Главная » Статьи » Библия и СИ |
«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, Как известно, Иисус Христос был распят между двумя разбойниками, один из которых перед смертью раскаялся, за что и получил прозвание «благоразумный». Подробности этой поучительной и утешительной для нас истории приводит в своём Евангелии Апостол Лука. Он пишет, что один из распятых разбойников стал злословить Спасителя, повторяя слова глумившейся возле креста толпы иудеев: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас!» (Лук. 23:39). Другой же разбойник, наоборот, одумался и стал унимать своего товарища. Затем он обратился к Иисусу Христу с единственной просьбой: «Помяни меня, Господи, когда придёшь в Царствие Твоё!» (стих 42). В ответ Господь произнёс удивительную фразу, которую мы постараемся внимательно исследовать в данной статье. Итак, Христос сказал тому разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (стих 43). Каков смысл этих слов Спасителя? На первый взгляд, всё довольно очевидно: Иисус Христос обещает разбойнику, что сразу после смерти тот окажется с Ним в раю. Однако смысл фразы меняется, если поставить знак препинания не перед словом «ныне», а после него. В результате такой нехитрой пунктуационной перестановки мысль о посмертной встрече разбойника с Сыном Божьим в тот же день начисто устраняется. Сложность заключается в том, что в древнегреческом языке не было знаков препинания, и все слова записывались заглавными буквами без пробелов между ними, поэтому правильную пунктуацию в тексте нельзя установить простым обращением к древним манускриптам. Ссылаясь на это обстоятельство, Организация «Свидетелей Иеговы» (деятельность запрещена на территории Российской Федерации решением Верховного Суда) утверждает, что нет способа доказать ошибочность передачи слов Христа в изданном ей «Переводе нового мира»: «Истинно говорю тебе сегодня: ты будешь со мной в Раю». Итак, чем же является евангельский рассказ о Христе и благоразумном разбойнике? Всего лишь трогательной историей о покаянии и Господнем прощении, о том, что даже самый закостеневший в грехе человек не должен считаться безнадёжным, пока есть хоть немного времени для обращения к Богу, или это рассказ о чём-то большем — о том, что ждёт раскаявшуюся душу по ту сторону смертной черты? «БУДЕШЬ СО МНОЙ» — КОГДА? Анализ высказываний Иисуса Христа, записанных в Четвероевангелии, показывает, что наречие «σημερον» используется Им, не считая Лук. 23:43, 13 раз, и ни в одном из этих случаев оно не является частью вводной фразы «истинно говорю тебе» или аналогичной ей.[1] При этом выражение «истинно говорю тебе/вам» употребляется Христом весьма часто — более 70 раз, и в каждом случае все дальнейшие слова относятся к мысли, которую сообщает Спаситель.[2] Легко убедиться, что ни разу оно не сопровождается обстоятельством времени. О чём говорят эти факты? О том, что вводной фразы «истинно говорю сегодня» просто не существует! Даже в рамках «Перевода нового мира», изданного Обществом Сторожевой Башни, текст в Лук. 23:43 представляет собой единственный пример такого выражения, несмотря на то, что в Новом Завете есть несколько мест, в которых греческий глагол «λεγω» («говорить») сопровождается обстоятельством времени. Самый ближайший из них к рассматриваемому фрагменту — это Лук. 17:34, где написано: Правдоподобно ли, что Христос стал бы тратить Свои силы на произнесение излишнего слова? Вариант пунктуации, выбранный Обществом Сторожевой Башни, сомнителен и со смысловой точки зрения, ведь если слово «сегодня» отнести к глаголу «говорю», то придётся предположить, будто бывают дни, когда Сын Божий говорит не «истинно». Об избыточности добавления наречия времени к первой части высказывания Христа пишет и протестантский проповедник и публицист Павел Бегичев: «Совершенно излишне упоминать о времени говорения, поскольку настоящее время не подразумевает иных толкований (...) Фраза "я говорил" может нуждаться в уточнении "вчера" или "год назад". Фраза "я скажу" может нуждаться в уточнении "завтра" или "через год". Но фраза "я говорю" не нуждается в уточнении "сегодня". Само время глагола делает наречие "сегодня" излишним». Вспомним, что это не было обычной беседой тет-а-тет: избитый, измученный, истекающий кровью Христос, медленно и мучительно умирает на Кресте. И вот Он, по версии Общества Сторожевой Башни, тратит драгоценные силы и время, превозмогая боль и борясь за каждый вздох, чтобы произнести совершенно излишнее слово, не добавляющее никакой полезной информации к общей мысли! Правдоподобно ли это? Да и что принципиально нового сообщил или какую надежду дал Христос, если сказал разбойнику: «Будешь в раю»? Организация «Свидетелей Иеговы» объясняет суть ответа Спасителя следующим образом: «Какая же надежда, согласно Библии, существует для тех, кто умер, не получив возможности узнать о Боге? На этот вопрос проливают свет слова Иисуса Христа, обращённые к преступнику, которого казнили рядом с ним (...) Своим обещанием Христос заверил этого человека, что он будет воскрешён на земле, когда на ней будет восстановлен Рай» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июня 2014 г., стр. 10). Но Священное Писание показывает, что иудеи во времена Иисуса верили, что «будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15). На фразу Христа о том, что её брат воскреснет, Марфа ответила: «Знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день» (Иоан. 11:24). Следовательно, не было никакого смысла заверять разбойника, что он воскреснет из мёртвых и окажется в райских условиях в будущем; совсем иное дело, если речь шла о получении райской награды уже сейчас. Лишь в последнем случае ответ Иисуса Христа обретает логику и смысл. Нельзя обойти вниманием и то, что в своих попытках отстоять правомерность и уместность использования наречия «сегодня» при глаголе настоящего времени, «Свидетели Иеговы» заимствуют аргументацию у англиканского теолога Этельберта Буллингера. Они утверждают, будто выражение «говорю сегодня» в ответе Христа разбойнику является неким известным в те времена гебраизмом — обычным для древних евреев оборотом речи, посредством которого они выражали особую торжественность и серьёзность момента. В качестве примеров при этом обычно приводится ряд библейских текстов (ветхозаветные — на основании Септуагинты, древнего перевода на греческий язык): Как человек Иисус был мёртв 3 дня, а как Бог наполнял Собой «небо и землю» Однако решающим аргументом для «Свидетелей Иеговы» (по крайней мере, именно к нему они прибегают в 99 % случаев) является то, что традиционная пунктуация в Лук. 23:43 вводит этот отрывок в противоречие с другими библейскими текстами. По их словам, исследование таких стихов, как Лук. 9:22, Иоан. 3:3-5, 20:17 и 1Кор. 6:9-11, показывает, что после смерти ни Христос, ни разбойник не могли оказаться в раю, а следовательно, обещание встретиться там прямо в тот же день выглядит абсурдно. Рассмотрим этот аргумент по порядку. Итак, Общество Сторожевой Башни утверждает: «Иисус предсказывал, что он сам воскреснет лишь на третий день после того, как его убьют (Луки 9:22). Эти три дня он не был на небе, поскольку после своего воскресения он сказал Марии Магдалине: "Я ещё не восшёл к Отцу" (Иоан. 20:17). Иисус поднялся на небо лишь через 40 дней после того, как воскрес» (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 299). Несомненно, если бы Господь Иисус Христос был не более чем «совершенным человеком», доводы «Свидетелей Иеговы» звучали бы убедительно: Он не мог быть в двух местах одновременно — находиться в «сердце земли» (см. Матф. 12:40) и встречать раскаявшегося разбойника в раю на небесах. Однако в Библии наш Спаситель назван не только человеком, но ещё и истинным Богом, а это в корне меняет дело (Матф. 1:20-23; Иоан. 1:1; 20:28; Рим. 9:5; Кол. 2:9; 1Тим. 3:16). В этом случае Он хотя и имеет ограничения как человек, но по Своей Божественной природе способен находиться повсюду одновременно (Иер. 23:24; Пс. 138:7-12; Ис. 57:15; Матф. 18:20).[3] Таким образом, разгадка кажущегося противоречия кроется в личности Иисуса Христа, о Котором «Свидетели Иеговы» имеют искажённые представления. Но Общество Сторожевой Башни обращает внимание на ещё одно обстоятельство. Оно утверждает, будто разбойник не мог удостоиться чести войти в рай прежде Апостолов: «Однако человек, висевший рядом с Иисусом, жил как преступник и умер как преступник (Луки 23:32, 39—41). Правда, он проявил уважение к Иисусу, когда сказал: "Вспомни обо мне, когда придёшь в своё царство" (Луки 23:42). Тем не менее он не стал крещёным, рождённым духом учеником Иисуса. Также он не заслужил репутацию праведного и преданного Богу человека. Разумно ли предположить, что Иисус пообещал дать ему царскую власть на небе вместе со своими верными последователями, которые уже доказали свою непорочность? (Римлянам 2:6, 7)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 марта 2013 г., стр. 9). Читая эти строки, поражаешься фарисейской чёрствости, казённому бюрократизму и изощрённому лукавству религиозных лидеров «Свидетелей Иеговы»! Они утверждают, будто человек тот «умер как преступник», хотя он перед смертью искренне раскаялся в содеянном, сказав: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лук. 23:41). Это слова не закоренелого преступника, а покаявшегося грешника, переменившего образ своих мыслей и отрёкшегося от преступного пути. Что же удивительного в том, что Господь милостиво даровал ему рай? Или «Свидетели Иеговы» считают себя достойнее его? Разве не читали они в Евангелии слов Христа, адресованных надменным и ослеплённым собственной праведностью и исключительностью фарисеям: «Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие» (Матф. 21:31)? Общество Сторожевой Башни утверждает, будто благоразумный разбойник «не стал учеником Иисуса», но в Писании сказано, что он уверовал в распятого Христа, открыто пред всеми исповедав Его Господом[4], грядущим в Царствии Своём, и к Нему обратив мольбу о спасении.[5] На тот момент такое не под силу было даже ближайшим ученикам Иисуса, не вмещавшим мысли о страждущем и умирающем Мессии! «Свидетели Иеговы» ропщут: он, мол, «не заслужил репутацию праведного и преданного Богу человека». Да, у распятого на кресте разбойника не было ни времени, ни возможности делами доказать своё раскаяние и искреннюю веру. Но рядом с ним был Тот, Кто «не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Иоан. 2:25), «Испытующий сердца» (Откр. 2:23). «Свидетели Иеговы» похожи на работников из притчи, которые «стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?» (Матф. 20:11-15). Общество Сторожевой Башни указывает на то, что разбойник не получил христианского крещения, рождения «от воды и духа», а значит, и не мог быть допущен в небесные райские обители. При этом «Свидетели Иеговы» явно упускают из виду, что христианское крещение на момент смерти разбойника ещё не было установлено Христом: лишь перед самым Своим Вознесением Господь, благословляя Апостолов, велел им крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф. 28:19), что те и начали делать после сошествия Духа в день Пятидесятницы (Деян. 1:4-8; 2:1-4). Когда же разбойник говорил со Христом ещё не была принесена Искупительная Жертва, ещё невозможно было креститься «в смерть Его» (Рим. 6:3-6), ещё не рождена была Церковь Христова, в которую крещением можно было бы войти человеку. Таким образом, довод Общества Сторожевой Башни ошибочен, поскольку построен на анахронизме: нелепо требовать от человека, умершего до появления христианства, выполнения условий относимых к христианской эпохе. Благоразумный разбойник удостаивается рая так же, как и все ветхозаветные праведники (см. Лук. 13:28).[6] «БУДЕШЬ СО МНОЙ» — ГДЕ? Вопрос расстановки пунктуации в Лук. 23:43 напрямую связан с понятием о рае, о награде, которая обещана всем уверовавшим в Сына Божьего. Организация «Свидетелей Иеговы» учит, что под «раем» в Библии подразумевается преображённая, очищенная от зла и горя земля, населённая послушными Богу людьми. Небесной же награды будут удостоены лишь самые лучшие из христиан, и их количество невелико — всего 144 000 человек (подробнее об этом см. в статье «Учение о двух классах христиан»). Но даже если бы разбойнику и посчастливилось войти в это число, то попасть на небо он смог бы только после того, как Иисус Христос воцарился бы на небесах и «приготовил место» для удостоившихся небесной награды (Иоан. 14:2-3). Поэтому обещание Спасителя благоразумному разбойнику следует однозначно понимать как «сегодня говорю тебе», а не «сегодня ты будешь». Как видно, этот аргумент опирается на две очевидные и бесспорные (как кажется «Свидетелям Иеговы») «истины»: 1) в Лук. 23:43 идёт речь о будущей райской земле, 2) путь на небо для людей был закрыт, пока Христос не «приготовил место». Давайте проанализируем каждую из них на соответствие Священному Писанию. Итак, действительно ли, говоря разбойнику о рае, Господь Иисус Христос имел в виду землю? В Своём ответе Спаситель использует редкое для новозаветных книг Библии греческое слово — «παραδεισος». Помимо этого фрагмента оно встречается ещё в двух местах Нового Завета. Так, во 2Кор. 12:2-4 Апостол Павел говорит, как считается, о себе самом: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай [παραδεισον] и слышал неизречённые слова, которых человеку нельзя пересказать». Выражения «третье небо» и «рай» употреблены здесь в качестве синонимов, обозначающих то, куда был взят сам «восхищенный», и это явно не земля. Апостол не даёт никаких пояснений понятию «третье небо», из чего следует, что читатели были отлично знакомы с используемой святым Павлом терминологией. Действительно, иудеи верили в существование трёх уровней «небес»: первое — «воздушное» (пространство, где летают птицы, атмосфера), второе — «звёздное» (пространство, где находится наша планета, космос), третье — «небеса небес» (духовная область, где обитают Ангелы и души праведников). Другим новозаветным текстом с упоминанием рая является Откр. 2:7, где Господь Иисус Христос обещает: «Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая [παραδεισω] Божия». Из сравнения этих слов с описаниями «Небесного Иерусалима» в Откр. 21:10-27 и 22:2,14 становится очевидно, что «древо жизни» (а значит, и рай, посреди которого оно находится) соотносится с духовными небесами. Таким образом, использование греческого слова «παραδεισος» в Новом Завете свидетельствует в пользу того, что Христос говорил разбойнику о небесном рае, а не о земном.[7] Ещё один факт, над которым «Свидетелям Иеговы» необходимо хорошенько поразмыслить, это словесный оборот, применённый Спасителем: «Будешь со Мною...», из которого напрямую следует, что благоразумному разбойнику обещано оказаться там же, где Христос, однако Иисус, согласно учению Организации, никогда не вернётся на землю и не будет там жить! Общество Сторожевой Башни довольно неуклюже пытается обойти этот щекотливый момент: «...Иисус будет Царём на небе и будет править райской землёй. Он будет с преступником в том смысле, что воскресит его в Раю на земле и станет заботиться о нём» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июня 2013 г., стр. 14). Однако в библейском тексте сказано не «Я буду с тобою...», а «[ты] будешь со Мною». Смысловая разница огромна: если первое выражение и возможно истолковать так, что будто бы Христос станет присутствовать в жизни этого человека неким невидимым, «духовным» способом, заботясь о нём с небес, то второе выражение уже нельзя интерпретировать подобным образом. Ответ Иисуса Христа по своей сути повторял то, чему Он учил ранее: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Иоан. 12:26), «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» (Иоан. 17:24). В Библии есть множество и других примеров, где говорится о том, что верующие в Христа будут с Ним, и «Свидетели Иеговы» воспринимают эти слова буквально (см. Луки 22:28-30; Откр. 3:21; 2Тим. 2:11-124; 1Фесс. 4:17; 2Фесс. 2:1; Откр. 14:1). Нет веских причин делать исключение для Луки 23:43. Раскаявшемуся злодею было обещано, что он будет там же, где и Сын Божий В завершение рассмотрим ещё один тезис, на котором строится восприятие «Свидетелями Иеговы» слов в Лук. 23:43: Иисус не мог обещать разбойнику небесного рая, так как якобы должен был сначала воцариться и «приготовить место» Своим последователям (см. Иоан. 14:2-3). Прочитаем внимательно упомянутый библейский фрагмент: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Выделенные слова указывают на то, что речь идёт о Втором Пришествии Христа, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс. 4:16-17). В тот день Господь возьмёт всех Своих верных учеников «к Себе», то есть на небеса, телесно — в посланиях Апостола Павла достаточно подробно объясняется, что умершие воскреснут, а тела живущих на тот момент христиан «изменятся», обретя нетление (см. 1Кор. 15:50-53; Филип. 3:20-21). Но означает ли это, что до того заветного дня никто из верующих не может быть с Ним на небесах? Нет, у того же Апостола мы читаем: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Филип. 1:21-24). Павел не говорит, что желает разрешиться и быть в бессознательном состоянии, пока Христос не приготовит ему «место» на небесах и воскресит его. Его влечёт совсем не мысль уничтожиться на тысячи лет и только потом «быть со Христом». Нет, он видит в своей кончине возможность тотчас же оказаться на небе со своим Господом! Только при условии, что за порогом физической смерти такая немедленная встреча возможна, мысль Апостола Павла обретает логику. В этом случае, действительно, «смерть — приобретение», потому что соединяет верующего со Христом. «Мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа», — пишет в другом своём послании Апостол Павел (2Кор. 5:8). Два действия поставлены здесь в непосредственную связь: «выход из тела» и «водворение у Господа». Из всего этого следует однозначный вывод: раскаявшемуся разбойнику вовсе не обязательно было ждать тех времён, когда Христос вернётся «с силой и славой великой» — он вполне мог встретиться с Ним на небесах прямо в тот же день. Итак, как мы видим, нет никакой библейски обоснованной причины менять привычную пунктуацию в Лук. 23:43. «СЕГОДНЯ ГОВОРЮ» ИЛИ «СЕГОДНЯ БУДЕШЬ»? Подведём итог нашего библейского исследования. Общество Сторожевой Башни предлагает несколько аргументов, чтобы оправдать расстановку знаков препинания в своём переводе слов Христа в Лук. 23:43. Как показывает эта статья, ни один из них не выдерживает тщательного исследования. Вариант «Свидетелей Иеговы» ошибочен с точки зрения лингвистических данных. Из анализа индивидуальной манеры речи Спасителя следует, что наречие «сегодня» у Него никогда не относится к вводной фразе «истинно говорю». По сути, «Свидетели Иеговы» хотят убедить, будто специально в этот раз Иисус Христос делает исключение и меняет Свою обычную речевую конструкцию, добавляя к глаголу обстоятельство времени. Предположение, что Его ответ представляет собой некую еврейскую идиому, не находит своего подтверждения в Библии. Вариант «Свидетелей Иеговы» ошибочен с богословской точки зрения, так как опирается на превратные представления о личности Спасителя. Утверждение Общества Сторожевой Башни, будто Иисус Христос никоим образом не мог встретиться в раю на небесах с раскаявшимся разбойником прямо в тот же день, противоречит библейским текстам, в которых недвусмысленно говорится о том, что Христос является не только истинным человеком, но и Богом по Своей природе (а потому Он, конечно же, способен находиться повсюду одновременно), а также что рай в Новом Завете есть небесная реальность, доступная умершим в мире с Господом людям сразу после их смерти. Наконец, прочтение «Свидетелей Иеговы» слов Христа несостоятельно и с позиции простой логики, ибо что нового и важного сообщил перед смертью разбойнику Иисус, если сказал только «Будешь со Мною в раю»? Тот, как урождённый иудей, и без того, несомненно, знал о том, что оживёт в будущем при воскресении «праведных и неправедных». Какой смысл имеет слово «ныне», если отнести его к глаголу «говорю»? Что за необходимость подчёркивать и без того очевидный для висящего рядом злодея факт — что Христос говорит с ним сегодня? В целом, все данные свидетельствуют в пользу традиционной пунктуации в Лук. 23:43. ----------Примечания: [1] Матф. 6:11,30; 11:23; 16:3; 21:28; Марк. 14:30; Лук 4:21; 12:28; 13:32,33; 19:5,9; 22:34
[2] Матф. 5:18,26; 6:2,5,16; 8:10; 10:15,23,42; 11:11; 13:17; 16:28; 17:20; 18:3,13,18; 19:23,28; 21:21,31; 23:36; 24:2,34,47; 25:12,40,45; 26:13,21,34; Марк. 3:28; 8:12; 9:1,41; 10:15,29; 11:23; 12:43; 13:30; 14:9,18,25,30; Лук. 4:24; 12:37; 18:17,29; 21:32; Иоан. 1:51; 3:3,5,11; 5:19,24,25; 6:26,32,47,53; 8:34,51,58; 10:1,7; 12:24; 13:16,20,21,38; 14:12; 16:20,23; 21:18
[3] «Свидетелям Иеговы» крайне трудно это воспринять, потому что их религиозные руководители привили им грубо-антропоморфные взгляды на природу Бога, низведя духовное бытие до уровня примитивных земных понятий и бытовых аналогий. Они полагают, что у Бога есть некое «тело», и поэтому Он — по их представлениям — не может лично находиться в двух местах одновременно, Ему для того, чтобы где-то оказаться непосредственно, необходимо в буквальном смысле переместиться (подробнее об этом читайте в статье «Бог Общества Сторожевой Башни»). Православному богословию подобная узость мышления чужда. Церковь не считает, что Бог ограничивается чем-либо (занимаемым «местом» или объёмом «тела»), Он абсолютно невещественнен и бесконечен, поэтому истинно пребывает повсюду одновременно. Так, Боговоплощение воспринимается православными христианами не как временное разделение Троицы, сопряжённое с буквальным уходом Сына Божия из мира духовного в мир материальный, а, скорее, по аналогии с появлением порождённой умом мысли на бумаге. Как соединение мысли с листом бумаги не означает её исчезновение из ума, так и соединение Сына Божия с человеческим естеством (вочеловечивание, воплощение) также не означает Его отделение от Бога-Отца. «Пославший Меня есть со Мною», — учит Иисус Христос, — «Я в Отце и Отец во Мне» (Иоан. 8:29; 14:11), а значит, никакого разделения в Пресвятой Троице не произошло, и Сын, восприняв человеческое естество, остался един с Отцом и Святым Духом по Божеству, то есть вездесущим как Бог. Следовательно, Он мог, не погрешая против истины, заверить раскаявшегося разбойника, что в тот же день будет с ним в раю.
[4] Следует отметить, что, обратившись к Спасителю словом «Κυριε», раскаявшийся разбойник не просто, как пишет Общество Сторожевой Башни, «проявил уважение» (т. е. назвал Иисуса «господином»), но признал Его «Господом» в высшем значении этого слова (т. е. Богом), осуждая хульные насмешки другого разбойника: «Или ты не боишься Бога?» (Лук. 23:40). Сама его просьба — «помяни меня» — неоднократно использовалась евреями в молитвенных воззваниях к Всевышнему (срав. с Суд. 16:28; Иов. 14:13; Неем. 5:19; Пс. 24:5-7; Иер. 15:15). Столь удивительное и возвышенное исповедание веры покаявшегося разбойника произошло, несомненно, не без действия благодати Божьей на сердце этого человека.
[5] Этот разбойник по своему происхождению был из иудейского народа, а не из язычников, и следовательно, уже входил в завет с Богом и был наставлен, как минимум, основным богооткровенным истинам. Для усовершения веры ему недоставало одного шага — принятия Иисуса как Господа и Спасителя-Мессию. Именно это он и сделал перед смертью на кресте.
[6] Интересно, что понятие о «духовном рождении» не было неизвестно во времена Ветхого Завета. У пророков встречалась мысль о необходимости «обрезания сердца» (Втор. 30:6; Иер. 4:4), духовного обновления человека (Пс. 50:12; Иезек. 11:19; 36:25-26; Зах. 3:3-4), а история еврейского народа содержит прообразы того самого возрождения «от воды и Духа»: это и обстоятельства спасения от смерти и значение имени Моисея (Исх. 2:10), и прохождение евреев через Красное море (1Кор. 10:1-2), и чудесное возжжение огня от воды (3Цар. 18:31-38), и очищение Неемана (4Цар. 5:14), и многое другое. Потому совершенно справедливо спрашивал Христос пришедшего к Нему Никодима: «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Иоан. 3:10).
[7] «Свидетели Иеговы», возможно, укажут на то, что в Септуагинте еврейское слово «גנ», означающее «сад», переводится всё тем же греческим словом — «παραδεισος». На это следует заметить, что в Священном Писании можно отыскать множество примеров понятий, которые в Новом Завете несут иной смысл, нежели в Ветхом. Например, греческое существительное «αρνιον» в новозаветной части Библии никогда не обозначает буквального ягнёнка, а используется только по отношению к людям; термин «χριστος» приобретает значение имени собственного; слово «αβυσσος» теряет свою былую связь с водой и отождествляется с преисподней, духовной темницей; значение слова «επιστατης» смещается от «надзирателя, начальствующего» до «наставника, учителя» и т. д. Поэтому нет ничего удивительного и невероятного в том, что подобный процесс коснулся и понятия о рае.
| |
Всего комментариев: 0 | |