Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Литургия»

Учение «Свидетелей Иеговы»: Накануне Своего ареста, отпраздновав с учениками еврейскую Пасху, Иисус Христос ввёл обычай отмечать «Вечерю Господню», или воспоминание Своей смерти. В память о том особенном ужине самые первые христиане собирались вместе на специальное ежегодное мероприятие, полное символического смысла и служащее хорошим напоминанием важности событий, связанных с жертвой Иисуса Христа. Отмечая Вечерю Господню, они следовали тому порядку, который установил Он Сам: молились и передавали друг другу незаквашенный хлеб и красное вино в качестве подходящих символов безгрешного тела Иисуса и Его пролитой крови, показывая, как высоко ценят Его жертву, и размышляя о тех благословениях, которые стали возможны благодаря ей. Однако со временем под влиянием небиблейских и языческих традиций простая и понятная каждому церемония превратилась в особую торжественную службу с запутанными ритуалами — литургию (мессу). В некоторых церквях христианского мира учат, что во время литургии происходит чудо, и хлеб и вино преобразуются в буквальную плоть и кровь Иисуса Христа. Это называется «таинством Евхаристии», во время которого священником приносится жертва Богу со стороны людей. Подобное учение не поддерживается Библией и потому не может являться чатью истинного поклонения Богу.

«Что подразумевал Иисус, когда сказал: "Сие есть Тело Моё" и "Сие есть Кровь Моя"? (...) Выражения, которые в СП звучат как "сие есть Тело Моё" и "сие есть Кровь Моя", в НМ переводятся как "это означает моё тело" и "это означает мою кровь". Такой перевод согласуется с тем, что говорится в контексте, в стихе 29 (СП): "Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего" (курсив наш.— Ред.). ПЕК, РВ, СоП также показывают, что Иисус назвал содержимое чаши "плодом виноградным", и это было сказано уже после того, как Иисус сказал: "Сие есть Кровь Моя"»

В данных словах Господь Иисус Христос никоим образом не указывает на некий символизм, но говорит о Своём подлинном присутствии в установленном Им таинстве. Само построение фразы довольно примечательное: дело в том, что греческое слово «τουτο» (т. е. «сие», «это»), указывающее на подаваемые ученикам объекты, является местоимением среднего рода, и поэтому относится не к хлебу и вину (греч. «αρτος» и «οινος» соотвественно — оба мужского рода), но к Телу (сущ. «σωμα» — средний род) и Крови (сущ. «αιμα» — средний род) Спасителя. Поэтому глагол-связку «εστιν» в Его словах следует понимать не в смысле «означает» или «символизирует», а в обычном и прямом значении — «есть», «является». Контекстуально «символический подтекст» слов Христа не подтверждается: Он не говорит, что хлеб и вино Евхаристии являются просто символами. Таких выражений нет в Священном Писании, и странно, что «Свидетели Иеговы» ратующие обычно за «библейскость» богословской терминологии, этого не замечают. Общество Сторожевой Башни ссылается на слова 29-го стиха в качестве доказательства того, что в чаше даже после произнесения Христом тайноустановительных слов по-прежнему находилось вино. Однако этот аргумент совершенно рушится при рассмотрении более детального описания Тайной Вечери у евангелиста Луки: «И когда настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть её, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:14-20). Из этой цитаты прекрасно видно, что на столе было, как минимум, две чаши: первая — с обычным вином (как частью ветхозаветной Пасхи), а вторая — с вином претворённым в пречистую Кровь Спасителя. Слова Господа о «плоде виноградном» относятся именно к первой чаше и означают, что Он не будет пить вина вместе с учениками до Своего воскресения («Царством называет здесь Воскресение, так как воскресши из мёртвых, Он воцарился над смертью. После же Воскресения Он опять ел и пил с учениками Своими, уверяя их таким образом, что Он есть Тот Самый, Который пострадал (Деян. 10:40-41), но пил уже "новое вино", то есть пил новым некоторым и необыкновенным образом, ибо имел Плоть уже не страдательную и нуждающуюся в пище, а нетленную и бессмертную», — блаженный Феофилакт Болгарский). Немаловажным обстоятельством является то, что на Тайной Вечере произошло заключение нового завета взамен прежнего, который был заключён Богом с израильским народом у горы Синай. Однако тогда люди стали участниками завета после окропления их жертвенной кровью (см. Исх. 24:7-8). Это обязательное требование при заключении завета. Если же на Тайной Вечери не произошло чуда пресуществления, если на ней не было жертвенной Крови Агнца Божьего, то получится, будто Христос устроил профанацию — новый союз с Богом был провозглашён, но не скреплён должным образом. Апостолы реально так и не вступили в него; они «воспев, пошли на гору Елеонскую», а после и вовсе разбежались (Матф. 26:30, 56). «Свидетели Иеговы», быть может, укажут на чашу с вином, но если оно — только символ, то не будет ли и заключённый с его помощью завет всего лишь тенью да символом? Если достаточно «символа», то почему народ еврейский был окроплён не символом, но настоящей кровью жертвы? Эти вопросы не находят удовлетворительного ответа в рамках учения Организации «Свидетелей Иеговы».

«Посмотрим на выражения "сие есть Тело Моё" и "сие есть Кровь Моя" в свете живого образного языка, характерного для Библии. Например, Иисус говорил: "Я — свет миру", "Я — дверь овцам", "Я есмь истинная виноградная лоза" (Иоан. 8:12; 10:7; 15:1, СП). Ни одно из этих выражений не подразумевает какого-либо чудесного перевоплощения, не так ли?»

Безусловно, в Своих речениях Господь Иисус Христос нередко употреблял различные иносказания, образы и притчи. Однако каким образом это доказывает, что и тайноустановительные слова были произнесены с использованием «живого образного языка»? В выражениях, на которые указывает Общество Сторожевой Башни, Сын Божий соотносит Свою личность с опредёленными неодушевлёнными понятиями, выражающими смысл Его жизни и миссии в виде очевидной метафоры. В случае же со словами «сие есть Тело Моё» и «сие есть Кровь Моя» подобная очевидность отсутствует, особенно учитывая, что одним из чудес Господа, зафиксированным на страницах Евангелия, является превращение воды в вино (см. Иоан. 2:1-11). Возникает вопрос: почему же Он не мог с той же властью обратить вино в Свою пречистую Кровь, а хлеб — в Свою безгрешную Плоть? И разве во время кульминации той Вечери, когда Христос заключил новый завет, Его речь не должна быть предельно ясна и открыта, без двусмысленностей? Разве не это требуется всегда при заключении важных договоров и соглашений? Выразить полный «символизм» можно было гораздо более определёнными словами, например: «Примите сей хлеб словно Тело Моё» или «Даю вам это вино в знак Моей Крови изливаемой». И та, и другая фраза были бы одинаково хорошо поняты и восприняты людьми того времени. Но Христос сказал иначе, Он сказал прямо: «Сие есть...». Как можно было ещё яснее выразить ту истину, что под видами хлеба и вина Он преподал Апостолам Свои подлинные Тело и Кровь? Если бы нужно было понимать Его слова иносказательно, то Он бы на это указал. Следует также принять во внимание, что Апостол Павел назвал разламываемый Господом хлеб Вечери Его «Телом ломимым» (1Кор. 11:24), однако ни на Голгофе, ни после неё Тело Христа никто не ломал, ни одна Его кость не сокрушалась (Иоан. 19:36). Поэтому фразу «сие есть» нельзя понять как «сие означает». Хлеб не мог «означать» или «символизировать» то, чего так и не произошло! Следовательно, по убеждению Апостола Павла, под видом хлеба разламывалось и вкушалось действительно настоящее Тело Иисуса Христа.

«В 1 Коринфянам 11:25 (СП) апостол Павел писал о Тайной вечере и передал те же мысли другими словами. Вместо того чтобы процитировать то, что сказал о чаше Иисус: "Пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета", Павел написал следующее: "Сия чаша есть новый завет в Моей Крови". Это, конечно же, не означало, что чаша каким-то чудесным образом превратилась в новый завет, или соглашение. Разве не разумно заключить, что содержимое чаши символизировало кровь Иисуса, посредством которой вводилось в действие новое соглашение?»

Довод Общества Сторожевой Башни не представляется убедительным, но прежде чем дать необходимое пояснение по рассматриваемому библейскому отрывку, определим, что подразумевает Апостол под словом «чаша». В 26-ом и 27-ом стихах он использует выражение «пить чашу». Ясно, что речь идёт о питии не самого сосуда, а его содержимого. Следовательно, и предыдущем стихе выражение «сия чаша...» нужно понимать как «сие содержимое чаши», то есть в интересующем нас стихе говорится не о сосуде, а о том, что в нём находится, что его наполняет. И если бы Апостол Павел написал только «сия чаша есть завет» и на этом остановился, то метафорическая интерпретация Общества Сторожевой Башни могла бы иметь место. Но что в действительности написано в священном тексте? «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови» (1Кор. 11:25), так что даже при самом строгом и буквалистском подходе невозможно не заметить, что здесь содержимое чаши всё-таки названо Кровью Христовой (о вине, кстати, ни слова не сказано). Вообще же весь фрагмент 1Кор. 11:23-30, в котором Апостол Павел объясняет, с каким благоговением и предварительным самоиспытанием христианам следует приступать к Святому Причастию, свидетельствует не пользу учения «Свидетелей Иеговы». В нём подчёркивается, что Евхаристия это не простая пища и питиё, но принятие истинных Тела и Крови Христовых, недолжное отношение к которым оказывается даже причиной смерти. Если же, как утверждают «Свидетели Иеговы», христиане вкушают обычные хлеб и вино, то непонятно, как неподобающее отношение к продуктам питания может вызвать болезнь или смерть.

Остаётся только привести ещё одно место о Святом Причастии: из предыдущей главы того же послания Апостола Павла, где он говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» (1Кор. 10:16-18). Здесь Апостол прямо говорит, что в таинстве Евхаристии христиане приобщаются не «символа», а самих Тела и Крови Христовых, ведь греческое слово «κοινωνια» означает «(со)участие, общение, связь». То есть, вкушая от Святых Даров, христиане приобщаются, сообщаются, становятся частью, соединяются с Телом и Кровью Спасителя, что было бы невозможным, если на столе и в чаше были бы лишь хлеб и вино. И потом, о каком же «одном хлебе» говорит в этом отрывке Апостол Павел? Ведь для Литургии в храмах по всему миру используются многие хлеба, и если бы никакого пресуществления Даров не происходило, то они так бы и оставались «многими хлебами». Но из рассмотренных слов следует, что христиане причащаются действительно одного Хлеба, «Хлеба Небесного», Который есть Сам Господь Иисус Христос (Иоан. 6:48-51), подающий нам в таинстве Свои пречистые Тело и Кровь. Само сравнение приобщения чад Церкви Христовым Телу и Крови с поеданием израильтянами ветхозаветных жертв весьма красноречиво свидетельствует против «метафорической» позиции Общества Сторожевой Башни. Так что напрасно оно хочет найти опору своего заблуждения в словах Апостола Павла, чьи слова о Евхаристии говорят нам в пользу реального, а не символического Причастия Господу Иисусу Христу.

«Означало ли это, что ученики должны были буквально есть плоть и пить кровь Иисуса? Если бы это было так, то Иисус подталкивал бы их к нарушению Закона, который Бог дал народу Израиль через Моисея. Этот Закон запрещал употреблять в пищу кровь (Лев. 17:10—12). Иисус не побуждал своих слушателей преступать Закон. Наоборот, он строго предостерегал их от нарушения хотя бы одного из требований Закона (Матф. 5:17—19)»

Увы, но эта псевдобиблейская аргументация имеет лишь видимость истины. Дело в том, что Моисеев Закон запрещал вкушение крови животных, но не людей:
«Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Моё на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю её из народа её, потому что душа тела в крови, и Я назначил её вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает» (Лев. 17:10-11) [Господь указывает, что кровь предназначена не для еды, а для жертвенника. Распространить эти слова на человеческую кровь означало бы признать, будто Бог одобряет и даже призывает израильтян совершать человеческие жертвоприношения. Но Господь в Своём слове неоднократно и ясно даёт понять, что Ему неугодна подобная практика (Втор. 12:31; Иер. 32:35; Пс. 105:37-40). Значит, под «какой-нибудь кровью» в указанном отрывке понимается кровь разного рода животных, а не человека]
«...Потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови. Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови её и покрыть её землёю» (Лев. 17:12-13) [Здесь также речь идёт не о человечьей, а о животной крови. Более того, круг сужен до кошерной живности: «зверя и птицы, которую можно есть». Запрета на вкушение крови человека в этих словах не обретается]
«Это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; никакого тука и никакой крови не ешьте» (Лев. 3:17) [Вся глава посвящена правилам принесения Господу «мирной жертвы» и описывает действия священников и левитов с мясом жертв из крупного и мелкого скота. Ссылаться на данный стих, вырванный из контекста, для доказательства Божьего запрета на вкушение человеческой крови — означает выдавать желаемое за действительное]
«Если далеко будет от тебя то место, которое изберёт Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь, как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей (...) только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом; не ешь её: выливай её на землю, как воду» (Втор. 12:21-24) [Контекст показывает, что и в данном случае повеление Господа «не есть крови» относится к употреблению в пищу животных — «крупного и мелкого скота». Речи о человеческой крови в этих словах нет]
Почему же в отсутствие конкретного запрета в Священном Писании израильтяне тем не менее не имели обычая пить человеческую кровь? Потому что подобная практика сопряжена с нарушением других Божьих повелений: например, с запретом на убийство (Лев. 24:17), на намеренное нанесение ран (Втор. 14:1) или с указаниями о женской нечистоте (Лев. 15:19-30). Однако в случае с таинством Евхаристии ничего из вышеперечисленного не нарушается, поскольку причастники получают Тело и Кровь Христовы благодаря чуду: они при этом никого не убивают и не калечат. Таким образом, довод Общества Сторожевой Башни оказывается полностью несостоятельным. Апостолы, причастившись на Тайной Вечере пречистых Тела и Крови Иисуса Христа под видом хлеба и вина, не нарушили библейских запретов, данных Богом израильскому народу.

«Значит, Иисус подразумевал, что ученики должны были есть и пить в переносном смысле, проявляя веру в искупительную жертву, которую ему предстояло принести, отдав свою совершенную человеческую жизнь. (Сравни Иоанна 3:16; 4:14; 6:35, 40.)»

Не следует «Свидетелям Иеговы» навязывать свои измышления Священному Писанию: в переносном смысле выражение «есть плоть» означает причинение великой обиды, злословие и притеснение (см. Пс. 26:2; Иов. 19:22; Мих. 3:3; Гал. 5:15). Поэтому если допустить, будто Христос выразился фигурально, то получится, что Он обещал вечную жизнь тем, кто будет Его хулить и преследовать! Разве не безумно подобное толкование? Выражение же «пить чью-либо кровь» в переносном значении и вовсе не встречается в Библии (хотя мы в быту его и употребляем, равно как и эпитет «кровопийца», вот только означает оно, опять же, причинение кому-либо мучений). Откуда же «Свидетели Иеговы» взяли для слов Христа такое переносное значение — «проявлять веру»? Его не знают ни древние пророки, ни святые Апостолы. «Свидетели Иеговы» просто выдумали это новое, удобное для них значение, дабы легче было оправдать собственное лжеучение. Но в словах Господа не видно и намёка на метафору: «Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питиё» (Иоан. 6:55). То есть Плоть и Кровь Христа не образно (как превратно толкуют «Свидетели Иеговы»), а истинно, подлинно, на самом деле являются пищей и питьём для верующих. Потому-то иудеи и начали роптать и возмущаться, а часть учеников даже покинула Его и уже более не ходила с Ним. Они оказались неспособными на подвиг веры и поэтому недоумевали: «Как Он может дать нам есть плоть Свою?» (Иоан. 6:52). Рядом с Христом остались только те, кто поверил, что Он действительно может преподать им Свою Плоть и Кровь не в переносном, а в прямом смысле слова. Они не знали, как именно это станет возможно, — велит ли Он им заколоть Себя или станет отрезать от Себя части и кормить ими — они не знали, но вместо того, чтобы позволить затуманить слова Господа пустыми рассуждениями собственного несовершенного разума, приняли их при всей непостижимости.

«Иисус сказал: "Сие творите в Моё воспоминание" (Луки 22:19, СП; 1 Кор. 11:24, СП). В РВ, СРП в Луки 22:19 говорится: "Делайте так в память обо Мне". В ПЕК написано: "Делайте это в воспоминание о Мне". Иисус не сказал, что своими действиями на Тайной вечере он приносил себя в жертву или что его ученики должны были обновлять его жертву.
Евр. 9:25—28, СоП: "Он вознёсся не для того, чтобы снова и снова приносить Себя в жертву подобно тому, как [иудейский] первосвященник каждый год входит в Святое Святых, неся с собой не свою кровь. Иначе Ему бы надлежало приносить Себя в жертву великое множество раз с сотворения мира. Сейчас же Он явился... однажды и навечно, чтобы покончить с грехом, принеся Себя в жертву. И подобно тому, как умирают только один раз и предстают перед судом, Христос принёс Себя в жертву только однажды"»

Нужно быть очень плохо знакомым с каноническим текстом Нового Завета, чтобы на полном серьёзе отрицать жертвенное значение Евхаристии. О чём же, если не о жертве, свидетельствуют слова Христа: «Тело Моё, за вас ломимое» (1Кор. 11:24), «Кровь Моя... за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:28), «...за вас предаётся... за вас проливается» (Лук. 22:19-20)? Обратите внимание, Господь не сказал: «Кровь Моя, которая прольётся» или «Тело, которое будет предано за вас», но — «Кровь, которая за вас проливается» и «Тело, которое за вас предаётся» (т. е. прямо сейчас, на Вечери). Значит, в уже тогда, в Сионской горнице произошло нечто такое, что актуализировало ту жертву, которая хронологически должна была принестись в ближайшем будущем на Голгофе. Апостол Павел также учит о жертвенном аспекте Божественной Евхаристии. Так, предостерегая христиан Коринфа от идолослужения, он рассматривает в смысловой параллели жертвы языческие (приносимые за трапезой бесовской не Богу, а бесам) и евхаристические чашу и хлеб, чем ясно показывает, что Евхаристия есть жертва истинная, совершенная, приносимая Богу (1Кор. 10:14-21). И в связи с этим следует кое-что пояснить, дабы развеять заблуждения «Свидетелей Иеговы». Согласно православному понимаю таинства Евхаристии, во время литургии происходит не повторение Христовой жертвы, но приобщение к ней. Мы не пытаемся воссоздать её или «обновлять» (это невозможно) — мы просто присоединяемся к ней. Как? Мистически, то есть через таинство, сверхъестественным образом. И благодаря милости Иисуса Христа мы можем участвовать именно в той же Тайной Вечере, что и Апостолы много веков назад. Нам не нужно ещё раз совершать жертву, нет необходимости ещё раз умертвлять Агнца. Наша жертва состоит в том, что наше приношение — хлеб и вино — становятся истинным Телом и Кровью Агнца, закланного на Голгофе, а ныне пребывающего на небесах.

При этом во время Литургии происходит также и воспоминание Христа-Вседержителя, искупившего Своим подвигом грехи мира. Непонятно, почему Общество Сторожевой Башни видит какое-то противоречие между этими аспектами одного действа. На Литургии православные христиане вспоминают Рождество Иисуса Христа (во время проскомидии), Его земное служение среди людей (при чтении Евангелия), Его вольные страдания и смерть (при приготовлении агничной просфоры), погребение (при внесении Святых Даров в алтарь и закрытие царских врат), славное Воскресение (во время открытия царских врат и выноса Святых Даров) и, наконец, Вознесение на небеса (при благословении молящихся евхаристической чашей в конце Литургии). Таким образом, чинопоследование Литургии изображает всю историю нашего спасения, однако было бы ошибкой считать, будто только этим и исчерпывается происходящее на ней.

«Является ли всё это просто "непостижимой тайной"?
В Библии действительно говорится о Божественных тайнах, или священных тайнах. Но ни одна из них не противоречит ясно изложенным библейским истинам»

Да, нам не открыто, как это происходит. Чтобы приобщиться этому Божественному Дару, каждый христианин должен явить личный подвиг веры — без совершенно напрасных попыток рационального обоснования и суетных человеческих умствований принять верой слова Спасителя: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нём» (Иоан. 6:53–56). Вкушая Евхаристию, христиане вступают в теснейшее единение с Господом и становятся участниками бессмертия и вечной блаженной жизни. И мы не видим, каким образом это великое Божье таинство противоречит «ясно изложенным библейским истинам».

«Все ли упоминания в Библии о "преломлении хлеба" подразумевают, что это делалось в память о смерти Христа? (Деян. 2:42, 46; 20:7, СП). Иисус "преломлял хлебы" во время еды и до Тайной вечери (Мар. 6:41; 8:6, СП). Хлеб, который ели евреи в те времена, отличался от хлеба, к которому многие привыкли сегодня. Во время еды его обычно разламывали или отрывали от него куски»

Общество Сторожевой Башни предлагает настолько несерьёзную аргументацию, что складывается впечатление, будто её авторы, осознавая несостоятельность собственной теории, просто озвучивают первые пришедшие в голову мысли в надежде, что это кого-то, может быть, убедит. Хлеб в те времена действительно преломляли во время трапезы, но почему связанный с этим действием глагол в среде христиан не мог приобрести ещё и новый, специфический смысл? Полезно рассмотреть в качестве примера греческое слово «βαπτιζω», означающее «погружать, окунать, омывать». Оно используется в Священном Писании для обозначения иудейского обряда очищения (Лук. 11:38-39), обычного погружения в водоём (4Цар. 5:14, LXX), а также ритуала, который совершал пророк Иоанн Предтеча (Марк. 1:4-5). Но в среде христиан глагол «βαπτιζω» приобрёл вполне определённый основной смысл — христианское крещение, совершаемое во имя Отца, Сына и Святого Духа (Матф. 28:19). Не произошло ли то же самое и с «преломлением хлеба»? Не появилось ли после известных евангельских событий у этого выражения нового, сугубо христианского значения? Библия не даёт оснований это отрицать: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деяния 2:42,46). Обратите внимание, что совместное преломление хлеба здесь упоминается в контексте сугубо духовных дел: посещения храма, молитв, апостольского научения. Для чего первые христиане специально собирались вместе — для того, чтобы покушать? Научный сотрудник Центра Апологетических Исследований Дмитрий Розет отмечает нелепость подобной точки зрения: «Чем занимались первые христиане? Ежедневно ходили в храм, где вместе принимали пищу, а потом ещё дома насыщались "с искренностью сердца"! Необыкновенно насыщенная гастрономическая жизнь». Не менее абсурдно будет выглядеть и попытка представить событие, описанное в Деян. 20:7-12, как обычный ужин, на который был приглашён Апостол Павел. Из повествования следует, что вечер был прерван трагическим происшествием — один юноша уснул и выпал из окна. По версии «Свидетелей Иеговы», Апостол Павел, едва только проверив состояние пострадавшего и убедившись, что тот жив, поднялся наверх в горницу и как ни в чём не бывало «преломил хлеб, начал ужинать» (Деян. 20:11, ПНМ). Комментируя этот эпизод и его интерпретацию «Свидетелями Иеговы», Дмитрий Розет иронически замечает: «Поистине, даже жизнь и смерть отступали перед важностью своевременного принятия пищи!». Далее он приводит иной взгляд на этот библейский отрывок, объясняя его в контексте Евхаристии: «Поведение Павла оправдано и объяснимо лишь в том случае, если только он, убедившись, что юноша жив, вернулся в комнату не затем, чтобы подкрепиться, а чтобы продолжить начатую Вечерю — событие настолько важное и значимое, что даже столь трагическая случайность не могла ему помешать». И исторические источники действительно подтверждают то, что практика совместных встреч для вкушения Святой Евхаристии была довольно частой у первых христиан (см. статью «Вечеря воспоминания (Вечеря Господня)»).

«Иисус не указал, как часто нужно отмечать Вечерю воспоминания его смерти. Однако он ввёл её в день еврейской Пасхи, вместо которой его ученики стали отмечать Вечерю воспоминания смерти Христа. Пасху праздновали один раз в год, 14 нисана»

Да, Иисус Христос не оставил инструкции, как часто должны были верующие в Него собираться вместе ради Святого Причастия, но если учесть, что традиционно у евреев существовал специальный день, в который они могли отвлечься от своих дел и посвятить его Господу, устроив «священное собрание» (Лев. 23:3), то есть собрание всех членов общины для богослужения, то отсюда можно заключить, что и у древних христиан должен быть подобный день для совместных встреч и воспоминания Господа. А поскольку из Библии известно, что они имели привычку собираться в «первый день недели», то есть по воскресеньям (Деян. 20:7; 1Кор. 16:2), у нас есть все основания полагать, что древние Литургии совершались, как минимум, один раз в неделю. В пользу этого говорят и слова Апостола Павла: «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю (...) Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню; ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается (...) Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите» (1Кор. 11:18-33). Очевидно, что в этом отрывке он рассуждает о регулярных собраниях христианской общины, а не о некоем событии, устраивавшемся лишь раз в год.

Довод о совпадении иудейской Пасхи и Тайной Вечери с далеко идущими из этого факта выводами откровенно слабоват. Ведь и Дух Святой излился на христиан в определённый день — на праздник Пятидесятницы, но из этого совпадения никто не додумался вывести заключение, будто схождение Духа на членов Церкви и впредь должно происходить строго ежегодно, в этот самый день!

«Приносит ли пользу совершение литургии душам умерших?»

«Веруем, что (...) души людей, впадших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но ещё раз до разлучения с настоящею жизнью покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (каковы: молитвы, слёзы, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним, что всё Кафолическая Церковь с самого начала признает Богоугодным и благопотребным), души таких людей нисходят в ад и терпят за учинённые ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, облегчения от них. Облегчение же получают они по бесконечной благости чрез молитвы Священников и благотворения, совершаемые за умерших; а особенно силою бескровной Жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого Христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь» ("Послание восточных Патриархов о Православной вере 1723 г."). На Литургии, после причащения всех мирян, священник опускает в евхаристическую чашу небольшие, вырезанные из литургического хлеба части, с молитвой, чтобы Господь Своей священной Кровью очистил грехи всех, за кого были вырезаны эти части. Конечно, сами умершие не могут изменить уже своего положения, но это может сделать Тот, Кто имеет «ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Моисей молил Бога о помиловании целого народа — и был услышан. И праведный Иов возносил за всех своих сыновей молитвы и всесожжения. Если прошения и жертвы ветхозаветных мужей были столь действенны, то что же следует сказать о молитве всей возлюбленной Церкви Божьей, притом сопровождающейся самым могущественным средством очищения людских грехов — Бескровной Жертвой? До Страшного Суда судьба каждого человека ещё окончательно не определена (а иначе сам Суд не имел бы смысла), поэтому мы и молим Бога о помиловании и спасении наших близких, умерших с покаянием, в вере и надежде воскресения и будущей вечной жизни. См. также статьи «Дух», «Душа».

---
Вера древних христиан:
«Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида и Авраама. И пития Божия желаю, крови Его, которая есть любовь нетленная и жизнь вечная»
(св. Игнатий Антиохийский, "Послание к Римлянам", I-II век)

«Посмотрите же на тех, которые иначе учат о пришедшей к нам благодати Иисуса Христа, как они противны воле Божией! У них нет попечения о любви, ни о вдовице, ни о сироте, ни о притесняемом, ни об узнике, или освобождённом от уз, ни об алчущем или жаждущем. Они удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил, по Своей Благости»
(св. Игнатий Антиохийский, "Послание к Смирнянам", I-II век)

«Пища эта у нас называется Евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живёт так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это, не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питьё: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божьим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть — как мы научены — Плоть и Кровь того воплотившегося Иисуса»
(св. Иустин Мученик, "Апология I", II век)

«И от Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьёт, кроме крещённых во имя Господне, ибо и о сём сказал Господь: не давайте святыни псам [...] В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша. Ибо о ней сказал Господь: на всяком месте и во всякое время (должно) приносить Мне жертву чистую, потому что Я Царь великий, говорит Господь, и имя Моё чудно в народах»
("Дидахе", I-II век)

«Ибо как хлеб от земли, после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей из земного и небесного; так и тела наши, принимая Евхаристию, не суть уже тленные, имея надежду воскресения»
(св. Ириней Лионский, "Обличение и опровержение лжеимённого знания", II век)

«В субботу и воскресенье епископ, если может, своей рукой пусть раздаёт всему народу Причастие, в то время как диаконы преломляют [хлеб]; и пресвитеры пусть отломят [себе] печёного хлеба. Когда диакон принесёт пресвитеру [Причастие], то протягивает сосуд, и пресвитер сам принимает [Причастие] и своею рукой раздаёт народу. В другие же дни пусть причащаются согласно указанию епископа (...) Пусть каждый стремится к тому, чтобы язычник не вкушал от Евхаристии, также ни мышь, ни другое животное, и чтобы ничто не упало и не погибло от неё. Ибо это — Тело Христово для вкушения верующим, и оно не должно быть пренебрегаемо. Благословляя чашу во имя Божие, ты принял её как вместообразное Крови Христа. Поэтому не проливайте, чтобы вследствие твоего пренебрежения не слизнул бы это чуждый дух. Ты будешь судим за Кровь, как тот, кто презрел то, что искуплено»
(св. Ипполит Римский, "Апостольское предание", II-III век)

«Христос есть Хлеб Жизни, и этот Хлеб не всех, но только наш. Как говорим мы: "Отче наш", потому что Бог есть Отец познающих Его и верующих, так и Христа называем нашим хлебом, потому что Он и есть хлеб тех, которые прикасаются Телу Его. Просим же мы ежедневно, да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова, как Господь говорит в наставление наше: "Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира" (Ин. 6, 51). Когда Он говорит, что ядущий от хлеба Его жив будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию. Итак, должно бояться и молиться, да не отделится кто-либо от Тела Христова, подвергшись запрещению, и не удалится от спасения, как угрожает Господь, говоря: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6, 53). Потому-то мы и просим ежедневно, да дастся нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во Христе, не удалиться от освящения и от Тела Его»
(св. Киприан Карфагенский, "О молитве Господней", III век)

«Теперь же посмотрим, исходя из собственно христианских оснований, какие преимущества имеет у Бога эта хрупкая и нечистая субстанция... Плоть омывается, чтобы душа очистилась, плоть помазывается, чтобы душа освятилась, плоть знаменуется, чтобы душа укрепилась, плоть осеняется возложением рук, чтобы душа осветилась духом, плоть питается Телом и Кровью Христа, чтобы и душа была питаема Богом»
(Тертуллиан, "О воскресении плоти", III век)

«Таинство Евхаристии, которое Господь повелел всем совершать во время принятия пищи, принимаем исключительно из рук предстоятелей»
(Тертуллиан, "О венце воина", III век)

«Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: "Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный" (Ин. 6:54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого»
(св. Василий Великий, "Письмо к Кесарии, жене патриция, о приобщении", IV век)

«Освятив себя духовными сими песнями, молим Человеколюбца Бога, да ниспошлёт Святого Духа на предлежащие дары: да сотворит хлеб убо тело Христово, а вино кровь Христову. Ибо всеконечно то, чего коснётся Дух Святый, освящается и прелагается... От Причастия сами себя не отлучайте»
(св. Кирилл Иерусалимский, "Поучение тайноводственное пятое", IV век)

«Возможно ты скажешь: "Это обычный хлеб". Но этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения. Как только наступит время освящения, из хлеба он станет Телом Христовым. Давайте же докажем это. Как этот хлеб может быть Телом Христовым? А освящение совершается какими словами и чьими речами? Господа Иисуса (...) А если в слове Христа столь великая сила, что произошло то, чего прежде не было, то насколько действенней это слово в том, чтобы уже существующее преложить в иное (...) Итак, я отвечаю тебе: хлеб не был Телом Христовым прежде освящения, но после освящения, говорю тебе, это уже Тело Христово. Он сказал, и стало; Он повелел, и создалось»
(св. Амвросий Медиоланский, "Огласительные поучения", IV век)

«И так как мы говорим о Теле Его, то приобщающиеся Тела и пьющие Кровь Его — помните, что мы приобщаемся тела нисколько не различного от того Тела, которое восседит горе, которому покланяются Ангелы, которое находится близ нетленной Силы, — это именно (Тело) мы вкушаем»
(св. Иоанн Златоуст, "Беседы на Послание к Ефесянам", IV век)

«Если Бог и Спаситель наш, вочеловечившись, открыл нам, что Всесвятый Дух восполняет Собою Божественную Троицу, в призывании во время Крещения сопричисляется к Отцу и Сыну как освобождающий от грехов и на таинственной Трапезе простой хлеб делает собственным Телом воплощения Христова, то как же ты, повреждённый в уме, учишь, будто бы Дух Святый создан или есть тварь и естества рабского, а не сродствен Владычней зиждительной и царственной Сущности и не единосущен с Нею?»
(преп. Исидор Пелусиот, "Письмо к монаху Марафонию", IV-V век)

Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (03.04.2016)
Всего комментариев: 0