Главная » Статьи » Библия и СИ |
Учение «Свидетелей Иеговы»: Когда Бог из любви решил послать на землю Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы вернуть людям возможность жить вечно, то избрал скромную еврейскую девушку по имени Мария из галилейского города Назарет, удостоив её особой чести стать матерью Спасителя. С помощью Своей всемогущей силы Он перенёс сверхъестественным образом жизнь Иисуса с небес в девственную утробу Марии и осуществил зачатие без участия мужского семени. Также Бог чудом сделал так, чтобы Его небесный Сын не унаследовал от неё человеческое несовершенство. Как повествует Библия, после Иисуса у Марии родились дети (как минимум, четыре сына и несколько дочерей) от её мужа Иосифа, однако это не мешало ей прилежно заботиться о необычном первенце и воспитывать Его. Позже она стала последовательницей Христа и, как следует из Писания, была помазана Святым Духом в Пятидесятницу 33 года н. э., получив надежду стать частью небесного правительства, которое во главе с Иисусом будет в будущем управлять всей землёй. Несомненно, эта целомудренная и богобоязненная девушка заслуживает уважения за ту роль, которую она сыграла в осуществлении Божьего замысла. Она достойна нашего подражания в плане веры и преданности Богу, однако оказывать ей религиозные почести и поклоняться ни в коем случае не следует. Нигде в Библии не говорится, что можно молиться или поклоняться кому-то ещё кроме Всемогущего Бога. Почитание Девы Марии имеет языческие, а не христианские корни, восходя к древним культам богини-матери. «Матф. 13:53—56, СП: "Когда окончил Иисус притчи сии, пошёл оттуда. И, придя в отечество Своё, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья [греч. аделфой] Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сёстры [греч. аделфай] Его не все ли между нами?" (Какой вывод вы сделали бы на основе этого библейского текста: что Иисус был единственным ребёнком Марии или что у неё были и другие сыновья, а также дочери?)» Делать выводы на основании отдельного библейского фрагмента, не принимая во внимание того, что говорится по этому поводу в других частях Священного Писания, было бы крайне неразумно. Ведь в процитированных словах сказано: «Не плотников ли Он сын?», но, как известно, Иосиф не был настоящим отцом Иисуса Христа (Матф. 1:18). Значит, всё, что можно извлечь из отрывка Матф. 13:53-56, так это то, что в глазах окружающих Он считался имеющим обыкновенную семью: отца, мать и братьев с сёстрами. Поскольку древняя церковная традиция усваивает праведному Иосифу наличие первой жены, которая безвременно скончалась (см. популярный в среде ранних христиан литературный памятник "Протоевангелие Иакова"), то под «братьями и сёстрами» Господа могут подразумеваться дети Иосифа от этого первого брака. То есть по отношению к Иисусу, сыну Девы Марии, они являлись сводными братьями и сёстрами. Этот взгляд отражён, например, у св. Епифания: «Иосиф рождает упомянутого Иакова (...) После него рождается сын называемый Иосиею, затем после него Симеон, потом Иуда и две дочери: Мария и Саломея. И затем умерла жена его. И спустя много лет после того он принимает Марию вдовый...» (св. Епифаний Кипрский, "Панарион"). Евсевий Кесарийский в своей «Церковной истории» приводит свидетельство раннехристианского писателя Егезиппа, что Симеон был сыном брата Иосифа по имени Клеопа. Сопоставляя эту информацию между собой можно прийти к выводу, что первой женой Иосифа была рано овдовевшая жена его брата, на которой он женился по закону левирата (Втор. 25:5-6). Такое объяснение происхождения «братьев Господних» встречается у святого Кирилла Александрийского и блаженного Феофилакта Болгарского. Другой взгляд опирается на слова Евангелия от Иоанна: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Иоан. 19:25). Из сравнения описания женщин, присутствовавших при казни и погребении Господа, у других евангелистов (Матф. 27:55-61; Марк. 15:40-47) становится ясно, что упомянутая «Мария Клеопова» есть одно и то же лицо с «Марией, матерью Иакова и Иосии» («Марией Иосиевой», «другой Марией»). По мнению блаженного Иеронима Стридонского, указанные Иаков и Иосия являются двумя из четырёх братьев, перечисленных в Матф. 13:55, а следовательно, т. наз. «братья и сёстры» Христа являются детьми родной сестры Девы Марии, то есть связаны с Ним двоюродным родством. Серьёзным недостатком данного истолкования является то, что Предание Церкви совсем ничего не упоминает о существовании у Богородицы родной сестры, что совершенно невероятно, поскольку если бы таковая действительно существовала, то она, конечно, была бы причтена к лику святых и прославлена Церковью. В виду этого некоторые экзегеты считают, что Мария Клеопова приходилась Богородице не родной, а двоюродной сестрой. Ещё одно объяснение представляет собой, если так можно выразиться, средний путь между двумя озвученными выше и основывается на прочтении Иоан. 19:25 согласно древнейшему сирийскому переводу Пешитто, где после слов «сестра Матери Его» находится союз «и», указывающий, что «сестра» Богоматери и «Мария Клеопова» есть два различных между собой лица (см. толкование проф. А.П. Лопухина на Матф. 20:20). Это означает, что при кресте стояло не три, а четыре женщины. Из сличения Марк. 15:40 и Матф. 27:56 нетрудно понять, что Мария Клеопова — это женщина, названная у синоптиков «Марией, матерью Иакова и Иосии», а безымянная «сестра» (двоюродная, конечно же) — не кто иная, как Саломия, «мать сыновей Зеведеевых», то есть мать самого евангелиста Иоанна. В этом случае Апостол Иоанн по отношению к Иисусу Христу был троюродным братом, а интересующие нас Иаков, Иосий, Симон и Иуда — сводными кузенами, то есть детьми брата Иосифа, Клеопы. Таким образом, мы имеем, как минимум, три альтернативных объяснения, кем же на самом деле приходились Господу Иисусу Христу т. наз. «братья Его». Однако наша неспособность точно определить их статус не влияет на тот факт, что они не являлись детьми Девы Марии. Да и разве не безумие думать, что та, которая родила Совершеннейшего Младенца, могла помыслить о рождении других детей? Неужели она после всего чудесно произошедшего с ней превратилась в обычную замужнюю женщину? Могла ли она изменить своей дивной чистоте и непорочности, которую заметил и освятил Дух Божий? Разве не кощунство допускать, будто с той, которую избрал и от которой воплотился Сам Господь, мог вступить в плотскую связь смертный мужчина? Когда Бог явился во сне патриарху Иакову, тот отнёсся к месту, где это случилось, следующим образом: «Истинно Господь присутствует на месте сём; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его» (Быт. 28:16-18). Так неужели же его далёкий потомок, Иосиф, будучи праведен и зная, что «родившееся в Ней [Марии] есть от Духа Святого» (Матф. 1:19-20), посмел бы посягнуть на ту, в ком Бог присутствовал не одной лишь благодатью, но и Самим Своим существом, навеки её освятив и прославив? Если Оза за дерзновенное прикосновение к ковчегу завета, к великой святыне Божьей, поплатился жизнью, если жители Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег, были наказаны «поражением великим» (см. 2Цар. 6:6-8; 1Цар. 6:19), то как же «Свидетели Иеговы» допускают нечестивую мысль, будто бы Господь допустил, чтобы к Его живой Святыне, живому Ковчегу, где Он соблаговолил некогда зачаться по плоти и обитать, к Его Пресвятой Деве-Матери мог кто-то приступить и возлечь с ней, уничтожив её девственность, и излить семя?! И ведь, если верить Обществу Сторожевой Башни, это случилось не один, а много раз! Да грех Озы и жителей Вефсамиса просто меркнет по сравнению с тем, что утверждают «Свидетели Иеговы». Христианское сердце не позволяет нам согласиться с кощунственными и хульными инсинуациями Общества Сторожевой Башни. «В "Новой католической энциклопедии" признаётся, что греческие слова аделфой и аделфай, встречающиеся в Матфея 13:55, 56, "в грекоязычном мире времён евангелиста означали родных братьев и сестёр, и читавшие по-гречески не могли понимать эти слова иначе. В конце IV века (ок. 380) в труде, который не сохранился до наших дней, Гельвидий особо подчеркнул этот факт, чтобы показать, что у Марии, кроме Иисуса, были также другие дети, и тем самым поставить её в пример многодетным матерям. Желая отстоять церковное учение о вечном девстве Марии, Св[ятой] Иероним написал трактат против Гельвидия (383 по Р. Х.). В нём он изложил доводы... которые до сих пор популярны среди католических богословов" (New Catholic Encyclopedia. 1967. Т. 9. С. 337)» Многие доводы блаженного Иеронима актуальны и сегодня, поскольку неопротестанты ничего нового по сравнению с еретиком IV века придумать не сумели. Взять хотя бы аргумент с греческим словом «αδελφος». Анализ библейского текста показывает, что данное слово, как и в русском языке, имеет гораздо более широкий смысл, нежели ему пытаются придать отрицатели приснодевства Пресвятой Марии, и не ограничивается значением единоутробного или единокровного брата. Например, Авраам называл Лота своим «братом» (Быт. 13:8, LXX, см. также Быт. 14:14), хотя тот был в действительности его племянником — сыном Арана, родного брата Авраама (Быт. 11:27). Также и патриарх Иаков назван «братом» своего дяди Лавана (Быт. 29:15, LXX). Это слово употребляется в Библии и для обозначения двоюродных братьев (1Пар. 23:21-22, LXX), близких друзей (2Цар. 1:26, LXX), соплеменников (Деян. 7:23-26; Рим. 9:3; Евр. 7:5) и даже политических союзников (Ам. 1:9-11, LXX). То же самое относится и к греческому слову «αδελφη», которое в Священном Писании служит и для обозначения двоюродной сестры (Тов. 8:4), и сестры по отцу (Быт. 20:12, LXX), и духовного родства (Иак. 2:15). Поэтому упоминание о «братьях и сёстрах» Иисуса Христа в Евангелии не указывает само по себе на то, что речь идёт непременно о детях Пресвятой Марии. Предположение, будто у Матери Божьей были ещё и другие дети кроме Спасителя, создаёт ряд непреодолимых проблем при анализе новозаветных текстов. Странности начинаются с самого начала, с Благовещения. Услышав от Архангела Гавриила весть о том, что она зачнёт Сына, Который «будет велик... и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца», Дева Мария очень сильно удивляется и спрашивает: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лук. 1:30-34). Задумавшись как следует, «Свидетели Иеговы» быстро бы поняли, что этот вопрос для девицы, обручённой мужу, крайне странен. Мария и Иосиф находились уже в той стадии брака, называемой «обручением» (стих 27), когда пара в глазах окружающих уже считалась мужем и женой, но ещё не жили вместе. Обручённая ждала своего избранника, чтобы он пришёл за ней и взял её в свой дом («принял», см. Матф. 1:20). И если впереди предстояла брачная ночь, если бы Дева Мария жила ожиданием и планировала в ближайшем будущем иметь нормальные супружеские отношения с Иосифом, то зачем ей спрашивать у Ангела «как это будет»? В этом нет никакой логики, и для неопротестантской экзегезы это — неразрешимый вопрос. Между тем, Апостольская Церковь изначально знала, что Богородица, ещё живя в Храме, дала Богу обет вечного девства, и что праведный Иосиф был только юридическим её супругом, защитником и кормильцем, проявляя о ней заботу сравнимую с отеческой. Только с учётом этого недоумение и вопрос Девы Марии становятся понятными. Вторая странность, которая становится заметна при чтении Нового Завета, заключается в том, что во всех случаях, когда упоминаются Пресвятая Мария т. наз. «братья» Христа, она никогда не называется их матерью. Нигде в Евангелии мы не встретим оборотов наподобие «мать Иисуса и Иакова» или «сыны Иосифа и Марии», что смотрится довольно необычно, если у Христа действительно были единоутробные братья. Другая несообразность обнаруживается при рассмотрении отношений между Господом Иисусом и Его родичами. Из евангельских текстов с очевидностью следует, что т. наз. «братья Господни» относились к Нему покровительственно и даже свысока: они позволяли себе давать Ему советы по поводу общественного служения (Иоан. 7:3-4) и даже хотели силой увести Его от народа (Марк. 3:21). Такое поведение, учитывая культуру древних евреев, могло иметь место, только если «братья» были старше Иисуса Христа. Однако, согласно воззрениям самих «Свидетелей Иеговы», Он был рождён самым первым. Чтобы объяснить это противоречие, им следует признать, что «братья Господа» были сыновьями не Девы Марии, а какой-то другой женщины. Наконец, ещё одна странность открывается при анализе сцены на Голгофе, где распятый Спаситель в роковые минуты поручает заботу о Своей матери любимому ученику (Иоан. 19:26-27). При этом сам евангелист Иоанн отмечает: «И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (стих 27), что указывает не на какое-нибудь кратковременное пребывание в его доме, а на то, что Пресвятая Дева Мария переселилась на постоянное жительство в дом Апостола. А как же Иаков и Иосий, Симон и Иуда? Где они, и почему их якобы мать вынуждена искать поддержку и опору у чужого человека? Для любого преданного Богу иудея той эпохи было бы немыслимо бросить своего родителя на попечение постороннему лицу, поскольку это явилось бы очевидным нарушением Моисеева Закона (Исх. 20:12). Да и разве стал бы человеколюбивый Господь отнимать у детей их собственную мать? Все эти библейские свидетельства говорят в пользу того, что «братья и сёстры» Иисуса Христа не могли быть родными детьми Девы Марии. «Мар. 3:31—35, СП: "Пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сёстры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь". (Здесь проводится чёткое различие между родными братьями Иисуса и его духовными братьями, его учениками. Никто не станет утверждать, что под словом "Матерь" здесь вовсе не подразумевается мать Иисуса. Логично ли тогда полагать, что слово "братья" относится не к родным братьям Иисуса, а, например, к двоюродным? Когда речь идёт не о родных братьях, а о каких-то других родственниках, используется другое греческое слово [сингенон], которое встречается, например, в Луки 21:16.)» Слово «брат» (евр. «אח», греч. «αδελφος») в Библии используется в широком спектре значений и может относиться к двоюродным и единокровным братьям, племянникам и даже просто к любому соплеменнику. Для восточных народов это было обычной практикой. Древний еврей мог своего внука назвать «сыном», а любого предка по мужской восходящей линии — своим «отцом». Сама Дева Мария называет в Писании святого праведного Иосифа «отцом» Иисуса Христа, хотя тот, конечно же, был не биологическим Его родителем, а отчимом (Лук. 2:48). Поэтому сами слова «брат», «сестра», «отец» или «мать» не могут дать нам точного указания на действительную степень родства обозначаемых ими лиц и не могут служить надёжным ориентиром в рассматриваемом вопросе. Таким образом, для определения значения слова «брат» или «сестра» в конкретном отрывке Библии следует всегда учитывать общий контекст. Но из евангельского повествования мы никак не можем заключить, что упоминаемые «братья» Христа были Его родными братьями и детьми Девы Марии. Они названы так условно, как члены семьи, будучи Его сводными или троюродными братьями. Смысл отрывка Марк. 3:32-35 состоит в том, что в глазах Иисуса духовное родство со слушающими и принимающими Его учение имеет преимущество перед простыми родственными, семейными отношениями. «Ангел, сообщивший Марии о том, что у неё чудом родится сын, не сказал, что её сын будет Богом. Он сказал: "Вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего... [...] ...Рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим" (Луки 1:31—35, СП)» В древности на Ближнем Востоке действительно употреблялись выражения «сын Всевышнего» или «сын Божий» в несобственном смысле — как указание на праведную, служащую Богу личность, имеющую особую связь с Богом (Быт. 6:2; 2Цар. 7:14; Пс. 28:1; Ис. 45:11). Однако исследование слов Архангела Гавриила в свете их восприятия другими евангелистами показывает, что они имеют более глубокий смысл. Для Апостола Матфея рождение Младенца у Девы есть исполнение древнего пророчества Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Матф. 1:22-23; Ис. 7:14). Несмотря на явное несовпадение имён, Апостол взаимоувязывает слова Гавриила и пророка Исайи: для него рождённый от Девы Марии — это Бог, который отныне «с нами», то есть обитает на земле с людьми, соединив в Себе Божество с человеческой природой. «Однако никто не назвал Его Еммануилом. По имени — никто, а на деле — все. Ибо верующие, что говорящий с ними есть Бог, когда веровали этому, соглашались, что с нами Бог, хотя и обращается между нами как человек. Это и значит Еммануил» (Евфимий Зигабен, "Толкование на Евангелие от Матфея"). Для Апостола Иоанна земное рождение Сына Божьего тоже являлось Боговоплощением. Он пишет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (...) Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (...) И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1:1-3,14). То есть от Девы Марии по плоти произошёл Тот, Кто всё создал, первопричина всего сущего — Сам Бог-Творец, а следовательно, она является Матерью Божией, Богородицей, Богоматерью. Подробнее о том, что Господь Иисус Христос есть истинный Бог во плоти см. в статье «Иисус Христос». «Евр. 2:14, 17, СП: "Как дети причастны плоти и крови, то и Он [Иисус] также воспринял оные... ...Он должен был во всём уподобиться братиям". (Разве можно было бы сказать, что Иисус "во всём уподобился братиям", если бы он был Богочеловеком?)» Рассмотрим указанное место Писания в контексте: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всём уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:14-18). Из слов Апостола Павла становится ясно, что под «уподоблением братиям» он подразумевает не природный состав ипостаси Иисуса Христа, а претерпевание Им по плоти различных страдательных состояний вплоть до смерти на Кресте. «Раз, говорит, Он благоволил принять нашу природу, то совершенно последовательно было Ему во всём уподобиться нам, то есть родиться воспитаться, возрасти, претерпеть всё, что следовало, наконец, умереть; это и значит — уподобиться во всём» (блаж. Феофилакт Болгарский). Несколько раз Апостол повторяет: «восприемлет»; Сын Божий не превращается, но принимает, усваивает Себе нечто новое, то есть человеческую природу. «Согласно Библии, Мария действительно была матерью Иисуса. Но был ли Иисус Богом? Только в IV веке, спустя много лет после того, как была написана Библия, Церковь сформулировала догмат о Троице (Большая советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1977. Т. 26. С. 236). В принятом тогда Никейском символе веры Церковь провозгласила Иисуса Христа "Богом истинным". Затем, в 431 году н. э., на Эфесском соборе Церковь объявила Марию Теотокос, что означает "Богородица" или "Богоматерь". Однако ни этих, ни подобных им слов нет ни в одном переводе Библии, и в Библии не найти подтверждения самой идее о том, что Мария — мать Бога» Нет ничего более далёкого от истинного положения вещей, чем данное утверждение. Христа исповедовали Богом с самого возникновения христианства: веру в Его Божество мы находим как на страницах Священного Писания, так и в древнейших церковных трудах. Термин же «Троица» в качестве технического обозначения Бога христиан употребляется уже во II веке святителем Феофилом Антиохийским в его «Послании к Автолику» и западным апологетом Тертуллианом в полемическом сочинении «Против Праксея». Этот термин быстро стал нормативным в древней Церкви: мы находим его в трудах Киприана Карфагенского, Дионисия Александрийского, Мефодия Патарского, Григория Чудотворца и других святых отцов Церкви. У последнего из упомянутых понятие Троицы используется в изложении («символе») христианской веры: «Троица совершенная, славою и вечностью и царством неразделяемая и неотчуждаемая. Посему нет в Троице ни сотворенного или служебного, ни привнесённого, как бы прежде не бывшего, потом же привзошедшего; ибо ни Отец никогда не был без Сына, ни Сын без Духа, но непреложна и неизменна — всегда та же Троица». Таким образом, Символ веры, содержащий учение о Пресвятой Троице, был хорошо известен христианам, как минимум, за 75 лет до столь ненавистного «Свидетелям Иеговы» Никейского Собора! В отношении термина «Богородица» приверженцы Общества Сторожевой Башни также пребывают в глубоком заблуждении. Прежде всего, Собор в Эфесе был посвящён не Деве Марии, а личности Господа Иисуса Христа. Он был созван для решения вопроса об учении Константинопольского архиепископа Нестория, выражавшего образ соединения двух природ во Христе в терминологии «обитания», «союза», так что единый Сын у него явственно разделялся на два субъекта. Дискуссии об именовании Девы Марии «Богородицей» были лишь частным случаем спора о т. наз. «общении свойств» (communicatio idiomatum). Собор опроверг учение Нестория и его сторонников и постановил, что все они погрешают в вере, которая заключается в следующем: Господь Иисус Христос Христос не есть соединение Бога-Сына и некоего отдельного человека, но является Самим Богом-Сыном, Вторым Лицом Троицы, вочеловечившимся от Пресвятой Девы Марии, то есть воспринявшим наше естество во всей его полноте и целостности, а именно — плоть, оживлённую разумной и мыслящей душой, и не было такого момента, когда бы это Его человеческое естество имело бытие без соединения с Божественным; почему и Пречистую Его Матерь следует прославлять как истинную Богородицу (Матерь Божью), ибо родившийся от неё по плоти есть Тот же, Кто предвечно родился от Бога-Отца по Божеству. Сам же термин «Θεοτοκος» был не изобретён на Эфесском Соборе, а использован и разъяснён для выражения неизменной истины, содержимой в лоне Апостольской Церкви от самого времени её создания. Ведь уже у Святых Апостолов Иисус из Назарета, Сын Марии, изображается истинным и совершенным Господом и Богом, посредством чего показывается и удостоверяется, что Пресвятая Дева есть истинно Богородица. Святая Елисавета, как сказано у евангелиста Луки, исполнившись Духа Святого, назвала её «Матерью Господа» (Лук. 1:41-43), свидетельствуя, что само именование Марии Матерью Божьей (Богоматерью, Богородицей) проистекает от Божественного научения. Задолго до 451-го года термин «Θεοτοκος» использовали в своих трудах святые Мефодий Патарский, Афанасий Александрийский, Епифаний Кипрский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. А самым ранним документированным употреблением этого слова является найденный в 1917 г. текст молитвы Богородице, датирующийся специалистами примерно 250 г. н. э. Поэтому заявление Общества Сторожевой Башни, будто только «на Эфесском соборе Церковь объявила Марию Теотокос», трудно расценить иначе как подтасовку исторических фактов. Искренне хочется пожелать «Свидетелям Иеговы», чтобы они вместо слепого цитирования советской энциклопедии и протестантских агиток начали читать непосредственно труды древних христиан. «Вознеслась ли Мария на небо в плотском теле? (...) В Библии говорится: "Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1 Кор. 15:50, СП). Иисус сказал, что "Бог есть дух". Сам Иисус после воскресения снова стал духом, и сейчас он "дух животворящий". Ангелы тоже являются духами (Иоан. 4:24; 1 Кор. 15:45; Евр. 1:13, 14, СП). На каком же библейском основании зиждется утверждение, что кто-то может вознестись на небо в физическом теле, жизнь которого возможна только в земных условиях?» Хотя, в отличие от католиков, Православная Церковь никогда не догматизировала учение о чудесном взятии на небеса тела Матери Божьей после её Успения, тем не менее вера в это событие является неотъемлемой частью церковного предания. Сама возможность телесного вознесения на небо основана на факте славного Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа на небо во плоти, что ознаменовало для всех людей, верующих в Него, открытие пути в небесные обители. Спаситель явился на небеса как первенец из мёртвых, представив в Своём Лице начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Где Глава, там должны быть и члены (Кол. 1:18; 1Кор. 12:27; Филип. 3:20-21). См. также статьи «Иисус Христос», «Вознесение христиан», «Воскресение». «Правильно ли молиться Марии как заступнице?» Правильно, ибо если, как видно из Священного Писания, Богу угодны ходатайственные молитвы людей праведных, любящих Его и исполняющих Его волю (Притч. 15:29; 2Кор. 1:9-11), то тем более Ему угодно заступничество за нас Преблагословенной Девы Марии, как святейшей из всех святых Христовых. Такая роль не была ей чужда даже в земной жизни. Так, на браке в Кане Галилейской, когда обнаружился вдруг недостаток вина, Матерь Божья упросила Своего Сына помочь распорядителю пира и жениху выйти из затруднительного положения: «И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит ей: что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте (...) Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли» (Иоан. 2:3-8). Казалось бы, такая простая житейская ситуация, однако Господь внял просьбе Своей Матери и не оставил её без внимания. И поныне Богородица ходатайствует, моля Сына своего о нас, ибо телесная смерть для неё стала приобретением, и водворение у Господа после Успения никак не умалило её чистую любовь к нам, а скорее наоборот, дало ей большее дерзновение перед Спасителем (см. Филип. 1:21; 2Кор. 5:8). «Учит ли Библия тому, что христиане должны почитать изображения Марии?» В Библии не запрещается оказывать Божьим угодникам почести. Если пророки Илия и Елисей, праведный Иосиф Прекрасный и царь Давид, праотец Христа по плоти, были достойны поклонения (3Цар. 18:7; 4Цар. 1:13; 2:15; Быт. 43:26; 1Цар. 25:23), то как можно отказать в почитании Самой Матери Божьей, проведшей жизнь святую и непорочную, превзошедшей всех тех достославных мужей в добродетели, как можно не чтить Пречистую Деву, пламенеющую в душе величайшей любовью к Богу, как можно не прославлять Родительницу Спасителя мира, совершеннейшую из людей, чуждую земных страстей, далёкую даже в мыслях от всякого зла, как не восхвалять ту, которая соделалась живым храмом, достойным обитания в нём Всевышнего? Потому-то православные христиане глубоко почитают Богоматерь, и это выражается в различной форме: в её честь названы многие храмы и монашеские обители, о ней слагаются духовные песнопения, ей посвящены сюжеты множества икон. Вопрос не в том, является ли почитание изображений Девы Марии прямым библейским установлением, а в том, противоречит ли эта практика евангельской истине. Размышления над словами Священного Писания показывают, что такового противоречия не существует (см. статью «Изображения»). «Почитали ли Марию особым образом в христианском собрании первого века? Как же легковесно подходит Организация «Свидетелей Иеговы» к вопросу об отношении Церкви первых веков христианства к личности Пресвятой Девы Марии, предлагая рассмотреть всего несколько апостольских писем и игнорировать другие свидетельства! Между тем в Новом Завете содержится достаточно указаний на её особый статус в глазах Бога и людей. С глубоким благоговением и трепетом читаем мы удивительные слова Архангела Гавриила, обращённые к будущей Матери Божьей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами... Ты обрела благодать у Бога» (Лук. 1:28-30). Это дивное ангельское приветствие содержало в себе не только весть от Бога, но и выражало высокое восхищение и почтение перед Непорочной Девой. Ему вторят внушённые Духом Святым слова праведной Елисаветы: «Благословенна Ты в жёнах и благословен Плод чрева Твоего... И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (стихи 42 и 45). В каком резком контрасте находятся эти евангельские богородичные гимны с неопротестантским взглядом на Пресвятую Марию, как на обычную благочестивую девушку, одну из многих, не заслуживающую особого к ней отношения! Сотни девиц жили в Галилее, однако не к ним, а лишь к ней одной был послан от Бога Ангел для засвидетельствования, что именно она сподобилась столь величайшей чести — стать земной матерью Сына Божьего. А что же Пречистая Отроковица? «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» (Лук. 1:46-49). В этих торжественных словах Церковь усматривает предвосхищение её будущего почитания верующими всех поколений. И действительно, прославление коснулось Богоматерь ещё при жизни «Когда же Он [Христос] говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лук. 11:27). И хотя евангелисты нечасто упоминают о ней, но когда это случается, то моменты всегда оказываются знаковыми. Первое чудо Иисуса Христа — и оно совершается по ходатайству Его Матери (Иоан. 2:1-11), последние Его слова перед смертью — и снова рядом оказывается Дева Мария (Иоан. 19:25-30), излияние Святого Духа на Апостолов — и среди них мы вновь видим Богородицу, которая вместе с ними предварительно молится и как бы испрашивает и подготавливает Его сошествие (Деян. 1:12-14; 2:1-4). Примечательно, что среди собравшихся в горнице женщин одна только Дева Мария названа Лукой по имени. Давайте теперь рассмотрим ещё некоторые свидетельства того, как ранняя Церковь относилась к Богородице. Во второй половине II века в среде христиан имело хождение т. наз. «Протоевангелие Иакова», в котором описывается рождение Девы Марии, её жизнь в Иерусалимском Храме и подчёркивается её вечное девство. О популярности этого текста в древние времена говорит тот факт, что на сегодняшний момент сохранилось около 130 содержащих его рукописей, оно было переведено на сирийский, арабский, коптский, эфиопский, армянский и другие языки. Это и подобные ему сочинения говорят о горячем желании ранних христиан знать больше подробностей о жизни Преблагословенной Девы, что косвенно указывает на особое почитание, которым была окружена личность Матери Господа Иисуса Христа в древней Церкви. В 1917 году неподалёку от Александрии египетскими археологами была обнаружена самая древняя на сегодняшний день рукопись, содержащая молитву Богородице. Документ, исходя из палеографических данных, датируется примерно 250 г. н. э. и содержит следующий текст на греческом языке: «Под твоё благоутробие прибегаем, Богородице Дево. Моления наши не презри во обстояниях, но от бед избавь нас, единая Чистая, единая Благословенная». Данная находка интересна тем, что подтверждает существование практики молитв святым у ранних христиан, свидетельствует в пользу древности термина «Θεοτοκος», а также показывает высокую точность церковного предания, сохранившего текст песнопения с III века до наших дней без существенных изменений (сегодня в православных храмах поётся: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная»). К древнейшему периоду Церкви Христовой относятся и различные фресковые изображения Божьей Матери, выполненные в местах богослужений ранних христиан. Самое древнее из подобных изображений обнаружено в катакомбах Присциллы и датируется специалистами II веком. Фигура Богоматери запечатлена в композициях «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Оранта», что является важнейшим и бесценным памятником христианского благочестия первых четырёх веков христианства. Эти сохранившиеся образцы древнехристианского искусства свидетельствуют об особом отношении верующих к личности Матери Христа и горячем желании выразить это посредством живописи. Таким образом, вопреки громким утверждениям скептиков факты показывают, что почитание Пресвятой Девы Марии не возникло в V веке по указке императора или по решению какого-либо собора епископов, но складывалось в недрах литургической жизни Церкви Божьей от самих времён апостольских, постепенно, через молитвенный опыт. «Иоан. 2:3, 4, СП: "Как недоставало вина [на свадебном пире в Кане], то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено ["Какое нам с тобой до этого дело, женщина", НМ]? ещё не пришёл час Мой". (В детстве Иисус подчинялся своей матери и приёмному отцу. Но теперь, когда он стал взрослым, он доброжелательно, но в то же время твёрдо дал понять Марии, что она не должна указывать ему, что делать. И она смиренно подчинилась ему.)» Странно, что авторы публикации ограничились цитированием лишь двух стихов. Если бы они удосужились дочитать вторую главу хотя бы до 11-го стиха, то увидели бы, что Господь материнскую просьбу всё-таки исполнил. «Свидетели Иеговы» желают видеть в ответе Христа недовольство словами Марии или даже отказ, тогда как сама она, напротив, усмотрела в них Его готовность оказать помощь нуждающимся (стих 5). Даже то обстоятельство, что «час Его» не пришёл, не дало повода Спасителю отказать Своей Матери в её искренней просьбе. Этот случай важен, поскольку показывает, что Богоматерь может выступать в роли нашей заступницы пред своим Сыном, вознося умилостивительные молитвы, ибо её любовь к роду человеческому «никогда не перестаёт», даже после смерти (1Кор. 13:8). «Луки 11:27, 28, СП: "Когда же Он [Иисус] говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его". (Если бы Марию требовалось почитать, то Иисус, несомненно, воспользовался бы столь удобным случаем, чтобы воздать ей особую честь. Однако он этого не сделал.)» Комментарий Общества Сторожевой Башни создаёт впечатление, будто Христос возражает той женщине и указывает, что её слова неуместны или неправильны, в то время как Он лишь подчеркнул, что только неотступное следование слову Божьему может придать ценность физическому родству с Ним. Но разве Дева Мария волю Бога не исполняла (Лук. 1:30)? Разве не сохраняла она слова Божьи в сердце своём (Лук. 2:19,51)? Да разве она удостоилась бы чести стать земной матерью Спасителя, если бы ещё до Его рождения по плоти не была духовно близкой к Нему? Потому, комментируя слова Лук. 11:27-28, митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) говорит: «Этим Своим изречением Христос не только не отрицает похвалы оной женщины, воздаваемой Богородице, но ответом Своим ещё более усиливает похвалу Матери Своей. Ибо здесь нужно взять в рассуждение то, во-первых, что значит зачать и носить слово Божие плотию, и то, во-вторых, что значит зачать и носить слово Божие мыслию. За первое похвалила Богородицу оная женщина, когда сказала: "Блаженно чрево, носившее Тебя", за второе же Сам Христос похвалил Её, когда сказал: "Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его". Обе сии похвалы или, лучше, блаженства по истине принадлежат Богородице; ибо Она прежде сердцем, нежели чревом, прежде мыслью, нежели плотью, прежде духом, нежели телом, прежде миром, нежели утробою зачала Христа, и не зачала бы плотью Христа, если бы прежде не зачала Его верой» (митр. Стефан Яворский, "Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви"). Организация «Свидетелей Иеговы» пытается при рассмотрении данного евангельского отрывка искусственно противопоставить исполнение воли Божьей и исполнение материнских обязанностей, но для православных христиан физическое и духовное в Божьей Матери неразрывно связаны. Настоящая мать — это та, которая является не только биологической, но и духовной матерью. И Пресвятая Дева Мария была именно такой. Вкладывать в слова Христа уничижительный по отношению к Его Матери смысл может только питающий крайнюю неприязнь к Богородице неопротестантский ум, стремящийся всеми путями хоть как-то задеть её, оболгать, принизить её значимость. И, читая измышления «Свидетелей Иеговы» и их единомышленников, не перестаёшь поражаться их пасквильным настроем — за что же все они так ненавидят Мать Христа?! --- | |
Всего комментариев: 0 | |