Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 5: «Выкуп — величайший дар Бога»

Истина спасения и искупления всех людей является основным пунктом христианской веры. Как видно из новозаветных Писаний, для Апостолов она была совершенно ясна в своём существе. На ней они основывают все свои наставления, ей они объясняют все явления в жизни человечества, её кладут в основу жизни Церкви Христовой и будущих судеб всего мира, о ней же они и благовествуют постоянно. «Иисус Христос есть Искупитель и Спаситель рода человеческого» — вот, что говорят в проповеди и в своих письмах Апостолы. Как это понять? Почему нас, людей, нужно было спасти и искупить? Каким образом это было осуществлено Сыном Божьим? Эти вопросы тесно увязаны с тем, что произошло в самом начале человеческой истории — в Эдемском саду. Как уже говорилось при рассмотрении 3-ей главы, наши прародители, Адам и Ева, были сотворены совершенными по телу и душе. Они имели возможность пребывать и преуспевать в добре, получая содействие со стороны Бога, но могли и отпасть от Него, поскольку были сотворены свободными, с возможностью самовластного выбора. Для укрепления в добре и в послушании Господу, им дана была заповедь о невкушении плодов с одного из райских деревьев. И, будучи совершенными по телу и душе, наши прародители, естественно, не имели никаких внутренних искушений и поползновений ко греху (нарушению заповеди). Искушение могло прийти и пришло к ним извне, от сатаны. Послушавшись обольстителя и преступив Божию заповедь, прародители согрешили. Этот грех называется «первородным». Как отмечалось в 3-ей главе, первородный грех исказил состояние первозданной природы человека. В чём же проявилось это искажение? Разрушилась естественная иерархия человеческого существа: дух (высшая часть души) отклонился от Бога; сама человеческая душа перестала господствовать над телом и подчинилась ему, в ней начали развиваться плотские страсти; наконец, тело стало заложником материального мира, стало целиком зависеть от земного пропитания. Кроме того, в человеке произошло искажение образа Божия (утрата великого множества добродетелей, которыми он был украшен Богом), воля стала склонной ко злу больше, чем к добру, разум помрачился (способность ясно видеть волю Божью была утрачена), а самое главное — произошла духовная смерть (отчуждение души от Бога). Особо стоит подчеркнуть, что грех прародителей повлёк за собой искажение не самой природы (ведь Адам, как до согрешения, так и после, был человеком), а её состояния. Это можно проиллюстрировать следующей аналогией: обыкновенная вода, замерзая, становится льдом, но при этом не перестаёт быть водой. Лёд и жидкая вода отличаются по свойствам, но являются одним и тем же веществом.

Когда Адам и Ева согрешили, Бог попустил им быть подверженными таким известным нам естественным состояниям организма, как голод, жажда, телесное утомление, боль, боязнь смерти, смертность и т. п. Эти состояния доставляют нам в той или иной степени дискомфорт, страдание, но не сообщают нам никакой греховности или порока, поэтому называются «беспорочными» или «неукоризненными» страстями («страсть» — от славянского глагола означающего страдание). Неукоризненные страсти потенциально присутствовали в человеческой природе, но не проявляли себя лишь за отсутствием необходимости. Их активизация есть проявление милосердия Бога. В самом деле, если бы Адам и Ева, изгнанные из Эдема, не имели возможности следить за изменениями в своём организме по чувствам боли, усталости и т. д., то отсутствие неукоризненных страстей без охранительной Божественной благодати могло сыграть роковую роль и привело бы их к очень скорой телесной гибели. Падший человек не может их контролировать, но претерпевает их пассивно, будучи не в состоянии активно влиять своей волей на само их действие. Страсти же укоризненные (зависть, гордость, гнев, чревоугодие и т. д.) не являются составляющими человеческой природы, а возникли в наших прародителях вследствие нарушения заповеди. Грех, как влекущее злое начало, появившееся после грехопадения, стал паразитировать на неукоризненных страстях, и приводить к личному греху во всех потомках Адама. Действие этого греха обнаруживается в том, что он хотя и находится в человеке, но действует как инородный человеческой природе греховный закон, суть которого достаточно ясно обозначил Апостол Павел: «Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18,19). Каждый человек с самого момента своего зачатия становится причастным первородному греху, поскольку наследует от родителей человеческую природу. Это понятно из наглядного примера: от заражённого источника течёт такой же заражённый поток. Заражённые грехом Адам и Ева произвели подобное себе потомство. И каждый из нас рождается в мир, будучи уже должником смерти и рабом диавола, который господствует над человеком через грех. В Боге же от вечности было бесконечное отрицание, осуждение греха, а когда Он осуждает что-то, то даёт и приговор, и приговор Его становится делом, то есть вечной карой. Согрешив, Адам с Евой сразу и подпали под это осуждение и этот приговор. Но нашим прародителям было дано обетование о пришествии в мир Искупителя, который спасёт как их, так и всех их потомков.

Таким образом, наше спасение должно быть двоякого рода: оно должно было заключать в себе обновление человеческого естества и снятие с нас справедливого Божьего приговора. Первое осуществилось благодаря Воплощению Сына Божьего, Который непостижимым нам образом сошёл во чрево Девы Марии и, при наитии Святого Духа, принял от неё человеческую природу, так что, как выразился преподобный Иоанн Дамаскин, «одновременно совершились три события: восприятие, бытие, обожение человечества Словом». С момента Воплощения человеческая природа соединилась в лице Иисуса Христа с Божественной, а потому не могла не обогатиться всей благодатью, мощью, ведением и святостью Бога. Так произошло не только восстановление образа Божьего, но и возведение его на недоступную доселе высоту: наша человеческая природа в Иисусе Христе от Воплощения существует особым, «вышеестественным», способом. Возвращаясь к уже упомянутой аналогии с водой, можно сказать, что, согрешив, Адам и Ева «замёрзли» и эту «замороженность» передали своим потомкам. Сын Божий, восприняв наше естество, не просто его «размораживает», не возращает в исходное состояние, но сразу превозносит на более высокий уровень («лёд» человечества, соединившись с «огнём» Божества, становится «паром» обоженного естества). То есть то, что первозданному Адаму предстояло как цель, Христос имеет сразу. Этот первый аспект спасения принято называть «органическим»; в Священном Писании он показан при помощи образа Праведника-Мессии, чьими «ранами ... мы исцелились» (Ис. 53:5), образа Врача, пришедешего помочь заражённым болезнью греха людям (Лук. 4:23; Лук. 5:31,32), образа Доброго Самарянина, перевязывающего раны избитому человеку (Лук. 10:30-35), образа Пастыря, который заботливо ищет потерянную овцу, а после берёт её на свои плечи и несёт обратно домой (Лук. 15:4-6) и т. п. Второй аспект нашего спасения осуществился благодаря смерти Иисуса Христа на Кресте за всех людей (подробнее о способе распятия Спасителя см. приложение III). Сам Спаситель неоднократно обращал внимание на собственную смерть, как на цель цель Своего пришествия в мир: «Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Марк. 10:45); «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно ... быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф. 16:21); «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл» (Иоан. 12:27). Образы Жертвы и Первосвященника, её приносящего, являются, пожалуй, самыми распространёнными у Апостолов; для них Он есть «умилостивление за грехи наши... за грехи всего мира» (1Иоан. 2:2), «Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Иоан. 1:29); они учат, что Христос «искупил нас от проклятия Закона, сделавшись за нас проклятием» (Гал. 3:13, ПЕК), что мы «примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим. 5:10), что в Нём «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7). В этих и подобных им выражениях, свободно избираемых, Апостолы заключили ясную для них истину спасения. Так же просто и доступно проникла она из их уст в сердца верующих. Сегодня идея, что Сын Божий понёс на себе наказание за наши грехи и этим искупил нас, многими осуждается как «нелепая», «безнравственная» и даже «дикая». Между тем, Апостол Павел формулирует суть Евангелия именно как возвещение о заместительной смерти Иисуса Христа за наши грехи и Его Воскресении из мёртвых: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам ... Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор. 15:1-4). То, как одна смерть смогла достичь цели и спасти великое множество человеческих жизней, и будет предметом обсуждения в этой главе.

ЧТО ТАКОЕ ВЫКУП?

Объяснение учения о выкупе авторы книги начинают с рассмотрения того, «что потерял Адам, когда согрешил» (абзац 3). Из дальнейшего текста становится ясно, что «Свидетеля Иеговы» не чуждо понятие блаженнейшего райского состояния естества наших прародителей. Очевидно, что именно то, о чём было сказано в самом начале этой статьи, и следует понимать под «совершенной жизнью»: тело с отсутствием в нём актуально-действующих неукоризненых страстей (Адам и Ева могли оставаться молодыми и здоровыми и никогда не умирать), совершенный разум (а следовательно, и душа, поскольку ум есть разумная сила души, высшая её часть), благодаря чему прародители духовно наслаждались созерцанием Бога, обладали возможностью непосредственного общения с Ним. Также 5-ый абзац добавляет к этой картине наличие в первозданных людях различных добродетелей и личной свободы. Таким образом, авторами книги «Чему на самом деле учит Библия?» в описании райского бытия Адама и Евы допущены только две существенные неточности. Первая находится в 4-ом абзаце, где утверждается: «В Библии говорится, что Адам был "сыном Бога" (Луки 3:38)». Однако, хотя Адам по своей сотворённой природе и был совершенен (ибо никакого изъяна в создании Божием не было, но в собственном смысле совершенен только один Всевышний), он не был усыновлён Богу в Сыне Божьем, он не был обожен — ему только предстояло в будущем достичь этого сверхъестественного совершенства. В чём же заключалось совершенство человеческой природы, если человек ещё не соответствовал тому назначению, для которого был создан, если он ещё не достиг цели своего бытия? Изначальное совершенство человека заключалось в том, что он со всеми его силами и способностями вполне отвечал тому назначению, для которого был создан. В нём не было никаких признаков противления добру. Совершенство его природы выражалось и в способности приобщаться Богу, участвовать в Божественной жизни, возможности стать сыном Божиим по благодати. О чём же речь идёт у евангелиста? Читая указанное место в контексте, с 23-го стиха, становится ясно, что Лука приводит родословную Иисуса Христа: именно Он был «сыном Давидовым», «сыном Авраамовым», «сыном Адамовым», «Сыном Божиим». Вторая неточность заключается в утверждении, что если бы наш общий праотец «выбрал правильный путь и остался послушным Богу, то жил бы вечно в Раю на земле» (абзац 5). Идея о таком «приземлённом» предназначении человека в тексте Священного Писания не встречается. Из книги Бытия видно, что Бог благословил созданных людей и поставил их владыками над всем земным творением (Быт. 1:28). Человек вводится в материальную вселенную как посредник между Богом и творением, он был призван к обладанию этим миром для того, чтобы царствовать над ним, привести его к Богу. Также говорится, что Бог поселил их в раю, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). «От кого же Адам должен был хранить рай? — риторически вопрошал блаженный Августин. — Ему не угрожал ни враждебный сосед, ни нарушитель границ, ни вор, ни грабитель... Разве звери были уже свирепыми к человеку, что произошло только вследствие греха? ....Или, если уже было чего бояться со стороны зверей, каким образом один человек мог защищать рай?». Следовательно, речь идёт о чём-то более высоком, чем охрана клочка территории и возделывание его простым земледелием. Господь даёт человеку рай, чтобы он творчески «возделывал» его, преображал, и распространил на целый мир. Он не должен был стать пассивным обитателем рая, «вечно живущим на земле», словно привязанный к ней. Нет, ему надлежало стать делателем, подобно тому, как Бог является Делателем. Человек должен был научиться действовать подобно Богу. Возделывая рай, совершенствуя вверенное ему богатство, он должен был вместе с тем и сам совершенствоваться, воспитывать собственную душу, чтобы она достигла подлинного богоподобия.

Вернёмся к теме параграфа. В древние времена слово «выкуп» часто употреблялось в связи с попаданием людей в рабство. За их освобождение родные и близкие должны платить большие деньги. В рабство попадали двумя основными путями: либо разбойники захватывали неповинных людей и продавали их на невольничьи рынки, либо человек, набрав долгов, попадал в т. наз. «долговую яму» (долговую тюрьму). Во втором случае должник подвергался заключению, и кредитор мог держать его в оковах до тех пор, пока тот не покроет своей задолженности (пока весь долг не будет уплачен). Стоит отметить, что при этом кредитор имел право держать в заключении и семью должника, что значительно осложняло ситуацию. Конечно, в случае с нашими прародителями уместно проводить аналогию именно с вторым случаем рабства, так как они по собственной воле дурно распорядились своей свободой и согрешили, а не насильственным образом оказались в столь бедственном положении. Кто же мог избавить их? Искупитель должен был готов по доброй воле пожертвовать своей жизнью в пользу каждого человека, и тогда смерть Адама и всех его потомков стала бы излишней, избыточной. Но для такого развития событий требовалось найти кого-то, кто согласился бы умереть ради всех, а для этого сам он должен быть каким-то образом изъят из-под действия справедливого приговора (что, казалось, невозможно, так как все люди рождались грешными и потому нуждались в искуплении). Сын Божий, вочеловечевшись, подходил под все эти критерии: Он был абсолютно безгрешен, свободен от греха (потому что Он родился на земле от Пресвятой Девы Марии сверхъестественным образом), Он мог умереть за всех, поскольку был истинным человеком, а цена Его смерти была достаточной, чтобы искупить всё человечество, так как Он был истинным Богом. «Адам согрешил – и умер; а Христос не согрешил, но также умер, — пишет святитель Иоанн Златоуст. — Это необычайно и дивно: тот согрешил – и умер, а Этот не согрешил – и также умер. Для чего? Для того чтобы согрешивший и умерший мог через не согрешившего и умершего освободиться от уз смерти. Так бывает и в денежных делах: часто один бывает должником и, не имея возможности заплатить, содержится в узах; а другой, не будучи должником, но, имея возможность заплатить, уплачивает и освобождает виновного. Так было и с Адамом; Адам сделался должником и был во власти дьявола, но не имел возможности заплатить; Христос не был должником и не находился во власти дьявола, но мог заплатить долг. Он пришел и заплатил смертью за того, кто был во власти дьявола, чтобы избавить его» (свят. Иоан Златоуст, "Слово против упивающихся и о Воскресении").

На этом этапе у человека пытливого и незнакомого с основами православного христианского вероучения может возникнуть вопрос: разве не мог Господь «просто помиловать» Адама путём отмены собственного приговора, осуждающего грешника на смерть? Неужели Он был не в силах? В отношении человека, постоянно изменяющегося в мыслях, страстного и гневливого, такой вариант был бы допустимым. Такое с нами случается часто: придумал человек какой-нибудь закон, а потом увидел, что ничего хорошего из этого не вышло, взял — и отменил его. Либо иначе: постановил что-нибудь сгоряча, покричал, пошумел, даже, может быть, поколотил кого-нибудь, а потом успокоился. Понял, что маленько перегнул, и решил проявить милость — взял и аннулировал своё же постановление. Да, действительно, с человеком такое бывает. Но не с Богом. Почему? Потому что Бог неизменчив и всегда Себе тождественен. Он всеведущ и премудр, а поэтому не принимает таких решений, которые могут впоследствии Его разочаровать. Он бесстрастен, и потому Ему совершенно чужды какие-либо страстные движения, переходы от одного эмоционального состояния к другому. Ему совершенно не свойственны такие порывы, а тем более гнев, понимаемый буквально. Он никогда не теряет самообладание, всегда милостив, всегда благ и всегда справедлив. Потому-то и приговор, карающий грешника смертью, изначально был и благим, и справедливым, и мудро установленным (для ограничения распространения греха, и с учётом будущего Искупления). Он не был следствием какой-то злобы или чувства мести Бога к Своему созданию. Следовательно, просто взять и отменить мудрый, справедливый, милостивый приговор, означало бы как раз противоположное благости, справедливости и премудрости Божьей.

Авария на оживлённой трассе
Грехопадение Адама и Евы
сравнимо с гигантской аварией

Итак, «искупить» кого-либо, значит приобрести для него свободу какой-либо ценой. Цена, уплачиваемая за свободу, называется «выкупом», или «искуплением». Все грешники находились и находятся в рабстве греха, и потому — под игом осуждения. Господь Иисус Христос, положивший душу Свою и проливший кровь Свою на Кресте, искупил всех нас от греха, проклятия и смерти, и потому по праву называется Искупителем. Какое же определение понятию выкупа даётся в книге Общества Сторожевой Башни? Авторы рассматриваемого пособия выделяют две грани: «Во-первых, это цена, уплачиваемая за чьё-либо освобождение или за возврат залога. Такой выкуп можно сравнить с платой за освобождение пленных. Во-вторых, выкуп — это возмещение, или равноценная плата взамен утраченного, например за возмещение убытков или ущерба. Так, если кто-то стал виновником аварии, ему потребуется выплатить возмещение — сумму, в точности соответствующую нанесённому ущербу» (абзац 7). Во время изучения пособия стоит заострить внимание «Свидетелей Иеговы» на примере с аварией. Действительно, представим себе крайне безответственного водителя, который не справившись с управлением автомобиля, перевернулся на оживлённой трассе. Машина повреждена — теперь понадобятся деньги на ремонт. Но, что ещё хуже, манёвры этого водителя спровоцировали столкновение множества других автомобилей на трассе. Таким образом, ущерб оказывается прямо пропорциональным количеству пострадавших в этой аварии. Наши прародители своим ослушанием, подобно тому водителю, втянули всё будущее человечество в грандиозную «аварию». Поэтому неудивительно, что в 8-ом абзаце проскальзывают слова про «огромный ущерб, который причинил человечеству Адам». Это очень важный момент, на который уместно обратить побольше внимания прежде, чем переходить к следующему параграфу главы.

КАК БЫЛ УПЛАЧЕН ВЫКУП

Прежде всего, для искупления рода человеческого Сын Божий избирает особый образ рождения — от девы. Благодаря этому, Он не был причастным первородному греху и ответственным за него, а следовательно, был и совершенно свободным от всех следствий этого греха. Однако для спасения людей Господь Иисус Христос добровольно позволял неукоризненым страстям действовать в Своём обоженном Теле. Ведь, как уже сказано выше, эти естественные состояния организма потенциально присутствовали и в первозданной человеческой природе, но не проявляли себя лишь за отсутствием необходимости. Спасительное значение восприятия Христом неукоризненных страстей состоит в том, что Он не был подчинён этим состояниям по необходимости (как все прочие люди), Его человеческая воля не была порабощена законом необходимости, первозданная иерархия в Нём была восстановлена — все физические, телесные процессы вновь оказались под господством разумной души, а душа была послушна Его Божественной воле. Но Христос допускал действие страдательных состояний в Себе добровольно, чтобы испить чашу страданий вместо нас. Казнь через распятие на кресте, мучительная и жестокая, была в те древние времена самой позорной. Так казнили только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников или преступных рабов. Невысокий холм за городскими стенами Иерусалима под названием «Голгофа» был традиционным местом публичных казней. По обычаю, приговорённый преступник должен был самостоятельно нести на себе тяжёлый деревянный крест, служивший орудием казни; такой крест нёс на себе и Господь Иисус Христос. На Голгофе римские солдаты распинают Его рядом с двумя разбойниками. Мучения распятого человека трудно себе вообразить. Кроме нестерпимых болей во всех частях тела, он испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску. Смерть была настолько медленная, что многие мучились на крестах по несколько дней. Поэтому опытные римские воины предложили распятому Христу выпить кислого вина, смешанного с горькими веществами, чтобы облегчить страдания. Но Господь, попробовав, не захотел далее пить его. Он не хотел употреблять никакого средства для облегчения мучений. Эти жуткие страдания Иисус Христос принял на Себя добровольно за грехи людей, а потому и желал перенести их до конца. Согласно Священному Писанию, они длились около шести часов, после чего пригвождённый к жёсткому, грубому деревянному кресту Сын Божий умер. В этом и заключалась главная миссия Иисуса Христа на земле, всё остальное могли сказать и сделать вместо Него праведники и пророки Ветхого Завета.

"Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5)
Даже самый совершенный человек
не смог бы понести грехи всего мира

За две тысячи лет слово «искупление» повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. В сознании многих людей оскудело понимание громадности той Жертвы, которую принёс Иисус Христос за всех людей. Например, Общество Сторожевой Башни пишет: «Когда Адам согрешил, он потерял драгоценный дар Бога — совершенную жизнь. Поэтому он не мог передать её своим потомкам. Люди могли унаследовать только грех и смерть... Можно сказать, что Иисус заменил Адама, чтобы спасти нас. Пожертвовав своей совершенной жизнью и сохранив верность Богу до смерти, Иисус заплатил за грех Адама... Сатана бросил Иегове вызов, заявив, что его служители не останутся верными в испытаниях. Претерпев тяжелейшие страдания и сохранив непорочность, Иисус дал самый убедительный ответ на вызов, брошенный Сатаной. Он доказал, что совершенный человек, обладающий свободой воли, может остаться верным Богу вопреки злым умыслам Дьявола» (абзацы 11 и 12). В этих двух абзацах, пожалуй, наиболее ярко обозначено подлинное видение смысла Искупления авторами книги Общества Сторожевой Башни. Адам, будучи совершенным человеком, ослушался Бога, предал Его, тем самым потеряв благосклонность в Его глазах. В лице Адама человечество лишилось права жить в прекрасном раю. Кроме того, требовалось доказать сатане (sic!), что Творец — не бракодел, и совершенный человек может сохранить Ему верность и не пасть в грех. Именно это, по мнению «Свидетелей Иеговы», и осуществляет Иисус Христос: «убедительно отвечает» на вызов, брошенный сатаной, и попутно реабилитирует человечество в глазах Бога. Таким образом, для спасения человечества от смерти Искупителю достаточно быть лишь безгрешным и непорочным человеком. На первый взгляд эта точка зрения кажется довольно логичной и убедительной. Но только на первый взгляд. При внимательном изучении Священного Писания эта схема разваливается буквально на глазах. Во-первых, в Эдеме согрешили двое людей (Быт. 3:6). Следовательно, по логике Общества Сторожевой Башни, чтобы выкуп был «равноценным», искупителей тоже должно быть двое. Но очевидно, что это не так: Христос один. Значит, жизнь Его должна быть более ценной, чем жизнь одного совершенного человека. Во-вторых, даже если игнорировать тот факт, что изначально согрешили двое, то никакой «равноценности» всё равно не наблюдается. Вспомните, как именно Адам и Ева преступили заповедь Бога: они поддались одному-единственному диавольскому искушению (Быт. 3:1-6). Следовательно, для «равноценной компенсации» этого деяния Искупитель тоже должен был подвергнуться аналогичному испытанию, но выйти из него победителем. Находим ли мы в Священном Писании что-то подобное? Да, в Библии сообщается, что после Крещения наш Спаситель, Иисус Христос, «был возведён Духом в пустыню для искушения от диавола» (Матф. 4:1, ПЕК). Сатана приступает к Нему не один раз, а целых три (впрочем, фраза «диавол отошёл от Него до времени» из параллельного рассказа Луки даёт все основания полагать, что искушений за время земной жизни Христа было больше). Итак, Он уже победил диавола в пустыне, отразив все хитросплетённые искушения, Он уже «дал самый убедительный ответ на вызов, брошенный сатаной». Так зачем же Сыну Божьему было необходимо «сохранять верность Богу до смерти» и «претерпевать тяжелейшие страдания», ведь ни Адама, ни Еву никто не пытал, не истязал; они согрешили не из-за мучений, их не распинали на древе познания добра и зла. Из концепции Общества Сторожевой Башни это совершенно непонятно! Одно ясно: налицо явная диспропорция. И она усилится ещё больше, если обратиться к Священному Писанию, ведь новозаветные авторы (в особенности Апостол Павел), излагавшие учение об Искуплении, ни разу не упоминали формулировку «за Адама». Во всех отрывках Нового Завета, где раскрывается суть искупительной жертвы Иисуса Христа, ясно говорится о том, что выкуп был дан сразу за всех и каждого, включая и, естественно, Адама (2Кор. 5:14,15; 1Тим. 2:6; Евр. 2:9; 1Иоан. 2:2 и др.). В других новозаветных отрывках используется выражение «за многих» (Матф. 20:28; Евр. 9:28). Суть этого выражения не отличается по смыслу от выражения «за всех» — разница лишь в акценте на том, что не все воспользуются предложенным выкупом. Если бы Жертва Христа как долг была бы уплачена лишь за Адама, то Апостол Павел не мог бы сказать следующих слов: «И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений» (Рим. 5:16). Следовательно, Искупительная Жертва, «дар благодати», покрывает не один фатальный проступок Адама (его преступление), но сразу «многие преступления», то есть вообще все грехи его потомков, даже тех, которые ещё не родились. Если бы виноват был лишь один Адам, а мы являлись только невольными заложниками сложившейся ситуации, то тогда Апостол Павел не написал бы, что Христос «предан [на смерть] за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Если бы мы также не были реально виноваты перед Богом, как и Адам, то такой причины смерти Господа он назвать просто не смог бы! Но истина как раз заключается в том, что Сын Божий должен был вкусить смерть буквально за каждого человека (Евр. 2:9). Это-то и произошло на Голгофе; как и предсказывал Божий пророк Исайя, «Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5). И здесь впору задуматься: обладала ли смерть одного непорочного человека такой искупительной силой, такой ценностью, которая могла покрыть сразу все грехи многих миллиардов людей? Конечно, нет! Ни один, даже самый совершенный и святой человек, не смог бы понести грехи всего мира. Таким образом, Жертва, которую надлежало принести, должна была быть несоизмеримо более ценной, чем жизнь совершенного Адама.

ЧТО ВЫКУП ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ ТЕБЯ

Однако Организация «Свидетелей Иеговы» видит в стихе Рим. 5:16 (и ему подобных) совсем другой смысл. В одной из книг, изданных Обществом Сторожевой Башни, говорится следующее: «Пожертвовав своей жизнью, искупитель должен был "вкусить смерть за каждого". Другими словами, он заплатил бы за грех Адама (Евреям 2:9; 2 Коринфянам 5:21; 1 Петра 2:24). Это стало бы правовой основой для отмены смертного приговора всем послушным потомкам Адама, поскольку выкуп уничтожил бы разрушительную силу греха (Римлянам 5:16)» (книга "Приближайся к Иегове", стр. 142,143). Обратите внимание на выделенный в тексте переход к иной мысли: ясные и однозначные слова Апостола «вкусить смерть за каждого» предлагается понимать в том смысле, что Христос вкусил смерть за грех одного Адама. Для наглядности в той же книге приводится пример с рабочими фабрики-банкрота и уплатой её долга неким благодетелем: «Представь, что ты живешь в городе, большинство жителей которого работают на огромной фабрике. Твой труд и труд твоих соседей хорошо оплачивается, так что вы можете жить безбедно. Всё было хорошо, пока однажды фабрика не закрылась. Что же случилось? Директор фабрики оказался нечестным человеком, и в конце концов его предприятие разорилось. Теперь ни ты, ни твои соседи не в состоянии заплатить по счетам. Жёны и дети безработных, а также кредиторы страдают вследствие нечестности одного человека... На помощь приходит один богатый благотворитель... Он решает заплатить долг предприятия и вновь наладить производство. Погашение долга становится спасением для всех работников фабрики, их семей, а также кредиторов. Подобно этому, покрытие долга Адама приносит с собой благословения миллионам людей». Данный пример был бы гораздо ближе к реальности, если бы рабочие, обанкротившейся из-за директора фабрики, понабрали бы ещё собственных непосильных долгов, выплатить которые, сами были бы не в состоянии, даже если бы долг директора фирмы был погашен. Ведь на Адаме и Еве история человечества не закончилась, помимо них намеренно согрешили все их потомки: «все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12); «каждый народ стал ходить по своему хотению, делал пред Тобою дела неразумные и презирал заповеди Твои» (3Езд. 3:8). Всех их тоже надо было выкупить!

В связи с этим возникает резонный вопрос: как то, что произошло в Палестине 2000 лет назад относится лично ко мне, как это может быть воспринято лично мной? Любопытно, что по учению Общества Сторожевой Башни, «наше спасение, это не самая главная цель жизни и смерти Иисуса на земле. Нет, прежде всего Иисуса волновал спорный вопрос, касавшийся всей Вселенной» (книга "Познание, ведущее к вечной жизни", стр. 69). В 12-ом абзаце эта тема была слегка затронута: по мысли авторов, «сатана бросил Иегове вызов», и Иисусу пришлось выступить в качестве своеобразного адвоката. Подробнее суть «спорного вопроса» в книге «Чему на самом деле учит Библия?» объясняется в другой главе, а здесь пока только отметим, что, с точки зрения Организации «Свидетелей Иеговы», дело спасения людей находилось где-то на периферии внимания Иисуса Христа. Получается, что человек это, в сущности, мелкая букашка, которую спасли так, заодно, решая какие-то свои проблемы. Впрочем, вернёмся к основному вопросу: итак, что же выкуп означает для нас? «Прощение грехов, — говорится в 15-ом абзаце. — Для этого необходимо проявлять искреннее раскаяние. Нужно смиренно просить Иегову о прощении на основании веры в искупительную жертву его Сына (1 Иоанна 1:8, 9)». Но раз Христос, по учению Общества Сторожевой Башни, будучи просто совершенным человеком, «заплатил за грех Адама», то эта Искупительная Жертва и простирается лишь на первого человека и его грех. Из изложенной в книге схемы следует, что Искупление фактически к нам не относится, а значит и прощение грехов нас не касается. Во время изучения пособия обратите внимание «Свидетелей Иеговы» на этот важный вывод; спросите их, согласны ли они, что искупающая кровь Господа Иисуса Христа не омыла их грехов? Неясно в модели Общества Сторожевой Башни и то, как раскаяние поможет исправить «унаследованное несовершенство» (в частности, нашу удобопреклонность ко греху). По мысли авторов из Общества Сторожевой Башни, выходит, что человек, в сущности, никак не меняется, он только внешне объявляется «праведным», оставаясь при этом таким же, каким был и раньше. Конечно, на основании заместительной Жертвы Христа Бог оправдывает всех верующих, не вспоминая прежних их грехов, но происходит это лишь тогда, когда сами верующие принимают энергию праведности Божьей в свою природу, когда оправдывающая сила Творца изменяет самого человека изнутри. И человек, оправданный кровью Христа, уже не имеет «никакого сознания грехов» (Евр. 10:2), но не потому, что у него появился провал в памяти, а потому, что сам грех реально перестаёт жить в нём, его природа постепенно исправляется (переходит из противоестественного состояния в вышеестественное), и человек становится святым. Об этом говорил царь Давид — «Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:12); к святости призывал нас и Иисус Христос — «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48). И происходит это не без воли человека, а в сотрудничестве, «синергии» его с Богом и потому это не одномоментный акт, а длительный процесс усовершенствования. А что же у «Свидетелей Иеговы» значится вторым пунктом в перечне личных плодов Искупления? «Чистая совесть перед Богом... Чистая совесть приносит душевное спокойствие, даёт чувство собственного достоинства и содействует счастью» — читаем в 16-ом абзаце. Таким образом, христианин, в представлении членов Общества Сторожевой Башни, занимается каким-то аутотренингом: он прекрасно знает, что остался таким же, но при этом делает вид, будто он стал другим, потому что за него уже заплачено, внушает себе это и, тем самым, обретает «душевное спокойствие». Это спокойствие, основывающееся на искажённом понимании Искупительной Жертвы, несомненно является ложным, и такой человек, несмотря на всю свою уверенность, всё ещё остаётся во грехах своих, и кровь Христова никак не касается его сердца. Наконец, последним следствием Искупления у «Свидетелей Иеговы» названа «надежда на вечную жизнь в Раю на земле» (абзац 17). О том, как соотносятся учение Общества Сторожевой Башни о грядущем «рае на земле» и библейская истина, подробно сказано в комментарии на 3-ю главу книги. Здесь же отметим лишь, что «Свидетели Иеговы», к огромному сожалению, просто не могут представить себе ничего более возвышенного, чем царство всеобщей сытости, «материального изобилия», в котором будут жить люди, обладающие «совершенными телами». Бог же для них остаётся совершенно недостижимым ни в этой, ни в будущей жизни.

Итак, согласно изложенной в книге «Свидетелей Иеговы» схеме, Искупление практически ничего не дало христианину лично. Оно коснулось только отношения Бога к нему. Оно не дало нам никаких сил к свершению добродетелей, не повлияло на человеческое естество, но при этом почему-то требуется, чтобы мы жили праведно.

КАК ВЫРАЗИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ВЫКУП?

Как говорится в 18-ом абзаце книги, «выкуп — драгоценный дар, с которым ничто не может сравниться, ведь, чтобы предоставить его, Иегова пошёл на величайшую жертву», а от подарков отказываться довольно невежливо. Допустим, кто-то купил Вам билет в кино; возможно, этот благотворитель даже отказал себе в чём-то, чтобы сделать такой подарок. Будет ли отказ взять билет проявлением благодарности за безвозмездный поступок? Будет ли правильным взять билет, но не воспользоваться им (а, например, проторчать все 2 часа сеанса возле кинотеатра)? Разумеется, нет! Не воспользоваться ценным подарком — всё равно, что спустить его в канализацию. Авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» очень уместно процитировали слова Апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Вера в Искупительную Жертву должна не просто декларироваться на словах, но и выражаться действиями. Чтобы воспользоваться благами Искупления, какие даются Господом Иисусом Христом, мы должны стать «Христовыми» (1Кор. 3:23; Рим. 8:9), быть с Ним, с «новым Адамом», в таком же неразрывном союзе, в каком каждый из нас состоит с первым Адамом (Рим. 5:15-19), в таком же единении, какое существует между лозой и её ветвями или между головой и членами тела (Иоан. 15:5; 1Кор. 12:12-27). Таким людям Богом и вменяется Искупление: они очищаются от греха, примиряются с Господом, соединяются с Ним, становятся сынами Божьими по благодати и сонаследниками Христу.

"Приимите, ядите... пейте из неё все" (Матф. 26:26-27)
Вера в Искупительную Жертву
должна подкрепляться делом —
причастием к этой Жертве

Как же мы можем столь тесно соединиться с Самим Богом? Задолго до Своих крестных страданий Господь начал готовить людей к пониманию этого величайшего таинства. После насыщения пятью хлебами несколько тысяч человек Спаситель сказал им нечто очень важное: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:51-54). Особо примечательны здесь слова «хлеб же, который Я дам», не позволяющие перетолковать этот отрывок как-то образно, например, будто Спаситель имел в виду Своё учение, приводящее к вечной жизни, или веру в Него. Иначе Он сказал бы «хлеб, который даю» или «дал», ведь Христос к тому времени не раз проповедовал Своё учение народу, и многие уже уверовали в Него. Нет, Он говорил о будущем, и слова эти стали реальностью на Тайной Вечере: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:26-28). С древних времён Церковь исповедовала, что в этом таинстве верующие не символически, а реально и живо соединяются с Богом и Спасителем нашим, Иисусом Христом. Согласно Его установлению, данное таинство постоянно совершается среди христиан и будет совершаться до скончания века (см. 1Кор. 11:26) за богослужением, называемым «литургией», во время которой хлеб и вино силой и действием Духа Святого прелагаются (или «пресуществляются») в истинное Тело и в истинную Кровь Иисуса Христа. «Пища эта у нас называется Евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живёт так, как предал Христос, — объяснял священномученик Иустин в своей «Апологии». — Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питьё, но как Христос, Спаситель наш, Словом Божьим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта... есть, как мы научены, плоть и кровь Того воплотившегося Иисуса». А ученик Апостола Иоанна Богослова, святой Игнатий Богоносец, обличая ересь докетов, наставлял: «Они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости. Таким образом, отметая дар Божий, они умирают в своих прениях». В таинстве Евхаристии мы под видом хлеба и вина причащаемся обоженых Тела и Крови Христовой. «Под видом» означает, что истинное Тело и истинная Кровь Иисуса Христа в Причастии имеют только вид (т. е. свойства) хлеба и вина. Отсюда и наличие характерного вкуса и других хлебных и винных качеств. Это устроено Богом по Его человеколюбию, через это Он избавляет нас от трепета и страха, которые приходилось бы подавлять, если бы Его Пречистые Тело и Кровь были в своём собственном виде. Кроме того, Христос желает, чтобы мы веровали Его словам и силе более, нежели нашим собственным чувствам и плотским рассуждениям; это доставляет нам истинное блаженство веры (срав. с Иоан. 20:29). Таким образом, речь идёт об изменении Даров на уровне сущности (природы) с сохранением изначальных физических свойств (вкуса, цвета, химического состава и т. п.). Апостол Павел в письме к коринфской общине христиан писал: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16). Такое приобщение очень точно называется и «Причастием», так как, вкушая Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа, мы со всеми членами Церкви становимся частью целого, Бог соединяется с нами, а мы становимся с Ним ближе, чем бывают самые родные люди на земле.

Что же вместо этого предлагают авторы исследуемой книги? В 21-ом абзаце они призывают: «Присутствуй на Вечере воспоминания смерти Христа». Но разве ученики Христовы просто «присутствовали», разве они были пассивными наблюдателями? Сами авторы приводят слова Христа: «Делайте это в воспоминание обо мне» (Луки 22:19). Что же нужно делать? Разве просто собираться вместе? Господь сказал: «Приимите, ядите... пейте из неё [чаши] все» — именно это и нужно делать нам. Но, следуя уже наметившемуся в 3-ей главе книги курса на разделение верующих на «высших» и «низших», представители Общества Сторожевой Башни продолжают настаивать на том, что деятельно участвовать в Вечере «могут только те, кто состоит в новом завете и имеет надежду пойти на небо... А как же те, кто надеется жить вечно в Раю на земле? Слушаясь повеления Иисуса, эти люди присутствуют на Вечере воспоминания смерти Христа» (приложение к книге, стр. 206-208). Нет нужды долго опровергать подобные мысли — достаточно сказать, что Библия не знает никакого другого типа спасённых, кроме членов Церкви. Вся несостоятельность доктрины о существовании некоего особенного, недосягаемого класса «небесных правителей» будет показана далее. А пока можно попросить «Свидетелей Иеговы», проводящих изучение, отвлечься от их книги и обратиться к Священному Писанию. Прежде всего, ещё раз прочитайте слова Иисуса Христа, записанные в Матф. 26:27 («Приимите, ядите... пейте из неё все»), которые не дают никому повода для того, чтобы попытаться отказаться от этого Божественного Дара. Кроме того, в библейских текстах Иисус Христос неоднократно сравнивается с «пасхальным агнцем»: «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1Кор. 5:7; см. также Иоан. 1:29; Ис. 53:7; 1Петр. 1:18-20). «Свидетели Иеговы» признают, что Евхаристия «заменила еврейскую Пасху», об этом написано в приложении. Но в ветхозаветной Пасхе должны были участвовать все, пасхального агнца ел каждый член Божьего народа (Исх. 12:3,12-14). Нигде в Библии мы не найдём такого, чтобы кто-то просто смотрел на это действо — все участвовали, все вкушали! Даже иноземец, проживающий вместе с израильтянами, должен был «совершать Пасху Господню, по уставу о Пасхе и по обряду её», у них должен быть «один устав» с народом Бога (Числ. 9:14). Для придания пущей важности пассивной роли «наблюдателей» авторы пишут: «Присутствуя на ежегодном праздновании Вечери, мы показываем, что помним о той выдающейся любви, которую проявили к нам Иегова и Иисус». И здесь резонно возникает вопрос к «Свидетелям Иеговы»: кому же вы это показываете? Бог ведь, как известно, сердцеведец (Деян. 15:8), Он и так видит, что у человека в душе. А чтобы вспомнить о Голгофской Жертве можно, например, Евангелие перечитать. Зачем же нужно передавать продукты питания из рук в руки? «Так заповедал Христос» — вот всё, что они могут ответить, совершая абсолютно бессмысленные действия. По справедливому замечанию о. Андрея Кураева, это самое что ни на есть фанатичное обрядоверие (см. Андрей Кураев, "Протестантам о Православии", стр. 130). Реально с человеком, по учению Общества Сторожевой Башни, ничего не происходит (даже с теми немногими, кто «принимает от символов»). Само это действо значит для «Свидетеля Иеговы» гораздо меньше, чем предваряющая его проповедь и чтение Библии. И уж, конечно, ни о каком реальном приобщении ко Христу в системе Общества Сторожевой Башни не может быть и речи, ведь хлеб и вино на Вечере, как учат «Свидетелей Иеговы» в Организации, это лишь «символы» да аллегория. Аргументация при этом, порой, поражает своим сухим рационализмом. Например, в приложении к их книге приводится такой своеобразный довод: «Некоторые верят, что Иисус превратил хлеб в буквальную плоть, а вино — в кровь. Однако, когда он передал хлеб апостолам, его тело осталось нетронутым». Что ж, если «Свидетели Иеговы» хотят Божье чудо объяснить или постичь рациональным путём, то их остаётся только пожалеть. Но Церковь Христова знает, что для Бога нет ничего невозможного. И Тот, Кто претворил воду в вино (Иоан. 2:7-11), способен претворить хлеб и вино в Свои истинные Тело и Кровь. Апостол Павел, поучая верующих о таинстве Евхаристии, поясняет: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17). Если бы христиане Апостольской Церкви понимали под Святой Евхаристией простые хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христовы, то не было бы Павлу никакой нужды указывать на ту особенность, что верующие во всех общинах причащаются «от одного хлеба» (это, конечно, невозможно, если говорить о хлебе буквальном, как об одном огромном каравае). Во времена Апостолов совершались сотни хлебопреломлений в разных местах, и когда святой Павел говорит «все причащаемся от одного хлеба», то это означает, что в Причащении верующим подаётся один и тот же Небесный Хлеб, то есть воплотившийся Сын Божий (Иоан. 6:48). Но авторы книги продолжают возмущённо недоумевать: «Неужели апостолы Иисуса могли есть его буквальную плоть и пить его кровь? Нет. Это было бы каннибализмом и нарушением закона Бога (Бытие 9:3, 4; Левит 17:10)». Это удивительно схоже с реакцией иудеев — «какие странные слова! кто может это слушать?» (Иоан. 6:60). Да, ещё во времена проповеди Христа, услыхав о вкушении Плоти и Крови, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним», но Иисус не бросился увещевать этих отошедших (дескать, понимайте символически, а не буквально), а обратился с жёстким вопросом к оставшимся ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?» (Иоан. 6:66,67). Действительно, выражение «есть плоть» употребляется в Писании и в переносном смысле (см. Пс. 26:2; Иов. 19:22; Мих. 3:3; Гал. 5:15). Но в таком случае оно везде означает причинение великой обиды, злословие и притеснение. Другого значения в Библии это выражение не имеет. Следовательно, если слова обетования Христова о таинстве Евхаристии понимать в переносном смысле, то они будут означать следующее: «злословящий, клевещущий на Меня, имеет жизнь вечную»! Разве не абсурд получается? Что касается обвинений в каннибализме (которые ещё в древности язычники предъявляли христианам), то они попросту некорректны. Во-первых, жертва каннибализма или уже мертва, или умирает в процессе, а Иисус Христос жив, и смерть не имеет над Ним власти. Он не претерпевает каких-либо изменений во время Причастия. Сами Святые Дары (да простит Господь за такое сравнение) — это не мясо Христа, которое священник, как мясник, разделяет на куски. В каждой частице Святых Даров — весь Христос (по Своей человеческой и Божественной природе), и если частицу раздробить ещё на тысячу, то в них будет пребывать Один и Тот же Христос. Отсюда следует второе возражение: если вкушение Крови и Тела живого Христа делает христианина «людоедом», то тогда «Свидетелям Иеговы» нужно быть последовательными и признать, например, медицинские операции по переливанию крови или пересадке органов также видами «каннибализма». А ведь нечто подобное и совершает с нами Христос: около двух тысяч лет тому назад Он, будучи Богом, воплотился, принял наше человеческое естество, обожив его в Своей ипостаси и преобразив, а теперь Он подаёт нам его же в таинстве Евхаристии. И мы, причащаясь, получаем возможность изменить свою жизнь, исцелить свою человеческую природу, стать сотелесниками Господу, то есть, таким образом, мы получаем возможность спастись. Отсюда следует и третье возражение: для христиан важны не плоть и кровь сами по себе, а то, Кому они принадлежат. Христос является не простым человеком (приобщаться к которому, действительно, греховно и бессмысленно), как мнится Организации «Свидетелей Иеговы», но воплощённым Богом.

Итак, Святое Причастие — не символ, а реальность. Мы не можем ничего добавить к всесовершеннейшей Жертве Иисуса Христа, но в нашей власти стать участниками этой Жертвы, подобно тому, как в Израиле по плоти «те, которые едят жертвы, становятся участниками жертвенника» (1Кор. 10:18). Поэтому и в Церкви мы становимся участниками жертвенника чрез вкушение от Истинной Жертвы, Пасхи нашей, Христа, закланного за нас, Которая преподается на святой Литургии (1Кор. 5:7). А над теми, кто не причащается от неё, исполнится повеление Божие: «истребится душа та от народа своего» (Числ. 9:13). Если в древности спасло народ Божий вкушение реального пасхального агнца, то почему теперь это должно заменяться лишь «символом», мыслью об Агнце Божием, берущем на Себя грех мира? Спросите у «Свидетелей Иеговы», проводящих занятие, вдумывались ли они в слова Христа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»? Понимают ли они, насколько это важно? Через свою литературу Общество Сторожевой Башни приучает их к мысли, что «для того чтобы извлечь пользу из искупительной жертвы Иисуса и получить вечную жизнь на земле, принимать от символов Вечери не требуется... Желающие нескончаемой жизни на этой планете, должны будут проявлять веру в Бога, в Христа и в предоставленную Иеговой искупительную жертву Иисуса» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 марта 1993 г., стр. 7). Эта тщетная казуистика, однако, не выдерживает яркого света слов Божиих: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Из этого следует, что ни при каких условиях не будет доступна вечная жизнь ни тем, кто лишь как соглядатаи «присутствуют» на Вечере, ни тем, кто лишь «принимают от символов», а не вкушают истинные Тело и Кровь Спасителя.

Таким образом, подводя итог этой главы, можно сказать, что в пособии в целом верно изложено библейское учение о повреждении человеческой природы и необходимости в заместительной Жертве, необходимости в Искупителе. Вместе с тем ошибочные представления о природе Сына Божьего сказываются на взглядах Общества Сторожевой Башни относительно масштаба Искупительной Жертвы, реального усвоения Искупления каждым конкретным человеком, важности участия каждого члена Церкви в таинстве Евхаристии. Следствием этого является искажения в учении о спасении: в Организации «Свидетелей Иеговы» считается, что собственные усилия человека могут что-то добавить к силе крови Христа. Неудивительно, что журнале «Сторожевая Башня» говорится даже, что «воскресшие люди всё равно будут находиться под адамовым грехом» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 1998 г., стр. 22). Впрочем, христианское учение о воскресении будет рассмотрено позже.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (11.04.2015)
Всего комментариев: 0