Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Приложение II: «Истина об Отце, Сыне и Святом Духе»

Вопреки многообещающему названию большая часть приложения на стр. 201-204 книги «Чему на самом деле учит Библия» в основном посвящена рассмотрению вопроса, можно ли назвать Иисуса Христа Богом. Более подробную информацию на эту тему Вы можете найти в комментарии на 4-ую главу, здесь же постараемся держаться основной темы. Как уже говорилось, наш Творец, Бог, выше всяких представлений о Нём, и то же самое касается Его качеств. На свете нет таких слов, которыми можно было бы в точности Его описать. Следовательно, мы можем знать о Боге лишь то, что Он нам Сам открыл. Одним из видов такого Божественного Откровения является Священное Писание. Какая информация на этот счёт там содержится?

В Священном Писании говорится, что Бог един и «нет иного Бога, кроме Единого» (Втор. 6:4; Марк. 12:29; 1Кор. 8:4). Это означает, что существует только один истинный Бог, прочие же боги — ложные, не являющиеся в действительности таковыми. Также из Писания видно, что Иисус Христос есть Бог (Ис. 9:6; Иоан. 1:1; Иоан. 20:28,29; Тит. 2:13,14; Евр. 1:8 и др.), что Его Отец — Бог (Иоан. 8:54; 1Петр. 1:3; 2Кор. 1:3). Конечно, слова «Отец» и «Сын» указывают не на способ рождения (через отделение, дробление или иной, наблюдаемый в живой природе), а на природное равенство этих двух Лиц. Подобно тому, как в нашем мире родитель порождает подобное и равное себе чадо (человек — человека, зверь — зверя, птица — птицу и т. д.), и каждый понимает отличие своего сына от созданной своими руками статуи, так и Божий Сын для Отца не является чем-то низшим, «неполноценным», чем-то сотворённым или инородным. В христианском Символе веры происхождение Сына обозначается как «свет от света». Как свеча, зажигая другую свечу, сама не уменьшается в сиянии, так и Отец, превыше всех человеческих понятий рождая Сына, не уменьшился и не претерпел изменений ни в чём.

А что открыто нам о Святом Духе? Он упоминается буквально с первых строк Библии, причём в качестве активного участника сотворения мира (Быт. 1:2; срав. с Пс. 32:6). Наиболее часто о Нём говорится в книгах Нового Завета: из них видно, что Святой Дух мыслит (Рим. 8:27), говорит (Марк. 13:11; Деян. 13:2; 28:25; 1Тим. 4:1; Евр.3:7), учит (Лук. 12:12; Иоан. 14:26), утешает (Иоан. 14:16; Деян. 9:31), радуется (1Фесс. 1:6), запрещает (Деян. 16:6,7; Деян. 21:4), знает Божье (1Кор. 2:10,11). Кроме того, Святым Духом можно «исполниться» (Лук. 1:41), «креститься» (Деян. 1:5), Он «изливается» (Иез. 39:29; Тит. 3:5,6) и т. п. Указывая на последнее обстоятельство, «Свидетели Иеговы» определяют Его как «действующую силу Бога». Итак, принимая во внимание все библейские тексты в совокупности, касающиеся Святого Духа, можно сказать, что Он — разумная, мыслящая Божья сила. При обсуждении этого вопроса со «Свидетелями Иеговы» уместно провести аналогию с Божьим Сыном, Который также назван и «Словом» (по гречески — «λογος»). По мнению представителей Общества Сторожевой Башни, термином «Слово Божие» обозначается то, что Сын был представителем Бога Отца, передавая Его вести и указания. Аналогично можно сказать, что Святой Дух есть разумный «представитель» Отца, «передающий» (или осуществляющий) определённые Божественные действия в мире. Как Слово Божие (Логос) является совершеннейшим, живым, мыслящим, всегда пребывающим с Богом, так и Дух Святой не есть пустое название или нечто безликое, или неживое, или возникающее и исчезающее во времени. Как объяснял один из лучших христианских пастырей, Иоанн Дамаскин, мы «почитаем Его силою, действительно существующею, созерцаемою в собственном её и особенном личном бытии, исходящею от Отца, почивающею в Слове и Его проявляющею, которая поэтому не может отделяться ни от Бога, в Котором она есть, ни от Слова, которому сопутствует, и которая не так обнаруживается, чтобы исчезнуть, но, подобно Слову, существует лично, живёт, имеет свободную волю, сама собою движется, деятельна, всегда хочет добра, во всяком изволении силою сопровождает хотение и не имеет ни начала, ни конца; ибо ни Отец никогда не был без Слова, ни Слово — без Духа» (преп. Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры", кн. 1, гл. 7). Но при этом Дух Святой является не просто разумной силой, вечно «исходящей от Отца», поскольку обладает исключительными свойствами истинного Бога. Один только Господь Бог вечен (Евр. 9:14, см. «Перевод Нового Мира», перевод еп. Кассиана или греч. текст), всеведущ (1Кор. 2:10), всемогущ (Рим. 15:19), благ (Неем. 9:20, Пс. 142:10), вездесущ (Пс. 138:7,8), является Источником жизни (Иов. 33:4). В 5-й главе Деяний описывается случай, когда некий человек с женой продали своё имение и хотели отдать деньги на пожертвование. Но они отдали не все деньги и солгали, сказав, что ничего не утаили для себя. Апостол Пётр на это провозгласил: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?... Ты солгал не человекам, а Богу» (Деян. 5:1-4). Это место очень наглядно показывает, что для Петра понятия «солгать Духу Святому» и «солгать Богу» — синонимы, что подтверждает веру первых христиан в Божественность Святого Духа. Похожая ситуация сложилась и у древних евреев: «Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его; поэтому Он обратился в неприятеля их» (Ис. 63:10; срав. с Еф. 4:30). Можно представить себе сопротивление какой-то безликой силе (например, гравитации), но ей невозможно солгать или оскорбить. Библия же показывает, что существует особый, непрощаемый грех — возведение хулы на Святого Духа (Матф. 12:31,32). При сопоставлении определённых мест Библии можно заметить тот интересный факт, что слова, которые в ветхозаветных книгах принадлежат Богу, в книгах новозаветных отнесены к Святому Духу. В Евр. 3:7-9 приводятся слова, приписываемые Апостолом Духу, а в Ветхом Завете мы найдём схожие слова в Пс. 94:7-11, которые произносятся от имени Бога. То же самое наблюдается и при сравнении Евр. 10:15,16 с Иер. 31:33,34. В Деяниях есть слова Апостола Павла: «Хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию...» (Деян. 28:25,26), и далее приводится выдержка из Ис. 6:8-10, где эти слова принадлежат Господу Богу.

Указатель в пути
Подобно указателю, примеры и иллюстрации
помогают уму правильно сориентироваться

Таково, вкратце, библейское учение об Отце, Сыне и Святом Духе. Христианская вера посвящает нас в тайну внутренней жизни Бога. Эта тайна заключается в том, что единый по существу Бог троичен в Лицах. Условно говоря, единство Божие относится к «внешним проявлениям», а троичность — к «внутренней тайне» одного и того же Божественного существования. Поэтому одно никак не противоречит другому. Здесь мы и сталкиваемся со способом описания реальности похожим на тот, с которым люди столкнулись в XX в., благодаря квантовой физике. Похож ли камень на волну, которую он пускает по воде, когда туда падает? Совсем нет. А можно ли быть и волной, и камнем одновременно? Но именно таково устройство элементарных частиц: они совмещают в себе эти несовместимые свойства. Для нас это странно и непонятно, потому что в окружающем «большом мире» нет предметов с подобной двойственностью свойств. Поэтому люди вынуждены рассматривать квантовые частицы как бы под двумя углами. Бог же вообще — Сверхпарадокс. И хотя христиане издавна и предлагали различные примеры из материального мира, помогающие понять одновременную единственность и троичность (например, солнечный круг (или просто огонь), рождаемый им свет и исходящее тепло), но эти подобия не могут выразить в полной мере тайну Божьего Триединства. Потому что Бог уникален, и в нашем мире нет Ему точного и ясного аналога. Любые примеры и иллюстрации это лишь указатели, которые помогают человеческому уму правильно сориентироваться на то, что лежит за пределами его познавательных способностей. Если мы видим на дороге указатель «Москва», то ошибёмся, если станем считать указатель самим городом Москвой, но и ошибёмся также, если решим, что он вообще никакого отношения к Москве не имеет. Но при правильном отношении к указателю мы можем извлечь из него пользу, сориентировавшись в нужном направлении. Так и различные примеры, понятия и термины служат своего рода указателями, следуя которым, можно прийти к истинному Богу.

«ПРИРОДА» И «ИПОСТАСЬ»

Для того, чтобы свободно говорить на какую-нибудь научную тему, необходимо владеть соответствующим категориальным аппаратом. Когда мы начинаем говорить о Боге, то тоже входим в своего рода науку — науку о Боге, называемую «богословием», или «теологией». И здесь так же нужно знать определённую терминологию (хотя бы мало-мальски ориентироваться), чтобы адекватно понимать других и быть понятым. Одними из основных, основополагающих, можно сказать, фундаментальных понятий, используемых христианскими богословами, являются «ипостась» и «природа». Без их должного понимания разговоры о Троице, Христовом Воплощении и многом другом будут крайне затруднительны.

Итак, что же такое «ипостась»? Для начала попробуем провести небольшой эксперимент — возьмите лист бумаги и нарисуйте, скажем, кошку. У проницательного человека сразу возникнет вопрос «Рисовать — какую?». Ведь существуют чёрные, рыжие, белые кошки, разного возраста, величины, пород и т. д. Но нарисовать нужно было именно кошку, а не «любую кошку». Трудность заключается в том, что изобразить «просто кошку», «кошку саму-по-себе» невозможно. Даже мысленный образ будет иметь какие-то свойства, характеристики, признаки. Всякая кошка всегда является определённой: дымчатой или полосатой, большой или маленькой, сиамской или обычной беспородной муркой. Мы привыкли иметь дело с конкретными вещами, именно они-то реально и существуют. А «просто кошка» — это лишь абстракция, некая умозрительная конструкция. Так вот, ипостасью и называют конкретный, уникальный объект бытия, существующий вне нашего ума, объективно. Когда по контексту подразумевается ипостась разумная, очень часто используется и синонимичный термин «лицо». Так, например, Апостол Пётр это одно лицо, а Апостол Павел — другое. Отличаются они уникальной для каждого совокупностью ипостасных особенностей. Сегодня в литературе иногда можно встретить слово «личность», когда речь заходит о человеке или Боге. Например, на стр. 201 пособия Общества Сторожевой Башни говорится: «Люди, которые верят в Троицу, говорят, что Бог существует как три личности: Отец, Сын и Дух Святой». Проблема заключается в том, что не существует общепринятого определения человеческой личности, каждый понимает это слово как ему угодно (бихевиористское определение, традиционалистское и т. д.). Ещё большая неясность возникает при приложении этого понятия к Богу. Поэтому сегодня это всё же больше миссионерский термин. Да, это не самое лучшее, что может быть, но он, возможно, не так пугает некоторых людей, как загадочное греческое слово «ипостась». Что под «личностями» понимает Общество Сторожевой Башни точно неизвестно, но с приведённым определением тринитарной веры можно согласиться, если под «личностями» разуметь ипостаси.

Природа (или «сущность») есть суть всякой вещи (как живой, так и неживой), эдакая «ткань», из которой она «соткана». Её существование отнюдь не бескачественно: она обладает набором определённых свойств, которые называются «существенными». Про объекты, существенные свойства (качества) которых совпадают, говорят «они одной природы», «они единосущны». Скажем, человеческая природа в строгом смысле — это то общее между всеми людьми, что отличает их от животного и ангельского мира. В более широком смысле — это вообще всё, что присуще людям. При этом, природа существует только ипостасно, то есть в ипостасях. Такой вот у неё образ бытия. Рассмотрим в качестве аналогии обыкновенную воду. У неё три агрегатных состояния (жидкость, лёд и пар), и нет какого-то четвёртого или пятого. Вода не может существовать как-то иначе. А сущность (природа) не может существовать неипостасно: в этом плане справедлива формула «Нет природы без ипостаси, нет ипостаси без природы». Возвращаясь к нашему примеру с кошкой: не существует где-то в космосе (или за его пределами) некоего «облака» «кошачьей природы», отщипнув от которого можно «слепить» конкретную кошку. «Кошачья природа» — абстракция, становящаяся реальностью только в конкретной ипостаси кошки.

Кошка — ипостась кошачьей природы
Природа существует только ипостасно

Таким образом, в богословии присутствуют два следующих взаимодополняющих определения. Можно понимать ипостась как определённый способ существования какой-либо природы (сущности), конкретную её реализацию. Грубо говоря, они соотносятся как частное и общее. Можно понимать ипостась как «то, в чём природа» (то есть то, что содержит сущность в себе, подобно «резервуару», который однако не имеет в себе ничего, что не было бы природой). И то, и другое будет правильным. Первое определение предполагает, что ипостась есть некое «конкретное существование» (по преп. Иоанну Дамаскину). Например, относительно человека: Пётр и Павел это две ипостаси, то есть имеется в виду, что человеческая природа конкретно определилась, «осуществилась» в Петре и Павле и имеет некие характерные особенности (свойства), отличающие одну ипостась от другой. Такое определение указывает на теснейшее единство сущности и ипостаси, их взаимообусловленность. Второе же определение подчёркивает их различие, принципиальную несводимость одного к другому, что позволяет говорить об ипостасных и природных особенностях. Природные особенности — это то, без чего, например, Пётр перестанет быть человеком. Ипостасные особенности — это то, без чего Пётр перестанет быть тем самым Петром.

Итак, резюмируя сказанное, можно выразиться следующим образом: человеческая природа существует в огромном числе ипостасей всех людей на земле, а Божественная природа существует в Трёх ипостасях — в Отце, Сыне и Святом Духе. Как каждый из нас, обладая человеческой природой, имеет право называться «человеком», так и Отец, и Сын, и Дух Святой, обладая Божественной природой, с полным правом называются Богом. Возможно, кто-то возразит: «Но ведь три человеческих ипостаси — это три отдельных человека, а не один! Не являются ли Три Божественных ипостаси "тремя богами"?». На это следует заметить, что выражение «три человека» является бытовым жаргонизмом, ведь подразумеваются не разные природы, а три разных ипостаси. Даже в далёкой от всякого богословия речи иногда встречается слово «человек» как синоним всего человечества (совокупность всех ипостасей). Например, «полетев в космос, человек сделал огромный шаг вперёд» — здесь имеется в виду, конечно, не какой-то конкретный человек, не Гагарин, а человечество в целом. Человеческие ипостаси, действительно, существуют каждая по отдельности и много чем отличаются между собой: возрастом, местоположением, силой, обликом, мыслями и т. д. Но это не относится к Божественным ипостасям, «ибо Лица Божества нераздельны между Собою ни по времени, ни по месту, ни в воле, ни в начинаниях, ни в деятельности, ни в том, чтобы претерпевать что-либо подобное усматриваемому в человеке, кроме одного только, что Отец есть Отец, а не Сын, Сын — не Отец; а подобно сему и Дух Святой — не Отец и не Сын. Почему никакая необходимость не заставляет нас называть Три Лица тремя богами, как многие у нас лица называем многими человеками...» (св. Григорий Нисский, «К эллинам. На основании общих понятий»). Отец, Сын и Святой Дух пребывают друг в друге, не сливаясь, однако, в одно Лицо. Каждая Ипостась при этом обладает Божественной природой в совершенстве и всецело, так как Бог по определению абсолютно Един (см. Втор. 6:4). Это означает, что все природные свойства Божии (вечность, всемогущество, вездеприсутствие и др.) принадлежат в равной мере всем Трём Лицам Пресвятой Троицы. Иными словами, Сын Божий и Святой Дух, вечны и всемогущи, как и Отец. А различаются Они по ипостасным особенностям: у Отца — нерождённость, у Сына — предвечное рождение (от Отца), у Святого Духа — предвечное исхождение (от Отца). Эти свойства являются несообщимыми, вечно остающимися неизменными, исключительно принадлежащими тому или другому из Божественных Лиц.

ТРОИЦА В БИБЛИИ

Среди неверующих в Божие Триединство бытует заблуждение, что якобы учение о Троице появилось в христианстве лишь в IV веке, в эпоху первых Вселенских Соборов. Это не соответствует действительности. Ещё в III в. н. э. святой Киприан в рассуждении о крещении писал: «Господь, посылая учеников Своих по Воскресении, наставил и научил их, как должно крестить, говоря: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа" (Матф. 28:18,19). Он указывает на Троицу, во имя Которой должны креститься все народы» (св. Киприан Карфагенский, "Письмо к Юбаяну о крещении еретиков"). Ту же мысль находим и у его современника, Оригена: «Из всех этих свидетельств мы научаемся, что существо Святого Духа обладает таким достоинством и властью, что и спасительное крещение может совершаться не иначе, как властью всех (лиц) высочайшей Троицы, то есть не иначе, как через совместное упоминание Отца, и Сына, и Святого Духа и через соединение с нерождённым Богом Отцом и единородным Его Сыном также и имени Святого Духа» (см. Ориген, "О началах. Книга первая"). Во II в. н. э. Феофил Антиохийский преподавал учение о Боге так: «Бог, имея Своё Слово в собственных недрах, родил Его, проявив Его вместе со Своею Премудростию [так он называет Святого Духа — прим. ред.] прежде всего... Ибо не было пророков при создании мира, но Премудрость Бога, сущая в Нём, и святое Слово Его, вечно соприсущее Ему» (св. Феофил Антиохийский, "Послание к Автолику"). В том же послании он впервые и употребляет термин «Троица»: «...те три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы: Бога и Его Слова, и Его Премудрости». Возможно, это обстоятельство и смущает авторов из Общества Сторожевой Башни, и они думают, будто до II в. в Божие Триединство христиане не верили. Но разве они рискнут утверждать, что пока Исаак Ньютон в XVII в. не сформулировал закон всемирного тяготения, гравитации не существовало? «Стоит отметить, что слово "Троица" ни разу не встречается в Библии, — многозначительно заключают авторы пособия на стр. 202. — Содержится ли в Писании само понятие о Троице?». Да, в Священном Писании мы не найдём слова «Троица». Впрочем, и таких терминов, как «теократическая организация», «класс помазанников» и т. п., в Библии также не обретается, но это совсем не мешает Обществу Сторожевой Башни активно использовать их на страницах своих всевозможных печатных изданий. А то, что само учение о Едином Боге в Трёх Лицах присутствует в Священном Писании показано в самом начале данной статьи. Библия свидетельствует, что есть лишь один Бог. Она же — что Иисус Христос есть Бог, что Отец Христа есть Бог, и что Дух Святой есть Бог. При этом известно, что Отец не является Сыном, Святой Дух не является Отцом или Сыном и т. д. Всё это библейское откровение христиане вкратце и выражают словосочетанием «Бог есть Троица». Помимо крещальной формулы, уже упомянутой Киприаном Карфагенским и Оригеном, все Три Божественных Лица упоминаются Апостолами, например, при христианском приветствии (1Петр. 1:1,2) и благословлении верующих (2Кор. 13:13).

Впрочем, если Вы в процессе «изучения Библии» со «Свидетелями Иеговы» начнёте им показывать тексты, указывающие на Божие Триединство, то очень быстро убедитесь, что никаких слов Писания для них не будет достаточно. Это и не удивительно. В комментарии на 2-ю главу книги «Свидетелей Иеговы» приведена одна характерная цитата: «После смерти апостолов Сатана сразу же стал сеять семена отступничества... Когда христиане-отступники переписывали Христианские Греческие Писания, или Новый Завет, они, по всей видимости, заменяли личное имя Бога словом "Кириос" — греческим эквивалентом слова "Господь"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 2010 г.). То есть, хотя формально организация Сторожевой Башни и придерживается протестантского принципа единственности и достаточности текста Священного Писания для вывода вероучительных истин, но на практике «Свидетели Иеговы» попросту не доверяют Библии. Концепция о злобных «христианах-отступниках» когда-то коварно изменивших и исказивших священные тексты слишком сильно тяготеет над членами «теократической организации».

Ярчайший пример такой «политики недоверия» — восприятие начальных строк Евангелия от Иоанна, где Иисус Христос прямо назван Богом. Приведя несколько версий перевода с греческого, отличающихся от общепризнанных, авторы пособия Общества Сторожевой Башни делают внезапный вывод: «Согласно этим переводам, Слово не является Богом». Но, во-первых, разумно ли доверять переведённому тексту больше, чем оригинальному? Во-вторых, не приведено никаких доказательств, что переводчики основывались именно «на своих знаниях древнегреческого языка», а не на конфессиональной предубеждённости (например, второй перевод принадлежит обществу т. наз. «христиан-унитариев», отвергающих веру в Троицу). Особенный интерес представляет то, как, по мнению теологов организации «Свидетелей Иеговы», следует разграничивать в текстах Писания «Бога» и «бога». В приложении к «Переводу Нового Мира» на стр. 1741-1742 они пишут, что в Иоан. 1:1 Сына Божьего нельзя назвать истинным, в полном смысле этого слова, Богом, «поскольку греческое слово θεος (теос) выступает здесь в роли именной части составного сказуемого (предиката), которая выражена существительным в единственном числе, стоящим перед глаголом и не имеющим перед собой артикля. Однако, когда речь идёт о Боге, с которым в самом начале было Слово, или Логос, в том же стихе используется греческое выражение ο θεος, то есть "теос" с предшествующим ему артиклем "о"». То есть соображения авторов основываются только на факте наличия (отсутствия) артикля перед словом «теос» (в пределах одной фразы). Так что же? Далеко ходить не надо, в Иоан. 1:18 оба — и Отец, и Сын — без артикля. Этот стих у «Свидетелей Иеговы» звучит следующим образом: «Бога никто из людей никогда не видел, но единородный бог, который у груди Отца, рассказал нам о нём». У выделенных слов в греческом тексте артикль отсутствует: неужели это должно означать, что неистинный бог (кто-то богоподобный) родил неистинного бога? Кстати, в христианском Символе веры, написанном изначально на греческом, окончание фразы «Верую во единого Господа Иисуса Христа ... Бога истинного от Бога истинного» выглядит как «θεον αληθινον εκ θεου αληθινου». Снова заметьте: ни одного артикля здесь нет. Глупо было бы обвинять греков в незнании собственного языка или, что ещё безумнее, в сознательной вере в какое-то существо с «второсортной божественностью». В Библии имеются десятки мест, где «теос» стоит без артикля, и при этом подразумевается Отец: Иоан. 1:6, Иоан. 8:54, Иоан. 20:17, 1Тим. 2:5, 1Кор. 8:4, 2Кор. 5:19 и т. д. Это же не означает того, что Отец не является Всемогущим Богом! И наоборот, присутствие определённого артикля перед словом «теос» не всегда может указывать на истинного Бога, и такая грамматическая конструкция может применяться к ложным богам: «...для неверующих, у которых бог этой системы вещей ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет славной благой вести о Христе, который есть образ Бога» (2Кор. 4:4, ПНМ). Интересно, что в греческом тексте этого стиха из послания к Коринфянам оба раза артикль присутствует, однако переводчики из Общества Сторожевой Башни всё-таки отделяют строчной и прописной буквами Бога от «бога». Странная непоследовательность с их стороны, ведь как они сами написали в приложении к своему переводу, «когда речь идёт о Боге... используется греческое выражение ο θεος, то есть "теос" с предшествующим ему артиклем "о"»!

ОТВЕЧАЯ НА РАЗЛИЧНЫЕ НЕДОУМЕНИЯ

В заключение осталось прокомментировать те места Священного Писания, что смущают «Свидетелей Иеговы» и, по их мнению, не позволяют назвать Иисуса Христа истинным Богом. В книге Общества приводится стих Иоан. 1:18, где Апостол «написал, что "Бога [Всемогущего] не видел никто никогда". Однако Сына, то есть Иисуса, люди видели» (стр. 203). Но прочитаем указанное место ещё раз полностью: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Это перекликается со словами Самого Христа: «Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца» (Иоан. 6:46). Итак, речь в Иоан. 1:18 идёт о различении Божественных ипостасей: Бога Отца никто не видел, а Единородного Его Сына видели многие, потому что «Слово стало плотию, и обитало с нами» (Иоан. 1:14). Впрочем, Божественное естество (природа) Сына было незримо, поэтому и Апостол Павел, по данной ему премудрости, написал не просто «Бог явился», но «Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16).

Возвращаясь к Иоан. 1:1, авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» пишут: «Иоанн также объяснил, что Слово было "у Бога". Как можно находиться у кого-либо и в то же время быть им?». На это недоумение ответить можно следующим образом: любой «Свидетель Иеговы» способен находиться у человека (например, у своего отца), что вовсе не мешает и самому быть человеком. Для того, кто ранее внимательно ознакомился с понятиями «природа» и «ипостась», здесь нет никакого затруднения. Сын Божий (как и Отец, и Дух Святой) является не «частью Всемогущего Бога», но ипостасью, всецело обладающей Божественной природой.

Ещё проповедники из Общества Сторожевой Башни считают, что «слова Иисуса, записанные в Иоанна 17:3, показывают, что он и его небесный Отец — разные личности. Иисус назвал Отца "единственным истинным Богом"». Христиане и не отрицают того факта, что Отец, Сын и Святой Дух показаны в Священном Писании как Три отличающихся друг от друга Лица. Но это различие не природное, а ипостасное (личное): «Кроме ипостасных свойств, Сын полностью равен Отцу и Духу Святому; равен в превечности и бессмертии, равен в силе и власти, равен в премудрости и праведности. По ипостасным же свойствам Отец не рождается, Сын рождается, а Дух Святый исходит от Отца... По естеству и сущности Сии Трое представляют Собою Единицу Нераздельную, а по ипостасям — Троицу Неслиянную» (св. Николай Сербский (Велимирович), "Беседы. Книга вторая"). Отца Иисус Христос назвал «единым истинным Богом», указывая на Его отличие от богов ложных («богов» по имени только, а не по сущности). Себя же не противопоставляет Ему, так как ранее уже сказал «Я и Отец — одно» (Иоан. 10:30); и тот же самый евангелист в своём соборном послании пишет «...да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан. 5:20).

Обращая внимание читателей на Иоан. 20:31, авторы книги создают необоснованную антитезу: «Заметь: Иисус здесь называется не Богом, а Сыном Бога» (стр. 203). У Апостола Иоанна Иисус Христос назван и Богом, и Сыном Божиим, а также одновременно и Человеком (Иоан. 7:46; 8:40; 11:49,50; 19:5), и Сыном Человеческим (Иоан. 3:13-15; 8:28; 13:31 и др.). В этом, как уже говорилось, нет никакого противоречия. Дело в том, что в сознании любого иудея сын ослицы — это осёл (Быт. 49:11; Зах. 9:9), сын человеческий — человек (Иов. 25:6; Пс. 8:5; Марк. 3:28), а Сын Бога — Бог (Иоан. 5:18; 19:7). Ни у кого из евангелистов так не заостряется внимание на проблеме притязаний Христа на сыновство Богу (в прямом и исключительном смысле) и реакцию иудеев на это, как у Апостола Иоанна. Не говорит ли это о том, что для Иоанна эта тема была принципиальной?

Наконец, на стр. 204 пособия Обществом Сторожевой Башни приводится стих Марк. 13:32, снабжённый таким комментарием: «Иисус сказал, что Отец знает больше, чем Сын... Почему он не сказал, что святому духу тоже известно о том, что знает Отец?». Конечно, Христос, будучи по природе Богом и человеком, есть одна Ипостась, одно Лицо. В Нём не было «двух центров» знания. Кроме того, как было показано, Сын ни в чём не меньше Отца по Божеству (нетварной природе), в том числе и в ведении будущего. Почему же Он показал Себя незнающим? Не является ли это ложью с Его стороны? Рассмотрим один библейский эпизод: когда иудеи спросили Иоанна «Что ты скажешь о себе самом? Ты пророк?», тот ответил отрицательно (Иоан. 1:19-22). Что же, он не был пророком? Но в Писании говорится, что он станет «пророком Всевышнего» (Лук. 1:76), что в назначенное время «был глагол Божий к Иоанну», призвавший его на пророческое служение (Лук. 3:2). Следует ли из этого делать вывод, что Иоанн солгал о себе? Нет, естественно. Но он из величайшего смирения считал себя ниже того, что он есть (Иоан. 1:27). Нет ничего удивительного и в том, что Господь наш Иисус Христос, будучи смиреннейшим из человеков, единственно из скромности приписывает Себе незнание «о дне том и часе». А то, что Сыну ведомо всё, ясно из следующих вдохновлённых слов Апостола Павла: «...к познанию тайны Божией, Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и знания» (Кол. 2:2,3, ПЕК). Всё богатство знания находится во Христе! После Своего воскресения на сходный вопрос учеников Он ответил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). Сказав «не ваше» (вместо «не наше»!), Господь показал, что Сам Он знает, но людям это знание неполезно (мы всегда должны жили так, как будто на следующий день должны предстать на Божий суд). Стоит принять во внимание и то обстоятельство, что Сыном сотворены века (Евр. 1:2), то есть время. Сотворившему само время как не знать каких-либо сроков и дат? И о всеведении Духа Божьего в Библии засвидетельствовано более чем однозначно: «Дух всё проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор. 2:10,11). Не упомянут же Он Иисусом, так как из контекста главы ясно, что целью речи Спасителя было не преподавание высоких догматов веры, а побуждение слушателей всегда бодрствовать: «...ибо не знаете, когда наступит это время» (Марк. 13:33).

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0