Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 13: «Правильное отношение к дару жизни»
Маршалл Эпплуайт
Отказ подчиняться указаниям
Эпплуайт называл «суицидом»

В 1997 г. недалеко от Сан-Диего, в Калифорнии, 39 последователей религиозного движения «Врата рая» покончили жизнь самоубийством, убеждённые в том, что таким образом они «эвакуируются» на космический корабль, приближающийся к Земле вместе с кометой Хейла-Боппа. Надев на голову пластиковые пакеты, они усыпили себя фенобарбиталом, смешанным с пудингом или фруктовым желе. Много лет до этого последователи «Врат рая» всецело посвящали себя тому, что они называли «процессом»: усиленно молились, штудировали Библию, вели аскетичный образ жизни. Тщательная подготовка была необходима для осуществления «перехода на следующий уровень», к высокоразвитой форме жизни, где уже не понадобятся ни деньги, ни еда, ни питьё. Взамен своих физических тел они получат новые, приспособленные к жизни на «следующем уровне». Когда в ноябре 1996 г. в прессе появились сообщения, что вместе с кометой Хейла-Боппа к Земле приближается некий неопознанный космический объект, лидер культа, Маршалл Эпплуайт, понял — пришло время действовать. Он начал убеждать своих сторонников, что вскоре им предстоит покинуть свои земные тела и отправиться в путешествие на космическом корабле. Интересно, что отказ сделать это Эпплуайт называл «суицидом», в то время как добровольный «выход из тела» именовался «переходом» или «эвакуацией». Через несколько месяцев подобных «проповедей» произошло то, о чём сказано в начале этой статьи.

Несомненно, если бы люди уделили больше внимания отношению своей новой религии к жизни и смерти, трагедии удалось бы, возможно, избежать. Быть может, многие из жертв покинули бы ряды «Врат рая», прежде чем успели проникнуться безоговорочным доверием к своему харизматическому лидеру. Приведённый пример показывает, насколько важно обращать внимание не только на теологические построения (которые могут быть очень красивыми и логичными), но и на практическое отношение религиозной организации к жизням своих членов. Попробуем оценить Организацию «Свидетелей Иеговы» именно с этой стороны.

УВАЖЕНИЕ К ЖИЗНИ

Безусловно, надо отдать должное установкам Общества Сторожевой Башни по отношению к здоровому образу жизни. Из-за чисто материалистических представлений о природе человека (отрицания существования незримой и неуничтожимой души) забота о теле занимает в философии «Свидетелей Иеговы» особое место. Организация публикует в своих журналах огромное количество статей, посвящённых данному вопросу. Благодаря этому тысячи «Свидетелей Иеговы» имеют возможность, не обращаясь к «мирской» литературе, узнать об основах здорового питания, правильного отдыха, о пользе умеренных физических упражнений и личной гигиены. Много внимания уделяется и тому, как организовать быт, воспитывать детей, следить за денежными расходами семьи. «Свидетели Иеговы» не курят, избегают злоупотребления алкоголем, не употребляют наркотики (исключение — медицинское их использование), не ведут безнравственный образ жизни. Всё это в совокупности показывает, что они ценят жизнь. Тем не менее, как гласит народная мудрость, одна ложка дёгтя способна испортить целую бочку мёда. Как говорил Господь, «кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек?» (Лук. 14:28), поэтому давайте взглянем, какие издержки подстерегают нас в случае с Организацией «Свидетелей Иеговы».

УВАЖЕНИЕ К КРОВИ

Одним из самых обсуждаемых и неоднозначных положений религии «Свидетелей Иеговы» является отказ от переливания крови, даже под угрозой наступления смерти в случае невыполнения этой процедуры. Если рассуждения идеологов Общества Сторожевой Башни о природе Иисуса Христа или смысле и значении Евхаристии интересны только верующим (да и то, преимущественно ортодоксальным христианам), то политика Организации в области медицины приковывает к себе взгляды широкой общественности. Каждый год в СМИ появляются сообщения об очередных случаях отказа «Свидетелей Иеговы» от переливания крови и связанных с этим смертельных исходах. В комментарии на предыдущую главу книги Общества Сторожевой Башни упоминалось о таком учении, теперь пришло время разобраться подробнее в этом вопросе.

Основной библейский текст, используемый в аргументации Общества Сторожевой Башни, это Деян. 15:28,29: «В I веке н. э. апостолы и другие зрелые мужчины, на которых было возложено руководство, собрались, чтобы решить, какие заповеди должны соблюдаться в христианском собрании. Вот к какому выводу они пришли: "Святому духу и нам угодно не возлагать на вас дополнительного бремени сверх того, что необходимо: воздерживаться от пожертвованного идолам, от крови, от удавленного [мяса, в котором осталась кровь] и от блуда" (Деяния 15:28, 29; 21:25). Из этого видно, что христианам следует воздерживаться от крови. Эта заповедь в глазах Бога настолько же важна, как и повеление избегать идолопоклонства и сексуальной безнравственности» (абзац 12). При этом сами авторы прекрасно понимают, что повеление «воздерживаться от крови» в контексте всей 15-ой главы книги Деяний означает запрет на употребление крови в пищу. Именно об этом идёт речь в предыдущих двух абзацах пособия «Свидетелей Иеговы»: и в повелении, данном Богом Ною, и в законе, переданном израильскому народу через пророка Моисея, говорится одно и то же — «Не ешьте кровь никакой плоти». Поэтому авторы вполне справедливо заключают: «Точка зрения Иеговы была ясна: его служители могли есть мясо животных, но не должны были употреблять в пищу кровь». Однако распространяется ли этот запрет также и на медицинское использование крови и веществ на её основе? Руководители «Свидетели Иеговы» уверены, что это так, а поскольку в Священном Писании нет ни одного места, где бы об этом говорилось, им приходится прибегать к небиблейским аргументам. «Означает ли повеление воздерживаться от крови, что её нельзя переливать? — задают вопрос авторы в 13-ом абзаце. — Да. Рассмотрим один пример. Предположим, что врач предписал тебе воздерживаться от алкоголя. Означает ли это, что, хотя алкоголь нельзя пить, его можно вводить в вену?» Аналогия, приведённая в книге, крайне неуместна. Во-первых, даже для людей без медицинского образования вполне очевидно, что питание и переливание крови — это два совершенно различных физиологических процесса. Пища (съеденная обычным способом или введённая внутривенно) усваивается клетками организма человека. Кровь же, перелитая при операции, не разлагается на составные элементы и не усваивается организмом, но, напротив, сама включается в работу по переносу кислорода и различных питательных веществ, начинает выполнять терморегуляторную и защитную функции. Фактически, переливание — это пересадка жидкой ткани (что, по сути, ничем не отличается от пересадки органов), а не введение питательного вещества. Для того чтобы стать питанием для клеток, кровь должна пройти через систему пищеварения, чего не происходит при переливании. Во-вторых, алкоголь не является медицинским средством, позволяющим спасти жизнь, поэтому отказаться от него — совсем не то же самое, что полностью отказаться от крови.

"Врач предписал тебе воздерживаться от алкоголя"
Будет ли неправильным
употреблять воду,
выделенную из алкоголя?

Но самым серьёзным ударом по теории Общества Сторожевой Башни является тот факт, что врачи, как правило, переливают не цельную кровь, а тот или иной её компонент, в котором больной нуждается в данный момент: «Переливание цельной крови не практикуется на территории РФ, только переливание компонентов крови рекомендовано Минздравом» (ответ Гематологического научного центра РАМН № 98 от 21 сентября 1998 г. на запрос «Комитета по спасению молодёжи»). Донорской крови постоянно не хватает, поэтому гораздо рациональней её разделить на составляющие (эритроциты, лейкоциты, плазма и т. д.), которые и перераспределять между нуждающимися. Например, при раке крови больной нуждается в переливании лейкоцитов, а при острой анемии — эритроцитной массы. Такой способ позволяет использовать одну единицу крови для переливания нескольким больным. Теперь, если вернуться к примеру с «воздержанием от алкоголя», возникает вопрос: будет ли неправильным употреблять воду или сахар, выделенные из виноградного вина? Тут-то позиция Общества Сторожевой Башни и теряет свою ясность и логичность: в выпусках журнала «Сторожевая башня» от 15 июня 2000 г. и от 15 июня 2004 г. говорится, что «Свидетелю Иеговы» запрещено переливание «основных компонентов» крови (эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, плазма), но принятие более мелких её компонентов, или «фракций» (альбумин, глобулины, факторы свёртывания, гемоглобин и др.), объявляется допустимым, так как «Библия не содержит никаких конкретных указаний на этот счёт». Но Библия не содержит никаких конкретных указаний и в отношении «основных компонентов», поэтому данный аргумент просто несостоятелен! Чтобы быть последовательным, Обществу Сторожевой Башни следует одинаково подходить к любым компонентам крови и либо разрешить их использование, либо запретить безо всяких исключений и ограничений. Для медицинских работников непоследовательность позиции Организации «Свидетелей Иеговы» особенно ярко бросается в глаза, поскольку гемоглобин, к примеру, представляет собой, по сути, эритроциты, лишённые оболочки. Поэтому точка зрения Общества Сторожевой Башни, согласно которой использование препаратов, полученных из обработанных особым образом эритроцитов, для «Свидетеля Иеговы» разрешено, но запрещено применение необработанных эритроцитов, выглядит просто абсурдной. Это всё равно что проводить фундаментальное различие между очищенным и неочищенным от кожуры яблоком. Далее, медицине известно, что молоко кормящей женщины в большом количестве содержит запретные для «Свидетелей Иеговы» лейкоциты. Их там даже больше, чем в соответствующем количестве крови. Но Организация «Свидетелей Иеговы» не порицает грудное вскармливание. Получается парадокс: «кровь» (лейкоциты) нельзя переливать, но её можно пить! Наконец, сама классификация, которая принята в Организации, на «основные компоненты крови» и «малые фракции» не выдерживает критики: количественный объём в крови и альбумина (2,5 %), и иммуноглобулинов (1,7 %), и фибриногенов (0,17 %) превышает или сопоставим с количественным объёмом лейкоцитов (0,1 %) и тромбоцитов (0,17 %). Однако почему-то Общество Сторожевой Башни относит первые к «малым фракциям», а последние — к «основным компонентам крови».

Очень часто в литературе Общества Сторожевой Башни, посвящённых данной теме, упор делается на рисках, связанных с переливанием крови. В журналах публикуется разнообразная статистика о том, сколько тысяч человек умерло из-за этой процедуры, сколько заразилось СПИДом или гепатитом С. Риск, связанный с переливанием крови или её компонентов, действительно существует. Вообще, любое медицинское вмешательство в организм таит в себе опасность: бывает, что люди умирают при аппендэктомии (удалении аппендицита), заражаются гепатитом С в стоматологических клиниках или становятся инвалидами из-за неудачной вакцинации. И что теперь, отказываться от услуг хирургов, стоматологов и избегать прививок? По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно в дорожных авариях погибает 1,2 миллиона человек и около 50 миллионов получают травмы. Однако, несмотря на эту статистику, «Свидетели Иеговы» продолжают пользоваться автомобилями, и риск их не пугает. Конечно, они скажут, что принимают все меры безопасности: соблюдают правила дорожного движения, пристёгиваются ремнями и т. д. Но ведь то же самое можно сказать и о переливании крови. Сегодня в больницах используются компоненты, а не цельная кровь, что значительно минимизирует риск заражений и осложнений после операции. Кроме того, те, кто опасается заразиться передаваемыми через кровь заболеваниями, могут заблаговременно сдать свою собственную кровь, чтобы она, в случае необходимости, могла быть использована во время хирургического вмешательства. Но Организация запрещает «Свидетелям Иеговы» даже это. Вместе с тем в своей литературе Общество Сторожевой Башни любит подчёркивать прогрессивность своей позиции неприятия переливания крови, её созвучность новейшим тенденциям в медицине, научную обоснованность. Для этого в публикациях помещены высказывания врачей, цитаты из различных медицинских журналов. Нет никакого смысла проверять точность и правдивость приводимой информации, поскольку причины отказа «Свидетелей Иеговы» от переливания крови и её компонентов вовсе не научные, а религиозные. Проверить это очень просто: спросите у них, согласятся ли они на эту процедуру, если все риски будут сведены до нуля, а иного способа спасти жизнь человеку не будет? Их возможный ответ содержится в 15-ом и 16-ом абзацах рассматриваемой книги: причиной отказа от переливания служит соответствующее религиозное учение их организации. И поэтому уходить в глубокие дебри медицинских терминов и обсуждать со «Свидетелями Иеговы» разного рода нюансы гемотрансфузии совершенно бессмысленно. Лучше сразу перейти к сути.

А суть такова: из-за превратного толкования лидерами Организации Сторожевой Башни библейского запрета принимать кровь в пищу, тысячи рядовых «Свидетелей Иеговы» по всему миру категорически отказываются применять её даже в медицинских целях ради спасения жизни. «Станет ли христианин нарушать закон Бога, чтобы немного продлить свою жизнь в этой системе? — задают читателю в 15-ом абзаце вопрос, от которого волосы буквально встают дыбом. — Иисус сказал: "Кто хочет спасти свою душу [или жизнь], тот потеряет её, а кто потеряет свою душу ради меня, тот найдёт её" (Матфея 16:25)». Вот это уже очень опасно; здесь явно прослеживается подтасовка смыслового содержания канонического евангельского текста. В Матф. 16:21-25 говорится о том, что Христос «начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть». Затем, укорив Апостола Петра за то, что тот отговаривал Его от будущих страдания и смерти, Господь прибавляет: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её». Итак, смысл здесь более чем ясен — если мы хотим быть истинно Его учениками, то должны быть готовы к страданиям от рук гонителей и даже к смерти от их рук, подражая в этом Христу. Нечто похожее Иисус говорил и ранее: «...Будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас... И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Матф. 10:17-33). В книге «Чему на самом деле учит Библия?» слова из Матф. 16:25 поданы таким странным образом, будто бы Христос призывает... к самоубийству! Ради оправдания своего небиблейского учения и антигуманной практики отказа от переливания крови (из-за чего умерло немало «Свидетелей Иеговы», в том числе и детей) Общество Сторожевой Башни приписывает словам Библии тот смысл, который даже и не подразумевался. Разве «Свидетелей Иеговы» убивают за отказ от переливания? Наоборот, врачи хотят их спасти от смерти, но они добровольно отказываются от этого. Решение человека отказаться от необходимой (а зачастую, и единственно возможной в данной ситуации) помощи в критические минуты, фактически, равносильно добровольному уходу из жизни (т. е. самоубийству). В Библии самоубийство названо злом против самого себя и неоднократно осуждается (Деян. 16:25-34; 1Кор. 3:16,17; 6:19,20). Что же толкает «Свидетелей Иеговы» на такой страшный шаг?

На первый взгляд, цель благородная — исполнение «заповеди Бога». Хотя, как уже ранее было показано, ни один из библейских отрывков, если читать его в надлежащем контексте, не имеет никакого отношения к использованию крови в медицинских целях, но давайте пойдём навстречу фантазии Общества Сторожевой Башни и предположим, что такая «заповедь» всё же есть. Следует ли нам думать, что ради неё человеку необходимо жертвовать жизнью и здоровьем? Требует ли этого Бог? Ответить на эти вопросы нам помогут несколько случаев, описанных в Библии. Один из них записан в Матф. 12:1-8: «В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу». Фарисеи ссылались на Исх. 10:20, где сказано: «А день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих». Означало ли это, что во исполнение этой заповеди иудей не имел права что-либо сделать даже по крайней необходимости? Именно так, очевидно, и думали фарисеи, но Иисус упрекнул их за такие мысли, приведя им два контрпримера: «Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошёл в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?» (стихи 4 и 5). Формально Давид и его люди не имели права есть тот хлеб, но они были голодны, и другого выхода в тот момент не было (1Цар. 21:1-6). Точно так же и священники не имели возможности исполнять свои обязанности, воздерживаясь от всякой работы в субботу, так как им было необходимо рубить дрова и разжигать огонь для принесения Господу всесожжения в субботу (Числ. 28:9-10). Неудивительно, что мелочное буквоедство фарисеев вызвало возмущение Христа: «Если бы вы знали, что значит "Милости хочу, а не жертвы", то не осудили бы невиновных!» (стих 7). Они истолковывали заповедь, исходя не из человеколюбия, а из своего жестокосердия, чем и вызвали упрёк Господа. Далее по тексту, Спаситель заходит в синагогу, где встречает больного человека. И возникает новый вопрос — позволительно ли лечить в субботу? Христос пристыжает неумеренных ревнителей буквы закона: «Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмёт её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» (Матф. 12:9-12; срав. с Лук. 13:10-17; 14:1-6). Эти бы слова да в уши руководителей Организации «Свидетелей Иеговы»! Заповедь о субботе не может ограничивать нас в совершении хороших и богоугодных дел. Разве попытка спасти жизнь другому человеку не будет делом милосердия и любви? Если человек соглашается на переливание в попытке спасти кому-то жизнь, то можно ли вменить ему это в грех? Почему же принцип «исцеления в субботу» нельзя применить в случае с «исцелением через переливание крови»?

ПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРОВИ

Ещё один аргумент, приведённый в 17-ом абазаце данной главы, для обоснования запрета на медицинское использование крови, состоит в том, что кровь, по мнению Общества Сторожевой Башни, можно употреблять только в искупительных целях, для жертвенника. Однако почему-то Общество благополучно «забывает» об этом, когда разрешает своим последователям сдавать кровь на анализы. Если строго следовать ранее провозглашённым в книге принципам, то мы увидим, что простейшие медицинские процедуры нарушают сразу два условия. Во-первых, кровь после взятия на анализ некоторое время хранится, иногда достаточно долго. Но, как мы помним, Организация «Свидетелей Иеговы» выступает против того, чтобы кровь или её компоненты где-либо сохранялись: «Её необходимо было выливать на землю, чтобы, образно говоря, возвратить Богу жизнь его творений». Вместо этого священная для «Свидетеля Иеговы» жидкость подвергается исследованиям и проверке, цель которых заключается в выявлении определённых заболеваний и неблагоприятных для организма человека процессов (т. е. она употребляется в личных, утилитарных целях данного конкретного «Свидетеля Иеговы»). Во-вторых, проводимые с кровью манипуляции даже с большой натяжкой нельзя как-то связать с «использованием для жертвенника», священнодействием или чем-то подобным. Разумеется, что ни о каком «уважительном отношении к крови» со стороны лаборанта, размазывающего её по предметному стеклу, не может идти и речи. Конечно, можно сказать, что грешит «неверующий» лаборант, обращающийся неподобающе со столь священным для Бога предметом, а не конкретный «Свидетель Иеговы». Однако не следует забывать, что анализ он проводит не ради собственного удовольствия, не по своей какой-то прихоти, а для сдавшего кровь пациента. Следовательно, хотя и опосредованно, но «Свидетель Иеговы» всё-таки грешит против «заповеди».

Зачастую отказ от переливания равносилен самоубийству
Поступая в соответствии с
меняющимися толкованиями Библии,
многие расстались с жизнью

Дабы избавить себя и своих почитателей от неудобных и неприятных вопросов Общество Сторожевой Башни припасло другой, более изящный аргумент: «...Иисус отдал за нас свою жизнь, позволив пролить свою кровь... Насколько же драгоценным было то пролитие крови! (1 Петра 1:18, 19). Ведь только благодаря вере в пролитую кровь Иисуса мы сможем обрести спасение» (абзац 18). Из уст «Свидетеля Иеговы» можно даже услышать упрёк, что-де «если человек соглашается на переливание, то он надеется на то, что его спасёт не спасительная кровь Иисуса, а кровь человека». Что ж, в эмоциональном плане рассчитано верно. Однако логика явно хромает: перед нами не что иное как ложная дилемма. Христианин, прибегнувший к переливанию, по-прежнему надеется на спасительную кровь Иисуса (которая является залогом вечной жизни), а донорскую кровь обычно переливают, чтобы продлить земную, временную жизнь, поскольку христиане понимают, что и эта жизнь дана Богом и нам нужно её ценить и беречь. А если рассуждать как Общество Сторожевой Башни, то можно прийти к выводу, что и принимающий обычные лекарства тоже перестал надеяться на спасительную кровь Иисуса. Да и «Свидетели Иеговы», принимающие препараты на основе «мелких фракций» крови, также утратили эту веру...

В заключение стоит обратить внимание на тот факт, что взгляды Организации «Свидетелей Иеговы» по медицинским вопросам менялись время от времени. В 20-х гг. прошлого века Общество Сторожевой Башни, увлёкшись идеями набиравшего популярность движения против вакцинации, начало публикацию статей, осуждающих практику прививок. «Вакцинация никогда ничего не предотвращала и никогда не предотвратит, и представляет собой совершенно варварскую практику, — горячо убеждал своих читателей журнал «Золотой Век» (переименованный позже в «Пробудитесь!»). — Мы живём в последние дни; и дьявол медленно теряет свою власть, при этом отчаянно пытаясь причинить так много вреда, как сможет, и именно на его счёт следует относить подобные злодеяния... Как граждане Америки воспользуйтесь своими правами, чтобы навсегда упразднить дьявольскую практику вакцинаций» (журнал "Золотой Век" от 12 октября 1921 г., стр. 17 (англ.)). Через 10 лет в том же журнале высказывалось ещё более категоричное утверждение: «Прививки являются прямым нарушением Вечного завета, который Бог заключил с Ноем после Потопа (Быт. 9:1-17)» (журнал "Золотой Век" от 4 февраля 1931 г., стр. 293 (англ.)). Но вскоре ситуация резко изменилась: прививка против оспы требовалась всем детям для посещения школы, да и многие страны попросту запретили въезд людям, не прошедшим вакцинацию, что серьёзно ударило по миссионерской деятельности Общества. И практике вакцинации, некогда заклеймлённой «варварской», «дьявольской» и «нарушающей завет с Богом», в Организации дали «зелёный свет». Аналогичным образом дела обстояли и с операциями по пересадке органов. В 1967 г. была опубликована статья, в которой говорилось буквально следующее: «...Позволив человеку есть плоть животных, Иегова Бог не дал людям разрешения продлевать свою жизнь, людоедски принимая в своё тело человеческую плоть, будь то в пережёванном виде или в форме целых органов или частей тела, взятых от других людей» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 декабря 1967 г., стр. 702 (англ.)). «Свидетели Иеговы» привычно согласились с новым запретом-«заповедью», приняв его за волю Иеговы. Даже если человеку грозила слепота из-за отказа от пересадки роговицы или смерть без необходимой пересадки сердца или почки, он категорически отказывался от операции по религиозным причинам. Твёрдая вера «Свидетелей Иеговы» в правоту слов их духовных руководителей стоила жизни и здоровья многим искренне верующим людям. Позже, в 1980 году, Общество Сторожевой Башни изменило свою позицию на обратную: «Пересадка органов отличается от людоедства, поскольку "донора" не убивают ради получения пищи. Хотя Библия специально запрещает употребление крови, нет никакого библейского повеления, препятствующего принятию тканей другого человека. По этой причине, каждому человеку, который сталкивается с необходимость принять решение по данному вопросу, следует всё тщательно и с молитвой взвесить, а потом честно решить, что он может и чего не может сделать перед Богом. Это вопрос личного решения» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 марта 1980 г., стр. 31 (англ.)). Итак, пересадка органов больше не считалась «каннибализмом» и грехом против Божьей заповеди, и теперь каждому члену Организации было позволено самому решать, соглашаться на такую операцию или нет. Разумеется, что ни о каких денежных компенсациях семьям «Свидетелей Иеговы», пострадавшим от запрета за эти 13 лет, не было и речи. Руководители Организации даже не принесли элементарных извинений: ни тем, кто им поверил и пострадал, ни тем, кто всё-таки согласился на операцию и был изгнан как «каннибал». После такого поневоле задумаешься: разумно ли вверять свою жизнь и здоровье религиозной организации, указания которой по серьёзным медицинским вопросам меняются с течением времени на кардинально противоположные?

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0