Главная » Статьи » Дополнительно |
Пособие начинается со вступительной главы, которая идёт без номера и снабжена несколькими красочными иллюстрациями. В самом её конце объясняется, как будет происходить «изучение Библии». Текст главы в книге разбит на абзацы, к которым внизу страницы приведены вопросы. Отвечая на них, человек как бы закрепляет прочитанный только что материал. «Эта книга, — заверяют авторы, — поможет тебе узнать, чему же на самом деле учит Библия» (стр.7). Литература, помогающая понять содержание Священного Писания, обычно называется «толкованием» и пишется людьми хорошо знакомыми с библейскими языками (еврейским, греческим, арамейским), с нормами и правилами экзегетики и т.п. На что следует сразу обратить внимание в данном случае? Если Вы внимательно рассмотрите эту книгу, то заметите, что её авторы не указаны ни на обложке, ни на последней странице — есть лишь пометка, что все права принадлежат Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania («Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов, Пенсильвания»). Таким образом, не представляется возможным определить компетентность составителей данного труда. Неплохо было бы задать «Свидетелям Иеговы», проводящим занятие, такой вопрос — а стали бы они пробовать блюдо, которое неизвестно кем приготовлено? Не бойтесь сказать «нет» «Свидетелям Иеговы» Во время каждого занятия полезно иметь под рукой средства записи для фиксации некоторых ответов и пояснений, даваемых «Свидетелями Иеговы» устно, а также ссылок на библейские стихи, так как некоторые поднимаемые вопросы столь обширны, что за время одного занятия со «Свидетелями Иеговы» (1–1,5 часа) затруднительно рассмотреть их полноценно. В этом случае записи пригодятся, чтобы не забыть ничего важного. Поскольку все цитаты из Нового Завета в книге приводятся только по «Переводу Нового Мира» (ПНМ), изданному самим Обществом Сторожевой Башни, необходимо сравнивать их с другими переводами, например, с Синодальным или переводом епископа Кассиана (ПЕК). Тем более, что и сами авторы советуют проверять все ссылки, приведённые в их пособии: «Ты сможешь быстро научиться пользоваться Библией, если будешь открывать приведённые в нашей книге библейские стихи». Но ещё больше пользы принесёт не просто механическое «открывание» ссылок, а рассмотрение интересующей библейской фразы в свете окружающих её стихов, сравнительный анализ признанных переводов, чтение известных библейских комментаторов. При обсуждении какого-либо вопроса со «Свидетелями Иеговы» старайтесь удерживаться в русле темы, не допуская перескакиваний на иной предмет. Для этого нужно с самого начала чётко обозначить тему: попросить собеседников самостоятельно её сформулировать или согласиться с Вашей формулировкой рассматриваемой проблемы. И до тех пор, пока всё не будет обговорено достаточно подробно, пока вопрос не будет исчерпан в обсуждении, стараться не уклоняться в сторону, вновь и вновь возвращаясь к изначальной теме беседы («Извините, но у нас с вами разговор сейчас не об этом»). И, наконец, последнее замечание: не спешите спорить со «Свидетелями Иеговы»; очень часто непонимание возникает из-за разницы в терминологии (одно и то же собеседники могут называть разными словами, и наоборот — одно понятие люди могут воспринимать совершенно различно). Однако если без этого не обойтись — спорьте без колебаний. Не бойтесь сказать «нет» «Свидетелям Иеговы». Помните, что вы не соглашаетесь при этом не с Библией, а с их трактовкой Библии. То, что кажется убедительным на первый взгляд, может рассыпаться при более вдумчивом анализе. Один мужчина вспоминает: «На первых занятиях речь зашла о христианской надежде. "Свидетели Иеговы" очень убедительно рассказывали о двух классах спасённых, о перспективе вечной жизни на земле для большинства. Они буквально засыпали меня библейскими ссылками, всё выглядело очень логичным. До этого я был убеждён, что Христос зовёт всех искренних людей к Себе, в небеса. Я пытался им возразить, лихорадочно прокручивая в голове евангельские слова в поисках подходящих, но ничего припомнить не мог. Только после их ухода, в спокойной обстановке мне вдруг пришли на ум простые и ясные слова Христа "Где Я, там и слуга Мой будет" (Иоан. 12:26)». На этом, пожалуй, обзор вступительной главы можно закончить и перейти к обсуждению основного материала. Первые два абзаца данной главы книги Общества Сторожевой Башни посвящены тому, почему же людям полезно задаваться вопросами. Это отличная возможность напомнить «Свидетелям Иеговы» об уже заданном ранее вопросе — по поводу анонимных авторов изучаемой книги. Попросите «Свидетелей» к следующему занятию обязательно принести вам список авторов публикации и хоть какие-то доказательства авторитетности тех людей, ведь вы начали «узнавать что-то новое» (см. абзац 2) и хотели бы «избежать опасности» быть увлечённым мошенниками или дилетантами от религии; кроме того, это простое желание «удовлетворить любопытство»! С самого начала у христиан было представление о непостижимости Бога, что подтверждается словами Священного Писания (Иов. 37:23; Пс. 144:3). Сознавая Его бесконечное величие, мы признаём, что не в силах самостоятельно познать Бога. Нам доступно лишь, то, что Он Сам открывает людям о Себе. Невозможно познать Бога без Его воли, но и тогда человек будет знать только то, что может вместить наш разум. Какими бы словами мы не определяли Бога, все эти определения будут неверны. Они ограничены, они — земные, они взяты из нашего человеческого опыта, а Бог превыше всего сотворённого. Всё, что говорится положительно в отношении Его свойств, указывает на бесконечное, превосходящее всякие человеческие определения, неизречённое совершенство Божества. То есть когда мы говорим, что Бог «мудрый», это подразумевает, что Он «Премудрый» (или «Сверхмудрый»), если говорим, что Он «сильный», то это означает, что Он «Всесильный». И напротив, отрицание в совершенстве Богу в одном из Его свойств равносильно отказу от веры в Абсолюта и подмены Его неким вымышленным созданием (мысленным идолом), так как невездесущее, или невсеведущее, или изменчивое существо не может быть Абсолютом, и, следовательно, истинным Богом. Остановимся теперь внимательнее на некоторых божественных свойствах, раскрытых в Священном Писании: Стоит отметить, что указывая свойства Божии, мы этим не даём определения понятию «Бог». Такое определение невозможно в принципе, потому что всякое определение является указанием неких пределов, а, значит, указанием на ограниченность, на неполноту. У Бога же нет пределов, и потому не может быть определения понятия Божества. НЕУЖЕЛИ БОГ РАВНОДУШНЫЙ И ЖЕСТОКИЙ? Несомненно, это распространённый вопрос в нашем далёком от идеала мире. Люди видят своими глазами множество несчастий и горя вокруг себя и, естественно, хотят знать, кто за это ответственен. В 7-ом абзаце приводится следующая мысль: «Хуже всего то, что учения священников и богословов порой побуждают людей считать Бога жестоким. Когда случается беда, религиозные деятели утверждают, что на то была воля Божья. Тем самым они обвиняют Бога во всех злодеяниях и несчастьях. Но так ли это?». Прежде чем отвечать на вопросы к абзацам, хорошо бы спросить «Свидетелей Иеговы» — а, в самом деле, «так ли это»? Действительно ли священники и богословы учат, что Бог жестокий? Кто именно, в каком именно труде? В случае затруднений с их стороны, можно задать вопрос: «А разве можно утверждать, что кто-то формирует у людей мнение о жестоком Боге, если нельзя даже назвать конкретных слов и авторов?». Вот как, к примеру, мыслил на эту тему один крупный богослов IV века: «Не считай Бога виновным в существовании зла, и не представляй себе, будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность. Зло — это отсутствие добра. Сотворены глаза, а слепота произошла от потери глаз; поэтому, если бы глаз по природе своей не подлежал порче, то не имела бы места слепота. Так и зло не само по себе существует, но появляется из-за повреждения души... Бог сотворил душу, а не грех. Повредилась же душа, уклонившись от того, что ей естественно. А что было для неё преимущественным благом? Пребывание с Богом и единение с Ним посредством любви. Отпав от Него, она стала страдать различными и многовидными недугами. Почему же в ней есть общая приемлемость зла? По причине свободного стремления, присущего разумной природе» (св. Василий Великий, "Беседы. Беседа 9 – О том, что Бог не виновник зла"). Итак, зло и различные пороки творятся не Богом, а людьми, которые худо распоряжаются своим даром свободы воли. Аналогично рассуждал и другой авторитетный богослов: «Надобно знать, что в Божественном Писании есть обыкновение называть Божие попущение Его действием, как когда, например, Апостол говорит в послании к Римлянам: "Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почётного употребления, а другой для низкого?" (Рим.9:21). Конечно, Сам Бог делает это, и то, ибо Он один есть Создатель всего; но честными или бесчестными делает сосуды не Он, а собственное произволение каждого» (преп. Иоанн Дамаскин, "Точное изложение Православной веры", кн. 4, гл. 19). Кстати, это весьма перекликается и с мыслью авторов книги «Свидетелей Иеговы»: «Он допускает беды и несчастья. Но допускать что-либо и быть в этом виновным — далеко не одно и то же». Фраза же «на всё воля Божья» означает, что каждому христианину, столкнувшемуся с трудностями или бедствиями, следует во всём положиться на Бога, а не роптать на Него. Нужно подражать Иисусу Христу: «О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42). Подробнее этот вопрос будет обсуждаться при комментировании 11-ой главы книги Общества Сторожевой Башни. КАК БОГ ОТНОСИТСЯ К НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ? Как ранее было показано, одно из свойств Бога — это Его совершеннейшая Праведность, с которой несправедливость никак не совместима. В 11-м и 12-м абзацах авторы книги пишут, что Бог «ненавидит несправедливость», что Ему «больно смотреть» на горе людей. Затем, ссылаясь на библейское выражение, что человек «создан по образу Бога» (Бытие 1:26), делается утверждение, будто бы Бог испытывает такие же чувства, как и мы, просто они «намного сильнее наших». Для учебника, толкующего Священное Писание, такой стиль изложения (без дополнительных пояснений) довольно опасен, поскольку тем самым закладываются основы для антропоморфных (человекоподобных) представлений о Боге. От такого «очеловечивания» Всевышнего христиане с первых веков предостерегали всех тех, кто только знакомился с их верой. Вот, что по этому вопросу думал один из раннехристианских подвижников, преподобный Антоний: «Бог благ и бесстрастен, и неизменен... Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти. Нелепо думать, чтобы Божеству было хорошо или худо из-за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога — по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми — становимся отверженными от Него; а сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискиваем мы разрешение во грехах, то это не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благость. Так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: "солнце скрывается от лишённых зрения"». Другой христианский богослов, комментируя некоторые изречения в Библии о Боге, писал, что «посредством наших свойств провидение Божие приспособляется к нашей немощи, чтобы склонные ко греху [хотя бы] из-за страха наказания удерживали себя от зла, увлечённые прежде грехом не отчаивались в возвращении через покаяние, взирая на милость» (св. Григорий Нисский, "Опровержение Евномия"). Итак, хотя во многих текстах Священного Писания о Боге говорится говорится, что Он «поворачивается» или «отворачивается», «вспоминает» или «забывает», «гневается» или «успокаивается», «удивляется», «ненавидит» и тому подобное, но в основе этого антропоморфизма лежит опыт личной встречи с Богом как с живым существом. Пытаясь выразить этот опыт, человек прибегал к земным словам и образам. В библейском языке почти нет отвлечённых понятий, которые играют такую важную роль в языке философии: когда надо было обозначить какой-то промежуток времени, не говорили «эпоха», но «век»; когда нужно было обозначить вечность Божьего бытия, говорили «от дней вечных» или «во веки веков»; когда надо было сказать о материальном и духовном мире, говорили не «материя» или «духовная реальность», но «земля», «небо». Библейский язык в отличие от философского обладает предельной конкретностью именно потому, что он является отражением опыта личной встречи с Богом, а не отвлечённых умственных построений. Поэтому когда Давид говорит «услышал Господь моление моё» (Пс. 6:10), это не означает, что раньше Бог не слышал, а теперь услышал. Он слышал всегда, просто человек раньше этого не чувствовал, а теперь почувствовал. И слова «яви лицо Твоё рабу Твоему» (Пс. 30:17) это просьба не о том, чтобы Бог, Которого раньше не было, вдруг оказался здесь (ведь, на самом деле, Он присутствует всегда и везде, помните?), но чтобы человек, прежде не замечавший Бога, смог Его ощутить, познать, встретить. К сожалению, не все люди учитывают эту особенность библейского языка. Иногда можно услышать диковинные мнения, будто Всевышний «обитает в определённом месте», будто у Него есть «лицо» и даже некое «духовное тело»! БОГ ЖЕЛАЕТ, ЧТОБЫ МЫ С НИМ ПОЗНАКОМИЛИСЬ Авторы книги совершенно справедливо замечают: «С чего обычно начинается знакомство? Как правило, люди представляются друг другу» (абзац 14). Да, именно потому, что людям присуще называться каким-либо именами, то и Бог снисходит к нашей немощи, говоря на понятном нам языке, и открывает некоторые Свои имена. Если мы разговариваем с глухонемым человеком на языке жестов, делает ли это нас самих глухонемыми? Разумеется нет, но это позволяет донести информацию до слушателя в доступном ему виде. Даже у человека может быть несколько имён В Священном Писании «имя» это не просто набор букв для отличия от себе подобных, библейские имена наполнены глубоким смыслом. Например, имя жены Адама — «Ева» — в переводе означает «жизнь», потому что «она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20), а имя «Авраам» (с евр. — «отец множества людей») было дано ему, так как Бог намеревался произвести от него многочисленный израильский народ (Быт. 17:5). Вот и Всевышний, говоря с людьми, открывает Себя тем или иным именем. Скажем, имя «Господь» (греч. «Κυριος») обозначает верховное господство Бога не только над каким-либо отдельным народом, но и над всем мирозданием: «Твоё, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа, и великолепие, и всё, что на небе и на земле — Твоё; Твоё, Господи, царство, и Ты превыше всего как Владычествующий. И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем; и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей укрепить всё» (1Пар. 29:11-12). Или, например, имя «Святой» (евр. «קדש»), которое переводится как «отделённый» — оно подчеркивает Божью внемирность, трансцендентность (Ис. 57:15). А имя «Господь Саваоф», то есть Господин воинств (1Цар. 17:45; Ис. 47:4; Иер. 10:16; Ам. 4:13), отражает Божественную власть над всеми силами («воинствами») земли и неба и призвано подчеркнуть свойство Его всемогущества. Бог также называется в Библии и Любовью (1Иоан. 4:8), и Искупителем (Ис. 63:16), и Сильным (Лук. 1:49; срав. с Ис. 9:6), и Всемогущим (Исх. 6:3), и Ревнителем (Исх. 34:14; Втор. 4:24), и множеством других имён. Можно ли каким-либо одним словом выразить Того, Кто превышает наше разумение? «Каким именем объять мне необъятное? — восклицал уже упомянутый Григорий Нисский. — Каким речением высказать неизглаголанное?». Общество Сторожевой Башни обращает внимание только на то имя, с которым Бог открылся Моисею (см. Исх. 3:14,15). Это имя в древнем Израиле, действительно, было окружено большим почтением (подробнее см. в Приложении I). Записывается оно в оригинале четырьмя еврейскими буквами («יהוה») и происходит от формы глагола «הוה» («быть, существовать») или от первого лица этого глагола — «היה» («есть»). Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое вечно актуальное существование, живое и действенное присутствие. Вместе с тем это имя подчёркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, сверхбытие. Поэтому для передачи этого смысла в русской речи было выбрано краткое, ёмкое и довольно точное слово «Сущий». Этот вариант восходит к самому раннему переводу Ветхого Завета на древнегреческий язык — Септуагинте, и потому является гораздо более древним, нежели форма «Иегова», появившаяся лишь в XV веке в результате ошибки. Его часто можно видеть на иконах, записанным по-гречески: «ο ων». Учитывая вышесказанное, крайне странно читать, например, такое: «Многие верующие считают, что его зовут "Бог" или "Господь". Однако это не имена. Это титулы, как "царь" или "президент". Из Библии видно, что у Бога много титулов. "Бог" и "Господь" лишь некоторые из них» (абзац 14). Попробуем проанализировать саму возможность разделения на «имена» и «титулы». Если действительно «Библия учит, что у Бога есть личное имя — Иегова», то ведь, скажем, имя «Александр» в переводе с греческого означает «защитник людей». «Защитник» — это титул, функция. Любое имя, если разобраться в происхождении, является некоей описательной характеристикой субъекта. Сами «Свидетели Иеговы» признают, что Тетраграмма означает «Дающий становиться (быть)». И тут возникает вопрос (как мы помним из самого начала этой главы, вопросами задаваться весьма полезно): а с чего Общество Сторожевой Башни решило, что «Иегова» — это настоящее имя Бога, а не просто самый распространённый титул, как прочие? Какой критерий такого выбора? И может ли Всевышний иметь какое-либо одно качество или характеристику или их всё-таки бесконечно много? Не менее странно звучит и утверждение, что «Бог» это некий титул; словно происходит какая-то профанация. Вспоминаются строки из известной сказки Э. Успенского — о том, что «днём Гена работал в зоопарке крокодилом». Функции царя или президента выполняет человек, а что выполняет функции Бога? Можно ли помыслить, что Бог в действительности не Бог, а просто носит этот «титул»? Не разумнее ли полагать, что Он является Богом по самой Своей сути, или, как говорят, «по природе»? Подробнее о Боге и Его природе читайте в Приложении II. ВОЗМОЖНО ЛИ ПРИБЛИЗИТЬСЯ К ИЕГОВЕ? В этой части главы затрагивается очень важный момент. Ведь христианство отличается от идеализма именно стремлением войти в общение с Божеством. Бог для христианина — это не абстрактная идея, не гипотеза с высокой степенью вероятности, как в идеалистических философских системах; Бог — это внутренний факт человеческой жизни. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Библия даже побуждает нас: "Приблизьтесь к Богу, и он приблизится к вам" (Иакова 4:8)» (абзац 18). И авторы резонно спрашивают: «Как приблизиться к Богу?». Ответ прост: жить по заповедям Божьим и пребывать в молитве. Человек молится не только для того, чтобы получить от Бога некие внешние блага, хотя и это имеет место, потому что земная жизнь ставит на нашем пути много преград, которые можно успешно преодолеть лишь с помощью Божией. Но не в этом главное. Главное в том, что в процессе самой молитвы человек получает намного больше, чем блага всего мира. Он получает залог благодати Божией, то есть закладывает начало Богообщению — тому процессу, который будет продолжаться в вечности и не окончится никогда. Это первое. Второе: молитва есть реализация любви человека к Богу. Это своеобразный «барометр» нашей духовной жизни. Как каждому из нас внутренне необходимо быть вместе с любимым человеком, общаться с ним и, так сказать, «дышать одним воздухом», так и для души, любящей Бога, необходима молитва. Наша душа стремится к общению с тем, кого мы любим. Если человек любит Бога, то он стремится к общению с Богом. И, стремясь к общению с Ним, сам изменяется и преображается в этом общении по подобию Божию. Если человек не молится, то не сможет и жить по-христиански и вера его будет мертва. Эта мёртвая вера есть лишь некое мысленное допущение существования Высшей Силы. Где нет молитвы, там Бог понимается человеком как некая объективная реальность. Однако могут существовать объективные реальности, до которых нам, в сущности, нет дела. Например, существует такое явление как «электричество»; ежедневно люди с ним сталкиваются. Но кому придёт в голову молиться электричеству или разговаривать с ним? Интересно, что с 18-го по 24-й абзацы, посвящённые «приближению к Иегове», ничего не говорится ни о каком Богообщении. Что же предлагают авторы книги? «Как приблизиться к Богу? Прежде всего, тебе нужно продолжать узнавать о Боге... Наилучший способ узнать об Иегове — это изучать Библию». Спросите «Свидетелей Иеговы» — знает ли сатана Библию? Если он искушал Иисуса, извращая слова Священного Писания (Матф. 4:6), то, очевидно, знает и очень хорошо. Знает ли сатана Бога, если знает Библию? Согласны ли они с тем, что «знать о Боге» и «знать Бога» — разные вещи? Можно ведь наизусть Библию выучить, но так и остаться далёким от Бога. Ограничен ли Бог Библией? Есть ли другой путь узнать Бога, кроме изучения Библии (как намёк: что делали люди в древности, когда Библии ещё не было)? Из следующей главы станет ясно, что христианское Священное Писание появилось намного позже, чем само христианство. В заключение обратим внимание ещё на один момент 1-ой главы. «Со временем ты поймёшь, почему Иегова называется в Библии Отцом, — объясняют авторы в 21-ом абзаце. — Он не только дал нам жизнь, но и желает для нас самого лучшего,— так же как любящий отец желает счастья своим детям (Псалом 35:10)». Бог, безусловно, желает всем Своим созданиям добра и счастья, однако это не единственная причина, по которой мы можем называть Его своим Небесным Отцом. Прочитайте вместе со «Свидетелям Иеговы», что в Библии говорится о христианах: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:12). Бог «дал власть» верующим, особую привилегию, то есть то, чего у них раньше не было, — «быть чадами Божиими». Это великий дар — возможность быть усыновлённым Самим Господом! И если кто-либо отвергает этот чудесный дар, то разговор о каком-то «приближении к Иегове» теряет всякий смысл. Как можно реально стать ближе к кому-то, оставаясь за чертой семейного круга? Кто наиболее близок к главе семьи — домочадцы или человек, наблюдающий за ними со стороны (друг семьи)? Конечно, первые. Можно прийти к семье в гости, но чтобы навсегда остаться там, необходимо стать частью семьи. Впрочем, тема отношений между Богом и верующими подробнее раскрывается в дальнейших главах. | |
Всего комментариев: 0 | |