Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 10: «Духовные создания. Могут ли они влиять на нас?»

В середине XX в. наука открыла человечеству дорогу в космос. Устремившись ввысь, современные учёные активно ведут поиски разумных существ из далёких галактик, между тем как иной мир намного ближе к нам. Явления представителей этого мира на земле известны давно, но, как правило, далёкий от Церкви человек либо полностью отвергает возможность влияния духовной реальности на нашу жизнь, либо представляет себе это влияние в искажённом виде. Христиане же знают, что параллельно с нами обитают существа, обладающие волей, разумом и возможностями, превосходящими человеческие. Речь идёт об Ангелах. Они для многих людей уже давно перешли в область мифов и фантазий. Сегодня витрины магазинов, открытки и вывески украшаются изображениями «ангелочков» с пухлыми детскими личиками и маленькими крылышками. В сознании людей сформировался искажённый, превратный ангельский образ — «купидона». И в этой ситуации Общество Сторожевой Башни совершенно право, когда в своих многочисленных публикация подчёркивает, что Ангелы являются реальными могущественными небесными существами, играющими важную роль как в нашей жизни, так и в мировой истории.

Ангелочек-купидон
Стереотипный образ Ангела

Итак, авторы книги предлагают читателю познакомиться с «небесной семьёй» Иеговы; цель — «чтобы лучше узнать» Бога. Здесь, как и при изучении 1-ой главы пособия «Свидетелей Иеговы», проводится параллель между «знакомством с Богом» и знакомством с человеком. При всём этом обращает на себя внимание то, что Иегова остаётся далёким и фактически недосягаемым для членов Организации. Авторы книги предлагают «узнавать» Его через имя, чтение Библии, знакомство с «семьёй», но если вы знаете некоего человека по имени, знакомы с членами его семьи и изучили его семейный архив, то это не означает, что вы находитесь в близких взаимоотношениях с самим человеком. Вас даже его другом нельзя будет назвать! Вы кто угодно: «талантливый исследователь», «фамильный биограф» — но не более того. А ведь в Священном Писании мы призываемся усыновиться Богу, стать Его чадами... Но Общество Сторожевой Башни родство с Господом приписывает Ангелам, так что людям (144 000 т. наз. «помазанников») нужно отказаться от человеческой природы и превратиться в бесплотных духов, чтобы стать частью «небесной семьи Иеговы». Интересно, что в Библии при описании сонма Ангелов используется образ не семьи, а армии, воинства (Иис. Нав. 5:14,15; Пс. 148:2; Лук. 2:14). Как и в любом войске, среди Божьих Ангелов царит определённый Творцом порядок и иерархия. Все они, согласно Писанию, разделяются на девять степеней (чинов):
Серафимы (Ис. 6:2,3) — Ангелы, изображённые в видении пророку Исайе с 6-ю крылами. Они пламенеют любовью к Богу (само название их чина в переводе с древнееврейского языка означает «пламенеющий») и других побуждают к ней. Они имеют непрестанное и всегдашнее стремление к Божественному, пламенную горячность и быстроту, пылкую, постоянную, неослабевающую и неуклонную стремительность.
Херувимы (Быт. 3:24; Иез. 10; Пс. 17:11; Откр. 4:6-8) — Ангелы, представленные в Библии как самые приближённые к Богу небесные творения и одарённые великой мудростью и проницательностью. Святой Дионисий Ареопагит так пишет о них: «Наименование же Херувимов означает их силу — знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство — преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость» ("О Небесной иерархии", гл. 7). В пророческом «плаче о царе Тирском» (Иез. 28:12-17) многие библейские комментаторы усматривают аллюзию на грехопадение сатаны; он назван «херувимом осеняющим», что указывает на первоначальную близость его к Богу.
Престолы (Кол. 1:16) — Ангелы, служащие Божьему правосудию.
Господства (Кол. 1:16) поставлены Богом на то, чтобы учить нас владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей и превозмогать искушения.
Силы (1Петр. 3:22; Рим. 8:38; Еф. 1:21) — Ангелы, «чрез которых чаще совершаются знамения и чудеса» (св. Григорий Двоеслов). Эти верные небесные служители также помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1Петр. 3:22; Еф. 3:10; Кол. 1:16) имеют власть укрощать диавольские силы, отражать наводимые на людей искушения; они не допускают бесов причинять кому-либо вред в такой степени, в какой бы те желали. Кроме того, им дана власть над силами природы (Откр. 7:1).
Начала (Рим 8:38; Еф. 1:21; Кол.1:16) наставляют начальствующих исполнять свои должностные обязанности не ради личной славы и выгоды, а ради чести Божьей и пользы ближних. Им также вверена охрана стран, народов и племён (Втор. 32:8 по тексту LXX; см. также Дан. 10:12-21).
Архангелы (Иуд. 1:9; 1Фес. 4:16) — начальники над простыми Ангелами, им доверено быть глашатаями самого великого и славного.
Ангелы (1Петр. 3:22) — вестники Господа, возвещающие людям различные Божьи намерения, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Различие духовных сил не является каким-то позднейшим изобретением в христианстве. Св. Игнатий Богоносец (ум. ок. 107 г. н. э.) в своём Послании к Траллийцам оставляет свидетельства того, что уже в I в. н. э. понятие ангельской иерархии было уже достаточно развитым: «...я, хотя нахожусь в узах, и могу понимать небесное, и степени Ангелов, и чины Начальств, но при всём том я ещё несовершенный ученик».

АНГЕЛЫ УКРЕПЛЯЮТ И ЗАЩИЩАЮТ

Поскольку враг рода человечества — сатана — со своими слугами ополчается на верных Богу людей, стараясь духовно погубить каждого, то для помощи в этой лютой борьбе ко всякому из нас приставлен Ангел-хранитель (Быт. 48:16; Пс. 90:11; Иов. 33:23-24; Матф. 18:10; Деян. 12:14-15). Этот Божий слуга берёт христианина под опеку после совершения таинства святого Крещения и невидимо находится при нём на протяжении всей жизни. Его задача — способствовать спасению подопечного. Ангелы-хранители оберегают наши души и тела, заступаются за нас в течение земной жизни, молятся о нас Богу, а после смерти отводят наши души в вечность. «Сегодня ангелы больше не принимают видимый облик, — говорится в 6-ом абзаце главы. — И хотя эти могущественные духовные создания невидимы, они всё так же защищают Божий народ — главным образом от духовного вреда». При этом авторы не приводят библейских ссылок в подтверждение тому, что после I в. н. э. явления обитателей духовного мира должны резко и загадочно прекратиться. Откуда же взяли они эту мысль? Конечно, мы, грешные люди, не видим Ангелов, как видят их святые. Но всё же случаи их явлений известны и в послеапостольскую эпоху. Например, в IV в. во Фригии язычники, задумавшие уничтожить храм Архангела Михаила и местных христиан заодно, изменили течение реки и направили потоки воды прямо на храм. По молитве пономаря Архипа, который примером своей богоугодной жизни и проповедью о Христе многих обратил к истинной вере, возле храма перед людьми явился Архангел Михаил и ударил своим огненным копьём в склон горы. Образовалась глубокая расселина и вода, пройдя подземным руслом, вырвалась наружу ниже храма, не повредив его. Увидев такое чудо, язычники в страхе бежали, а место, где всё произошло, получило название Хоны, то есть «расселина». Преподобный Нифонт, епископ Кипрский видел однажды у ворот дома одной блудницы Ангела в образе плачущего юноши и спросил его о причине плача. Ангел ответил: «В этом доме с блудницею пребывает человек, на хранение которого я дан от Бога. Не могу видеть того беззакония, которое он творит. Как мне не плакать, когда образ Божий пал в такую тьму?». Иеродиакон Серапион (1780-1859 гг.) однажды попросил Господа показать ему Ангела-хранителя. И вот, во время молитвы, подвижнику предстал крылатый юноша и сказал: «Ты молишь Бога показать твоего Ангела-хранителя — вот я», и после этого стал невидим. А сердце о. Серапиона исполнилось неизъяснимой радостью. Преподобный Серафим Саровский во время Божественной литургии увидел Иисуса Христа во славе, окружённого Ангелами, Архангелами, Херувимами и Серафимами. Это, конечно, случаи особые, чрезвычайные, редкие, но и говорить, что Божьи вестники перестали вдруг по каким-то загадочным причинам принимать видимый облик, было бы явным заблуждением. Впрочем, подобное заявление вполне закономерно и ожидаемо. Из уже рассмотренных глав книги Общества Сторожевой Башни видно, что мышление «Свидетелей Иеговы» крайне рационалистично и сторонится всего потустороннего. По учению Организации, человек всего лишь живая плоть, мысли и сознание — результат «работы мозга», Божьи чудеса и исцеления — прекратились, Ангелы тоже «больше не принимают видимый облик». Даже для того, чтобы уверовать в Бога, «Свидетелям Иеговы» необходимы специальные пособия, объясняющие несостоятельность теории эволюции, а в Организацию люди привлекаются не через веру во Христа, а, скорее, через страх перед «Божьей войной» — Армагеддоном.

ВРАГИ ИЗ ДУХОВНОГО МИРА

Если нынешняя деятельность ангельских сил сведена Обществом Сторожевой Башни фактически до нуля, то активность оных во времена допотопные, по учению Организации «Свидетелей Иеговы», превосходит все самые смелые фантазии. Оказывается, в далёком прошлом Ангелы не только являлись и общались с людьми, но и имели с ними сексуальные связи. Вот как это описывается на страницах учебного пособия Общества Сторожевой Башни: «Во дни Ноя к мятежу против Иеговы присоединились некоторые другие ангелы. Покинув свой дом на небе, они облеклись в человеческие тела и сошли на землю. Но зачем? В Бытие 6:2 говорится: "Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал"» (абзац 8). Попробуем проанализировать данное утверждение авторов для начала с помощью обыкновенной логики. Итак, Божьи Ангелы сошли на землю, якобы пленённые женской красотой. Но как они определили, что женщины красивы? Когда Ева увидела плоды древа познания Добра и Зла, она решила, что «древо хорошо для пищи» (Быт. 3:6), то есть способно удовлетворить потребность в питании, заложенную Богом. Следовательно, если Ангелы увидели «дочерей человеческих» и захотели иметь с ними сексуальную связь, то в них (в Ангелах) изначально должна была быть потребность (и способность) в таких отношениях. Однако никакие «ангелицы», с которыми Ангелы могли бы законным образом удовлетворять свои потребности, в Библии не упоминаются. Если Бог наделил потребностью, но не дал при этом возможности, то это крайне немилосердно с Его стороны по отношению к творениям. Значит, «сыны Божии», которые упоминаются в 6-ой главе книги Бытия, не являются Ангелами. Толкование Общества Сторожевой Башни не выдерживает критики и с позиции текстов Священного Писания. Почему повествование 6-ой главы книги Бытия сосредоточено только на смертных (стих 3) и на их осуждении Богом (стихи 5 и 7), но нисколько не упоминает предполагаемых «небожителей»? По смыслу употреблённого в Быт. 6:2 библейского выражения «брать в жёны» речь шла не о временных, противоестественных связях (а только такими и могли бы быть сношения Ангелов с женщинами), а об обычных, земных браках, хотя и пагубных по своим моральным последствиям («велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» — Быт. 6:5). Следует принять во внимание и то, что в Пятикнижии Моисеевом содержится множество запретов людям на различные виды сексуальных связей, но нигде нет запрета на сношения с Ангелами или демонами. Не означает ли это, что они попросту невозможны? Наконец, согласно словам Господа Иисуса Христа, «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как Ангелы Божии на небесах» (Матф. 22:30), то есть небесным созданиям чуждо земное желание совокупляться и размножаться.

Так о ком же повествуется в Быт. 6:2? По единодушному мнению большинства авторитетных христианских экзегетов (св. Иоанн Златоуст, св. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит, св. Кирилл Иерусалимский, блаж. Августин и др.) под «сынами Божиими» следует понимать благочестивых потомков Сифа, третьего сына Адамова. Применение такого наименования к людям неоднократно встречается в Священном Писании (Втор. 14:1; Пс. 72:15; Пс. 81:6,7; Прем. Сол. 16:10 и т. д.). Сами авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» в 5-ой главе написали: «В Библии говорится, что Адам был "сыном Бога" (Луки 3:38)». В Быт. 4:26 сообщается, что именно Сиф и его сын Енос «начали призывать имя Господа», то есть начали поклоняться Богу, приносить жертвы и возносить молитвы, поэтому их дальнейшие потомки, которые им в этом подражали, в Быт. 6:2 и представляются как бы Его детьми. В то же время потомки Каина лишь повторяли преступления своего отца (Быт. 4:23). После смешения рода сифитов, чтущих Бога, с женщинами из рода Каина («дочерьми человеческими») люди стали отдаляться от Творца и погрязли в страшном зле до такой степени, что Бог навёл потоп на землю. Что касается «исполинов», которые рождались от этих браков, то следует принять во внимание, что корень еврейского слова «нефилим», использованного в 6-ой главе книги Бытия, означает «разрушать, ниспровергать, развращать» и не несёт в себе указания на огромный рост (хотя и не исключает его). В данном случае с учётом контекста всей главы гораздо естественней понимать слово «нефилимы» как обозначение того глубокого бездуховного состояния и той бездны нравственного падения, которые демонстрировали эти люди. Даже если эти «исполины» действительно отличались большим ростом, то это не было следствием связи неких «гибридных» существ с женщинами. В Числ. 13:34 израильские разведчики упоминают об «исполинах, сынах Енаковых, от исполинского рода», но вряд ли между теми и допотопными «исполинами» может быть родственная связь, поскольку последние все погибли в водах потопа. «Сыны Енаковы» родились от обычного брака. В других священных ветхозаветных книгах также упоминаются люди необычайно большого роста вне всякой связи с допотопными исполинами или неестественными сношениями с Ангелами (Втор. 2:10,11; 1Цар. 17:4; 1Пар. 20:6).

Поскольку «Свидетели Иеговы» в подтверждение своего учения о сексуальных похождениях Ангелов ссылаются на такие места Священного Писания, как Иуд. 1:6 и 2Петр. 2:4, то имеет смысл их кратко здесь рассмотреть. Первое в контексте звучит так: «Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших своё жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» (Иуд. 1:5-8). Чтобы показать, что дарованная Богом благодать не освобождает от обязанности свято жить и подвизаться в вере и благочестии, что нечестивые не останутся ненаказанными, Апостол приводит три примера:

  • наказание израильтян в Аравийской пустыне
  • заключение в узы мрака «ангелов, не сохранивших своего достоинства»
  • наказание безнравственных жителей Содома и Гоморры
Эти три события произошли в разное время и не связаны между собой ничем, кроме общей мысли: не следует расслабляться и нерадеть о Божьем, но необходимо «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (стих 3). Однако Общество Сторожевой Башни непостижимым образом соединяет последние два примера Апостола в некое единое целое: «Любовные связи не были позволены ангелам... Библия показывает, что то, что они делали, было таким же превратным, как и гомосексуальные акты жителей Содома и Гоморры (Иуды 6, 7)» (книга "Ты можешь жить вечно в раю на земле", стр. 93). Библейский текст не даёт оснований считать, что «ангелы, не сохранившие своего достоинства [букв. «αρχη» — «начало»]» вступили в какие-то плотские отношения. Под «началом» здесь подразумевается первоначальное состояние Ангелов, заключавшееся во внутреннем совершенстве разума и воли, которое они и не смогли сохранить. Последовав по собственному выбору за диаволом, они оставили своё небесное «жилище». На этом данный пример заканчивается, и начинается новый: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им [т. е. Содому и Гоморре] блудодействовавшие и ходившие за иною плотию... так точно будет и с сими мечтателями». «"Плотью иной" называет мужескую природу, как не служащую такому соитию, чтобы рождать. Ибо к такому соитию способна плоть женская, по изречению прародителя: "кость от костей моих, и плоть от плоти моей" (Быт. 2:23), а плоть мужчины, как сказал я, чужда такого соития. Да и женская плоть, по законам, одна для одного есть своя и собственная плоть, а смешивающаяся со многими есть иная и чужая и в сквернении мало отстающая от мужеской» (блаж. Феофилакт Болгарский, "Толкования на Деяния и Соборные Послания святых Апостолов"). Второй отрывок, на которой ссылается Общество Сторожевой Башни, похож на первый: «Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам... то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (2Петр. 2:4-9). Здесь Апостол Пётр также приводит три примера:
  • низвержение с небес согрешивших ангелов
  • гибель допотопного мира
  • уничтожение Содома и Гоморры
Легко заметить, что и в этом месте Писания нет намёка на то, что история с падшими ангелами произошла во времена Ноя. Апостол просто перечисляет три различных события. Но Обществу Сторожевой Башни важно настоять именно на своём толковании, потому что оно помогает легче убедить человека, с которым проводится изучение доктрин Организации, в возможности природных метаморфоз: небесные духи стали людьми, потом снова стали духами. Это ещё один «кирпичик» в фундамент отвержения библейской истины Боговоплощения — уникального и беспрецедентного случая соединения двух природ в одном Лице Спасителя.

КАК ДЕМОНЫ ОБМАНЫВАЮТ ЛЮДЕЙ

Диавол не имеет власти над человеком, однако он может прельстить, завлечь и обмануть его. «Свидетели Иеговы» достаточно точно обозначили приманки, используемых бесовскими силами. Сегодня телевидение и газеты буквально наводнены завлекательной информацией о всевозможных «колдунах», «экстрасенсах», НЛО, контактёрах с духами. Гадание также пользуется большой популярностью. Тысячи людей ежедневно заглядывают в гороскопы, пытаясь узнать, что им сулит будущее. У состоятельных особ имеется даже личный астролог! Свои услуги готовы предложить и так называемые «ясновидящие» — люди, утверждающие, что обладают даром предвидения (некоторые из них прямо признаются в том, что информацию они получают от неких сверхъестественных разумных сил): «Например, в Деяниях 16:16—18 говорится о демоне-прорицателе, который давал одной девушке силу предсказывать будущее. Однако, когда демон вышел из нее, она потеряла эту способность» (абзац 11). На самом деле, ни Ангелы, ни демоны не знают будущего. Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это следующим образом: «Хотя они [бесы — прим. ред.] иногда и предсказывают будущее, хотя открывают тайны, но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения... Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволит открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться, так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее... Правильнее сказать: они не столько предсказывают, сколько предугадывают. По этой причине, если бы они когда сказали и правду, то и тогда не заслуживают удивления» (св. Игнатий (Брянчанинов), "Слово о чувственном и духовном видении духов"). Преподобный Иоанн Лествичник также поучал, что будущее демонам неизвестно, но они, умея быстро перемещаться на большие расстояния, возвещают то, что уже произошло в отдалении от человека, или то, что им известно, как духам (например, о физических недугах людей), либо, зная настоящее, наугад возвещают то, что может произойти в будущем.

«У демонов есть ещё один способ обманывать людей — это "общение" с умершими», — говорится в 12-ом абзаце. Да, как писал святитель Феофан Затворник, «спиритизм — прямо бесовщина, ничем не прикрытая. Тут осязательна нечистая сила. Кто тут действует, можно судить по явлениям. Да они и сами не скрывают, что суть бесы». Никем из церковных писателей не отрицается, что спиритизм является сферой деятельности злых духов. «Свидетели Иеговы» в этой диавольской ловушке видят подтверждение того, что посмертное существование — выдумка сатаны. Но если какой-либо ловкий мошенник выдаёт себя за полицейского, то означает ли это, что полицейских не существует или что сама идея правоохранительных органов выдумана мошенниками? Естественно, нет. Подобным образом и сатана с его невидимыми приспешниками лишь эксплуатирует реальность загробного существования в своих низменных интересах.

Ловушкой сатаны могут оказаться безобидные на вид вещи
Демоны могут влиять на нас
различными способами

Весьма странно, что, подробно расписав различные оккультные ловушки сатаны, авторы книги ни слова не сказали о самом распространённом приёме врага рода человеческого: «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2Кор. 11:14,15). Своё зло диавол скрывает под личиной добра, но самое опасное то, что его человеческие прислужники также ловко маскируются под «служителей правды». Жестоко ошибаются те, кто думает, будто орудиями сатаны являются исключительно маргинальные личности, демонстративно заявляющие о своих симпатиях тёмным силам («сатанисты» или иные подобные движения). Нет, это могут быть вполне приличные люди, называющие себя «последователями Христа» или даже «служителями Иеговы». Возьмём, к примеру, книгу «Чему на самом деле учит Библия?», выпущенную Обществом Сторожевой Башни. На первый взгляд, в ней содержатся верные и полезные мысли: что существует Бог, что Он добр, что нужно остерегаться сатаны, читать Библию и т. д. Но более тщательное исследование даже половины этой книги показывает, что авторы попутно внедряют весьма странные идеи, выдаваемые за то, чему Библия якобы «на самом деле» учит. Например, в приложении на стр. 202 сказано, что «"Слово" — это Иисус (Иоанна 1:14)... Слово не является Богом», хотя все Апостолы называли Иисуса Христа именно Богом (Лук. 8:39; Иоан. 5:18; 20:28; Деян. 20:28; Филип. 2:6 и др.). В 3-ей главе написано, будто «в Библии нигде не говорится, что он [Бог-Отец — прим. ред.] или его Сын, Иисус Христос, правят этим миром» и внушается, что подлинный властитель мира не Бог, а диавол. В Библии же утверждается обратное (см. 1Пар. 29:11,12; Пс. 21:29; Дан. 4:14; Матф. 28:18; 1Петр. 3:22; Рим. 14:9). О христианском Причастии авторы учат, что «хлеб и вино — это не что иное, как символы... Несомненно, принимать от этих символов могут только те, кто состоит в новом завете и имеет надежду пойти на небо... А как же те, кто надеется жить вечно в Раю на земле? Слушаясь повеления Иисуса, эти люди присутствуют на Вечере воспоминания смерти Христа. Они проявляют уважение к этому событию, однако не принимают от символов». Между тем, в Писании все христиане называются «детьми Божиими» без каких-либо «классовых» ограничений (Иоан. 1:12; Гал. 3:26-29; 4:4-7; 1Иоан. 3:1) и, естественно, каждый христианин вкушает Тело и Кровь Христовы, ибо Он умер за всех нас (Матф. 26:26-28; Лук. 22:15-20; 1Кор. 11:20-26). Более того, отказывающийся это делать не будет воскрешён к вечной жизни, по словам Христа (Иоан. 6:53-56). В 7-ой главе книги утверждается: «Бог воскресил его [Иисуса Христа — прим. ред.], только уже не как человека... Иисус ожил как могущественное духовное создание». Однако Сам Христос обращал внимание именно на буквальное телесное воскресение (Лук. 24:36-43; Иоан. 2:19-22; Иоан. 20:24-29), а Апостолы называют воскресшего Господа «Сыном Человеческим» и «человеком» (Матф. 24:30; Лук. 12:40; Деян. 7:56; Деян. 17:30-31; 1Тим. 2:5). А ведь это главнейшие постулаты спасительной христианской веры. И если мы заблуждаемся по этим вопросам, то мы рискуем навеки погубить свою душу. Господь предостерегал: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас!» (Марк. 13:5). В 10-ой главе книги Общества Сторожевой Башни неоднократно повторяется слово «наживка», а что это такое? Это то, что снаружи кажется привлекательным и съедобным, но внутри — острый крючок; это то, что служит приманкой для ловли. Вот и диавол, чтобы погубить человека, также подсовывает ему с виду нормальную, заманчивую «духовную пищу», состоящую из красивых слов, хороших и правильных идей, сопровождаемых библейскими цитатами, призванными усыпить бдительность человека (вспомните искушение Христа в пустыне — там сатана тоже использовал отрывки из Священного Писания). Это создаёт впечатление, что всё, что исходит из данного источника — от Бога. Но при этом сатана внедряет внутрь свою смертоносную ложь (например, что людям не нужно вкушать Тело и Кровь Христа, или что Святой Дух является всего лишь неразумной безличностной силой), и многие люди к своей погибели заглатывают эту наживку без разбору. Предложите «Свидетелям Иеговы» взглянуть на деятельность Общества Сторожевой Башни под этим углом.

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ЗЛЫМ ДУХАМ

Каким образом члены Организации «Свидетелей Иеговы» защищаются от враждебных человеку потусторонних сил? Как противостоять бесам? Это интересный вопрос, учитывая вероучение данной религиозной организации. Спроси об этом, скажем, католика или православного, они ответят «Осени себя крестным знаменем и помолись Христу» или «Регулярно причащайся». Но Организация «Свидетелей Иеговы» отвергает святой Крест, молитвы Иисусу Христу и не допускает своих рядовых адептов до Причастия (хотя и для «помазанных» оно не несёт характера спасительного таинства). Вместо это людям предлагается «пример ефесских христиан»: «В Библии объясняется, как противостоять злым духам и освободиться от их влияния. Давай рассмотрим, какой пример подали христиане из города Эфес в I веке... Уничтожив книги по магии, эти новые ученики подали пример тем, кто хочет освободиться от влияния злых духов. Если мы желаем служить Иегове, нам необходимо избавиться от всего, что связано со спиритизмом» (абзац 14). Попробуем проанализировать этот библейский пример. Предыстория обращения ефессян заключается в том, что Бог там сотворил много чудес руками Павла, в том числе и изгнание бесовских духов (см. Деян. 19:11,12), в то время как «заклинатели» потерпели в этом деле полное фиаско и оказались неспособны влиять на демонов (см. Деян. 19:13-16). «Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса» (Деян. 19:17). Таким образом, существует различие между тем, что делали ефесские жители, и тем, что происходит у «Свидетелей Иеговы». Уверовавшие ефессяне сожгли книги потому, что те стали им неинтересны, бесполезны. «Свидетели» же уничтожают предметы из-за панического страха перед ними, из-за суеверия, они считают, что демоны гнездятся в самих вещественных предметах. «Одна христианка по имени Джин приобрела компьютерную игру, которая на первый взгляд казалась безобидной. Проходя разные уровни игры, Джин заметила, что в некоторых из них присутствуют скрытые формы сатанизма, — так в публикации Общества Сторожевой Башни начинается типичная история о борьбе девушки с потусторонними силами. — Вскоре по ночам её начали мучить кошмары. "Я встала среди ночи и сломала диск с этой игрой",— рассказывает Джин. И что же? "С тех пор я сплю спокойно",— добавляет она» (журнал "Пробудитесь" от 22 января 2002 г., стр. 27). Конечно, при таких верованиях рецепт избавления от бесовского влияния кажется прост: выбрось такую-то вещь из дома и нечистый дух уйдёт вместе с ним. Вот только в Библии говорится, что демоны обитают не в предметах, а в самом человеке: буквально в том же месте книги Деяний говорится, что у больных «прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19:12). Не «от них уходили», а «выходили из них», и связано это было не с избавлением от каких-то вещей, а с действием силы Святого Духа! Но Обществом Сторожевой Башни этот момент как-то игнорируется. Хотя в литературе часто пишется о «нападках демонах», об их «влиянии» (т. е. как бы о «внешнем» воздействии), но в ней ничего нельзя найти о феномене бесовской одержимости (о действии как бы «изнутри»). Это очень странно, поскольку в Священном Писании об этом явлении сказано достаточно много. Под «одержимостью» в Библии понимается вселение бесов в людей и полное подчинение ими мыслей, чувств и воли бесноватого. Характерными признаками данного феномена являются: сверхъестественная физическая сила одержимого (Марк. 5:2-4; Деян. 19:16), резкое противодействие всякому божественному влиянию (Марк. 5:7; Лук. 4:33,34; Деян. 8:7), прямое «бесоговорение» (Марк. 5:9; Деян. 19:15) или сообщение одержимым информации, которой человек не мог знать (Деян. 16:16-19). Также известно, что демоны могут вызывать у бесноватого тяжёлый физический недуг (Матф. 9:32,33; 12:22) и даже стараться всячески погубить «носителя» (Матф. 8:31,32; Марк. 9:22). Следует отметить и то, что человек не мог освободиться от своей бесовской одержимости сам собой. Согласно Библии, необходимо было, чтобы ему на помощь пришёл кто-нибудь другой. В литературе Общества Сторожевой Башни говорится нечто прямо противоположное: по сути, человек самостоятельно «избавляет» себя от демонов, выбрасывая или уничтожая предметы. Нет ничего странного, что «Свидетели Иеговы» в действительности не избавлены от бесовского воздействия. Эти несчастные хотя, быть может, и сожгли когда-то оккультные книги и предметы, но демоны продолжают незримо присутствовать в их жизни. Организации «Свидетелей Иеговы» чужда практика изгнания бесов, и она ничем не может помочь одержимым.

Компакт-диск с нехристианской музыкой
Большинство «Свидетелей Иеговы»
испытывают суеверный страх
перед «демоническими» предметами

В 16-ом абзаце авторы наконец-то обращаются к духовным средствам борьбы со злыми духами и призывают «взять большой щит веры»: «Как укреплять свою веру? Продолжай изучать Библию. Прочность стены во многом зависит от её основания. Подобным образом, прочность нашей веры во многом зависит от точных знаний из Слова Бога, на которых она основана. Наша вера будет укрепляться, если мы ежедневно читаем и изучаем Библию. Такая вера, словно крепкая стена, защитит нас от влияния злых духов (1 Иоанна 5:5)». Интересно, что это отличается от слов апостола Павла: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11). Общество Сторожевой Башни предлагает «другое основание» (Библию), поскольку истинного (Христа) не имеет. Конечно, вера это сильное орудие против диавольских козней, но — какая вера, во что? Если подразумевается вера в то, что уничтожение вещей оккультного характера заставляет бесов трепетать и исчезать, то это ложная вера (т. е. суеверие). Такой «вере» демоны только радуются. Если же имеется в виду вера во Христа и в то, что все средства к победе над диаволом нам дарованы Спасителем, то она по праву может называться щитом от стрел лукавого. Только идя с верой путём Господним, можно научиться отсекать от себя все искушения и соблазны, приготовленные сатанинскими силами. И начинается этот путь с таинства святого Крещения, прообразом которого было «крещение покаяния», совершаемое святым Иоанном Предтечей. Крестившись в Иордане, Христос освятил Собой воду и указал, с какого момента для христиан начинается подлинная духовная жизнь. Сразу после крещения, как мы знаем, Господь ушёл в пустыню, где сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни» (Лук.4:2). И снова, словно бесстрашный полководец увлекает войско за Собой, идёт смело прямо навстречу врагу, чтобы победить его и развеять всякий страх Своих верных воинов перед ним. Также важно нам усвоить из этого, что диавол и его подручные бесы начинают неистовую борьбу за душу каждого человека сразу же после Крещения. Помочь нам выстоять в этой борьбе призван пост (телесный, но в первую очередь — духовный). Перемена пищи (или даже полное воздержание от неё) имеет то значение, что даёт человеку возможность упражнять волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними, это тот маленький шажок в сторону господства духа над плотью. По словам преп. Амвросия Оптинского «при посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются», следовательно, не следует забывать духовно подкреплять себя в этот период особо тщательным чтением Библии, и, по примеру Христа, прогонять от себя наущения нечистых духов словами Священного Писания. Вспомним также и наставление Спасителя: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Марк. 14:38). Духовное бодрствование, сосредоточенность, устремление нашего сердца к Богу отводят нас от соблазнов, а помогает в этом прилежная молитва. И здесь обратимся к тому, что пишут авторы из Общества Сторожевой Башни в 17-ом абзаце: «Что ещё следовало сделать христианам из Эфеса? Им нужна была дополнительная защита, ведь они жили в городе, наводненном демонизмом. Павел писал: "Всякий раз молитесь духом во всякой молитве и мольбе" (Эфесянам 6:18). Поскольку мир сегодня также полон влияния демонов, нам нужно настойчиво молиться Иегове, прося о защите от злых духов. Очень важно обращаться к Богу по имени (Притчи 18:10)». При рассмотрении Послания к Ефессянам св. Феофан Затворник пишет относительно приведённого стиха следующее: «Указывая на необходимость молитвы, Апостол тут же указывает и на то, какова должна быть молитва, чтобы быть услышанною. Первое — молитесь, говорит, "всякою молитвою и молением", то есть всеусердно, с болезнию сердца, с пламенным к Богу устремлением... Второе — молитесь, говорит, "во всяко время". Этим заповедует он неотступность и неусыпность молитвы. Молитва должна быть не занятием известного времени, а состоянием духа всегдашним... Третье — молитесь, говорит, "духом", то есть молитва должна быть не внешняя только, но и внутренняя, умом в сердце совершаемая. В этом существо молитвы, которая есть ума и сердца к Богу возношение» . При соблюдении всех условий и получается подлинная молитва, становясь при этом одним из сильнейших орудий против врага рода человеческого. В ней черпаются духовные силы препобеждать диавольские козни. «Никто так входа к нам диаволу не затворяет, как молитва и частое прощение» — учил св. Иоанн Златоуст; «Молитва верующих есть величайшее мучение для злых духов» — вторит ему св. Нил Синайский.

Однако созвучие советов Общества Сторожевой Башни со словами христианских святых обманчиво. Во-первых, потому что у «Свидетелей Иеговы» явно прослеживается суеверное отношение к имени «Иегова». Вот лишь несколько примеров: «Женщину день и ночь мучили демоны. Она не могла выспаться ночью. А днём она не могла нормально выполнять свою работу, потому что демоны беспокоили её и там. Её жизнь стала настолько несчастной, что она обращалась к спиритическим медиумам, но это только ухудшило положение. Сестра заверила свою сотрудницу, что, согласно Притчам 18:10 (ПАМ), "имя Иеговы есть крепкая башня". Он защищает тех, кто с верой призывает его имя. Сестра поощрила женщину молиться Иегове Богу, когда демоны снова начнут её беспокоить» ("Ежегодник Свидетелей Иеговы за 2001 год", стр. 55); «Мишель Бустамант рассказывает о своём назначении: "Оно было похоже на приключение. Не обходилось и без страшных случаев, особенно когда мы проповедовали на островах по одиночке... Уже наступила ночь, и в кромешной тьме скалы, казалось, надвинулись на меня, обступив со всех сторон. Я подумал, что это проделки демонов, ведь на острове многие занимаются спиритизмом. Меня охватил панический страх. Я стал молиться и петь песни Царства, в которых часто упоминается имя Иеговы» ("Ежегодник Свидетелей Иеговы за 2005 год", стр. 118,119); «Мари, полновременная служительница, начала изучение Библии с девочкой по имени Арлетт... . Позднее она узнала, что ночью девочке досаждали демоны. Мари с сочувствием объяснила ей, как полагаться на Иегову, особенно вслух призывая его имя в молитве (Притчи 18:10)» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 августа 1996 г., стр. 24). Нетрудно заметить, что во всех этих случаях, касающихся противодействию злым духовным силам, особенный акцент сделан на произнесении вслух слова «Иегова»; при этом идёт отсылка к стиху Притч. 18:10, что говорит о буквальном восприятии текста «Свидетелями Иеговы»: будто некое конкретное имя является «крепкой башней», то есть защитой, а не Сам Господь Бог. Можно подумать, что если бы герои приведённых рассказов в минуту опасности молили «Помоги мне, Боже!», то Господь их бы не услышал и не помог! Заблуждаются писатели из Общества Сторожевой Башни, если всерьёз думают, что выдуманная в Средние века огласовка Тетраграммы (см. приложение I) и вслух произнесённая (это тоже важный момент — очевидно, просто мысленно произнести это слово, по мнению идеологов Организации «Свидетелей Иеговы» недостаточно, непременно нужно вслух!) способна обращать вспять демонов. Это первый момент. Второе отличие заключается в том, что христиане с самых апостольских времён защиту от диавола ищут у Христа Спасителя, ведь это Он истребил силу сатаны и его бесовских полчищ, отняв у них всякую власть: «Отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Господь, поразивший начала и власти мироправителя века сего и разрушивший дела диавола, дал нам «власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражью»; и 70 учеников, вернувшись после проповеди с радостью, говорили: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоём», а не имени ЙХВХ (см. Лук. 10:17,19). Ученики изгоняли демонов «именем Христа», то есть действуя той властью, которой наделил их Иисус (произнесение вслух этого имени, как и любого иного, не поможет — см. Деян. 19:13-16). А Общество Сторожевой Башни не хочет, чтобы люди прибегли к Спасителю, молились Ему о помощи и пользовались оружием против лукавых духов, которое Он предоставил. Суеверия же, практикуемые в Организации «Свидетелей Иеговы» не избавляют от бесов, и она это вынуждена признать: «Однако некоторых людей, даже после того как они сделали эти основные шаги, всё ещё беспокоят злые духи. Например, один человек в Кот-д’Ивуаре, который изучал Библию со Свидетелями Иеговы, уничтожил все свои амулеты. После этого он сделал хорошие успехи, посвятил свою жизнь Иегове и крестился. Но через неделю после крещения демоны стали снова беспокоить его...» (книга "Познание, ведущее к вечной жизни", стр. 116,117); «Одна христианка [имеется в виду «Свидетельница Иеговы» — прим. ред.], которая уже более 20 лет проявляет усердие в служении, сообщает, что её мучают громкие, неослабные голоса. "Я думаю о чём-нибудь совсем другом, — говорит она, — и внезапно я слышу голос, говорящий мне: „Убей себя“... Всё снова и снова ты слышишь этот голос, пока ты больше не можешь переносить этого"» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 июля 1989 г., стр. 19). Уча через свои публикации, что избавиться от бесов можно своими силами, читая Библию и «призывая вслух имя Иеговы», и избегая говорить о реальной одержимости демонами и апостольской практике освобождения людей от неё, Организация «Свидетелей Иеговы» уводит своих членов от подлинного избавления, даруемого Христом в Его Церкви, и ввергает в пучину ложной успокоенности и самообмана.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0