Главная » Статьи » Вероучение |
«...Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» «А вы за кого почитаете Меня?» — на этот вопрос Иисуса, адресованный ученикам, Пётр ответил так: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Матф. 16:15,16). Это и было первое в христианской истории определение: кто же ходил по палестинской земле и проповедовал о том, что «Он есть Путь, Истина и Жизнь» (Иоан. 14:6). Много было попыток истолковать этот ответ. Гностики, приверженцы идеи о том, что только через особое знание (сокровенное, доступное лишь избранным) можно приблизиться к Богу, полагали, что Иисус из Назарета — воплотившийся эон, один из духов «космической иерархии», потомок изначального Бога, великий праведник, учитель, владеющий тайным знанием. Докеты, под влиянием восточных языческих воззрений на материю как на зло, считали, что Христос лишь казался человеком, принял человеческий облик иллюзорно. Константинопольский патриарх Несторий (V в.) утверждал, что Сын Божий и Сын Марии — разные личности, что Божественный Логос (Слово) обитал в человеке Иисусе, как в храме, и покинул это обиталище на Кресте, чтобы вновь соединиться с ним в Воскресении. Архимандрит Евтихий из Константинополя, полемизируя с Несторием, дошёл до противоположной крайности: он стал говорить, что во Христе вообще не осталось человечества, что человеческая Его природа, как капля в океане, растворилась в Божестве. Все эти заблуждения были в своё время осуждены Церковью и отвергнуты, однако даже доселе в мире появляются диковинные взгляды на личность Сына Божьего. Так, например Организация «свидетелей Иеговы» рассматривает Сына-Слово как самого первого Ангела, непосредственно созданного Богом. В своей публикации они объясняют: «Нередко у людей бывает несколько имён. Например, патриарх Иаков был известен как Израиль, а апостола Петра называли Симоном (Быт.49:1,2; Мф.10:2). Подобным образом, Михаил — это ещё одно имя Иисуса Христа. Так его звали до прихода на землю и после воскресения» (книга "Чему на самом деле учит Библия?", стр. 218). Общество Сторожевой Башни утверждает, что Михаил и Иисус Христос являются одним и тем же лицом. В книге «Чему на самом деле учит Библия?», в Приложении на стр. 218-219, обоснованию этого учения уделено всего 4 абзаца, хотя правильное понятие о личности Христа это вопрос весьма и весьма важный. Однажды Апостол Павел написал христианам города Коринф следующие, полные обеспокоенности, слова: «Но как змей обманул Еву хитростью своею, боюсь, как бы мысли ваши не развратились, отвращаясь от простоты и чистоты во Христе. Ибо если кто-то приходит и проповедует другого Иисуса, Которого мы не проповедали… то вы это прекрасно терпите» (2Кор. 11:3,4, ПЕК). Из этих слов ясно видно, что у некоторых проповедников может быть «другой Иисус», не истинный Спаситель, но самоизмышленный. Коринфские христиане относились к деятельности таких «проповедников» весьма терпимо, беспечно внимая их неправильному учению о Христе. Чтобы не угодить в ту же ловушку, следует чётко понимать, кем в действительности является Иисус. Правильно ли считать Его «Архангелом Михаилом»? ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС И БОЖЬИ АНГЕЛЫ Для начала разберём, насколько допустимо называть Иисуса Христа «Ангелом». Ведь, в конце концов, Ангел и Архангел («старший Ангел») ничем не отличаются друг от друга, кроме иерархического положения; между ними нет «качественной» разницы. Итак, еврейское слово מלאך («мал’ах») и греческое αγγελος сами по себе не содержат указания на некое духовное существо, участника небесной иерархии. Они переводятся как «посланник», «вестник» «эмиссар» и могут прилагаться к лицам, которые законным образом представляют чьи-либо интересы. Поэтому называние кого-то «ангелом» не означает непременную принадлежность к иерархии небесных тварных духов. Например, в Священном Писании это понятие прилагается и к израильским послам (Числ. 20:14, 21:21; Суд. 7:24 и др.), и к Божьим пророкам (Агг. 1:13; Матф. 11:10), и к священникам (Мал. 2:7), и к ученикам Иоанна Предтечи (Лук. 7:24), и к Апостолам (Лук. 9:52). Нет ничего странного в том, что это название прилагается в Писании и ко Христу: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придёт в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идёт, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1). Здесь под «ангелом», приготавливающим путь Господу, подразумевается пророк Иоанн (см. Лук. 1:76; 7:26-28), а под «ангелом завета» — Мессия. В иконографии даже сложился особый тип изображения Господа Иисуса Христа (с ангельскими крыльями за спиной), основанный на христологическом толковании мессианского пророчества пророка Исаии: «Отроча родися нам, Сын… и нарицается имя его: велика совета Ангел [«μεγαλης βουλης αγγελος» по тексту LXX — прим. ред.], чуден, советник, Бог крепкий, властелин, Князь мира, Отец будущаго века» (Ис. 9:6, «Елизаветинская Библия»). Пророк называет Сына Божьего «ангелом», то есть провозвестником «Великого Совета», «в котором от вечности было определено спасти род человеческий от окончательной гибели за первородный грех через страдание Единородного Сына Божия. Это-то отрадное и спасительное определение и возвестил роду человеческому Иисус Христос» (прот. Григорий Дьяченко, "Полный церковно-славянский словарь", стр. 630). В ветхозаветные времена в прообразах эта тайна нашего спасения была открыта частично пророкам, а в Новом Завете — уже явно, через Воплощение и земную жизнь Сына Божьего, Который раскрыл людям в полноте и ясности Божественное определение об Искуплении. Примечательно, что Он назван не только вестником, но и участником («советником») этого образного Божественного «Великого Совета». Истина, открывшаяся людям заключается в том, что «Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1Иоан. 4:9). Сам Христос говорил о Себе: «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Иоан. 8:29). В этом смысле допустимо говорить о Нём, как о «посланнике» или «ангеле» Бога Отца. Такое именование Сына Божьего встречается уже у раннехристианского апологета Иустина Мученика (ок. 100-167 гг.): «Слово же Божие есть Сын Божий, как я выше сказал. Называется Он и ангелом, и апостолом, ибо Он возвещает всё, что должно знать, и посылается для открытия того, что возвещается, так как и сам Господь нам сказал: “Слушающий меня слушает Пославшего меня”» ("Апология первая", 63). Из этих слов видно, что Его называют «ангелом» не потому, что Он является одним из небесных ду́хов Божьих, а потому что «Он возвещает всё, что должно знать, и посылается для открытия того, что возвещается». При этом Иустин пишет, что «иудеи, которые всегда думали, что всегда Отец всего говорил с Моисеем, тогда как говоривший с ним есть Сын Божий, Который назывался и ангелом, и апостолом, справедливо обличаются пророчественным Духом и Самим Христом, что они не знают ни Отца, ни Сына. Ибо те, которые Сына называют Отцом, ясно показывают, что они и Отца не знают, и не знают также, что у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог» (там же). Заметьте, как точен в выражениях этот защитник евангельской истины: Ангелом Сын Божий только «назывался» (т. е. Он «ангел» лишь по названию, но не по Своей сущности), а по природе Он является Богом, единым с Отцом («есть также Бог»). Эту же мысль развивали и другие христианские апологеты, в частности, Тертуллиан (160–220 гг.): «Он наименован ангелом Великого Замысла, то есть вестником: но это название Его обязанности, а не природы. Ибо Он должен был возвестить миру великий замысел Отца, а именно, о восстановлении человека. Именно поэтому не должно считать Его таким же Ангелом, каковы Гавриил и Михаил. Ибо и хозяин виноградника посылает сына своего к возделывателям, как и прислужников, чтобы истребовать плодов; однако сын не должен считаться одним из прислужников по той причине, что принимает на себя обязанность служителей» ("О плоти Христа", 14). Здесь Тертуллиан не только объясняет то, в каком смысле допустимо называть Христа «ангелом», но и прямо опровергает мнение, будто бы Иисус и Михаил — одно и то же лицо. Тем же, кто считает Христа одним из сотворённых Богом духов, следует обратиться к первым двум главам Послания к Евреям. В них наш Господь последовательно противопоставляется Ангелам, и через это показывается Его превосходство над ними. Иисус Христос является «сиянием славы и образом ипостаси Его», то есть Отца (Евр. 1:3). У епископа Кассиана даётся практически дословный перевод с греческого данного выражения: «излучение славы и отпечаток сущности». Как сияние (или излучение) существует всегда, пока существует его источник, так и Сын Божий — это всегда Свет Отца, Свет неиссякаемого, вечного Источника Бытия. Другой потрясающий образ, использованный в этом стихе — «отпечаток сущности». Когда вы рассматриваете отпечаток, вы видите, что из себя представляет сама печать, потому что он по своей форме совершенно равен печати. На этом, собственно, и основана практика заверения подлинности каких-либо документов. Таким образом, заявляя, что Сын есть «отпечаток сущности» Божьей, автор послания подразумевает, что Он является совершенным подобием Бога (т. е. по сущности Он равен Своему Отцу). Ангелы же «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение», то есть людей (Евр. 1:14). «Служебный дух» не может быть точным отражением сущности Бога. О Сыне также говорится, что Он «держа всё словом силы Своей, совершив очищение грехов, воссел одесную престола». Выражение «держа всё» (φερων τε τα παντα) означает, что Сын Божий является Вседержителем. Он не просто «Бог сильный» (как иногда называют его «свидетели Иеговы») или самый сильный из Ангелов; Он — Бог Вседержитель. А что же сказано об Ангелах? «Да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр. 1:6). Автор цитирует Пс. 96:7 по тексту Септуагинты, где написано «поклонитесь Ему все Ангелы Его» (προσκυνησατε αυτω παντες οι αγγελοι αυτου). В псалме речь идёт о поклонении Иегове, поэтому нельзя сказать, что подразумевается простой акт уважения или почтение, оказываемое важной персоне. Ангелы поклоняются Иегове в религиозном смысле, как Богу. Поскольку слова псалма в Евр. 1:6 соотнесены с поклонением Ангелов Сыну, то из этого следует неизбежный вывод, что Он принимает их поклонение в религиозном смысле. Сам Христос увещевал «чтобы все чтили Сына, как чтут Отца», при этом «кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, который его послал» (Иоан.5:23, ПНМ). «Свидетели Иеговы» хотя и признают, что Иисуса Христа необходимо чтить, но слабо задумываются, как это следует делать. Между тем, Сам Он ясно сказал, что чтить Его следует также как и Отца (т. е. как Бога). Следует обратить внимание и на такую важную деталь: в Евр. 1:6 поклониться Сыну призываются все Ангелы, без какого-либо исключения (это значит, Сам Христос не является одним из них). Далее по тексту послания находится ещё одно яркое противопоставление: «Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты… И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь… Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:7-12). Ангелы являются творениями, Сын же — Творцом всего существующего. В самом первом стихе Библии мы читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Всё творение создано Богом, то есть в основе любого тварного существования положена переменчивость, изменение. Сын же, напротив, пребывает вечно, во веки веков, Он один и тот же и неизменчив. И в этом Его превосходство перед Ангелами безмерно и неоспоримо. Также в послании задаются два риторических вопроса: «Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И ещё: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» (Евр. 1:5) и «Кому когда из Ангелов сказал [Бог]: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?» (Евр. 1:13). На оба подразумевается лаконичный ответ: никому и никогда. Ни одному Ангелу подобных слов не говорилось! Более того, «не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим» (Евр. 2:5), то есть нигде в Священном Писании не обещается, что мир будет покорён Ангелам. Зато есть одно место, где говорится, что Бог эту будущую вселенную покорит «человеку», «сыну человеческому»: в Евр. 2:6-8 цитируется Пс. 8:5,6, однако автор относит эти слова к Иисусу Христу, «Который не много был унижен пред Ангелами», но «за претерпение смерти увенчан славою и честью» (Евр. 2:8). Таким образом, Сын вновь показан выше, превосходнее всех Ангелов. ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС И АРХАНГЕЛ МИХАИЛ А что нам известно об Архангеле Михаиле? Само слово αρχαγγελος в переводе с греческого означает «старший/верховный ангел» (или «начальник ангелов») и является названием одного из чинов небесной (духовной) иерархии. Это название указывает на то, что Архангел обладает определённой властью над простыми Ангелами, хотя и имеет ту же природу, что и они (тварную, ангельскую). Примечательно, что Священное Писание, повествуя о явлении существ ангельского мира людям, собственным именем называет только некоторых из них (очевидно, тех, которые несут особую миссию, возложенную на них Богом). Архангел Михаил в Библии показан как покровитель израильского народа, а также как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Поэтому на иконах его изображают с огненным мечом в руке или с копьём, низвергающим сатану. В Церкви закрепился ещё один его титул — «Архистратиг», то есть «старший воитель», «главнокомандующий». Архангел Михаил почитается как защитник веры, борец против ересей и всякого зла. Прямое упоминание о нём в Библии встречается в следующих местах: Дан. 10:13; 12:1; Иуд. 1:9 и Откр. 12:7-8. Неоднозначно понимаемыми местами являются Иис. Нав. 5:13, где Иисусу Навину явился некий «вождь воинства Господня» в качестве помощника при завоевании израильтянами Обетованной земли, и 1Фесс. 4:16, где говорится о «гласе Архангела» (без упоминания его имени). Обществом Сторожевой Башни разработана целая серия утверждений, призванная склонить человека к принятию проповедуемой членами Организации доктрины. Прежде всего, слушателя старательно пытаются убедить в единственности Михаила как Архангела. Это, пожалуй, ключевой момент в теории Организации «свидетелей Иеговы». Почему — будет показано далее. «В Священном Писании слово “архангел” встречается только в единственном числе, из чего видно, что есть только один архангел, или верховный ангел», — говорится в литературе Общества (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 192). Этот аргумент звучал бы куда весомее, если бы слово αρχαγγελος встречалось бы в тексте Писания часто. Но в греческом тексте Библии мы находим его лишь дважды (в Иуд. 1:9 и 1Фесс. 4:16), и оба раза оно, действительно, употреблено в единственном числе. Этого мало, чтобы делать какие-то выводы о количестве Архангелов у Бога. Вместе с тем, Обществом Сторожевой Башни игнорируются (не комментируются никак) доводы, свидетельствующие в пользу существования нескольких «начальников Ангелов». Например, в Дан. 10:13, где впервые встречается упоминание о Михаиле, он назван «одним из первых князей» (т. е. один из себеподобных), что уже лишает его уникального и неповторимого статуса. Очевидно, что поскольку Михаил является Архангелом, то под «первыми князьями» понимаются такие же Архангелы. Следовательно, их несколько, а не один. Использованное в Дан. 10:13 еврейское слово שרימ это множественное число от שר — «начальник, правитель, вождь, князь». В Септуагинте (греческом переводе ветхозаветных книг) в этом месте употреблено выражение εις των αρχοντων των πρωτων — «один из начальников первых». А в Дан. 10:21 и Дан. 12:1 вместо слова «князь» написано «Ангел» (ο αγγελος) и «Ангел великий» (ο αγγελος ο μεγας) соответственно, и это также свидетельствует в пользу традиционного христианского понимания личности Михаила — он «Ангел великий», то есть верховный Ангел, начальник над простыми Ангелами, Архангел; он один из таких же Архангелов (многие богословы, например, считают, что 7 Ангелов, предстоящих пред Богом, о которых говорится в Отк. 8:2, являются Архангелами). В попытке доказать свою точку зрения Общество Сторожевой Башни прибегает и к вовсе странным аргументам. В одном из выпусков журнала «Сторожевая Башня» утверждается, будто «приставка “арх”, означающая “главный” или “ведущий”, намекает на то, что существует только один архангел» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 февраля 1991 г., стр. 17). Тут следует авторов поправить: не приставка намекает, а они сами это делают. Приставка не свидетельствует о единственности или множественности предмета. Например, в Библии встречается слово αρχιερευς («первосвященник» — Деян. 23:5; Евр. 7:26), но из этого не следует, что на всём белом свете существовал всего один первосвященник. Так, в Матф. 2:4, Марк. 11:18, Деян. 4:23 и Деян. 22:30 говорится о «первосвященниках» (αρχιερεισ). Точно также греческое слово αρχισυναγωγος, встречающееся в Лук. 13:14 и Деян. 18:8, не «намекает», что существовал один-единственный начальник синагоги. Хотя бы на том основании, что в Деян. 13:15 мы это слово встречаем во множественном числе — αρχισυναγωγοι. В Септуангинте упоминаются «начальствующие над телохранителями» (αρχισωματοφυλακες) и «начальники колен» (αρχιφυλοι), и оба греческих слова стоят во множественном числе. Поэтому утверждение авторов «Сторожевой Башни» просто не соответствует действительности. Для поддержания своей точки зрения Общество Сторожевой Башни даже не считает необходимым корректно преподносить факты. В одной из публикаций заявляется: «Использование определённого артикля перед словом “архангел” в греческом оригинале письма Иуды 9 показывает, что этот титул относится только к Михаилу. Поэтому разумно заключить, что Иегова Бог дал полную власть над всеми своими ангелами только одному созданию» (журнал "Пробудитесь" от 8 февраля 2002 г., стр. 17). Читателя, неискушённого в грамматике древнегреческого языка, просто пытаются ввести в заблуждение, приписывая артиклю исключительно монадическое значение, то есть определённый артикль перед словом якобы указывает на некий уникальный, единственный в своём роде объект. Неудивительно, что от простых «свидетелей Иеговы», впитавших из литературы Общества подобные искажённые представления о роли артикля в греческом языке, нередко можно услышать, например, будто «θεος с артиклем это истинный Бог, а θεος без артикля — это просто некий бог». Как и в случае с Иоан. 1:1, помочь «свидетелям Иеговы» понять ошибочность подобного аргумента может контрпример. В 1Фесс. 4:16 слово αρχαγγελος употреблено без артикля, что в соответствии с соображениями авторов из Общества Сторожевой Башни должно указывать на множественность Архангелов! Кроме того, для использованного в Иуд. 1:9 греческого выражения ο δε Μιχαηλ ο αρχαγγελοσ («Михаил же, Архангел…») существует полный аналог: ο δε Ηρωδησ ο τετραρχησ («Ирод же, четвертовластник…» — Лук. 3:19). Конструкция фразы та же самая, и, следуя рассуждению авторов журнала «Пробудитесь», мы должны заключить, что титул «четвертовластник» относится только к Ироду, и кроме него нет никаких иных «четвертовластников». Но такой вывод противоречит как свидетельству Священного Писания, так и историческим фактам. Ведь «четвертовластником» (или «тетрархом») назывался один из четырёх правителей какой-либо области или страны: Лука сообщает, что «Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее» (Лук. 3:1). Следовательно, «артиклевый аргумент» в журнале Общества Сторожевой Башни попросту ошибочен. Как видно, нет ни одного серьёзного доказательства в пользу единственности Михаила как Архангела. В нашем распоряжении имеются произведения ранних христиан, помогающие понять, какое представление о количестве Архангелов бытовало в Церкви первых веков. Например, св. Ириней Лионский (ок. 130–202 гг.) писал: «Мир окружён семью небесами, на которых обитают Силы и Ангелы, и Архангелы, совершая служение поклонения Богу Вседержителю и Творцу всего, не потому, что Он будто бы нуждается в этом, но чтобы они не были праздными и бесполезными и безблагодатными» ("Доказательство Апостольской проповеди", 9). В числе этих Архангелов Ириней называет Гавриила, о чём пишет другом своём произведении — «О тираническом царстве антихриста». В «Слове на Рождество Христово» св. Григорий Неокессарийский (ок. 213–270) тоже упоминает о множестве Архангелов: «В вышних поют Ангелы, возглашают гимны Архангелы; небесные Херувимы и Серафимы воспевают хвалы во славу Бога: свят, свят, свят». В послании Апостола Иуды приводится пророчество допотопного патриарха Еноха, не содержащееся в канонических книгах Библии, но присутствующее в «Книге Еноха», полный текст которой был обнаружен в XVIII в. (Иуд. 1:14,15; срав. с Енох 1:9). В ней Михаил показан, как один из Архангелов: «И ангел Михаил, один из Архангелов, взял меня за правую руку и поднял меня, и привёл меня ко всем тайнам милосердия и правды» (Енох. 12:7). Хотя для «свидетелей Иеговы» неканоническая книга малозначима, уместно обратить их внимание на следующий момент. Апостол Иуда в своём коротком письме упоминает также и многие библейские эпизоды: истории о Содоме и Гоморре, о Валааме, о бунте Корея. При этом он не вдаётся в подробности, делая лишь краткие отсылки. Чтобы понять суть и всю силу мысли Апостола, читатели-христиане должны были быть хорошо знакомы с первоисточником. Но откуда они могли узнать о пророчестве Еноха, если не из одноимённой книги? Очевидно, оно имела широкое распространение среди первых христиан (а вместе с ней и представление о нескольких Архангелах у Бога). В учении Организации «свидетелей Иеговы» о тождественности Иисуса и Михаила неотъемлемым элементом доказательства является обращение к стиху 1Фесс. 4:16. Это самый главный библейский текст для их религиозной теории, потому что в нём одновременно упоминаются Господь Иисус Христос и некий Архангел (точнее, его голос). Хотя имя «Михаил» в 1Фесс. 4:16 не называется, но здесь срабатывает тот самый ключевой момент, о котором говорилось чуть ранее: если мы согласны с утверждением о единственности Архангела, то вынуждены признать, что в этом месте Писания говорится именно о Михаиле. Вот как эта мысль подаётся в учебнике Общества Сторожевой Башни: «Интересно, что в 1 Фессалоникийцам 4:16 о воскресшем Господе Иисусе Христе сказано: “Сам Господь сойдёт с неба с призывом, с голосом архангела”. Как видно из этого стиха, у Иисуса голос архангела. А значит, Иисус и есть архангел Михаил» (книга "Чему на самом деле учит Библия?", стр. 219). Греческий предлог εν переводчики Организации предпочли передать русским предлогом «с», из-за чего выражение «с голосом Архангела» приобретает оттенок принадлежности, атрибутивности. Но в переводе епископа Кассиана, переводе Кулакова и Синодальном переводе Библии то же самое греческое слово передаётся предлогом «при» («при гласе Архангела»). В этом случае выражение звучит как указание на обстоятельство времени, на одновременность действий. То есть «Господь сойдёт с неба» тогда, когда раздастся голос Архангела, и прозвучит «труба Божья». В Библии нечто похожее встречается у псалмопевца Давида: «Восшёл Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» (Пс. 46:6). Утверждать, что и в данном случае «восклицания» принадлежат Богу (исходят от Него) было бы, мягко говоря, странно (во всяком случае, из самого псалма следует, что восклицают люди, а не Он — см. стих 2). Сравним языковые конструкции: В отсутствие прямых библейских свидетельств в пользу своего учения Общество Сторожевой Башни вынуждено прибегать к необоснованным предположениям и различным умственным выкладкам. «Михаил — Предводитель войска верных ангелов, — начинают свой силлогизм «свидетели Иеговы». — Иисус тоже описывается в Откровении как Глава войска верных ангелов (Откровение 19:14—16)… Поскольку в Слове Бога нигде не сказано, что на небе существует два войска верных ангелов с разными предводителями, Михаил — это и есть Иисус Христос в небесной славе» (книга "Чему на самом деле учит Библия?", стр. 219). Удивительно, как Общество Сторожевой Башни умудряется находить противоречия на пустом месте! Ведь одни и те же Ангелы могут подчиняться и Михаилу (как «начальнику Ангелов»), и Господу Иисусу Христу (как их Творцу и Богу). В библейские времена у каждого государя были в подчинении специальные люди (военачальники, воеводы или полководцы), которые непосредственно командовали войсками (Исх. 15:4; Суд. 4:2; 2Цар. 18:1,2; Иер. 52:4,12-14). Поэтому нет ничего странного и необычного, что образы, увиденные Апостолом Иоанном, были даны в понятном людям виде: в подчинении Михаила, как у полководца, находятся Ангелы, но всё небесное войско принадлежит и следует за Царём-Христом. Следуя «логике» авторов из Общества Сторожевой Башни, легко прийти к откровенному абсурду, отождествив Михаила с... Иеговой, ведь Он тоже обладает «Ангелами Своими» (Пс. 90:11; Матф. 4:6; Евр. 1:7; см. также 1Пар. 21:15; Дан. 6:22; Лук. 12:8,9). Но разве это делает их одной личностью? Так почему же у «свидетелей Иеговы» подобное делает Иисуса Михаилом? Общество Сторожевой Башни подчёркивает схожие черты двух лиц, но ничего не говорит о существующих между ними различиях. Например, в Иуд. 1:8,9 сказано, что Михаил, споря с диаволом, не смел тому запретить, «но сказал:”да запретит тебе Господь”», однако мы знаем, что Христос неоднократно Сам запрещал диаволу и бесам (Матф. 4:10; Марк. 3:23-27; Марк. 9:25-27; Лук. 4:33-36). Это место послания Апостола Иуды вдвойне интересно тем, что в нём отношение Архангела Михаила к диаволу поставлены в пример христианам, как нужно относиться к начальству. Получается, что сатана если и не является начальником Михаила сейчас, то когда-то им являлся, имел более высокое положение. Но в рамках учения Организации «свидетелей Иеговы» это означает, что диавол выше Христа, что Иисус был с ним в таких отношениях, как подчинённый с начальством. Что же, в таком случае именно сатана должен быть назван «совершеннейшим из всех творений» Бога, что в переводе на терминологию «свидетелей Иеговы» означает — «Единородным Сыном Иеговы». Очень интересная получается картина: прямо-таки не богословие, а «бесословие» какое-то! Учение Организации «свидетелей Иеговы» невозможно принять и по причине иных нестыковок с текстами Библии. Например, как уже было отмечено, Михаил всего лишь «один из первых князей», в то время как наш Господь в Библии назван «Единородным Сыном, сущим в недре Отчем» (Иоан. 1:18) — греческое слово μονογενης означает «единородный, единственный» и указывает на единственного ребёнка в семье. Он не «один из», Он — единственный в своём роде. Также, Сын Божий есть «Господь господствующих и Царь царей» (Откр. 17:14; Откр. 19:16), а не просто какой-то «князь». Наконец, хотя анонимные идеологи «свидетелей Иеговы» в своей литературе учат, что «Иисус называется Михаилом до своего прихода на землю и после воскресения» (книга “Приходи и следуй за мной”, стр. 28), но в Библии сообщается нечто иное: от вечности Он назывался «Словом» (Логосом), и это же имя сохраняется за Ним и после Воплощения (Иоан. 1:1-3,14; Откр. 19:11-13). У Апостола говорится, что Слово (а не Михаил!) «стало плотью» и жило среди людей. Подведём итог сказанному. Хотя в Библии и в христианских трудах встречается наименование Иисуса Христом «ангелом», однако оно употребляется в «функциональном» смысле. Это слово используется для указания на Его роль вестника или посланника; оно, в этом случае, не обозначает принадлежность к классу сотворённых небесных существ. Приписывание Иисусу Христу ангельской природы, является явным заблуждением. Библия не поддерживает мнения, будто Единородный Божий Сын является просто первым и пусть даже самым могущественным Ангелом. В Писании показано, в чём заключается Его коренное отличие от Ангелов: Он — Всемогущий Бог, Он — вечное сияние вечной славы Отца, Он — Творец всего, Он — вечен и неизменен, Он принимает Богоравное поклонение. Не является Сын Божий и Архангелом Михаилом. В Библии нет прямых слов, говорящих об этом. Косвенные же доводы Общества Сторожевой Башни крайне натянуты и неубедительны. Прежде всего, слабым представляется утверждение, что существует один-единственный Архангел. По сути, христология Общества строится на стихе 1Фесс. 4:16, где говорится, что Господь сойдёт на землю «при гласе Архангела», однако, учитывая отсутствие в тексте имени «Михаил», с тем же успехом можно считать, что речь идёт о гласе Гавриила. Это даже будет более логично выглядеть, так как именно он в Библии выступает как чрезвычайный вестник Господа, в то время как Михаил — это, скорее, вождь, воин, заступник. Кроме того, лингвистический анализ стиха говорит о том, что словосочетание «при гласе Архангела» имеет оттенок одновременности действий. То есть «голос» сопровождает сошествие Господа с небес, а не принадлежит Ему. Таким образом, Михаил и Иисус — это разные личности, смешивать их было бы грубой ошибкой! Но понять «Свидетелей Иеговы» всё же можно. Ведь если Иисус Христос не Бог (а они в эту библейскую истину не верят), то им необходимо придать Ему какой-то другой важный статус. В такой ситуации и за соломинку будешь рад ухватиться. Простым Ангелом Он быть не может, вот Организация и остановила свой выбор на Архангеле. Благо для неё, что информация в Библии о Михаиле скудна — это только помогает Организации «Свидетелей Иеговы» строить самые фантастические доктрины. В ход идут любые возможные и невозможные аргументы, необоснованные предположения и догадки. Но истина не может основываться на догадках. | |
Всего комментариев: 0 | |