Главная » Статьи » Дополнительно |
В этой главе речь пойдёт о рае. Какие ассоциации вызывает это слово у людей? Сегодня многие склонны понимать рай упрощённо — просто как земное благоденствие, в какое включается и нравственное состояние общества: экономическая стабильность, отсутствие войн, повышение культуры и тому подобное. А значит, тогда и не нужны будут ни суды, ни тюрьмы, никакое иное наказание, потому что не за что будет и наказывать — все будут хороши! При таком понимании, Бог является лишь средством или устроителем такого блаженного общества, лишь орудием для нас, для нашей жизни на этой земле. То есть, при таком взгляде, не Бог является целью стремлений людей, и не Его общение с ними, а определённые материальные блага. Подобные чаяния осуждались проповедью Апостолов: «Многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Филип. 3:18,19). Такие люди говорят: мы будем жить. Но где? На земле. Мечтают: насадим сады-огороды и будем сыты — опять на земле; будем пребывать в вечном мире и без страданий — и снова на земле. Вот те, у которых все заботы и помышления ограничиваются землёй и связанным с ней «изобилием пищи» да собственным благополучием, поистине имеют своим богом чрево! Христианские мечтания иные: «Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Филип. 3:20); «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Но почему Павел упомянул о «врагах креста Христова»? Всё дело в значении крестной смерти Спасителя, в том, что стало возможно благодаря ей. Сам Иисус Христос, будучи на земле, проповедовал о Царстве Божьем, Небесном (Матф. 4:17; 13:43; Лук. 8:1; 9:2; Иоан. 12:26 и др.); тому же самому была посвящена и апостольская проповедь (1Петр. 1:3,4; Кол. 1:5,6). Но как грешному человечеству взойти на небеса к Самому Богу? Грех несовместим с Божественной святостью. Поэтому Христос приносит Искупительную Жертву за нас, тем самым открывая верующим путь на небо. Это Его дар всему человечеству. Следовательно, те, кто отказываются от этого дара, выражают презрение к Крестной Жертве Сына Божьего. В этом-то смысле они и оказываются «врагами креста Христова» (подробнее об Искуплении см. комментарий к главе 5). «Царствие Божие не пища и питие» (Рим. 14:17) Но как быть со словами древних пророков, которые вроде бы описывали будущую жизнь праведников на земле? Во 2-ом абзаце главы пособия приводятся некоторые цитаты из Библии, которые требуют рассмотрения. «Иегова обязательно исполнит все свои замыслы! Он "не напрасно сотворил... [землю]; Он образовал её для жительства" (Исаия 45:18)». Действительно, Господь сотворил землю пригодной для жизни, и она после сотворения не пустовала, а была заселена. Причём на земле живут не только люди, но и растения, животные, птицы и т. д. Строго говоря, в приведённом стихе из книги Исайи нет мысли, что она предназначена для вечного обитания на ней человечества. Далее авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» приводят слова Давида: «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Пс. 36:29). О какой «земле» идёт речь? Иудеи словом «ארץ» с определённым артиклем (т. е. «hа-арец» — «земля») называли Землю Обетованную, Палестину. Что касается слов «будут жить вовек», то еврейское слово, переведённое как «вечно», означает также «в необозримом будущем». То есть живущие в то время израильтяне, а также их дети, и дети их детей (стих 26) будут жить в Земле Обетованной в противоположность нечестивым: «...потомство нечестивых истребится» (стих 28). Также в абзаце есть ссылка на Откр. 21:3,4: «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Если прочесть с 1-го стиха этой главы, то становится ясно, что это часть описания схождения Нового Иерусалима на землю. И не просто на землю, а на «великую и высокую гору» (стих 10), куда возносит Ангел Иоанна, чтобы показать этот Божий город. Этот Новый Иерусалим нисходит с неба от Бога, чтобы принять спасшихся людей, имена которых записаны в «книге жизни», а из нечистого ничто туда не войдёт (стихи 24-27). Если это рай, то он совсем не похож на тот, что когда-то был потерян людьми. Давайте просто сравним: в первой книге Библии читаем, как «назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1:10), — а Апостол Иоанн видит, что в будущем «прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1); в четвёртый день творения Господь создал «светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю» (Быт. 1:14,15), — а в будущем «ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22:5); наконец, в книге Бытие рай описывается как сад, а Иоанну Ангел «показал... великий город, святый Иерусалим» (Откр. 21:10). Конечно, есть в Библии пророчества и как бы о земном благоденствии. Например, «будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их... Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:21-25) и тому подобные. Да вот только все они — из книг ветхозаветных, написанных ещё до прихода Сына Божьего. То есть через пророков Бог открывал нечто Своему народу, ходящему пока под Законом — «тенью будущих благ, а не самым образом вещей» (Евр. 10:1). А когда пришёл Христос и освободил нас от клятвы Закона, то, образно говоря, на смену молоку пришла твёрдая пища (срав. с 1Кор. 3:1-3; Евр. 5:12-14). Слова ветхозаветных пророков нужно понимать через призму Нового Завета, символически. Хотя бы потому, что в таких стихах говорится о плодах, а мы знаем, что «пища для чрева и чрево для пищи. А Бог и то и другое упразднит» (1Кор. 6:13, ПЕК); говорится о рождении детей, а нам открыто, что в Царстве будущего века «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Матф. 22:30); говорится, что «столетний будет умирать юношею» (Ис. 65:20), а Господь говорит, что смерть и ад будут ввержены в озеро огненное (Откр. 20:14). КАК У БОГА ПОЯВИЛСЯ ВРАГ Итак, что же представлял собой рай, который люди потеряли? Это был прекрасный сад, в котором было «всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи»; первозданный мир до согрешения людей был нетленным, так как в нём не было ещё смерти, ибо «Бог смерти не сотворил» (Прем. Сол. 1:13). Всё было устроено человеку во благо! Однако целью обитания людей в том раю было не просто наслаждение счастливым бездельем, а стремление к чему-то более высокому, постоянная динамика восхождения от славы к славе. Само наличие «древа познания добра и зла» посреди рая и Божьей заповеди не вкушать от него указывает на определённое духовное упражнение, данное людям. Как физические упражнения призваны сделать нас более сильными, выносливыми, подняв на новую ступень, так и заповедь Господа представляла собой испытание, которое должен был выдержать человек, чтобы взойти ещё выше. Эта блаженная картина вызвала зависть одного из разумных духов, вставшего на путь зла. Этот дух, прозванный впоследствии диаволом и сатаной, обладая, как все разумные существа, свободой, данной ему для совершенствования в добре, не устоял в истине и отпал от Бога ещё до появления людей. Причиной тому была гордыня, «ибо начало греха — гордость», говорит сын Сирахов (Сир. 10:15). Апостол Павел, предостерегая апостола Тимофея от поставления в епископа из новообращенных, прибавляет: «чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1Тим. 3:6). Этот гордый дух стал превозноситься своим могуществом и силой, он не захотел любить Бога и исполнять волю Божию, а захотел сам стать, как Бог. Диавол решил во что бы то ни стало соблазнить первых людей на грех против Бога, и это ему, к сожалению, удалось. Согрешив, человек не только лишился рая — исказилась вся его человеческая природа. «...Адам потерял совершенство, поэтому все его потомки унаследовали от него грех (Римлянам 5:12)», — говорится в абзаце 7. Чтобы разобраться в глубине произошедшей в Эдеме трагедии, следует прежде всего понять — а что такое «человек»? Во 2-ой главе книги Бытия описывается сотворение человека следующим образом: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Мы видим, что, согласно этим словам Библии, человеческая природа изначально сложна. В ней есть нечто сродное и с животным миром (то, что взято из праха), и нечто богоподобное (то, что Бог «вдунул в лице» человека). А так как Господь превыше праха земного, следовательно то, что даровано Им, выше и главнее, чем то, что взято от земли, и поэтому управляет последним. «Дыхание жизни», то есть душа, есть и у других живых существ, но происхождение её иное: животная душа происходит от той же стихии, что и их тело. Душа скотов и зверей — от земли (Быт. 1:24), душа рыб — от воды (Быт. 1:20), а потому и разрушается, уничтожается, как и всё материальное. Но как понять слова «стал человек душою живою»? Священное Писание нередко называет нечто целое по имени его части, например, грешных людей — «плотью» (Быт. 6:12). Как справедливо замечает святитель Игнатий (Брянчанинов), «весь человек наименован живою душою, потому что, по соединении души с телом, он сделался единым существом, состоящим из души и тела, но существом, в котором преобладание имеет душа. Тело — дом души, её орудие» (святитель Игнатий Брянчанинов, "Слово о человеке"). Слова же «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25) указывают бесстрастие первых людей и на то, что их умы были направлены в первую очередь на славу духовного мира. Грехопадение внесло искажение в человеческую природу: люди отпали от естественного состояния и впали в противоестественное, при котором душа стала раболепствовать телу. Человек стал вести образ жизни, скорее, скотоподобный; жизнь его сделалась подчинённой прежде всего низменным инстинктам, стремлению к получению телесных удовольствий. Не только сам человек, но и весь окружающий его мир изменился в результате грехопадения. Изначальная гармония между природой и человеком была нарушена: теперь стихии могут быть враждебны ему — огонь, вода, бури, землетрясения могут погубить его. Земля уже не будет произращать всё сама собой: её надо возделывать «в поте лица». Звери тоже становятся врагами человека: змей будет «жалить его в пяту» и другие хищники — нападать на него (Быт. 3:14-19). Гармония между людьми и природой нарушилась. Вся тварь подчиняется «рабству тления», и теперь она вместе с человеком будет «ждать освобождения» от этого рабства, потому что покорилась суете не добровольно, а по вине человека (Рим. 8:19-21). Но из-за грехопадения высокое предназначение человека не изменилось, хотя и откладывалось на некоторый срок. КТО ПРАВИТ ЭТИМ МИРОМ? Знакомый вопрос! Где-то мы нечто подобное уже словно бы и слышали... «Спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?» — эти слова в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» прозвучали из уст... Воланда. Естественно, этот персонаж интересовался не просто так, не из праздного любопытства, а с целью убедить своих собеседников в том, что заправляет всем в этом мире не кто иной, как сам сатана. Этой же точки зрения придерживаются авторы из Общества Сторожевой Башни. В первую очередь они обращаются к евангельской сцене искушений Иисуса Христа, а именно к искушению «всеми царствами земными»: «Подумай: могло ли это стать искушением для Иисуса, если бы земные царства не принадлежали Сатане?» — вопрошают в 11-ом абзаце авторы книги. И «контрольный вопрос» звучит специфично: «Как рассказ об искушении Иисуса подтверждает, что этим миром правит Сатана?». Правильнее было бы спросить «Подтверждает ли рассказ об искушении Христа мысль, что правителем мира является сатана?». Вопрос важный, требующий тщательного исследования. Во-первых, почему бы не напомнить «Свидетелям Иеговы» слова из предыдущего абзаца их книги — что сатана является лжецом. Буквально там сказано: «У тебя есть возможность встать на сторону Иеговы. Ты можешь признать его своим Правителем и доказать, что Сатана — лжец». А сейчас авторы пособия хотят, чтобы мы поступили ровно наоборот — признали, что диавол не солгал (по своему обыкновению), и что Иегова вовсе не Владыка всего мира. Итак, можно ли в этом эпизоде полагаться на слова диавола? Во-вторых, для оценки адекватности искушения, необходимо выяснить, видел ли искуситель во Христе нечто большее, чем просто человека? Прочтите, как в 3-ем и 6-ом стихе он говорит «если Ты Сын Божий...» (т. е. диавол был неуверен, кто же в действительности был перед ним). «...Искуситель вдруг видит Его алчущим; это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может подумать, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может поверить, чтобы это был Сын Божий» — пишет Иоанн Златоуст (см. Златоуст, Избранные творения. Том 7. "Толкование на святаго Матфея Евангелиста", кн. 1). Именно это недоумение диавола и слышится в его речах. Раздираемый сомнениями, он предлагает Иисусу Христу три важнейших искушения: хлебом, чудом и властью, надеясь с первого искушения уловить Его так же, как и первых людей. Как тех он соблазнял обманом, так и здесь он выбирает обман. «Иисус не отрицал, что все правительства мира находятся во власти Дьявола...» — говорится также в книге Общества Сторожевой Башни. Но из чего это следует? Во время искушений в пустыне, сатана предлагает Христу цитаты из Писания, вкладывая в них совершенно неуместный смысл. Например, разве слова «Ибо написано: Ангелам Своим [Бог] заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» должны быть в данной ситуации реализованы тем способом, который предлагает сатана («бросься вниз с храма»)? Очевидно, что реальный смысл данной цитаты совершенно иной. Христос об этом знал, но не счёл нужным указать диаволу на ложную интерпретацию текста. Он лишь отражает искушение другой цитатой из Писания, которая, впрочем, имеет отношение и к остальным искушениям. Итак, из того, что Христос в данном случае не счёл нужным указать на ложную интерпретацию, не следует, что толкование лукавого было истинно. Так же и из того, что Господь не опроверг его заявление о власти над земными царствами никак не следует, что Он с этим согласен. Кроме того позже Христос говорит Своим ученикам: «...дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18). От кого же дана? Неужели от сатаны? Такое предположение было бы весьма богохульным. «Свидетели Иеговы» верят, будто миром управляет диавол Что же в действительности сказано в Библии относительно земных царств? В первой главе, когда мы рассматривали, что означает имя «Господь», уже приводилась следующая цитата: «Твоё, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество» (1Пар. 29:11,12). Давид восклицал: «Господне есть царство, и Он — Владыка над народами» (Пс. 21:29). Ту же мысль встречаем у праведного Иова: «Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их» (Иов. 12:18). Также можно принять во внимание богодухновенные слова пророка Даниила: «Дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» (Дан. 4:14). С учётом таких фактов, заявление учебного пособия Общества Сторожевой Башни, будто «в Библии нигде не говорится», что Бог правит нашим миром, выглядит несколько категоричным и преждевременным. Итак, согласно Священному Писанию, над царствами человеческими владычествует единый повелитель — Господь Бог. А то, что cатана думает о своих полномочиях нас должно мало интересовать. Он известный лжец (Иоан. 8:44), и не стоит повторять ошибку Адама и Евы, поверивших словам лукавого. Если же обратиться к тем библейским стихам, которые перечисляются в 12-ом абзаце, то уже самая первая из них вступает в противоречие с толкованием Общества Сторожевой Башни: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан. 12:31). Итак, даже если предположить, что диавол действительно владел всем миром, то он лишился этой власти ещё 20 веков назад. Следовательно, нельзя сказать, что сейчас он правит миром. Это самое простое, что приходит в голову при чтении этого фрагмента Писания. Если же углубиться в более внимательное исследование, то у Апостола Иоанна мы увидим и такие слова: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3:16). При этом он же увещевает: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1Иоан. 2:15). Как же понять то, что Бог мир сильно возлюбил, а христианам нельзя этого делать, потому что иначе в них не будет любви Отчей? Это кажущееся противоречие объясняется, однако, просто. Ясно, что Бог возлюбил не тот «мир», что лежит во зле (или, как написано в «Переводе Нового Мира», «во власти Злого»). Значит, это слово — многозначно. Оно может означать человечество в целом (например, «...Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» — Иоан. 6:51), либо же место его обитания («Бог, сотворивший мир и всё, что в нём» — Деян. 17:24); также оно может означать и людей, отвратившихся от Бога и погрязших в грехе, ведь «кто кем побеждён, тот тому и раб» (2Петр. 2:19; см. также Иоан. 8:3). Сатана — «князь» (или «правитель», как в «Переводе Нового Мира») над теми, кто ему покорился, а не над всеми вообще или над местом обитания человечества. О нескольких значениях слова «мир» в греческом языке говорится также в журнале «Сторожевая Башня» от 1 ноября 1997 г. на стр. 8 и 13 — предложите «Свидетелям Иеговы» убедиться в этом на основании их собственной публикации. А что можно сказать о светской власти? От Бога она или от сатаны? «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены», — поучает Апостол Павел. — «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим. 13:1-6). Действительно, законы любой цивилизованной страны запрещают грабить, убивать, насиловать, распространять наркотики и т. д. За их соблюдением следят соответствующие государственные органы, защищая граждан от преступности и пресекая зло. Конечно, власти бывают разные: бывали в истории человечества и кровавые деспотии, и безжалостные тоталитарные режимы. И хотя для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти (человека над природой — Быт. 1:28, мужа над женой — Быт. 3:16, родителей над детьми — Лев. 19:3, царя над подданными — 1Цар. 8:22), но из этого не следует, что все деяния властей предержащих угодны Господу. «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила — от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, — и строг суд над начальствующими» (Прем. Сол. 6:1-5). Каждый имевший и имеющий ныне власть над людьми даст на Страшном Суде ответ Богу за свои деяния и будет либо оправдан, либо осуждён. КАК БУДЕТ УНИЧТОЖЕН МИР САТАНЫ Библия действительно содержит грозные предупреждения нечестивому миру — раковой опухоли на теле мира Божьего. «Покайтесь, — взывали к коснеющему во грехе человечеству Иоанн Креститель и Иисус Христос, — ибо приблизилось Царство Божие». Бог собирается окончательно покончить с грехом и преобразить творение. В Организации «Свидетелей Иеговы» считают, что для этой цели «Иегова Бог назначил Иисуса Христа Главой своего небесного Царства, или правительства» (абзац 14). Но можно ли заменять слово «царство» таким современным термином как «правительство»? И насколько такая замена передаёт смысл библейских текстов о Царстве Небесном? Под «царством» в те древние времена люди понимали то, что сегодня мы называем словом «государство» или «страна», то есть совокупность людей, живущих на определённой территории, управляемых определённым политическим институтом. Так, например, Вавилонское царство в Священном Писании иногда называется собственно «царством», а иногда — «страной» (см. Дан. 2:49; Дан. 4:15). То, что «царство» обозначает гораздо больше, чем только правителей над определённой территорией, показывают и такие библейские отрывки: царь Кир повелел «...объявить по всему царству своему, словесно и письменно» (Езд. 1:1). Ясно, что речь не только о ближайшем окружении царя (советниках, сатрапах и т.п.), не только правящей элите, но и о всей стране вообще. Аналогичный смысл виден и в словах пророка Моисея: «то же сделает Господь со всеми царствами, которые ты будешь проходить» (Втор. 3:21). Войска израильтян проходили, конечно же, покорённые страны, а не какие-то «правительства» этих стран. Да евреи и не знали привычных нам правительств — коллегиальных органов исполнительной власти осуществляющих управление государством. Окружающие их земли управлялись единоличным главой — царём (или, в случае его отъезда, наместником); он стоял во главе царства, но он не являлся самим царством. «Царствовать» означает «владеть» (Быт. 37:8), то есть «царствование» это владение, а «царство» это то, чем владеют. В этом случае становится понятно приглашение Христа, которое Он скажет всем праведным людям «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство», то есть примите во владение это Царство, царствуйте (Матф. 24:34; срав. 2Тим. 2:12; Откр. 1:6). Более подробная информация о Царствии Небесном содержится в комментарии на 8-ую главу книги. НОВЫЙ МИР БЛИЗОК! В самом начале этой главы уже рассматривалось видение Апостола Иоанна о «Новом Иерусалиме». Оно начинается словами «И увидел я новое небо и новую землю». Этот же образ использует и Апостол Пётр, говоря о том, чего ожидают все христиане (2Петр. 3:13). Что же это такое «новое небо и новая земля»? «Иногда под словом "земля" в Библии подразумеваются люди, которые на ней живут (Бытие 11:1, ПАМ), — полагают авторы книги Общества Сторожевой Башни. — Поэтому праведная "новая земля" — это люди, которых одобряет Бог» (абзац 15). Да, порой слово «земля» и вправду может обозначать живущих на ней людей. Но применимо ли это к выражению «новое небо и новая земля», употреблённое Апостолом Петром? Обратимся к контексту: «Думающие так [наглые ругатели — прим. ред.] не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков» (2Петр. 3:5-7). Апостольские слова явно отсылают нас к рассказу о начале творения (см. Быт. 1:1-10) и истории о великом Потопе (см. Быт. гл. 6–8). «В начале сотворил Бог небо и землю» — читаем в книге Бытия. До сотворения людей ещё было далеко, значит под «землёй» здесь не подразумеваются люди. Кроме того, не говорится, что «небо и земля» были потоплены водой или погибли, но то, что «тогдашний мир погиб». Ранее, при обсуждении библейского выражения «князь мира сего», уже говорилось, что в Писании «миром» часто называются люди (кстати, чаще, чем «землёй»), причём речь идёт о нечестивых людях. Таким образом, грешники были погублены через затопление буквальной земли водой — вот мысль Апостола. Далее, переходя к от дел древности к современному ему и его читателям положению вещей, Пётр пишет, что «нынешние небеса и земля... сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков». Здесь также отделяются понятия «земля» и «люди». По аналогии с Потопом можно перефразировать мысль следующим образом: грешники будут погублены через «затопление» земли огнём. И далее он поясняет, когда и как именно это произойдёт: «Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2Петр. 3:10,13). «День Господень» — это день Второго Пришествия Христа, «день суда» (стих 7); «стихии», то есть все элементы мироздания, разрушатся в очистительном огне; та же участь постигнет и ветхую землю. Однако это тотальное огненное разрушение не означает, что материя исчезнет навсегда — она обновится, преобразится в «новое небо и новую землю». По принципу единства толкования «новая земля» не может обозначать людей, поскольку в предыдущих стихах, как было показано, Пётр явно отделяет «землю» (до Потопа и «нынешнюю») от населяющих её. Да и не странно ли, в противном случае, будут звучать слова Апостола — «мы, мол, по обетованию Божьему ожидаем неких новых людей, которых одобряет Бог»? Но чего же тогда ожидали христиане? В том же послании читаем: «...откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр. 1:11). Да, именно надеждой войти в Царство Небесное и наполнен весь Новый Завет (с этого и начался этот комментарий к 3-ей главе). Апостолы использовали различные образы для обозначения той будущей реальности, что ждёт всех верующих в Иисуса Христа: «Царство Божие», «небесный город», «святый Иерусалим», «небеса», «рай». Причём последний образ из перечисленных понимался христианами уже не в ветхозаветном смысле (как земной сад или парк), а как нечто такое, что можно увидеть только будучи «восхищенным до третьего неба». Авторы же рассматриваемого учебника, очевидно, не учитывают эту особенность, поскольку пишут: «Иисус пообещал разбойнику, который умирал рядом с ним: "Ты будешь со мной в Раю" (Луки 23:43). Иисус говорил ему о будущем земном Рае» (абзац 24). Но разве в Евангелии от Луки что-то говорится о рае земном? Перечитаем указанное место в контексте: «И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Речь идёт о Царстве Христа, а оно «не от мира сего» (Иоан. 18:36), оно не земное, а небесное. Смысл этого отрывка в том, что распятый разбойник просил Христа вспомнить о нём в конце времён, когда Царство Божие явится во всей славе. Но Сын Божий заверил его, что уже ныне (то есть, в тот же день) они будут вместе, в раю. Явно здесь подразумевается не земной рай. Естественно возникает вопрос: как же раскаявшийся разбойник мог в тот же день быть со Христом в раю, Который после казни на кресте был мёртв три дня и три ночи (Матф. 12:39,40)? Ответ очень прост, но чтобы его узнать, нужно вначале понять, Кто такой Иисус Христос. Этому и посвящена следующая глава. | |
Всего комментариев: 0 | |