Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 7: «Истинная надежда для умерших близких»

Истина воскресения мёртвых ясно и определённо раскрыта в Священном Писании. Ещё в Ветхом Завете, на основании Божественного Откровения, люди имели веру в то, что смерть лишь временное явление, что в будущем Бог вернёт их к жизни. Через пророка Осию Господь предсказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их: Смерть! где твоё жало? Ад! где твоя победа» (Ос. 13:14). В Новом Завете Господь Иисус Христос также возвещает эту великую истину людям: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Иоан. 5:25). Неудивительно, что этот догмат является сердцем надежды всех христиан. Уже в 52 году Апостол Павел свёл суть Евангелия, которое он благовествовал жителям Афин, к вере в Иисуса Христа и воскресение (Деян. 17:18).

КОГДА УМИРАЮТ БЛИЗКИЕ

В 6-ом абзаце данной главы книги «Чему на самом деле учит Библия?» говорится: «То, что Иисус оплакивал своего друга, очень утешает нас». Да, это доказывает, что Христос воплотился не иллюзорно, не мнимо, как учили в первые века сектанты-докеты, а реально. Как уже отмечалось в 4-ой главе, Он был истинным человеком — Он уставал, спал, испытывал голод и жажду, проявлял эмоции. Однако было бы грубой ошибкой переносить всё это и на Его Отца, Который, как известно, не воплощался. Богу не нужно испытывать эмоций (тем более, ненависти), чтобы знать, что смерть это зло, причиняющее нам страдания. Писание подчёркивает, что Христос полностью усвоил Себе человеческую природу (за исключением её греховного состояния), потому что именно Ему предстояло победить смерть и разрушить узы адовой темницы. Здесь закладывается теснейшая связь между нами и Ним, что легло в основу апостольской проповеди: «Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых? Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша...» (1Кор. 15:12).

В комментарии к предыдущей главе речь шла о том, что души наших умерших близких не перестают существовать, подобно душам животным. Некоторые почему-то считают, будто это делает бессмысленным веру в будущее воскресение. Они убеждены, что христиане якобы верят, будто душа томится в теле как в темнице, и стремится оттуда вырваться. Однако душа человека не является полноценным человеком. Для неё естественным, задуманным Богом, положением является пребывание в теле. Кроме того, за время земного пути человека его тело творило грехи (так же как и добро) вместе с душой, и поэтому было бы несправедливо наказать (или наградить) одну только душу, без тела: «Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в [порочных] удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...» (преп. Иоанн Дамаскин, "Точное изложение Православной веры", кн. 4, гл. 27). Человек должен явиться пред Богом на Суд во всей своей полноценности. Так вот воскресение и является актом объединения тела и души умершего человека. В Библии есть описание этого процесса: «Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3Цар. 17:21,22); «[Христос] выслав всех вон и взяв её за руку, возгласил: девица! Встань. И возвратился дух её; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть» (Лук. 8:54,55). Греческое слово «αναστασις», переводимое как «воскресение», означает буквально «поднятие с места, вставание». Именно это и происходило в случаях, описанных в Библии — с Лазарем (Иоан. 11:43,44), с дочерью Иаира (см. выше), сыном вдовы у ворот Капернаума (Лук. 7:12-16) и т. д. Даже если тело человека давно истлело, это не может помешать воскрешению, поскольку Всемогущий Бог способен с лёгкостью восстановить его (Иов. 19:25,26; Иез. 37:1-10; Ис. 26:19).

«ЛАЗАРЬ, ВЫХОДИ!»

Мы уже обращались к эпизоду с воскрешением Лазаря в предыдущей главе, когда рассматривали вопрос о состоянии умерших. В данной главе авторы выделили ему целый подзаголовок. Давайте же ещё раз остановимся на этом моменте. В 9-ом абзаце «Свидетели Иеговы» спешат заявить: «Иисус не приписывал славу себе. Перед тем как позвать Лазаря, Иисус в молитве ясно показал, что силу для воскресения ему даёт Иегова (Иоанна 11:41,42)». Сравним же это с тем, что на самом деле написано в Библии: «Иисус же возвёл очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня» (Иоан. 11:41,42). Что видно из этого текста? Во-первых, Иисус Христос молился Отцу не потому, что имел в этом нужду и не мог иначе воскресить Лазаря (Евангелие сообщает множество случаев, когда Сын Божий исцелял и воскрешал людей безо всяких молитв), а «для народа», то есть для присутствующих иудеев. Во-вторых, Он Сам объяснил мотивацию — чтобы те поверили, что Он послан Отцом (в понимании иудеев — Богом Авраама, Исаака и Иакова, Богом их праотцов). Христос ни слова не сказал про силу и, тем более, что Ему её кто-то даёт для совершения чудес. Наоборот, перед тем как идти ко гробу Он сказал сестре Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь» (Иоанн. 11:25). И далее, в следующей главе говорится так: «Пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых...» (Иоанн. 12:1). А ранее Христос прямо сказал: «Как Отец воскрешает мёртвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» (Иоан. 5:21). Из этого определённо следует, что Сам Христос и воскресил Своего друга, по Своему желанию. Нужно ли было для этого Ему «занимать» силу у Отца? Библия показывает, что сила, которой Господь наш совершал чудеса исходила прямо их Него Самого: «Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня» (Лук. 8:46). Это единая сила Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Таким образом, перед нами очередное библейское доказательство, что Иисус Христос был воплотившимся Богом. Хотя в приведённых примерах имело место просто возвращение человека в эту жизнь, и со временем эти люди всё равно умерли, но, тем не менее, это укрепляет надежду на будущее воскрешение Господом Иисусом Христом всех людей, включая и наших умерших родственников.

ЧЕМУ УЧАТ СЛУЧАИ ВОСКРЕСЕНИЯ?

В 11-ом абзаце не сообщается ничего нового по сравнению с уже рассмотренной 6-ой главой книги «Чему на самом деле учит Библия?». Сном Христос назвал смерть Лазаря вовсе не потому, что смерть означает небытие (такого значения смерти Библия, как мы уже смогли убедится, не знает, да само понятие сна вовсе не предполагает бессознательного состояния, как это было показано в комментарии к предыдущей главе), а потому что для Него воскресить Лазаря было не труднее, чем нам разбудить уснувшего. Из молчания воскрешённого «Свидетели Иеговы» почему-то выводят утверждение, будто он ничего не видел в загробном мире. Но ведь таинственное молчание оставляет вопрос открытым, а не решает его. Молчание само по себе не свидетельствует ни в чью пользу. Кроме того, а действительно ли Лазарь ничего не рассказал? Это неизвестно, в Евангелии не приводится ни единой фразы Лазаря, однако это же не означает, что он был немым!

На самом деле, в Священном Писании существует достаточно описаний ветхозаветной преисподней (ада). Так, Исайя пишет, пророчествуя о царе Вавилонском: «Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоём; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их» (Ис. 14:9). Здесь видно, что ад, по словам Божьего пророка, как бы наполнен существами — сознающими и понимающими всё душами живших некогда людей. Иов называет собственную кончину отшествием «в страну тьмы и сени смертной, в страну мрака, каков есть мрак тени смертной, где нет устройства, [где] темно, как самая тьма» (Иов. 10:21,22). Но самым впечатляющим описанием преисподней является плачевная песнь о народе Египетском, приведённая пророком Иезекиилем (см. Иез. 32:17-32), где перед читателем раскрывается страшная панорама ада, в который сходит фараон и весь его народ. Их души, обречённые на позор, «влекут» (очевидно, бесы) в глубины преисподней. Там древние исполины, погибшие во время потопа, говорят о новоприбывших, освобождая им место. Так что ад для древних евреев был вовсе не «общей могилой человечества», которой никогда не существовало в природе, а инобытием, иной реальностью, ожидающей людей после телесной смерти.

Джеймс Тиссо. "Богач и Лазарь в аду"
Ад для древних евреев
был иной реальностью,
ожидающей всех после смерти

Рассуждая о несомненной возможности будущего воскресения авторы пособия в 13-ом абзаце пишут: «Иегова Создатель всего живого. Неужели ему трудно воссоздать жизнь своих творений?». Но почему же речь зашла о «воссоздании»? Как было уже сказано, греческое слово, переведённое как «воскресение», означает буквально «подъём, вставание», но никак не «новое создание» или «творение заново». Вернёмся на секунду к эпизоду с воскрешением Лазаря: «воссоздал» ли его Христос? Нет, душа Лазаря вернулась в то же самое тело (которое было завёрнуто в погребальных пеленах), и он ожил. Впрочем, это же справедливо и в отношении других случаев воскрешения. Далее перейдём к следующему вопросу: чем обеспечивается тождественность умершего и воскресшего? «Многое будет зависеть от памяти Иеговы, — объясняют авторы пособия. — Сможет ли он вспомнить наших умерших близких? Подумай: во Вселенной бесчисленное множество звезд, но Бог называет каждую из них по имени! (Исаия 40:26). Поэтому Иегове нетрудно запомнить все особенности личности наших умерших близких, и он может вернуть этих дорогих нам людей к жизни». Таким образом, пытаясь избежать признания библейского учения о неуничтожимости души после физической смерти человека, «Свидетелям Иеговы» всё равно приходится придумывать что-то неисчезающее. В данном случае неуничтожимая душа заменена бессмертной информацией, хранящейся где-то в «памяти Иеговы». А кто знает, что представляет из себя эта «память»? Никто. А как объясняют это «Свидетели Иеговы»? Да тоже, в общем-то, никак, если, конечно, не принимать всерьёз рассуждений из их книги «Ты можешь жить вечно в раю на земле» (по которой велись «изучения Библии» до 1995 года) о том, что у Бога «есть мозг в теле определённой формы» (стр. 36). Этого и сами «Свидетели Иеговы» уже застыдились. И это понятно, потому что такой антропоморфизм по отношению к Всевышнему просто чудовищен. Однако вернёмся к сути проблемы. То, что Бог помнит о человеке и о всех его мыслях и делах разве делает совокупность частиц тем же самым человеком? Не будет ли это навязыванием чужих мыслей и поступков новосозданному (или «воссозданному») человеку? Хотя в 3-ем абзаце этой главы пособия «Свидетелей Иеговы» и говорится, что «мёртвые оживут», «вернутся к жизни», но как доказать, что имеет место именно возвращение прежнего человека, а не внушение чужих идей новопоявившимся существам, которые вдобавок будут только внешне подобны человеку, но не будут связаны с ним единством происхождения? Ведь ничто в теле не сможет быть знаком тождества. Уже на внутреннем, психологическом уровне мы понимаем, что здесь что-то не так. Индивидуальность это то, что по определению не поддаётся воспроизведению, дублированию, «пересотворению» — это нечто неповторимое, уникальное. Следовательно, выражение «воссоздание личности» содержит в себе внутреннее противоречие.

Увлечённые своими умопостроениями относительно концепции «воссоздания» уничтоженной души, авторы умудряются приводить библейские стихи, которые опровергают их собственные взгляды. Например, обращая внимание на слова праведного Иова, они пишут в 14-ом абзаце следующее: «Иов говорил о том, что если он умрёт, то будет лежать в могиле, ожидая, когда Бог вспомнит о нём. Затем Иов сказал Иегове: "Позвал бы Ты, а я дал бы Тебе ответ; к творению рук Твоих Ты возжелал бы" (Иов 14:13—15, ПАМ)». Обратите внимание, какая эволюция взглядов: сначала, если вы помните, в книге «Чему на самом деле учит Библия?» настаивалось на том, что умерших не существует, они исчезают как пламя свечи; затем, в 11-ом абзаце нас пытались убедить, будто умершие находятся в «бессознательном состоянии» (но это уже хоть какое-то существование!). Теперь же речь идёт, по сути, о вполне осознанном пребывании умершего. Так, авторы говорят, что Иов лежит в могиле «ожидая»; ясное дело, что нечто несуществующее не может чего-то ждать или надеяться в принципе. Кроме того, в приведённой библейской цитате прямо говорится «позвал бы Ты, а я дал бы Тебе ответ», что также говорит об активности субъекта и его сознательном существовании. Попросите «Свидетелей Иеговы» пояснить такую странную эволюцию в их книге.

«ВСЕ НАХОДЯЩИЕСЯ В ПАМЯТНЫХ СКЛЕПАХ»

В 16-ом абазаце пособия «Свидетелей Иеговы» говорится: «Библейские случаи воскресения помогают понять, каким оно будет в будущем». Да, это так. Все примеры воскрешения людей, описанные в Библии, открывают нам две важные истины этого процесса: 1) при воскрешении душа (дух) человека соединятся с его телом; 2) истлевшие тела будут восстановлены Богом. Об этом уже говорилось ранее. Однако будущее воскресение не будет являться возвращением в прежнее состояние, в котором человек находился до своей смерти. Лучше понять этот важный момент помогает 1-ое Послание Апостола Павла к Коринфянам (см. 1Кор. 15:35-54), где используется образ зерна, брошенного при посеве в землю. Нынешнее тело — это всего лишь «голое зерно», а «не тело будущее» (1Кор. 15:37). Здесь следует быть предельно внимательным, поскольку небрежное чтение этого отрывка приводит к банальному манихейству. Итак, если сеется пшеница, то вырастет ли овёс? Посеяв рожь, получим ли урожай гречки? Нет, но то, что мы посеем, то и пожнём. И здесь, сравнив тело с пшеничным зерном, Павел показывает, что тело воскрешённых людей будет того же рода, что нынешнее «смертное» (Рим. 8:2), «уничиженное» (Филип. 3:21), — физическим телом, с кожей, костями и т. д. Да, оно будет изменённым, преображённым «так, что оно будет сообразно славному телу Его [Иисуса Христа — прим. ред.]» (Филип. 3:21), но всё-таки «пшеничным» (как и «сеяли»), а не «овсяным». «Каждому семени своё тело, — раскрывает подробнее эту мысль Павел в 39-ом стихе, — иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц». То есть не может из «семени» человека вырасти рыба или из «семени» зверя — птица; все живые существа развиваются «по роду своему» каждое, как и сотворил их Господь (см. Быт. 1). Но такая строгость наблюдается не только у тел живых существ («тела земные»), но даже у «тел небесных» — солнца, луны, звёзд и т. д. (см. стихи 40 и 41). И после этого, пояснив, что тело будет отличаться, оставаясь телом того же рода (в соответствии с примером о пшеничном зерне), Апостол Павел продолжает: «Так и при воскресении [букв. «поднятии, вставании, восстании» — прим. ред.] мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе» (1Кор. 15:42,43). Что упало, то и поднимется: не иное встаёт, а то же самое, но преображенное, «в славе». Апостол усматривает здесь новый образ существования человека: «сеется тело душевное, восстаёт тело духовное» (стих 44). «Душевное» у Павла — синоним приземлённого, привязанного к плоти, принадлежащего нынешнему веку, занятого только житейскими делами. Сравните, например, с 1Кор. 2:14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» (срав. также с Иак. 3:15 и Иуд. 1:19). А если так, то «тело духовное», по логике, противоположно именно в этом плане — оно выше различных плотских забот, освобождено от вещественной грубости (а не от самой вещественности), оно оживотворено Духом, нетленно. В 45-49 стихах Павел развивает и углубляет эту мысль, апофеозом которой становится «тайна»: «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (стих 50) и «не все мы умрём, но все изменимся» (стих 51). Из контекста ясно, что под «плотью и кровью» имеется в виду не физическое тело как таковое, но тело в нынешнем его состоянии, ветхое, «душевное», «уничиженное», тленное. Ничто тленное, конечно, не может наследовать нетленного Царства Божия; требуется определённое изменение состояния тела: «тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (стих 53). Акцент на выделенных словах сделан не случайно — Павел неоднократно показывает, что надежда христиан (в отличие от античных философов, манихеев, гностиков и т. п.) состоит не в том, чтобы избавиться от физического тела, но изменить образ его существования. «Мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, — пишет он во 2-ом Послании к Коринфянам, — потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью» (2Кор. 5:4). В этом тексте, как отмечает святитель Иоанн Златоуст, Павел «наносит смертельный удар тем, которые унижают телесное естество и порицают нашу плоть. Смысл его слов следующий. Не плоть, как бы так говорит он, хотим сложить с себя, но тление; не тело, но смерть. Иное — тело, и иное — смерть; иное — тело, и иное — тление. Ни тело не есть тление, ни тление не есть тело. Правда, тело тленно, но не есть тление. Тело смертно, но не есть смерть. Тело было делом Божиим, а тление и смерть введены грехом. Итак, я хочу, говорит он, снять с себя чуждое, не своё. А чуждое — не тело, но приставшие к нему тление и смерть». Весьма показательно, что в своём переводе Библии Общество Сторожевой Башни исказило окончание стиха Рим. 8:23. Вместо «искупления тела нашего» в «Переводе Нового Мира» написано «освобождение от наших тел выкупом». Таким образом, освобождение тела от тления через Искупление заменяется на желание избавиться от тела (желание, характерное более для платоников и гностических сект, чем для христиан).

Как стало ясно из предыдущей главы книги, Организация «Свидетелей Иеговы» понятие «душа» сводит, по сути, к биологической жизни и к «крови». Происходит своеобразное «овеществление» души, сведение этого понятия к чему-то материальному, физическому. Соответственно, в литературе Общества Сторожевой Башни при обзоре разобранного отрывка из Послания к Коринфянам вместо противопоставления души и духа происходит противопоставление материи и духа. В «Переводе Нового Мира», которым пользуются все «Свидетели Иеговы», стих 1Кор. 15:44 переведён следующим образом: «Сеется тело физическое — воскресает тело духовное. Если есть тело физическое, то есть и духовное». Здесь «духовное» они понимают в смысле «как у духа» (например, ангела), то есть преобразование при воскресении мёртвых будет иметь, согласно их учению, радикальный характер. Фактически речь идёт о «совлечении» старого (физического) тела и «облачении» в новое (духовное, нематериальное), что, конечно, крайне противоположно мысли Апостола Павла, подробно изложенной выше. Нелишним будет привести здесь также и филологические аргументы, показывающие ошибочность перевода «Свидетелей Иеговы». Итак, в 1Кор. 15:44 Апостол Павел использует по отношению к телу два прилагательных — «ψυχικον» и «πνευματικον». Ни одно из них ни в коей мере не указывает на «физическое» в нашем смысле слова. Для современников Павла, говорящих на греческом, слово «ψυχη», от которого произошло «ψυχικον», означало душу, но не тело (греч. «σωμα»).

В вопросе, кого же коснётся воскресение мёртвых, «Свидетели Иеговы» верно уловили суть христианского учения: «Иисус сказал, что "все находящиеся в памятных склепах услышат его голос и выйдут" (Иоан. 5:28,29)» (абзац 17). Однако в книге не процитирован 29-ый стих, который гласит: «...и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». Это сделано неслучайно, поскольку в 19-ом абзаце восторженно рассказывается, что после того, как «будет воскресение мёртвых, праведных и неправедных» (Деян. 24:15), воскресшим грешникам будет предоставлен второй шанс стать «друзьями Иеговы»: все их грехи, якобы, аннулируются, а сами они будут жить в земном раю. «Каким же прекрасным будет это время!» — восклицают безымянные авторы. Тот же самый трюк они проделали и со словами Апостола Иоанна «Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр. 20:13), опустив окончание стиха. Слово Божие не упоминает о возможности некоего «второго шанса» для нечестивцев. Напротив, в нём содержатся ясные слова, что каждый воскресший будет судим Богом «по делам его» (Матф. 16:27; Рим. 2:5,6; Откр. 22:12) и получит воздаяние «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор. 5:10), что мёртвые «пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Подобное расхождение учения Общества Сторожевой Башни с Библией объясняется просто. Во-первых, поскольку руководители этой религиозной организации отвергают вечные мучения грешников, то резонно возникает вопрос: зачем Иегове воссоздавать из небытия нечестивцев и тут же их уничтожать? Чтобы обойти эту проблему, «Свидетели Иеговы» выдумали концепцию «второго шанса», в которой неправедные будут судимы только за дела, совершённые после своего воскресения. Эта позиция, конечно, радикально антибиблейская. Во-вторых, сказывается искажение Обществом Сторожевой Башни учения об Искуплении, которое перестаёт быть необходимым и достаточным средством избавления от грехов. В Организации учат, что «люди не будут судимы на основании дел, которые они совершали до смерти... В Библии сказано: "Умерший освобождён от греха" (Римлянам 6:7). Поэтому, те, кто воскреснет, начнут жизнь, образно говоря, с чистого листа» (см. приложение к книге, стр. 214). Такой взгляд делает из каждого человека «сам себе искупителя», который освобождается от всех своих грехов не «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Петр. 1:19), а своей собственной грешной кровью. Христос в этой схеме уходит на второй план. Заблуждение авторов обучающей книги открывается ещё более явно, если не полениться прочитать Рим. 6:1-7. «Мы умерли для греха, — пишет Павел, — как же нам жить в нём?». Речь идёт, разумеется, не о физической смерти людей, а о том, что «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились», то есть христиане «погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни» (стихи 2-4). Таким образом, избавление от греха становится возможным не иначе как через соединение со Спасителем «подобием смерти Его» в таинстве святого Крещения. Да и мог ли Апостол Павел, написавший ранее, что «все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23,24), начать учить чему-то иному, спустя 3 главы?

Обществу Сторожевой Башни никак не удалить из Священного Писания слова о самом страшном грехе — грехе против Духа Святого. Господь предостерегал: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам... ни в сём веке, ни в будущем» (Матф. 12:31,32). Последние слова выбивают всякую почву под ногами сторонников «второго шанса». Авторы выходят из возникшего затруднения ценой вступления в противоречие с прямым учением Христа и своими же словами из соседнего абзаца. Они заявляют: «Означает ли это, что будут воскрешены абсолютно все люди? Нет. В Библии говорится, что некоторые умершие находятся в геенне (Луки 12:5). Геенной называлась мусорная свалка за стенами древнего Иерусалима. В ней сжигали трупы и различный мусор. Туда выбрасывали тела тех, кого иудеи считали недостойными погребения и воскресения. Поэтому геенна — подходящий символ окончательного уничтожения» (абзац 20). Здесь уместно напомнить «Свидетелям Иеговы», что ранее в их книге цитировались слова из Откр. 20:13 — «Отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть, и гадес отдали мёртвых, бывших в них...». Не только «гадес» (т. е. ад) отдал мёртвых, но и смерть вообще. А раз сама смерть вернёт всех, кого поглотила, то как могут при этом какие-то люди не воскреснуть? Совершенно очевидно, что у Общества Сторожевой Башни концы не сходятся с концами даже на соседних страницах одной и той же книги. Ещё одна мысль, на которую можно обратить внимание «Свидетелей Иеговы», находится в письме Павла к Коринфянам: «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор. 15:21,22). Апостол здесь проводит параллель между всеобщностью смерти и общим воскресением — не увидеть этого просто невозможно. Итак, воскрешены будут все, кто умер. Нелишне будет в беседе со «Свидетелями Иеговы» указать и на то обстоятельство, что утверждение, будто кто-то уже сейчас находится в «геенне огненной», основывается на единственной ссылке. Но давайте откроем Лук. 12:5 и внимательно вчитаемся в слова. Иисус не сказал «бойтесь того, кто по убиении ввергает», но «того, кто может ввергнуть». Итак, Бог не сразу по убиении ввергает в геенну, но имеет власть ввергнуть. Поэтому нам нужно быть прилежными в молитвах и благодарить и умилостивлять ими Того, Кто имеет такое могущество, но не пользуется им до времени и долготерпит. Заметим и то, что, по прямому смыслу слов Луки, после «убиения» остаётся ещё нечто такое, что можно ввергнуть в геенну. Более ясно об этом сказано в параллельном месте у Апостола Матфея: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф. 10:28). Смысл этих слов более чем прозрачен: убийцы не могут навредить нематериальной человеческой душе, но своими грехами её можно «погубить» (а не убить!) в геенне огненной. Греческое слово, переведённое как «погубить», образовано от глагола «απολλυμι», формы которого употребляются в Лук. 15:4 и 15:6 (речь идёт о потерянной, но всё ещё живой овце), в Лук. 15:8,9 (описание потерянной, но всё ещё существующей монеты), в Лук. 15:17 и 15:24 (где речь идёт о блудном, но ещё существующем сыне). В Писании есть и другие места, в которых «погибнуть» или «потерять» не подразумевает физическое уничтожение. Доказательство в виде небольшого экскурса в историю тоже на поверку оказывается несостоятельным. Да, «геенной» когда-то называли долину рядом с Иерусалимом, где при царе Ахазе идолопоклонствующие иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха, а позже была устроена городская свалка. Вот только авторы «забыли» упомянуть одну существенную деталь — для уничтожения зловония и предохранения города от заразы, в этой долине постоянно горел огонь. Потому-то это место впоследствии и получило прозвание «геенны огненной», став предметом ужаса и отвращения для израильтян. Поэтому эта долина и сделалась символом вечного мучения, «где червь не умирает и огонь не угасает» (Марк. 9:44). А на роль «подходящего символа окончательного уничтожения» и любая свалка сгодилась бы.

Геенна огненная
«Там будет плач и скрежет зубов...» (Матф. 13:42)

Чтобы помочь «Свидетелям Иеговы» быстрее понять, что наказание нечестивых людей в геенне огненной ещё только предстоит в будущем, можно обратить их внимание на слова Священного Писания. В Библии наказание в вечном огне всегда связывается со Всеобщим Судом в конце времён: «Так будет при кончине века сего: пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 13:40-42); «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 13:49,50); «...тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Матф. 25:41). Проповедуя благочестие, Христос говорил: «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Марк. 9:47). Здесь проводится параллель между «вхождением в Царство Небесное» и «ввержением в геенну»; и, если умерший грешник сразу попадает в гееену, то праведник после смерти должен сразу же оказаться в Царствии Небесном, с чем, конечно же, не согласятся и сами «Свидетели Иеговы».

ВОСКРЕСЕНИЕ К ЖИЗНИ НА НЕБЕ

Итак, когда Господь Иисус Христос придёт во второй раз, умершие всех времён и эпох (как самые жуткие грешники, так и великие праведники) будут воскрешены из мёртвых. Вместе с живущими на тот момент на земле людьми они предстанут перед Ним. Другими словами, всё человечество соберётся на Великий Суд Бога. Христос отделит праведников от грешников, и каждый из них получит подобающее воздаяние. Какая судьба ждёт христиан, видно из слов Апостола Павла: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс. 4:16,17). Поскольку Павел пишет письмо к христианам, то акцентирует внимание на судьбе живущих и умерших «во Христе». Здесь нет противоречия с другими местами Писания. Рассмотрим подробнее: он пишет, что после пришествия на землю Христа «мёртвые во Христе» (т. е. христиане) воскреснут (о прочих не говорится, но из приведённых выше стихов следует, что и остальные люди также оживут); затем они, услышав заветное «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство» (Матф. 25:34), вместе с оставшимися в живых на тот момент христианами будут «восхищены», т. е. взяты от земли. Присоединятся ли к ним ветхозаветные праведники и пророки, такие как Ной, Авраам, Исаак, Иоанн Креститель и прочие? Да, наш Господь сказал однажды: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Матф. 8:11); Имена трёх самых известных патриархов несомненно указывают на праведников, умерших до прихода Христа. Нет причин отказывать таким верным Божьим служителям как Иов, Даниил или Авраам в наследовании Небесного Царства.

Таким будет «воскресение жизни» для миллионов людей, «воскресение праведных» (Лук. 14:14). В книге «Чему на самом деле учит Библия?» в качестве образца этого будущего события приводится Христово Воскресение, что, конечно, справедливо. Как уже говорилось, уже сама возможность грядущего воскресения дарована нам именно как плод Воскресения из мёртвых Господа Иисуса Христа. Но учение Общества Сторожевой Башни о том, что «Иисус ожил как могущественное духовное создание (1 Коринфянам 15:3—6)» (абзац 22), ставит «Свидетелей Иеговы» в непростую ситуацию. С одной стороны, они признают, что «Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших» (1Кор. 15:20), что Он «первенец из мёртвых» (Кол. 1:18, Откр. 1:5). С другой же стороны, о каком «первенстве» вообще может идти речь, если отвергается телесное Воскресение Христа, что разрывает связь Его с всем человеческим родом? Если Спаситель воскрес как дух, а миллионы людей воскреснут телесно (в физических телах), то, выходит, у этой группы иной «первенец из мёртвых»?

Сама теория о воскресении в виде «могущественного духовного создания» подробно была рассмотрена при чтении 4-ой главы, в параграфе «Верный до конца», поэтому нет смысла вновь останавливаться на этом вопросе. Сосредоточимся на учении Общества Сторожевой Башни о наследовании верующими Царства Божьего. В книге «Чему на самом деле учит Библия?» утверждается, что только небольшая группа христиан (144 000) будет удостоена такой награды: «Зная о своём скором возвращении на небо, Иисус сказал верным ученикам, что идёт приготовить им место (Иоанна 14:2). Тех, кто пойдёт на небо, Иисус назвал "малым стадом" (Луки 12:32). Сколько человек входит в эту сравнительно небольшую группу верных христиан? Апостол Иоанн сказал: "Взглянул я, и вот, Агнец [Иисус Христос] стоит на горе Сион и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя его и имя Отца его написано на челах" (Откровение 14:1)» (абзац 23). Если проанализировать этот отрывок, то становится ясно, что перед нами очередная манипуляция с текстами Писания. В Иоан. 14:2 Христос говорит «в доме Отца Моего обителей много», даже и не думая ограничивать их каким-то числом. Более того, ранее Он Сам сказал: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Иоан. 12:26). Уместно спросить «Свидетелей Иеговы», которые с вами проводят «изучение»: А вы служите Иисусу Христу? Где, согласно этому библейскому тексту, окажется подлинный слуга Христа? Содержится ли здесь какое-либо ограничение по числу тех, кто «Мне да последует»? Обратите их внимание на то, что и в стихе Лук. 12:32 нет никаких конкретных цифр или связи с Откр. 14:1. На каком основании мы должны под «малым стадом» подразумевать именно 144 000 людей? Гораздо естественней понимать под этим выражением всех Его последователей вообще, то есть христиан. Когда Христос рассказывал о Царстве Божием, «некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» (Лук. 13:23,24). То есть все верные Богу люди наследуют Царство, а названы они «малым стадом», чтобы показать малое число спасшихся по сравнению с теми, кто идёт в погибель (срав. с Матф. 7:13,14). Спросите «Свидетелей Иеговы», не кажется ли им, что руководители и толкователи из их Организации находят в Библии то, чего там просто не написано?

Само число «144 000» встречается всего в двух местах Библии, но Общество Сторожевой Башни придаёт им очень большое значение, считая их главными основаниями введения своей новой, «классовой» системы. Первое упоминание об этом числе встречается в 7-ой главе Откровения: «И я слышал число запечатлённых: запечатлённых было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7:4). В стихах с 5-го по 8-ой Апостол Иоанн перечисляет количество «запечатлённых» от каждого из колен — 12 000. «Свидетели Иеговы» полагают, что речь идёт о «духовном Израиле», то есть Церкви. Однако факт поимённого перечисления каждого колена указывает на то, что в видении представлены буквальные сыны Израилевы — евреи по плоти. Во-первых, это хорошо согласуется с очевидной параллелью в 9-11 главах Послания к Римлянам, где Апостол Павел описывает обращение израильтян ко Христу в конце времён. Во-вторых, в Писании под «сынами Израилевыми» везде подразумеваются буквальные евреи (Матф. 10:23; 19:28; Лук. 1:16; Деян. 5:21; 7:23,37 и т. д.), в то время как христиане (кстати говоря, все без исключения) называются «детьми (семенем) Авраама» (Рим. 4:11,12; Гал. 3:7,29). В-третьих, выразить мысль, что увиденная Иоанном группа людей есть «духовный Израиль», можно гораздо проще, без долгого и педантичного перечисления всех 12-ти колен, да и само Общество Сторожевой Башни признаёт, что «в отличие от Израиля по плоти, никакого разделения на 12 различных колен в духовном Израиле не было» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 1995 г., стр. 12). Кроме того, толкование Организации «Свидетелей Иеговы» противоречит самому библейскому тексту, где говорится, что запечатлено было по 12 000 человек из каждого колена, то есть вся группа, согласно видению Апостола Иоанна, являются частью «сынов Израилевых». И находится эта группа вовсе не на небе, а на земле: «И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего» (Откр. 7:2,3). Ангел ставит им всем на чело Божью печать, чтобы они, очевидно, не пострадали во время происходящих в мире потрясений и бедствий. Второе упоминание об этом числе находится в 14-ой главе: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах... Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откр. 14:1-3). «Сионом» назывался один из холмов, на которых расположен город Иерусалим. Позднее это название распространилось и на сам город (4Цар. 19:31; Пс. 50:20; Ис. 33:20; Ам. 1:2 и др.). А в Новом Завете о «горе Сион» говорится уже в связи с Небесным Иерусалимом (Евр. 12:22), который в видениях Апостола Иоанна нисходит с неба (Откр. 3:12; 21:10) и является символом царства святых, Царства Небесного. Таким образом, в Откр. 14:1-3 Агнец и 144 000 верных Ему людей изображены пребывающими на небесах, но из текста вовсе не следует, что эта честь принадлежит только им. Напротив, перед небесным престолом находятся ещё и «старцы», с неба Апостолу Иоанну слышны голоса «гуслистов».

Впрочем, главная ошибка Общества Сторожевой Башни заключается в неверной интерпретации другого места Откровения: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр. 7:9). Именно этот стих Писания, как считается в Организации «Свидетелей Иеговы», позволяет разделить верующих на две категории — «небесный» и «земной» классы. «Члены "великого множества людей" отличаются от 144 000 членов духовного Израиля, которые упоминаются раньше в той же самой главе Откровения, — говорится в одном из учебников, выпущенных Обществом. — Иоанн видел это "великое множество людей" в своём видении не на небе» (книга "Объединены в поклонении единому истинному Богу", стр. 104). Отчасти с этим можно согласиться, отличие между ними есть: если 144 000 набраны из одного народа (израильтян), то великое множество — «из всех племён и колен, и народов и языков» (обратите внимание на ещё один парадокс толкования «Свидетелей Иеговы» — у них обе группы почему-то состоят из людей разных народов!). Есть отличие и в их «местонахождении», если так можно выразиться, да только с точностью до наоборот, чем это излагается в публикациях Общества. Рассмотрим внимательно текст, касающийся «великого множества». Те, кто в него входит, показаны Иоанну стоящими «в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих». О том, что это означает, говорится в следующих стихах: «Один из старцев спросил меня: сии облечённые в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:13,14). Обратимся к предыдущей главе Откровения, поскольку именно там описывается начало глобального катаклизма — «великой скорби». И там же мы видим тех, кто одет в белые одежды. Это «души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9). Иными словами, это убитые и ещё не воскресшие христиане. «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились ещё на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6:11). Стоит заметить, что в оригинальном греческом тексте нет слова «число», поэтому более правильным по смыслу будет перевод такого типа: «пока не пополнятся ‘их ряды’ соработниками и братьями их, которые будут убиты, как и они» (перевод Нового Завета под ред. М. Кулакова). Таким образом, «великое множество», облачённое в белые одежды, которое показано Иоанну в 7-ой главе, как раз и является тем самым «пополнением». Это души мучеников, пострадавших за Христа, из всех народов земли. И Священное Писание вовсе не обещает им какого-то бананового земного «рая» — они предстоят пред престолом Божиим и служат день и ночь в Его храме (Откр. 7:15). И то, и другое в видении Иоанна находится на небе (Откр. 4:2; 11:19). Конечно, Общество Сторожевой Башни не может с этим согласиться: «То, что оно „стоит пред престолом“ (по-гречески: энопион ту трону в поле видимости престола), не требует от него пребывания на небе. Оно просто стоит "в поле видимости" или в поле зрения Бога, Который говорит нам, что Он видит с неба сынов человеческих (Откр. 7:9; Пс. 10:4; сравни Псалом 99:1, 2, также Луки 1:74, 75 и Деяния 10:33, Kingdom Interlinear)» (книга "Объединены в поклонении единому истинному Богу", стр. 104). В греческом тексте Нового Завета слово «перед» (греч. «ενωπιον») действительно используется в выражениях, имеющих широкий спектр значений (в том числе и «пред Богом» на земле — в духовном смысле, как например в упомянутых Лук. 1:75 и Деян. 10:33). Однако нас ведь интересует не значение предлога «перед», а значение выражения «перед престолом». В книге Откровение оно всегда указывает на буквальное присутствие рядом (Откр. 1:4; 4:5,6,10; 7:9,11,15; 8:3; 14:3,5). Кроме того, святой Иоанн Богослов в 7-ой главе описывает сцену, в которой всё действие происходит вокруг престола: «великое множество» в белых одеждах стоит перед престолом, который, в свою очередь, окружён Ангелами, старцами и четырьмя животными (Откр. 7:11). Отсюда очевидно, что слово «ενωπιον» следует понимать одинаково по отношению ко всем этим действующим лицам, то есть в самом буквальном смысле. Следовательно, «великое множество» в видении Иоанна находится на небесах.

Итак, ни один из библейских стихов при тщательном, вдумчивом рассмотрении не даёт основания для создания теории о существовании двух классов спасённых в конце времён людей, принадлежность к которым определяется, вдобавок, такой внеморальной причиной, как время рождения (до недавнего времени считалось, что войти в число 144 000 могут только те, кто присоединился к Организации до 1935 г. Хотя сейчас это условие постепенно пересматривается). «Свидетели Иеговы» изо всех сил стараются доказать, что в книге Откровение описаны две разные группы, но почему из этого должно непременно вытекать различие в их награде от Бога — совершенно непонятно. Задолго до видения Апостола Иоанна Иисус Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня... и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Иоан. 10:16). Нетрудно заметить, что Он обращается к евреям, «овцам сего двора», «погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:6). Поэтому «другие овцы» — это, несомненно, люди из других народов и племён (см. Деян. 11:1-18). При этом Господь утверждает, что и те, и другие станут одним стадом, у которого один (а не 144 000) Пастырь. Именно так этот текст всегда понимали христиане с давних времён. Общество Сторожевой Башни заявляет прямо противоположное: оказывается, будет два «стада» — одно на земле, забавляясь с ручными тиграми и львами, а второе — на небесах, управляя первым. О том, какие последствия влечёт за собой это классовое разграничение христиан, подробно будет сказано при изучении следующей главы книги.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0