Главная » Статьи » Вероучение |
«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён» (1Иоан. 5:1) Земной «рай» в мечтах «Свидетелей Иеговы» «Ты можешь жить вечно в раю на земле» — так называлась книга, некогда выпускаемая Обществом Сторожевой Башни. До сих пор миллионы «Свидетелей Иеговы» обращаются к людям с этим воззванием. Распространяя литературу, снабжённую яркими иллюстрациями этого земного «рая», они готовы часами рассказывать о «чудесной надежде» жить в прекрасном месте, напоминающем национальный парк, вкусно есть да сладко спать в окружении миролюбивых тигров и медведей. Привлечённый этой заманчивой картиной, человек чуть позже узнаёт, что на самом деле «надежд» две — «земная» и «небесная». Однако книги или брошюры под названием «Ты можешь жить вечно на небесах, со Христом» мы ни у кого из «Свидетелей Иеговы» не отыщем. Почему? Это прямой результат кастовости, присутствующей в их учении о спасении. Лидеры Организации убеждают своих последователей, что только малой категории людей (к которой они, конечно же, причисляют в первую очередь себя!) уготовано Царство Небесное, остальные же могут надеяться лишь на «вечную жизнь на земле»: «В обеих частях Библии говорится, что по замыслу Бога будут спасены две группы людей: сравнительно небольшая группа правителей, которые будут жить на небе, и большая группа подданных Божьего Царства, которые будут жить на земле» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 апреля 2009 г., стр. 11); «Хотя Бог решил сделать некоторых из людей соправителями Христа в небесном Царстве, это не значит, что все хорошие люди идут на небо. Иегова хотел, чтобы земля стала для людей райским домом. Очень скоро изначальный замысел Бога осуществится» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 ноября 2011 г., стр. 6). Согласно учению «Свидетелей Иеговы», члены «сравнительно небольшой группы правителей» составляют т. наз. «класс помазанников», численность которого составляет ровно 144 000. После физической смерти их ожидает бессмертное духовное существование вместе с Иисусом Христом на небесах, где они будут править человечеством на протяжении 1000 лет. Набор в эту группу начался с призвания двенадцати Апостолов и якобы завершился к 1935 г. Кто же в неё вошёл? Помимо верных Богу мужчин и женщин, упомянутых на страницах Нового Завета, и таинственно-безликой массы «истинных христиан последующих веков», класс «помазанников» составляют члены Организации «Свидетелей Иеговы». Из отчётов, опубликованных Обществом Сторожевой Башни, следует, что к середине 30-х годов прошлого века последних призванных к небесному уделу насчитывалось более 50 000 человек, то есть примерно каждое третье место в Царстве Небесном оказалось занятым кем-то из «Свидетелей Иеговы». При этом таким великим мужам веры, как Енох, Ной, Авраам, Моисей, Илия, Иоанн Креститель, в учении Общества Сторожевой Башни отведена роль подданных, которые будут проживать на земле вместе с миллионами принадлежащих к «земному классу» людей, под руководством этих «правителей». Но между «земной» и «небесной» группами существует различие не только в отношении к эсхатологической перспективы. «Помазанники» в Организации уже сейчас обладают привилегиями, которые недоступны абсолютному большинству «Свидетелей Иеговы»:
Между классами «Свидетелей Иеговы» пролегает целая пропасть Учение о двух классах (или типах) верующих имеет куда более серьёзные последствия, чем это кажется на первый взгляд. Согласие с ним равносильно признанию того, что христиане на протяжении 2000 лет заблуждались в отношении одного из главных аспектов своей религии — учении о воздаянии, пока не появились «Свидетели Иеговы» и не открыли, наконец, всем глаза. Кроме того, многие верующие под влиянием аргументации Общества Сторожевой Башни (о ней — чуть ниже) начинают сомневаться даже в теоретической возможности для себя «разрешиться и быть со Христом» (Филип. 1:23). Они начинают пересматривать свои взаимоотношения с Господом в сторону отказа от чудесного дара Богоусыновления и от драгоценных обетований, содержащихся в письмах святых Апостолов. Поэтому есть резон сопоставить учение духовных лидеров «Свидетелей Иеговы» с тем, что говорится на этот счёт в Библии. ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА В СВЕТЕ НОВОЗАВЕТНОГО ОТКРОВЕНИЯ Если учение о двух различных перспективах для верных Богу людей действительно является исконно христианским, то логично ожидать, что чему-то подобному учил Господь Иисус Христос или кто-то из Его Апостолов. Удивительно, но в Новом Завете нет ни одного стиха, в котором бы говорилось, будто праведникам уготовано два вида «рая», или что одни из них будут с небес управлять другими. Обратимся к словам Христа, которые касаются будущей награды для верующих: Может, учение о «земном» и «небесном» классах появилось в христианской религии несколько позднее, уже после Вознесения Христа? Чтобы это выяснить, давайте обратимся к апостольским посланиям: Тем не менее, Общество Сторожевой Башни в свих публикациях обращается к ряду библейских отрывков с целью отстоять и обосновать учение, исповедуемое сегодня всеми «Свидетелями Иеговы». Эта статья не ставит своей задачей рассмотреть все приводимые ими цитаты, поскольку большинство из них играет лишь вспомогательную роль. Мы сосредоточимся на трёх главных аргументах Общества — на тех библейских текстах, которые положены в самую основу данной доктрины «Свидетелей Иеговы». «ДРУГИЕ ОВЦЫ» Первым ключевым местом Писания для Общества Сторожевой Башни является Иоан. 10:16, где приведены слова Иисуса Христа: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь». Хотя выражение «другие овцы» встречается в Библии всего один раз, Организация «Свидетелей Иеговы» утверждает, что в нём заключено указание на важное учение. Позиция Общества Сторожевой Башни состоит в следующем: когда Христос упомянул о «других овцах», то подразумевал тех, кто не войдёт в число 144 000 «помазанников», то есть указал на отдельную категорию верующих — лиц с сугубо земным предназначением. Но о чём же в действительности говорится в этом библейском отрывке? Здесь Спаситель использует хорошо знакомый ближневосточному жителю образ: овцы содержались в небольшом загоне (овечьем «дворе»), который не позволял им смешиваться с чужими стадами или покидать безопасное место и стать добычей диких зверей. Выбранная Иисусом метафора имеет глубокие корни в Священном Писании, на страницах которого с овцами часто сравнивается израильский народ, а в качестве пастуха выступает Бог (Быт. 48:15; Пс. 73:1; 76:21; 79:2; Ис. 40:10-11; Иез. 34:14-16; Иер. 50:6; Мих. 2:12). И Христос не раз обращался к данному образу в Своих наставлениях: например, когда рассказывал притчи о потерянной овце и об овцах и козлах (Матф. 18:12-14; 25:31-46), когда сравнивал Апостолов с «агнцами» (Лук. 10:1-3; Иоан. 21:15), а Своих соотечественников — с «погибшими овцами дома Израилева» (Матф. 10:6; 15:24). Затруднений с тем, кого же Он метафорически назвал «овцами» в Иоан. 10:16, не возникает. Сам контекст стиха помогает нам это понять. Овцы, о которых говорит Иисус, «знают» Его (стих 14) и «слушаются голоса его» (стих 3), то есть речь идёт об учениках Христа, о Его последователях, которые откликаются на Его евангельский призыв. Это сравнение вполне уместно: христиане такие же безобидные, кроткие и спокойные, полезные и послушные своему Пастырю, как и буквальные агнцы. Проблема возникает при попытке дать определение «овечьему двору», упомянутому в этой притче. В словах Христа вообще не содержится указаний на то, что же именно имелось в виду, поэтому прийти к верному заключению мы можем только приняв во внимание информацию из других мест Священного Писания. Очевидно, что само понятие «двора» указывает на определённые границы, и весь вопрос заключается лишь в том, чтобы верно их идентифицировать. Задумаемся — откуда, из какой среды происходили самые первые ученики Иисуса Христа? Они все были частью израильского народа, для которого Моисеев закон служил как бы оградой, защищавшей его от дурного влияния извне: «До пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3:23-24). И вот приходит великий Пастырь и выводит Своих духовных овец из этого временного и подготовительного жилища в новое безопасное место — на злачные «пажити» Царства Божьего, которое явлено в реальности Церковью Христовой (Лук. 16:16; Иоан. 3:5; Деян. 20:28). «На путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева», — напутствовал Господь Своих учеников вначале (Матф. 10:5-6). Именно иудеям, как сопричастникам Божьего Завета и хранителям великой истины о пришествии в мир Мессии, надлежало первыми услышать проповедь Евангелия (Деян. 3:25-26). Многие из них с радостью откликнулись на спасительную весть и стали начатком новозаветной Церкви. Но Спаситель в Своих притчах указывал на то, что Его проповедь обращена не только к евреям, но и ко всему человечеству (Матф. 8:10-12; 21:33-43; Лук. 14:16-24). Перед Вознесением Он повелел Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19, срав. с Матф. 24:14 и Деян. 1:8). Так к «овцам» из числа израильтян со временем присоединилось множество «других овец» из языческих народов; через крещение во имя Отца, Сына и Святого Духа они стали поистине «одним стадом» под руководством единого Пастыря: Это согласуется с другими словами Библии о том, что Христос соединяет воедино евреев и язычников: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал.3:26-29, см. также Деян. 10:45; Еф. 2:11-22; Рим. 9:22-26). Поэтому нет и никогда не существовало двух различных «дворов» или «надежд» для христиан. Все верующие во Христа едины, являясь сынами Бога по благодати и наследниками Царства Небесного. Даже на картинках Общества Сторожевой Башни две группы овец заходят в один, общий двор «Свидетели Иеговы» не принимают это самое простое и очевидное толкование образа «других овец, не сего двора». В журнале «Сторожевая Башня» от 1 мая 1976 г. на стр. 79 говорилось: «...Иисус только тех лиц рассматривает как Своих овец, кто знает Его голос, т. е. лиц, которые признают, что Он, как их Пастырь, исполняет авторитет над ними. Это показывает ясно, что двор с "овцами", которых Иисус противопоставил "другим овцам", не мог быть нацией Израиля, ибо лишь небольшой остаток этой нации признавал Иисуса Христа как своего Пастыря». Далее авторы журнала начинают искать, что же тогда может быть общего у этих послушных «овец» между собой, чтобы их позволительно было назвать обитателями одного «двора». Анализируя библейские тексты, «Свидетели Иеговы» видят, что все первые христиане — вне зависимости от нации, возраста или пола — называются «братьями» Христа и Его небесными сонаследниками. Из этого они делают заключение, что тогда в «другой двор» входят те, кто не имеет небесного призвания, но признаёт Иисуса своим Господом и Спасителем. В чём ошибка их рассуждений? Во-первых, «Свидетели Иеговы» смешивают понятия «двор» и «овцы двора». В притче Иисуса за Ним следуют овцы, а не сам овчий двор, так что эта картина полностью соответствует тому, что в действительности и произошло — не все иудеи, а только некоторая их часть уверовала во Христа, получив право именоваться «Его овцами». Во-вторых, «Свидетели Иеговы» совершенно произвольно увеличивают число дворов в притче до трёх: «Первый овечий двор, о котором он говорит, представляет завет Моисеева закона (...) Овцы, которых Иисус зовёт по имени и выводит, в конце концов оказываются в другом дворе, так как Иисус объясняет: "Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам" , то есть дверь в новый двор (...) Поскольку "другие овцы" "не сего двора", они должны быть из другого двора — третьего. У овец из двух последних дворов разное будущее (...) Но, хотя овцы находятся в разных дворах, они не завидуют друг другу и не чувствуют себя изолированными, так как, по словам Иисуса, они "одно стадо" и у них "один Пастырь"» (книга "Самый великий человек, который когда-либо жил", гл. 80). Если же судить строго по тексту Евангелия от Иоанна, то Христос говорил только об одном овечьем дворе: том, который был упомянут в самом первом стихе 16-ой главы. Нет никаких оснований полагать, что Спаситель, приводя наглядный пример и видя, что ученики Его не понимают (стих 6), стал бы вдруг усложнять его, вводя незаметно в повествование какой-то ещё один двор. Общество Сторожевой Башни верно взаимоувязало этот загон с Моисеевым Законом, однако допускает непростительную вольность, когда утверждает, что духовные овцы приводятся в некий «новый загон». Из текста притчи видно, что овцы идут уже не в загон, а на вольное место — пажить, пастбище, куда Пастырь ведёт Своё стадо (стих 9). Поэтому выражение «овцы не сего двора» означает лишь то, что те, кого намеревался привести Спаситель, были не из народа Израиля и не имели отношения к «ограде» Моисеева Закона. Таким образом, Господь, рассказав эту притчу, предрёк появление не «разных дворов» христиан, а одного, единого «стада», в котором уже не будет никакой преграды между иудеями и прочими народами. «Свидетели Иеговы» обращают внимание на слова Христа: «Я есмь дверь», но далее Он продолжил: «...кто войдёт Мною, тот спасётся». И если речь идёт о «двери» нового, «небесного» двора, то тогда понятие «спасшиеся» можно применить только к тем христианам, которые имеют перспективу жить и царствовать с Христом на небе! Тем не менее, Организация «Свидетелей Иеговы» в своих публикациях желает представить дело так, будто христиане проходят в разные «дворы» через одну «дверь». Но как такое вообще возможно? Как у различных овечьих загонов может быть общая входная дверь? И как одно стадо может находиться в разных помещениях? Вполне очевидно, что толкование «Свидетелей Иеговы» не согласуется ни с Писанием, ни с бытовыми реалиями, на основе которых и составлена притча Христа. «ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО» Другая попытка Общества Сторожевой Башни обосновать наличие среди христиан второстепенного класса построена на выражении «великое множество» из 7-ой главы книги Откровение Иоанна Богослова, где Апостол описывает две группы людей, показанных ему в видении. О первой группе сказано следующее: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатлённых: запечатлённых было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7:2-4). Далее подробно перечисляется, сколько людей из каждого израильского колена было запечатлено Ангелом, после чего приводится описание другой группы спасённых: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!» (Откр. 7:9-10). Комментируя эти отрывки, Общество Сторожевой Башни пишет: «Библейское выражение "отмеченные печатью" относится к тем, кто избирается из людей, чтобы вместе с Христом управлять с неба будущей райской землёй (2 Коринфянам 1:21, 22; Откровение 5:9, 10; 20:6). (...) Другие места Библии также подтверждают, что число 144 000 буквальное и что под ним подразумевается ограниченное количество лиц, относительно небольшая группа по сравнению с "великим множеством". Например, далее в видении, полученном Иоанном, 144 000 описываются как те, кто "были куплены из людей как первые плоды" (Откровение 14:1, 4). Кроме того, когда Иисус был на земле, он говорил о тех, кто будет править с ним в его небесном Царстве как о "малом стаде" (Луки 12:32; 22:29). Действительно, тех, кто из числа людей, будет править на небе, немного по сравнению с теми, кто будет жить в грядущем земном Раю» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 сентября 2004 г., стр. 30-31). Однако внимательное рассмотрение библейского текста выявляет явную ошибочность подобной трактовки. Прежде всего, в Откр. 7:2-4 не сказано, будто получение «печати Бога живого» означает избрание на царство или является признаком некоего превосходства 144 000 над остальными верными Богу людьми, как это пытается предподнести Общество Сторожевой Башни. Согласно этому месту Писания, символическая печать ставится перед началом различных бедствий, готовых обрушиться на землю и море, и необходима исключительно для защиты праведников (см. Откр. 9:4). В то же время, в Откр. 7:9-17 не сообщается, будто члены «великого множества» будут «жить в грядущем земном Раю». Напротив, особенности описания данной группы лиц удивительно совпадают с чертами тех, кто будет наслаждаться вечной жизнью на небесах с Господом Иисусом Христом:
На последнем пункте стоит остановиться подробнее, поскольку в оригинале место служения «великого множество» обозначено греческим словом «ναος», которое относится к особой части иудейского храма, куда имели доступ только священники. И чтобы подчеркнуть эту особенность, данное слово часто переводится как «святилище». Это очень важная деталь, потому что в видениях Апостола Иоанна несколько раз подчёркивается, что «ναος» находится на небе (Откр. 11:19; 14:17; 15:5). Следовательно, «великое множество» показано в виде священников, служащих Богу в Его небесном святилище. В своём комментарии Общество Сторожевой Башни пытается примирить этот факт с учением «Свидетелей Иеговы» следующим образом: «Хотя позднее, в Откровении 7:15, и говорится, что оно служит Богу "в храме его", речь идёт не о внутреннем святилище, о Святом святых. Здесь говорится о земном дворе Божьего духовного храма. Греческое слово наос, переведённое здесь как "храм", часто имеет более широкий смысл и подразумевает целое здание для поклонения Иегове. Сегодня храм Иеговы представляет собой духовное установление, охватывающее небо и землю» (книга "Откровение — его грандиозный апогей близок", стр. 124). Однако, для описания всего комплекса храмовых построек, в Священном Писании применяется другой греческий термин — «ιερον». Именно его используют библейские писатели, чтобы обозначить место, где могли находиться женщины (Лук. 2:37), где торговали жертвенными животными (Матф. 21:12; Иоан. 2:13-14), где молились израильские мужчины (Лук. 18:10), где совершали жертвоприношения священники (Матф. 12:5; 1Кор. 9:13); этим же словом называли и весь храмовый комплекс в целом (Матф. 24:1). Однако в книге Откровение употреблён не этот универсальный термин, а более специфичный, который обозначал то место, где служили иудейские священники. Кроме того, в одном из последующих видений Бог говорит Иоанну весьма интересные слова: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм [«ναος»] Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нём. А внешний двор храма [«двор, который вне святилища храма», ПНМ; «двор, что вне храма», ПЕК] исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» (Откр. 11:1-2). Выделенная фраза звучит в оригинале как «την αυλην την εξωθεν του ναου», то есть буквально «двор извне святилища». Неважно, как мы назовём эту символическую область — «внешним двором», «земным двором» или как-то ещё: это не изменит того, факта, что она находится за пределами показанного Апостолу Иоанна небесного храма. При этом люди, которые наполняют этот «двор», относятся к «святому городу» Бога явно враждебно — они «попирают» его (букв. «топчут ногами»). Совершенно очевидно, что эти люди сопротивляются истинному поклонению, а не поддерживают его. Поэтому Апостолу Иоанну было сказано не учитывать этот символический двор и не измерять его, чтобы узнать, сколько же поклоняющихся Богу находится там. Все истинные поклонники Бога пребывают в Его небесном храме (греч. «ναος»), то есть внутри святилища. Таким образом, любая попытка «переместить» членов «великого множества» с небес на землю противоречит библейскому тексту, в котором ясно говорится, что: а) «великое множество» совершает священное служение Богу внутри Его храма («ναος»); б) за пределами этого храма (вне «ναος») нет поклоняющихся Богу, там находятся только враждебные по отношению к истинному поклонению люди, «язычники». Нигде в Библии не говорится, будто «великое множество» из Откр. 7:9-10 будет вечно жить в земном раю Ещё одним дополнительным аргументом в пользу того, что «великое множество» в видении Иоанна представляет людей с небесным призванием, являются слова Откр. 19:1: «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа [«великого множества людей», ПНМ], который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!». Здесь используется греческое выражение «οχλος πολυς» — то же самое, что и в Откр. 7:9-10. Между этими двумя отрывками много общего. И там, и там группы прославляющих Бога названы тайновидцем одинаково — «великим множеством». Тема хвалебного гимна в обоих фрагментах общая — это спасение. И звучит он из их уст совершенно одинаково — «громким голосом». Логично заключить, что в этих двух местах Писания описана одна и та же группа людей, и находится она, как нетрудно видеть, не на земле, а на небесах. Итак, попытка Организации «Свидетелей Иеговы» поддержать учение о существовании группы христиан, которая будет вознаграждена вечной жизнью на земле, при помощи текстов книги Откровение совершенно неосновательна. В действительности, в этой книге Апостола Иоанна нигде не говорится, будто «великому множеству» закрыт доступ на небеса. Эта группа людей последовательно показана тайнозрителю находящейся в духовной небесной реальности, возле символического престола Бога и в Его храме. И Обществу Сторожевой Башни приходится прибегать к довольно замысловатым и надуманным пояснениям для того, чтобы затушевать очевидный смысл слов Священного Писания. «БРАТЬЯ» И «ОВЦЫ» Наконец, ещё одним библейским фрагментом, активно использующимся Организацией «Свидетелей Иеговы» для поддержки своего учения о двух классах, является притча Иисуса Христа, рассказанная Им в самом конце Его эсхатологической речи. Она повествует о всеобщем Суде над человечеством, который устроит Христос, придя на землю во второй раз во всей Своей Божественной славе: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:31-40). Тем же, кто оказался по левую руку от Царя, нечем оправдаться перед Ним, потому они слышат от Него неутешительный для себя приговор: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (стих 46). Казалось бы, что можно извлечь из этого яркого наставления помимо урока о необходимости для подлинного христианина воплощать в своей жизни принцип самоотверженной любви ко всем нуждающимся? Но «Свидетелям Иеговы» повсюду видятся иные смыслы. Толкуя данную притчу, Общество Сторожевой Башни пишет следующее: «Пробежав глазами притчу, мы видим в ней три группы персонажей, и нам нужно определить, кого они представляют. Сын человеческий добавляет к овцам и козлам третью группу, опознание которой имеет решающее значение для установления того, кто такие овцы и козлы. Иисус называет эту третью группу своими духовными братьями (Матфея 25:40, 45). Они должны быть истинными поклонниками, ведь Иисус говорил: "Кто будет исполнять волю Отца Моего... тот Мне брат и сестра и матерь" (Матфея 12:50; Иоанна 20:17). Более того, Павел писал о христианах, которые являются частью "семени Авраамова" и сынами Бога. Он называл их "братиями" Иисуса и "участниками в небесном звании" (Евреям 2:9—3:1; Галатам 3:26, 29) (...) Очевидно, что овцы, признанные достойными находиться по правую сторону от Иисуса — сторону чести и благосклонности,— представляют класс людей (Ефесянам 1:20; Евреям 1:3). Но что они делали и когда? Иисус говорит, что они сердечно, почтительно и щедро давали ему пищу, питьё и одежду, помогали ему, когда он болел или находился в тюрьме. Когда овцы говорят, что не делали этого лично для Иисуса, он указывает, что они поддерживали его духовных братьев, остаток помазанных христиан, и в этом смысле они делали всё это для него (...) Рассказав притчу о талантах, Иисус показал, что требуется от тех, кто будет править с ним на небе, а в этой притче он показывает, что ожидается от подданных Царства (Матфея 25:14—23). И это уместно, ведь благодаря тому, что овцы чистосердечно поддерживают братьев Иисуса, они наследуют место в земной сфере Царства. Они получат жизнь на райской земле — будущее, которое Бог приготовил для овец "от создания мира" нуждающихся в выкупе людей (Луки 11:50, 51)» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 октября 1995 г., стр. 24-25,27). Первое, что сразу обращает на себя внимание в этом комментарии: «овцам» из притчи Общество Сторожевой Башни отводит «место в земной сфере Царства». Но говорил ли об этом Христос? Показал ли Он слушающим, что здесь речь идёт о «подданных Царства»? Ничего подобного в тексте Евангелия обнаружить невозможно — это просто выдумка религиозных лидеров «Свидетелей Иеговы». К «овцам» в наглядном примере обращено приглашение прийти и «наследовать Царство», то есть они являются наследниками, а «наследство» для христиан — на небесах (1Петр. 1:3-4; Рим. 8:17; Кол. 1:5,12-14). К тому же они названы Иисусом «праведниками», и это отсылает нас к другой Его притче, где говорится, что праведники будут сиять Царствии Небесном (см. Матф. 13:36-43). Именно оно было уготовано Богом «от создания мира» для всех любящих Его, так что даже праведные мужи эпохи Ветхого Завета «стремились к лучшему, то есть небесному», а вовсе не к земному (Евр. 11:13-16; срав. с Матф. 8:11). Поэтому попытка «Свидетелей Иеговы» перетолковать суть награды «овцам»-праведникам в духе «райской земли» или «земной сферы» выглядит искусственной натяжкой, и ссылка на Лук. 11:50-51 не делает их умозаключения истиной от Бога. Второе важное замечание: говорит ли в этой притче Спаситель, что «овцы» принципиально не могут быть признаны Его «братьями»? И снова непредвзятое чтение этого евангельского отрывка принуждает ответить отрицательно. Ведь за что Христос награждает праведников вечной жизнью в Своём Царстве? За их милосердное отношение, проявленное к тем, кого Он называет «меньшими братьями». А что это, как не исполнение на деле воли Божьей (Лук. 10:25-28)? Общество Сторожевой Башни само процитировало слова, которые могут послужить ключом к верному уяснению слов Иисуса Христа: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф. 12:50). Вот и выходит, что «овцы», делая добро «меньшим братьям» Господним, и сами тоже становятся достойными именоваться Его «братьями», а значит, и стать причастниками тех чудесных обетований, что даны всем верным Христовым ученикам. Наконец, давайте вдумаемся в смысл фразы Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (стихи 35 и 36). Суть их весьма проста и заключается в том, что праведные люди опосредованно послужили Самому Христу. А Он однажды сказал о таких: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Иоан. 12:26). Таким образом, интерпретация притчи об овцах и козлах «Свидетелями Иеговы» не находит поддержки в её тексте, а само учение о разделении христиан на земной и небесный «классы» абсолютно не вписывается в общую канву учения Иисуса Христа, отражённую в книгах святых евангелистов. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ Интересно, что до 30-х годов прошлого века «Свидетели Иеговы» не видели в Священном Писании указаний на столь радикальное размежевание верующих, которое практикуется в Организации сегодня. В трудах основателя Общества Сторожевой Башни, Чарльза Расселла, подчёркивалось, что все истинные христиане имеют единое упование — быть вечно на небесах с Господом. Различались лишь степень или качество этой награды. В книге, посвящённой истории Организации «Свидетелей Иеговы», взгляды тех лет описываются следующим образом: «...Многие якобы посвятившиеся христиане выбирали лёгкий путь: они не проявляли истинного рвения к делу Господа и самопожертвования. С другой стороны, они не отвергали выкуп и вели в общем-то чистую жизнь. Что же будет с такими людьми? Многие годы Исследователи Библии думали, что эта категория людей описана в Откровении 7:9, 14, где говорится о "великом множестве", которое выходит из великого бедствия и становится "перед престолом" Бога и перед Агнцем, Иисусом Христом (...) Они считали, что, если те, кого причисляли к великому множеству, останутся верными во время этого испытания, они будут воскрешены к небесной жизни, но не для того, чтобы царствовать, а чтобы занять место перед престолом. Считалось, что второстепенное положение они получат потому, что их любовь к Господу не была достаточно сильной и они не проявляли достаточно рвения» (книга "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", стр. 161). Эта вероучительная линия была продолжена преемником Расселла, Джозефом Рутерфордом. Однако качества, которыми наделялся класс «великого множества» в литературе Общества Сторожевой Башни, не вызывали в людях стремления ассоциировать с ним себя. Кому хотелось признавать свою духовную слабость? В литературе Общества Сторожевой Башни можно встретить воспоминания людей, заставших тот период, позволяющие оценить царящие в Организации настроения: «Братья часто говорили мне, что не были уверены, помазанники ли они. Однако они не хотели считать себя членами "менее верного класса", как тогда определяли великое множество людей» (книга "Царство Бога правит!", стр. 53), «Прежде мы считали, что, как и 144 000 помазанников, те, кто составляет "великое множество", пойдут на небо — только они не такие верные (Откровение 14:1—3). Поэтому к "великому множеству" я принадлежать не хотела» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 марта 2000 г., стр. 23). Тем временем на фоне постоянно поддерживаемых Рутерфордом апокалиптических настроений и предсказаний Армагеддона (сначала в 1918, затем в 1925 году) к движению «Исследователей Библии» присоединялось всё больше людей, чей религиозный пыл и настрой не позволяли обвинить их в «компромиссе с миром», равнодушии к истине, человекобоязни, недостатке любви к Господу или в отсутствии самопожертвования. Проблема усугублялась тем, что в майском выпуске журнала «Сторожевая Башня» 1919 года от имени всех «помазанников» было объявлено: «Мы верим, что сбор сынов царства уже завершён, что все они отмечены печатью и дверь закрылась» (цит. по книге "Откровение — его грандиозный апогей близок", стр. 131). Будучи человеком неглупым, Рутерфорд понимал, что дальнейшее увеличение группы «сынов Царства» крайне проблематично, поскольку необходимо было учитывать наличие «помазанников», живших на протяжении веков до появления Общества Сторожевой Башни (а особенно, в апостольский период, когда люди буквально тысячами присоединялись к Божьей Церкви). Необходимо было срочно найти выход из этой ситуации, и Джозеф начал действовать. В 1935 г. Джозеф Рутерфорд закрыл путь на небеса для миллионов верующих Первым делом следовало убедить всех сторонников Общества Сторожевой Башни в существовании рядом с классом «помазанников» группы послушных Богу людей, которая бы не связывалась ни с «царствованием», ни с «небесным призванием» вообще. Для этого в 1923 г. Рутерфорд пересмотрел толкование притчи Христа о разделении овец и козлов (Матф. 25:31-46). В своей речи на конгрессе в Лос-Анджелесе он объяснил присутствовавшим, что «овцы» в этой притче представляют современных людей, признающих Иисуса Христа Господом и стремящихся к праведности, которые за своё доброжелательное отношение и помощь «помазанным братьям Христа» будут в будущем признаны достойными получить земные благословения Божьего Царства.[3] Текст этой речи был в том же году напечатан в октябрьском выпуске «Сторожевой Башни» и получил статус официальной доктрины. Позже, после переименования возглавляемого им религиозного движения, Рутерфорд решил, что и новоиспечённый «земной класс» так же должен иметь «библейски обоснованное» название. В 1932 г. он заговорил о т. наз. «Ионадавах», взяв за основу библейский сюжет об израильском царе Ииуе и о его стороннике-нееврее, который помогал ему искоренять поклонение Ваалу. В августовском номере «Сторожевой Башни» того года всем «Свидетелям Иеговы» было объявлено: «Ионадав пророчески представлял этот класс людей, живущих в наше время... которые не живут по законам организации Сатаны, но заняли сторону праведности. Господь сохранит их во время Армагеддона, переведёт их через это бедствие и дарует им вечную жизнь на земле. Они составляют класс "овец", которые поддерживают помазанный народ Бога, зная, что помазанники заняты в деле Господнем». В статье подчёркивалось, что земному классу «овец», чтобы наследовать вечную жизнь, следует не просто оказывать гуманитарные услуги «помазанникам», но и принимать участие в проповеди, а также признавать свою тесную связь со «Свидетелями Иеговы», как это сделал библейский Ионадав в отношении Ииуя. Заключительный шаг в этой многоходовой комбинации был сделан в 1935 г., когда «Ионадавы» были отождествлены с «великим множеством» из Откр. 7:9-10 — второстепенный «небесный класс» перестал существовать в учении Организации «Свидетелей Иеговы». С той поры крестившиеся в 1931-1935 гг. объявлялись последними, которые могли быть приняты в число «помазанников». На тех же, кто присоединился к Организации «Свидетелей Иеговы» позже этого срока, но при этом заявляет о своей «небесной надежде», сегодня обычно смотрят с недоверием, подозревая таких лиц в гордости, посягательстве на царские и священнические привелегии, скрытом отступничестве и даже психическом нездоровье.[4] УСТРАНЯЯ ЛИШНИЕ БАРЬЕРЫ Это небольшое исследование показывает, что разделение христиан на «небесный» и «земной» классы не имеет под собой абсолютно никакого библейского основания. Ни Господь Иисус Христос, ни Его ученики не проповедовали чего-либо похожего. В Четвероевангелии и апостольских посланиях постоянно подчёркивается, что небесная награда уготована всем верным христианам, а не только привилегированной группе из 144 000 человек. Доктрина «двух классов» имеет не Божественное, а чисто человеческое происхождение: она была придумана Джозефом Рутерфордом, чтобы согласовать учение Расселла о буквальности апокалиптического числа 144 000 с фактом продолжающегося увеличения рядов сторонников Общества Сторожевой Башни на фоне затянувшегося ожидания вознесения «помазанников» на небо и наступления Армагеддона. К счастью, всё больше «Свидетелей Иеговы» понимает искусственность этого учения Организации и его противоречие словам Библии. Ежегодные отчёты, публикуемые Обществом Сторожевой Башни, показывают, что с каждым годом растёт число тех, кто, несмотря на сильное противодействие религиозных руководителей, решается открыто заявить о своём небесном призвании. Так, в 1993 году таких людей было всего 8693 человек, спустя 20 лет их число возросло до 13 204 человек (прирост почти на 52 %); в 2014 году о небесной надежде засвидетельствовало уже 14 121 человек, а в 2015 году — 15 177. Вполне возможно, что в скором времени духовные вожди «Свидетелей Иеговы» будут вынуждены пересмотреть двухклассовую доктрину. Благо примеров вероучительных разворотов в истории Организации много: отменённые запреты на вакцинацию и пересадку органов, пересмотренное отношение к альтернативе воинской службы и использованию препаратов на основе фракций крови, отказ от учения о «поколении 1914 года» и др. Если такое когда-нибудь случится, то это, несомненно, окажется большим благом для всех «Свидетелей Иеговы», поскольку будет означать, что в их религии стало на одну ложную доктрину меньше, а это сделает их ещё на шаг ближе к настоящему христианству. ----------Примечания: [1] «Белая одежда» — это интересная деталь, поскольку в книге Откровение она принадлежит тем, кто находится на небесах: душам убитых за слово Божие (Откр. 6:9-11), двадцати четырём старцам, сидящим на небесных престолах (Откр. 4:4), небесным воинствам Христа (Откр. 19:14), «побеждающим», которые будут сидеть на престоле вместе с Агнцем (Откр. 3:5,21). Кроме того, об облачённых в белую одежду членах «великого множества» сказано, что они более никогда не испытают ни голода, ни жажды, их не будет мучить никакой зной (Откр. 7:16). Это больше соответствует положению небожителей, для которых все тяготы земной жизни остались позади.
[2] В книге Откровение местоположение Божьего престола определено весьма ясно — «на небе» (см. Откр. 4:2 и 12:5). Следовательно, если «великое множество» в видении Апостола Иоанна стоит перед этим престолом, то оно тоже находится на небесах. Комментируя этот момент, Общество Сторожевой Башни заявляет: «Откуда мы знаем, что великое множество, "стоящее перед престолом", не находится на небе? В пользу этого имеется немало убедительных доказательств. Так, греческое слово, переведённое в этом стихе как "перед" (энопион), буквально означает "в поле видимости" и неоднократно используется применительно к находящимся на земле людям, которые стоят "перед" Иеговой, или в поле видимости Иеговы (1 Тимофею 5:21; 2 Тимофею 2:14; Римлянам 14:22; Галатам 1:20) (...) Помимо этого мы читаем: "Когда придёт Сын человеческий в славе своей... будут собраны перед ним все народы". Во время исполнения этого пророчества всё человечество не будет находиться на небе. Не будут на небе и те, кто "пойдёт... в вечную отрезанность" (Матфея 25:31—33, 41, 46). Люди стоят на земле в поле зрения Иисуса, и он обращает на них внимание, чтобы судить. В таком же смысле и великое множество находится "перед престолом и перед Агнцем", стоя в поле видимости Иеговы и назначенного им Царя, Христа Иисуса, который выносит им благоприятный приговор» (книга "Откровение — его грандиозный апогей близок", стр. 123-124). Таким образом, «Свидетели Иеговы» отвлекают внимание читателей от проблемного для себя места Писания и начинают искать примеры того, как греческое слово «ενωπιον» («перед») используется в других библейских книгах. При этом они упускают из виду, что гораздо важнее выяснить то, как используется не какое-либо отдельное слово, а цельное выражение «ενωπιον του θρονου» («перед престолом») непосредственно в самой книге Апостола Иоанна. Простой анализ показывает, что оно встречается в общей сложности десять раз и всегда указывает на буквальное присутствие возле престола Бога (см. 1:4; 4:5-6 (дважды), 4:10; 7:9-15 (трижды); 8:3; 14:3; 20:12). Непредвзятое чтение Откр. 7:9-12 показывает, что всё описанное в этом фрагменте действо происходит именно на небесах: «великое множество» в белых одеждах стоит перед престолом, который, в свою очередь, окружён Ангелами, старцами и четырьмя животными.
[3] Ранее считалось, что эта притча-пророчество исполнится только в период Тысячелетнего царства, а «овцы» в ней означают воскресших праведников дохристианской эпохи и кротких людей, родившихся во время правления Христа.
[4] Хотя на словах руководители Организации подчёркивают, что лишь сам человек может знать, принадлежит ли он к числу «помазанников», и что к его личному мнению на этот счёт следует относиться с уважением и пониманием, на практике всё обстоит совершенно иначе. На новоиспечённых членов «небесного класса» смотрят с подозрением, приписывая им различные неблаговидные мотивы:
«Целый ряд факторов — в том числе прежние религиозные взгляды и даже психическая или эмоциональная неустойчивость — могут побудить кого-то ошибочно заключить, что он имеет небесную надежду» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 августа 2011 г., стр. 22), «Другие из-за психического заболевания или эмоциональных проблем заключили, что они будут править с Христом на небесах» (журнал "Сторожевая Башня" за январь 2016 г., стр. 25-26), «Что могло бы побудить человека ошибочно принять символы? Может быть, его прежние религиозные убеждения — что все верные люди идут на небо. Или возможно, честолюбие и эгоизм — чувство, что он более достоин, чем другие,— и жажда славы» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 апреля 1996 г., стр. 7), «Другие могут задаться такими вопросами: стремлюсь ли я к видному положению? Не честолюбив ли я, не мечтаю ли добиться власти сейчас или в будущем, как сонаследник Христа?» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 февраля 2003 г., стр. 20). Подобное бесцеремонное навешивание ярлыков на сотни незнакомых людей может говорить лишь об обратном: это как раз духовные лидеры «Свидетелей Иеговы» чувствуют себя «более достойными», чем все остальные, именно они боятся потерять свою власть и влияние на простых членов Организации. Как говорится, громче всех кричит «Держи вора!» сам вор. | |
Всего комментариев: 0 | |