Главная » Статьи » Дополнительно |
В отличие от вопроса о существовании Бога, очень немногие люди сомневаются в том, существовал ли на самом деле Иисус Христос. Сегодня мало кто решится отрицать, что Он действительно жил в Палестине около 2000 лет назад. Однако когда затрагивается вопрос о том, кем был Иисус Христос, начинаются жаркие дискуссии. Собственно, уже с самого начала Его проповеди окружающие недоумевали «кто это? кто он?» (Матф. 21:10; Марк. 4:41; Иоан. 6:42; 8:53). В Библии Он назван «Сыном Божиим», «Сыном Бога Живого». Так в первую очередь говорят об Иисусе Его ученики, но и Сам Он прямо именовал Себя таким образом (например, в беседе с Никодимом — Иоан. 3:13-18). Также очень часто Христос говорил о Себе, как о «Сыне Человеческом», то есть человеке (Матф. 8:20; Мк. 9:31; Лук. 21:40; срав. с Лук. 7:34 и Иоан. 8:40). Следует отметить, что сочетание «сын Божий» само по себе не является чем-то специфичным, особенно когда употребляется во множественном числе. В Библии рассказывается о неких «сынах Божиих», которые стали «входить к дочерям человеческим» (Быт. 6:1-4); «сынами Божиими» также называются и Ангелы (Иов. 1:6; 2:1), и израильский народ (Втор. 14:1). Поэтому, чтобы указать на Свою уникальность, Иисус Христос называл Себя Единородным Сыном Божиим. Греческое слово «μονογενης», переведённое как «единородный», образовано от двух слов: «μονος» — «один, единичный» и «γενος» — «род, отпрыск, потомок». Таким образом, Священное Писание говорит о Христе как о единственном Сыне Бога. При этом имеется в виду вовсе не некое физическое рождение, подобное тем, которые можно наблюдать у людей или в животном мире. Говоря о рождении Сына от Бога Отца, мы подразумеваем образ неизречённого единства по самой сущности. Как сын любого человека рождается полноценным человеком, так и Сын истинного Бога есть истинный Бог (Иоан. 5:18). Как можно убедиться в этом? В начале комментария на 1-ю главу мы, опираясь на Священное Писание, рассмотрели основные свойства, присущие Богу. Следовательно, нужно посмотреть, обладает ли Сын Божий этими свойствами. Итак, что известно об Иисусе Христе? Во-первых, в Священном Писании неоднократно подчёркивается, что Он знал помышления людей. Так, Апостол Иоанн утверждает, что Иисус «знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал [Ему] о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Иоан. 2:24,25). Евангелист Лука, повествуя об исцелении сухорукого, свидетельствует, что Иисусу были хорошо известны мысли книжников и фарисеев (Лук. 6:8). Матфей рассказывает, как Он узнал то, о чём Его ученики «помышляли в себе» (Матф. 16:7,8); также и Апостол Пётр засвидетельствовал, что Иисус знает всё (Иоан. 21:17). Кроме того, Иисусу Христу была известна информация как о прошлом, так и о будущем: например, Он изумил женщину-самарянку, рассказав ей некоторые факты её биографии (Иоан. 4:16-18); поведал ученикам, что их друг Лазарь умер двумя днями ранее (Иоан. 11:11-18); Он предрёк будущее разрушение иерусалимского Храма войсками язычников-римлян (Матф. 24:2; Лук. 21:20-24), предсказал, что один из учеников предаст Его, а другой трижды отречётся от Него (Матф. 26:21,34). Примеры можно было бы умножать и далее, но и эти надёжно доказывают, что от Иисуса Христа не могут укрыться ни сокровенные разговоры, ни человеческие мысли — всё, что таится в душе человека было Ему ведомо. Прошлое и будущее также были перед Ним как открытая книга. Принимая это во внимание, можно сделать естественный и логичный вывод — Иисусу Христу присуще свойство всеведения. Подготавливая учеников к Своему вознесению Он заверил их: «Если о чём попросите Меня во имя Моё, Я сотворю» (Иоан. 14:14, ПЕК). Несомненно, именно тот факт, что Иисус Христос слышит молитвы христиан и отвечает на них, и является, пожалуй, лучшим подтверждением Его всеведения. «Говоря о Своей власти слышать молитвы учеников и отвечать на них, Иисус претендовал на всеведение, — считает протестантский богослов Роберт Реймонд. — Тот, кто способен слышать бесчисленные молитвы Своих учеников, возносимые к Нему днём и ночью на протяжении столетий, безошибочно определять, кто высказал ту или иную просьбу, и отвечать на каждую в соответствии с разумом и волей Бога, не может не быть всеведущим». Второе, на что хотелось бы обратить внимание, это знаменитые чудеса Иисуса Христа. Хотя евангелисты и не ставили перед собой задачи описать всё, что сотворил людям Сын Божий, однако они рассказали достаточно для того, чтобы мы «верили, что Иисус и есть Христос, Сын Бога, и чтобы, веря, имели жизнь благодаря его имени» (Иоан. 20:30,31, ПНМ). Уникальность чудес, совершённых Иисусом Христом, заключается в том, что ни один пророк, ни один Божий угодник не творили чудес собственной властью или силой — все они молили Бога, и чудо происходило по их молитвам. Христос же совершал все чудеса Своей силой и властью. Например, когда Он плыл с учениками в лодке по Галилейскому озеру, и поднялась сильная буря, они воззвали к нему: «Господи! спаси нас, погибаем!». Тогда Иисус Христос «запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина... И убоялись [ученики] страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему?» (Матф. 8:25-27; Мк. 4:39,41). Чего же так испугались ученики «страхом великим»? А дело в том, что в книге Псалмов Давида есть слова об Иегове (Яхвэ), удивительно схожие с ситуацией, в которой оказались Апостолы: «Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани» (Пс. 106:28-30). Эта поистине Божественная лёгкость в укрощении стихии и потрясла Его учеников. Другой пример возможностей Иисуса Христа представляют случаи сверхъестественной помощи людям. Когда прокажённый просил Его об исцелении, Иисус не стал молиться Богу об этом, не сказал что-то вроде «Отче, очисти сего прокажённого!». Нет, Он просто ответил больному: «хочу, очистись», то есть «Я хочу, чтобы ты очистился, и потому Я повелеваю тебе — очистись». И прокажённый тотчас выздоровел (Матф. 8:3). Воскрешая сына вдовы из Наина и умершую дочь Иаира, Он опять-таки совершил чудо Своим властным повелением: «Тебе говорю, встань!» (Лук. 7:14; 8:54). При этом Иисус Христос объяснял: «Как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Иоан. 5:21). Всю силу этих слов поможет оценить следующий отрывок из книги Псалмов: «Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал — и сделалось; Он повелел — и явилось» (Пс. 32:8,9). Итак, если Сын воскрешает так же как и Отец, то этим показывается Их равенство по силе и возможностям, а слова «кого хочет» указывают на равенство Их власти и совпадение воли. Но из это напрямую следует, что Сын Божий всемогущ, как и Его Отец. «В Нём нет греха» (1Иоан. 3:5) В-третьих, Иисус Христос совершенно безгрешен. Апостолы Пётр и Иоанн свидетельствуют: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его», «в Нём нет греха» (1Петр. 2:22; 1Иоан. 3:5). На вопрос Иисуса Христа фарисеям «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Иоан. 8:46) даже они, Его самые яростные противники, не могли указать ни на один Его поступок, который можно было бы счесть грехом, и ни на одно слово Его, которое можно было бы назвать неправдой. А ведь они неотступно следовали за Иисусом, следили за каждым шагом Его, за каждым словом. Более того, они специально «искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили» (Марк. 14:55). Ни одна недостойная страсть, ни одно нечистое чувство не омрачали Его чистоты и непорочности во всё время Его великого общественного служения на земле. Неудивительно, что в Послании к Евреям он назван «святым, непричастным злу, непорочным, отделённым от грешников» (Евр. 7:26), то есть к Нему применяются атрибуты, более соответствующие Богу. Возможно, кто-то скажет, что и Божии Ангелы чисты и безгрешны, но они, несмотря на это, никогда не прощали людям их грехов. А Христос делал именно это: «Вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его [в дом] и положить перед Иисусом; И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Лук. 5:18-21; см. также Лук. 7:47-49). Поскольку грешник, по сути, восстаёт против Бога, то и принять его раскаяние может только Сам Бог (срав. с Дан. 9:9). Не молясь кому-либо, не совещаясь ни с кем, Христос безапелляционно заявляет «Прощаются тебе грехи твои!». И если Он не является Богом, то подобные слова выглядят чересчур смело, если не дерзко. Ещё из Библии видно, как Иисус Христос недвусмысленно указывал на Свою извечность. А это тоже является одним из Божественных свойств. Так, в молитве, которой Он закончил прощальные наставления Апостолам, Христос произнёс следующие удивительные слова: «Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Иоан. 17:5). Этим Иисус окончательно определил Своё отношение ко всему тварному: Он является Вечносуществующим Сыном Божиим. «Он есть прежде всего», — пишет Апостол Павел и добавляет: «Всё Им стоит» (Кол. 1:17). Заметьте, что здесь не говорится, будто Сын Божий «начал быть» или «появился» прежде всего, но — «Он есть прежде всего». Сын Божий всегда пребывал со Своим Отцом, даже когда не было ничего, даже самого времени! Таким образом, исчислить как-то Его «возраст» не представляется возможным. По меткому выражению Григория Богослова, Сын родился «прежде самого понятия "когда"», или даже так: «родился тогда же, когда не родился Отец». Сын Божий есть то самое «Слово» (а по-гречески «Логос»), которое было (а не «стало»!) «в начале» (см. Иоан. 1:1). Из свойства вечности неизбежно должно вытекать и свойство неизменности; и действительно, в Библии говорится: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Снова видим точное совпадение: Бог есть вечное, неизменяемое Существо, и Сын Божий, Христос, вечен и обладает свойством неизменяемости. В Библии находится и свидетельство свойства вездесущности Иисуса Христа: «...где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» — говорит Он Апостолам (Матф. 18:20). Обратите внимание также и на следующие слова: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Иоан. 1:51). То обстоятельство, что Ангелы Божии «восходят» к Сыну Человеческому, указывают на Его пребывание на небесах, а то, что в то же самое время они «нисходят» к Нему, указывает на Его пребывание на земле. Именно в этом подчеркивании одновременности «восхождения» и «нисхождения» Ангелов к Иисусу Христу и заключается указание на Божественное свойство, поскольку только одному Богу возможно, находясь на земле, пребывать одновременно на небесах. Это и есть простой ответ на вопрос, прозвучавший в конце предыдущей главы, «как же раскаявшийся разбойник мог в тот же день быть со Христом в раю?» — Божий Сын по свойству вездесущия хотя телесно и был на земле, но одновременно с этим всегда пребывал неразлучно с Отцом. Поэтому, сказав «ныне же будешь со Мной в раю», Он не ошибся и не солгал, и уверовавший разбойник, умерев, в тот же день своей душой оказался в раю, «Царствии Небесном», с вездесущим Сыном Божиим. Шестое обстоятельство, на котором стоит заострить внимание, заключается в том, что Господь Иисус Христос прямо назван «Благим» (1Петр. 2:3). Это тем интереснее, что гораздо раньше Он Сам сказал «Никто не благ, как только один Бог» (Марк. 10:18). Тем самым Христос, как мудрый учитель, поставил перед всеми потенциальными учениками дилемму: либо исповедуй Меня благим (но тогда и признай, что Я — Бог), либо не называй Меня благим вообще. Апостолы, естественно, избрали первый вариант. Любовь Христа является одной из главных тем, к которой они обращаются в своих письмах (особенно Иоанн — Иоан. 15:9-12; 1Иоан. 3:16; Откр. 1:5 и др.). По этой любви Он принёс Себя в жертву за людей (Гал. 2:20; Еф. 5:2,25; 2Кор. 5:14,15), она настолько велика, что Апостол Павел называет её даже «превосходящей разумение» (см. Еф. 3:19). В заключение отметим, что Господь Иисус Христос назван в Священном Писании «Начальником жизни» (Деян. 3:15). Да, Он выше любой формы жизни, Он её хозяин и господин. Христос неоднократно заявлял «Я есмь воскресение и жизнь» (Иоан. 11:25); «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек» (Иоан. 10:28); «Я есмь хлеб жизни» (Иоан. 6:48). Посудите сами: может ли дать вечную жизнь кто-нибудь, кроме Самого Бога? Очевидно, что этот дар может сделать только Тот, Кто Сам вечен (а то, что Христос вечен, показано несколькими абзацами выше) и является источником жизни. Иисус, «хлеб жизни», не только с лёгкостью возвращал жизнь умершим людям, но и Сам воскрес из мёртвых — оковам смерти было просто невозможно удержать Его, «ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Иоан 5:26). Иисуса Христа можно по праву назвать «источником жизни»; более того Он недвусмысленно называется Творцом. Так, Апостол Иоанн в самом начале своего Евангелия говорит о Нём: «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:3). Слова Апостола Павла в Кол. 1:16,17, где он пишет, что Сыном «создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое...», уже рассматривались несколькими абзацами выше. Некоторые люди, указывая на слово «δι» («через»), пытаются показать, что Он был лишь инструментом, а не Творцом. Этот довод, однако, слаб, поскольку аналогичное слово встречается и по отношению к Богу, например: «Верен Бог, Которым («δι ον» — букв. «чрез Которого») вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего...» (1Кор. 1:9); «Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник чрез («δια») Бога» (Гал. 4:7). Кто осмелится утверждать, что в приведенных стихах слово «δια» означает не «Им самим», а «кем-то через Него»? Кто скажет, что над Богом есть ещё кто-то, раз совершает что-то «через» Него? Кроме того, в Послании к Евреям цитируется Псалом 101, где речь идёт именно о творении всего существующего Богом: «В начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернёшь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся» (Евр. 1:10-12). Однако ранее, в стихе 8, говорится, что это сказано в Писании «о Сыне». Таким образом, Священное Писание свидетельствует об Иисусе Христе как о Творце, Источнике жизни, Жизнедателе. Итак, сведя теперь воедино все эти сведения о Сыне Божьем, можно видеть, что Он обладает свойствами, присущими Богу. Но при этом из Четвероевангелия видно, что Он проявлял и свойства простого человека: рос телом, спал, утомлялся, принимал пищу, испытывал боль и т. д. Те, кто полемизирует с христианами, любят приводить цитаты из Евангелия, говорящие именно о человеческих свойствах Иисуса Христа, думая, будто тем самым опровергают учение о Боговоплощении. Но для самих христиан никакого «опровержения» или «противоречия» здесь нет, поскольку, став человеком, Сын-Слово не перестал быть Богом, он не «превратился» из Бога в человека, и не смешал божественную природу с человеческой в какой-либо гибрид. Нет, Он соединил обе природы в Себе (в Своей ипостаси), но особым образом, который выражается четырьмя определениями: «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». «Неслитно» означает, что в результате Воплощения Сына Божьего две природы не слились между собой так, чтобы из них получилось нечто среднее. «Неизменно» означает, что ни Божественная природа не изменилась в человеческую, ни человеческая не преобразовалась в Божественную, но и то, и другое сохраняется целым в Иисусе Христе. Термин «нераздельно» указывает на теснейшее единство этих двух природ в Нём, так что они не составляют двух особых лиц (ипостасей), соединённых лишь нравственно или как-то «духовно». Наконец, слово «неразлучно» означает, что природы во Христе никогда не разлучались и не разлучатся, то есть имеет место непрерывное соединение. Этого расторжения двух естеств не было даже во время мучений на Кресте и смерти Спасителя. Вот таким интересным образом, превосходящим наше ограниченное разумение, и произошло соединение во Христе двух природ. И то, что в библейских текстах освещается то один аспект, то другой, не составляет никакого противоречия. ОБЕЩАННЫЙ МЕССИЯ В 4-ом абзаце главы верно говорится, что «еврейское слово "Мессия" и греческое "Христос" означают "Помазанник"». Издревле в Израиле поставление царей на трон и священников на служение совершалось через торжественное помазание елеем (особым маслом), посредством которого человеку сообщались дары Святого Духа. Разумеется, что по Своей божественной природе Сыну Божьему не было нужно получать эти дары; помазание касалось человеческой сущности Спасителя. Когда же это произошло? В 8-ом абзаце книги «Свидетелей Иеговы» сообщается, что случилось это в то время, когда Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю на берег реки Иордан: «Когда на Иисуса был излит дух Бога — Божья действующая сила, он стал Мессией, или Христом. В тот день он был назначен Вождём и Царём (Исаия 55:4)». Действительно ли этому «на самом деле учит Библия»? Иоанн знал, что Иисус является обещанным Мессией. Ещё будучи во чреве своей матери, Елисаветы, он «радостно взыграл» (т. е. зашевелился) в тот момент, когда приблизилась беременная Дева Мария. Сама же Елисавета воскликнула «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лук. 1:39-44). То есть она исповедала ещё не родившегося Младенца своим Господом. Это весьма примечательно, запомним этот факт. Возвращаясь к Иоанну Крестителю, обратим внимание также на его слова, обращённые к пришедшему к нему Иисусу: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Матф. 3:14). Отвечая спрашивающим его фарисеям, он сказал о себе и Господе Иисусе Христе так: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия... Я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Иоан. 1:23-27). Слова «я не знал Его» в 31-ом и 33-ем стихах не должны смущать. Исходя из параллельного рассказа Матфея, следует заключить, что Иоанн ещё до чудесного схождения Святого Духа в виде голубя знал о том, что «Идущий за ним» Иисус будет крестить «Духом Святым и огнём» (см. Матф. 3:11). Следовательно, слова «я не знал Его» имеют смысл, во-первых, отклонить всякое подозрение от свидетельства, показывая, что оно дано им не по пристрастию (так как Иоанн доводился родственником Иисусу — Лук. 1:36), а, во-вторых, явно относятся ко времени прошлому, бывшему задолго до крещения Господа (с раннего возраста Предтеча жил вдали от Иисуса, в пустыне, «до дня явления своего Израилю», то есть до того времени, когда глас Божий призвал его на служение — см. Лук. 1:80; 3:2,3). Зачем же вообще тогда потребовалось Иоанново крещение? Сам Предтеча объясняет: «чтобы Он явлен был Израилю» (Иоан. 1:31). Действительно, если бы люди не приходили для крещения, как бы он указал им на Господа? Не стал бы же он ходить по домам и, водя за руку Христа, указывать на Него всякому! Не ясно ли из этого видно, что целью сошествия Святого Духа было только указать на Мессию, а не сообщить Ему особые дары, силу или знания? Нигде в Библии мы не найдём выражения «будущий Мессия»: вот как спрашивает Ирод у первосвященников и книжников — «где должно родиться Христу?». Сам рассказ у Матфея о Рождестве начинается словами «Рождество Иисуса Христа было так...» (Матф. 1:18); да и в рассказе евангелиста Луки Ангелы возвестили пастухам в поле, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лук. 2:11). Нет такого события, о котором бы в Библии говорилось, что после него Иисус стал Христом, зато прямо говорится: «родился Иисус, называемый Христос» (Матф. 1:16). Нельзя сказать и того, что в день Своего крещения Иисус Христос, как выразились авторы книги, «был назначен Вождём и Царём». В начале Евангелия от Матфея, во 2-ой главе, описывается одно очень знаменательное событие — приход волхвов к новорождённому Иисусу. Они, увидев на небосклоне новую яркую звезду, отправились в Иудейскую страну, а цель их неблизкого путешествия была такова: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матф. 2:2). Обратите внимание (своё и «Свидетелей Иеговы», ведущих занятие) на слова Библии: ищут родившегося Царя, а не «будущего Царя»! Это очень важная деталь. Итак, внимательное рассмотрение библейских текстов показывает, что воплотившийся Сын Божий ещё в весьма раннем возрасте был исповедан как Господь (праведной Елисаветой), как Христос (Ангелами, явившимися пастухам в поле) и как Царь (тремя волхвами, которые поклонились Ему и поднесли дары). Уже в самом моменте воплощения на Него в полноте были излиты все дары Святого Духа и, таким образом, Ему по человеческой природе в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, и святость первосвященника и могущество царя. Чёткое осознание этой простой библейской истины сможет уберечь от опасных заблуждений. ОТКУДА ПРИШЁЛ ИИСУС ХРИСТОС? На духовном языке Священного Писания ответ будет звучать просто — «с небес». Не менее верным будет и вариант «из вечности». И в самом деле, мы уже рассматривали библейские стихи подтверждающие, что Сын Божий пребывал с Отцом ещё прежде появления времени и пространства. И вот, в определённый исторический момент произошло нечто поистине удивительное и непостижимое: Творец стал подобным Своему творению, Сын Божий сделался сыном человеческим, Бог-Слово стал человеком! Апостол Павел выразил эту тайну такими словами: «будучи в образе Божием, не счёл для Себя хищением быть равным Богу, но уничижил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек» (Филип. 2:6,7, ПЕК). Слова «в подобии человеческом» означают не то, что Христос лишь внешне казался человеком, а то, что Он был (в отличие от нас, грешных) всесовершеннейшим человеком. Сходное выражение есть у Апостола в другом послании, где он говорит, что Христос пришёл в мир «в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3) — то есть, Его плоть такая же, как у всякого человека, но освобождённая от скверны греха. Отличался Иисус также и необыкновенным образом рождения. Итак, будучи образом Божьим Сын принял образ человека, соединяя в Себе таким образом два образа. «Не переставая быть, Тем, Кем Он был, Он стал и Тем, Кем не был», — поясняет Григорий Богослов. В 10-ом абзаце авторы книги Общества Сторожевой Башни, начав с тех же предпосылок, причудливым образом приходят к иным выводам: «Михей не только предсказал, где родится Мессия, но и открыл, что он происходит "из начала, от дней вечных" (Михей 5:2) ...Он был невидимым духовным созданием и тесно общался с Иеговой». Как совместить эти две мысли? С одной стороны Божий пророк действительно написал, что Христос происходит от «дней вечных» (то есть из вечности), с другой же — Он назван авторами книги «духовным созданием» («создание» — то, что было создано; то, чего когда-то не существовало). Возвращаясь к словам Павла о воплощении Сына Божьего, становится ясным, что только в момент уничижения, умаления Им Себя, в момент созидания человеческого естества в утробе Девы Марии, допустимо говорить о «создании» в отношении Него. Иисуса Христа можно назвать творением (или созданием), потому что Он стал плотью, стал причастен плоти и крови , родился младенцем, стал человеком (Иоан. 1:14; Евр. 2:14; Ис. 9:6; 1Тим. 2:5). Разве плоть и кровь не сотворены Богом? Разве человек — это не творение? Таким образом, если мы признаём, что Христос — человек, то мы обязаны признать и то, что Он — творение; и наоборот, если мы отвергаем, что Он — творение, то мы отвергаем, что истинность Его Воплощения, засвидетельствованного святыми Апостолами в новозаветных книгах Библии. Но воплотившийся Логос (Слово) это не «невидимое духовное создание» (нигде в Священном Писании Он так не назван); Его прекрасно видели многие (1Иоан. 1:1-3). Множество утверждений в 11-ом абзаце, снабжённых ссылками на Библию, требуют особого комментария. «Он назван „первенцем из всего творения”, — пишет, цитируя послание Апостола Павла, Общество Сторожевой Башни, — поскольку Иегова создал его самым первым». Действительно, многие известные переводы Библии, такие, как «King James Version», «American Standard Version», «New American Standard Bible», «Berkeley Version» передают греческое выражение «πρωτοτοκος πασης κτισεως» как «Первородный всей твари», или как «Первенец всего творения». Древнегреческо-русский словарь даёт следующие значения для слова «πρωτοτοκος»: а) «первый (из детей)», «старший», «перворождённый»; б) «первенец», «главный», «имеющий преимущество». Если первое значение указывает на первенство в появлении на свет (на «хронологический аспект», так сказать), то второе несёт смысл главенства, некоего преимущества в чём-то. Общество Сторожевой Башни настаивает на том, что «πρωτοτοκος» означает именно появление Сына Божьего самым первым «из творения». Предложите «Свидетелям Иеговы», проводящим с Вами занятие по книжке, небольшую загадку (вернее, сразу несколько): 1) кто был старше — Ефрем или Манассия, и кто из них «πρωτοτοκος» (Быт. 48:14,20; срав. с Иер. 31:9)? 2) кто был старше — Давид или его братья, и кого из них Писание называет «πρωτοτοκος» (1Цар. 17:12-14; срав. с Пс. 88:28)? 3) можно ли продать своё первородство («πρωτοτοκια»), если понимать под этим только хронологический аспект рождения (Быт. 25:33)? Ни один человек в здравом уме не отважится утверждать, что Господь Бог переместил Давида со всеми семерыми братьями обратно в утробу их матери, а затем вытащил оттуда первым Давида! Да, казалось бы, на первый взгляд «πρωτοτοκος» это «перворождённый из братьев», но ведь, как ни крути, это понятие в Библии обозначает и «главного из братьев», то есть указывает на особое положение. И здесь уже не важно, кто первым по времени появился на свет. Это и есть второе значение этого греческого слова. Вернёмся к словам Павла в письме Колоссянам и обратим внимание на то, что в 18-м стихе написано «первенец («πρωτοτοκος») из мёртвых». Если следовать логике толкователей из Организации «Свидетелей Иеговы» и считать, что это указание на первенство в плане времени, то либо Иисус Христос был самым первым умершим, либо восстал из мёртвых (то есть воскрес) самым первым. Оба варианта, естественно, неверны — самым первым умершим в истории человечества был Авель, сын Адама и Евы, а случаи воскрешения, когда люди чудом возвращались к жизни, происходили ещё во дни пророков Илии и Елисея (см. 3Цар. 17:17-23; 4Цар. 4:31-35). Значит, речь идёт о главенстве, превосходстве по положению, а не о предвосхищении по времени. Учитывая, что «πρωτοτοκος» является существительным, и взглянув ещё раз на фразу Апостола Павла в Кол. 1:15-19, видим, что он, по сути, прикладывает к Иисусу Христу два титула: «образ Божий» и «Первенец всей твари». Далее, после слова «ибо», он приступает к объяснению. Первый титул Павел раскрывает так: «Им создано всё... Он есть прежде всего, и всё Им стоит». Апостол представляет здесь Божественную славу и величие Сына, называя Его Творцом всего без исключения. Второй титул («Первенец творения») Павел обосновывает тем, что Христос является «первенцем из мёртвых», в Нём обитает «всякая полнота». А как она в Нём обитает? «Телесно» — пишет Павел в соседней главе, то есть речь идёт человеческой природе Христа (см. Кол. 2:9). То есть воплотившийся Сын Божий реализовал сполна предвечный Божий замысел о человеке, явив в Себе идеальное творение. Два титула, две природы (Божественная и человеческая) в лице Спасителя — вот тема этого отрывка, а не какой-то мифический момент появления (сотворения) из небытия. В сноске к 11-ому абзацу авторы продолжают развитие тезиса о сотворённости Сына-Слова: «Иегова назван Отцом, поскольку он Создатель (Исаия 64:8). Иисус назван Сыном Бога, поскольку он был создан Богом. По этой же причине другие духовные создания и даже первый человек Адам тоже называются сыновьями Бога (Иов. 1:6; Лук. 3:38)». Бесспорно, под «отцом» можно подразумевать и «создателя» (например, «Циолковский — отец русской космонавтики»). Но суть вопроса в том, что Апостол Иоанн в своём Евангелии называет «Слово» не просто «одним из "сыновей Бога"», но «Единородным Сыном Божиим». Сын-Слово единственен в Своём происхождении от Отца — предвечном рождении. Он, имеющий Божественную природу, действительно является Сыном, тогда как люди и Ангелы сотворены Богом и могут называться «сынами Божиими» в переносном смысле, «ибо кому когда из Ангелов сказал [Бог]: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И ещё: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном?» (Евр. 1:5). Разница в этих понятиях принципиальна: рождаемое бывает всегда той же сущности, что и рождающее, а творимое и созидаемое — иной сущности, низшей по отношению к творящему. От человека рождается человек, от Бога — Бог; соответственно, человек сотворяет не человека (а, например, стул, дом, компьютер и т. д.), Бог творит не Бога (а людей, животных, Ангелов и прочее). Не обошли вниманием авторы и понятие «Слово Божие»: по их мнению, оно означает, что Сын «говорил от имени Бога, передавая вести и наставления Отца другим сыновьям — небесным и земным». Да, вполне допустимо сказать, что «Слово Божие» есть самовыражение Божества, подобно тому как человеческий ум выражается через слово (мысль). Они неразлучны и ни на минуту не бывают лишены друг друга; ни ум не бывает без слова, ни слово без ума. Как человеческий ум обнаруживает себя через внутреннее слово (мысль), так и Бог делается явным через Своё Слово. Неслучайно первые апологеты христианства любили подчёркивать, что все Богоявления в Ветхом Завете на самом деле суть есть откровения и явления Логоса, Сына: «...у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог. И Он прежде в виде огня и в бестелесном образе являлся Моисею и другим пророкам, а ныне, во времена владычества вашего, как я выше сказал, сделался человеком от Девы...» (св. Иустин Мученик, "Апология первая"). Позиция Иустина восходит к апостольской традиции: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18). Тут следует пояснить, что Апостолы (и в целом раннехристианская литература) нередко употребляют слово «Бог», говоря об Отце. Так вот — Бога-Отца никто из праведников Ветхого Завета не видел (как и Нового, кстати говоря). Они видели Сына, который есть «образ ипостаси» Отца (см. Евр. 1:3). Но этим смысл понятия «Слово Божие», разумеется, не ограничивается, ведь согласно прологу Евангелия от Иоанна «Слово» было уже в начале, то есть в самом начале творения, когда ещё не было ничего и никого. Именно через Слово «всё начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Кому же Он мог передавать «вести и наставления Отца»? Никому, но тут усматривается и другой смысл: указание на превышающий наши представления образ рождения. Как слово рождается от ума бестелесно, без отделения или рассечения, подобным образом и Сын рождается от Отца. Посвящённый «доказательству» неравенства Сына и Отца, 12-ый абзац начинается с фразы, заставляющей невольно улыбнуться: «Некоторые верят, что первородный Сын Бога равен Отцу». Не то что бы «некоторые», а абсолютное большинство людей, ассоциирующих себя с христианством, исповедывают веру в то, что Сын Божий равен Отцу и Духу Святому по Божеству, и при этом равен всем людям по человеческой природе (нехристиан, например, мусульман или иудеев, в расчёт не берём, так как они вообще не верят ни в какого «первородного Сына Бога»). И лишь представители некоторых религиозных организаций с упорством пытаются переубедить христиан в обратном. Аргументация этих представителей удручает своим однообразием. Общая ошибка при этом заключается в том, что всё, выходящее за пределы обыденного сознания, укладывается в прокрустово ложе сухого рационализма. Ошибка эта особенно опасна, потому что ложное мнение пытается прикрыться авторитетом Священного Писания. КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ БЫЛ ИИСУС? Конечно, выпады против Божественности Иисуса Христа не могут остаться без комментариев. И сделать это уместнее всего именно в этом разделе главы, потому что основные доводы «Свидетелей Иеговы» базируются на стихах Библии, говорящих о Сыне Божьем в контексте Его воплощения (вочеловечивания) и действий, связанных с делом искупления рода человеческого от власти греха и смерти. В общих чертах эта аргументация сводится к тому, что Бог не устаёт, а Христос уставал; Богу не нужна еда, а Иисус испытывал голод и жажду; Бог по Своей природе бессмертен, а Христос умер на кресте и т. д. Но подобные рассуждения не учитывают как раз того, что после Боговоплощения Сын Божий имеет две природы: Божественную, будучи предвечно рождён от Отца, и человеческую, воспринятую от Девы Марии. Иными словами, Иисус Христос в полном смысле Бог и в полном смысле Человек. Следовательно, когда Он рос, алкал и жаждал, страдал, то здесь проявлялась Его истинная человеческая природа. Даже после Своего славного Воскресения из мёртвых и Вознесения Он не «развоплотился», человеческое естество навеки соединено в Нём с Божественным. Приняв на Себя грехи всех людей, пострадав за них до самой смерти, Спаситель, естественно, называет Отца Богом, а Себя — Сыном Человеческим. Сюда же можно отнести и ссылки на случаи, описанные в Четвероевангелии, когда Иисус Христос молился Отцу, называл Его Своим Богом. На них можно ответить цитатой из 18-го абзаца книги «Свидетелей Иеговы»: «Он был очень смиренным. Однажды Иисус вымыл ноги апостолам, хотя мыть ноги считалось низкой работой, которую обычно выполняли слуги». Ещё Златоуст указывал на это тем, кто соблазнялся молитвами Христа Богу Отцу: «Скажи мне, кто больше: тот ли, кто умывает ноги, или тот, кому он умывает ноги? Конечно, скажешь, тот больше, кому другой умыл ноги. Но Спаситель умыл ноги предателя Иуды, который также был вместе с учениками. Кто же, не Иуда ли предатель больше Владыки Христа, если Христос умыл его ноги? Да не будет! А что ниже: умывать ноги или молиться? Конечно — умывать ноги. Итак, не отказавшийся сделать низшее, как отказался бы сделать высшее?» (св. Иоанн Златоуст, "Против аномеев. Слово девятое"). Особо рассмотрим два места из Писания, приводимых Обществом Сторожевой Башни. Первое: «...всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1Кор. 11:3). Как правильно понять этот стих? Прежде всего, следует обратить внимание на то, что здесь не сказано «а Сыну глава — Отец». Павел берёт наименование «Христос» (то есть «Помазанник»). И, как Помазанник, наш Господь является истинным Первосвященником, что хорошо видно из Послания к Евреям: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Звание первосвященника было в древнем Израиле самым высоким, и ничто не могло сравниться с ним по важности и значению. Первосвященник был главой прочих священников и только он один мог входить во Святая Святых Божьего Храма. Он молился за всех израильтян и был, так сказать, посредником между Богом и людьми и прообразом Господа Иисуса Христа, «Первосвященника великого, прошедшего небеса» (Евр. 4:14). Итак, Бог может быть назван главой Иисуса Христа как Первосвященника и Ходатая — главы «всякого мужа». Второе место, на которое часто ссылается Общество Сторожевой Башни, находится в Откр. 3:14, где Сын Божий называется «началом создания Божия». Здесь употреблено греческое слово «αρχη», переведённое как «начало». Оно имеет несколько значений, среди которых есть, в частности, и такие: «первопричина, основа», «господство», «основание» (см. Древнегреческо-русский словарь [в 2-х томах], И. Х. Дворецкий, М., 1958). Учитывая, что Апостол Иоанн в своём Евангелии называет Сына Божьего Творцом всего существующего («всё чрез Него начало быть..»), то становится понятно, что и в Откровении он показывает Его как Начало (Источник) или Первопричину всех Божьих творений. К слову сказать, то же самое греческое слово употреблено и в Откр. 1:8, 21:6, 22:13, а также в Ис. 44:6. «Свидетели Иеговы» признают, что во всех перечисленных местах речь идёт о Всемогущем Боге, однако использование в них слова «αρχη» вовсе не означает, что Он был сотворён. Бог есть Первопричина (или Источник) творения и конечная цель всего бытия — всё, как созданное Им, должно и стремиться к Нему, при Его помощи стремиться к совершенству («Ибо всё из Него, Им и к Нему» — Рим.11:36). Спросите у «Свидетелей Иеговы», проводящих занятие по книге: если использование слова «αρχη» в Откр. 1:8, 21:6, 22:13 применительно к Отцу не означает того, что у Него было начало во времени, почему они настаивают на обратном, когда речь заходит о Сыне? Помнят ли они о том, что Апостол Иоанн, написавший строки в Откр. 3:14, также написал о Господе Иисусе Христе «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1:3)? Священное Писание последовательно показывает Сына Божьего Творцом всего сущего (см. также Кол. 1:16, Евр. 1:2), а следовательно, Он есть Всемогущий Бог. ВЕРНЫЙ ДО КОНЦА Но авторы из Общества Сторожевой Башни, как видно из всего вышесказанного, не только хотят лишить Иисуса Христа природы Божественной, но и человеческую у Него отнимают: «На третий день после смерти Иисуса Бог воскресил его как духовную личность (1 Петра 3:18). Через несколько недель Иисус вернулся на небо. Он "сел по правую руку от Бога", ожидая, когда ему будет дана царская власть (Евреям 10:12, 13)» — читаем в абзаце 21-ом. Более чётко эта позиция выражается в другой литературе этой религиозной организации, к примеру: «Три дня спустя Иегова Бог совершил небывалое чудо. Он воскресил Иисуса из мёртвых, но не как смертного человека из плоти и крови, а как прославленное духовное создание, "пребывающее вечно"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 1996 г., стр. 16). Однако Библия свидетельствует именно о телесном Воскресении Иисуса Христа, а не в виде некоего «духовного создания». Для того, чтобы убедиться в этом, зачитайте вместе со «Свидетелями Иеговы», прежде всего, Иоан. 2:19-22: «Разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его. А Он говорил о храме Тела Своего. Когда же воскрес Он из мёртвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус». Сложно понять этот отрывок иначе, чем как подтверждение восстановления того же самого Тела, которым Он и пострадал на кресте. Задайте проводящим занятие «Свидетелям Иеговы» вопрос: «Что же, по словам Христа, произойдёт с Его Телом?». При необходимости прочитайте Иоан. 2:19-22 несколько раз, с акцентом на выделенные места. Указания на телесное Христово Воскресение находим и в сценах явления ученикам — Он даёт им прикоснуться к рукам и ногам, ранам от гвоздей, ест перед ними (см. Лук. 24:36-43; Иоан. 20:24-29). Зачем Он акцентировал внимание Апостолов на реальности Своего воскресшего Тела, да ещё при этом убеждая присутствующих, что Он никакое не «духовное существо», так как дух плоти и костей не имеет? Либо нам следует признать Иисуса Христа обманщиком, либо принять простую библейскую истину о том, что Он воскрес телесно. Пустая гробница Иисуса Христа — лучшее свидетельство телесного воскресения Единственную опору своим спиритуалистским воззрениям (от лат. «spiritus» — «дух») авторы книги видят в словах «ζωοποιηθεισ δε πνευματι» (букв. «оживлённый же духом») из 1Пет. 3:18. Однако Апостол Пётр имеет в виду совсем не призрачное, «духовное» воскресение, как это пытаются показать представители Общества Сторожевой Башни. Прочитаем указанное место в контексте: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Петр. 3:18,19). Прежде всего, каким это «духам» проповедал Христос? Ответ находится в том же письме Петра: «Они [язычники — прим. ред.] дадут ответ Имеющему вскоре судить живых и мёртвых. Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Петр. 4:5,6). Апостол показывает, что на Божьем Суде даже мёртвые не смогут избежать ответственности, сославшись на отсутствие у них возможности при жизни услышать христианскую проповедь. Если соотнести это с первой цитатой, то становится ясно, что им «было благовествуемо» Господом Иисусом Христом, Который «сойдя, проповедал». Следовательно, «духами» у Апостола Петра названы души мёртвых людей. Они находились в «темнице», то есть в преисподней, в аду, куда и сошёл наш Спаситель. Об этом удивительном событии говорится и у Апостола Павла: «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшёл" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4:8,9). Преисподними местами земли в Священном Писании обозначается как раз «страна мёртвых», ад (евр. «шеол»), место нахождения душ умерших людей (см. Пс. 62:10,11; Ис. 14:15; Иез. 26:20). Наконец, последнее неясное место — это, собственно, выражение «оживлённый духом», которое следует понимать не в смысле «в виде духа», а как «с помощью духа». В Лук. 8:55 описывается как дух умершей девочки возвращается в тело, и она оживает (другими словами — она была «оживлена духом», то есть с помощью духа, благодаря духу, вернувшегося в тело). То же самое произошло и со Христом: быв умерщвлён по плоти, Он на третий день воскрес, оживлённый духом (Своей душой), которым до этого проповедовал другим духам (душам) умерших, находящимся в темнице ада. Такое понимание, в отличие от принятого в среде «Свидетелей Иеговы», не противоречит множеству библейских мест, указывающих на Воскресение Господа в том же самом Теле, которым Он и был распят на кресте. Иисус Христос не развоплотился, не превратился в бесплотного духа — Он сохранил Свою причастность к человеческой природе. Убедиться в этом можно, зачитав такие места как Матф. 24:30, Лук. 12:40, Лук. 17:30, которые говорят о втором пришествии Сына Человеческого; также, воскресшего Сына Человеческого видел первомученик по имени Стефан (Деян. 7:56). Попросите «Свидетелей Иеговы» зачитать Деян. 17:30-31 в «Переводе Нового Мира», изданном их организацией: «Бог... установил день, в который намерен праведно судить обитаемую землю через назначенного им человека, и предоставил всем заверение, воскресив его из мёртвых». Здесь прямым текстом говорится, что Иисус Христос воскрес из мёртвых как человек (а не как дух), через Которого Бог будет судить мир. Почему Апостолы учили о телесном Воскресении Господа, понятно: для них произошедшее с Сыном Человеческим было тесно связано со всеми людьми в общем и христианами в частности. Писание содержит свидетельство, что иудеи сильно досадовали «на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мёртвых» (Деян. 4:2). По мысли, выраженной как в Священном Писании Нового Завета, так и в наследии святых отцов Церкви, уже сама возможность будущего воскресения из мёртвых дарована нам Богом именно как плод Воскресения Господа Иисуса Христа. Сын Божий, став истинным человеком, восприняв нашу сотворённую природу в Свою Божественную ипостась, становится для нас «первенцем из умерших» (1Кор. 15:20), проложившим и указавшим нам в Своей воскресшей и прославленной Плоти путь от смерти к жизни. И эта взаимосвязь Иисуса Христа и всего рода людского так важна, что Апостол Павел даже сказал, что «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша»(1Кор. 15:14). Но верные Господу христиане связаны с Ним не только благодаря общей природе (человеческому естеству), но через особые священные действия (называемые «таинствами»), в которых под каким-либо видимым образом сообщается людям незримая благодать Божия. И через это они получают возможность в будущем не только воскреснуть, но и стать соучастниками славы Иисуса Христа, образно говоря, «воссесть одесную Бога». У Апостолов есть такие примечательные слова: «Бог... нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом... и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:4-6); «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас» (1Петр. 1:3,4). В учении, преподносимом Обществом Сторожевой Башни, этот важный момент опускается, а физическое тело понимается как нечто мешающее сближению с Богом. «Завеса, которая отделяла святилище от Святого-святых, символизировала физическое тело Иисуса, — говорится в журнале «Сторожевая Башня» от 1 июля 1996 г. на стр. 15 и 16. — Это была преграда, которая, пока Иисус жил на земле как человек, препятствовала ему войти в присутствие Отца... Когда Иисус умер, «завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу» (Матфея 27:51). Этим было показано, что преграда, препятствовавшая входу Иисуса на небо, теперь устранена». В этих словах угадывается явно гностическое мировоззрение. Гностицизм — это мистическое учение, в котором переплетены элементы христианства, пифагорейская и платоновская философия, учения халдейских и персидских магов. Для гностиков было характерно пренебрежительное отношение ко всему физическому, стремление в конце концов освободиться из темницы своего тела и воссоединиться с Богом. Из-за таких взглядов они категорически отрицали Воскресение Иисуса Христа в физическом теле. В отличие от гностиков, Общество Сторожевой Башни не учит своих рядовых приверженцев презрению к материи, а, чтобы сгладить противоречие, переносит акцент на сам факт смерти Христа: «Что стало возможным благодаря тому, что Иисус остался верным до смерти? У нас появилась надежда жить вечно на райской земле, как и замыслил Иегова» (абзац 22). Логично: раз Господь воскрес как дух, раз человеческое естество не прославлено, не превознесено, не пребывает с Богом и в Боге, то максимум, на что могут надеяться люди, это вечная жизнь на земле. Однако эта логика вступает в противоречие со словами Самого Христа: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Иоан. 12:26). Спросите у «Свидетелей Иеговы», где сейчас Иисус Христос? Разве Он придёт на землю второй раз, чтобы вечно жить на ней? Когда рассматривалась 3-я глава книги, эта тема уже затрагивалась. Зачем вновь и вновь говорить об этом? Чтобы подчеркнуть, что все люди, все мы, приглашены Богом в Его Царство. Бог зовёт нас к Себе: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего [небесного], где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1, 2). | |
Всего комментариев: 0 | |