Главная » Статьи » Дополнительно |
Если вы первым делом заглянули именно в эту главу, то правильно сделали. Прежде чем «изучать Библию» с кем-то, необходимо удостовериться в том, что этот «кто-то» сам её правильно понимает. А это, фактически, равносильно ответу на вопрос: «Является ли религия "Свидетелей Иеговы" истинной?» В самом деле, если бы вы наняли для своего ребёнка репетитора, то наверняка поинтересовались бы его профпригодностью с самого начала, а не спохватившись после 14-ти занятий? Так что, по-хорошему, эта глава должна была стоять в самом начале, чтобы сразу убедить читателя, что он находится «в надёжных руках», и ему действительно всё верно объяснят, расскажут. Невероятно, но на практике этот ключевой момент часто просто опускается. Допустим, человек сам толком не определился, какую веру исповедует и почему, или он не находит в своей религии ответов на какие-то непростые вопросы. А тут ему улыбчивые незнакомцы протягивают пёструю книгу (или журнал), говоря: «Вот, почитайте. Тут всё по Библии логично объясняется, даются ответы на все вопросы». И человек читает и видит, что действительно всё выглядит интересно, логично, и ссылки на Библию присутствуют, и мучившие его вопросы разрешены. И он успокаивается. Сворачивает духовные поиски. Ему и в голову не приходит, что и в другой конфессии могут не хуже «всё логично объяснить». Ну а к 15-ому занятию с улыбчивыми наставниками у него уже и сомнений никаких не остаётся, и отсутствие знака вопроса в заглавии урока его не смущает. Ответ ему уже ясен. Но давайте посмотрим, что получится, если общение со «Свидетелями Иеговы» начать с главного. А что если мошенники навязали ложные признаки настоящих купюр? Разговор о поиске единственно истинной религии авторы книги начинают с наглядного примера с подлинными и фальшивыми деньгами: не нужно изучать все виды подделок — достаточно лишь знать, как должна выглядеть настоящая купюра. Пример этот явно служит одной цели — отбить у человека желание разобраться в учениях других религиозных объединений. В ответ можно предложить «Свидетелям Иеговы» поразмышлять над этим наглядным образом. В нём есть существенный изъян: ведь в том-то и проблема, что для того, чтобы «исследовать, как выглядят настоящие деньги», нам нужно хотя бы раз в руках подержать сами эти «настоящие деньги»! Все конфессии говорят о своей истинности и называют другие «фальшивками», причём все это доказывают по Писанию. Баптист убеждает, что Библия «на самом деле» учит баптизму, адвентист — что адвентизму, а «Свидетель Иеговы» не соглашается с ними обоими и настаивает на том, что учение именно его организации полностью совпадает с библейским. И вот они стоят, перебрасываясь цитатами из Священного Писания, и удивляются, как это остальные не видят того, что им самим кажется очевидным! Конечно, ни один христианин не стал бы возражать против того, что говорит Библия, если бы она действительно «говорила сама за себя». Однако проблема состоит в том, что библейские тексты далеко не самоочевидны. Классический пример: 6 дней творения в книге Бытия. Нужно ли понимать «дни» как буквальные сутки, или там подразумеваются некие длительные периоды-эпохи? У сторонников обеих точек зрения есть свои сильные доводы, так как же узнать, кто из них всё-таки прав? Если уж такой, в общем-то, маловажный текст может пониматься двояко, то что уж говорить о догматически значимых местах! Люди, берущие на себя смелость быть «библейским рупором», пропускают слова Священного Писания сквозь фильтр своих исходных предпосылок, воззрений, опыта, культуры; поэтому формулировка «Библия учит» или «Библия говорит» до крайности наивна. Скажем, баптистов Библия «учит» о бессмертии души, а адвентисты (основываясь на той же Библии) утверждают обратное. Каждый через свои «очки» смотрит. Итак, возвращаясь к наглядному примеру с купюрами, можно задать «Свидетелям Иеговы» главный вопрос: а что если фальшивомонетчики вам навязали ложные признаки подлинной купюры? Вы так и будете носиться с этими признаками и, соответственно, с фальшивыми деньгами за пазухой, упуская из виду, что многие люди пользуются подлинными купюрами просто потому, что они их получили в надёжном банке. О чём идёт речь? Что это за «банк» такой? Это община верующих (Церковь), основанная Самим Иисусом Христом в Палестине около 2000 лет назад, которая, будучи скреплена единством веры во Святом Духе, собиралась для совершения богослужений и таинств (и в первую очередь — таинства Евхаристии). И Апостол Павел очень важную вещь говорит своему ученику Тимофею: «...и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим. 2:2). То есть истина должна храниться и передаваться в Церкви, словно по цепочке из живых людей. В Библии верующие призываются «упорно бороться за веру, раз и навсегда переданную святым» (Иуд. 1:3, ПНМ), из чего с ясностью следует, что истина преподана Церкви один раз, ещё в I в. н. э., и более никаких новых «передач» быть не может. Хранить истинную веру Церкви помогает Святой Дух, Который дарован ей по обещанию Христа Спасителя: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан. 14:16,17). Следовательно, чтобы узнать какую религию одобряет Бог, нужно разобраться в истории и учениях различных конфессий: имеют ли они какое-то историческое отношение к Апостолам, в состоянии ли показать цепочку преемственности, восходящую к христианам I в., могут ли назвать конкретные имена своих единоверцев, начиная со II-IV вв. и т. д. Из истории Организации «Свидетелей Иеговы» известно, что она развилась из движения т. наз. «Исследователей Библии», которое возникло в 1870-х гг. как библейский кружок по «изучению Библии», основанный восемнадцатилетним юношей по имени Чарлз Расселл. То есть ранее XIX в. религии, исповедуемой «Свидетелями Иеговы», просто не существовало в природе! Таким образом, их «банк» оказывается совсем молоденьким, основанным юным энтузиастом, который, не имея на руках подлинных «денег», начал печатать свои собственные. Ведь Расселл не присоединился к истинной религии, которая уже должна была давно существовать к тому моменту, а принялся за разработку новой, доселе неизвестной, отвечающей его представлениям об «истинности». КАК НАЙТИ ИСТИННУЮ РЕЛИГИЮ Прекрасно осознавая, что не имеют за плечами непрерывной двадцативековой истории, руководители «Свидетелей Иеговы» предлагают смотреть не на прошлое, а на настоящее своей организации. Они преподносят некий перечень признаков (или особенностей) истинного, на их взгляд, христианства. И оговорка «на их взгляд» здесь неслучайна, ведь эти особенности «Свидетели Иеговы» строят на собственном понимании Библии. А кто сказал, что оно верное? И чем оно лучше интерпретаций множества других, не менее «истинных» религиозных организаций? Дело в том, что любая конфессия готова указать на ряд отличительных особенностей, которыми она выделяется среди остальных. При этом признаки сформированы так, что под описание подходит только та организация, которая их же и определила как самые главные и важные. Всё, круг замкнулся! Например, адвентисты перечисляют (причём, с опорой на библейские тексты) ряд примет истинной религии, среди которых обязательно присутствует соблюдение субботы и пищевых ограничений Ветхого Завета (которые, по их мнению, нигде не отменены). А т. наз. «пятидесятники» вместо этого в свой перечень включают «крещение Духом Святым», сопровождающееся «говорением на иных языках» (Деян. 2:4; 10:44-46; 19:6). Ясно, что «Свидетели Иеговы» не соответствуют ни первому, ни второму критерию. Посмотрим, впрочем, из чистого любопытства, что приготовили читателям авторы: «Иисус сказал, что истинную религию можно узнать по тому, как ведут себя её последователи. "По плодам их узнаете их,— сказал он и добавил: — Всякое хорошее дерево приносит хорошие плоды" (Матфея 7:16, 17). Другими словами, тех, кто принадлежит к истинной религии, можно узнать по их вероучениям и поведению» (абзац 5). А почему, собственно, в Обществе Сторожевой Башни решили, что слова «по плодам узнаете их» относятся к целым организациям, а не к конкретным лицам? Ведь по контексту Иисус Христос говорит о «лжепророках, которые приходят в овечьей одежде», а следовательно, речь идёт об отдельных людях. Они будут появляться в среде истинных христиан, и отличить их будет проблематично. Лишь по «плодам» — спорам, стремлению внести раскол, разрушению веры в других — их можно распознать и разоблачить (Рим. 16:17,18; 1Тим. 1:3-7; 6:3-5; 2Тим. 2:18; Тит. 3:9-11). Если же коснуться вопроса о «плодах» истинных христиан, то нельзя обойти вниманием слова Христа: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15:5). Другими словами, Сам Иисус является основанием и критерием истинных плодов Церкви. Хорошие дела и поведение можно обнаружить у различных организаций (даже нехристианских), но если они не соединены со Христом, то их «плоды» невозможно принять за истинные. Ничего доброго без Него мы сделать не можем. Естественно, речь идёт не о каком-то формальном объединении людей во имя Христа, иначе теряется вся смысловая глубина образа «Лоза и ветви». Как ветви питаются живительными соками лозы через реальное соединение с ней, так и христиане должны быть реально соединены со Спасителем: «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (стих 4). Значит, вначале должно иметься веское свидетельство того, что конкретный человек реально привит к Лозе (безотносительно субъективного мнения — его или его единомышленников), а уже в зависимости от этого будет ясно, подлинные у него «плоды» или нет. Образ «Лоза-ветви», во многом перекликаясь с апостольским образом Церкви как Тела Христова, в котором мы — члены, а Он — Глава (Рим. 12:4,5; Кол. 1:18,24; Еф. 1:22,23), призван преодолеть восприятие христианства лишь как формального членства в некоем сообществе единомышленников, признавших и провозгласивших себя «церковью» или «Божьей организацией». Библия настаивает на укреплённости в чём-то объективном, независящем от людей и мировых обстоятельств и, самое главное, непреходящем. В ней говорится, что «дары различны, но Дух один и тот же» (1Кор. 12:4) и «все мы одним Духом крестились в одно тело... все напоены одним Духом» (стих 13). Итак, Церковь Христова — это живой организм, к которому можно привиться только Духом Святым. И здесь Организацию «Свидетелей Иеговы» ждёт полный провал, ведь, согласно Писанию, Дух подаётся через возложение рук либо Апостолов, либо их преемников (Деян. 8:18,19; 14:23; Тит. 1:5; 1Тим. 5:22). Особый случай описан в Деян. 10:44, где Святой Дух сошёл на язычников, когда Апостол Пётр ещё не закончил речь. Но и он произошёл не автономно от апостольской общины, поскольку Апостол лично присутствовал при этом экстраординарном событии, наставлял и крестил. А каково же тогда внешнее объективное свидетельство того, что библейский кружок, организованный юным Расселлом, не ложное и самочинное объединение, а та самая апостольская Церковь? Через возложение чьих рук этот кружок получил Святого Духа, или кто был очевидцем, что Дух сошёл на Расселла и его единомышленников как в Деян. 10:44? Ответа внятного на это никто из «Свидетелей Иеговы» дать не может. Многие заявляют, что их учение основано на Библии Перечень признаков (или особенностей) истинной религии, по версии Общества Сторожевой Башни, открывает типичный для протестантизма и неопротестантских движений принцип под названием «только Писание»: «Учения служителей Бога основаны на Библии... Учения истинной религии основываются не на традициях и взглядах людей. Они основаны на Божьем Слове — Библии» (абзац 6). На это возражать решительно нечего, кроме того, что все именно так и так говорят. И кальвинисты, и методисты, и меннониты, и баптисты уверяют, что их учения целиком и полностью основываются на Библии. Однако, несмотря на то, что все они внимательно исследуют одну и ту же книгу, одной религией они не стали. Значит, разница заключается в восприятии текста людьми: каждый смотрит на Библию через свои «очки», через призму своих взглядов, внутренних убеждений, логики и т. д. Поэтому учения, проповедуемые «Свидетелями Иеговы» основываются не на текстах из Библии, как это декларируется, а на их «правильной» интерпретации в изложении Общества Сторожевой Башни. В ежемесячном журнале Организации отмечается: «Факт остаётся фактом, пусть даже не все его признают: мы не можем самостоятельно понять Библию. Нам нужна помощь» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 октября 1994 года, стр. 6). Как видно, без посторонней помощи понять Священное Писание невозможно. «Свидетели Иеговы» не раздают прохожим экземпляры Библии, а распространяют бесчисленные трактаты, брошюры, журналы своей религиозной организации. Вся эта литература является ничем иным как толкованием, плодом мысли Руководящего Совета «Свидетелей Иеговы», находящегося в Соединённых Штатах Америки. Руководящий Совет — это около дюжины мужчин-«помазанников», которые являются связующим звеном между Иеговой и рядовыми «Свидетелями Иеговы»: «Иисус заверил, что после своей смерти и воскресения он воздвигнет "верного и благоразумного раба", который будет каналом связи (Мф.24:45–47)... Всем желающим знать Библию следует по достоинству ценить то, что "многоразличную премудрость Божию" можно узнать только благодаря каналу связи, которым пользуется Иегова,– верному и благоразумному рабу (Иоан.6:68)» (там же, рамка "Источник понимания Библии" на стр. 8); «Хотя вы изучаете Библию, вам не обойтись без помощи библейских публикаций, или пособий для изучения Библии, в которых указывается, как отыскивать библейские тексты, раскрывающие какую-либо тему, и понимать их смысл» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 2001 г., стр. 4). Написано предельно ясно: для того, чтобы «правильно» понимать смысл библейских текстов вам необходимо соприкоснуться с «каналом связи Иеговы», читая сочинённые им публикации. Таким образом, красивая теория расходится с практикой, так как литература Организации содержит положения и учения, о которых ничего не говорится в Библии, но при этом они имеют силу учений Священного Писания. Например, каждый «Свидетель Иеговы» обязан ежемесячно сдавать специальный отчёт о своей деятельности в качестве проповедника, куда он должен заносить фактическое время, затраченное на разговоры с людьми о Боге, количество распространённой литературы, число посещений и другие показатели. Эта обязанность касается и тех, кто ещё не стал «Свидетелем Иеговы», но интересуется их учением. Если «изучающий Библию» человек не начнёт сдавать такой отчёт, то его просто не допустят до крещения в Организации! Но позвольте, где в Библии говорится о подобных «отчётах», или о том, что человек не может покреститься, если не начнёт проповедовать и сдавать об этом отчёт? Где об этом сказано в Писании? Что это, как не традиция, основанная на взглядах людей, а не на Библии? И таких примеров можно привести множество (некоторые из них упомянуты в комментарии на предыдущую главу). Второй особенностью «истинной религии» в пособии называется отрицание Божьего Триединства и признание за Богом только одного имени «Иегова». Однако это не является объективным критерием, а представляет предмет богословской дискуссии (см. приложения I и II). Если «Свидетели Иеговы» видят в стихах Матф. 4:10, Пс. 82:19 и Иоан. 17:6 подтверждение своей позиции, то люди свободные от догматических установок Общества Сторожевой Башни этого не видят. А причина всё та же — Библия не является самоочевидной книгой. Раз даже в журнале «Сторожевая Башня» признаётся, что для того, чтобы «правильно» понять Писание, необходимо читать истолкования «верного и благоразумного раба» из Америки, то мы не можем принимать доводы, основанные на интерпретации библейских стихов. Потому что, скажем, представитель пятидесятнического движения укажет на то, что поскольку Христос есть Бог (Иоан. 1:1), и мы призваны быть Его свидетелями (Деян. 1:8), то истинный христианин должен возвещать всем об имени Иисуса (Деян. 4:18; 5:40; 8:12), быть «свидетелем Иисуса», а не Иеговы. Получается, чтобы опознать «Свидетелей Иеговы» как собрание истинных христиан, нам следует слепо поверить в истинность их толкований Библии. Итак, второй критерий, предложенный в книге, следует отложить в сторону как спорный и ненадёжный. В 9-ом и 10 абзацах авторы книги развивают третий признак истинной религии, заключающийся в том, что «служители Бога проявляют друг к другу бескорыстную, самоотверженную любовь. Иисус сказал: "По тому узнают все, что вы мои ученики, если между вами будет любовь" (Иоанна 13:35)... Они поддерживают друг друга в трудные времена и ведут себя честно». «Свидетели Иеговы» очень часто подчёркивают именно этот аспект. И действительно, они имеют крепкие, сплочённые общины; и если вы придёте к ним на собрание, то несомненно будете сразу же окружены вниманием и любезным отношением. Это, на самом деле, способно произвести весьма сильное впечатление на человека. Но здесь важно обратить внимание «Свидетелей Иеговы» на три момента. Во-первых, в мире объективно существует немало конфессий, где царит такое же «любящее братство». Задумайтесь: если бы в этих общинах не было бы любви, то что бы в них делали искренние люди, которые там, безусловно, есть? Стали бы вы еженедельно ходить туда, где вам не рады, где вам плохо, где нет нормальных человеческих отношений? Любой тесно сплочённый социум, члены которого объединены одной общей идеей (особенно, возвышенной), добивается и любви, и взаимной поддержки среди своих членов. Во-вторых, благоразумно ли такой важный вопрос, как выбор истинной религии, отдавать на откуп собственным эмоциям, впечатлениям, интуиции? Уж очень это субъективный критерий. Где гарантия, что в будущем не появится ещё более любвеобильная «церковь», и мы не окажемся обманутыми ложным впечатлением? Недаром Апостол Павел предупреждает: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8,9). Не то что улыбчивые, дружелюбные, симпатичные люди, а даже если сами Ангелы явятся и начнут проповедовать что-то отличное от апостольского учения, то не следует их слушать! «Анафема да будет», — говорит Апостол, остерегая слушателей от соблазна поддаться субъективным впечатлениям от чего бы то ни было «благостного». И вот здесь особо остро встаёт вопрос преемства учения: галаты приняли истину от Апостола Павла, Силы и Тимофея (см. Деян. 16:1-6), а от кого принял своё учение Чарльз Расселл? И наконец, в-третьих: любовь, конечно, является одним из плодов Духа, но само это наименование указывает на источник — Дух Святой, который дан истинной Церкви (см. Деян. 1:8; 2:1-4). Если во времена Расселла на всей земле не существовало Церкви Христовой (он же к ней, как мы помним, не присоединялся!), то должна быть отдельная «Пятидесятница» для библейского кружка «Исследователей Библии». Есть ли какие-то сведения об этом событии в истории «Свидетелей Иеговы»? Ведь, по сути, Святой Дух должен был создать новую церковь, дубликат первохристианского собрания, то есть в каком-то виде повторить иерусалимскую Пятидесятницу. Общество Сторожевой Башни заявляет: «С 1919 года Иегова начал изливать на свой народ святой дух, что напомнило Пятидесятницу 33 года н. э. Правда, в 1919 году помазанники не заговорили на иных языках и не было "шума с неба, как бы от несущегося сильного ветра"... Но в 1919 году действие духа Бога отчётливо проявилось, когда на конгрессе в городе Сидар-Пойнт (штат Огайо, США) верные христиане вновь обрели силы и опять начали проповедовать благую весть о Царстве» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 мая 1998 г., стр. 14). То есть не было ничего из того, что описано в Библии при рождении Церкви! Просто собрались люди «на конгресс», что-то там пообсуждали и начали проповедовать самоизмышленное учение. Никаких доказательств учреждения Богом новой церкви в виде «Свидетелей Иеговы» не существует и в помине, как нет и свидетельств пребывания в их организации Святого Духа. А раз нет Духа, то нет и быть не может подлинных Его плодов. Итак, проанализировав аргумент Общества Сторожевой Башни, мы видим, что «бескорыстная, самоотверженная любовь», какой бы она искренней ни была, ещё не может являться безошибочным критерием. Четвёртым признаком, помогающим опознать истинную религию, по мнению представителей Общества Сторожевой Башни является признание Искупительной Жертвы и вера в то, что спасение даруется только через Иисуса Христа. Возможно, для «Свидетелей Иеговы» будет большим сюрпризом узнать, что этот пункт не является чем-то уникальным: все христиане согласны, что спасение возможно только через Христа. В правдивости сказанного очень легко убедиться, если учесть, что большинство конфессий исповедует Иисуса как истинного Бога. И действительно, ни в ком ином нет спасения, кроме как в Боге! В этой связи уместно обратиться к позиции самих «Свидетели Иеговы». Они постоянно подчёркивают, что «проявляют веру в Иисуса», но что скрывается за этой фразой? Однажды Геннадию Зюганову задали вопрос, как он относится ко Христу, на что лидер российских коммунистов ответил: «Я его уважаю». Не созвучна ли позиция Общества Сторожевой Башни с позицией безбожника Зюганова? Слово «верить» не значит просто признавать, что Он есть (или что Он «самый великий человек», или «духовное существо»). В Евангелии от Иоанна подразумевается вполне определённая вера: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Иоан. 14:1); «...дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоан. 5:23). Христос ставит на один уровень веру в Него и веру в Своего Отца, но «Свидетели Иеговы» это отвергают. Организация приучила их проявлять какую-то небиблейскую веру в Него. «Служители истинного Бога отделены от мира. Представ перед судом, Иисус сказал римскому правителю Пилату: "Царство моё не от этого мира" (Иоанна 18:36), — говорится в 12-ом абзаце главы, разъясняя читателю суть пятой особенности «подлинного христианства». — Все истинные последователи Иисуса, в какой бы стране они ни жили, считают себя подданными небесного Царства и соблюдают строгий нейтралитет в политических делах этого мира». На практике это означает, что членам Организации «Свидетелей Иеговы» запрещается участие в чествовании основных государственных символов (например, приветствовать флаг или другие национальные символы, вставать при проигрывании гимна), отмечать государственные праздники, исполнять государственный гимн или иные патриотические песни, участвовать в выборах или любой другой политической деятельности. При оценке этого «признака» следует заметить, что налицо какая-то путаница. Признание христианином себя «подданным Небесного Царства» вовсе не означает полной отстранённости от общественной и политической жизни своей страны. Как уже говорилось в комментарии на 3-ю главу, государство осуществляет власть только потому, что это позволяет Бог (Иоан. 19:11). Поэтому в Библии сказано, что «существующие же власти от Бога установлены», светские власти — это «Божии служители», «Божий слуга», так что христиане, признавая своё подчинение государственным структурам, выражают послушание Господу (Рим. 13:1-6). Вместе с тем, по словам Апостолов, «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). В официальном документе Русской Православной Церкви приводятся точно такие же библейские стихи, что и в книге «Чему на самом деле учит Библия?», подчёркивая превосходство закона Божьего над законами человеческими: «Церковь непогрешимо проповедует Христову Истину и преподаёт людям нравственные заповеди, исходящие от Самого Бога, а потому не властна изменить что-либо в своем учении. Не властна она и умолкнуть, прекратить проповедование истины, какие бы иные учения ни предписывались или ни распространялись государственными инстанциями. В данном отношении Церковь совершенно свободна от государства... Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху. В случае невозможности повиновения государственным законам и распоряжениям власти со стороны церковной Полноты, церковное Священноначалие по должном рассмотрении вопроса может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применить механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению» ("Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", III.5). Схожей является точка зрения и других христианских конфессий. Так, например, позиция Римско-католической церкви нашла своё отражение в материалах Второго Ватиканского собора: «Церковь, которая в силу своего служения и своих полномочий никоим образом не смешивается с политическим сообществом и не связывает себя ни с какой политической системой, является в то же время знамением и защитой трансцендентности человеческой личности. В сферах своей деятельности политическое сообщество и Церковь автономны и независимы друг от друга. Однако и Церковь, и сообщество служат, хотя и на разных основаниях, личному и общественному призванию одних и тех же людей. Своё служение ради всеобщего блага они будут нести тем успешнее, чем лучше они будут развивать здравое сотрудничество между собою, принимая во внимание условия места и времени... Земные вещи и то, что в человеческом положении превышает сей мир, тесно связаны друг с другом, и сама Церковь пользуется преходящими вещами, насколько того требует её собственная миссия. Но она не возлагает своих надежд на привилегии, предоставляемые гражданской властью; более того: она откажется от осуществления некоторых законно полученных прав, если будет очевидно, что пользование ими может поставить под сомнение искренность её свидетельства и если новые условия жизни потребуют иного. Однако везде и всюду пусть ей будет позволено с подлинной свободой проповедовать веру, излагать своё социальное учение, беспрепятственно осуществлять своё служение среди людей и выносить нравственное суждение, в том числе и о вещах, относящихся к политическому порядку, когда того потребуют основные права личности или спасение душ, применяя при этом все — и только те — средства, которые соответствуют Евангелию и всеобщему благу в зависимости от времени или наличных условий» (Пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et Spes", 76). Главное, чего никак не могут понять «Свидетели Иеговы» — автономия Церкви и государства не означает их взаимной изоляции и отсутствия сотрудничества. Христиане, являясь чадами Церкви, одновременно являются и членами общества, поэтому благо людей как раз и является общей платформой для содействия Церкви и государства. Ранние христиане, действительно, не были замечены в какой-либо политической активности, но не из-за того, что «политика — грязное дело», как это мнится руководителям Организации «Свидетелей Иеговы», а потому, что они подвергались гонениям со стороны властей Римской империи. Это время было крайне тяжёлым для существования христианских общин, они были гонимым и презираемым меньшинством. К тому же первоначально в среде христиан преобладали выходцы из низов общества. Однако к концу III в. н. э. ситуация начала меняться, и среди христиан появилось много состоятельных и влиятельных членов общества, крещение принимали представители высшей римской знати и образованной элиты. Следуя словам Апостола Павла «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1Кор. 7:20), они не бросали своих государственных обязанностей. Диакон Филипп, окрестив эфиопского вельможу, не велел ему оставить свой пост, не намекнул на некий «нейтралитет» (Деян. 8:26-39). Точно также и истории Иосифа (ставшего правителем Египта), Моисея (усыновлённого дочерью фараона) и Даниила (взятого на службу и занявшего высокое положение при дворе царя Навуходоносора) показывают принципиальную возможность для человека быть не только достойным представителем Божьего народа, но и полезными для своих родных, для общества и государства в целом. А из этого вытекает, что бывает политика нравственная, а бывает безнравственная. И если мы находим какого-то политического деятеля «грязным», то не потому, что он — политический деятель, а потому, что это действительно нравственно грязный человек. Ничто не препятствует участию истинных христиан в деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, политических организаций. Мало того, такое участие, если оно совершается в согласии с христианским вероучением и его нравственными нормами, является формой христианской миссии в обществе. Совершенно напрасно и необоснованно «Свидетели Иеговы» избегают и участия в выборах. В Библии нет запрещения занимать активную гражданскую позицию. Почему христианин не может путём голосования высказать своё мнение в вопросах непосредственно касающихся общества, в котором он живёт? Наш долг (даже не столько гражданский, сколько христианский) поддерживать любые нравственно оправданные начинания государства. Необоснованно жёсткую позицию занимает Организация «Свидетелей Иеговы» и в отношении участия своих членов в различных официальных и торжественных мероприятиях, где используются государственные символы: «Свидетели Иеговы считают, что преклонение перед флагом или его почитание, часто сопровождаемое гимном,— это религиозный ритуал, при котором спасение приписывается не Богу, а государству или его лидерам... Поэтому служителей Иеговы не назовешь неразумными за то, что они считают, что патриотические церемонии, в том числе почитание флага и государственные гимны, носят религиозный характер» (книга "Сохраняйте себя в Божьей любви", стр. 212, 213). С приведёнными словами трудно согласиться, поскольку флаг и гимн — это символы государства, а не религиозная атрибутика; их никто не обожествляет и им не молятся. В соответствующих Федеральных конституционных законах их статус определён однозначно, и там нет ни слова о «святыне» или чём-то подобном. Поэтому отказ членов Организации «Свидетелей Иеговы» выражать надлежащим образом (см. ст. 7 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. N 3-ФКЗ "О государственном гимне Российской Федерации") почтение и уважение государственным символам на различных официальных церемониях абсурден по своей сути, и зиждется он не на Библии, а на заблуждении идеологов Общества Сторожевой Башни. Впитав в себя из литературы Организации ошибочную мысль, будто власти установлены не Богом (как учит Апостол Павел), а сатаной, человек начинает расценивать исполнение гимна или чествование флага как служение диаволу. В общем и целом позиция Организации «Свидетелей Иеговы» в этих вопросах явно расходится с библейским учением, которое гласит: «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим. 13:7); «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» (1Тим. 2:1-3). О каком же «уважении», «чести» можно говорить, если «Свидетели Иеговы» демонстративно остаются сидеть, когда все встают на официальных мероприятиях при исполнении гимна и подъёме флага? Уважение показывают действием, а не бездействием (или — что хуже — действием, противоположным тому, которое от человека ожидалось); а иначе будет выходить, будто и любая собака, «почтительно» сидящая на газоне во время церемонии, оказывается, «проявляет уважение» к государственным символам! И что-то ни на одном собрании или конгрессе «Свидетелей Иеговы» не совершаются, по слову Апостола, «молитвы, прошения, моления, благодарения... за царей и за всех начальствующих»; вместо этого постоянно звучат призывы скорейшей гибели «злой системы вещей», куда входит, по учению Организации, и всякая власть и начальство. Это не «Свидетели Иеговы», это мормоны Наконец, в качестве последней характерной особенности истинной религии называется упование верующих на Царство Божие: «Истинные последователи Иисуса Христа возвещают о том, что Царство Бога — единственная надежда для человечества» (абзац 13). Что же, это очень хороший критерий, и, значит, католики — точно истинные последователи Иисуса, потому что именно это и провозглашают: «Церковь, сама помогая миру и вместе с тем многое от него принимая, стремится лишь к одному: чтобы пришло Царство Божие и наступило спасение всего рода человеческого» (Пастырская конституция о Церкви в современном мире "Gaudium et Spes", 45). А папа римский Павел VI в обращении о евангелизации современного мира прямо указывал, что «Церковь, проповедуя освобождение и присоединяясь к тем, кто ради него трудится и во имя его страдает... не соглашается заменить благовестие о Царстве возвещением различных типов человеческого освобождения и утверждает, что даже её вклад в освобождение будет неполным, если при этом не будет возвещаться спасение в Иисусе Христе» ("Evangelii nuntiandi", 34). Впрочем, и остальные претенденты на звание истинных христиан не отстают; Дерек Принс, один из основателей харизматического движения, пишет: «Итак, что имеет высший приоритет? — пришествие Божьего Царства. Скажу вам, что вы только тогда молитесь в полном согласии с волей Божьей, когда ваши молитвы имеют ту же самую мотивацию и ту же самую приоритетность (систему ценностей). Первое, что имеет значение — это пришествие Божьего Царства» (Принс Д., "Благая весть Царства", гл. 2). Подобные мысли обнаруживаются и в трудах иных религиозных объединений, так что Организация «Свидетелей Иеговы» снова не может похвалиться оргигинальностью в этом плане. КАК ТЫ ПОСТУПИШЬ?
На стр. 147, где помещена цветная иллюстрация идущих в неизвестном направлении радостных людей, авторами книги «Чему на самом деле учит Библия?» вновь кратко перечисляются признаки истинных христиан, которые якобы указываю прямо на «Свидетелей Иеговы». Имеет смысл ещё раз их прокомментировать, прежде чем подводить окончательный итог. Итак, «служители истинного Бога...
Это спорный признак, так как ни в одной новозаветной рукописи сакральное имя ЙХВХ не встречается, а равно и нет свидетельств, что Апостолы его возвещали и вообще хоть как-то акцентировали на нём внимание (например, Павел произносит в Афинах перед язычниками миссионерскую проповедь, в которой совсем не упоминает, что у Бога есть какое-то особенное «личное имя», без произношения которого невозможно приблизиться к Нему — см. Деян. 17:23-31). Неприятие учения о Триедином Боге также не может служить объективным критерием, но следует знать, что помимо «Свидетелей Иеговы» антитринитарных взглядов придерживается множество других религиозных объединений: движение «Исследователей Библии» (единомышленники Ч. Расселла), филиппинская «Церковь Христа», «Международный Путь», христадельфиане, толстовцы, «Церковь Бога (Седьмого Дня)» и др. Это не доказательство, поскольку любовь и взаимная поддержка царит в любом мало-мальски сплочённом коллективе. В армии не служат мормоны, толстовцы, меннониты, большинство баптистов, адвентистов, пятидесятников; они все выступают против причинения зла другим. Также многие религиозные организации участвуют в разнообразных благотворительных акциях, проявляя таким образом любовь к ближнему на деле. Так что было бы некорректно приписывать «подлинную любовь» только Организации «Свидетелей Иеговы». «Свидетели Иеговы» здесь не уникальны: о том же самом говорят все, кто признаёт Библию словом Бога. Сомнительный признак, так как «Свидетели Иеговы» под такой «отделённостью» понимают неучастие в общественной и политической деятельности страны, отказ проявлять должное уважение к государственным символам, между тем как в Библии нет подобных запретов. В Священном Писании говорится о нравственной и духовной отделённости христиан, необходимости беречься «всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской» (1Иоан. 2:15-17). Как бы то ни было, соблюдение этого пункта не проблема, поскольку в уставе (или ином официальном документе) большинства религиозных организаций закреплено положение о том, что она не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. При этом участие/неучастие отдельных членов является личным делом каждого; если кто-то хочет придерживаться «нейтралитета» — пожалуйста. И вот, когда «Свидетели Иеговы» маленько поостынут, увидев, что «заклинания» в их книге не приводят к ожидаемому результату, можно предложить им взглянуть на иную методику определения истинной религии, вкратце приведённую в самом начале этой статьи. Они наверняка согласятся, что Церковь должна быть только одна, ведь это прямо следует из библейского сравнения с Телом Христовым, в котором Он — Глава, а мы — члены. Все христианские общины, упомянутые в Новом Завете, основаны Апостолами и от них же приняли «образец здравого учения», то есть догматы веры, практику таинств, форму и порядок богослужений, систему церковной организации (2Тим. 1:13). Церковь нельзя понимать как нечто аморфное, неконкретное (например, как совокупность «искренних христиан», разбросанных по различным конфессиям), так как в этом случае получится, что её члены исповедуют взаимопротиворечивые учения, а Апостол Павел увещевал: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор. 1:10). Не могут разделённые и разобщённые части являться единым живым телом — Телом Христовым. Итак, истинная Церковь должна быть реальной, конкретной и осязаемой, имеющей чёткие границы, по которым её можно было локализовать. Она не могла существовать как бы тайно, скрытно, так как это бы противоречило словам Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф. 5:14). Апостолы и многие поколения их последователей должны исполнять Его важное задание: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Матф. 28:19,20). И уж тем более она не могла вдруг со II или IV в. н. э. загадочным образом исчезнуть, поскольку это было бы нарушением слов Христа о том, что «врата ада не одолеют её» (Матф. 16:18), «Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20). Господь ясно сказал здесь, что не покинет Свою Церковь ни на один день, на всём протяжении её истории начиная со дня Пятидесятницы, когда на учеников сошёл Дух Святой и вплоть до Страшного Суда. Не могла она и впасть в заблуждение после смерти Апостолов и их ближайших учеников, так как Христос заверил верующих: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам» (Иоан. 14:16,17,26). Следовательно, истина всегда будет пребывать в Церкви, а значит образец здравого учения будет передаваться от одного поколения христиан к другому, от учителя к ученику. А эти новые поколения христиан могли появиться не иначе, как привившись к Телу Церкви посредством таинств крещения, причащения, возложения рук (миропомазания и хиротонии) и др., совершителями которых были сначала Апостолы, а потом их ученики — епископы и пресвитеры поместных общин. Право совершать эти таинства передавалось исключительно преемственным способом: Апостолы рукополагали епископов и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов (Деян. 8:18,19; 14:23; Тит. 1:5; 1Тим. 5:22). Если цепочка, идущая от самих Апостолов, в какой-то общине прервается, то там нет больше ни законного священства, ни истинных таинств, утрачены средства освящения верующих. Поэтому с апостольских времен всегда внимательно следили за сохранением порядка: чтобы епископа рукополагал непременно истинный епископ, рукоположение которого преемственно восходит к Апостолам. Епископов, впавших в ересь или ведущих недостойный образ жизни, низлагали, и они теряли право совершать таинства или рукополагать себе преемников. А кто оглашает и утверждает истинное учение? Кто защищает от ересей? Как определить, где истина, а где ложь? Для этого обратимся к конфликту, который разгорелся в Антиохийской Поместной Церкви спустя 18 лет после Вознесения Господа. Крещёные из иудеев смущали христиан, обращённых из язычников, тем, что учили их обязательности исполнения всех предписаний ритуального закона Торы (Деян. 15 гл.). Кто же решил вопрос по существу? Кто же отстоял истину? Это сделал ни Павел, ни Варнава, ни Иоанн, ни даже Пётр; это сделал общий собор, который называется ещё Иерусалимским Апостольским Собором. На примере своих действий ученики Христа показали, как следует решать церковные вопросы и разногласия — соборно, потому Церковь зовётся не только «апостольской», но и «соборной». Вот такие соображения помогут определить истинную Церковь Божью. Итак, нам нужно найти такую Церковь, которая непрерывно существует 2 000 лет, сохраняя преемственность от Апостолов, и содержит неповреждённым чистое христианское вероучение. Огромное множество деноминаций, возникших в 13-ом или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время, сразу же отпадают. Отпадают и древневосточные церкви (Ассирийская, Армянская, Коптская, Эфиопская и некоторые другие), поскольку каждая в своё время восстала против соборных решений в области христологии, отпадает и Римско-католическая церковь, провозгласившая абсолютизм власти римских пап и начавшая единолично вводить новые учения (о чистилище, о «сверхдолжных заслугах», о епископе Рима как «наместнике Бога» и др.). Таким образом, мы приходим к заключению, что единственной истинной Церковью является Православная Церковь. На сегодняшний день она представлена 15-тью Поместными Церквями (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской и др.), находящимися друг с другом в молитвенном и евхаристическом общении и полном единстве веры. Более подробное и обстоятельное раскрытие этой темы сопряжено с исследованием ряда богословских и экклесиологических вопросов, что выходит за рамки данной работы. Желающие могут обратиться к более специализированной в этом плане литературе.
Из всего вышесказанного следует, что Организация «Свидетелей Иеговы», сколь хорошей и правильной она не казалась, не Церковь Божья; она не основана Христом, а является делом рук человеческих. Чтобы показать «Свидетелям Иеговы», как бесконечно далеки доктрины их руководителей от вероучения ранних христиан, можно зачитать «Символ веры» св. Григория Неокессарийского: В конце главы Общество Сторожевой Башни посчитало нужным деликатно предупредить своего потенциального последователя о тех отрицательных плодах, которые может принести вступление в ряды Организации «Свидетелей Иеговы»: «Некоторые, узнав о том, что ты хочешь порвать с ложной религией, могут прекратить с тобой общаться». Хотя в тексте и не указывается, кто же эти «некоторые», но из дальнейших слов о приобретении «духовных братьев и сестёр» ясно, что речь идёт о родственниках. Парадоксально то, что для представителей христианства как раз и не характерно отворачиваться от близких, если они вдруг меняют веру. Зато в Организации «Свидетелей Иеговы» это является обязательным: как только человек перестаёт разделять учения американского «верного и благоразумного раба», то ему объявляют бойкот все его бывшие «духовные братья и сёстры», включая ближайших родственников (если они являются «Свидетелями Иеговы»). Подробно этот вопрос был затронут в комментарии к предыдущей главе. В связи с этим обстоятельством, читая в 19-ом абзаце льстивые увещевания авторов, что «служа Иегове с его народом, ты обретёшь намного больше, чем можешь потерять», так и хочется продолжить эту мысль, воскликнув: «...Но если ты вдруг разочаруешься в Организации и решишь оттуда уйти, то потеряешь ВСЁ!» | |
Всего комментариев: 0 | |