Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Приложение IV: «1914 год — важная дата в истории ОСБ»

В комментарии на 2-ую главу книги «Чему на самом деле учит Библия?» вопрос о вычислении определённых дат отдельными деятелями уже затрагивался. Вы, должно быть, помните историю Уильяма Миллера — основоположника адвентистского движения, разработавшего систему математических расчётов и предсказавшего Второе Пришествие Христа в 1844 г. Вторая половина XIX в. для США ознаменовалась многими подобными вспышками религиозной экзальтации. Сменяющие друг друга экономические кризисы приводили к массовому разорению фермеров и усилению безработицы в городах. Подобная обстановка неуверенности всегда была благодатной почвой для вестников конца света. В это время становятся необычайно популярными религиозные течения, чьё вероучение связано с ожиданием скорейшего Пришествия Христа. Будущий основатель журнала «Сторожевая Башня» Чарльз Тейз Расселл жил и работал именно в такой исторический период.

Расселл родился в феврале 1852 г. в Питтсбурге (штат Пенсильвания, США) в семье пресвитериан. Он получил довольно скромное образование — оно ограничивалось 7-ю годами школы, которую он бросил в 14 лет. Ещё будучи школьником Чарльз мечтал о стезе миссионера, но впоследствии он разочаровался в учениях своей конфессии, покинул её и начал исследовать различные религии, особенно восточные. Ранняя смерть младшего брата и матери, братоубийственная Гражданская война в Америке (1861-1865 гг.) и её социально-экономические последствия не могли не повлиять на молодого человека. Всё чаще его посещали сомнения в существовании Бога. Переломным моментом в жизни Расселла стала встреча с адвентистами в 1869 г., которые оказали позитивное влияние на 17-летнего юношу. Вскоре молодой Расселл пригласил своих друзей на совместные исследования Библии. Как уже говорилось, в 1844 году после провала пророчеств Миллера адвентистское движение столкнулось с серьёзным кризисом. Многие были разочарованы тем, что обещанное на тот год пришествие Иисуса Христа так и не состоялось. Внутри этого движения в попытках «сохранить лицо» появились несколько групп, одна из которых провозгласила новую дату — 1874 г. Она была получена путем арифметического прибавления к 1844 г. ещё 30-ти лет. Исходили из того, что раз Спаситель вышел на общественное служение в возрасте 30 лет, то и Второе Пришествие должно состояться через 30 лет после Его Пришествия в небесный храм. С приверженцами такой хронологии и познакомился молодой Расселл. Своей целью он провозгласил независимое от кого бы то ни было изучение Священного Писания. Надо сказать, что подобные цели ставили перед собой многие из активных протестантов, давших начало новым религиозным движениям, и в этом Расселл был не одинок. Свой любительский кружок он назвал просто — «Исследователи Библии».

Основатель Общества Сторожевой Башни
Чарльз Расселл —
молодой и амбициозный

Когда время назначенного Пришествия Христа (1874 г.) миновало, перед «Исследователями Библии» встал всё тот же знакомый вопрос: когда же наступит Второе Пришествие? Чарльз Расселл искал ответ на вопрос практически везде... кроме Библии. Его заинтересовали материалы, опубликованные адвентистом Нельсоном Барбором в одном из журналов. Чарльз встретился с автором статьи в середине 1876 г., и тот убедил Расселла, что Христос невидимо присутствует в мире с 1874 г. В 1879 г. вышел первый выпуск журнала «Сионская Сторожевая Башня и вестник присутствия Христа», который 27-летний Расселл начал издавать самостоятельно. Таким образом, журнал, известный сегодня как «Сторожевая Башня», первоначально имел в своем названии словосочетание «вестник присутствия Христа», которое (как верил Расселл, и как учили некоторые из адвентистов) началось невидимо в 1874 г. Остаётся вопрос о появлении другой даты — 1914 г. Расселл рассматривал этот год как начало тысячелетнего Царства Христова, незадолго до которого произойдёт священная война Армагеддон и воскресение мёртвых. В своих «исследованиях» он исходил из того, что иудейский век закончился в 70 г. н. э., то есть спустя 40 лет после того, как Спаситель вышел на Своё общественное служение: Иерусалим был захвачен и разрушен римскими войсками, а иудейское царство, распявшее Христа, с того времени окончательно исчезло. Нечто подобное, по его мнению, должно было произойти и в 1914 г. (1874+40=1914): ожидалось падение государственности и всех социально-политических институтов на Земле. В книге «Время близко» (1889 г.) Расселл писал: «...Мы считаем установленной истиной то, что окончательный конец царств этого мира и полное установление Царства Божьего совершится к концу 1914 года н. э. Тогда будет дан ответ на молитву церкви, возносимую с того дня, как отошёл Господь, — "Да приидет Царствие Твоё"; и под этим мудрым и справедливым управлением вся земля наполнится славой Божьей — знанием, праведностью и покоем (см. Пс. 71:19; Ис. 6:3; Авв. 2:14), и воля Божья будет "на земле, как и на небе"». Чуть позже в «Сторожевой Башне» за июль 1894 г. он вновь со всей определённостью заявил: «Мы не видим основания менять даты — да и не могли бы их изменить. Мы верим в то, что это Божьи сроки, а не наши. Имейте в виду, что 1914 год означает не начало, а конец времени бедствий».

Этот краткий экскурс в историю «Свидетелей Иеговы» (до 1931 г. носивших название «Исследователей Библии») приведён здесь для того, чтобы показать справедливость слов приложения книги «Чему на самом деле учит Библия?»: «За несколько десятилетий до 1914 года исследователи Библии возвещали о том, что эта дата станет исторической вехой». Однако если коснуться сути — в чём «веховость» и значение в истории этой даты — то здесь существует большая разница между тем, что возвещалось «Исследователями Библии» и Организацией «Свидетелей Иеговы». Ведь Чарльз Расселл рекламировал 1914 г. как «конец времени бедствий», «конец царств этого мира», когда «вся земля наполнится знанием, праведностью и покоем». Как видно, «Божьи сроки» оказались не такими уж и «Божьими», поскольку современная Организация «Свидетелей Иеговы» давно их пересмотрела и утверждает прямо противоположное: теперь 1914 г. — это время «начала бедствий», а не конца. Забытыми оказались и такие «исторические вехи» как 1874 г. (начало невидимого присутствия Христа) и 1878 г. (начало воскрешения христиан для жизни на небесах). Как бы то ни было, упор на датах и сроках по-прежнему остаётся визитной карточкой Общества Сторожевой Башни.

«ВРЕМЕНА ЯЗЫЧНИКОВ»

Организация «Свидетелей Иеговы» придаёт 1914 году особую значимость, поэтому упоминание о нём можно увидеть почти в любом издании Общества Сторожевой Башни. Можно без преувеличения сказать, что это главная дата для Организации. Заявляется даже, что она предсказана в Библии! Естественно, в Писании мы этой даты не обнаружим, потому-то Обществу Сторожевой Башни и приходится выпускать подобные приложения и специальные статьи, посвящённые своей хронологии. Давайте попробуем проследить всю цепочку построений авторов книги «Чему на самом деле учит Библия?», чтобы понять насколько их учение согласуется с Библией да и вообще со здравым смыслом. Прежде всего, они обращают внимание читателя на слова Иисуса Христа о попрании Иерусалима в течении «времён язычников», записанные в Лук. 21:24: «Иерусалим был столицей Израиля — престольным городом царей из рода Давида (Псалом 47:2, 3). Эти цари отличались от правителей других народов. Они сидели "на престоле Господнем" и были представителями самого Бога (1 Паралипоменон 29:23). Поэтому Иерусалим представлял правление Иеговы. Как и когда народы начали попирать правление Бога?». Прочитаем слова Господа Иисуса Христа в контексте: «Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится всё написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лук. 21:20-24). И действительно это предсказание исполнилось в точности. Из истории известно, что в 66 г. н. э. евреи восстали против оккупировавших их римлян, и войска под командованием Цестия Галла осадили Иерусалим. Неожиданно римский полководец отвёл свои войска, что дало христианам в Иерусалиме и Иудее возможность внять предупреждению Христа и бежать в горы. Спустя 4 года, римляне вернулись и снова окружили Иерусалим — бегство уже стало невозможным. Согласно свидетельству иудейского историка Иосифа Флавия, к тому времени, когда римляне превратили город в развалины, около миллиона иудеев погибли и примерно 100 000 попали в плен. В 70 г. н. э. Иерусалим был почти полностью разрушен; сохранилась только часть западной стены и три башни дворца царя Ирода. Учитывая это, самым естественным было бы понимать слова из Лук. 21:24 как сказанные о буквальной столице Израиля. Соответственно, начало «времён язычников», исходя из библейского контекста, логичней отнести к 70 г. н. э. То, что под «Иерусалимом» здесь следует понимать «правление Иеговы», вовсе не самоочевидно. Это определённое допущение, которое делают авторы. Отметим это как бы «про себя» и продолжим следить за их рассуждением, не забывая проверять все ссылки на Священное Писание.

«Как и когда народы начали попирать правление Бога? — говорится в приложении далее. — Это произошло в 607 году до н. э., когда Иерусалим захватили вавилоняне. Никаких ссылок в обоснование не приводится. Из слов Христа в Лук. 21:20-24 не следует, что он говорил о событиях, начавшихся 6-ю веками ранее. Наоброт, речь явно шла о будущих событиях: «Когда же увидите Иерусалим, окружённый войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его... и Иерусалим будет попираем язычниками». По мнению авторов, тот факт, что на Седекии «линия царей из рода Давида прервалась», является мощным ударом по «правлению Бога» над Своим народом. Однако цари у израильтян были не всегда. Сначала Господь осуществлял управление Своим народом через вождей (Моисей, Иисус Навин), затем — через «судей» (Самуил, Гедеон, Самсон и др.). Эпоха царей начинается в Израиле с Саула (1Цар. гл. 8-10), впрочем, даже когда Господь пресёк царскую династию, Он нисколько не утратил правления над народом. Через пророков и праведников, которые ничуть не хуже справлялись с функцией «представителей самого Бога», Иегова продолжал руководить и наставлять, и если бы евреи были покорны наместникам Божиим, то времена такого управления были бы не менее многоценны и благодатны, чем в царскую эпоху.

Даже если согласиться с авторами пособия и допустить, что «правление Бога» как-то связано с наличием у евреев законного царя, то пресловутые «времена язычников» должны были тогда закончиться в I в. н. э., ведь «законное право на венец Давида имеет Иисус Христос (Луки 1:32, 33)», как справедливо отмечается в приложении. Именно на Нём исполнилось пророчество Захарии (Зах. 9:9), когда собравшиеся в Иерусалиме по случаю праздника Пасхи люди «взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядёт, сидя на молодом осле» (Иоан. 12:13-15). Царём признали Его и пришедшие поклониться волхвы (Матф. 2:2), и Апостолы (Иоан. 1:49; Деян. 17:6,7), и Понтий Пилат (Иоан. 19:14); в конце концов надпись над головой распятого Христа стала официальным признанием Его царского статуса (Иоан. 19:19). Здесь в полный рост встаёт вопрос: кому следует доверять больше — Библии, в которой Спаситель устами многих людей провозглашён Царём уже в I в., или книге Общества Сторожевой Башни, где утверждается, будто Он стал Царём только в 1914 г. да ещё и как-то «невидимо»?

СОН ЦАРЯ НАВУХОДОНОСОРА

Далее нить рассуждений авторов неожиданно устремляется к пророческому сну вавилонского царя Навуходоносора: «Во сне царь увидел высокое дерево, которое было срублено. Чтобы корень дерева не дал новые побеги, его заковали в железо и медь. Ангел провозгласил: "Пройдут над ним семь времён" (Даниил 4:7—13). Деревья в Библии иногда представляют правление, или царскую власть (Иезекииль 17:22—24; 31:2—5). Когда символическое дерево было срублено, это означало, что правление царей, сидящих на престоле Бога, прервалось». Зачем же, спрашивается, «изобретать велосипед», если у нас в распоряжении уже есть истолкование этого сна от самого пророка Божиего Даниила? Рассказывая Навуходоносору о значении увиденного, он ясно объяснил: «Дерево, которое ты видел... это ты, царь, возвеличившийся и укрепившийся, и величие твоё возросло и достигло до небес, и власть твоя - до краёв земли» (Дан. 4:17-19). Кстати, и в упомянутых Обществом Сторожевой Башни местах книги Иезекииля видно, при внимательном чтении, что деревья символизируют конкретных царей (в Иез. 17:22-24 — Седекию, а в Иез. 31:2-5 — царя Ассирии). Срубание дерева означает, в соответствии со словами Священного Писания, следующее: «Вот значение этого, царь, и вот определение Всевышнего, которое постигнет господина моего, царя: тебя отлучат от людей, и обитание твоё будет с полевыми зверями... и семь времён пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и даёт его, кому хочет» (Дан. 4:21,22). Навуходоносор за своё высокомерие был, очевидно, наказан болезнью под названием «ликантропия», особого рода безумием, при котором больной воображает себя животным и ведёт себя соответственно. Как и сообщается в Библии, «всё это сбылось над царём Навуходоносором» (Дан. 4:25) — известно, что Навуходоносор и вправду пребывал в состоянии странной болезни некоторое время, о чём свидетельствует найденная археологами надпись: «В течение четырёх лет моё сердце не радовалось трону моего царствования: я не предпринимал никаких построек, не пел хвалебных гимнов Меродоха, не приносил ему жертв, не очищал каналов». Другая табличка принадлежит Нериглиссору, в которой он назвает себя сыном некоего Билусумискуна, «царя вавилонского». Однако в вавилонских летописях имя такого царя отсутствует; на этом основании полагают, что Билусумискун был не царём, а всего лишь регентом на время болезни Навуходоносора. В общем, вся эта история выглядит закруглённой и вполне заслуживающей своё место в Писании, как притча для следующих поколений властьимущих. Должно ли сбывшееся пророчество о безумии вавилонского царя иметь ещё какое-то большее исполнение? Имеют ли отношение «семь времён» Навуходоносора к Иерусалиму? В Библии на это нигде даже не намекается, однако это не мешает авторам, выдавая желаемое за действительное, заявлять: «...как показывает видение, Иерусалим не будет попираем народами постоянно, но лишь в течение "семи времён"». Но это не что иное как очередное допущение Общества Сторожевой Башни. Читателя хотят убедить, что «дерево должно символизировать нечто большее... дерево символизирует также владычество Иеговы, особенно владычество над землёй» (журнал "Сторожевая Башня от 1 сентября 2007 г., стр. 18). «Свидетели Иеговы» предлагают просто неслыханное толкование: язычник Навуходоносор (антипод Божьего помазанного царя) и Вавилон (антипод установленного Богом царства) в некотором «духовном смысле» теперь символизируют... именно Божье владычество над землёй! Если уж Бог хотел донести до людей мысль, защищаемую авторами книги, то почему выбрал языческий прообраз? Неужели нельзя было безумием наказать израильского царя Седекию? Но «Свидетелям Иеговы» такие вопросы и в голову не приходят; они вслед за своими религиозными руководителями и самого дьявола готовы поставить образом Бога.

Длительность «семи времён» может быть определена различным образом. Автор книги «Пересмотренные времена язычников» Карл Олоф Йонсон по этому поводу отмечает: «Арамейское слово "иддан" означает просто "время, период, сезон"... оно может относиться к периодам разной длительности. Оно не указывает на один и тот же фиксированный период везде, где только встретится. Его значение всегда определяется по смыслу контекста... У людей в древности, таких как вавилоняне и персы, было только два времени года — лето и зима: время засухи и сезон дождей. Таков был обычай и среди древних евреев. В Библии тоже нет упоминаний о весне и осени, только о лете и зиме. По этой линии рассуждений, "семь сезонов" безумия Навуходоносора означают 3,5 года». Учитывая текст вавилонской надписи, о которой говорилось чуть ранее, эта версия весьма правдоподобна. Иные же часто этот период понимают просто — как 7 лет. Общество Сторожевой Башни предпочло третий, «особый» путь: «Из Откровения 12:6, 14 мы узнаём, что три с половиной времени равны "тысяче двумстам шестидесяти дням". Значит, "семь времён" (период, который длится в два раза дольше) равны 2 520 дням». Что этот кульбит даёт «Свидетелям Иеговы»? Как выясняется, не очень-то много, ведь «через 2 520 буквальных дней после завоевания Иерусалима языческие народы не перестали попирать Божье правление». Самый элементарный и логичный вывод из этого: изложенная схема допущений и вычислений неверна, она попросту не работает. Помните, историю с адвентистами — несколько линий «библейских» расчётов указывали на 1844 г., однако, когда он наступил и ничего не произошло, люди предпочли так или иначе перетолковать «важную дату», вместо того, чтобы найти в себе мужество признаться в ошибочности всей этой «божественной математики». Аналогично поступает и Общество Сторожевой Башни. «Согласно принципу "день за год" из Иезекииля 4:6 и Чисел 14:34, "семь времён" равны 2 520 годам, — пишут авторы, пришивая третью ногу своему «библейскому франкенштейну». — 2 520 лет начались в октябре 607 года до н. э., когда вавилоняне захватили Иерусалим и свергли царя из рода Давида. Этот период завершился в октябре 1914 года н. э. Именно тогда закончились "времена, назначенные народам", и Иисус Христос стал Царём на небе». Чем больше следишь за мыслью писателей Организации «Свидетелей Иеговы», тем устойчивее ощущение, будто играешь в конструктор «Лего». От слов Христа в Лук. 21:24 к 4-ой книге Царств, от книги Царств — к книге Даниила, от Даниила — к апокалиптическим видениям Апостола Иоанна... «Кусочек» отсюда, «кусочек» оттуда — но из одного ли они набора? Игорь Скерцо вспоминает: «Для новичка очень трудно на месте всё осмыслить, сопоставить текст из книги для изучения с приведёнными ссылками на Библию, увидеть несоответствия и детально разобраться. Я плохо усваивал материал. Иногда, когда зачитывались библейские цитаты, я даже не видел и не понимал, каким образом они соотносятся с обсуждаемой темой...». Так оно и есть, ярчайшим примером является вычисление необходимого Организации «Свидетелей Иеговы» 1914 года. Во-первых, где же в Библии авторы нашли некий «принцип "день за год"»? В Писании встречаются лишь отдельные, конкретные указания, когда один день может быть пересчитан как год (Числ. 14:34) и когда один год принят за один день (Иез. 4). В отношении книги Даниила подобных указаний не содержится. Почему бы тогда «Свидетелям Иеговы» не использовать принцип «один день как тысяча лет» из 2Петр. 3:8? В приложении заявляется, что «семь времён» равны 2520 дням, потому что в Откр. 12:6,14 три с половиной «времени» приравнены к 1260 дням. Но почему-то «дни» из Откровения Общество Сторожевой Башни так и понимает, строго как буквальные дни (см. книгу "Откровение: его грандиозный апогей близко"), а в книге Даниила переводит в годы. Но если эти два места Писания связаны между собой так, что одно истолковывается через другое, то почему Общество Сторожевой Башни применяет к ним такой непоследовательный подход? А как же «принцип»? Если же он не универсален, то где в Писании указание применить его в Дан. 4:13,20,22? Если в Обществе Сторожевой Башни при чтении и толковании пророческих книг не везде ему следуют, то значит, он не более чем плод разыгравшегося воображения.

«607 Г. ДО Н. Э.»

Отправной точкой отсчёта «семи времён» в литературе Общества Сторожевой Башни назван 607 г. до н. э., который считается 19-м годом правления вавилонского царя Навуходоносора и датой разрушения Иерусалима: «Наступил 607 год до н. э. Идёт одиннадцатый год правления царя Седекии. Вавилонский царь Навуходоносор осаждает Иерусалим уже 18 месяцев. В седьмой день пятого месяца, в девятнадцатый год правления Навуходоносора, к Иерусалиму прибывает Навузардан, начальник телохранителей (4 Царств 25:8)... Через три дня, в десятый день месяца, Навузардан входит в Иерусалим и сжигает город (Иеремия 52:12, 13)» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 марта 2007 г., стр. 11). Эта хронология досталась в наследство Организации «Свидетелей Иеговы» от основателя их религиозного течения — Чарльза Расселла. Он пользовался наработками адвентиста Барбора, где фигурировал 536 г. до н. э. как дата освобождения евреев из 70-летнего вавилонского плена персидским царём Киром. Прибавив 70 лет плена к 536 г. «Исследователи Библии» получили 606 г. до н. э. как дату разрушения Иерусалима, а вычтя 606 из 2 520, они пришли к 1914 г. н. э. Следует обратить внимание на два важных обстоятельства:

  1. Расселл и Барбор пользовались археологическими данными образца начала XIX в., которые, конечно же, были неполными. В течение последующих десятилетий всё новые находки и исследования помогали уточнять и корректировать датировку исторических событий. Поэтому, с точки зрения современной науки, даты Расселла не соответствуют никаким реалиям.
  2. В своих математических операция с годами Расселл не учёл, что в истории не существует «нулевого года» (за 1 г. до н. э. сразу следует 1 г. н. э.). Поэтому, прибавив к 606 г. н. э. 2520 лет, мы получим, на самом деле, 1915-й г., а не 1914-й. Общество Сторожевой Башни исправило эту оплошность лишь в 1944 г., исправив в своей хронологии 606-й г. до н. э. на 607-й. Таким образом, заветный 1914 г. так и остался нетронутым.

Напечатать в своих публикациях новую «истинную» дату легко, но подделать исторические факты Организации «Свидетелей Иеговы» не под силу. Поэтому информацию о разрушении вавилонянами Иерусалима в 607 г. до н. э. можно найти только в одном источнике — в литературе Общества Сторожевой Башни. Ни в одном научном труде эта дата не фигурирует. Реймонд Френц, бывший член Руководящего Совета Организации «Свидетелей Иеговы», занимался подготовкой статьи «Хронология» справочника «Помощь для понимания Библии», изданном Обществом Сторожевой Башни (с 1988 г. заменён двухтомной энциклопедией «Понимание Писания», см. сноску приложения). Он вспоминает о трудностях, с которыми столкнулся при выполнении возложенной на него работы: «Много времени было израсходовано в попытках найти какие-нибудь доказательства, какое-нибудь историческое основание для даты 607 года до н. э. и такой важной для наших вычислений даты 1914 года. Моим секретарём в то время был Чарльз Плегер, член штаб-квартиры, и во всех библиотеках Нью-Йорка он разыскивал что-нибудь, исторически доказывающее эту дату». Результат поисков их просто обескуражил: «Мы не нашли абсолютно ничего, подтверждающего дату 607 года до н. э. Все историки указывали на дату двадцатью годами позднее. Ранее, до проведения работы над статьёй "Археология", я не осознавал, что существовали десятки тысяч клинописных глиняных дощечек, найденных в районе Месопотамии, дошедших до нас со времён древнего Вавилона. Ни на одной из них не было ничего, говорившего о том, что период империи Нового Вавилона (время правления Навуходоносора) был достаточно длинен, чтобы считать 607 год до н. э. годом разрушения Иерусалима. Всё ратовало за то, что этот период был на двадцать лет короче, чем считалось в наших публикациях». Анализ археологического материала подробно представлен в работе Карла Олофа Йонсона «Пересмотренные времена язычников», в которой автор предоставляет 14 (sic!) линий доказательств в пользу общепризнанной в научном сообществе даты разрушения Иерусалима вавилонянами (586/587 г. до н. э.). Это поможет представить, с каким огромным затруднением столкнулись Френц и Плегер. Даже краткий пересказ каждой доказательной линии занял бы значительный объём, поэтому желающие исследовать этот вопрос с научно-исторической точки зрения могут обратиться к книге Йонсона. Здесь же приведём ещё одну красноречивую цитату Френца: «...При работе над книгой много времени и бумаги было изведено на то, чтобы ослабить убедительность археологического и исторического свидетельства, которое обнаруживало неверность нашей даты — 607 года до н. э. — и давало новую точку отсчёта, а значит, конечную дату, отличную от 1914 года... В своих усилиях дискредитировать или ослабить убеждённость в свидетельствах древности, в правильности исторических текстов из империи Нового Вавилона, я был похож на адвоката, столкнувшегося с доказательством, которое он не может преодолеть».

Итак, не имея возможности подкрепить свою дату непосредственно, Общество Сторожевой Башни обращается к очередной «библейской математике». «Основополагающей датой для отсчёта времени до сотворения Адама служит 539 год до н. э., в который Кир ниспроверг династию вавилонских правителей. Указ об освобождении иудеев Кир издал в первый год своего правления над Вавилоном, до наступления весны 537 года до н. э.», — говорится в брошюре Общества, посвящённой хронологии важных событий Священного Писания (брошюра "Всё Писание достоверно и полезно. Урок номер 3 ", стр. 2). Действительно, с тем, что персидский царь Кир завоевал Вавилон в 539 году до н. э., согласны все научные источники. Следует заметить, что эта дата определяется источниками такого же рода достоверности и точности, что и дата 586/587 г. до н. э. как год разрушения Иерусалима Навуходоносором. «Получается, что восстановление поклонения Иегове в Иерусалиме приходится на осень 537 года до н. э., — сообщается в брошюре далее. — Восстановление поклонения Иегове в Иерусалиме осенью 537 года до н. э. ознаменовало конец пророческого периода... Таким образом, "семьдесят лет", закончившиеся осенью 537 года до н. э., должны были начаться осенью 607 года до н. э.» (там же, стр. 3). Уместно спросить «Свидетелей Иеговы», проводящих «изучение Библии», почему Организация отказывается именно от исторического 586/587 г. до н. э., а не от 539 г. до н. э.? Почему 70 лет вавилонского пленения вычитают от времени издания Киром указа в 537 году до н. э., а не прибавляют к 586/587 году до н. э. — общеизвестной дате разрушения Иерусалима? Ответ очевиден: любая другая дата будет конфликтовать с принятой Обществом Сторожевой Башни концепцией «времён язычников» и «эпохальным» 1914 г!

Вполне возможно, что «Свидетели Иеговы», с которыми вам доведётся вести беседу на эту тему, скажут нечто вроде «Мы стремимся руководствоваться, прежде всего, словом Бога — Библией, а не мирской хронологией» или «Мы верим больше Писанию, чем археологии». Поэтому будет нелишним привести некоторые веские библейские доводы, которые совершенно не вписываются в хронологическую картину, нарисованную Обществом Сторожевой Башни в своих публикациях:

  • Пророчество о «семидесяти годах» впервые изрёк Иеремия, оно записано в 25-й главе его книги. Обратите внимание на то, когда должен был закончиться этот период согласно Библии: «И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю её вечною пустынею» (Иер. 25:12). Общество Сторожевой Башни связывает окончание семидесятилетнего периода с 537 г. до н. э. («Восстановление поклонения Иегове в Иерусалиме осенью 537 года до н. э. ознаменовало конец пророческого периода...»). Однако слова Писания чётко указывают на другой зримый ориентир: на то, что по исполнении 70-ти лет Бог накажет вавилонского царя. В 537 году до н. э. никакого «царя Вавилонского» уже не было, поскольку, как пишут и сами «Свидетели Иеговы», ещё за 2 года до этого, в 539 г. до н. э., царь Персии Кир ниспроверг династию вавилонских правителей, убив последнего из них. Следовательно, период в 70 лет заканчивается именно во время падения Вавилона в 539 году до н. э. Решение проблемы «Как Бог мог наказать царя Вавилонского через 2 года после смерти и сокрушения его державы?» никогда не появлялось в публикациях Общества Сторожевой Башни.
  • В Организации «Свидетелей Иеговы» принято толковать эти 70 лет как период запустения Иерусалима, но согласно Библии этот отрезок времени связан с другим событием: «Вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей её и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением... И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет» (Иер. 25:9,11). Итак, хотя в пророчестве и предсказано, что иудейская земля станет разорённым местом, следует заметить, что запустение здесь не приравнивается и не привязывается к периоду в 70 лет (да и вообще никакой временной границы не указывается). В этом тексте ясно и однозначно говорится только о том, что «народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет», и ничего больше. Служение означает вассальную зависимость, «ярмо» (Иер. 27:2 и след.); евреи несколько раз пытались досрочно скинуть это «ярмо» (4Цар. 24:1; 2Пар. 36:12,13), но каждый раз наказывались. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что этот период служения относился не только к Иерусалиму и его жителям, но также и к народам, окружавшим Иудею («приведу их на землю сию ... и на все окрестные народы», «народы сии будут служить...»).
  • «Свидетели Иеговы» связывают начало семидесятилетнего периода с разрушением Иерусалима и пленением царя Седекии. Но эта позиция конфликтует с текстом Библии: «Ибо так говорит Господь: когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Моё о вас, чтобы возвратить вас на место сие» (Иер. 29:10). Эти слова пророк Иеремия написал евреям, которые были пленены ещё до разрушения Иерусалима. Это следует из контекста главы: «Вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима ... ко всему народу, которых Навуходоносор вывел из Иерусалима в Вавилон... через Елеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина, которых Седекия, царь Иудейский, посылал в Вавилон к Навуходоносору, царю Вавилонскому» (Иер. 29:1-3). Царь Седекия ещё не схвачен в плен, город ещё не разрушен, а Иеремия уже призывает уведённых в Вавилон евреев не слушать ложных пророков, предвещавших скорое возвращение на родину, поскольку ещё не исполнились 70 лет. Ведь, заметьте, Иеремия не побуждал пленников ждать до того момента, когда семидесятилетний период начнётся, но ждать, когда он завершится. Это явно предполагает, что на момент написания 29-ой главы Иеремии, эти 70 лет уже идут, а, следовательно, Общество Сторожевой Башни заблуждается, отсчитывая их от даты разрушения Иерусалима (в каком бы году это не произошло).
  • В публикациях Общества Сторожевой Башни отсчёт 70-ти лет начинается с 19-го года царствования Навуходоносора (4Цар. 25:8,9), но, согласно Библии, пророк Даннил и его друзья был в плену уже на 2-ом году Навуходоносора (см. Дан. 2 гл.). Следовательно, период вавилонского пленения начинается ранее 2-го года правления Навуходоносора, а не с 19-го . Против хронологии «Сторожевой Башни» говорит примерный подсчёт возраста пророка Даниила. Известно, что «в третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу...» (Дан. 10:1). «Свидетели Иеговы» согласны с тем, что первым годом царствования Кира был 537 г. до н. э. Значит, Даниил ещё жил примерно в 535 г. до н. э. и даже был вполне деятелен, получая откровения свыше. Его пленение произошло «в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского» (Дан. 1:1). При этом, согласно Иеремии, «четвёртый год Иоакима» был «первым годом Навуходоносора, царя Вавилонского» (Иер. 25:1). Это объясняется, по-видимому, разницей метода подсчёта времени царствования. Вавилоняне использовали систему с отдельным годом восхождения царя на трон. Вполне естественно, что, живя в Вавилоне в должности придворного чиновника, Даниил пользовался вавилонской системой, применяя к иудейским царям тот же самый метод, что и к вавилонским, чтобы избежать путаницы. Таким образом, 4-й год Иоакима по иудейскому счёту соответствует 3-му году по вавилонскому счёту, из чего следует, что Даниил был уведён в плен в начале царствования Навуходоносора (в 1-й год его правления). Если Иерусалим был разрушен, как утверждают «Свидетели Иеговы», в 607 г. до н. э. царём Навуходоносором в его 19-й год правления, то пленение Даниила выпадает на 625 г. до н. э. (607+18). Тогда разница между Дан. 1:1 и Дан. 10:1 составляет около 90 лет! А ведь Даниил был уведён в плен не ребёнком, а самостоятельным юношей (Дан. 1:4), и в таком случае его возраст должен превышать 100 лет. Чтобы обойти эти неудобные для своих хронологических выкладок факты, Обществу Сторожевой Башни приходится идти на хитрость, объявляя 2-й год царствования Навуходоносора в Дан. 2:1 «вторым годом правления в качестве правителя мировой державы» (книга "Внимайте пророчеству Даниила!", стр. 46) и совершенно вольно приравнивая его примерно к 20-му году фактического царствования Навуходоносора.

Всё сказанное ставит под серьёзное сомнение достоверность 607 г. до н. э. как последнего года иудейского царя Седекии и даты разрушения Иерусалима Навуходоносором. Эта важная деталь в концепции «времён язычников, завершившихся в 1914 г.» совершенно не подтверждена археологией и даже противоречит текстам Библии. Довольно интересно, что Обществу Сторожевой Башни приходится неоднократно прибегать к произвольному толкованию Писания, уходу от прямого и естественного понимания слов пророков, выискиванию неочевидных «смыслов». Например, «третий год царствования Иоакима» предлагается понимать как «третий год подчинения этого царя Вавилону» (хотя в Библии чётко говорится именно о царствовании, а не о вассальном служении, пленении и т. п.), а «второй год царствования Навуходоносора» с лёгкой руки авторов превращается в его 20-й год. Чтобы сохранить своё истолкование, «Свидетелям Иеговы» приходиться изменять места Писания, заставлять их говорить что-то ещё, кроме того, что там говорится прямым текстом. Использование 607 г. до н. э., как даты пресечения иудейской царской линии и разрушения Иерусалима, при толковании «семи времён» ошибочно.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО?

Подведём итог этого небольшого исследования. Несмотря на заверения Общества Сторожевой Башни, что на дату 1914 г. указывается в Библии, этого сказать никак нельзя. Следует признать, что на страницах Священного Писания отсутствует как сама эта дата, так и методика её вычисления. Наоборот, на вопрос учеников «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Иисус Христос недвусмысленно дал понять, что такого рода информация нас не касается: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:6,7). Христиане призваны в любое время духовно бодрствовать, ожидая прихода Спасителя, именно потому, что им не дано знать, когда это случится (см. Матф. 24:42-44). В этой связи, «вычисления» точного срока «восстановления Царства» (октябрь 1914 г. н. э.) выглядят весьма странно. Вызывает многочисленные вопросы и сама методика, по которой авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» приходят к этой дате. Чтобы её получить, читатель должен принять целый ряд предположений, догадок, допущений. В своих рассуждениях авторы, по сути, призывают нас:

  • предположить, что Христос в Лук. 21:24 говорил не о будущем разрушении Иерусалима римлянами-язычниками, а об уже бывшем некогда нашествии вавилонян;
  • предположить, что Христос под попиранием Иерусалима подразумевал действия по отношению не к буквальному городу, а к «правлению Иеговы»;
  • предположить, что пресечение череды израильских царей от дней Седекии повлияло на власть Бога;
  • предположить, что пророчество о безумии царя Навуходоносора в 4-ой главе книги Даниила хотя и сбылось над ним, но имеет большее исполнение;
  • предположить, что «семь времён» это ровно 2520 дней;
  • предположить, что к этому периоду следует применить «принцип "день за год"»;
  • предположить, что Седекия был низложен в 607 г. до н. э.

При этом достаточно вынуть хотя бы один из этих «кирпичиков», чтобы рассыпалось всё «здание» 1914-го года. Оказавшись перед лицом доказательств, опровергающих хронологические изыскания Общества Сторожевой Башни, некоторые «Свидетели Иеговы» предпочитают приуменьшить их значение, представить их как нечто второстепенное. «В конце концов конкретная дата не так уж и важна» — возможно думают они. Это говорит о том, что такие люди просто не сознают до конца, насколько важен 1914 г. для Организации «Свидетелей Иеговы»!

Какую же роль играет эта дата в учении Общества Сторожевой Башни? Проверка фактов показывает, что она является краеугольным камнем современного иеговизма. «В 1914 году с завершением "определённых времён наций" [«времён, назначенных народам» — прим. ред.] Господь Иисус Христос был возведён в небесное мессианское Царство. Затем Он произвёл инспектирование класса "раба" или "домоправителя" на земле. (Матф. 25:14—30; Луки 19:11—27) Он нашёл преданных, крещёных, помазанных учеников на земле, которые, несмотря на первую мировую войну и преследование и другие трудности, стремились служить интересам мессианского Царства Иеговы... Факты современной истории показывают, что в 1919 году Он оживил этих сильно упавших духом учеников и соединил их в объединённую корпорацию. Затем Он назначил их как Его класс "раба" "над всем имением своим", то есть, над всеми Его интересами Царства на земле» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 сентября 1972 г., стр. 137). Кто же были эти «преданные, крещённые, помазанные ученики», на которых якобы обратил внимание Христос? «...Это была группа помазанных духом христиан, которая была объединена с издателями журнала Zion’s Watch Tower and Herald of Christ’s Presence ("Сионская Сторожевая Башня и вестник присутствия Христа"), называющийся сегодня "Сторожевая Башня возвещает Царство Иеговы"» (статьи для изучения из английских изданий "Сторожевой Башни" 1990 года, "Верный раб и его руководящая корпорация", стр. 5,6). Значение подобного «избрания» и назначения «над всем имением» трудно недооценить — фактически Организация «Свидетелей Иеговы» объявляет себя уникальным глашатаем Бога. В литературе, выпускаемой Обществом Сторожевой Башни неоднократно отмечается, что «"многоразличную премудрость Божию" можно узнать только благодаря каналу связи, которым пользуется Иегова, — верному и благоразумному рабу» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 октября 1994 г., стр. 8). Итак, Общество Сторожевой Башни заявляет, что является единственным на земле каналом связи с Богом, потому что Иисус Христос в 1914 г. пришёл незримо, чтобы проинспектировать все христианские конфессии, и к 1919 г. отверг их все, кроме Чарльза Расселла и его группы «Исследователей Библии». Но если приведённый в приложении расчёт неверен (а вопросов к нему, как мы убедились, возникает немало), если «времена язычников» не имеют никакого отношения к воцарению Христа на небесах, если наш Господь пребывал со Своими преданными учениками «во все дни до скончания века» (Матф. 28:20) и Ему не требовалось «инспектировать» все конфессии, если в 1914 г. никакой «проверки» не могло и быть, то это ставит крест на «богоизбранности» Организации «Свидетелей Иеговы». Мгновенно разрушается вся казуистика, на которой зиждется власть и непререкаемый авторитет руководителей этого религиозного движения, позволяющие им владеть умами миллионов людей по всему земному шару.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0