Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Приложение III: «Крест как символ истинного христианства»

Казалось бы, какое место по важности может занять вопрос реконструкции казни Иисуса Христа — вопрос, представляющий скорее научный, нежели богословский интерес? Однако и его нельзя обойти вниманием, поскольку Общество Сторожевой Башни ставит форму орудия распятия в разряд важнейших учений, критерия истинности той или иной религии. «Истинные христиане не почитают крест» — безаппеляционно заявляется в приложении книги «Чему на самом деле учит Библия?». А всё дело в том, что Организация «Свидетелей Иеговы» представляет собой едва ли не единственное в мире движение, члены которого проповедуют, будто Иисуса Христа распяли не на кресте, а на столбе с пригвождёнными над головой руками. Но так было не всегда. Ранние издания Общества Сторожевой Башни содержали как упоминания, так и изображения крестной смерти Спасителя. «На протяжении многих лет Исследователи Библии рассматривали крест как символ христианства, — признаётся в публикации «Свидетелей Иеговы». — У них даже был значок "крест и корона"... Десятилетиями этот символ появлялся и на обложке журнала "Сторожевая башня"» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 мая 1995 г., стр. 20). Получается, что на протяжении десятков лет они... не были «истинными христианами»? Удивительное признание! Ещё более удивительно то, что именно послужило причиной перемены во взглядах. В той же публикации говорится: «В книге "Богатства" (англ.), опубликованной Обществом в 1936 году, разъяснялось, что Иисуса казнили не на кресте, а на вертикально стоящем колу, или столбе». Вот так просто можно перечеркнуть то, во что более полувека верили сотни людей. Представьте, что чувствовали рядовые «Исследователи Библии», получив новую книгу. Впрочем, ситуация, когда какое-то многолетнее учение или толкование в корне пересматривается, для Организации «Свидетелей Иеговы» типична. В этой связи очень актуальны вопросы: а где гарантия, что Организация не пересмотрит ту или иную свою доктрину? где гарантия, что написанное в книге «Чему на самом деле учит Библия?» позже не подвергнется существенной ревизии? есть такая гарантия? Между тем, самое время перейти к аргументации, выдвигаемой авторами из Общества Сторожевой Башни.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ АРГУМЕНТЫ

Телеграфная линия
Телеграфный столб
или «телеграфный крест»?

В основу гипотезы Общества Сторожевой Башни о казни Христа на столбе положены некоторые филологические изыскания. Авторы цитируют словарные статьи и высказывания отдельных исследователей, посвящённые терминам, использованным в Священном Писании при описании или упоминании распятия. На стр. 204 говорится: «Греческое слово 'ставрос', которое обычно переводят как "крест", на самом деле означает заострённую жердь или столб». Для того чтобы выяснить, как обстоит дело «на самом деле» (ох, и полюбили авторы книжки это выражение!), необходимо обратиться к древнегреческо-русскому словарю и посмотреть, какие значения там приведены для слова «σταυρος»: «1) кол, шест [Hom., Thuc., Xen.]; 2) свая [Her., Thuc.]; 3) крест (орудие казни в древнем Риме, имевшее форму T) [Diod., Plut., Luc., NT]» (Древнегреческо-русский словарь Дворецкого по ред. Соболевского, 1958г.). В квадратных скобках указано, кем использовалось слово в том или ином значении. В первом значении его употребляли Гомер (VIII в. до н. э.), Фукидид (460-400 гг. до н. э.) и Ксенофонт (444-354 гг. до н. э.). Во втором значении оно встречается у Геродота (484-424 гг. до н. э.) и Фукидида. То есть греки словом «σταυρος» называли «шесты» или «сваи» более чем за 300 лет до новозаветных событий! С другой стороны, Диодор Сицилийский (90-21 гг. до н. э.), Плутарх (40-120 гг. н. э.) и Лукиан (120-180 гг. н. э.) трудились примерно в тот же исторический период, когда составлялись Евангелия, и использовали это слово именно в значении «крест». Пользуясь этими сведениями, мы можем проследить за изменениями произошедшими в греческом языке. Слово «σταυρος» имело нужное Обществу Сторожевой Башни значение в классическом греческом языке, однако, как известно, любой язык со временем развивается (посмотрите, например, как за 300 лет изменился русский язык!). Таким образом, этот естественный процесс привёл к тому, что за несколько веков до написания Евангелий слово «σταυρος» стало употребляться именно в привычном сегодня значении — крестообразное орудие казни. В приложении к «Переводу Нового Мира», Организация «Свидетелей Иеговы» цитирует У. Вайна, составителя «Толкового словаря слов Нового Завета», который пишет, что «"ставрос" обозначает в основном вертикальный кол или столб. На таких казнили злодеев, прибивая их гвоздями. Как существительное, так и глагол "ставроо" — прикреплять к столбу или колу — в их первоначальном значении не следует относить к церковному кресту в виде двух балок». Вайн делает две важных оговорки: «обозначает в основном» и «в их первоначальном значении». Как мы выяснили выше, в первую очередь слово «σταυρος» действительно обозначает шест или кол, однако из этого никак не следует, что оно не имеет других значений.

Вернёмся к стр. 204 книги «Чему на самом деле учит Библия?»: «В одном труде говорится: "[Ставрос] никогда не означает два бревна, закреплённых под каким-либо углом...[...] В греческом тексте Н[ового] З[авета] нет никаких указаний на то, что это были два бревна" ("The Companion Bible")». Здесь авторы цитируют работу, принадлежащую перу библеиста Э. Буллингера (1837-1913 гг.). Первая фраза у него находится в следующем контексте: «Гомер употребляет слово "ставрос" для обыкновенного кола, столба или бревна. И в этом значении употребляется это слово во всей классической литературе. Оно никогда не обозначает два бревна, прикреплённых друг к другу под каким-либо углом, но оно всегда обозначает одно отдельное бревно». То есть данный господин тоже принимал во внимание в своих рассуждениях лишь классический греческий язык. Но между Гомером и временами Апостолов лежит почти девять столетий! Почему Общество Сторожевой Башни решило, что писатели Нового Завета, использовавшие греческий диалект койне, должны были употреблять слово «σταυρος» в том же значении, какое оно имело в классическом греческом, остаётся загадкой. Да, Буллингер прав, когда пишет, что в новозаветных книгах «нет никаких указаний на то, что это были два бревна», но в них точно так же нет никаких указаний и на то, что «ставрос» был одним бревном без перекладины. Вы можете задать «Свидетелям Иеговы» очень простой вопрос: если «σταυρος» в греческом языке никогда не обозначал креста, то каким же всё-таки словом греки его называли? Для справки: название широкоизвестной гуманитарной организации «Красный Крест» на греческом выглядит как «Ερυθρου σταυρου».

Однако на этом языковые изыскания не заканчиваются. «В некоторых библейских стихах для обозначения орудия казни Иисуса используется другое греческое слово — 'ксилон'» — сообщается на стр. 205 и даются ссылки на Деян. 5:30; 10:39; 13:29; Гал. 3:13 и 1Петр. 2:24. — «Это слово обозначает "бревно, палку или дерево"». Тут всё довольно завуалировано: приведено слово, обозначающее различные предметы, но среди которых нет креста. Хотя сообразительные сразу же отбросят явно неподходящие «палку» и «дерево», и, таким образом, останется так нужное Организации значение — «бревно». В приложении к «Переводу Нового Мира» к той же мысли читателя подводят более откровенно: там сообщается, что орудием казни Христа «был вертикальный столб без поперечной балки, поскольку именно этот особый смысл и имеет слово ксилон (Деяния 5:30; 10:39: 13:29; Галатам 3:13; 1Петра 2:24). В LXX ксилон встречается в Ездры 6:11 (2Ездры 6:11), где говорится о бревне, на котором должен был быть повешен нарушитель закона. Такое же значение это слово имеет в Деяниях 5:30 и 10:39» (стр. 1743). Обоснования двух выделенных здесь фраз не приводится вообще, а ведь это ключевые моменты данного довода «Свидетелей Иеговы». Проанализируем сначала первый: правда ли, что это слово имеет некий «особый смысл», а именно «вертикальный столб без поперечной балки»? Если снова заглянуть в древнегреческо-русский словарь, то обнаружится, что слово «ξυλον» означает не только «бревно, палку или дерево», но и пень, скамью и даже колодку для рабов! В Септуагинте оно встречается очень часто. Им обозначается и обычное живое дерево (Быт. 1:11), и дрова (Быт. 22:9; Лев. 4:12), и древко копья (2Цар. 21:19), и дерево в значении материала (2Пар. 3:10). То есть общий его смысл — просто изделие из дерева, «деревяшка», безотносительно формы и конструкции. Это прямо доказывает образованное от него прилагательное «ξυλινος», которое имеет значения «деревянный», «древесный». Из этого следует, что «ξυλον» не имеет какого-то одного «особого смысла», а является очень широким понятием в греческом языке. Им обозначается не только бревно, но и любой деревянный предмет вообще. Теперь перейдём ко второму утверждению Общества Сторожевой Башни. Авторы приложения к «Переводу нового Мира» полагают, что «ξυλον» в Езд. 6:11 и «ξυλον» в Деян. 5:30 и 10:39 обозначают одно и то же. Однако это вовсе не очевидно, поскольку слово это многозначное. Таким образом, довод «Свидетелей Иеговы» не может быть признан убедительным.

Иллюстрации из книги Ю. Липсиуса
Крестообразные «ставросы»

Из перечисленных Обществом Сторожевой Башни библейских стихов мы можем сделать только тот вывод, что Спасителя распяли на предмете, изготовленном из дерева. В то же время и в Септуагинте, и в новозаветных текстах присутствуют такие слова, как «στυλον», имеющее значения «столб», «свая», «брус», и «στηλη» — «столб», «стела». Вот лишь некоторые примеры их употребления в Библии: «...и стала соляным столпом [στηλη]» (Быт. 19:26); «сокруши их и разрушь столбы [στηλας] их» (Исх. 23:24); «...и сделай для завесы пять столбов [στυλους]» (Исх. 26:37); «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов [στυλους] его...» (Притч. 9:1); «...Церковь Бога живаго, столп [στυλοσ] и утверждение истины» (1Тим. 3:15) или «Побеждающего сделаю столпом [στυλον] в храме Бога Моего...» (Откр. 3:12). Если бы Апостолы были убеждены в том, что Христа пригвоздили к вертикальному столбу, то почему они ни разу не употребили в описании казни на Голгофе ни одно из этих слов? Ответ очевиден: просто они знали, что их Господь был распят на кресте.

Не обошло Общество Сторожевой Башни своим вниманием и латынь. Римляне орудие распятия преступников называли словом «crux»; в новозаветных книгах оно передано греческим понятием «σταυρος». Всё в том же приложении к «Переводу Нового Мира» на стр. 1744 приводится отрывок словарной статьи: «В Словаре латинского языка Льюиса (Lewis) и Шорта (Short) даётся основное значение слова "крукс" — "дерево, виселица или другие деревянные орудия казни, к которым прибивали гвоздями или на которых вешали преступников"». И снова обратите внимание: Льюис и Шорт пишут, что crux мог обозначать также и «другие деревянные орудия казни» (например, деревянный крест). Общество Сторожевой Башни считает, конечно, что под этими «другими орудиями» подразумевается столб. И даже помещает репродукцию из книги Юстуса Липсиуса «De cruce libri tres», «который изобразил одно из таких орудий пытки». Но на рисунке Липсиуса изображён вовсе не Иисус Христос; кроме того, эта средневековая книга наполнена иллюстрациями крестообразных «ставросов» (см. рис. слева). Что же доказывает этот «аргумент»? Что можно распять человека на простом столбе? В этом никто и не сомневается. Обществу Сторожевой Башни следовало бы привести доказательства, что Христос был распят именно на столбе, но как раз с этим-то у «Свидетелей Иеговы» и большие проблемы! Как далее будет показано, никаких серьёзных аргументов в пользу гипотезы, что Сын Божий страдал на столбе без перекладины, не существует — ни археологических, ни литературных. Издревле считалось, что Христос умер именно на кресте с перекладиной.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ИЗ БИБЛИИ

Хотя, как уже говорилось, в новозаветных текстах не описывается форма предмета, к которому был пригвождён Господь Иисус Христос, представители Организации «Свидетелей Иеговы» неоднократно обращаются к некоторым апостольским словам. В сочетании с довольно специфическим переводом, используемым Обществом Сторожевой Башни, этот приём способен произвести впечатление на неискушённого читателя. «Апостол Павел сказал: "Проклят всякий, повешенный на столбе ["древе", Синодальный перевод]" (Галатам 3:13). Здесь Павел процитировал Второзаконие 21:22, 23, где речь идёт именно о деревянном столбе, а не о кресте», — заявляют авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» и тут же обращаются к нравственному чувству целевой аудитории: «Позорная казнь на столбе считалась проклятием, поэтому христианам не следует украшать свои дома изображениями распятого Христа». Что ж, попробуем и здесь отделить достоверное от недостоверного, а факты — от домыслов. Прежде всего, следует заметить, что во Второзаконии речь идёт вовсе не о римском распятии. «Если в ком найдётся преступление, достойное смерти, — читаем мы там, — и он будет умерщвлён, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел» (Втор. 21:22,23). Порядок действий вполне ясен: сначала человек определяется как преступник, затем умерщвляется, и только после этого вывешивается «на дереве» (попутно заметим — из текста не следует с очевидностью, что имеется в виду конкретно «деревянный столб»). Именно так поступает, к примеру, Иисус Навин: «Потом поразил их [пять Аморрейских царей — прим. ред.] Иисус и убил их, и повесил их на пяти деревах; и висели они на деревах до вечера» (Иис. Нав. 10:26). Заметьте, не говорится «и, повесив на деревах, убил», но — сначала убил, а потом повесил. Во всех этих случаях имеется в виду выставление напоказ трупа преступника или врага уже после его смерти. Так, тело убитого Саула было повешено филистимлянами на стенах Бефсана (1Цар. 31:8-10), египетскому хлебодару было предсказано Иосифом, что «фараон снимет с тебя голову твою и повесит тебя на дереве» (Быт. 40:19). В этих случаях вешались уже мёртвые люди. Это было не пыткой, а демонстративным жестом презрения к преступникам и выражением позора. Иудейский закон предписывал нарушителям смерть либо через побиение камнями или поражение стрелами (Исх. 19:13, 32:27), либо через сожжение (Лев. 20:14, 21:9). Смерть через «повешение на столбе» в Моисеевом законе нигде не встречается. Позже, у евреев в ходу появились, конечно, и иные виды казни, заимствованные от других народов: например, растерзание зверями (Дан. 6:12-16), разрубление в куски, или рассечение на части (Дан. 2:5, Иез. 16:40, Лук. 12:46), казнь пилами (Евр. 11:37). С казнью на столбе израильтяне «познакомились» только благодаря языческому царю Дарию: «Мною же даётся повеление, что [если] какой человек изменит это определение, то будет вынуто бревно из дома его, и будет поднят он и пригвождён к нему, а дом его за то будет обращен в развалины... Я, Дарий, дал это повеление; да будет оно в точности исполняемо» (Езд. 6:11,12) Но Господь Иисус Христос был осуждён и казнён не по указаниям этого персидского царя, а по приговору римского прокуратора Понтия Пилата (Иудея в те годы, как известно, находилась в оккупации, и евреи не имели права приводить в исполнение смертные приговоры своих судов) типичным римским способом — распятием на кресте. Однако «Свидетели Иеговы» настаивают, что Христа хотя и казнили римляне, но в соответствии с иудейским законом, способом, предписанным Торой — «повешением на древе», то есть столбе (здесь Общество вновь ссылается на Втор. 21:22,23). Иисус действительно был осуждён верховным судом иудеев (синедрионом) за богохульство (см. Матф. 26:63-66), но в соответствии с Моисеевым законом богохульника следовало побить камнями, а не распять (Лев. 24:13-16). Как уже отмечалось, во Втор. 21:22,23 речь идёт о «повешении на дереве» уже мёртвого человека, а не о способе казни живого. Кроме того, сомнительно утверждение авторов книги, что в этом месте Писания говорится «именно о деревянном столбе». В Ветхом Завете есть указания, что иногда вешали непосредственно на настоящих деревьях: «и их обоих повесили на дереве» (Есф. 2:23); «и десятерых сыновей Амановых пусть бы повесили на дереве» (Есф. 9:13); «и чтобы повесили его и сыновей его на дереве» (Есф. 9:25). В еврейском подлиннике используется единственное число слова «дерево» («עץ»), хотя из текста хорошо видно, что на нём вешали сразу нескольких людей. Прибить на одном вертикальном бревне, как это предполагает Общество Сторожевой Башни, сразу 10 человек весьма проблематично. Если бы в этих стихах подразумевались несколько деревьев, то следовало бы ожидать и множественного числа слова «деревья» — «עצים» (как в процитированном чуть ранее Иис. Нав. 10:26). Кроме того, в Есф. 7:9 сообщается ещё одна интересная деталь: «Вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея... стоит у дома Амана вышиною в пятьдесят локтей. И сказал царь: повесьте его на нём». Высота в «пятьдесят локтей» приблизительно равняется 20-25 метрам, поэтому крайне сомнительно, что это было специально приготовленное, обтёсанное бревно. Гораздо естественней полагать, что во всех текстах речь идёт о настоящем дереве с ветвями — оно может быть достоточно высоким и раскидистым, чтобы на нём было возможно повесить даже 20 человек.

Итак, в ветхозаветные времена «вешали на древо» не так, как распинали римляне. Но Апостол Павел и другие новозаветные писатели видели во Втор. 21:23 пророческо-мессианский смысл, и поэтому отождествляли ветхозаветное «древо» («ξυλον») и казнь Иисуса Христа на деревянном кресте. Так что отнюдь не случайно профессор А. Д. Вейсман в своём «Греческо-русском словаре» указывает, что в книгах Нового Завета слово «ξυλον» означает именно крест. Апостолы наполнили новым смыслом этот образ: то, что раньше ассоциировалось с проклятьем, теперь становится символом спасения. Если представители Общества Сторожевой Башни видят в распятии лишь «позорную казнь», то остаётся их только пожалеть. Это типичное иудейское, ветхозаветное мышление; горько, что благая весть словно прошла мимо сердец этих людей. Христиане же видят в кресте символ своего освобождения от рабства греха и смерти, которое принёс нам Сын Божий, символ Его любви к людям. Если угодно, то это — знамя победы воплотившегося Бога над диаволом, а потому нет ничего дурного в том, что люди так трепетно к нему относятся.

Типичная для Общества Сторожевой Башни иллюстрация распятия
Расхождение с Библией
трудно не заметить (Иоан. 20:25)

Обзор библейских аргументов будет неполным, если не упомянуть о евангельских текстах, из которых можно почерпнуть несколько мелких деталей, указывающих на наличие перекладины у орудия распятия Христа. Одним из таких мест являются слова Апостола Фомы: «...если не увижу на руках Его ран от гвоздей...» (Иоан. 20:25). Слово «гвоздь» стоит в приведённом месте Евангелия во множественном числе (так же как и в «Переводе Нового Мира», и в греческом тексте). Таким образом, из слов Апостола следует, что руки Христа были пронзены не одним гвоздём, как это изображается на страницах различной литературы Общества Сторожевой Башни (см. рис. слева), а двумя — по одному в каждую руку. Именно столько гвоздей и будет, если распинать на кресте. Кроме того, из слов Апостола Матфея известно, что во время казни Господа «...поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус. Царь Иудейский» (Матф. 27:37). Если бы Христос был пригвождён таким образом, как это изображается в литературе Общества Сторожевой Башни, то Апостолу пришлось бы написать, что табличка с надписью была прибита «над руками Его». На эти несообразности своих иллюстраций Общество Сторожевой Башни отвечает совсем уж неожиданно: «Нельзя допустить, чтобы споры о второстепенных деталях затмевали главное — то, что мы "примирились с Богом через смерть его Сына"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 2006 г., стр 21). Однако именно Организация «Свидетелей Иеговы» акцентирует внимание на второстепенном, даже посвящает ему целые приложения и статьи в своих всевозможных публикациях. Хотя ни один тезис её вероучения не пошатнётся, если признать, что Господь был распят на традиционном кресте. «По-видимому, "свидетели Иеговы" день изо дня приобретали неприязнь к символике и терминологии ортодоксальных конфессий (ср. "церковь" и "зал Царства", "Ветхий и Новый заветы" и "Еврейские и Греческие писания") и, в ущерб себе и истине, исказили исторический факт, утверждая, что орудие казни Иисуса не имело перекладины», — предполагает изветный публицист Руслан Смородинов, и он, похоже, недалёк от истины. Да, такое навязчивое стремление Организации «Свидетелей Иеговы» отделиться от всего христианского мира (даже на уровне терминологии) толкает её на самые отчаянные поступки, вплоть до отрицания исторических фактов, о чём подробно сказано ниже.

СЛОВО ИСТОРИИ И АРХЕОЛОГИИ

В связи с крайней скудостью описания орудия казни Иисуса Христа в Священном Писании самым главным источником такой информации остаются исторические данные. Если бы Спаситель был распят на столбе, как утверждается в Организации «Свидетелей Иеговы», то следует ожидать упоминания об этом факте у первых христиан. Простая логика подсказывает: знать наверняка, что именно Апостолы подразумевали под σταυρος'ом, могут только те, кто был их учениками. Общество Сторожевой Башни отказывается признавать то, что христиане с первых веков говорили о крестной смерти Спасителя: «Как известно, первые 300 лет после смерти Христа его последователи не почитали крест. Однако в IV веке языческий император Константин стал приверженцем христианства и провозгласил крест символом христианской веры». Непонятно, какими источниками пользовались авторы, делая столь нелепые заявления. Ведь «как известно», первым, кто связал крест со Христом, был вовсе не Константин, а автор «Послания Варнавы». Это произведение неоднократно и однозначно говорит, что орудие казни имело перекладину. Например, там говорится: «Узнайте сперва, что такое десять и восемь, а потом, что такое триста. Десять и восемь выражаются, — десять буквою йота (I), восемь — буквою ита (Н), и вот начало имени Иисус. А так как крест в образе буквы тау (T), должен был указывать на благодать искупления, то сказано: "и триста". Итак, в двух буквах открывается имя Иисус, а в одной третьей — крест» ("Послание Варнавы", гл. 9). Этот древний документ написан на греческом языке, и везде, где автор говорит о кресте, стоит слово «σταυρος». Особенно примечательно, что он рассматривает символику букв I, H и T, но при этом считает крест похожим не на I, а именно на Т. И хотя «Свидетели Иеговы» вслед за некоторыми исследователями высказывают сомнения в принадлежности данного произведения перу Апостола от 70-ти, но в данном случае важно, что оно принадлежит христианину I в. н. э. Для определения времени написания принципиально то, что автор обращается к своим читателям как к свидетелям разрушения Иерусалима в 70 г. н. э.: «Подумайте и о том, что вы видели столько знамений и дивных явлений среди народа иудейского, и Господь так оставил его» (там же, гл. 4). При этом ничего не говорится о таком важном событии в жизни Церкви как жестокое гонение на христиан при императоре Траяне (98 – 117 гг.). Следовательно, уже в первом столетии орудие казни Иисуса Христа воспринималось как похожее более на литеру «Т», чем на простой вертикальный столб. Ещё более интересные указания находятся у святого Иустина Мученика (ок. 100—165 г.). В частности, он пишет: «Агнец, которого велено было изжарить всего, был символом страдания крестного, которым имел пострадать Христос. Ибо, когда жарят ягнёнка, то его располагают на подобие фигуры креста: один вертел проходит чрез него прямо от нижних оконечностей к голове, а другой поперёк плечных лопаток, на котором держатся передние ноги ягнёнка» ("Диалог с Трифоном-иудеем", 40). Итак, Иустин явно был убеждён, что при распятии Христа «σταυρος» был с перекладиной («поперёк плечных лопаток»). Вот ещё одна очень красноречивая цитата: «Когда народ — отвечал я — воевал с Амаликом и сын Навина, названный Иисусом, управлял сражением, то сам Моисей молился Богу, распростерши руки свои на обе стороны; Он же и Аарон поддерживали их весь день, чтобы они не опустились от его утомления. Ибо если он что-нибудь опускал из этого знамения, представлявшего крест, то как написано в книгах Моисея, народ был побеждаем» (там же, 89). Чтобы изобразить «σταυρος», Моисей не поднимал руки над головой, а простирал их в обе стороны. И здесь впору задаться вопросом: так кто же лучше знал, какую форму имело орудие казни Христа — раннехристианский святой или современные «Свидетели Иеговы»? Кто из них лучше знает греческий диалект койне? Приведём ещё несколько христианских свидетельств о форме «σταυρος». Ко 2-ой половине II в. относится текст священномученика Иринея Лионского: «И самый вид креста имеет пять концов, два по длине, два по ширине, и один в середине, на который опирается пригвождённый.» ("Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания", кн. 2, гл. 24). Ещё более определённо говорит раннехристианский апологет Тертуллиан (160-220 гг.): «...нам вменяется в вину цельный крест, то есть с перекладиной и выступом для сидения» ("К язычникам", кн. 1, гл. 12). Все эти авторы, жившие спустя небольшой период времени после Воплощения Господа, утверждают, что страдания наш Спаситель претерпел не на каком-то там «столбе мучений», а именно на кресте с перекладиной.

Древняя карикатура на христиан
Карикатура на христиан
с изображением распятия

Обратимся теперь к археологии. При раскопках древнего Рима учёными было обнаружено изображение, сделанное язычниками в насмешку над христианами. Оно представляет собою распятую на кресте фигуру с ослиной головой и стоящего возле неё человека. Надпись гласит: «Алексаменос поклоняется своему Богу». Изображение относят к концу II - началу III вв. н. э. Но имеются сведения, что крест христианами чтился уже в I в. Раскопки в разрушенной и засыпанной пеплом Помпее (79 г. н. э.) обнаружили настенные изображения креста Христова, встречаются они и в Римских катакомбах (II в.): «Потолки и стенные фрески по своей орнаментации напоминают известные, найденные в раскопках Рима и Помпеи, греко-римские фрески. Первое изображение Христа, по-видимому, есть изображение "доброго пастыря" с агнцем, встречающееся весьма часто на фресках и в пластических изображениях. Большое разнообразие представляют мелкие произведения искусства, найденные в гробницах, как, напр. ... медальоны, разные камни и перстни с изображением символов (рыбы, креста, якоря) или монограммами. После того, как христианство при Константине Вел. сделалось государственной религией, место символов занимают изображение священных и библейских лиц» (Большая Энциклопедия под ред. С.Н. Южакова в 20 тт., Т. 19, стр. 638). Известны ли «Свидетелям Иеговы» эти, в общем-то, весьма распространённые археологические сведения? И что они могут представить в свою очередь в качестве доказательств версии казни Христа на столбе? Поинтересуйтесь у «Свидетелей Иеговы», слышали ли они что-нибудь о расколе старообрядцев. Члены этого религиозного течения ушли в жёсткую оппозицию к Русской Православной Церкви. Они отстаивали своё право говорить «Исус» вместо «Иисус», петь 2 раза «аллилуйя», а не 3 и т. п. И из-за таких деталей люди готовы были убегать в леса и терпеть преследования властей! А теперь представьте ситуацию: ранняя Церковь учит о столбе, и вдруг кто-то начинает учить о кресте. Это же породит многочисленные возмущения в церковной среде, расколы, это будет отражено в христианской литературе, в живописи, да и язычники наверняка тоже отметят этот факт в своих книгах. Кроме того, должны были существовать варианты общин, которые придерживаются учения о столбе и не подчиняются официальной Церкви. Где же это всё? Ничего подобного нет и никогда не было.

ЯЗЫЧЕСТВО?

Ещё одна причина неприятия христианской символики «Свидетелями Иеговы» — историческое прошлое креста. Они считают, что крест появился задолго до возникновения Церкви, использовался для поклонения ложным богам, поэтому он является исключительно языческим символом, и его нельзя использовать сейчас. «По сути, это языческий символ, — говорят авторы пособия. — Авторитетные источники указывают, что крест имеет прямое отношение к почитанию сил природы и безнравственным языческим обрядам». Да, у креста древняя история. Но не только у него. Например, обычай носить обручальное кольцо берёт своё начало из Древнего Египта, где считалось, что «окольцовывание» пальца супруга оказывает магическое воздействие. Однако «Свидетели Иеговы», нисколько не смущаясь этим фактом, носят кольца (см. фото семейной пары на стр. 60 книги «Чему на самом деле учит Библия?»). Упрёк в «языческом прошлом» полностью будет справедлив и по отношению к простому столбу. Подобный символ использовался в практике многих народов, и в него вкладывался самый различный смысл: от энергетического баланса до символического обозначения фаллоса. То, что столбы использовались для ложного поклонения подтверждается даже в литературе Общества Сторожевой Башни. «В основе поклонения Ваалу лежали сексуальные ритуалы. Даже связанные с поклонением Ваалу предметы, например, каменные статуи и святые столбы, напоминали о сексе, — говорится в одной из публикаций. — Святые столбы — деревянные предметы или деревья — представляли Ашеру, супругу Ваала, и женскую сторону половой связи (3 Царств 18:19)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 апреля 1999 г., стр. 29). То есть замена креста столбом ничего, в сущности, Обществу Сторожевой Башни не даёт. Организация «Свидетелей Иеговы» вполне себе могла, не отрицая саму казнь Христа на кресте, протестовать против почитания этого «языческого символа». Впрочем, здесь мы сталкиваемся с очередной подменой понятий. Дело в том, что не сам крест является языческим символом, а просто форма креста использовалась язычниками в своих ритуалах. Любой символ сам по себе нейтрален; это люди вкладывают в него то или иное значение. Поэтому неважно, что представляет собой предмет, важно то, как его применяют или какой смысл вкладывается в него сейчас. Для египтян крест — это поклонение своим богам; для римлян — это орудие казни и символ позора. А для нас, для христиан, это знак пролития крови Господа и прощения грехов, знак нашего спасения.

В заключение, «Свидетели Иеговы» ясно дают понять, что, даже если Христос и был распят на кресте, они всё равно не будут его чтить: «Как бы то ни было, Библия осуждает почитание любых языческих символов (2 Коринфянам 6:14-18). Более того, она запрещает все виды идолопоклонства (Исход 20:4,5; 1 Коринфянам 10:14). Поэтому истинные христиане не почитают крест». Собственно, с этого и следует всегда начинать обуждение этой темы с ними. Археологические находки, филологические статьи и прочее — это, конечно, интересно и познавательно, но в итоге все длинные разговоры упираются в процитированную выше фразу. Итак, действительно ли те, кто почитает крест, погрешают против Божьих заповедей? Прежде всего, следует определиться с терминами. В одной публикации, предназначенной для проповедников учения Организации «Свидетелей Иеговы», говорится, что «идол — это изображение или символ, к которому относятся с глубочайшей преданностью, почтением и которому поклоняются» (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 205). Если ваш собеседник отталкивается от этого определения, то ему можно напомнить, что у евреев были предметы, к которым относились именно таким образом. «А я... войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём», — восклицает царь Давид (Пс. 5:8); в другом же месте он побуждает: «Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс. 98:5). Иисус Навин «пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним [и лежал] до самого вечера» (Иис. Нав. 7:6), а «Езекия... сказал Иуде и Иерусалиму: "пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме"» (4Цар. 18:22). Готово ли Общество Сторожевой Башни признать Давида, Иисуса Навина и Езекию «идолопоклонниками»? Предложите «Свидетелям Иеговы» поразмышлять и над тем, что в Ветхом Завете жертвенник скинии, а позднее, и Иерусалимского храма являлся очень важной святыней. Самим Богом о нём было сказано: «Жертвенник всесожжения и все принадлежности его... святыня великая: всё, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:28,29). Крест, на котором Господь по любви к человечеству принёс Себя в искупительную жертву за всех, с полным правом может называться жертвенником. Не очевидно ли из этого, что он достоин ещё большего почитания? Если всё прикасавшееся к ветхозаветному жертвеннику освящалось, то не тем ли более освящаются христиане, благоговейно покланяющиеся кресту и целующие его? Если меч Голиафа, через который Бог даровал Давиду победу, бережно хранился в скинии (1Цар. 21:9), то орудие победы Бога над диаволом, святой крест, обагрённый пречистою Кровью Иисуса Христа, разве не заслуживает большего чествования и прославления? Упрёки «Свидетелей Иеговы» были бы справедливы, если бы христиане поклонялись кресту вместо Бога, но это не так. Мы воздаём Господу истинное, подобающее только Ему поклонение, бесконечно благодарим, прославляем и величаем. А святой крест чествуем и почитаем как величайшую святыню.

Таким образом, подход Организации «Свидетелей Иеговы» к данной теме является, мягко говоря, необъективным. Доводы авторов пособия Общества Сторожевой Башни носят избирательный характер: игнорируется различие в классическом греческом языке и диалекте, на котором писали Апостолы; из словарей берутся лишь выгодные Организации значения слов; евангельские детали, свидетельствующие против казни Христа на столбе (количество гвоздей в руках, расположение таблички непосредственно над головой), объявляются «несущественными». Отдельное упоминание казни на бревне из уст персидского царя (Езд. 6:11) необоснованно обобщается и распространяется на иудеев и римлян для обоснования своей точки зрения. Общество Сторожевой Башни не приводит ни одного доказательства того, что в новозаветные времена слово «σταυρος» не могло обозначать крестообразное орудие казни. Наконец, в рассмотрение не принимаются свидетельства древних христиан: в трудах Иустина Мученика, Минуция Феликса, Иринея Лионского, Тертуллиана и др. встречаются такие сравнения σταυρος'а, которые не оставляют ни малейшего сомнения в том, что все они единодушно говорят именно о четырёхконечном кресте. При этом Организация «Свидетелей Иеговы» не может привести ни единого текста раннехристианских авторов, который бы говорил о казни Иисуса Христа на вертикальном столбе без перекладины! Теория, отстаиваемая в книге Общества Сторожевой Башни, выглядит искусственной, надуманной, вступающей в противоречие с данными археологии и историческими документами. Всё это в совокупности свидетельствует о том, что в подобных вопросах у идеологов Организации «Свидетелей Иеговы», к сожалению, нет подлинного желания выяснять истину, а действительный мотив такого рода «исследований» заключается в стремлении придать своему религиозному движению уникальность с претензией на «истинность».

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0