Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 17: «Приближайся к Богу в молитве»

Если вы помните, то в самой первой главе, когда речь зашла о «приближении к Иегове», мы слегка затронули тему о молитве, обратив внимание на то, что авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» ни словом о ней не обмолвились. Не считая эпизодических упоминаний в отдельных главах о необходимости молитвенного общения с Богом, Общество Сторожевой Башни подробно обсуждает эту тему лишь здесь, почти в самом конце книги. В Библии всем верным христианам прямо указывается — «непрестанно молитесь», «будьте постоянны в молитве» (1Фесс. 5:17; Кол. 4:2). Задача правильного построения духовной жизни подразумевает, что христианин стремится в течение всего дня не забывать о Боге, в том числе и не забывать молитвенно. В идеале, вся жизнь наша должна быть пронизана молитвой. В литературе Организации «Свидетелей Иеговы» такого акцента мы не найдём. Вместо библейского призыва «непрестанно молитесь» Общество Сторожевой Башни выдвигает свой собственный лозунг — «непрестанно проповедуйте». И если Христос говорил «Дом Мой домом молитвы наречётся» (Матф. 21:13), то у «Свидетелей Иеговы» вместо этого существуют «залы Царства», куда приходят не молиться, а получать наставление от «верного и благоразумного раба» через публикации Организации.

Да, молитве у «Свидетелей Иеговы» отводится крайне скромное место. На еженедельных религиозных встречах в «залах Царства» молитвенные обращения к Богу звучат лишь дважды — в начале и в конце встречи. Даже если к разновидности молитвы отнести исполнение специальных хвалебных песен, то всё равно их суммарная продолжительность едва ли превысит 10-15 минут против 1,5-2 часов общего времени встречи. Религиозные мероприятия «Свидетелей Иеговы» напоминают не богослужения, не молитвенные собрания в общепринятом понимании, а, скорее, лекции или занятия (кстати, одна из еженедельных встреч называется «школой теократического служения»), во время которых зачитываются специальные «доклады», проводится изучение статей журнала «Сторожевая Башня». Если обычный христианин, приходя в храм, может неоднократно самостоятельно молиться, как в слух (на общей молитве), так и про себя (например, возле иконы), то на встречах «Свидетелей Иеговы» такое просто невозможно. У них вслух молятся только «ответственные братья», которые, как правило, при этом лишь просят Бога благословить предстоящее изучение публикаций Общества Сторожевой Башни и благодарят Его за «верного и благоразумного раба» (т. е. Руководящий Совет «Свидетелей Иеговы»). Остальные же только молча слушают и лишь в конце произносят хором слово «аминь», как бы соглашаясь с произнесённой «ответственным братом» молитвой, похожей более на вступительную и завершающую речь встречи, чем на подлинное общение с Господом. Существует практика, согласно которой «Свидетель Иеговы» уже после слова «аминь» мысленно добавляет ещё несколько личных просьб (например, о здравии отсутствующего на встрече единоверца или помощи в тяжёлом жизненном испытании), однако подобная «надставка», во-первых, смотрится неестественно в общей структуре молитвы, а во-вторых, не может быть достаточно обстоятельной, поскольку все собравшиеся уже усаживаются к тому моменту на места и приступают к изучению «Сторожевой Башни».

ПОЧЕМУ НУЖНО МОЛИТЬСЯ ИЕГОВЕ?

Зачем обращаться в молитве к Тому, Кто «больше сердца нашего и знает всё» (1Иоан. 3:20)? В 3-ем и 4-ом абзацах авторы отвечают на этот вопрос. По их словам, главной причиной является то, что «Иегова сам приглашает нас...», а точнее, «Его Слово призывает» нас к этому. Короче говоря, потому что в Библии так написано. Написано «молитесь», значит христианам следует молиться. Это довольно странный ответ, ведь он неизбежно вызывает логичный вопрос: «а почему в Библии так написано?» Вряд ли «Свидетелей Иеговы» обрадует перспектива приписать Священному Писанию бессмысленные указания. В качестве второй причины авторы указывают роль личной молитвы в укреплении «дружбы с Иеговой»: «Молитва даёт возможность поделиться с нашим небесным Отцом своими сокровенными мыслями и чувствами. Она помогает нам приближаться к Иегове». Это справедливо. Но чем человек становится ближе к Богу, чем больше становится света в его душе, тем острее он чувствует собственную греховность. Он ощущает в себе сильное сердечное желание принести Господу покаяние. Однако ни «покаяние», ни «раскаяние» во всей главе авторами даже и не упоминаются. Странное какое-то «приближение к Иегове» — без покаяния. Приближение ли?

К сожалению, ничего не сказано и о том, что христиане призваны молиться не только о себе и за себя, но и за других людей: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:44); «Молитесь друг за друга» (Иак. 5:16); «Молитесь за нас, братия...» (2Фесс. 3:1). Молитва за ближних (особенно находящихся в болезни, скорби, бедствии), за обижающих нас — это действие высочайшей, искренней, милосердной и жертвенной любви. И каждый раз, вознося искренние просьбы к Богу о других, мы учимся этой любви и жертве. Надо сказать, что в Организации «Свидетелей Иеговы» эта практика совсем не порицается, и тем удивительнее отсутствие упоминания любви в скудном перечне причин, побуждающих к молитве. Неужели лишний абзац, посвящённый этим вещам, помешал бы? Конечно, это не катастрофично, хотя и довольно показательно. И несколько настораживает...

ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ

Мысль, которую попытались выразить в этой части главы авторы книги Общества Сторожевой Башни, хорошо знакома и понятна православному сознанию. «Всегда необходимо помнить, что нам нужно не только просто молиться, но молиться так, чтобы быть услышанным», — говорил святитель Иоанн Златоуст. В 5-ом абзаце главы весьма правильно отмечается, что «поведение некоторых людей вынуждает Бога не слушать их, когда они молятся». Но не только поступки молящегося имеют значение — важны также и цели молитвы. Господь не слышит нас в тех случаях, когда мы просим у Него что-либо неразумное и даже вредное. Однажды Апостолы Иаков и Иоанн попросили Его низвести огонь с неба на селение, которое не захотело принять их на ночлег. Но Господь укорил их, сказав: «Не знаете, какого вы духа» (Лук. 9:51-55). И по сей день мы, христиане, иногда забываем, в каком времени живём и каким Духом движимы.

В 7-ом абзаце авторы обращают внимание на смирение, необходимое молящемуся: «С каким же почтением тогда мы должны обращаться к Иегове! (Псалом 138:6). Ведь он "Всемогущий Бог" (Бытие 17:1). Когда мы молимся, важно смиренно осознавать, какое положение мы занимаем перед ним» (абзац 7). На практике же подобное «смирение» означает отказ от общения с Богом как с настоящим Отцом. Один «Свидетель Иеговы» на своей интернет-странице даже прямо написал: «Бог — это не ваш личный папа, это Бог, Всемогущий, создатель всего. Это не совсем одно и то же». В 4-ой главе разбираемого пособия в сноске говорилось: «Иегова назван Отцом, поскольку он Создатель». То есть, с точки зрения Общества Сторожевой Башни, «отцовство» Иеговы по отношению к нам не отличается качественно от «отцовства» по отношению к нашей планете, растениям, животным и т. д. И хотя «Свидетели Иеговы», в целом, ставят человека выше прочих творений, но, несмотря на это, дистанция между человеком и Богом в их религии несоизмеримо больше, да и качество отношений принципиально иное, чем в христианстве. В Библии к христианам обращены слова: «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче!» (Рим. 8:15). «Авва» — это арамейско-сирийское слово, означающее «отец»; причём древнехристианские авторы, родившиеся и выросшие в Сирии (Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуестийский, Феодорита Кирский), где обращение «авва» сохранялось в быту, в толкованиях на это место Библии подчёркивали несомненный «семейный» оттенок в значении этого слова. «Авва» использовалось при обращении детей к своему земному отцу, вот и христиане, по слову Апостола, должны обращаться к Богу также. Но «Свидетелям Иеговы», видимо, непонятна эта главная весть Евангелия — что Христос «верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Иоан. 1:12). Они не могут вместить, что некогда недостижимый и внушающий трепет и благоговение Создатель отныне как раз «наш папа»; христиане не в каком-то метафорическом, а в самом буквальном смысле обретают усыновление от Бога через соединение с Единородным Его Сыном, ставшим человеком, а «посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7). И это совсем не мешает христианам проявлять искреннее почтение к Своему Небесному Отцу и глубокое смирение перед Ним; наоборот, это обстоятельство помогает осознать степень своего несовершенства и стимулирует к постоянной борьбе с грехом ради соответствия тому высокому званию, к которому они призваны. «Свидетелей Иеговы» такая близость к своему Творцу, мягко говоря, пугает; им гораздо милее ветхозаветный взгляд на положение человека пред Богом. «Иегова, ты — наш Отец, — восклицают они, цитируя древнего пророка Исайю. — Мы — глина, а ты — наш Гончар, и все мы — дело твоей руки» (Ис. 64:8, ПНМ). Откуда у «Свидетелей Иеговы» такая приверженность строкам Ветхого Завета, затмевающая собой даже приход в мир Спасителя и Евангелие? Здесь становятся очевидны черты пренебрежения человеческой природой, подсознательное ощущение её ничтожности, вытекающие из антропологических предпосылок Общества Сторожевой Башни. Догматика Организации рисует человека, как существо, в котором нет ничего достойного Бога, природа его мало чем отличается от природы животного: всё, что есть в нём, это живая плоть, «70 килограммов кровавой глины» (по выражению преп. Иустина (Поповича)). Конечно, Господь не может породниться со столь недостойным сосудом: даже т. наз. «помазанники», к которым «Свидетели Иеговы» и относят все места Священного Писания об усыновлении Богу, должны освободиться от своих физических тел и стать «духовными существами».

Очень часто католики и православные слышат от «Свидетелей Иеговы» такой упрёк: что вы, мол, молитесь по книжке (молитвеннику), а не «своими словами». Вот и здесь авторы подчёркивают, что необходимо «молиться искренне, от сердца, избегая повторения одних и тех же фраз и заученных молитв». Надо признать, «от сердца» выходит довольно коряво, что особенно заметно во время религиозных встреч «Свидетелей Иеговы». И это понятно — не каждому дано складно говорить, далеко не всякий умеет виртуозно импровизировать. Да и возможно ли еженедельно, месяц за месяцем, из года в год оставаться оригинальным, интересным, свежим? Здесь рано или поздно то, что мы говорим «своими словами», отольётся в определённого рода «формулы», «штампы»: «Отец наш Небесный, Иегова Бог! Мы очень рады собраться сегодня здесь, в этом прекрасном зале, для поклонения Тебе, наш дорогой Отец... Мы обращаемся к Тебе в молитве, чтобы выразить Тебе нашу любовь и благодарность за то, что Ты нас всегда поддерживаешь. Наши сердца переполняются от того, что мы осознаём и понимаем, как Ты нас любишь и заботишься, чтобы у нас в этом мире всё получалось соответствующим образом...» Только эти «формулы» будут не столь глубоки и не так правильны, как те, что прошли проверку временем и опытом Церкви. Православный христианин знает церковную службу наперёд, ему известно, что в следующую минуту произнесёт священник, что пропоёт хор, и потому он может внутренне соучаствовать в этом молитвенном обращении к Богу. Его роль в молитве — активная, деятельная. «Свидетель Иеговы» же, напротив, понятия не имеет, какая мысль придёт в голову молящемуся «отвественному брату», поэтому его роль пассивна; он вынужден лишь стоять и безучастно слушать: «Дорогой Отец, Иегова! Пожалуйста, расположи наши сердца, чтобы мы были очень внимательны ко всей программе, которую ты для нас приготовил через Своего "верного и благоразумного раба"... чтобы мы максимально, насколько возможно, применяли в своей жизни услышанное на этой встрече». На лице «ответственного брата» видна усиленная работа мысли. Но он ведь думает не о Боге, а о том, как бы получше сказать «про Бога». Он думает не столько о духовных нуждах собравшихся, сколько о том, как бы поэффектнее высказаться в присутствии своих собратьев. Ему некогда по-настоящему молиться — он «творит», он мучительно рождает экспромт: «Позволь нам в эти последние дни злой системы вещей сохранять положительный настрой... э-э-э... мы просим: благословляй нас и дальше, чтобы мы могли и дальше верно Тебе служить и радовать. Дай нам, пожалуйста, сил и Твоего Святого Духа, чтобы Твоя... сила... э-э-э... чтобы она побуждала нас... правильным образом использовать Твоё слово, чтобы люди могли откликаться на эту Благую Весть. А за всё, дорогой Отец, мы просим принять слова благодарности, и прими нашу молитву во имя Иисуса Христа. Аминь». Плюсы молитвенника очевидны: содержащиеся в нём молитвословия восходят к эпохе святых отцов древней Церкви (их составляли такие выдающиеся мужи веры, как преподобные Антоний Великий и Макарий Великий, святители Иоанн Златоуст и Василий Великий), в них нет ничего лишнего, неуместного, что создаёт некий правильный ориентир. Посредством готовых молитв, переданных нам и Господом Иисусом Христом, и святыми отцами, мы учимся разговаривать с Богом, мы настраиваем инструмент своей души на очень высокий молитвенный лад. Если, произнося «чужие слова», слова святых, мы пытаемся по-настоящему глубоко их в своё сердце принять, прочувствовать, пропустить через себя, прожить, то они делаются уже нашими словами. Это очень непросто, проходят, порой, многие годы, прежде чем простое «помилуй меня, Боже!» начинает звучать похоже на то, как это говорил когда-то царь Давид. И надо дорасти до тех слов, которыми молились Василий Великий или Иоанн Златоуст. Это, однако, не означает, что нельзя молиться «своими словами». Одно не исключает другого. Более того, и молитвословия, составленные святыми, могут претворяться в свои собственные: «...Навыкнувши умом и сердцем обращаться к Богу с стороннею помощью, надо делать опыты возношения к Нему – и своего собственного, доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедывала, что есть в ней и чего желательно ей» (преп. Феофан Затворник, «Четыре слова о молитве. Слово второе»).

ЧТО ЕЩЁ НУЖНО ЗНАТЬ О МОЛИТВЕ

«Свидетели Иеговы» утверждают, что молитва должна приноситься только Богу-Отцу. Такая позиция неудивительна ввиду их категорического отвержения Божьего Триединства. «Кому мы должны молиться? — спрашивается в 9-ом абзаце главы. — Иисус учил своих последователей молиться "Отцу на небесах" (Матфея 6:9). Поэтому обращаться в молитве мы должны только к Иегове Богу». Попробуем разобраться в этом вопросе чуть глубже, чем предлагают это сделать авторы книги Общества Сторожевой Башни. Действительно ли слова «Небесный Отец» могут быть отнесены исключительно к одной из трёх ипостасей Пресвятой Троицы? Удивительно, но в собственной литературе Организации «Свидетелей Иеговы» содержатся доказательства обратного! Например, в их главном вероучительном журнале «Сторожевая Башня» прямо говорится: «Пожертвовав своей совершенной жизнью, Иисус выкупил всех людей, происшедших от Адама и проданных им греху, чтобы они могли стать Его семьёй и называть Его "Вечным Отцом" (Исаия 9:6, 7, СоП)» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 марта 2000 г., стр. 4). Это ветхозаветное пророчество исполнилось на Иисусе Христе, о чём свидетельствует Апостол Иоанн: «Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его. Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него» (1Иоан. 2:28,29). Следовательно, в самой Библии мы видим, как Сын выступает в качестве «Отца». Но это ещё не всё; третье Лицо Божественной Троицы — Дух Святой — также может быть названо в некотором смысле «Отцом» для христиан, поскольку Спаситель учил: «....если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан. 3:5). Итак, из слов Писания следует, что молитвенное обращение «Отец наш Небесный» может относиться к Триединому Богу — Отцу, Сыну и Святому Духу. «Свидетелям Иеговы» можно задать такой вопрос: говорил ли когда-нибудь Христос, что молиться следует только Его Отцу? Даже более конкретно: запрещал ли Иисус молиться Себе? Если опираться на Библию, а не на журнал «Сторожевая Башня», то на оба вопроса «Свидетелям Иеговы» следует ответить отрицательно. В то же самое время, легко показать, что молитва Сыну Божьему нисколько не противоречит Священному Писанию. Но для начала попробуем просто поставить себя на место учеников Христа. Несколько лет они тесно общались с Ним: о чём-то просили, за что-то благодарили. Но после Его славного Вознесения на небеса они вдруг, согласно учению Общества Сторожевой Башни, должны были прекратить с Ним всякое общение. Всё, «время истекло», отныне Он, по логике «Свидетелей Иеговы», для людей становится совершенно недоступным! Да, более жестокого приговора для учеников Христа сложно придумать. Но вернёмся к Священному Писанию. Если бы Общество Сторожевой Башни было бы право, то в текстах Нового Завета не было бы никаких свидетельств о молитве к Иисусу Христу. Однако в знаменитой Нагорной Проповеди, кроме прочего, содержатся и такие слова Спасителя: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7:21). В этих словах ясно видна возможность обращения непосредственно к Иисусу Христу, которая никуда не исчезнет после завершения Его земной миссии, но сохранится вплоть до дня Второго Пришествия.

Папирус Р66
Фрагмент папируса Р66, содержащий Иоан. 14:14
(выделены слова «попросите Меня» и «имя Моё»)

Молиться Себе Сын Божий побуждал учеников и накануне Своего крестного страдания: «Если о чём попросите Меня во имя Моё, Я сотворю». Так звучит стих Иоан. 14:14 в переводе Библии под редакцией епископа Кассиана (Безобразова). Но во многих переводах (в том числе и в «Переводе Нового Мира», выпущенном Обществом Сторожевой Башни) местоимения «Меня» в этом месте нет. Это связано с тем, что оно отсутствует в некоторых греческих рукописях Нового Завета (в Александрийском и Вольфенбюттельском-В кодексах — V в.), зато присутствует в других (Синайском, Ватиканском, Вашингтонском кодексах — IV в.). На фото справа представлен фрагмент папируса Бодмера II (Р66), найденного в Египте в 1952 г. (на сегодняшний день это самая ранняя копия Евангелия от Иоанна на папирусе — датируется примерно 200 г. н. э.): на нём отчётливо читается «αιτησηται μαι», что является искажённым «αιτησητε με», «попросите Меня» (см. Chrys C. Caragounis, "Development of Greek and the New Testament: Morphology, Syntax, Phonology, and Textual Transmission"). Таким образом, самые ранние рукописи говорят в пользу наличия местоимения «με» в оригинальном греческом тексте. И в Библии содержится немало свидетельств того, что первые христиане действительно обращались в молитве к Иисусу Христу. Например, в 7-й главе книги Деяний святых Апостолов повествуется о казни архидиакона Стефана следующим образом: «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: "Господи Иисусе! Прими дух мой". И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: "Господи! не вмени им греха сего!"» (Деян. 7:59,60). Комментируя это крайне неудобное для своей теологии место, Общество Сторожевой Башни в разделе «Вопросы читателей» пишет: «...В разных переводах Библии в этом стихе говорится, что Стефан "молился" Иисусу. В сноске в "Священном Писании — Переводе нового мира с примечаниями" (англ.) указано, что это слово может быть переведено как "заклинать, молить"... В "Толковом словаре слов Ветхого и Нового Завета Вайна" объясняется, что греческое слово эпикалео в данном контексте означает: "призывать, заклинать... взывать к тому, кто имеет власть". Апостол Павел использовал этот же глагол, когда объявил: "Взываю к кесарю!" (Деяния 25:11). Поэтому в переводе В. Н. Кузнецовой говорится, что Стефан "взывал" к Иисусу» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 января 2005 г., стр. 31). Общество Сторожевой Башни хочет создать впечатление, что Стефан просто «взывал» к Иисусу в том же смысле, что и Апостол Павел, когда «взывал» к кесарю. Однако, контекст указывает именно на религиозное значение обращения первомученика, поскольку в Библии человеческий дух (т. е. бессмертную душу) принимает всегда именно Бог (Пс. 30:6; Еккл. 12:7; Лук. 23:46). Для человека незашоренного толкованиями Общества Сторожевой Башни совершенно очевидно, что Стефан молился Иисусу как Богу и, в отличие от «Свидетелей Иеговы», не видел в этом ничего крамольного. Интересно, что, комментируя второй возглас мученика, в другой своей публикации Общество Сторожевой Башни пишет: «Затем Стефан громко помолился Богу: "Иегова, не вмени им в вину этот грех". Сказав это, он уснул смертным сном (Деян. 7:59, 60)» (книга "Основательно свидетельствуем о Царстве Бога", стр. 51). Но в древних рукописях и в 59-ом, и в 60-ом стихах стоит слово «Κυριε» («Господи!»), и обращение идёт явно к одному и тому же лицу. Парадокс: во втором случае «Свидетели Иеговы» прекрасно видят молитву, а в первом — в упор не замечают! Да, похоже, что своим переводом и «объяснением» руководители Общества Сторожевой Башни явно перемудрили самих себя. Но главным аргументом у «Свидетелей Иеговы» является то, что Стефан видел Иисуса, а потому и его воззвание не должно считаться обыкновенной молитвой: «Согласно Деяниям 7:55, 56, Стефан, "исполненный святого духа, взглянул на небо, и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога". В обычных обстоятельствах Стефан обращался к Иегове во имя Иисуса Христа. Но видя воскресшего Иисуса в видении, Стефан, очевидно, посчитал возможным обратиться прямо к Иисусу и сказал: "Господь Иисус, прими дух мой"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 января 2005 г., стр. 31). Однако в 58-ом стихе мы читаем: «...и выведя за город, стали побивать его камнями». Таким образом, «Иисуса, стоящего одесную Бога» первомученик Стефан видел в Иерусалиме, сцена же молитвы происходила уже за пределами города, спустя какое-то время. Общество Сторожевой Башни не приводит никаких доказательств, что видение продолжалось всё время, пока разъярённые иудеи тащили Стефана за город и избивали его. В библейском тексте нет указаний на это, а следовательно, смешение этих двух сцен в одну является лишь беспочвенной интерпретацией авторов журнальной статьи. Ещё одно яркое свидетельство практики молитв, обращённых ко Христу, находим в послании Апостола Павла к коринфским христианам: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи". И потому я гораздо охотнее буду хвалится своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2Кор. 12:8,9). Вероятно, «Свидетелям Иеговы» будет нелегко сразу увидеть здесь молитву к Спасителю, поэтому уместно было бы предложить им прочитать приведённое место Священного Писания ещё раз, но в обратном порядке, обращая внимание на цепочку: «сила Христова» — «Господь сказал мне: сила Моя» — «трижды молил я Господа». Другое апостольское указание на обращение в молитве к Самому Христу содержится в письме Апостола Иоанна: «Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную. И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всём, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1Иоан. 5:14,15). В «Переводе Нового Мира» вместо слов «к Нему» (т. е., согласно контексту, к Сыну Божьему) поставлено словосочетание «обращаемся к Богу», но это не соответствует греческому тексту.

В заключение стоит сказать пару слов и по поводу внешней формы молитвы. В практике Древней Церкви использовались разные позы, жесты и положения тела. Христиане молились и стоя (иногда с воздетыми к небу руками), и на коленях, и даже лёжа на полу с распростёртыми руками. Выражением чувств кающегося человека всегда служили поклоны — «земные» (когда человек становится на колени и касается головой земли) и «поясные» (когда человек наклоняется так, чтобы голова была на уровне пояса). Из всего многообразия традиционных положений тела во время молитвы в современной практике осталось несколько — это, прежде всего, молитва стоя и молитва на коленях, сопровождаемые поклонами и осенением себя крестным знамением (жест, при котором человек как бы изображает на себе крест движением руки). Авторы из Общества Сторожевой Башни также выступают за разнообразие в формах молитвенного обращения к Богу. В 10-ом абзаце главы они пишут: «Должны ли мы молиться в какой-то определённой позе? Нет. Иегова не требует этого от нас. Из Библии видно, что молиться можно в разных положениях: сидя, стоя, склонив голову или встав на колени». Однако на практике в общинах «Свидетелей Иеговы» царит удивительная бедность и однообразие молитвенных поз. В этом отношении очень показательно изображение на стр. 171 книги Общества Сторожевой Башни. На нём запечатлена молитва «Свидетелей Иеговы» в типичном для них положении: глаза закрыты, руки сложены перед собой, голова слегка наклонена вперёд. Едва ли вы увидите их стоящими на коленях или с поднятыми руками, да и почтительные поклоны при обращении к Всевышнему почему-то в их религиозной организации считаются излишними, поэтому, молясь, они остаются почти статичными, лишь изредка неуклюже переминаяясь с ноги на ногу. «Свидетели Иеговы» совершенно не замечают, что, отказавшись от красивых и полных глубокого символизма церковных обрядов, они просто-напросто установили некий новый обряд — бедный, сухой, прозаичный, за пределы которого им страшно выйти.

КАК БОГ ОТВЕЧАЕТ НА МОЛИТВЫ

Итак, что же можно сказать относительно учения Общества Сторожевой Башни о молитве? Авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» о многих аспектах пишут правильно. Взять хотя бы, к примеру, заключительный раздел главы — как Бог отвечает на молитвы. Или рассуждения о самой необходимости молитвы как средства приближения к Господу. Всё это не вызывает никаких возражений. Однако, вместе с тем, некоторые идеи и их реализация «Свидетелями Иеговы» не могут не беспокоить. Прежде всего, это явное пренебрежение к «драгоценному дару молитвы». Сколько времени отводит рядовой «Свидетель Иеговы» на походы по чужим квартирам с рекламой своей Организации? Сколько времени у него уходит на чтение разнообразной литературы, выпускаемой Обществом Сторожевой Башни? И сколько всего времени занимают у него ежедневные молитвы? Разница внушительная.

Тревогу вызывает и то обстоятельство, что в Организации «Свидетелей Иеговы» религиозные потребности почти целиком сведены к участию в чтении и обсуждении тех или иных публикаций Общества Сторожевой Башни. Ни одному члену этой организации, даже и не придёт в голову, что на «встречу собрания» можно прийти ради молитвы, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Ним, ощутить Его присутствие. «А зачем? — удивится «Свидетель Иеговы». — Помолиться можно и дома, а в зал Царства мы приходим, чтобы учиться у Иеговы, изучая слово Божье, и для взаимного ободрения». Но изучать литературу Общества Сторожевой Башни тоже можно у себя дома, а послушать «библейский доклад» — через Интернет. И для «ободрения соверующих» необязательно идти в специальный «зал Царства»: можно просто прийти к ним в гости, созвониться или поехать вместе на пикник. Инстинктивно «Свидетели Иеговы» чувствуют, что собираться вместе необходимо, но «зачем» и «почему» они объяснить толком не могут. «Для поклонения...» — услужливо подсказывает очередная книга Общества Сторожевой Башни. Какое странное «поклонение» — сидеть 2 часа, глядя в уже прочитанную накануне публикацию или выслушивая речь очередного докладчика! Сердцевиной встреч первых христиан всегда была Литургия и молитва: «Все они единодушно пребывали в молитве и молении...» (Деян. 1:14); «Они постоянно пребывали в... преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:42); «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба...» (Деян. 20:7). У «Свидетелей Иеговы» нет первого и большие проблемы со вторым, поэтому «поклонение» и сводится к штудированию бесконечных журналов и «пособий». Неслучайно их религиозные собрания напоминают скорее клуб по интересам, чем подлинное богослужение — благоговейное предстояние пред Лицом Божиим.

Изучение "Сторожевой Башни"
Религиозные встречи СИ напоминают
больше клуб по интересам,
чем подлинное богослужение

Но самое страшное следствие учения Общества Сторожевой Башни — это запрет молитвенного обращения к Спасителю. Ранее, с помощью Библии мы увидели, что ученики Христа нисколько не считали предосудительным молиться Ему. Однако «Свидетели Иеговы» боятся это делать, они боятся, что Иегова-Отец, в таком случае, совсем отвернётся от них. Это довольно странно для религиозной организации, которая заявляет о том, что соответствует во всём первым христианам. Следует признать суровую правду: руководители «Свидетелей Иеговы» уводят людей от Христа, Которого признают всего лишь Ангелом, недостойным Божьей сущности, а значит и полноценного внимания. Но может ли спастись человек, который не молится Сыну Божьему, но только Богу Отцу? Сам Христос ясно об этом говорил: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн. 14:6). И Апостолы Его совершенно правильно поняли: «Мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа» (1Иоанн. 2:1), «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5), «Сей, как пребывающий вечно... может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:24,25). Комментируя эти библейские стихи, Общество Сторожевой Башни пишет: «Однако это вовсе не означает, что мы должны молиться Иисусу и что он передаёт наши молитвы Богу» (журнал "Пробудитесь" за ноябрь 2010 г., стр. 21). Почему же «не означает»? Никакого обоснования не приводится — так решил Руководящий Совет «Свидетелей Иеговы», всё, баста! Но ходатай (или посредник) это тот, кто имеет непосредственное общение с обеими сторонами. Если вы, допустим, что-то продаёте через посредника, то не отдаёте товар сразу конечному покупателю, говоря, что сделка происходит через чьё-либо посредничество. Нет, вы передаёте свой товар именно посреднику, и посредник вам взамен отдаёт плату. Нет посредника, значит нет и сделки. Но «Свидетели Иеговы», применяя это слово к Иисусу, прибегают к элементарному искажению смысла. Они в конце своих молитв обязательно говорят «...и прими молитву во имя Сына Твоего Иисуса Христа», искренне полагая, что этой косвенной ссылкой они «признают роль Иисуса как посредника». Но это не более чем искреннее заблуждение: подобные молитвенные присказки не имеют отношения к реальному посредничеству. Недостаточно просто осознавать, что есть такая-то Личность, наш Ходатай, и ничего не делать в этом отношении. Как любят повторять сами «Свидетели Иеговы», «вера без дел мертва» (Иак. 2:20). Она просто обязана выражаться в молитве, в личном обращении с призыванием имени Господа Иисуса Христа (1Кор. 1:1,2; Деян. 9:13,14). Сын Божий — не сторонний наблюдатель, а наш активный Посредник. Если Он деятельно не участвует в нашей христианской жизни, то с нами нет Бога.

Прийти к Богу, минуя Иисуса Христа, хотят многие: и иудеи, и мусульмане, и буддисты, и другие религии и философские течения. Им всем не нужен Иисус. И Обществу Сторожевой Башни Он тоже, в общем-то, не нужен — в своей литературе оно не побуждает «Свидетелей Иеговы» искать личных взаимоотношений со Спасителем, общаться с Ним. Здесь виден весь трагизм и бессмысленность положения тех, кто позиционирует себя как «единственные истинные христиане». В общинах «Свидетелей Иеговы» создаётся лишь иллюзия того, что члены этой религиозной организации вступили в полноценные взаимоотношения с Богом. Но иллюзии рано или поздно кончаются, оставляя после себя лишь горечь обиды за долгие годы обмана.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0