никаких препятствий! «Человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца», — говорится в Священном Писании (Еккл. 3:11), и это не является пустым заявлением, поскольку ситуация, когда «не соответствующие личности» глаголы употребляются по отношению к Отцу или к Его Единородному Сыну, встречается в Библии довольно часто: В Библии можно встретить примеры, когда и к сотворённым разумным существам применяются довольно нетипичные выражения. Апостол Павел призывал коринфских христиан: «Вместите нас» (2Кор. 7:2), а о себе самом говорил: «Я уже становлюсь жертвенным возлиянием» (2Тим. 4:6, ПЕК). Псалмопевец Давид восклицал: «Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались» (Пс. 21:15). О лжеучителях сказано, что они «предаются [εκχεω] обольщению мзды, как Валаам» (Иуд. 1:11) — греческое слово «εκχεω» буквально означает «изливаться, выливаться». Во всех этих места Библии о личностях говорится образно, словно о чём-то текучем, подобном жидкости. Такие примеры позволяют лучше понять смысл слов об излитии Духа на верующих. Обратим внимание на слова пророка Иеремии: «Потоки вод изливает око моё о гибели дщери народа моего. Око моё изливается и не перестаёт, ибо нет облегчения» (Плач. 3:48-49). Здесь пророк сначала говорит, что его глаза изливают слёзы, а затем добавляет, что сами глаза «изливаются». Подобным же образом и о Святом Духе иногда говорится как об «изливающемся» на людей или «подающимся» верующим, хотя в других местах Библии уточняется, что речь идёт о сообщении какого-либо Его дара или о распределении даров (срав. Деян. 8:18 с 1Тим. 4:14 и 2Тим. 1:6; Деян. 10:45 с 10:47; Евр. 2:4 с 1Кор. 12:4-11). «Свидетели Иеговы» также не понимают, как можно «исполниться личностью». Они считают это нонсенсом. Однако прежде чем делать такие категоричные заявления, целесообразно сначала хотя бы попытаться осмыслить, что именно отвергается. Что значит «исполниться личностью»? Это значит впустить в себя эту личность, позволить ей управлять собой, влиять на наш ум и укреплять духовные силы. В Библии рассказывается о людях, в которых находились демоны и воздействовали на их личность, подчиняя мысли и чувства своей злой воле (см. Марк. 7:29-30; Лук. 4:33-35; 8:27-30; Деян. 8:7; 19:11-12). Это состояние называется «одержимостью». Нет никаких оснований считать библейские сообщения об одержимых людях неким образным выражением или следствием суеверной персонификации древним человеком неведомых ему сил. Демоны были не безликими «силами» или «энергией», а реальными личностями, и они находились в человеке самым буквальным образом. Завладевая существом несчастного, злой дух способен сообщить тому сверхъестественную физическую силу (Марк. 5:2-4; Деян. 19:16), нечувствительность к боли (Марк. 5:5; Матф. 17:15), знания, которые человек не мог получить самостоятельно (Деян. 16:16-19). Итак, если демоны — тварные духовные существа — обладают такими удивительными способностями, то насколько же более могущественным потенциалом обладает Святой Дух, сотворивший всё видимое и невидимое! Так почему же «Свидетели Иеговы» ставят под сомнение Его возможности войти в личность каждого верующего и сообщить ему Свои дары? ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? Это является, пожалуй, ключевым вопросом при обсуждении данной темы. Несмотря на частое использование таких понятий, как «личность» и «духовная личность», авторы публикаций Общества Сторожевой Башни не утруждают себя дать им чёткое определение. В результате сложно понять, какой смысл они вкладывают в эти слова. Даже в отношении человека палитра определений черезвычайно велика — в одном из учебных пособий сообщается, что «в современной науке насчитывается, пожалуй, больше сотни различных определений понятия "личность", и любое из этих определений обычно подчинено той или иной теоретической концепции его автора и его методическому инструментарию для проверки данной теории» (Свенцицкий А. Л., "Социальная психология", 2003 г., стр. 67). Механически перенести столь многозначный термин на религиозную почву просто не получится, поэтому крайне важно знать, что именно «Свидетели Иеговы» подразумевают под ним, когда рассуждают о Боге, человеке или Ангелах. В статье «Бог — безликая сила или личность?» они пишут: «Восторгают ли вас чудеса природы на нашей планете и то, как гармонично устроен человеческий организм? Если да, то, наверняка, всё это тоже заставляет вас верить в существование некой божественной силы [...] Принято считать, что эта сверхъестественная сила не представляет собой реальную личность. Некоторым трудно поверить, что у Бога могут быть чувства, желания и замыслы. Но является ли Бог личностью? В Библии — одной из самых распространённых древних священных книг — даётся чёткий ответ на этот вопрос» (журнал "Пробудитесь" за октябрь 2010 г., стр. 29). Хотя в этом отрывке не содержится прямого определения, в нём упомянуты определённые критерии, по которым «Свидетели Иеговы» различают личность и нечто безликое. Итак, личность (в самом общем смысле, без привязки к человеку, Богу или созданию ангельского мира) характеризуется наличием таких признаков, как разум, чувства и воля. Если же проанализировать библейские тексты, в которых говорится о Святом Духе, то становится ясно, почему «Свидетели Иеговы» избегают в разговоре о Нём давать прямое определение личности. В Священном Писании мы находим недвусмысленные указания на то, что Дух обладает умом (Рим. 8:27; 1Кор. 2:10-13), волей (Деян. 15:28; 16:6-7; 1Кор. 12:11), чувствами (1Фесс. 1:6; Рим. 15:30), а главное — осознанием Самого Себя определённым лицом, а не абстрактной силой, на что указывают личные местоимения «Я» и «Мне» (Деян. 10:19-20; 13:2). Следовательно, по меркам самого Общества Сторожевой Башни, Он является не просто некой «силой» или «энергией», а, как выразились авторы журнала «Пробудитесь», «реальной личностью», которая активно Себя проявляет: говорит (2Цар. 23:2; Иез. 11:5; Марк. 13:11; Деян. 13:2; 1Тим. 4:1), учит (Лук. 12:12; Иоан. 14:26; 1Кор. 2:13), утешает (Деян. 9:31), ходатайствует и мыслит (Рим. 8:26-27). Уходя от неизбежного и неприятного для себя вывода, «Свидетели Иеговы» спешат списать все подобные места Писания на приём олицетворения: «В Библии нередко одушевляются абстрактные понятия, такие, как мудрость, рассудительность, грех, смерть и милость (Притчи 8:1—9:6; Римлянам 5:14, 17, 21; 6:12). Иисус говорил, что "правота мудрости подтверждается всеми её детьми", или добрыми делами (Луки 7:35). Мудрость, конечно же, не личность, и у неё нет детей. Подобным образом, святой дух нельзя считать личностью только потому, что в некоторых библейских стихах он одушевляется» (журнал "Пробудитесь" за июль 2006 г., стр. 13). Здесь мы сталкиваемся с примером некорректной аргументации, когда доказываемое положение обосновывается посредством этого же положения, но высказанного в завуалированной форме. Ведь для того, чтобы ставить в один ряд библейские примеры олицетворения и цитаты о Святом Духе, необходимо сначала обосновать, что Он является отвлечённым понятием, таким же как мудрость, смерть или грех. Только после этого допустимо заявлять, что в том или ином месте Священного Писания по отношению к Духу имеет место приём олицетворения. А используя обманный трюк «Свидетелей Иеговы», можно запросто «обезличить» кого угодно — Бога, Ангелов и даже Адама с Евой. Зайти можно очень далеко, но лучше обратиться к фактам, отражённым в Священном Писании. Первый из них заключается в том, что наиболее яркие указания на личностный характер Святого Духа содержатся не в поэтических или пророческих текстах, где уместны различные художественные приёмы, а в самом обычном повествовании и в дидактическом наставлении. Второй факт состоит в том, что сами библейские писатели рассматривают Святого Духа как личность: в их книгах описывается, как люди Его слушаются (Деян. 13:4; 20:22) или, наоборот, противостоят Ему (Деян. 6:10; 7:51; Ис. 63:10), с Ним общаются (2Кор. 13:13), Его оскорбляют (Матф. 12:31; Еф. 4:30; Евр. 10:29), пытаются обмануть (Деян. 5:3). Третий факт заключается в наличии отрывков, где Святой Дух показан действующим самостоятельно, наряду с Богом-Отцом: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16) (Если Дух Божий является лишь безликим инструментом в руках Бога, то можно ли говорить о Его самостоятельном действии? Несомненно, у пророка речь идёт о двух Лицах, действующих сообща); «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизречёнными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8:26-27) (Каким образом Святой Дух мог бы ходатайствовать за христиан перед Богом, если бы являлся неразумной силой? В таком заступничестве не было бы никакого смысла, ведь если даже личности (люди) не знают, «о чём молиться», то тем более этого не может знать нечто безличное. Апостол подчёркивает, что это делает «Сам Дух», а не кто-то при помощи Него, и при этом Он имеет мысли, которые знает Бог-Отец. Разве это не является красноречивым свидетельством того, что для Павла Святой Дух — живая и могущественная Личность?). «СКАЖИТЕ, КАК ЕГО ЗОВУТ?» В качестве ещё одного аргумента «Свидетели Иеговы» используют утверждение, что у Святого Духа нет т. наз. «личного имени». Так, в одной из их публикаций говорится: «Из Священного Писания мы узнаём, что личное имя Отца — Иегова, а имя Сына — Иисус. Однако нигде в Писании не говорится, что личное имя есть у святого духа» (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 394). По сути, мысль и логика «Свидетелей Иеговы» проста: если Святой Дух является отдельной личностью, то у неё должно быть и своё особое имя, по которому к ней можно было бы обратиться. Для того, чтобы оценить данный аргумент, следует проверить лежащие в его основе предпосылки на корректность и соответствие Священному Писанию. Начнём с элементарного вопроса: действительно ли «Иегова» — это имя только одной Ипостаси Бога-Отца? Рассказывая о неверии иудеев в Иисуса Христа, несмотря на совершённые Им чудеса, Апостол Иоанн говорит: «Потому не могли они веровать, что, как ещё сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце своё, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нём» (Иоан. 12:39-41). Отыскав в книге пророка Исайи указанные слова, мы читаем: «В год смерти царя Озии видел я Господа [«Иегову», ПНМ], сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм (...) И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите — и не уразумеете, и очами смотреть будете — и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6:1,9-10). Итак, пророк Исайя видел и разговаривал с «Иеговой», а Апостол Иоанн уточняет, что это был не кто иной, как Сын Божий. С похожей ситуацией мы сталкиваемся и при чтении писем Апостола Павла. В своём Послании к Евреям он пишет: «А о Сыне [сказано] (...) в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернёшь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:8-12). Как нетрудно убедиться, процитированные слова взяты из 101-го псалма, который в переводе Общества Сторожевой Башни начинается со слов «О Иегова, услышь мою молитву...» и обращён к Владыке всего сущего. «Вы вкусили, что благ Господь», — пишет всем чадам Церкви Апостол Пётр, подразумевая по контексту Иисуса Христа (1Петр. 2:3). Эти слова также являются слегка изменённой цитатой из псалма: «Вкусите, и увидите, как благ Господь [«Иегова», ПНМ]! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). Таким образом, это небольшое исследование показывает, что для Апостолов само собой разумеющимся было относить священное четырёхбуквенное имя Божие, транскрибируемое сегодня как «Иегова», не только к Богу-Отцу, но и к Его Сыну. [1] А что можно сказать по поводу второй предпосылки в аргументе «Свидетелей Иеговы» — что имя «Иисус» является «личным именем» Божьего Сына? С этим высказыванием можно согласиться, но с определёнными оговорками. Необходимо вспомнить, как и при каких обстоятельствах это имя стало «личным» для Сына. Когда настала пора явиться Спасителю в мир, посланный к Пресвятой Деве Ангел Гавриил сказал: «Вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего» (Лук. 1:31-32). Итак, «Иисус» — это имя Божьего Сына в Воплощении, Он получил его двадцать столетий назад. Как же Его звали до этого? Общество Сторожевой Башни утверждает, что «до рождения на земле Божий Сын носил имя Михаил» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 сентября 2010 г., стр. 21), однако в Библии не упоминается об этом. Этот тезис был позаимствован «Свидетелями Иеговы» из доктрины адвентистов, а не из Писания (подробнее см. статью «Иисус Христос — всего лишь Ангел?»). Рассказывая о периоде бытия Сына Божьего до Его прихода на землю, Апостол Иоанн называет Его «Словом» (Иоан. 1:1-14). Таким образом, мы приходим к трём возможным выводам:
ПРОЧИЕ АРГУМЕНТЫ За неимением убедительных доводов в пользу своей точки зрения Общество Сторожевой Башни вынуждено прибегать к аргументам, которые иначе как смехотворными и не назовёшь. Например, в одной из статей утверждается, будто само слово «дух» намекает на неодушевлённость: «Еврейское слово руах, переданное в Бытии 1:2 как "действующая сила", также переводится словами "дух", "ветер" и выражениями, которые указывают на невидимую действующую силу. (Сравни Бытие 8:1.) Подобно тому как ветер, хотя он невидим, обладает силой, невидимый святой дух, будучи чем-то неосязаемым и неодушевлённым, может оказывать влияние и производить действие» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 декабря 2011 г., стр. 13). «Является ли ветер личностью? Вот и Святой Дух не является личностью» — такова «логика» среднестатистического «Свидетеля Иеговы». При этом они как-то забывают, что в целом ряде библейских стихов еврейское существительное «רוח» и греческое «πνευμα» используются по отношению к Ангелам и бесам, которые являются хотя и невидимыми, но разумными и осознающими собственную индивидуальность существами (3Цар. 22:19-21; Иез. 3:12; 8:2-3; Зах. 6:5; Матф. 8:16; 10:1; Марк. 1:26-27; Лук. 8:2; 11:24-26; 24:37-39; Деян. 16:16-18; 23:8-9; Евр. 1:13-14 и др.). В связи с этим в «Евангельском словаре библейского богословия» Элуэлла отмечается: «Слово pneuma является новозаветным соответствием для ветхозаветного слова ruah. Хотя иногда оно обозначает ветер (Ин. 3:8) и дыхание (Мф. 27:50; 2 Фесс. 2:8), чаще всего оно подразумевает "дух" — бесплотное, чувствующее и думающее существо» (У. Элуэлл, "Евангельский словарь библейского богословия", 2000 г., стр. 290-291). Поэтому, судить об одушевлённости того и иного духа следует исходя из характера его действий и его восприятия священнописателями, а не по тому, какое слово использовано. В Библии мы читаем, что «силой» называются и Симон-маг (Деян. 8:10), и ангельские чины (1Петр. 3:22; Рим. 8:38; Еф. 1:21), и Господь Иисус Христос (1Кор. 1:24), и даже Сам Бог-Отец (Матф. 26:64; Марк. 14:62), однако же никому не придёт в голову считать всех их на этом основании «чем-то неосязаемым и неодушевлённым»! Другим не менее нелепым доводом Общества Сторожевой Башни является обращение к образам явления Святого Духа людям: «Можно было бы также спросить себя: "Был ли когда-либо виден святой дух?" При крещении Иисуса он появился в виде голубя, а на Пятидесятницу в виде огненных языков (Матфея 3:16; Деяния 2:3, 4). Если святой дух является лицом, то почему он не появился как таковое?» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 ноября 1987 г., стр. 5). Что тут скажешь? Если бы эта методика определения личностей была бы корректна, то она приводила бы к верному результату во всех случаях. Однако если мы попробуем при помощи Библии ответить на вопрос «Видел ли кто-нибудь диавола?», то обнаружим, что один раз его видели под видом змеи (Быт. 3:1), другой раз — под видом семиглавого дракона (Откр. 12:3-4), а в виде разумного существа — ни разу. [3] Тем не менее, «Свидетели Иеговы» не готовы объявить его на этом основании безликой силой. Так как же можно пользоваться принципом, который даёт осечку в столь важном вопросе?! Нельзя обойти стороной и ещё одну вариацию данного аргумента «Свидетелей Иеговы», которую они часто используют в качестве обоснования своего учения. Обращая внимание на видение первомученика Стефана, они говорят: «В Деяниях 7:55, 56 рассказывается, что в видении Стефан увидел на небе "Иисуса, стоящего по правую руку от Бога". Но там не говорится о том, что он увидел святой дух» (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 394). Очевидно, что авторы книги наивно полагают, будто Стефан увидел в небесах что-то вроде семейной фотографии: вот сидит Бог-Отец, а справа от Него стоит Его Сын. Они, видимо, забывают слова из другой их публикации:«Увидеть Бога невозможно, поскольку он невидимый дух (Иоан. 1:18; 4:24; 1 Тим. 1:17)» (книга "Чему на самом деле учит Библия", стр. 16). Божественная природа невидима для человеческого глаза, поэтому Стефан узрел перед своей смертью не «Отца и Сына», а только одного Сына, поскольку лишь Он обладает человеческим естеством. Потому христианский мученик и воскликнул: «Вот, я вижу... Сына Человеческого» (Деян. 7:56) — акцент на человеческой природе Спасителя здесь сделан неслучайно. Если же усматривать в данном библейском отрывке указание на физическое расположение Сына относительно Отца, то тогда нужно быть последовательным и признать наличие у последнего буквальной «правой руки» или хотя бы «правой стороны», что будет весьма глупо. Всевышний не ограничен ничем, у Него не может быть никаких «сторон». Слова «одесную Бога» указывают на особое, почётное, прославленное положение воскресшего Иисуса Христа.
Иногда «Свидетели Иеговы» цитируют такие места Библии, как Матф. 3:11, Деян. 11:24, 2Кор. 6:6, 1Фесс. 1:5, Еф. 5:18, где Святой Дух упоминается вместе с водой, огнём, вином, верой, радостью и т. п. Они утверждают, что если бы Дух был личностью, то не упоминался бы в одном ряду с качествами или неодушевлёнными предметами. Однако в Библии мы не раз встречаем ситуацию, когда разумные существа упоминаются в непосредственной связи с чем-то неодушевлённым. К примеру, в 1Кор. 3:22 сказано: «Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — всё ваше». Следует ли из сделанного Апостолом перечисления заключить, будто Кифа, Аполлос и сам Павел не являются личностями, раз они упомянуты вместе с такими понятиями, как «жизнь», «смерть», «мир»? Очевидно, что нет! Или рассмотрим отрывок Рим. 8:38-39: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы [...] ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем». Должны ли мы прийти к выводу, что Божьи Ангелы не личности, поскольку они помещены здесь в один ряд с жизнью, смертью, глубиной и высотой? Это было бы абсурдом. Аргумент Общества Сторожевой Башни может быть использован для опровержения даже Самого Христа как реального лица, поскольку в Писании имеются такие слова: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6:3). Применяя свой аргумент последовательно, «Свидетелям Иеговы» придётся согласиться, что раз смерть не является личностью, то и Иисус не должен быть личностью, ведь о них здесь говорится во взаимосвязи! Удивительно, что при этом они не обращают внимание на места Писания, в которых Святой Дух упоминается вместе с Отцом, Сыном или другими личностями. Речь идёт о следующих текстах: Наконец, рассмотрим ещё один довод «Свидетелей Иеговы», который встречается в их литературе, несмотря на его полную безграмотность: «Хотя святой дух и олицетворён как "помощник", он не является личностью, потому что к нему относится греческое местоимение среднего рода (переведённое как "он")» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 сентября 1992 г., стр. 15, сноска); «...Когда для обозначения духа используется греческое слово среднего рода (пневма), то в греческом тексте при нём уместным образом используется местоимение среднего рода, что указывает на неодушевлённость духа» (брошюра "Следует ли верить в Троицу?", стр. 22). В чём здесь ошибка? Дело в том что, согласно правилам греческого языка, местоимения как раз и должны согласоваться по роду с существительными, к которым они относятся, а сам род слова никак связан с неодушевлённостью. К примеру, в Евангелии от Матфея сказано: «...ибо Ирод хочет искать Младенца [παιδιον], чтобы погубить Его [αυτο]» (Матф. 2:13). Здесь речь идёт об Иисусе Христе, однако при этом используется местоимение среднего рода «αυτο», которое согласовано по роду с существительным среднего рода «παιδιον». [4] Исследование греческого текста Библии показывает, что средний род имеют и такие существительные, как «девочка» («κορασιον», Матф. 9:24-25), «бесы» («δαιμονια», Матф. 12:24,27), «потомок/отпрыск» («γενος», Откр. 22:16). Поэтому факт, на который ссылаются «Свидетели Иеговы», в действительности не является свидетельством ни в пользу одушевлённости Святого Духа, ни против неё: существительное среднего рода «πνευμα» сопровождается местоимением среднего рода; когда же Дух именуется «утешителем/помощником» (греч. «παρακλητος» — мужской род), то относящиеся к Нему местоимения имеют форму мужского рода. Однако следует подчеркнуть обстоятельство, ускользающее от внимания «Свидетелей Иеговы» — говоря о грядущем Духе, Иисус Христос назвал Его «другим Утешителем», которого Отец даст христианам вместо Него Самого (Иоан. 14:16). В древнегреческом языке существует два слова со значением «другой»: первое — «ετερος», означающее «другой, иного, отличного вида», а второе — «αλλος», означающее «другой, того же самого вида». Христос в Своей прощальной беседе с ученикам использует именно второе слово, показывая этим, что Святой Дух тоже является Личностью, которая будет давать свидетельство, говорить, слышать, наставлять, прославлять. Никакая «сила» не может полноценно заменить разумное, мыслящее существо. Таким образом, даже обращаясь к лингвистическому фактору, мы видим убедительные свидетельства в пользу того, что Святой Дух — Личность. ВО ЧТО ВЕРИЛИ ДРЕВНИЕ ХРИСТИАНЕ? В этом небольшом исследовании, конечно же, невозможно не коснуться темы восприятия Святого Духа ранними христианами. Если, как утверждает Организация «Свидетелей Иеговы», Апостолы в своих книгах лишь прибегали к эффектному приёму олицетворения, считая Духа в действительности безликой и неодушевлённой «силой Бога», то в трудах представителей последующих поколений христиан, на чьи плечи легла задача максимально корректно и доступно изложить апостольское учение, этот взгляд должен быть, несомненно, отражён. Обратимся к творениям христианских апологетов I–III веков, чтобы выяснить, как же они учили о Святом Духе. св. Игнатий Антиохийский (I-II век) О жизни святого Игнатия известно немного: родился в Антиохии, был непосредственным слушателем Апостолов Петра и Павла (а согласно «Хронике» блаженного Иеронима — и Апостола Иоанна Богослова), стал вторым епископом Антиохийским, принял мученическую кончину во времена императора Траяна. На сегодняшний день известно всего 7 подлинных посланий Игнатия, главными темами которых являются экклезиология и обличение ереси докетизма. О Святом Духе Игнатий упоминает в следующем контексте: «Но Тот, за Которого я в узах, свидетель мне, что я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря так: "без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою, как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он — Отцу Своему"» ("Послание к Филадельфийцам", 7). Здесь научение мыслится как личное дело Святого Духа, откровение исходит непосредственно от Него и по смыслу противопоставлено мнениям, исходящим от людей. Кроме того, если Дух, как утверждает Организация «Свидетелей Иеговы», является просто чудесной «силой», при помощи которой Иегова передаёт Свои слова людям, то почему в возвещённой Игнатию фразе о Боге-Отце говорится в третьем лице? Самое простое и логичное объяснение заключается в том, что данные слова принадлежат не Христу и не Его Отцу, а Святому Духу. В другом своём письме Игнатий Антиохийский желает верующим: «Укрепляйтесь силою Духа» ("Послание к Смирнянам", 13). В переводе на язык «Свидетелей Иеговы» это должно означать, что христиане укрепляются «силою силы» или «силою действующей силы», но это явная тавтология. И как у безликой силы может быть ещё какая-то сила? Гораздо более естественно понимать слова святого как пожелание христианам черпать поддержку у другой Личности. св. Иустин Мученик (II век) Святой Иустин родился в Палестине примерно в 100 г. н. э. в семье римских колонистов. В юности он хорошее образование, изучая различные направления греческой философии (стоиков, перипатетиков, пифагорейцев, платоников). Вскоре поиск высшей истины и познания Истинного Бога привёл Иустина в христианство, проповеди и защите которого он посвятил всю свою дальнейшую жизнь. После себя он оставил немало трудов, среди которых наиболее известными являются две «Апологии» в защиту христиан и диспут с иудеем по имени Трифон. Исследование высказываний святого Иустина выявляет его веру личностное бытие Святого Духа. Например, он пишет: «Мы безбожники в отношении к таким мнимым богам, но не в отношении к Богу истиннейшему, Отцу правды и целомудрия и прочих добродетелей, и чистому от всякого зла. Но как Его, так и пришедшего от Него Сына и передавшего нам это учение [...] равно и Духа пророческого чтим и поклоняемся, воздавая честь словом и истиною, и открыто преподавая это всякому желающему научиться так, как сами мы научены» ("Апология I", 6). Апологет ставит на одну ступень поклонение Святому Духу и поклонение Отцу и Сыну. Но каким образом возможно и зачем потребовалось поклонение атрибуту Бога отдельно от Него? И как можно воздавать равные почести Божественному Лицу и чему-то безличному? Далее, в том же труде говорится следующее: «И при имени Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате, и при имени Духа Святого, который через пророков предвозвестил всё относящееся к Иисусу, омывается просвещаемый... Потом к предстоятелю братии приносятся хлеб и чаша воды и вина: он, взявши это, воссылает именем Сына и Духа Святого хвалу и славу Отцу всего...» ("Апология I", 61, 65). Как видно из данного текста, Иустин равным образом относит слово «имя» и к Сыну, и к Святому Духу. Следовательно, и Тот, и Другой для него являются определёнными личностями, а не просто олицетворением чего-то безликого. В другом догматически очень важном своём произведении святой Иустин пишет: «Им отвечал Дух Святой от лица Отца или Себя самого: "Господь сил, Он есть Царь славы"» ("Разговор с Трифоном Иудеем", 36). Ясно, что если бы сам апологет считал, подобно «Свидетелям Иеговы», Божий Дух неодушевлённым, то не сказал бы, будто Он может говорить что-то от Своего собственного лица. Несомненно, Иустин Мученик верил в личностное бытие Святого Духа. Афинагор Афинский (II век) Афинагор родился в 133 году в Афинах и получил классическое для грека платонико-философское образование. По преданию, ещё будучи язычником, он готовил некое антихристианское сочинение, но обратившись к Священному Писанию, был столь пленён его мудростью и глубиной, что вместо преследователя стал ревностным защитником новой веры. В своём апологетическом труде, адресованном императору Марку Аврелию и его сыну, Афинагор достаточно определённо высказывается на тему роли и сущности Святого Духа: «А что мы знаем и во что веруем, в том имеем свидетелями пророков, которые по вдохновению от Божественного Духа возвещали и о Боге и о вещах божественных. Конечно, и вы, возвышаясь над прочими мудростью и благоговением к истинно божественному, согласитесь, как неразумно отказаться от веры Духу Божию, Который двигал устами пророков, как инструментами, и обратиться к мнениям человеческим» ("Прошение о христианах", 7). Во взглядах Афинагора прослеживается мысль о пассивной роли человека, являющегося просто передатчиком слов Святого Духа. Образ музыканта, играющего на инструменте, развивается им и далее: «Думаю, что я вам, как любознательнейшим и учёнейшим не безызвестны Писания Моисея или Исаии и Иеремии и прочих пророков, которые в исступлении ума своего движимые Духом Божиим, возвещали то, что им было внушаемо, ибо Дух употреблял их также как музыкант надувает флейту» ("Прошение о христианах", 9). Примечательно, что у него Святой Дух представлен в образе разумного существа — флейтиста. Если бы он считал Дух безликой силой, то выбрал бы более подходящий и наглядный образ, где флейтистом являлся бы Бог, а Дух был бы воздухом во флейте. Вместо этого своём труде Афинагор подчёркивает веру христиан в единство всех Трёх Лиц единого Бога при сохранении ипостасных (личных) различий: «Итак, кто после сего не удивится, услышав, что называют безбожниками тех, которые исповедуют Бога-Отца и Бога-Сына и Духа Святого и признают их единство в силе и различие в порядке? [...] Мы признаём Бога и Сына Его — Слово и Духа Святого, именно составляющих одно по силе своей, Отца, Сына и Духа; ибо Сын есть ум, Слово, мудрость Отца, а Дух есть истечение Его, как свет от огня» ("Прошение о христианах", 10, 24). Эти слова являются веским доказательством, что уже как минимум к середине II века христиане исповедовали равенство трёх Лиц Троицы. Из объяснения Афинагора следует, что Святой Дух находится в неразрывной сущностной связи с Отцом (как свет и огонь), и потому является сопричастником Его Божественной природы, а значит, представляет из Себя определённое Лицо, ибо личность и нечто безликое не могут иметь одинаковую природу. Достаточно очевидно, что для апологета и его современников-христиан Дух был Божественной Личностью, а не «действующей силой».св. Ириней Лионский (II век) Будучи по происхождению греком, выходцем из малоазийского города Смирна, святой Ириней основную часть своей жизни провёл в Галлии. Его христианским наставником был непосредственный ученик Апостола Иоанна Богослова — святитель Поликарп Смирнский. Обучение в вере, которое Ириней получил от живых свидетелей апостольской проповеди и хранителей истинного церковного предания, побуждает с особым вниманием отнестись к его взглядам на природу Святого Духа. Для этого обратимся к обширному сочинению в пяти книгах под общим названием «Обличение и опровержение лжеимённого знания (Против ересей)», где он тщательно исследует, описывает и опровергает целый ряд гностических заблуждений. Во второй книге святой Ириней пишет: «...Поистине, Творец мира есть Дух Божий, а не душевное существо» (гл. 30). Способность творить принадлежит определённой личности. Сила может быть инструментом творения, но слова христианского апологета придают Святому Духу совсем не инструментальный смысл. Он прямо назван Творцом, а не орудием Творца. Это важный момент. В другом месте святой Ириней говорит: «...но Дух Святый, предвидя исказителей и предограждая против их обмана, говорит чрез Матфея...» (кн. 3, гл. 16). Неразумная сила не может что-либо предвидеть и предвосхищать чьи-либо действия; для этого необходим ум — неотъемлемый атрибут личности. Далее, в следующей главе Ириней Лионский обращается к притче Иисуса Христа о милосердном самарянине и истолковывает её в том смысле, что «владелец гостиницы» — это Дух Святой: «Посему, как необходима роса Божия, дабы нам не сжечься и не сделаться бесплодными, и где имеем обвинителя, там иметь нам и Утешителя, так как Господь поручает Духу Святому Своего человека, попавшегося разбойникам, над которым Он сжалился и обвязал его раны...». Заметим также, что в этом отрывке Ириней противопоставляет действия двух лиц: «обвинителя» (диавола) и «Утешителя» (Святого Духа). Не менее отчётливое указание на личностную природу Духа Божьего обнаруживается и в четвёртой книге «Обличения...»: «Так и блудница Раав, осуждавшая себя за то, что была язычница виновная во всех грехах, приняла трёх соглядатаев, которые осматривали всю землю, и скрыла у себя их, то есть Отца и Сына со Святым Духом» (гл. 20). Идея сравнить Святого Духа с одним из соглядатаев показывает, что у Иринея Лионского реальность этого третьего Лица не вызывала никаких сомнений. Важнейшим и часто встречающимся в его произведениях определением Сына и Духа является выражение «руки Божии». Оно само по себе уже свидетельствует о равенстве Одного и Другого в сознании древнехристианского апологета. Если одна «рука» — Личность, то и вторая также является Личностью. Тертуллиан (II-III век) Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан вошёл в историю Церкви как один из выдающихся христианских мыслителей, храбрый апологет, полемист и ревностный обличитель ересей. Обладая блестящим образованием, он написал более 40 трактатов на различные темы. Тертуллиан заложил основу латинской философской терминологии, став одним из основателей западного богословия. В одном из выпусков журнала «Сторожевая Башня» отмечается, что именно он «первым применил латинское слово со значением "Троица" к Отцу, Сыну и святому духу» и «пришёл к теории о едином Боге в трёх лицах» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 мая 2002 г., стр. 31). Эти слова говорят сами за себя: даже Организация «Свидетелей Иеговы» признаёт, что для Тертуллиана Святой Дух был Личностью, а не абстрактной действующей силой. Тем не менее, ряд его примечательных высказываний всё же стоит рассмотреть. Так, в одном из своих трудов он называет Отца, Сына и Святого Духа тремя свидетелями веры и поручителями спасения для христиан: «Это очищение проникнуто верой, скреплённой печатью во имя Отца и Сына и Святого Духа. Ведь если при трёх свидетелях подтвердится всякое слово, разве нам тем более не будет довольно (как залога нашей надежды) такого же числа Божественных Имён, если при благословении они для нас и свидетели веры, и поручители спасения? А если свидетельство веры и обетование спасения утверждаются в присутствии троих, то необходимо присоединить ещё и Церковь. Ибо где пребывают все Три, то есть Отец и Сын и Святой Дух, там и Церковь, которая есть тело Трёх» ("О крещении", 6). Употребление Тертуллианом по отношению к этим «трём свидетелям» выражения «Божественные Имена» показывает его веру в то, что Святой Дух имеет Своё самостоятельное (личностное) бытие, как и Отец с Сыном. В другом своём сочинении он развивает идею, что Христос «послал наместником Своим Духа Святого, чтобы Он водил верующих»: «Хорошо, допустим теперь, что все церкви впали в заблуждение, что и апостол был введён в заблуждение, давая о некоторых хорошее свидетельство, что Дух Святой ни об одной из них не имел попечения, чтобы наставить её на истину, — Дух, для того посланный Христом и испрошенный у Отца, чтобы быть учителем истины. Пренебрёг, мол, своей обязанностью управитель Божий, наместник Христа, попустивший церквям тем временем иначе понимать, иначе верить, чем Он Сам проповедовал через апостолов. Да разве правдоподобно, чтобы столь многие и великие церкви заблуждались в одной и той же вере?» ("О прескрипции еретиков", 28). «Учитель», «управитель», «наместник», «попечитель» — все эти слова подразумевают определённые волевые действия, чем указывают на личностное бытие действующего. Чёткое различение Трёх Лиц в Боге содержится и в полемическом трактате Тертуллиана против еретика-монархианина Праксея: «Ты впадаешь в иудейскую веру, когда так веруешь в единого Бога, что не хочешь причислять к нему Сына и после Сына Святого Духа. В самом деле, каково различие между нами и ими, как не это? Что за дело Евангелия... если не то, что Отец, Сын и Святой Дух, Которые считаются Тремя, суть единый Бог? Бог так желает обновить таинство, чтобы по-новому Он считался Единым через Сына и Духа, и чтобы Сам Бог, Который и ранее был проповедан через Сына и Духа... теперь уже открыто познавался в Своих именах и Лицах» ("Против Праксея", гл. 13). Важно понимать, что эти христианские авторы трудились в эпоху максимально близкую к апостольским временам, а некоторые даже застали людей, которые обучались лично у Апостолов. Язык Нового Завета был им хорошо знаком. Всё это делает их произведения ценным подспорьем в исследовании апостольских текстов. Что же становится очевидным при обращении к трудам одних из ярчайших защитников христианства? Никто из этих древних мужей не разделял верований современных «Свидетелей Иеговы». Неся в языческий мир свет Евангелия, христианские апологеты первых веков описывали Святой Дух как живую и настоящую Личность. ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ПРИВОДЯЩЕЕ К ГРЕХУ Итак, это небольшое исследование показывает, что взгляды представителей Организации «Свидетелей Иеговы» на природу Святого Духа глубоко ошибочны. Сознательно игнорируя древнюю традицию понимания священных текстов, бережно сохраняемую через цепь благодатного преемства, которое идёт от Самого Господа Иисуса Христа, и горделиво отвергнув богатейший духовный опыт, накопленный за 2000 лет существования христианской Церкви, «Свидетели Иеговы» обрекли себя на блуждание по лабиринту человеческих мнений и догадок, где единственным и универсальным критерием надёжности того или иного взгляда служит несовершенный разум. Именно переоценка роли интеллектуального познания области сакрального и приводит к заблуждению. Они, очевидно, позабыли, что Священное Писание не является плодом интеллектуальных усилий человека. Писание вдохновлено Святым Духом, и потому только Он обладает надёжным герменевтическим ключом, только Он может даровать правильное понимание текста, созданного при Его непосредственном участии, ведь «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2:11). Но для этого необходимо уже иметь правильные отношения со Святым Духом, необходимо понимать, Кто Он на самом деле. Невозможно получить дар постижения Божественных текстов тому, кто отвергает Личность Дарителя. И здесь «Свидетели Иеговы» попадают в ловушку, становясь заложниками представлений основателя своей религии, Чарльза Расселла, о самодостаточности своих умственных способностей для постижения истины. Будучи по натуре рационалистом, юный Расселл в поисках удовлетворительных для себя объяснений обратился к примитивным схемам плотского мудрствования, которые и привели его к грубому антропоморфизму в теологии, когда Бог превращается в букашку, ограниченную «духовным телом», живущую где-то в созвездии Плеяд и нуждающуюся в вездесущей волшебной «силе» для выполнения любых действий. [5] Подтверждения этого взгляда он жадно искал в Священном Писании, собирая и публикуя в своих изданиях различные доводы в его поддержку. С тех пор мало что изменилось: идя по стопам основателя Общества Сторожевой Башни, «Свидетели Иеговы» совершают ту же ошибку. Даже аргументация осталась прежней. Но ни один из доводов, выдвигаемых Организацией «Свидетелей Иеговы», не является сколь-нибудь весомым, поскольку все они, как мы видим, либо основаны на неверных предпосылках, либо самопротиворечивы, либо составлены без учёта ряда важных библейских текстов. Это обсуждение не является отвлечённым богословским спором, а имеет принципиальное значение. Господь Иисус Христос предостерегал: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сём веке, ни в будущем» (Матф. 12:31-32). К этим словам не следует относиться легкомысленно. Правильное исповедание Святого Духа тесно связано с нашим спасением. Что делают члены Организации «Свидетелей Иеговы», низводя Его к безличному, абстрактному атрибуту Отца? Что они делают, упорно отказывая Ему в разумности и, тем самым, ставя Его даже ниже диавола и его бесов? Это самое настоящее оскорбление Святого Духа! Они не имеют настоящих взаимоотношений с Ним, потому что не уважают Его как личность, и не могут оказать Ему почтение, которое Он в действительности заслуживает. Сегодня во всём мире насчитывается около восьми миллионов «Свидетелей Иеговы» — восемь миллионов человек, называющих себя христианами, но при этом хулящих Святого Духа. Очень хотелось бы надеяться, что после прочтения этой статьи хотя бы один из них всерьёз задумается над опасностью своего положения и найдёт в себе силы обратиться от страшного греха (Лук. 15:10). ----------Примечания: [1] Интересно, что и согласно переводу Библии, выполненному самим Обществом Сторожевой Башни, имя Отца принадлежит ещё и Сыну: «Святой Отец, оберегай их ради твоего имени, которое ты дал мне, чтобы они были одно, как и мы. Когда я был с ними, я оберегал их ради твоего имени, которое ты дал мне» (Иоан. 17:11-12, ПНМ). Таким образом, можно прийти к логическому заключению, что «Иегова» не является уникальным именем ипостаси Бога-Отца, а это подрывает суть аргумента Общества Сторожевой Башни.
[2] При анализе этого довода Общества Сторожевой Башни нельзя не упомянуть также о данной Господом Иисусом Христом крещальной формуле: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19). Согласно этому библейскому тексту у Святого Духа всё-таки есть имя, однако «Свидетели Иеговы» не спешат следовать собственному критерию («есть имя — следовательно, это личность»). В своём ежемесячном журнале они пишут: «Выражение "во имя" не означает, что речь идёт об имени какой-то личности. Например, сегодня многое делается во имя справедливости. Но справедливость не является личностью. Выражение "во имя справедливости" просто означает, что всё совершается ради справедливости. Подобным образом тот, кто крестится во имя святого духа, понимает, что святой дух не личность, а действующая сила Иеговы» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 марта 2010 г., стр. 13-14). Такой поистине иезуитский подход к словам Библии наглядно демонстрирует, что им в действительности всё равно, о чём говорят и на что указывают священные тексты: любой отрывок с готовностью истолковывается ими под заранее определённую доктрину. «Свидетелей Иеговы» даже не интересует, что такие идиоматические выражения, как «во имя справедливости», «во имя закона» и т. п., несвойственны тому времени и культуре, а потому попытка истолковать с их помощью слова Матф. 28:19 является просто анахронизмом. Греческое слово «ονομα» (т. е. «имя») встречается в Новом Завете более 200 раз, и, за исключением нескольких названий местностей, всегда используется по отношению к какой-либо личности.
[3] Хотя в Библии не раз встречаются сцены, где действует диавол (например, рассказывается, как однажды он «пришёл» предстать пред Богом, как спорил с Архангелом Михаилом, как искушал Иисуса Христа), но ни в одной из них не приводится описания его внешнего вида.
[4] Даже в русском языке слова «чадо», «дитя» хотя и имеют форму среднего рода, однако не являются обозначением чего-то безличного.
[5] «Установлено, что наша солнечная система тоже вращается вокруг некоего другого гигантского центра; и далеко за пределами самых дальних границ нашей системы при помощи телескопа обнаружены иные солнца и системы, и все они, по-видимому, вращаются вместе с нашей системой вокруг общего центра — скопления Плеяд. Было сделано обоснованное предположение, что этот центр может быть "небесами небес", высочайшими небесами, престолом Бога» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 мая 1895 г., репринт, стр. 1814)
«Вопрос: Являются ли небеса конкретным местом или состоянием? Если это место, то где оно находится? Ответ: [...] Мы не можем согласиться, что небеса — это только состояние; это такое же реальное место, как и земля. Самое обоснованное предположение, какое нам известно, было выдвинуто в третьем томе "Рассвета миллениума" на странице 327, а именно, что небеса находятся в небесном скоплении Плеяд или рядом с ним» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 декабря 1896 г., репринт, стр. 2075) «Используя более ясные астрономические познания наших дней, было установлено, что, в то время как планеты нашей солнечной системы обращаются вокруг Солнца, есть огромное количество других солнц, и каждое из них имеет собственную вереницу планет, которые вместе со своими спутниками вращаются вокруг него. Более того, наука заявляет, что существует центр гораздо значительнее, вокруг которого движутся все эти бесчисленные миллионы солнц в сопровождении своих планет и спутников. Этот огромный центр, как представляется, связан с Плеядами — в частности, с Альционой, главной звездой этой известной группы. По этой причине было выдвинуто предположение, что Плеяды могут представлять собой жилище Иеговы — место, откуда Он правит вселенной» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 июня 1915 г., репринт, стр. 5710) «Кто-то спросил меня на днях: "Предположим, тебе предстоит быть здесь в 1925 году, что бы ты делал?" Я сказал: "Я верю, что буду к тому времени дома, в Плеядах; но если провидение Господне в том, чтобы мне быть здесь, то я буду радоваться в Господе и делать всё, что в моих силах, в служении Владыке — не только тогда, но и на протяжении всей вечности"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 1920 г., стр. 334) «Созвездие из семи звёзд, образующих Плеяды, похоже, является центром, вокруг которого вращаются известные нам планетные системы, даже при том, что планеты нашей солнечной системы подчиняются солнцу и движутся по своим соответствующим орбитам. Было выдвинуто предположение (и оно весьма весомое), что одна из звёзд этой группы является местом обитания Иеговы и расположения высочайших небес; что это место, на которое ссылался вдохновлённый писатель, говоря: "Услышь с места обитания Твоего, с небес" (2Пар. 6:21); и что это место, которое имел в виду Иов, когда под вдохновением писал: "Можешь ли ты связать узел Хима [букв. "приятные воздействия Плеяд"] и разрешить узы Кесиль [букв. "пояс Ориона"]" (Иов. 38:31). Созвездие Плеяд мало по сравнению с другими, которые при помощи научных средств открываются перед изумлённым взором человечества. Но превосходство других звёзд или планет в размерах ничтожно, если сравнивать их с Плеядами по степени важности, ибо Плеяды — это место вечного престола Бога» (Дж. Рутерфорд, "Примирение", 1928 г., стр. 14) Общество Сторожевой Башни официально опровергла этот нелепейший взгляд лишь в 1953 году в одном из выпусков своего журнала. «Переместив» Иегову за пределы материальной вселенной, «Свидетели», тем не менее, сохранили представление о Боге как об ограниченном и изменчивом существе. Подробнее с их современными взглядами на Создателя можно ознакомиться в статье «Бог Общества Сторожевой Башни». | |
Всего комментариев: 0 | |