Главная » Статьи » Вероучение

Бог Общества Сторожевой Башни

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»
(Иоан. 4:24)

Знакомство с любой религией логично начать с рассмотрения учения о Боге. Ведь прежде, чем идти на какие-либо религиозные «встречи» и соглашаться на «библейские чтения» или занятия, необходимо выяснить, в кого же именно верят и кому поклоняются люди, приглашающие следовать за собой по пути, который якобы ведёт в «жизнь вечную». Это самый главный вопрос, и нет ничего, что стоило бы обсуждать прежде этого, так как всё остальное суть лишь производное от него. Узнав, как именно некая религиозная группа мыслит о Всевышнем, можно лучше понять многие другие аспекты её вероучения: как Господь относится к человечеству, может ли человек приблизиться к Нему, и если «да», то в какой степени и каким образом, что такое смерть и т. д. Представления о Боге, словно лакмусовая бумажка, помогают выявить саму суть религии и способны многое поведать о самих её приверженцах, об их мировосприятии, надеждах и чаяниях.

«Свидетели Иеговы» самим своим названием словно взывают: «Спросите нас о Боге, мы готовы рассказать вам всё о Нём!» И действительно, в их религиозной литературе этой теме посвящено немало страниц. Несомненно, со многим в учении Общества Сторожевой Башни можно согласиться. Скажем, «Свидетели» исповедуют Иегову Творцом всего существующего, искренне любящим всё творение и желающим ему только добра. Он есть любовь, но в то же время и сама справедливость, и поэтому в скором будущем будет судить всю вселенную. Также в литературе Общества Сторожевой Башни Бог называется «духовной личностью». И хотя при этом прямого и ясного определения этого выражения нигде не даётся, но контекст указывает, что для «Свидетелей Иеговы» понятие «личность» связано с самоосознанием, с обладанием волей и действием по своему желанию. В этом смысле Бог, действительно, может быть описан как личность. Эти представления делают Иегову, проповедуемого Обществом Сторожевой Башни, похожим в некоторой степени на Бога, Который открыл Себя в Иисусе Христе в христианстве. Вместе с тем, в учении «Свидетелей Иеговы» существует целый ряд вполне определённых утверждений, обнаруживающих глубочайшую пропасть между их верой и верой христианской. Внимательному рассмотрению этих вероучительных расхождений и посвящена данная статья.

ДАЛЁКИЙ ИЛИ БЛИЗКИЙ?

Одним из радикальных отличий учения о Боге христиан и «Свидетелей Иеговы» является представление о Божьем вездесущии (вездеприсутствии). Для ортодоксального христианина Бог есть всесовершеннейшая сущность, то есть свободная от каких-либо недостатков и ограничений. Другими словами, Бог — это Абсолют. Из этого определения вытекают такие свойства Божии, как несотворённость, или нетварность (то есть свойство, которое означает, что Бог имеет причину Своего бытия только в Себе Самом; Он не является порождением какой-либо внешней по отношению к Себе причины), несложность, или несоставность (то есть свойство, означающее, что в Боге нет составных частей, поскольку любая система, будучи сложенной из более простых элементов, априори подразумевает наличие творца этой системы), неизменяемость и вечность (то есть независимость от условий времени, как формы всего изменчивого бытия; в силу Своего всесовершенства Он не подлежит разного рода переменам или переходам из одного состояния в другое) и т. д. Вездесущность Бога характеризует Его пространственную необъятность. Это важное свойство Общество Сторожевой Башни отвергает: «Вопреки распространённому мнению, Бог не вездесущий. Он живёт в духовной сфере и у него есть "место обитания" (3Цар. 8:39; 2Пар. 6:39). В Библии говорится, что это определённое место и там стоит престол Бога (3Цар. 22:19; Ис. 6:1; Дан. 7:9; Откр. 4:1-3). Но, находясь на небесах, Бог может послать свою действующую силу в любое место духовной сферы и материальной Вселенной (Пс. 138:7)... Богу не нужно лично присутствовать там, где необходимо проявить его действующую силу. Он просто может задействовать свой святой дух и с помощью этой силы достичь самых отдалённых уголков материальной Вселенной и духовной сферы» (журнал "Пробудитесь" за июль 2006, стр. 15). В другом журнале указывается: «Да, у Бога есть тело, но не физическое, как у нас, а духовное. В Библии сказано: "Если есть тело физическое, то есть и духовное" (1 Коринфянам 15:44)» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 мая 2002 г., стр. 4). Таким образом, «Свидетели Иеговы» верят в то, что в собственном смысле Бога нельзя называть вездесущим. Он может участвовать в жизни всех творений только благодаря Своей всепроницающей безличной силе, которая распространяется во все уголки материальной Вселенной и духовного мира. Из их слов прямо вытекает, что Иегова сущностно (природно) ограничен, поскольку понятие тела (пусть даже и «духовного») предполагает наличие некоего предела, границы, а также существование определённого пространства, которое охватывало бы собой это «божественное тело».

Поразмышляем над этой информацией. Из Священного Писания мы знаем, как появился мир: как материальную, так и духовную его составляющую сотворил Бог (Быт. 1:1; Иоан. 1:1-3). Но откуда взялась «духовная сфера», о которой пишет Общество Сторожевой Башни? Каково происхождение того «определённого места», где якобы «обитает» Бог? Если «Свидетели Иеговы» верят, что Он сотворил его, чтобы «жить» там (подобно тому, как человек строит себе дом), то где Он пребывал до этого? Одно из двух — либо существовало ещё одно «духовное» пространство (но это порождает «порочный круг», ибо вновь возникает вопрос о происхождении этого «над-пространства»), либо Иегова как-то умудрялся вполне успешно обходиться без всякого «места обитания» (но зачем же, спрашивается, Ему понадобилось самоограничиваться и буквально «замуровывать» Себя в собственном же творении?). Если же «Свидетели Иеговы» верят, что «место обитания» Бога не появлялось, но существовало всегда, то, получается, оно совечно Ему, то есть обладает качеством, которым, по учению Общества Сторожевой Башни, может обладать только истинный Бог. Это рушит тот строгий монотеизм, которым так любят гордиться «Свидетели». Ведь выходит, что помимо Иеговы существует ещё одно вечное начало, которое к тому же содержит в себе (охватывает, ограничивает) и самого Иегову! Следовательно, это другое извечное «нечто» оказывается даже главнее и выше, чем Бог, поскольку ограничивает собой последнего и неподвластно Ему. Как такое возможно? В учении Общества Сторожевой Башни нет ответа на этот вопрос. Впрочем, с «духовным телом» у «Свидетелей Иеговы» дела обстоят не лучше. Они не могут ответить на простые и закономерные вопросы: «Зачем Богу вообще нужно какое-то тело? Как оно появилось и из чего состоит? Кто сказал, будто разумное бытие невозможно без тела?» и т. п. Поэтому при диалоге «Свидетели Иеговы» стараются как можно быстрее уйти от неудобной им темы. Вместо объяснения противоречий и теологических лакун в учении собственной религиозной организации проповедники идей «Сторожевой Башни» лишь усиленно нападают на духовные убеждения собеседника да повторяют вызубренные цитаты из Библии. Но действительно ли Священное Писание поддерживает их причудливые представления?

Проанализируем ещё раз аргументацию, приводимую авторами журнала «Пробудитесь»: «Вопреки распространённому мнению, Бог не вездесущий. Он живёт в духовной сфере и у него есть "место обитания" (3Цар. 8:39; 2Пар. 6:39)». Они ссылаются на молитвенную песнь царя Соломона, в которой, кроме прочего, говорится: «Я построил храм в жилище Тебе, место, чтобы пребывать Тебе во веки» (3Цар. 8:13). Следует ли из этого делать вывод, будто Бог «живёт» ещё и в храме? Нет, воспринимать эти слова со всей буквальностью значило бы скатиться в абсурд. Апостол Павел учил: «Бог… будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт» (Деян. 17:24). Да и сам Соломон в своей молитве признаёт: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (3Цар. 8:27; 2Пар. 6:18). На этом аргумент Общества Сторожевой Башни и рушится: царь Соломон, назвавший небеса «местом обитания» Бога, тут же говорит, что эти небеса не способны Его вместить. Да, Господь вездесущ, но в некоторых местах (например, в храме, на небесах или в душах верующих) Он проявляет Себя особо (Ис. 57:15). Это можно сравнить с тем, как солнечное сияние хотя и освещает всё в мире одинаково, однако от одних предметов совсем не отражается, от других — отражается тусклым светом, а на поверхности иных — горит так ярко, что кажется, будто они и есть источник этого сияния. Итак, там, где в Библии говорится, как Господь «обитает» среди израильтян (Исх. 29:43-48; Числ. 35:34), «живёт» в Иерусалиме (Пс. 134:21) или на небесах (Пс. 122:1; Матф. 6:9), указывается на место, где Он особенно являет Свою славу.«В Библии говорится, что это определённое место и там стоит престол Бога (3Цар. 22:19; Ис. 6:1; Дан. 7:9; Откр. 4:1-3)», — пишут авторы журнала, ссылаясь на видения ветхозаветных пророков. Но разумно ли явно образные картины видений воспринимать буквально? В 3Цар. 22:19 говорится о «престоле» Господа, но также сказано о Его правой и левой «руках». Неужели и руки Ему припишем? Пророку Исайе «в год смерти царя Озии», действительно, было дано видение, в котором он увидел облачённого в некие «ризы» «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом» (Ис. 6:1). Если понимать всё буквально, как это делает Общество Сторожевой Башни, то это уже не будет, собственно, видением! В книге пророка Исайи есть и такие слова: «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? Ибо всё это соделала рука Моя» (Ис. 66:1,2). Воспринимать подобные библейские выражения слишком прямолинейно и представлять Бога сидящим, свесив ноги (не в сапогах ли? — см. Пс. 107:7), — абсурдно. Ясно, что подобные телесные образы, встречающиеся у пророков во множестве, следует понимать символически и богоприлично: «Итак, под "очами" Божиими, "веждями" и "зрением" должно разуметь Его всесозерцающую силу и неизбежное (ни для какой твари) Его ведение, так как и мы чрез это чувство приобретаем себе совершеннейшее познание и убеждение. Под "ушами" и "слухом" — Его благоволение и принятие нашего моления; так как и мы, когда нас просят, милостивее склоняя ухо к просящим, чрез это чувство проявляем к ним нашу благосклонность. Под "устами" и "речью" — выражение Его воли, так как и мы устами и речью обнаруживаем сердечные помыслы... Под "руками" — деятельную Его силу, так как и мы посредством рук совершаем полезные, особенно же благороднейшие наши действия. Под "десницею" — Его помощь в справедливых случаях, так как и мы, при совершении дел более важных, благородных и большей силы требующих, действуем правою рукою» (преп. Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры", кн. 1, гл. 11). Снисходя к немощи людской, приспособляясь к нашему земному языку и нашим грубовещественным понятиям, Господь открывается в привычных, знакомых человеку образах. Они не должны застывать в нашем сознании. В Евангелии мы читаем такие слова: «Бог есть Дух» (Иоан. 4:24). Так сказал Христос, когда объяснял, что близится время, когда поклонение Богу не будет привязано к какому-либо определённому месту, но будет повсеместным. Тем самым Спаситель указал на абсолютную неограниченность Божьей сущности. В Новом Завете неоднократно подчёркивается, что «Бога не видел никто никогда» (Иоан. 1:18; 1Иоан. 4:12,20; см. также Иоан. 6:46). Это означает, что всё то, что видели и видят Ангелы и пророки касательно Всевышнего, является лишь образным отражением Божественной славы, но не буквальным описанием сверхъестественной реальности. Любопытно, что, объясняя многочисленные антропоморфизмы, встречающиеся в Библии по отношению к Создателю, Общество Сторожевой Башни пишет: «Так как "Бог есть Дух", мы не можем его видеть (Иоанна 4:24). Поэтому в Библии используются такие образные средства языка, как сравнения, метафоры и антропоморфизм, которые помогают нам понять могущество, величие Бога и его дела... Хотя мы не знаем, как выглядит духовное тело Бога, в Библии говорится, что у Бога есть глаза, уши, руки, пальцы, ноги и сердце (Бытие 8:21; Исход 3:20; 31:18; Псалом 17:10; 33:16). Однако использование образного языка не означает, что у духовного тела Бога есть те же члены, что и у человеческого тела. Антропоморфизм нельзя воспринимать буквально. Образные средства языка лишь помогают людям лучше понять Бога. Без них было бы трудно, или вовсе невозможно, описать Бога так, чтобы это было понятно людям» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 мая 2004 г., стр. 7). Удивительно, но «Свидетели Иеговы» даже не замечают логического противоречия в словах своих духовных лидеров. Ведь «тело» — это такой же антропоморфизм, как и «глаза», «руки», «сердце» и т. д. Разве нет? Следовательно, и его тоже нельзя воспринимать буквально: у Бога нет никакого «тела», «рук» или «ног»! Иначе «Свидетели Иеговы» в своих заявлениях просто непоследовательны. Да, нам весьма тяжело представить себе разумное существо, которое бы не было ограничено ничем — ни пространством, ни временем. Сами понятия «бесконечность», «необъятность», «непостижимость» предполагают, что мы не можем охватить своим умом стоящую за ними реальность. Истинный Бог превыше тех рамок, в которые Его пытается загнать тварный разум. Грекам, мыслящим развитие мироздания цепочкой рождений живых и, что особенно важно, «телесных» богов, Апостол Павел проповедовал христианскую идею вездесущего Бога: «Он... недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живём и движемся и существуем» (Деян. 17:27,28). Он пытался донести им, что Господь не находится где-то «в определённом месте» (будь то Олимп или загадочная «духовная сфера»), а пребывает везде и повсюду, содержа в себе всё сущее. Эту-то мысль и не смогли разглядеть в Библии «Свидетели Иеговы». Силясь доказать, будто вездесущим Господь является только благодаря Своей безличной силе, авторы журнала пишут: «Но, находясь на небесах, Бог может послать свою действующую силу в любое место духовной сферы и материальной Вселенной (Пс. 138:7)». Они принимают во внимание лишь один стих и делают акцент на слове «Дух», создавая вид, будто псалмопевец тоже отрицал Божье вездесущие. Однако рассмотрение данного стиха в контексте показывает противоположное. Такие выражения, как «Ты окружаешь меня» (стих 3), «Ты объемлешь меня» (стих 5), «Ты там...и там Ты» (стих 8), прямо указывают на веру царя Давида в вездесущность Самого Бога, а не просто Его некой «силы». Дух, о Котором говорится в 7-ом стихе, потому и обладает способностью находиться повсюду, что принадлежит вездесущему Богу! «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь» (Иер. 23:24). Да, Бог не обладает какой-либо формой и не живёт в каком-то особом месте. Он Сам есть вместилище всего. Однако, чтобы дать нам возможность познать Себя, насколько это возможно, Он может являть Себя в различных пространственных образах.

Статуя Зевса Олимпийского
Языческие «небожители»
имели «духовные тела»

Интересно, что в ключевом для доктрины Общества Сторожевой Башни библейском стихе (а именно, в 1Кор. 15:44) ни слова не говорится о «телесности» Бога. Из непосредственного контекста следует, что Апостол Павел пишет на тему всеобщего воскресения мёртвых и в своей речи касается качества тел воскрешённых людей. Вопрос о наличии тела у Бога (или даже Ангелов) он просто не рассматривает. Правда, в 40-ом стихе Апостол говорит, что «есть тела небесные и тела земные», и что «иная слава небесных, иная земных», однако он сразу же и поясняет, о чём идёт речь: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе» (стих 41). Таким образом, его слова относятся не к каким-либо сверхъестественным, духовным существам, а к вполне материальным, астрономическим «небесным телам» — солнцу, луне и звёздам. «Свидетели Иеговы» при цитировании всегда опускают это важное пояснение Апостола, и в результате смысл искажается. Ещё раз следует подчеркнуть: нигде в Библии по отношению к Богу не употребляется в какой-либо форме слово «тело». Наоборот, в ней говорится, что «Бог есть дух» (Иоан. 4:24). Греческое слово «πνευμα» имеет ряд значений — «дух», «дыхание», «дуновение» «ветер» и т. п. Но разве у ветра или дыхания есть какие-либо тела? Отнюдь, все эти понятия обозначают нечто неопределённо-бесформенное, бестелесное. Почему же, несмотря на столь очевидные противоречия, Общество Сторожевой Башни продолжает с упорством учить о Боге, как об ограниченном в пространстве существе?

НЕ ТРОИЦА

В качестве главной из причин сохранения на протяжении долгих десятилетий доктрины о «телесности» Бога (и это при том, что другие учения изменялись, порой неоднократно, за всю историю Общества Сторожевой Башни!) можно назвать постулат основателя Общества Сторожевой Башни, Чарльза Расселла, заключающийся в том, что человеческий разум играет главную роль в восприятии Божьей истины. Расселл провозглашал возможность рационального постижения Божественного Откровения через простое чтение Священного Писания. Так, собственно, и возникли первые кружки «Исследователей Библии». В конце XIX века это было модно; существовало множество подобных движений, пытающихся постичь бесконечное (Бога) конечным (тварным умом). Уже давно было замечено, что человеческое сознание склонно при столкновении с чем-то неизведанным и запредельным соотносить это «нечто» с тем, что находится в сфере нашего интеллектуального и практического опыта. Абсолютизирование этого метода приводит к низведению человеком Божественного Откровения до своего житейского, бытового, примитивного уровня и, как следствие, к построению религиозной модели по языческому типу, где бытие сверхъестественных, божественных существ мыслится идентично жизни людей на земле. Боги в мифах народов мира живут в специальных чертогах, ходят друг к другу в гости, воюют, женятся, становятся жертвами обоюдного коварства, соперничают, устраивают пиры — одним словом, их жизнь есть копия нашей, с той лишь малой разницей, что их возможности во всех этих делах намного превышают человеческие. И эта модель во все времена находила живой отклик в сердцах людей, ведь, сталкиваясь с непостижимым, неподдающимся непротиворечивому объяснению феноменом, человек испытывает тревогу, беспокойство, смятение, а имея дело с явлением вполне укладывающимся в рамки формальной логики, он, напротив, чувствует себя превосходно. Общество Сторожевой Башни предлагает достаточно простую и понятную схему. Существует всего лишь одна Личность, которую можно назвать истинным Богом — это Иегова. Сын Божий есть первое творение Иеговы (в учении Организации «Свидетелей Иеговы» понятия «рождение» и «создание» являются синонимами, обозначающими появление ранее не существующего), при помощи которого Бог создал всё сущее (т. е. Сын — это демиург, ремесленник). Святой Дух — это, как уже было сказано ранее, безличная действующая сила, посредством которой Бог якобы реализует свои Божеские свойства (в частности, вездесущность). Впитав в себя концепцию Общества Сторожевой Башни, «Свидетели Иеговы» уже не способны адекватно воспринимать учение о Пресвятой Троице. Антиномичное тринитарное богословие, требующее определённого навыка абстрактного мышления, вызывает у них полное непонимание, внутренний конфликт и, как следствие, отторжение. Поскольку в публикациях Общества Сторожевой Башни имеет место сознательное, нарочитое примитивизирование, даже вульгаризация представлений о природе Всевышнего, у «Свидетелей Иеговы» просто нет иного пути, как рассматривать Его бытие по аналогии с человеческим. Искажения здесь неминуемы. Скажем, рождение Сына от Отца неизбежно начинает ими мыслиться в телесных, пространственных образах. Но у людей рождение изменчиво, хронологично и разрывает связь отца и сына, так как сын не находится в отце, они отделены друг от друга. Отсюда делается ложный вывод, что Бог-Отец как бы «старше», а Сын — «младше» (по возрасту, положению, силе, знаниям и т. д.). Эта проблема была хорошо известна первым христианским апологетам, имевшим дело с язычниками. Так как Сын Божий в Библии назван также «Словом» (греч. «Λογος» — «слово», «мысль»), это позволило первым христианам в своих проповедях обратиться к неплотскому подобию: мысли или непроизносимому слову, порождённому умом. Мысль, она ведь тоже рождается в уме, но при этом всегда остаётся при нём (ибо ум не может оставаться бездеятельным и всегда имеет в себе порождённую мысль), будучи неразрывно с ним связаной. При этом сам ум не является мыслью, как и Отец не является Сыном. Проблема только в том, что человеческий ум порождает много всяких мыслей, а Бог Отец имеет только одну рождённую Мысль (или Слово), и у человека ум и мысль не являются ипостасями (лицами), а в Троице — являются. К тому же у людей процесс порождения какой-либо мысли осуществляется во времени; он хотя и бесстрастен (не связан с дроблением, отделением), но изменчив. А у Бога рождение Слова (Мысли) и не хронологично, и не изменчиво. Однако такие неподобия можно простить, если сравнивать с аналогиями по типу «Адам — Авель» или «Авраам — Исаак», где куда больше несоответствий.

Отрицание Божьего Триединства приводит к «Свидетелей Иеговы» к интересному парадоксу. В Библии говорится, что «Бог есть любовь» (1Иоан. 4:8); более того, в литературе Общества Сторожевой Башни любовь названа выражением самой сущности Иеговы. Но любовь — это качество, которое по определению может проявиться только по отношению к иному лицу. Если нет никого вокруг тебя, то ты не можешь быть любовью в принципе. К кому же Иегова мог проявлять любовь до того, как были созданы Ангелы, люди, животные? «К Сыну», — отвечают «Свидетели Иеговы», но Сын, согласно учению их религиозной организации, тоже был некогда создан, Он появился, Он не вечен. Кого же любил Иегова до сотворения Сына? Самого Себя? Но это не любовь, это эгоизм, самолюбование. Может быть, Он в вечности возлюбил Своё будущее творение, задуманное, замысленное Им? Но любовь, обращённая к голой идее или замыслу несовершенна до тех пор, пока эта идея не стала реальностью. Бог же есть само совершенство, а значит, и Его любовь всегда полна, всегда совершенна. Кроме того, совершенная любовь может проявляться только к равному себе лицу. Так вот, согласно православному учению, Бог-Отец всегда имел, скажем так, «при Себе» Того, Кого Он любил. Иначе истинные слова Божественного Откровения, о том, что Бог есть любовь, просто получаются обманом. Только тайна Триединства открывает, что любовь Божия никогда не оставалась недеятельной: все Лица Пресвятой Троицы всегда пребывают друг с другом в непрерывном общении любви. Отец любит Сына от вечности (Иоан. 5:20; 17:24), также и Сын любит Отца (Иоан. 14:31), Писание свидетельствует и о любви Духа (Рим. 15:30). Поэтому святой Григорий Богослов некогда сказал: «Если бы у нас кто спросил, что мы чествуем и чему покланяемся, то ответ готов: мы чтим любовь». Учение же Общества Сторожевой Башни предполагает, что в Боге в определённый момент произошло сущностное изменение, в результате которого Он смог проявить новое качество. Однако изменчивость характерна для сотворённых существ, так как они не обладают полнотой всех мыслимых совершенств. В Священном Писании эта важная особенность специально оговаривается. «Я — Господь, Я не изменяюсь», — говорит Он через пророка Малахию (Мал. 3:6), «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный, — пишет Апостол, — нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Но для Общества Сторожевой Башни переменчивость это, похоже, второе имя Иеговы: «Намеренные грехи вызывают гнев Бога, а искреннее раскаяние побуждает его проявлять милосердие. Как же важно помнить, что наши поступки затрагивают его чувства!», — говорится в ежемесячном издании «Свидетелей Иеговы» (журнал "Сторожевая башня" от 1 февраля 2010 г., стр. 21). В другом выпуске авторы пишут ещё более откровенно: «Из-за злых людей перед потопом Иегова чувствовал сожаление и "восскорбел в сердце Своём". Своей неверностью Израиль принёс Иегове боль и обиду. Своим непослушанием христиане могут огорчить дух Иеговы; верностью, однако, они могут принести ему радость. Как удивительно, что маленький человек на земле может нанести обиду или доставить радость Создателю вселенной (журнал "Сторожевая башня" от 15 марта 1996 г., стр. 15). Здесь явно говорится о психологизме, то есть о неких психологических коннотациях, которые допускает Общество Сторожевой Башни в отношении Бога. По мнению руководителей «Свидетелей Иеговы», Он из-за нас испытывает прямо-таки душевные переживания или даже муки. Но утверждать, что слова или поступки творений могут как-то повлиять или воздействовать на Творца, это значит приписывать Ему некую изменяемость. Говорить об этом на полном серьёзе — это не просто «удивительно», а удивительно нелепо. «Свидетели Иеговы» прочитали в Библии, как Господь радуется и ненавидит, огорчается и скорбит, и, недолго думая, истолковали всё буквально, максимально человекообразно, будто бы Всевышний имеет эмоции, как люди из плоти и крови. Однако всё в той же Библии говорится: «Восстань, что спишь, Господи! пробудись, не отринь навсегда. Для чего скрываешь лице Твоё, забываешь скорбь нашу и угнетение наше?» (Пс. 43:24,25), или «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1Цар. 15:35), или ещё «Как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос. 4:6). Так что же, и это воспринимать со всей буквальностью: Бог временами спит и пробуждается, забывает и вспоминает, раскаивается в собственных действиях, будто не знающий, что творит? С этим не согласится даже далёкий от тонкостей богословской науки человек.

Эмоции есть признак непостоянства
Наделять Бога человеческими эмоциями —
значит приписывать Ему изменчивость

Подлинное христианское учение лишено подобных несообразностей. Так, употребление в Священном Писании выражений, приписывающих Богу гнев, радость, сожаление и тому подобное, православные экзегеты, начиная от самых древнейших, объясняют тем, что Божественное Откровение допускает это из снисхождения к немощи нашего ума, а также по причине недостаточности человеческого языка для выражения идей сверхчувственного свойства: «Священное Писание беседует с нами о Нём человекообразно потому, что пребывающим в этих грубых и дебелых телах иначе невозможно было понять, если бы не приведено было в качестве примеров касающееся нас и нам подобное, дабы от предметов чувственных и видимых мы могли уразумевать, хотя бы отчасти, относящееся к божественной и верховной сущности, которая превыше всякого телесного образа» (св. Кирилл Александрийский, "Толкование на пророка Исайю"); «Как глухим посредством знаков и движений рук, означаем, что должно делать, не потому, чтобы сами не имели собственного голоса, когда это делаем, но потому что для неслышащих совершенно бесполезно изъяснение посредством слов; так, поскольку и человеческое естество некоторым образом глухо и не слышит ничего горнего, то и благодать Божия, говорим мы, "многократно и многообразно" говорившая "в пророках" (Евр. 1:1), руководит нас к уразумению горнего, сообразуя речения святых пророков с тем, что нам ясно и привычно, а не предлагает научения соответственного собственному величию (ибо как в малом вместилось бы великое?), но снисходит к скудости нашей силы» (св. Григорий Нисский, "Опровержение Евномия", кн. 12). Это неизбежно, поскольку люди не могут отказаться от привычных и близких им образов, даже говоря о невещественных действиях Бога. Итак, мы видим, как отрицание Божьего Триединства (т. е. того, что единый по Своей Божественной природе Бог существует в Трёх Лицах) приводит к отказу от веры в вечность и совершенство любви Божьей, вносит элемент изменчивости в образ Творца, апофеозом чего становится приписывание Ему человекообразных эмоций.

ЧТО ИЗВЕСТНО ИЕГОВЕ?

Ещё одним радикальным отличием христианского учения о Боге и веры «Свидетелей Иеговы» является понимание Божественного всезнания. Как уже было сказано ранее, для христиан Бог является Абсолютом, свободным от каких-либо недостатков и ограничений. Из этого следует, что Он обладает всеобъемлющим и совершеннейшим знанием. На первый взгляд кажется, что Общество Сторожевой Башни поддерживает этот постулат веры: «Библия называет Иегову "единственно мудрым" (Рим. 16:27). Он знает всё, что только можно знать о мироздании, в том числе о его устройстве и истории. Все физические законы природы, а именно на них люди опираются в своих исследованиях, созданы Иеговой... Апостол Павел восхищался мудростью Иеговы. Он писал: "О бездна богатства, и мудрости, и знания Бога! Как непостижимы суды его и неисследимы пути его!" (Рим. 11:33)» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 апреля 2009 г., стр. 15); «Библия не раз говорит об Иегове, как о "сотворившем всё" (Эфесянам 3:9). Он "Тот, кто сотворил небо, и землю, и море, и всё, что в них" (Деяния 4:24). Являясь Создателем, Иегова знает истину обо всём... Люди имеют знания о том, что они создают своими руками. Творец тоже знает абсолютно всё о том, что он сотворил» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 августа 2003 г., стр. 9-10). Однако если Иегова «знает абсолютно всё о том, что сотворил», то это означает, что Ему известно не только прошлое или настоящее своих творений, но и их будущее. Это принципиальный момент. Ведь если Богу неизвестна какая-то информация о будущем, то возможно говорить лишь об обладании неполным, то есть несовершенным знанием. К сожалению, Общество Сторожевой Башни в своих публикациях неоднократно утверждало, что Иегова может не знать будущего, отказывая тем самым Ему в совершенстве по одному из главных критериев. Например, в одном из выпусков журнала «Сторожевая Башня» говорится: «Разумеется, Бог способен предвидеть будущее — это ясно говорится в Библии (Исаия 46:9, 10). Однако нелогично думать, что он не может распоряжаться этой своей способностью или что он ответственен за исход всех событий. Давайте подумаем: кто из нас, обладая огромной физической силой, стал бы поднимать все тяжести, которые встречаются на пути? Конечно никто! Таким же образом и способность Бога видеть будущее не обязывает его предвидеть или предопределять всё. Он пользуется своей способностью предвидеть избирательно, по своему усмотрению» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 октября 2004 г., стр. 12). Впрочем, такой взгляд вполне закономерно вытекает из учения Организации «Свидетелей Иеговы» о телесности Бога и Его ограниченности в пространстве. Божество, описываемое на страницах «Сторожевой Башни», просто не способно обрабатывать информацию, превышающую определённый объём. Ему крайне необходимо отсечь избыточные данные и время от времени освобождать место для новой информации во избежание, так сказать, «интеллектуального коллапса»: «Те, кто совершил непростительный грех и память о ком была стёрта в геенне, не воскреснут. А те, кто находится в памяти Бога, воскреснут и получат возможность жить вечно» (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 105); «Бог действительно может предвидеть определённые события, но часто он предпочитает не делать этого. Поскольку Бог всемогущ, он волен использовать свои возможности по своему усмотрению, а не по желанию несовершенных людей» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 февраля 1995 г., стр. 5). Как видите, всё очень рационально расписано. Теология по сути подменяется своеобразной «технологией». Но заметьте, какой изъян в логике рассуждений «Свидетелей Иеговы» — они отталкиваются от предпосылки, что всеведение является «способностью» Бога, а не свойством Его природы, неотъемлемым качеством, но при этом всемогущество (и не только!) усваивают Ему сущностно. Странная избирательность. А может быть, и остальные качества Иеговы следует рассматривать в таком же духе? Например: «Разумеется, Бог есть любовь — это ясно говорится в Библии (1Иоан. 4:8). Однако нелогично думать, что Он не может распоряжаться этой Своей способностью. Это не обязывает Его любить всех и всегда. Он пользуется Своей способностью избирательно, по своему усмотрению…» или «Разумеется, Бог есть Судья Праведный — это ясно говорится в Библии (Иер. 11:20; Пс. 7:12). Он действительно может судить с абсолютной справедливостью и беспристрастностью, но зачастую Он предпочитает не делать этого. Поскольку Бог всемогущ, Он волен использовать Свои возможности по Своему усмотрению, а не по желанию несовершенных людей…» и т. д. Думается, «Свидетели Иеговы» от подобных рассуждений будут вовсе не в восторге, а ведь именно такой подход Общество Сторожевой Башни предлагает применить к Богу.

Итак, ошибка лидеров организации «Свидетелей Иеговы» заключается в изначально неверной предпосылке. Перед Богом просто не может стоять вопрос, хочет ли Он узнать будущее или нет. Такая дилемма актуальна для существ ограниченных временем, существующих внутри него. Бог же пребывает вне времени, перед Ним нет никаких темпоральных барьеров или завес, которые нужно преодолевать. Ему видна вся история мира сразу, как на ладони. Поэтому для Бога все наши «вчера», «сегодня» и «завтра» — это одно сплошное «сейчас». В Библии не раз обращается внимание на свойство совершеннейшего всеведения нашего Творца (Пс. 138:1-6; Ис. 46:10; Сир. 23:29; Дан. 13:42), при этом подчёркивается, что абсолютной полнотой ведения Он обладал всегда. Ему было всё известно уже «от вечности» (Деян. 15:18). Почему же «Свидетели Иеговы» не желают верить в эту ясную библейскую истину?

ПРЕДВИДЕНИЕ И ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

Камнем преткновения для «Свидетелей Иеговы» стал факт предвидения Богом согрешения первых людей. Дело в том, что в Библии Господь Иисус Христос назван Агнцем, «предназначенным ещё прежде создания мира» (1Петр. 1:19,20), «закланным от создания мира» (Откр. 13:8). Тайна нашего спасения, как учит Апостол Павел, была сокрыта в Боге «от вечности» (Еф. 3:9), о ней «от вечных времён было умолчано» (Рим. 14:24). О Божьем предвидении грехопадения и всех его печальных последствий для человечества проповедовали и христиане первых веков: «Ибо как Он терпеливо попустил Ионе быть поглощёну китом не для того, чтоб он был поглощён и совершенно погиб, но чтобы опять извергнутый он более покорялся Богу и более прославлял Его, даровавшего ему неожиданное спасение... так и в начале Бог попустил человеку быть поглощёну великим китом, который был виновник преступления, не для того, чтобы поглощённый всецело погиб, но предустрояя и предуготовляя план совершённого Словом спасения чрез знамение Ионы... По Своему провидению Он знал слабость людей и имеющие от неё произойти последствия...» (св. Ириней Лионский, "Против ересей", II век); «Бог предвидел, что люди введут множество богов. Предвидя и зная, что заблуждение действием змея введёт множество богов несуществующих (ибо один есть Бог, но уже с того времени обман тщился посеять множество богов и говорил: вы будете, как боги); итак, чтобы не думали что один Бог сотворил мужа, а другой жену, Он не сотворил обоих отдельно. Но чтобы показать таинство единства Божия, Бог вместе сотворил жену Адама, а также для того, чтобы большая была между ними любовь» (св. Феофил Антиохийский, "Послание к Автолику", II век); «Ибо, что человечество уклонится от добра, это знал Тот, Кто всё содержит силой прозорливости и наравне с прошедшим видит будущее. Но, как видел Он уклонение, так разумел и воззвание человека снова к добру. Поэтому что было лучше? Вовсе ли не приводить в бытие нашего рода, так как предвидел, что в будущем погрешит против прекрасного, или, приведя в бытие, и заболевший наш род снова воззвать в первоначальную благодать?» (св. Григорий Нисский, IV век, "Большое огласительное слово"); «Не отчасти видит Он, и отчасти не может видеть, но весь есть Око, весь есть Слух, и весь есть Ум. Не так, как мы, отчасти разумеет и отчасти познаёт. Богохульна мысль эта и Существа Божественного недостойна. Наперёд знает Он то, что бывает; Он и Свят и Вседержитель, и всех превосходит добротою, всех более, и всех премудрее; мы не можем изъяснить ни начала Его, ни образа, ни вида» (св. Кирилл Иерусалимский, "Поучения огласительные", IV век). Но Общество Сторожевой Башни посчитало, что таковое знание лишает Адама и Еву возможности свободного выбора. «Свидетели Иеговы» задаются вопросом: если Господь наперёд знал, что они согрешат, то они и не могли не согрешить, всё было предопределено, но за что тогда их осуждать? Выход из этого логического тупика им видится только в одном — лишить Бога свойства всезнания, превратив его всего лишь в «способность» (подобно сверхспособностям героев комиксов или, если копнуть глубже, героев-полубогов языческих мифов): «Предположим, кто-то смотрит запись спортивного матча. У такого человека есть возможность сразу увидеть конец матча и узнать результат. Но он не обязан делать это. Станет ли кто-то осуждать его за то, что он решил смотреть матч с начала? Подобным образом Творец, по всей видимости, предпочёл не знать, что будет в конце. Он решил подождать и увидеть, как поведут себя его земные дети... Итак, логично заключить, что безгранично мудрый Создатель не воспользовался способностью заглянуть в будущее, чтобы узнать, согрешат ли Адам и Ева» (журнал "Сторожевая Башня" от 01 января 2011 г., стр. 14,15). Прежде всего, обращают на себя внимание слова «по всей видимости» и «логично заключить». Ссылок на Библию нет, всё построено на предположениях, умозрительных выкладках, придуманных «наглядных примерах». Вообще, для представителей Общества Сторожевой Башни ситуация, когда так называемый «здравый смысл» и «логика» ставится выше Божьего Откровения, довольно типична. Всё, что не укладывается в их прокрустово ложе, безжалостно отсекается. Рассудим: на стороне ортодоксальных христиан как прямые слова Библии, что Искупительная Жертва была предуготована от вечности, так и хорошо прослеживаемая от самого первого поколения христиан вера в абсолютное предведение Божие, а на стороне «Свидетелей Иеговы» ничего нет, кроме их зыбких «логических» размышлений да небиблейского примера со спортивным матчем. Вместо того, чтобы обосновывать и подкреплять доказательствами свою точку зрения, Общество Сторожевой Башни предпочитает направлять все усилия и старания на дискредитацию аргументов своих оппонентов. Например, «основание/создание мира» руководители «Свидетелей Иеговы» перетолковывают как указание на появление мира грешных людей, «несовершенного человечества» в лице детей Адама и Евы: «Словом "основание" переводится греческое слово, которое буквально означает "бросание семени". Произошло ли "бросание семени", или зачатие потомков, до согрешения Адама и Евы? Нет. Адам и Ева произвели на свет детей уже после того, как проявили непослушание (Бытие 4:1)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июня 2006 г., стр. 23); «Когда Иисус говорит о Царстве, подготовленном "от создания мира" (Матфея 25:34), он несомненно ссылается на время после совершения людьми первого греха. В Луки 11:50, 51 "создание мира", или создание нуждающегося в выкупе человечества, относится ко времени Авеля» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 февраля 1995 г., стр. 6, сноска). Таким образом они хотят подорвать ту сильную библейскую аргументацию, которую используют христиане. Однако навряд ли эту попытку можно назвать удачной. Во-первых, «нуждающееся в выкупе человечество» появилось не с рождением Авеля, а в момент согрешения Адама и Евы. «Грешный мир» возникает тогда, когда появляются первые грешники. Во-вторых, первым ребёнком наших прародителей был не Авель, а их сын Каин, и следовательно, «основание мира», если бы в Библии действительно подразумевалась та идея, которую пытаются продвинуть «Свидетели Иеговы», связывалось бы с именем первенца. В-третьих, в Библии используются множество слов и выражений, понимать которые в буквальном значении было бы просто нелепо. Например, Общество Сторожевой Башни само пишет, что «в Еврейских Писаниях понятие долготерпения выражается двумя древнееврейскими словами, которые буквально означают "длинные ноздри"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 2001 г., стр. 8) или что «чаще всего понятие "честь" в древнееврейском языке передаётся словом, которое буквально означает "тяжесть"» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 октября 2010 г., стр. 16). Почему бы «Свидетелям Иеговы», следуя своему филологическому методу понимания Писания, не представлять долготерпеливого человека с широкими ноздрями, а человека, достойного почестей и уважения, — тяжёлым, грузным? Это не менее забавно, чем представлять «основание мира» в виде буквального «бросания семени»... Впрочем, в самой Библии есть вполне чёткое пояснение, как следует понимать данное новозаветное понятие: «Входим в покой мы, уверовавшие, как Он сказал: "Я поклялся в гневе Моём: не войдут они в покой Мой", хотя дела Его были совершены от основания мира. Ибо где-то сказал Он о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих» (Евр. 4:3-6, ПЕК). Совершенно очевидно, что «основание мира» относится к шести дням творения, и это никак не противоречит словам Христа в Лук. 11:50,51, поскольку единственная мысль, которую можно из них вынести, так это то, что кровь Авеля была хронологически первой пролившейся от момента сотворении (создания) физического мира.

Но представители Общества Сторожевой Башни на этом не останавливаются и пытаются подойти к проблеме с другой стороны: «Из Священного Писания становится ясно, что во многих случаях Бог не пользовался способностью заглядывать в будущее. Например, когда верный служитель Бога Авраам почти принёс своего сына в жертву, Иегова сказал: "Теперь я знаю, что ты боишься Бога, ведь ты не пожалел для меня своего сына, своего единственного" (Бытие 22:12). Также в Библии описаны случаи, когда люди своими действиями "причиняли боль" Иегове. Разве он огорчался бы, если знал бы заранее, как они поступят? (Псалом 78:40, 41; 1 Царей 11:9, 10)» (журнал "Сторожевая Башня" от 01 января 2011 г., стр. 14,15). Другими словами: «мы не можем доказать, что в данном конкретном случае Бог не знал будущего, но поскольку в других местах Он показан незнающим, значит, принципиально это возможно». Но даже если согласиться со «Свидетелями Иеговы» и признать, что в случае с Авраамом Бог предпочёл не знать будущего, то как из этого следует Его неведение прародительского греха в Эдеме? Ведь из одного не следует с необходимостью другого. Перед нами типичная логическая ошибка — поспешное обобщение. Общество Сторожевой Башни берёт несколько частных фактов и из них делает необоснованный общий вывод. Как мы помним, в Библии неоднократно говорится, что Богу ведомо всё, поэтому сам подход «Свидетелей Иеговы», при котором более величественное описание Творца приносится в жертву менее величественному, мягко говоря, удивляет. «Богохульна мысль эта и Существа Божественного недостойна, — пишет святой Кирилл Иерусалимский. — Наперёд знает Он то, что бывает». Для древних христиан толкование, предлагаемое Обществом Сторожевой Башни, было чуждым, эпизод с Авраамом они понимали совершенно иначе — в согласии со свойством Божественного всеведения: «Точно так же и то, что немного раньше говорит Бог через Ангела: "Ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога". Это нужно понимать не так, что Бог [только] тогда узнал [об этом], но что он сделал так, что через Бога сам Авраам познал, что он имеет такую силу сердца в послушании Богу, что готов пожертвовать единственным сыном. В соответствии с оборотом речи, выражающим причинённое через причиняющее (как, например, холод называется медленным, потому что он делает [нас] медлительными), говорится поэтому, что Бог узнал, так как Он сделал так, что Авраам сам узнал, ведь твёрдость его веры могла бы оставаться Аврааму неизвестной, если бы не такое испытание» (блаж. Августин Иппонийский, "О Троице"); «Но зачем я говорю о том, что Сын так поступал (говорил о Себе уничиженно), когда и Отец, не восприявший плоти, делает тоже самое? И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного. Так слова: "воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?" (Быт. 3:9), и: "посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них" (18:21), и: "теперь Я знаю, что боишься ты Бога" (22:12), и: "будут ли они слушать, или не будут" (Иез. 3:11) [...] это и многое другое подобное, встречающееся в Ветхом Завете, очевидно недостойно величества Божия. И об Ахаве также сказано: "кто увлёк бы Мне Ахава" (2Пар. 18:19)? Да и самого Себя всегда ставит выше языческих богов – чрез сравнение Себя с ними. Всё это недостойно Бога, но достойно в других отношениях: Он столько человеколюбив, что для нашего спасения пренебрегает выражениями, подобающими Его достоинству. Ведь и то самое недостойно, что Он соделался человеком, что принял зрак раба, что произносил уничиженные речи, и облачался в смиренные одежды, — недостойно, если кто станет смотреть на Его величие, но достойно, если кто помыслит о неизречённом богатстве Его человеколюбия» (св. Иоанн Златоуст, "Беседы на Евангелие от Иоанна").

Ключевой ошибкой «Свидетелей Иеговы» на тему Божественного всеведения является смешение понятий «предвидение» и «предопределение». Православное учение об этом предмете гласит: Бог всё предвидит, но не всё предопределяет. То есть тот факт, что Он заранее знает о греховных поступках людей, не означает, будто люди были «предопределены» к совершению этих поступков. «Сознавши, таким образом, что свободное решение всегда от нас, вы должны положить, что всеведение Божие не имеет на него определённого влияния, — писал святитель Феофан Затворник. — Да этот вопрос давно решён и очень удовлетворительно. Именно — Бог предвидит, потому что видит свободные решения воли. Эти решения составляют предмет всеведения и составляют его в том виде, в каком являются, а именно, как свободные решения». Итак, Господь знал, как решат поступить наши прародители, но это никак не отнимало у них свободного произволения. Он не «программировал» их на грех. Нам тяжело это понять, так как мы не знаем жизни иной, неподвластной причинно-следственным закономерностям, мы являемся частью сотворённого мира и взглянуть на него как бы «со стороны» не можем. Некоторое слабое представление о соотношении Божьего предвидения и свободной воли человека даёт следующий пример. По отношению к вчерашнему дню каждый из нас является «всезнающим», однако это не делает все наши вчерашние действия и поступки несвободными, вынужденными. Вчера мы ещё не знали, что выберем, а сегодня уже знаем. Бог же не движется во времени как мы; Он и в прошлом, и в настоящем, и в будущем сразу. Поэтому наш будущий свободный выбор, который для нас пока ещё тайна, для Него совсем не тайна. И для этого Богу не нужно совершать некой волевое «усилие» по «чтению» (или считыванию) будущего конкретного человека, так как эта информация известна Ему в силу Его вневременности (как Бога). Проще говоря, ставить вопрос, хочет ли Господь знать будущее, всё равно, что спрашивать, хочет ли Он быть Богом.

БОГ «СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ» — КТО ЖЕ ОН?

Анализ учения Организации «Свидетелей Иеговы» о Боге показывает, что в нём нашему Создателю приписываются свойства, которые совершенно не совместимы с верой христиан, берущей своё начало от Апостолов Христовых. Божество, которому они поклоняются, можно, выражаясь языком православного богословия, назвать одноипостасным, хотя такие понятия, как «ипостась» и «сущность (природа)» сами «Свидетели Иеговы» не различают, предпочитая пользоваться термином «личность» (т. е. личность в их представлении сливается с сущностью, и эта сущность почему-то должна обязательно обладать определённой вещественностью. Прямо это нигде в публикациях не говорится, но странные вопросы, типа «Как может личность исполниться другой личностью?», наводят на подобные мысли). Опираясь на рационалистический подход к слову Божьему, представители Общества Сторожевой Башни отказывают Богу в обладании свойствами, которые не укладываются в рамки человеческой логики. «Свидетелям Иеговы» не свойственен богословский талант, вся их скудная философия поразительно «заземлена», навыка абстрактного мышления у них нет. Они не могут понять, как Бог всецело присутствует в сотворённом Им мире и при этом не смешивается с ним, и — отказывают Ему в вездесущии. По их мнению, Он обитает в определённом месте, в «духовной сфере», будучи ограничен неким «духовным телом», а потому вынужден действовать опосредованно — либо посылая Ангелов, либо излучая особую энергию («святой дух») и орудуя ей дистанционно, словно манипулятором. В одной из книг Общества Сторожевой Башни Бог даже сравнивался с электростанцией (см. книгу "Ты можешь жить вечно в раю на земле", стр. 37). Но это уже нечто из разряда современной фантастики и более подходит каким-то инопланетянам, а не Творцу мироздания. Сам акт творения, исходя из предпосылок Общества Сторожевой Башни, был не свободным, а вынужденным: Иегова должен был сотворить духовный и материальный мир, чтобы хоть как-то проявить любовь. Ему при этом не было известно наперёд будущее творений. Чтобы что-то узнать, Иегове необходимо сначала поднапрячь сверхспособности. Подобно тому, как гадалка для своего сеанса ясновидения достаёт «магический» шар или раскладывает карты, Иегова, проповедуемый Обществом Сторожевой Башни, так же применяет специальный «инвентарь» — волшебную силу-«дух». Правда, делает он это далеко не всегда, а потому многие события происходят без его ведома, неожиданно. Это, фактически, уравнивает его с сотворёнными Ангелами, которые наблюдают за человечеством, сами находясь в потоке времени. Грехопадение первых людей совершилось и стало сюрпризом не только для них, но и для Иеговы. Из литературы Общества Сторожевой Башни следует, будто Бог сперва сотворил мир, а потом, когда всё пошло не так, нашёл способ спасения через Искупительную Жертву. В этом учении Господь больше похож на неумелого автомеханика, пытающегося на ходу залатать возникающие непредвиденные им неисправности, чем на вечного и премудрого Владыку бытия.

Изображение Иеговы из журнала «Сторожевая Башня» от 15 января 2014 г.
Локализованный в пространстве,
не всезнающий и изменчивый
Иегова поразительно похож
на языческих божеств древности

Всё это радикальным образом противоречит тому, во что верили христиане с апостольских времён. Они проповедовали и учили о Едином Боге совсем не так, как «Свидетели Иеговы». Учение, переданное от Самого Господа Иисуса Христа через Его Апостолов и их непосредственных учеников, состоит в том, что Бог есть существо абсолютно благое и всесовершеннейшее, а потому Его невозможно ограничить каким-либо местом пребывания и любого рода «телом». Он — Дух, неограниченный и бесконечный, и к Нему неприменимы категории места или времени. Он обладает полным и совершеннейшим знанием; Ему ведомо не только прошлое и настоящее, но и будущее сотворённого Им мира во всех мелочах. Он Премудр и Всеведущ. Поэтому никакие действия творений не могут оказать на Него влияние, причинить какой-либо вред или как-то досадить Ему: Бог всегда пребывает одним и тем же в Своей Божественной сущности, и в Своих силах и совершенствах, и в Своих определениях и действиях. Он не изменяется, так как у Него нет страстных чувств, порывов и эмоциональных переживаний, как у человека. Никакие поступки разумных творений не способны вызвать у Него внутренний диссонанс. Церковь во все века рассматривала антропоморфизмы, встречающиеся в тексте Священного Писания применительно к Богу, только как поэзию, а не действительное и буквальное Его описание.

Таким образом, хотя в религиозной доктрине Общества Сторожевой Башни о Боге и встречаются утверждения созвучные и похожие на христианские, но имеющиеся различия слишком значимы и принципиальны, чтобы на них можно было просто закрыть глаза. Эти две концепции никак не могут дополнить одна другую; скорее, они взаимно друг друга исключают. Интуиция подсказывает, что они обе не могут относиться к одной и той же реальности: если одна — истинна, то другая — несомненно является заблуждением, ересью. В Библии же ересь упоминается наравне с другими тяжелейшими преступлениями: убийством, прелюбодеянием, воровством, идолослужением. При этом слово Божье делает грозное предостережение: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21). К этим словам не следует относиться легкомысленно. Богословские формулировки — это не отвлечённая философия, а некий словесный образ, направляющий нас к Первообразу, это словно ориентир на пути к спасению. Неправильный ориентир ведёт в неверном направлении, то есть не к Богу, мимо Бога (или ещё хуже — к тому, кто Богом не является) и, как следствие, к заблуждению и вечной погибели.

Категория: Вероучение | Добавил: Milosh_Belich (06.04.2015)
Всего комментариев: 0