Главная » Статьи » Дополнительно |
Присоединение к Организации «Свидетелей Иеговы» происходит посредством действия, которое ими называется «крещением» по аналогии с таинством, совершаемом Церковью. В этой главе нам предстоит выяснить, какой религиозный смысл и значение вкладывает Общество Сторожевой Башни в данное понятие, как происходит это событие у «Свидетелей Иеговы» и в чём же заключается расхождение во взглядах с ортодоксальным христианством на эту тему. Насчёт последнего сомневаться не приходится, поскольку Организация требует «повторного крещения» даже от приходящих в неё крещёных представителей традиционных христианских конфессий. Крещение желательно совершать через полное погружение Уча о форме совершения крещения, Общество Сторожевой Башни пишет: «Иисус повелел своим последователям: "Идите и во всех народах подготавливайте учеников, крестя их" (Матфея 28:19). Иисус сам подал в этом пример, крестившись в воде. Во время крещения его не окропляли и не обливали водой (Матфея 3:16). На греческом языке глагол "крестить" означает "погружать", или "окунать". Вот почему христианское крещение совершается путём полного погружения в воду» (абзац 3). Слово «βαπτιζω» действительно буквально означает «погружение», поэтому и согласно церковному уставу крестить следует полным погружением. В древнем христианском произведении под названием «Дидахе» (I-II в.) мы читаем: «А что касается крещения, крестите так: преподав наперёд всё это вышесказанное, крестите во имя Отца и Сына и Святого Духа в живой воде [т. е. в проточной — прим. ред.]. Если же нет живой воды, окрести в иной воде, а если не можешь в холодной, (окрести) в тёплой. Если же нет ни той, ни другой, то возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа» ("Дидахе, или Учение двенадцати Апостолов", гл. 7). Таким образом, в Древней Церкви нормативным считалось крещение именно через полное погружение: младенцев крестили через погружение в купели, а взрослых — в специально сооруженном бассейне (баптистерии) либо в естественном водоёме (реке, озере). Однако бывают и исключения, когда просто нет возможности крестить через полное погружение. Не оставлять же человека без крещения — поэтому допускалось и крещение через обливание в случае необходимости. Таким образом, практика «Свидетелей Иеговы» не является чем-то уникальным; ортодоксальные христиане придерживаются её со времён, когда никаких «Свидетелей» и в помине не было, вот уже почти 2000 лет. Но далее, переходя от внешней формы к содержанию, авторы книги сообщают нечто поистине новое. «Крещение в воде — важное условие для всех, кто хочет обрести дружбу с Иеговой Богом. Крещением мы всенародно подтверждаем своё желание служить Богу. Крещение свидетельствует о том, что мы готовы исполнять волю Иеговы (Псалом 40:7, 8)», — говорится в 4-ом абзаце главы. Подобная интерпретация крещения в воде нигде в Библии не встречается. Писание называет «другом Божиим» пророка Моисея и патриарха Авраама (Исх. 33:11; 2Пар. 20:7; Иак. 2:23), однако ни тот, ни другой не были крещены. В новозаветной части Библии условий «обретения дружбы» с Богом не содержится; зато многократно говорится, что Он — наш Отец Небесный, а это больше, чем просто какой-то «друг» (Матф. 6:9; Марк. 11:25,26; Иоан. 1:12,13; 1Иоан. 3:1; 2Кор. 6:18; Гал. 4:4-6 и др.). Подробнее о том, что все христиане призываются со страниц Библии стать детьми Бога говорилось при рассмотрении 12-ой главы, здесь же хотелось бы обратить внимание на другую несообразность. Авторы из Общества Сторожевой Башни пишут, что своим водным крещением они «всенародно подтверждают своё желание служить Богу». Но кому свидетельствует и перед кем подтверждает свою готовность и желание служить Богу крещаемый? Если это делается для Бога, то ведь Он «больше сердца нашего и знает всё» (1Иоан. 3:20). Зачем же Ему нужно демонстративное ныряние в бассейне или реке? Богу и без того прекрасно известны все наши помышления, даже самые сокровенные (1Пар. 28:10; Деян. 15:8; Притч. 24:12). А если крещение — это свидетельство для людей, то неужели «Свидетелей Иеговы» необходимо при помощи обряда убеждать в том, что их соверующий посвятил себя служению Богу? Если сама жизнь и поведение человека недостаточно уверяет их в искренности его сердца и намерений, то разве пустой обряд может о чём-то всерьёз засвидетельствовать? Не подтверждает мыслей авторов и ссылка на Пс. 40:7,8 (в Синодальном переводе это Пс. 39:8,9), где царь Давид в молитве выражает своё желание исполнять Божью волю; в данном отрывке ничего не говорится о крещении. Общество Сторожевой Башни создало иллюзию «библейскости» своих утверждений, хотя в действительности ничего общего с Писанием тезисы Общества не имеют. Если верить Библии, в крещении человек участвует в смерти и воскресении Христа Спасителя (Рим. 6:3–5; Кол. 2:12), ему прощаются все его грехи (Деян. 2:38; 22:16), он переживает новое рождение и становится чадом Божиим, «облекаясь во Христа» (Тит. 3:5; Еф. 1:5; Гал. 3:27), то есть отвергаясь прежней греховной жизни и сочетаясь со Спасителем. В крещении нам подаётся нечто новое — начаток инобытия, зерно Христова преображения, которое мы должны в себе взрастить. В ветхое привносится новое, чтобы этой новизной преобразить всё наше грешное естество и сделать его христоподобным. Однако ветхий человек не превращается в первозданного автоматически, каждому из нас предстоит приложить немало усилий в личной духовной борьбе с грехом: «Христос насаждается в сердца наши таинством святого крещения как семя в землю. Дар этот сам собою совершен: но мы его или развиваем или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всём изяществе своём только в тех, которые возделывают себя Евангельскими заповедями, по мере этого возделания» (св. Игнатий Брянчанинов, "Слово о человеке", Троице - Сергиева Лавра, стр. 545,546). Следовательно, крещение — это не просто некий публичный манифест, не обряд или ритуал, но средство усвоения плодов Искупления, дарованное нам Господом для получения благодатной силы Божией. В Библии мы находим слова, которые показывают, что совершителем этого действа является не человек, а Сам Бог. «Все мы одним Духом крестились в одно тело... и все напоены одним Духом» — пишет Апостол Павел (1Кор. 12,13). Суммируя эти факты, один православный священник подчеркнул: «Именно из столь великого значения данного таинства каждому крайне важно знать, омыт ли он водами священной купели или нет, оправдан ли он Кровью Христовой или ещё доныне тлеет в своих грехах. Ведь если человек думает, что он очищен, а между тем грех его на нём пребывает, то ему ничем не поможет ложная уверенность. Примером этого может служить лечение рака, когда уверенность в том, что врач удалил опухоль, ничем не поможет тому, кому на деле опухоль не удалена... Знание о Враче не тождественно исцелению. Ещё необходимо приступить к духовному лечению и отдать свою душу в руки Небесного Хирурга, Который отсечёт от сердца наросты греха водами крещения» (о. Даниил Сысоев, "Можно ли признавать крещение радикальных протестантов?", публикация на сайте "Православие.Ru"). Эту-то реальность Святого Духа в крещении и отрицают «Свидетели Иеговы», сводя всё не то к какой-то демонстрации намерений, не то к торжественной присяге. Для них главным, в данном случае, является факт «всенародного подтверждения», а вода в бассейне или реке, куда заходит член Организации, остаётся просто водой. Ничего сверхъестественного, по мнению Общества Сторожевой Башни, с человеком в купели не происходит и не может происходить. С тем же успехом «Свидетель Иеговы» мог бы, помолившись Иегове, окунуться в воду прямо в собственной ванне. Заодно и искупался бы; совместил, так сказать, приятное с полезным. Но без публики, без внешних наблюдателей это «крещение» явно становится похоже на фарс. Зачем же оно вообще нужно? Неужели смысл крещения не в самой купели, а где-то вовне — в сознании зрителей? Но это плохо вяжется с тем, что мы что мы видим в Новом Завете. Конечно, там можно встретить случаи, когда крещение происходило принародно, на глазах множества людей (напр., в Матф. 3:5-17; Деян. 2:41; 16:13-15; 19:1-7 и подобных отрывках), однако есть примеры, которые не вписываются в эту картину. Крещение Савла (будущего Апостола Павла) произошло так: «Анания пошёл и вошёл в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шёл, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился» (Деян. 9:17,18). Савл не стал дожидаться какого-то крупного религиозного мероприятия, не пошёл демонстративно подтверждать своё обращение к Господу перед местной общиной христиан. Нет, он просто «вдруг... прозрел и, встав, крестился». Другой интересный случай — обращение в христианство темничного стражника. «Государи мои! что мне делать, чтобы спастись? — спросил он у Апостолов, на что те ему ответили: Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасёшься ты и весь дом твой. И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его (Деян. 16:30-33). Что же стражник сделал? «И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их и немедленно крестился сам и все домашние его» (стих 33). Глубокой ночью, в своём собственном доме, вдали от любопытных глаз — какое странное «всенародное подтверждение желания служить Богу», не правда ли? Наконец, ещё одним примером, идущим вразрез с пониманием смысла крещения Общества Сторожевой Башни, является случай с эфиопским вельможей, о котором сказано в самом первом абзаце изучаемой главы: «Вот вода; что препятствует мне креститься? ...И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8:36-38). Если бы Филипп мыслил как авторы «Чему на самом деле учит Библия?», то сказал бы, что препятствием является отсутствие зрителей, что нужно подождать хотя бы до ближайшего населённого пункта, что эфиоп ещё не совсем «соответствует требованиям», поскольку не предпринял всех важных шагов. Но Филипп учился не у Общества Сторожевой Башни, а у Апостолов, поэтому знал, что крещение это не заявление о приёме в некую партию, а благодатное таинство, при котором происходит проницание крещаемого сиянием Божества, омытие грехов, рождение от воды и Духа Святого в новую, духовную жизнь. А значит, его можно совершать в любое время суток и при любых обстоятельствах. НЕОБХОДИМЫ ЗНАНИЕ И ВЕРА Теперь, когда разница между библейским пониманием крещения и взглядами представителей Общества Сторожевой Башни стала очевидной, рассмотрим те важные условия, без выполнения которых человеку, по мнению «Свидетелей Иеговы», невозможно покреститься. И здесь авторы неожиданно попадают в самую точку — необходима вера. Убедиться в этом нетрудно, вновь обратившись к упомянутым выше примерам. Так, иудеи в день Пятидесятницы сначала услышали проповедь Апостола Петра, после чего «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч» (Деян. 2:14-41). Аналогично и самаряне сперва услышали христианскую проповедь из уст диакона Филиппа, «когда же поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8:6-12). Точно так же и эфиоп сначала всё узнал подробно об Иисусе Христе, потому что «Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе» (Деян. 8:35), уверовал (стих 37) и лишь потом был крещён (стихи 38 и 39). На необходимость веры указывают и случаи крещения темничного стража (Деян. 16:31-33), а также жителей города Коринф (Деян. 18:8). Да, в древней Церкви крестили не всех подряд: желающий приступить к купели должен был прежде узнать и всем сердцем принять основы христианского учения. С апостольских времён церкви в различных городах «утверждались верою и ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16:5). Поэтому сегодня священники проводят с желающими креститься специальные подготовительные беседы, в ходе которых, кроме прочего, становятся ясны мотивы конкретного человека. Если он хочет покреститься из-за народных суеверий («для здоровья», «от дурного глаза» и т. д.) или связанным с оккультизмом побуждениям («экстрасенс посоветовал», «знахарка некрещёных не лечит»), то священник предложит отложить совершение таинства, дав время и возможность созреть подлинной вере в человеке. Если, в части необходимости веры, авторы пишут вполне правильные и дельные вещи, то, рассуждая о «знании», они допускают грубейшую ошибку. Ведь Общество Сторожевой Башни склонно отождествлять «знание Бога» и «знание о Боге» (т. е. получение набора определённой информации). «Благодаря изучению Библии ты стал познавать Иегову Бога и Иисуса Христа (Иоанна 17:3), — говорится в 5-ом абазаце главы. — Тебе поможет посещение встреч Свидетелей Иеговы. Посещать такие встречи очень важно (Евреям 10:24, 25). Регулярное присутствие на встречах поможет тебе расти в познании о Боге». Как видно из этой цитаты, «познание Бога» в Организации «Свидетелей Иеговы» сводится к процессу впитывания информации из публикаций Общества Сторожевой Башни во время т. наз. «изучения Библии» и лекций на «встречах собрания». Предшественница книги «Чему на самом деле учит Библия?» так и называлась — «Познание ведущее к вечной жизни». Из названия видно, что для «Свидетелей Иеговы» сумма учений Общества Сторожевой Башни есть то, без чего никак человеку не достигнуть вечной жизни. О точном значении сказанного в Иоан. 17:3 они, как правило, не задумываются, благо и «Перевод Нового Мира» напрочь снимает вопросы к этому стиху, передавая слова «да знают Тебя» фразой «необходимо приобретать знания о тебе». Однако на самом деле здесь идёт речь вовсе не об интеллектуальном знании. Христос отмечал, что знание Писания ещё не даёт вечной жизни. Обращаясь к группе иудеев, Он сказал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» (Иоан. 5:39,40). Эти заблудшие иудеи хорошо знали Священное Писание, не понимая, что оно является лишь указателем на Спасителя мира, Иисуса Христа. Их знание не принесло им никакой пользы. На языке Библии, «познать» что-либо — означает «изведать на опыте». Так познаются страдания (Ис. 53:3), гнев Божий (Числ. 14:34), война и мир (Суд. 3:1; Ис. 59:8), добро и зло (Быт. 2:17), истина (Иоан. 8:32). «Познать» же кого-нибудь — значит вступить с ним в личные отношения, в той или иной мере приобщиться к жизни другой личности (Матф. 7:23; Иоан. 14:17). В Библии постоянно подчёркивается, что корень спасения лежит в личных взаимоотношениях с Иисусом Христом — и только с Ним. Наш Господь сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Иоан. 14:6). По словам Апостола Петра, «нет ни в ком ином спасения; ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11,12). Таким образом, спасение заключается в личном знании Христа. Его нельзя найти путём получения «знаний» о Боге из литературы Общества Сторожевой Башни. Все мы понимаем, что знать о ком-то и знать кого-то лично — совершенно не одно и то же. Но ведь именно через крещение Бог принимает нас в Свою семью, объединяет жизни верующих в Него в лоне Своей Церкви, которая неоднократно называется в Библии «Телом Христовым» (1Кор. 12:13-27; Рим. 12:5; Кол. 1:24; Еф. 1:22,23; 5:29,30). Таким образом, когда «Свидетели Иеговы» утверждают, что «познание Иеговы» начинается до крещения (т. е. без усыновления Богу, без становлениея членом Церкви), то попросту ставят всё с ног на голову. ДЕЛИСЬ БИБЛЕЙСКОЙ ИСТИНОЙ С ДРУГИМИ «Свидетелям Иеговы» постоянно внушается, что распространение идей Общества Сторожевой Башни — это и есть непосредственное исполнение воли Бога. Активная религиозная агитация объявляется главной обязанностью всех членов Организации. Поэтому у «Свидетелей Иеговы» крещение жёстко привязано к прозелитической деятельности таким образом, что человек не допускается к крещению, пока не начнёт «возвещать» (а по сути — привлекать в Организацию новых людей). В 9-ом абзаце читателю предлагают поделиться «библейской истиной» (т. е. доктринами Общества Сторожевой Башни) «со своими родственниками, друзьями, соседями и коллегами». Но это только начало. Простых разговоров «о Боге» со своими знакомыми мало, Общество Сторожевой Башни настаивает на участии человека в организованной, планомерной деятельности: «Если ты понимаешь основные учения Библии и веришь в них, а также живёшь в согласии с Божьими принципами и действительно хочешь быть Свидетелем Иеговы, старейшины скажут тебе, что ты можешь служить некрещёным возвещателем благой вести» (абзац 10). Итак, даже если человек познакомился с вероучением «Свидетелей Иеговы» и разделяет их, он не может быть официально принят в Организацию, ведь он всё ещё «не соответствует требованиям» для крещения. И здесь возникает интересный вопрос: а откуда «Свидетели Иеговы» взяли такое требование в виде обязательной регулярной проповеди? Явно не из Библии. Из рассмотренных выше примеров видно, что те, кто крестился, предварительно слышали христианскую проповедь: это им проповедовали, а не они кому-то. Общество Сторожевой Башни вновь переворачивает библейскую практику вверх тормашками. Поинтересуйтесь у «Свидетелей Иеговы», проводящих занятие, почему же Филипп, крестя эфиопского придворного, не сказал ему о том, что он обязан вначале побыть некоторое время «некрещёным возвещателем»? В Новом Завете много раз описывается, что крестились те, кто уверовал и покаялся, но совершенно не сообщается, будто они ещё до этого каким-то образом «проповедовали». Даже Христос начал проповедовать только после Своего крещения Иногда «Свидетели Иеговы» для оправдания принятой в их религиозной организации практики приводят следующее место Писания: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его [«каждый, кто полностью обучен, станет таким, как его учитель» — ПНМ]» (Лук. 6:40). «В процессе изучения Библии человек становится полностью обученным основным библейским истинам, — говорят они, — и Библия побуждает его подражать проводящему занятия "Свидетелю Иеговы", участвуя в регулярной проповеди». Однако такое объяснение выглядит слишком натянутым. В Новом Завете под «учениками» всегда подразумеваются крещёные члены Церкви, поскольку Господь ясно указал: «...Подготавливайте учеников, крестя... и уча их» (Матф. 28:19,20, ПНМ). То есть крещение здесь является тем способом, которым в христианской общине появляются новые ученики. Ещё одно яркое доказательство этому находится в книге Деяний: «Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников (...) сказал им: во что же вы крестились?» (Деян. 19:1-3). Для Нового Завета понятие «некрещёный ученик» — нонсенс, нелепость. Но для Организации «Свидетелей Иеговы» это является обычной практикой, которая, кстати сказать, противоречит смыслу библейской цитаты, приводимой в обоснование: первые христиане, как ясно говорится в Библии, становились учениками и проповедовали только после своего крещения, а «Свидетели Иеговы» могут запросто быть возвещателями и даже наставниками без подобных «формальностей». Да что там — даже Иисус Христос начал проповедовать спустя некоторое время после крещения в водах Иордана (Матф. 3:13-16; 4:17)! Выходит, что «Свидетели Иеговы» сумели стать «выше своего учителя», вопреки словам Писания. Другой аргумент в пользу института «некрещёных возвещателей» — ссылка на слова Апостола Павла: «Мы веруем, потому и говорим» (2Кор. 4:13). Для «Свидетелей Иеговы» ежедневная религиозная агитация среди населения давно уже стала индикатором веры. Считается, что у того, кто не «возвещает» или уделяет этому мало времени, недостаёт веры, он рассматривается членами общины как «духовно слабый». Насколько справедливы такие рассуждения? Во-первых, если взглянуть на то, кому же адресовано послание Апостола Павла, мы увидим, что оно обращено «церкви Божией, находящейся в Коринфе, со всеми святыми по всей Ахаии» (2Кор. 1:1). Итак, адресат — члены Церкви. Но, как показано чуть ранее, стать членом Церкви, «Тела Христова», можно только через водное крещение. Значит, говоря «мы», Павел подразумевал крещёных во имя Отца, Сына и Святого Духа христиан; они-то и могли с полным правом проповедовать. Во-вторых, верующий, но ещё не крещёный человек, конечно, не обязан оставаться пассивным, и никто не может запретить ему делиться опытом своей встречи с Богом среди друзей, родственников, коллег. Однако должен ли он методично проповедовать незнакомым людям? Исследование новозаветных текстов не подтверждает мысли, будто в I в. все христиане поголовно были благовестниками. «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же, — читаем у Апостола Павла. — Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:4-11). Далее он для наглядности приводит в пример человеческое тело, которое состоит из различных, непохожих друг на друга частей, но действующих слаженно и на пользу всему организму. В конце Павел риторически спрашивает: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы?» (стихи 28 и 29). У каждого человека свой дар, свой талант, своё призвание. Христос «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», то есть Церкви (Еф. 4:11,12). Ни о какой обязательной «уравниловке» у первых христиан не могло быть и речи. Организация «Свидетелей Иеговы», побуждающая всех своих поклонников стремиться быть «учителями» и «благовестниками», явно противоречит библейской практике. РАСКАЯНИЕ И ОБРАЩЕНИЕ В третьей части своего обширного инструктажа (даже странно, как долго «Свидетели Иеговы» могут обсуждать то, что не содержит в себе, по их собственному признанию, никакой сверхъестественной сути, а является простым обрядом демонстрации своих намерений!) авторы вспоминают о необходимости искреннего покаяния. «Необходимо отвергнуть прежний образ жизни и решительно настроиться впредь поступать правильно», — сообщается в 13-ом абзаце главы. Позвольте, но как же человек проповедовал, если только сейчас от него требуется отвержение прежнего греховного образа жизни? Как нераскаянный грешник может поучать нравственности других и призывать «примириться с Богом» (2Кор. 5:20)? А может быть, будущий «Свидетель Иеговы» должен раскаяться до того как начнёт «делиться истиной» Общества Сторожевой Башни с другими? Но в Библии говорится: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Никакого промежуточного шага в виде проповедования в статусе «некрещёного возвещателя» здесь не просматривается. Любопытно, что сам покаянный переворот в душе человека, согласно книге «Чему на самом деле учит Библия?», происходит не из-за действия Бога, а вследствие собственных усилий, основанных на определённой информации. Безусловно, Священное Писание содержит массу указаний на то, что покаяние — дело свободной воли человека. Ещё во времена Ветхого Завета через пророка Иезекииля Бог говорил: «Покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших» (Иез. 18:30). Читая слова Господа «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марк. 1:15), понимаешь, что они были бы совершенно бессмысленны при условии полностью бездействующей человеческой воли. Однако, при всём этом, в Библии встречаются и фразы показывающие, что человек кается потому, что его призывает Бог. Пророк Иеремия молился: «Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся» (Плач. 5:21). Сам Господь Иисус говорил, что «никто не может прийти ко Мне, если то не будет дано ему от Отца Моего» (Иоан. 6:65). И, следуя учению Своего Спасителя, Апостолы учили, что Его «Бог возвысил десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31). Но не только евреям, но и людям из других народов «дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18). Итак, в Священном Писании явственно видны два вида изречений, говорящих о раскаянии. Разрешить кажущееся противоречие между ними можно лишь обратившись к православному учению о синергии (т. е. сотрудничестве) Бога и человека в деле его спасения. Согласно этому учению, Господь призывает человека Своей нетварной силой, затрагивающей его сердце, а человек по своей воле откликается на этот призыв. Только реальная сила может разорвать «сети диавола», которые опутывают ослабевшую из-за первородного греха человеческую волю (2Тим. 2:25,26; Рим. 7:23), ей не может быть просто информация о спасении, почерпнутая из какой-нибудь книги. Существенный изъян вероучения Организации «Свидетелей Иеговы» о спасении заключается в ошибочном постулате, будто человек может по собственному разумению или своими силами вдруг уверовать в Христа и придти к Нему. ПОСВЯЩЕНИЕ «Посвящение» — это не просто «один из важных шагов», это центральная часть обряда инициации (назовём это так) «Свидетеля Иеговы», когда он в молитве обещает Богу преданно служить до самой своей смерти. Водное крещение является лишь видимым выражением уже состоявшегося ранее посвящения Иегове. Подобно знаку на перекрёстке, который никак не влияет на пересечение дорог и не творит его (дороги пересекаются в любом случае — со знаком или без него), погружение в воду на религиозных мероприятиях «Свидетелей Иеговы» не влияет на «пересечение» человека и Бога. Знак лишь «наглядно выражает», «показывает» и «символизирует» факт, которому сам нисколько не способствует. Он необходим, чтобы проинформировать неопределённый круг лиц об уже принятом решении, он нужен для посторонних. Вопрос же, зачем самому «Свидетелю Иеговы» нужна эта формальность в виде водного погружения, остаётся открытым. Если человек этим действием хочет засвидетельствовать перед людьми своё посвящение Богу, то это лишь действие человека, странный человеческий обряд, не имеющий в себе ни малейшего посыла Божественной благодати. В таком случае учение Христа о связи крещения и спасения выглядит странно и даже в какой-то мере жестоко: «Кто будет веровать и совершать такой-то обряд, тот будет спасён!» (см. Марк. 16:16). Интересно, что и сами люди, интересующиеся учением Обществом Сторожевой Башни, зачастую задают себе те же вопросы. Это приводит к неожиданному явлению, наблюдаемому в Организации «Свидетелей Иеговы», которое будет рассмотрено чуть ниже. ПРЕОДОЛЕВАЕМ СТРАХ ПЕРЕД НЕУДАЧАМИ
Нередко «ученик», дошедший до стадии «посвящения», медлит с крещением. Одна из причин этого явления заключается в том, что человек просто не видит объективных причин это делать. Действительно, чем положение «некрещёного возвещателя» хуже «крещёного»? Да, пожалуй, ничем. Он уже «посвятился Иегове Богу» в молитве и «развивает с ним близкие отношения». Он может посещать «встречи собрания» и конгрессы «Свидетелей Иеговы», получать и изучать литературу Общества Сторожевой Башни, участвовать в «проповедническом служении» и даже ежегодно посещать «вечерю воспоминания». Что же может ему дать чисто символическое погружение в воду? Ничего особенного, кроме дополнительной ответственности, которая тяжким бременем ложится на плечи новоиспечённых «Свидетелей Иеговы». И это является второй причиной откладывания в долгий ящик крещения в Организации. Рассмотрим примеры тех проблем, с которыми неизбежно сталкивается «крещёный возвещатель». СИМВОЛИЗИРУЙ СВОЁ ПОСВЯЩЕНИЕ КРЕЩЕНИЕМ Глава подходит к концу, а ответ на главный вопрос так до сих пор и не найден: что же делает акт крещения необходимым? Если человек уже «посвятился Иегове в личной молитве» и дал обет «исключительной преданности», то зачем нужно публичное ныряние в бассейне или реке? Авторы указывают на слова Апостола Павла: «И если ты всенародно возвещаешь это "слово, которое в твоих устах", что Иисус есть Господь, и в своём сердце проявляешь веру, что Бог воскресил его из мёртвых, то спасёшься. Сердцем проявляют веру к праведности, а устами всенародно возвещают ко спасению» (Рим. 10:9,10, ПНМ). Здесь необходимо отметить, что в греческом тексте нет выражения «всенародно возвещать», там стоит слово «ομολογησης», означающее «признавать, исповедовать». Более того, даже в процитированном некорректном переводе Общества Сторожевой Башни говорится о «возвещении устами», то есть словесном исповедании веры, что «Иисус есть Господь». Это только усиливает недоумение: так почему бы «Свидетелям Иеговы» во время своих религиозных мероприятий не ограничиваться устным объявлением о своём исповедании? Ведь авторы прямо пишут: «По случаю крещения произносится речь о значении этого важного события. После речи докладчик просит всех, кто будет креститься, ответить на два простых вопроса, что даёт им возможность "всенародно" возвестить о своей вере» (абзац 21). Следовательно, само водное погружение в системе взглядов Общества Сторожевой Башни выглядит совершенно излишним. Для чего оно вообще нужно? В тщетной попытке придать хоть толику смысла своим «публичным окунаниям» авторы книги вынуждены лишь, в сущности, повторять то, что они уже сказали в самом начале главы: «Крещением мы открыто свидетельствуем всем о своём посвящении Богу. Мы показываем, что стали Свидетелями Иеговы» (абзац 22). Но остаются всё те же вопросы. Почему креститься так обязательно? Разве устного исповедания недостаточно? Неужели, если человек, будучи «некрещёным возвещателем», сотни раз свидетельствовал перед людьми о своей вере и молитвенно пообещал Богу быть верным, то это всё «не считается», потому что он не окунулся в воду?! Да и может ли обряд (пусть даже красивый и торжественный) о чём-то всерьёз засвидетельствовать, если само поведение и образ жизни человека недостаточно убеждают «Свидетелей Иеговы»? Забегая немного вперёд, хочется отметить ещё одну попытку Общества Сторожевой Башни показать важность и необходимость крещения. «...Крещение — это больше, чем просто погружение в воду, — пишут в 24-ом абзаце авторы книги — Крещение имеет важное символическое значение». И они красочно описывают, что же обозначает каждая часть этого действа. «Свидетелей Иеговы» можно поздравить — они, по крайней мере, прекрасно понимают символику крещения! Но неужели жизненная необходимость совершения погружения в воду заключается лишь в его символичности? Но в Церкви Христовой многое очень символично: например, женщинам в храмах следует покрывать голову платком в «знак власти над нею» (1Кор. 11:10); в Библии виден глубокий символизм белых одежд (Откр. 3:4,5; 7:13,14). Однако «Свидетели Иеговы» не спешат придавать исключительное значение надеванию головных уборов или белых костюмов. Всё, что Общество Сторожевой Башни говорит о символике крещения, православные христиане знают уже 2000 лет; разница же между нами в том, что «Свидетели Иеговы» не находят в этом действии большей ценности, чем обрядовый символизм. И хотя они и называют крещение «священным событием» (см. журнал "Сторожевая Башня" от 1 апреля 2002 г., стр. 13), но с прискорбием следует признать — в рамках их религиозных воззрений данное событие является, по сути, всего лишь человеческим публичным мероприятием. Богу на этом торжестве «Свидетели Иеговы» отводят только роль отстранённого наблюдателя, одобрительно взирающего сверху. Ему нет места у них в созидании самого крещения и его святости. ЧТО ОЗНАЧАЕТ КРЕЩЕНИЕ Итак, к какому же выводу мы приходим после этого небольшого исследования? Понимание таинства крещения авторами книги «Чему на самом деле учит Библия?» можно определить как весьма и весьма неполное, фрагментарное. Причём аспекты, принимаемые «Свидетелями Иеговы», самые поверхностные: символический и психологический. Общество Сторожевой Башни низводит до нуля призывающую силу Святого Духа в деле спасения: человек под влиянием информации религиозного характера усилием собственной воли вызывает в себе чувство раскаяния в прежнем образе жизни; он сам, «развивая веру», «узнавая о Боге» и «возрастая в любви», посвящает себя Иегове; сам вступает в Организацию, сам творит «Божью волю» и через это, фактически, сам спасает себя. Господь в этой схеме остаётся где-то за скобками. Общество Сторожевой Башни отрицает, что святое крещение приносит человеку отпущение грехов, обновление человеческой природы, избавление от рабства смерти и диавола, а также дарует возрождение и Богоусыновление, открывая путь к вечному спасению всем, кто верует (Иоан. 3:5,6; Марк. 16:16). Публичное окунание в воду, практикуемое в Организации «Свидетелей Иеговы», играет роль религиозного манифеста, напоминая более церемонию вступления в политическую партию, нежели мистическое соединение с Богом. Да, «Свидетели Иеговы» говорят что-то важности символики этого действа, однако за внешне красивой картинкой скрывается абсолютное отсутствие действительного содержания. Форма крещения, словно пустая оболочка, пребывает в Организации «Свидетелей Иеговы» без реального наполнения, ведь более существенного смысла для своих публичных водных погружений, чем чисто условного, символического, они не предполагают. Общество Сторожевой Башни велит своим последователям совершать обряд, но чем он так важен и необходим оно не в состоянии толком объяснить. «Это символ посвящения Иегове», — говорят авторы книги; но «посвящение» это тоже обряд, ритуал, включающий в себя известную подготовку, особую молитву. Выходит, вся суть одного обряда сводится к указанию на другой обряд, что крайне нелепо. Крещению тесно в рамках учения, выработанного «Свидетелями Иеговы», оно в них смотрится искусственным и ненужным элементом. Обычно в таких случаях «Свидетели Иеговы» стараются спрятаться за цитаты. «Иисус сказал, что его ученики будут креститься "во имя Отца, Сына и святого духа" (Матфея 28:19)», — пишут авторы в 23-ем абзаце главы. Итак, они крестятся просто потому, что «Иисус сказал»... Раз «в Библии написано», значит это обязательно должно быть. Но зачем — неведомо. Считать, будто Апостолы только потому и крестили людей, что им так сказал Христос, а сами в этом не видели никакой жизненно важной нужды и сокровенного смысла, просто смешно. Так они оказываются хуже фарисеев, которые даже в самом нелепом обряде усматривали какой-то таинственный подтекст! Впрочем, пытаясь показать себя ревнителями Священного Писания, Общество Сторожевой Башни умудряется тут же исказить смысл библейского текста, ведь в Организации «Свидетелей Иеговы» крестят во имя трёх разных понятий: «во имя Отца», как Бога; «во имя Сына», как сотворённого Ангела-Искупителя; «во имя святого духа», как безликой «действующей силы Бога». Однако в Матф. 28:19 говорится об одном имени, а не трёх отдельных, а значит, выражение «креститься во имя» (что бы за ним не подразумевалось) следует понимать одинаково по отношению и к Отцу, и к Сыну, и к Духу Святому. У «Свидетелей Иеговы» объяснение крещальной формулы столь же курьёзное, как и ответ маленького мальчика из известного анекдота, который на вопрос «Кого ты больше всех любишь?» ответил: «Бабушку, дедушку и куриную ножку!» Необходимо отметить, что если для «Свидетелей Иеговы» крещение по своей сути является венцом их посвящения Богу, то разве может христианин «посвящаться» кроме Бога и ещё кому-то? Но беда как раз в том, что руководители Организации с этой мыслью не согласны. Да, с одной стороны, они пишут: «Важно помнить, что ты решил посвятить себя Иегове Богу, а не какому-то делу, человеку или организации» (абзац 24). С другой же стороны, в публикациях, которые изучаются на собраниях «Свидетелей Иеговы», содержатся многочисленные примеры обратного. «Активно участвовать в служении Иегове — большое благословение! Нет ничего лучше, чем посвящать своё время и силы важному делу проповеди и подготовки учеников» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 сентября 2010 г., стр. 32); «Мой брат посвятил свою жизнь делу проповеди о Царстве» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 2005 г., стр. 9); «Теперь обсудим вопрос беззаветной преданности видимой организации Иеговы. Мы, несомненно, обязаны быть беззаветно преданными ей, а значит, и "верному и благоразумному рабу" [т. е. Руководящему Совету «Свидетелей Иеговы» — прим. ред.], через которого христианское собрание духовно питается» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 марта 1996 г., стр.16). Таким образом, авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?», мягко говоря, лукавят. Чего же ждать ищущему истину человеку от Общества Сторожевой Башни дальше — откровенной лжи? Можно ли посвящаться и быть «беззаветно преданным» религиозной организации, которая начинает с того, что утаивает важную информацию? С такими невесёлыми мыслями мы подходим к заключительной главе книги. | |
Всего комментариев: 0 | |