Главная » Статьи » Дополнительно |
Пожалуй, ни в чём различие между двумя классами христиан не проявляется так ярко, как в вопросе вечного спасения. По учению Общества Сторожевой Башни, только 144 000 человек могут являться членами Церкви, «духовным Израилем», участниками Нового Завета; только они усыновлены Богом, только они — братья и сонаследники Христу и т. д. Другими словами, практически все обещания и благословения, о которых говорится в новозаветных Писаниях, относятся исключительно к ним и недоступны для членов так называемого «великого множества». Привилегированность «сравнительно небольшой группы» заключается ещё и в том, что, согласно учению Общества, они объявляются праведными в качестве детей Бога. Они уже сейчас получают временный статус безгрешных, который станет постоянным, если они останутся «верными Иегове» в своей земной жизни. Прочие же члены Организации, со своей стороны, называются всего лишь «друзьями Бога». Им ничего не гарантируется, и даже право на вечную жизнь в раю на земле им придётся зарабатывать в течение целых тысячи лет (см. журнал "Сторожевая Башня" от 15 февраля 2006 г., стр. 25). Но на страницах Библии мы видим совсем иную картину. Апостолы учили, что все христиане:
Неудивительно, что Общество Сторожевой Башни вынуждено признаться: «Христианские Греческие Писания были обращены главным образом к "Израилю Божьему", помазанным братьям Христа» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 января 2008 г., стр. 22). О том же говорится и в книге «Объединены в поклонении единому истинному Богу»: «Почти все инспирированные послания [Апостолов — прим. ред.] в первую очередь обращены к группе наследников Царства — к "святым", "соучастникам небесного звания"» (стр. 111). На сегодняшний момент, по данным Организации «Свидетелей Иеговы», этих «помазанников» в живых осталось около 0,2 % от общего числа «Свидетелей Иеговы». И вот эта горсточка весьма престарелых людей (а большей частью они были «избраны» ещё в далёком 1935 г.) заявляет, что всем остальным, «неизбанным», следует пропускать мимо ушей почти все апостольские слова: оказывается, они адресованы вовсе не им. Таков печальный итог деления людей на привилегированный и непривилегированный классы в Организации «Свидетелей Иеговы». Члены «великого множества» не могут даже рассчитывать на то посредничество Христа между ними и Богом, о котором написано в 1Тим. 2:5, поскольку Иисус есть Ходатай Нового Завета (Евр. 9:15; 12:24), а Общество Сторожевой Башни учит, что он заключён только с «помазанниками»: «"Другие овцы" не принимаются в "новый завет", заключённый Богом с духовным Израилем, и они не находятся в "завете о Царстве", который Иисус заключил с избранными к небесной жизни, и поэтому они не принимают символов Вечери поминания (Луки 22:20, 29)» (книга "Объединены в поклонении единому истинному Богу", стр. 116). Следовательно, Господь не может быть их Посредником. «В иеговизме совершенно необъяснимым оказывается процесс спасения "великого множества", — справедливо отмечал один известный православный миссионер. — Они не члены Церкви, не ветви виноградной Лозы (см. Иоан. 15:1-8), не принимают крещения в смерть Иисуса Христа, не участвуют в Его Вечери, и при этом им почему-то обещается райская планета. Почему? Непонятно!» (о. Даниил Сысоев, "Антропология Адвентистов Седьмого Дня и Свидетелей Иеговы", Сергиев посад, 2001 г.). О спасении зашла речь неслучайно. Согласно видению Апостола Иоанна Богослова, спасённые народы будут пребывать в небесном городе, Новом Иерусалиме, который символизирует Царство Божие. «И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни... Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 21:27; 22:14,15). Таким образом, попасть с этот символический город, попасть в Царство Небесное и означает спастись. Те, кто находится вовне характеризуются в Священном Писании вполне однозначно — это «преданные мерзости и лжи, ... идолослужители, любящие и делающие неправду». Значит, рядовые «Свидетели Иеговы», добровольно отрекаясь от Царства Небесного, с неизбежностью определяют себя именно в эту категорию лиц. Конечно, это страшно: страшно, когда человек, всего за несколько занятий доверившись писателям из Общества Сторожевой Башни, начинает смотреть на единственную возможность спастись, как на нечто, что «людям несвойственно» (журнал "Пробудитесь" от 8 апреля 1997 г., стр. 10). А ведь Господь Иисус Христос говорил всем: «Ищите же прежде Царства Божия» (Матф. 6:33). Беда толкователей из Организации «Свидетелей Иеговы» в том, что они под Царством Божиим понимают некое «небесное правительство», состоящее из 144 000 «помазанных христиан», которое будет управлять людьми в будущем. Но, как уже подчёркивалось ранее, никакого особого класса христиан не существует. Такого учения не знали ни Апостолы, ни их ученики, не содержится оно и на страницах Священного Писания. Само словосочетание «помазанный христианин» представляет собой пример своеобразного «масла масляного». Сомнительна и попытка приравнять библейское понятие «царства» и современный термин «правительство» (некоторые мысли по поводу этого новшества уже высказывались в конце комментария к 3-ей главе). Чтобы склонить читателя к своему пониманию, безымянные авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» используют ряд наводящих вопросов. «Что же Иисус имел в виду, когда учил нас молиться: "Да придёт царство твоё"? — спрашивают они в 3-ем абзаце, процитировав начало молитвы Господней. — Что такое Царство Бога? Как оно освятит Божье имя? И как Царство связано с исполнением воли Бога?». Эти вопросы заданы таким образом, что ещё прежде всех объяснений у человека интуитивно складывается впечатление, что Царство Божие это некий механизм или орган, который выступает как активный субъект. Якобы именно оно будет «освящать» имя Бога и осуществлять Его волю. Такая интерпретация является слишком большой натяжкой на простой библейский текст: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день...» (Матф. 6:9-11). Все просьбы здесь явно адресованы Богу и не ставятся в зависимость друг от друга. Рассмотрим этот отрывок очень внимательно. Христос учит нас называть Бога «Отче», чтобы христиане всегда помнили о небесном родстве и, как усыновлённые Богу, старались соответствовать такому дару. По словам византийского монаха Евфимия Зигабена, «тот, кто, живя дурно, называет Бога своим Отцом, лжёт и на Бога, и на себя самого». Далее Христос учит говорить «наш» вместо «мой», чтобы показать, что все верующие усыновлены одному и тому же Богу и являются братьями. Потому нам не следует превозноситься, но молиться друг за друга. Наконец, прибавление «сущий на небесах» указывает нам на наше истинное отечество и дом, и если мы хотим Бога иметь своим Отцом, то следует свои мысли и чаяния связывать с небом, а не с землёй. «Да святится имя Твоё» — первое прошение; «святится», то есть «прославляется». Под именем Божиим здесь подразумевается не какое-то слово или буквосочетание, как например «Иегова» или «Всевышний» (ведь прославлять нужно Бога, а не некое слово). Мы как бы говорим здесь: «Боже, устрой нашу жизнь так, чтоб она была во славу Твою!». Когда мы живём добродетельно, то Бог прославляется теми, кто видит это. Как написано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф. 5:16). Мы просим об этом, потому что для этого нам требуется помощь Бога. Вторым прошением («да приидет Царствие Твоё») мы молим о приближении дня Второго Пришествия Христова, в который «...восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс. 4:17). Естественно, при этом мы должны быть во всём готовы к этой встрече, памятуя о словах Спасителя: «будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий... Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Матф. 24:44; Откр. 16:15). Но сохранить свои одежды праведности и не оказаться в наготе греха мы сможем, если только живём согласно воле Божией. Для того-то и взываем к Богу: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе!», то есть даруй нам сил совершать каждодневно волю Твою на земле, как это делают Твои Ангелы на небесах. Речь здесь вовсе не о том, чтобы Господь послал нам какое-то чудесное «небесное правительство», которое будет вместо нас творить Его волю и всячески облагодетельствует нас в будущем. Нет, именно мы, живущие ныне на земле, и должны стараться сочетать свою волю с Божией и творить угодное Ему. Четвёртое прошение («хлеб наш насущный дай нам на сей день») можно понимать двояко: это и просьба о ежедневных физических нуждах молящегося, и мольба о евхаристическом «Хлебе жизни» (т. е. Теле Христовом, подаваемом верующим на Литургии), про который Апостолы сказали «Господи, подавай нам всегда такой хлеб!» (Иоан. 6:34). Здесь также трудно разглядеть намёк на «небесное правительство», о котором учит Общество Сторожевой Башни. ЧТО ТАКОЕ ЦАРСТВО БОГА Ни в одной из притч Царство Божье не сравнивается с правлением одной группы лиц над другой Иисус Христос много говорил о Божьем Царстве, но нигде в Его словах вы не найдёте мысли, что оно является «небесным правительством». Ни в одной из Своих притч Он не сравнивал его с какой-либо политической деятельностью или управлением одной группы лиц над другой. Напротив, Он учил Своих последователей: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так» (Матф. 20:25,26). Рассмотрим образы Царства Небесного, встречающиеся на страницах Библии, чтобы убедиться в том, что среди них нет чего-то подобного правительству, парламенту или администрации. Во-первых, оно сравнивается с благословенной страной или землёй. «Наше же жительство [букв. «государство» — прим. ред.] — на небесах, — говорит Апостол Павел, — откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Филип. 3:20). Все христиане для него являются «согражданами святым и своими Богу» (Еф. 2:19). О Царстве Небесном в Библии говорится как об «отечестве» (Евр. 11:14-16), оно сокрушает прочие царства (Дан. 2:44). Другой частый образ — прекрасный Божественный город. Вспомним уже упоминавшееся видение Апостола Иоанна, в котором тот «увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба» (Откр. 21:2). В Писании христиане говорят о себе: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13:14); «приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму...» (Евр. 12:22); этот «вышний Иерусалим... матерь всем нам» (Гал. 4:26). Это очень важный образ. Он помогает правильно понять слова ветхозаветных пророков о «Сионе»,«Иерусалиме», «святом граде» и будущем блаженстве праведников там. В-третьих, Царство Божие в Библии сравнивается с домом (Лук. 13:24-28). «В доме Отца Моего обителей много», — говорил Иисус Христос, обещая «приготовить место» всем своим последователям (Иоан. 14:2,3). Царство — это словно некая собственность христианина, его имущество на небесах (Евр. 10:34), поэтому в Библии часто встречаются выражения «завещать Царство», «наследовать Царство» и т. п. (Лук. 22:29; Иак. 2:5; 1Кор. 6:9,10; Гал. 5:21). Четвёртый образ, часто встречающийся в речи Христа, это картина пира или большого званого ужина (Матф. 22:2; Матф. 25:1-13; Лук. 14:16-24). «Многие придут с востока и запада, — говорит Он в предведении присоединения язычников к Своей Церкви, — и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Матф. 8:11). «Возлягут», потому что в обычае восточных народов было не сидеть, а лежать за столом. Гостя радушно встречали сами хозяева, давали ему воды для омовения ног, умащивали ему голову дорогим маслом (Лук. 7:44-46). Само пиршество отличалось обилием и роскошью во всём, разнообразием яств. В ночь накануне Своей казни Христос произносит интересные слова: «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Марк. 14:25). Здесь обращает на себя внимание выражение «новое вино». Господь приводит вроде бы земную аналогию, но прибавляет — «новое», то есть иное, нежели земное. Итак, с образами немного разобрались, осталось выяснить, что за ними стоит и как их понять. Здесь нас также ждёт большое разнообразие. Одно из значений понятия «Царство Небесное» — это состояние человека находящегося в единстве со Святым Духом. Такое понимание основывается на словах Иисуса Христа: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21). Греческий предлог «εντοσ», употреблённый в данном случае, может быть понят и как «внутри», и как «посреди». Однако в ортодоксальных толкованиях это место Евангелия традиционно понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это полностью согласуется с предшествующими словами: «Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там» (Лук. 17:20,21). Для верующего оно наступает, когда он посредством исполнения заповедей становится способным к восприятию в себя полноты Божественной благодати. Спаситель говорил о таком человеке: «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Итак, хотя Царство Божие духовно открывается уже в этой жизни, но во всей своей полноте оно явится только после Второго Пришествия Иисуса Христа. Каково же это — оказаться в Царствии Небесном ещё при жизни? Некоторое представление об этом может дать Священное Писание. В Евангелии есть рассказ о чуде Преображения Господня, очевидцами которого стали ученики Пётр, Иаков и Иоанн (Матф. 17:1-9; Марк. 9:1-9; Лук. 9:28-36). Христос явился в «Царствии Своём», «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». И это прославление Его было такое преблаженное, такое прерадостное, что Пётр воззвал к Иисусу: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи [т. е. шалаша — прим. ред.]: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Матф. 17:4). А ведь он только шесть дней тому назад уговаривал Христа не допускать Себя до страданий. Но в ответ услышал от Иисуса страшный упрёк: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!» (Матф. 16:22,23). И этот же Апостол Пётр, который услышал такой ответ, теперь говорит: «Хорошо нам здесь быть!». И неразумно предлагает построить три шалаша: себя-то и других двух учеников совсем забыл. Ему в тот момент так радостно и страшно было, что «не знал, что сказать; потому что они были в страхе» (Марк. 9:6; Лук. 9:33). Он был, говоря библейским языком, «восхищен» в это время и хотел продлить это блаженное состояние — настолько оно было необычайно, что он позабыл весь остальной мир, оставшийся у подножья той горы, всё человечество, всех родных, всех людей... Нам это непостижимо, но в душе Петра так и было! В Библии есть и ещё одно свидетельство о подобном переживании. Апостол Павел в одном из посланий пишет о себе, хотя и как будто о ком-то ином: «Знаю я о человеке во Христе, что он четырнадцать лет тому назад — было ли то в теле, не знаю; было ли вне тела, не знаю, Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю об этом человеке — было ли то в теле, не знаю; было ли без тела, не знаю, Бог знает, — что он был восхищен в рай и слышал неизречённые слова, которых нельзя человеку выразить» (2Кор. 12:2-4, ПЕК). Так необыкновенно было состояние Апостола, что он даже не понимал, «в теле или вне тела» он в тот момент находился! В любом земном языке нет таких слов, чтобы прямо выразить то, что видит и слышит человек, оказавшись в раю. Вот это и есть обещанное Христом Царствие Небесное. В Организации «Свидетелей Иеговы» принято изъяснять стих Лук. 17:21 словами «среди вас»: «Оно [т. е. Царство — прим. ред.] среди них, потому что среди них находится назначенный Царь Царства Бога, Иисус Христос» (книга "Самый великий человек, который когда-либо жил", гл. 93). На это заметим, что пришествие в мир Господа Иисуса Христа, как обещанного и долгожданного Мессии, сопровождалось многими знамениями: это и появление необычной звезды (Матф. 2:1-3), и явление сонма Ангелов (Лук. 2:8-18), и глас с небес (Марк. 1:10,11; см. также Иоан. 12:28-30), и чудеса исцеления больных и воскрешения мёртвых. Всё это в совокупности наделало такого переполоха в Израиле, что фарисеи и иудейские первосвященники даже «собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него...» (Иоан. 11:47,48). Так что Христос пришёл и действовал в мире весьма «приметным образом», а вот наступление благодатного духовного состояния в душе христианина действительно скрыто от посторонних глаз. Но это серьёзно подрывает теорию о «небесном правительстве», поэтому Общество Сторожевой Башни старается опровергнуть такое понимание Царства. Один из главных аргументов при этом заключается в том, что в сердцах фарисеев, к которым и обращался Христос, не могло быть ничего Божьего, поскольку они «гордые», «неверующие», «лицемерные» и т. д. Отвечая «Свидетелям Иеговы», можно выделить несколько моментов. Во-первых, Иисус Христос очень часто использовал обращённые к Нему вопросы противников для того, чтобы научить прочих окружающих какой-либо важной истине. Это видно в ответах и о подати кесарю (Матф. 22:15-22), и о наибольшей заповеди (Марк. 12:28-34; срав. с Матф. 22:35,36 и след.). Точно также и здесь, Его слова адресованы не столько спрашивающим фарисеям, сколько присутствующим там же ученикам и простому народу. Во-вторых, не все фарисеи были такими негодяями, как их старается представить Общество. Среди них были и богобоязненные люди, подобно Никодиму или Иосифу Аримафейскому, названному Лукой «человеком добрым и правдивым» (Лук. 23:50); некоторые из фарисеев даже предупреждали Иисуса о грозящей Ему опасности и советовали Ему уйти в безопасное место (Лук. 13:31). Поэтому и в сердце фарисея может духовным образом наступить Царство Божие, и тогда он становится настоящим христианином. Другой аргумент «Свидетелей Иеговы» заключается в том, что рассмотренное толкование делает Царство «чем-то эфемерным в сердце человека» (книга "Познание ведущее к вечной жизни", стр. 91). А как же слова Апостола Павла, что «Царствие Божие [это]... праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17), что «плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22,23)? Это тоже делает Царство Божие «чем-то эфемерным в сердце человека»? Нет, нисколько. Это иудеи мечтали, что придёт Мессия как могущественный правитель, который принесёт земное благоденствие, политическую и экономическую стабильность, отсутствие войн и тому подобное. Таким образом, Царство Божие иудеи понимали как нечто чисто внешнее. Для них речи Христа о накапливании сокровищ на небесах, «где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф. 6:20), представлялись, несомненно, тоже «чем-то эфемерным». Им хотелось чего-то более реального, привычного для человека, материального. Подобные же ожидания, очевидно, питают и в Обществе Сторожевой Башни: не имея опыта подлинного Богообщения и не в силах помыслить ничего более возвышенного, чем окружающая их действительность, они просто автоматически переносят человеческие реалии в сферу Божественного. По их мнению, непременно должен существовать некий комитет, подобно нынешним правительствам, который будет управлять народными массами, распределять различные блага, принимать совместные решения и т. д. Единственное отличие заключается в том, что комитет этот будет заседать на небесах. Мысленно поместите ЦК КПСС на небо — и вы получите модель, предлагаемую Организацией «Свидетелей Иеговы»! Но разве не говорил Христос, что Его Царство не от мира сего, то есть не похоже ни на одно земное устроение (Иоан. 18:36)? Выражение «Царство Божие» может также указывать и на Новозаветную Церковь, появившуюся в день Пятидесятницы, когда ученики Христовы «исполнились все Духа Святого» (Деян. 2:4). С того времени стали более понятны многие пророческие образы. Так, Апостол Пётр, указав на исполнившихся Духом Святым христиан, процитировал слова пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...» (Деян. 2:17). Таким образом, «последние дни» — новая эра, наступившая с приходом Мессии, которая завершится к Его Второму Пришествию. Образ «Божьей горы» в устах пророков получил конкретный, вполне определённый смысл — это Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Своей Кровью: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы» (Мих. 4:1; Ис. 2:2). И Церковь действительно охватывает всех, кто православно (т. е. правильно) верит во Бога, в единую общину верующих. Внутри неё исчезают все национальные и социальные различия: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Кол. 3:11). В видении, растолкованном пророком Даниилом, также встречается образ горы, наполняющей собой землю: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их... камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю» (Дан. 2:34,35). Что это означает? Об этом говорится далее: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44). Наш Спаситель («камень» — срав. с 1Петр. 2:3-8; Еф. 3:19-21; Рим. 9:31-33) утвердил на земле «Царство» (Свою Церковь) и нам, христианам, доверил распространение, укрепление и усиление его. Каждый из нас должен приложить все силы и средства, чтобы способствовать расширению пределов этого Царства. И тогда оно, словно горчичное зерно, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Матф. 13:31,32), оно подобно закваске, постепенно преображает весь мир (Матф. 13:33). В Церкви Христовой уже сейчас реально и ощутимо присутствует Бог, в ней исполняется Его обещание «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20). С момента основания она уже не могла исчезнуть или угаснуть под влиянием враждебных сил, поскольку Иисус Христос ясно заверил, что «врата ада не одолеют её» (Матф. 16:18), то есть отныне ей надлежит только возрастать и расширяться. Итак, в определённом смысле Царство Божие уже присутствует в Церкви и посредством неё человек получает возможность стать ему причастным.
Наконец, Царство Божие можно понять как жизнь будущего века. Об этом нам открыто мало, в основном — через символы и образы пророческих видений. «И увидел я новое небо и новую землю...» — так начинается описание Царства, пришедшего во всей полноте (Откр. 21:1-27). Мы видим совершенное обновление мира, в котором, по воскресении, окажется праведный человек. Он не только внутренне, духовно ощутит счастье единства с Богом, но и телесно. Бог создал человека в теле, а это значит, тело не есть нечто временное и ненужное, а необходимая и полноправная часть человеческого естества. Конечно, Священное Писание даёт нам только образ будущего мира, и мы не можем знать во всех подробностях, как именно будет существовать человек в обновлённом мире (срав. с 1Иоан. 3:2). Земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она несказанна и превосходит человеческие представления. Только одно нам открыто точно — что оно необычайно блаженно, причём в разной степени для каждого сподобившегося достигнуть Царсвия Божиего. «Одних [Бог] почтит большими почестями, других меньшими, — говорит святитель Василий Великий, — потому что "звезда от звезды разнится в славе" (1Кор. 15:41). И поскольку "многи обители" у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства — в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех. В связи с этим есть ещё одно оригинальное и крайне интересное понимание — Сам Христос и есть «Царство Божие». Вот как звучит гимн, сочинённый византийским монахом Симеоном Богословом:
ЧТО СТАНЕТ ВОЗМОЖНЫМ БЛАГОДАРЯ ЦАРСТВУ БОГА? Помочь «Свидетелям Иеговы» осознать ошибочность интерпретации Царствия Небесного как некоего «правительства» можно следующим образом. В 15-ом абзаце их обучающей книги написано: «Вспомни, в чём заключается воля Бога для земли. Об этом говорилось в 3-й главе. В самом начале, ещё в Эдемском саду, Бог ясно показал, что он желает сделать землю раем. Он хотел, чтобы её населяли праведные люди и чтобы они жили вечно... намерение Бога не изменилось». Здесь можно тактично поинтересоваться: 1) входило ли изначально в намерение Бога такое устройство райской жизни, при котором одна группа лиц правила бы другой? 2) должны ли были люди разделиться на две категории, и должны ли были Адам и Ева управлять с небес кем-то из своих потомков? 3) если «нет», то почему теперь в намерение Бога входит подобное деление людей на «правителей-небожителей» и земных «подданных»? 4) выходит, что будущий рай будет отличаться от первозданного? Возможно, «Свидетели Иеговы» попытаются убедить, что никакого изменения в этом нет. Однако это легко опровергается с помощью их же книги: с одной стороны в ней написано, что изначально все люди должны были «жить в раю на земле», а с другой стороны — что в будущем на райской земле будет жить лишь часть людей. Разница между этими утверждениями видна, как говорят, невооружённым глазом, и если «Свидетель Иеговы» увидит эту разницу, ему будет куда проще согласиться с мыслью: а может, в книге Откровение описан не возврат к исходной точке, а нечто новое (как, собственно, там и написано: «Се, творю всё новое» — Откр. 21:5)? А раз так, то и нет никакой необходимости ограничивать праведников вечной жизнью на земле. Впрочем, нетрудно представить и возражения, которые могут привести в ответ на это «Свидетели Иеговы». Все они содержатся в специальной книге для проповедников, выпущенной Обществом Сторожевой Башни. «Говорится ли в Новом Завете о небесной жизни как о надежде для всех христиан?» — спрашивается там (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 248,249). Как было показано в самом начале данного комментария, ответ очевиден — да, говорится. Составители же книги придерживаются противоположного мнения и приводят в его поддержку следующие библейские ссылки: Иоан. 14:2,3; Иоан. 1:12,13 и Рим. 8:14,16,17. Они уже рассматривались нами ранее. Первое место Писания сопровождается таким комментарием: «Здесь Иисус говорит своим верным апостолам, что со временем они будут с ним на небе, в "доме" его Отца. Но он не говорит, сколько ещё людей пойдёт на небо». Этот стих — аргумент, скорее, против учения Общества Сторожевой Башни. Ведь, по логике догматистов из Организации, Христос как раз должен был указать точное число. А Он вместо этого говорит, что «обителей много», то есть «места» хватит всем. Комментарий Общества ко второй библейской ссылке звучит так: «Обратите внимание, что в контексте, в стихе 11, говорится о "своих" Иисуса, о евреях. Те из них, кто его принял, когда он пришёл в I веке, стали детьми Бога и получили надежду на небесную жизнь. В этих стихах используются глаголы в прошедшем времени. Значит, речь идёт не обо всех, кто стали христианами с тех пор». Почему-то автор забыл, что Иоанн написал Евангелие (с глаголами в прошедшем времени) тоже в I веке. Получается, что с той поры никто больше не обрёл «надежду на небесную жизнь»? Но, согласно учению Общества Сторожевой Башни, к 1930-м годам на земле жило около 52 000 «помазанников» (их называют «остатком»), да и евреев среди них было мало. Так что «аргумент» просто не работает. К третьему библейскому отрывку идёт следующая приписка: «В то время, когда Павел написал эти слова, так и было: все ведомые Божьим духом были сыновьями Бога и питали надежду прославиться с Христом. Но так было не всегда. В Луки 1:15 сказано, что Иоанн Креститель исполнится святого духа, но Матфея 11:11 ясно показывает, что его не будет среди тех, кто прославится с Христом в небесном Царстве». Автор на этот раз забыл, что Иоанн Креститель умер до того, как Апостол Павел написал своё послание к римским христианам! Поэтому утверждение «Но так было не всегда» ничем не подкреплено. Нет ни одного библейского стиха, где бы говорилось, что после I века что-то изменится в уповании христиан, что возможность получить Святой Дух, «Дух усыновления», исчезнет. Кроме того, автор и Иоанна Крестителя совершенно необоснованно «лишил» небесной награды росчерком пера. В Матф. 11:11 говорится: «Из рождённых жёнами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его». Под «меньшим» Христос явно подразумевает Самого Себя (стихом ранее Он процитировал пророчество Малахии, где речь идёт о Мессии и «вестнике», идущем перед Ним). В глазах людей Иоанн действительно выглядел более значительной фигурой, чем Иисус: во-первых, по возрасту он был старше, во-вторых, он с детства вёл уединённую жизнь в пустыне. Но в Царствии Небесном Христос был «больше его», поскольку Он не только человек, но и Бог. Таким образом, этот стих вовсе не говорит, что Иоанна «не будет среди тех, кто прославится с Христом в небесном Царстве». Это небольшое исследование позволяет оценить, какие трюки проделывают авторы из Общества Сторожевой Башни, чтобы выдать собственные умопостроения за библейское учение. Без несообразностей не обошлось и в этом разделе главы книги «Чему на самом деле учит Библия?». Например, при переходе от 14-ого к 15-ому абзацу выражение «исполнить волю Бога на земле» странным образом трансформировалось в «исполнить волю Бога для земли». Смена предлога — это, казалось бы, небольшое изменение, но оно серьёзно смещает акцент. Далее, в 18-ом абзаце написано, что в конце времён демоны обольстят земных царей, «... "чтобы собрать их [царей] на войну великого дня Бога Всемогущего". Цари земли соберутся "на месте, называемом по-еврейски Хар-Магедон" (Откровение 16:14, 16). Как видно из этих двух стихов, решающая битва между правительствами людей и Царством Бога называется Хар-Магедон, или Армагеддон». Однако внимательный читатель заметит, что «Армагеддоном» в Библии названо место решающей битвы с силами тьмы, а не сама битва. Несомненно, это проба, насколько человек готов сходу «проглатывать» всё, что ему преподносят в книге. Тщательная проверка любых ссылок на Священное Писание, прочтение библейских стихов в контексте поможет вам постоянно держать ухо востро. КОГДА ЦАРСТВО ИСПОЛНИТ ВОЛЮ БОГА НА ЗЕМЛЕ? Вопрос о дате, которую вычислили некие «внимательные исследователи Библии», подробно освещён в приложении IV. Эта тема таит в себе не только много интересного, но и опасного, поскольку любой «Свидетель Иеговы», позволивший себе усомниться в правдивости и точности этой даты, может быть изгнан из Организации как лицо, не проявляющее должной преданности руководителям. Здесь же обсудим статус Иисуса Христа как Царя Небесного. Уж казалось бы, Его ответ благоразумному разбойнику (Лук. 23:42,43), апостольские слова, что Он «вознёсся на небо и воссел одесную Бога» (Марк. 16:19), «вознёсся во славе» (1Тим. 3:16), делают неуместными какие-то сомнения в этом предмете. Однако даже и тут у Общества Сторожевой Башни имеются собственные соображения на этот счёт. «Было ли Царство установлено, когда Иисус вознёсся на небо? — вопрошают читателя авторы в 22-ом абзаце. — Нет, ведь как Петр, так и Павел говорили, что после воскресения Иисуса на нем исполнилось пророчество из псалма... (Деяния 2:32—35; Псалом 109:1; Евреям 10:12, 13). Как видно, должно было пройти время». Попробуем с Божьей помощью разобраться и в этом вопросе. Итак, действительно в псалмах Давида говорится: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Но далее следует продолжение: «Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих» (Пс. 109:1,2). Заметьте, как сказано — не только «сиди», но и «господствуй». Вот и Апостол Павел в одном из своих посланий пишет о том же: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (1Кор. 15:25). В «Библейском словаре Брокгауза и Ефрона» отмечается, что «часто о руке, особенно правой (деснице), метафорически говорится как о силе, власти и господстве». Таким образом, выражение «сидеть одесную» синонимично понятию «царствовать», «господствовать». Сын Божий, «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его» (Евр. 10:12,13). Итак, не начала Своего царствования ждёт Христос, согласно этим богодухновенным словам, но момента, когда «враги Его будут положены в подножие ног Его». Суммируя всё вышесказанное, можно сделать следующий вывод: в рассуждениях на тему Царства Божиего авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» никак не учитывают многозначность этого понятия в Священном Писании, в результате чего оно необоснованно сужается до единственного варианта — будущего «мирового правительства». Хотя, когда Христос, например, говорит «приблизилось Царство Небесное» (Матф. 4:17; 10:7), «достигло до вас Царствие Божие» (Матф. 12:28), или когда говорит книжнику «недалеко ты от Царствия Божия» (Mapк. 12:34) и т. п., то ясно, что речь идёт о чём-то существущем уже сейчас. Подобные места Писания нельзя понять в смысле чего-то будущего, а в особенности — «правительства» (ведь действительно нелепо звучат фразы вроде «Недалеко ты от правительства...»). Кроме того, будет ошибкой применять все характеристики и атрибуты земных царств к Небесному. Это очевидно из слов Христа, записанных в Иоан. 18:36. Земное царство имеет царя, придворных, армию, суд, подданных, священнослужителей и т. д. В нём существует определённая иерархия. Но, как видно из Библии, в Царстве Божием всё обстоит совершенно иначе. Там все будут слугами (как Царю, так и друг другу), и даже Сам Господь будет вечно служить Своим слугам в Своём вечном Царстве (Матф. 20:26,27; Откр. 22:3; Лук. 12:37). Там все будут царями, хотя не будет никого, над кем они могли бы царствовать в буквальном смысле этого слова. Там все будут священниками Бога, хотя не будет никого, кто нуждался бы в священническом служении, ибо все там будут святы. Речь о том, что каждый удостоившийся Царства Божьего будет навеки возвеличен Богом до уникального привелегированного положения, некоторой аналогией которого является статус царя и священника (Откр. 1:5,6; 5:9,10). | |
Всего комментариев: 0 | |