Главная » Статьи » Библия и СИ |
Учение «Свидетелей Иеговы»: Душа — это сам человек или животное, а не что-то внутри тела, что продолжает жить после смерти. Из Библии видно, что человеческая душа может работать, испытывать чувство голода, есть, подчиняться властям и прикасаться к трупу и т. п. Всё это делает сам человек, а не какая-то его «часть». Нигде в Библии не встречается выражение «бессмертная душа», но, напротив, в ней часто говорится, что душа может умереть, что она смертна. Иногда слова «душа» и «жизнь» употребляются в Писании как синонимы, и это помогает понять такие выражения, как «выходила душа» или «отдать душу»: они просто указывают на то, что жизнь человека оборвалась. «Быт. 2:7: "Иегова Бог образовал из земной пыли человека и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и человек стал живой душой". (Обратите внимание, здесь не говорится, что человеку была дана душа, а сказано, что он стал душой, то есть живым существом.) (Словом "душа" здесь переведена форма еврейского слова нефеш. В СП, ПАМ, Шф — "душа"; в СоП, Тх, СмП — "существо".)» Не совсем понятно, каким образом стих Быт. 2:7 подтверждает точку зрения Организации «Свидетелей Иеговы», ведь в нём как раз и показано, что самим своим происхождением человек отличается от прочего животного мира. Появление зверей описывается в Писании так: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку» (Быт. 2:19). Ни здесь, ни где-либо ещё не говорится, будто Бог, сотворяя животных, что-то «вдыхал» в их тела. Этот особый творческий акт относится в Писании только к человеку, следовательно, уравнивать людей с другими живыми существами было бы некорректно. В его составе есть не только телесное (то, что взято из праха земного), но и нечто бестелесное, невещественное, чего нет у животных. Вот это «нечто» и принято называть «душой» (или «духом», «сознанием», «разумом» или ещё как-то — термины могут быть разными, но их суть одна). В Библии человек действительно называется «душой», однако этот факт, как ни странно, как раз свидетельствует в пользу христианской антропологии. Ведь и в обыденной речи мы говорим о ком-то «ну, ты — голова» или «он — золотые руки», вовсе не подразумевая, будто он целиком и есть голова или руки и никаких других частей не имеет. Мы просто выделяем нечто главное, существенный признак или важную часть и переносим её название на всего человека. «1 Пет. 3:20: "В дни Ноя... немногие, то есть восемь душ, были спасены через воды". (Словом "души" здесь передано греческое слово психе, стоящее во множественном числе. В СП, РВ, ПЕК, СРП, ВоП — "душа"; в СоП, СмП — "человек".) Не вызывает никаких возражений, что слово «душа» в Священном Писании употребляется иногда и в значении живого существа вообще и даже жизни. Однако из этого, разумеется, не следует, что оно не может обозначать «некую духовную субстанцию». Крайне безрассудно было бы, например, на основании использования в Писании слова «плоть» (евр. «בשר») в значении биологического родства (Быт. 29:14; 37:27; Суд. 9:2,3) и человека в целом (Быт. 6:12,13; Пс. 64:3; Ис. 66:16) доказывать, что человек на самом деле бесплотен! Тем паче, что в Библии предостаточно стихов, где это слово обозначает именно буквальную плоть (Втор. 28:53; Иов. 2:5; Пс. 62:2; Иез. 37:8 и т. д.). Но ведь как раз этим и занимаются все «Свидетели Иеговы», когда речь заходит о душе: выделяя из всего спектра значений лишь те, которые им удобны, они затем пытаются свести к ним и все остальные употребления этих слов, что ведёт к явному насилию над священным текстом. Попробуйте, например, в нижеприведённых цитатах вместо слова «душа» подставить «жизнь», «дыхание» или «человек»: «Где в Библии говорится о том, что животные — души?» В Библии не говорится, что «животные — души», но животные иногда называются «душами». Это не одно и то же. Писание и человека называет «прахом и пеплом» (Быт. 18:27) или даже просто «прахом» (Быт. 3:19), но это же не означает, что он в буквальном смысле является кучей чернозёма! Чтобы не попасть впросак, как «Свидетели Иеговы», необходимо научиться различать буквальное и метафорическое употребление слов в Священном Писании. Это возможно только в лоне Святой Соборной Апостольской Церкви, ибо она есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) и как верная хранительница и толковательница Божественного Откровения имеет власть и способность провозглашать (в лице своих представителей — церковных пастырей) Божье учение, истинное богословие и догматы веры, благодаря постоянно пребывающему в ней Духу Святому: «Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землёй. "И сказал Бог: да произведёт вода душу живую... рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведёт земля душу живую... скотов, гадов, зверей... по роду их: и стало так" (Быт. 1:20-24). И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог "вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт. 2:7). Это "дыхание жизни" и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию её с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу» (прот. Серафим Слободской, "Закон Божий", 2009 г., стр. 119). Итак, слова 1-ой главы книги Бытия о сотворении животного мира следует понимать не так, что сами животные и являются «душами», но они названы этим словом, поскольку имеют в себе душу, оживляющую их телесный состав. Наличие души у животных подтверждается и авторитетом Священного Писания: «А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу» (Быт. 1:30) — здесь душа не отождествляется с живым существом, которому принадлежит; «Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и всё одушевлённое умерло в море» (Откр. 16:3) — «одушевлённое», то есть имеющее в себе душу; «Праведник милует души скотов своих» (Прит. 12:10, церк.-слав.) — у домашнего скота есть душа. Напрасно представители Общества Сторожевой Башни апеллируют к терминологической общности, присутствующей в Священном Писании относительно человеческих и животных душ. Еврейское слово, переводимое как «душа», применяется в Библии и по отношению к Богу: «Он твёрд, — сказал Иов о Всевышнем, — и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его» (Иов. 23:13). И Сам Господь через пророка говорит: «Истреблю трёх из пастырей в один месяц; и отвратится душа Моя от них, как и их душа отвращается от Меня» (Зах. 11:8). Нелепо и даже кощунственно было бы, ссылаясь на то, что к Богу и человеку применено одно и то же слово, делать вывод о равенстве и идентичности природы творения и его Творца. Но точно так же абсурдно на том же основании приравнивать душу животного и душу человека. Человеческая душа уникальна тем, что не является порождением природных стихий, потому человек и призван владычествовать над животным миром. «Иез. 18:4: "Все души принадлежат мне. Как душа отца, так и душа сына принадлежат мне. Душа*, которая грешит, та умрёт". (*Евр. нефеш. В СП, ПАМ, Тх — "душа". В СоП: "Тот, кто грешит, тот и умрёт".)» «Матф. 10:28: "Не бойтесь тех, кто убивает тело, но не может убить душу [жизнь], а лучше бойтесь того, кто может погубить в геенне и душу* и тело". (*Словом "душа" здесь переведена форма винительного падежа греческого слова психе. В СП, СоП, РВ, СмП, ПЕК, СРП, ВоП тоже стоит слово "душа".)» Натянутость толкования Общества Сторожевой Башни очевидна. Что значит «не может убить жизнь»? Если лидеры «Свидетелей Иеговы» правы, и жизнь личности связана только с его телом, то убийца, уничтожая, умертвляя тело, одновременно с этим обрывает и жизнь, то есть жизнь личности заканчивается, ведь она не продолжает жить после телесной смерти! Другое дело, если существование человеческой личности не ограничивается биологической жизнью и может каким-то образом продолжаться и за гробом. Поэтому христианские толкователи в этих словах Господа всегда видели указание на неуничтожимость человеческой души: «Деян. 3:23: "Всякая душа [греч. психе], которая не послушает того Пророка, будет истреблена из народа"» Этот отрывок нисколько не противоречит христианской идее наличия в человеческой природе неуничтожимой духовной составляющей. В Священном Писании довольно часто употребляется синекдоха (греч. «συνεκδοχη») — стилистический приём, заключающийся в назывании целого через его часть (или наоборот). Ярким примером могут служить слова Иуды Искариота о Христе: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Матф. 27:4). Ясно, что здесь под «кровью» имеется в виду весь человек. Поэтому такие места Писания, как Деян. 3:23, 1Петр. 3:20, Рим. 13:1 и т. п., служат как раз подтверждением наличия у человека помимо тела ещё и нематериальной части, называемой душой. «Есть ли разница между душой и духом?» Есть. Дух является высшей, мыслительной частью человеческой души, руководящим началом, заключающим в себе способность к Богопознанию. Поэтому в Священном Писании духовное начало в человеке иногда называется то общим термином (душой), то более специфичным (духом): «Выходила из неё [Рахили] душа, ибо она умирала» (Быт. 35:18), но «Испустил Исаак дух и умер» (Быт. 35:29); «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лук. 23:46), но «Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления» (Деян. 2:31); «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1Кор. 6:20), но «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» (1Кор. 7:34). «Эккл. 12:7: "Тогда прах возвратится в землю, где он и был, а дух [жизненная сила; евр. руах] возвратится к истинному Богу, который его дал". (Заметьте, что словом "дух" переведено еврейское слово руах, а не слово нефеш, которое переводится как душа. Сказанное здесь не означает, что после смерти человека дух в буквальном смысле летит через пространство к Богу. Смысл этого стиха в том, что теперь всякая надежда на будущую жизнь для человека зависит от Бога. Для примера: если человек не вносит плату за приобретённую им недвижимость, то эта недвижимость "возвращается" к прежнему владельцу.) (В СП, ПАМ, СоП, ПД, Тх, СмП — "дух". В Дк — "дыхание".)» Слово «руах» (евр. «רוח»), как и его греческий аналог «πνευμα», не переводится как «жизненная сила». Напротив, оно часто употребляется в Библии в смысле разумного существа, личности: так, «духами» называются Ангелы (Пс. 103:4; Евр. 1:7), демоны (Деян. 19:15), Бог (Ис. 31:3; Иоан. 4:24). Значит, и в контексте Писания человеческий дух может быть некой разумной сущностью, отнюдь не равной простому дыханию или безличной «силе». Пример с недвижимостью, конечно, умиляет, но эдак можно всё переиначить. Написано, например, что Иисус родился, однако это нужно понимать аллегорически — у людей, мол, появилась идея спасения. Сказано, что Его распяли — так это означает, что эту идею не приняли... Ясно, что подобный метод произвольного толкования может завести очень далеко. Нет никакой причины понимать стих Еккл. 12:7 небуквально. Во-первых, в нём содержится очевидный параллелизм: как тело, которое по своему происхождению есть прах земной, реально возвращается в землю, так и дух человека возвращается к своему первоисточнику в буквальном, а не каком-то иносказательном смысле. Во-вторых, двумя стихами ранее Екклесиаст говорит о физической смерти: «Отходит человек в вечный дом свой» (Еккл. 12:5), то есть личность переходит в мир иной. В-третьих, описывая агонию умирающего он пишет: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днём смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасёт нечестие нечестивого» (Еккл. 8:8). Здесь видна настоящая борьба в тщетной попытке удержать дух в теле. Всё это в совокупности свидетельствует о том, что дух реально, а не иносказательно покидает тело человека в момент смерти. «Эккл. 3:19: "Ведь у людей, как и у животных, один конец. Как одни умирают, так умирают и другие. У всех один дух [евр. руах]". (Значит, как у людей, так и у животных один и тот же дух — руах. Объяснение стихов 20 и 21 можно найти на странице 134.)» Если у людей и у животных один и тот же дух, то почему далее, в 21-ом стихе Екклесиаст вообще задаётся вопросом, чей дух куда идёт? Таинственные комментаторы из Общества Сторожевой Башни отсылают за ответом к 134-ой странице, где говорится следующее: «Есть ли у каждого человека дух, который продолжает жить как разумная личность после того, как перестаёт действовать в теле? Нет. В 19-м стихе говорится, что и у людей, и у животных "один дух". Основываясь только на человеческих знаниях, никто не может дать убедительный ответ на вопрос о духе, заданный в 21-м стихе». Это «объяснение» ничего в сущности не объясняет, а только ещё больше запутывает. Ведь как раз «основываясь только на человеческих знаниях» легко прийти к выводу, что «нет у человека преимущества перед скотом» (с научной, чисто земной точки зрения человек принципиально ничем не лучше прочих млекопитающих). Почему же 19-ый стих «Свидетели Иеговы» воспринимают как сверхъестественное откровение от Бога, если далее Екклесиаст своим вопросом показывает, что не знает наверняка, что происходит с человеческим духом после смерти? Почему он, говоривший ранее тоном вроде бы человека знающего, вдруг занимает позицию агностика? Если на заданный в 21-ом стихе вопрос невозможно ответить, опираяясь на человеческие познания, то тогда ответ самого Екклесиаста в 12:7 («И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его») следует считать знанием свыше? «Евр. 4:12: "Слово Бога живо и действенно и острее всякого обоюдоострого меча, оно проникает настолько глубоко, что разделяет душу [греч. психес] и дух [греч. пнеуматос], суставы и костный мозг, и распознаёт мысли и намерения сердца". (Обратите внимание, что для слов "душа" и "дух" используются разные греческие слова.)» В данном тексте Апостол действительно различает душу и дух, однако подобное разграничение нельзя понимать как указание на существование в человеке двух отдельных и совершенно разных сущностей, ведь отношение души и духа здесь ставится в параллель с отношением в теле человека суставов и костного мозга. Но как последний является внутренней частью сустава и соотносится с ним как содержимое с содержащим, так и дух, очевидно, мыслится Апостолом сокровенной частью человеческой души. «Святой Павел различает дух и душу в человеке только как две стороны одной и той же его духовной природы, или особо обозначает в душе дух, как высшую её способность. А может быть, как и полагали некоторые из древних, под именем духа Апостол имеет ввиду здесь собственно благодать Святого Духа, обитающую во всех верующих, о которой сам же он перед тем только выразился: "духа не угашайте" (1 Фес. 5:19; срав. 23)» (митр. Макарий (Булгаков), "Православно-догматическое богословие", Т. 1, стр. 445,446). «Пс. 146:4: "Выходит дух [форма еврейского слова руах] его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли". (Когда дух человека покидает тело, всякая мыслительная деятельность прекращается, а значит, под духом не подразумевается некая субстанция, которая продолжает жить после смерти тела. Смотри также Псалом 104:29.)» «Свидетели Иеговы» считают, будто слова об исчезновении неких «мыслей» указывают на прекращение «всякой мыслительной деятельности» после смерти. Более того, из этого они каким-то образом делают вывод, что дух человека не продолжает существование после смерти тела, хотя у псалмопевца ясно говорится: «выходит дух его» (а вовсе не уничтожается или исчезает). То есть даже из перевода этого стиха Обществом Сторожевой Башни можно констатировать только то, что со смертью дух человека выходит из тела, а все мысли или воспоминания, бывшие при нём, стираются, исчезают (что, впрочем, совсем не говорит о невозможности появления новых мыслей). Ошибочность толкования «Свидетелей Иеговы» обнаруживается и при рассмотрении ближайшего контекста: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его» (Пс. 145:3,4). Речь идёт, конечно, не о «мыслительной деятельности», а просто о «замыслах», «помыслах» или «планах» человека, которые рушатся после его смерти, и именно поэтому на него нельзя надеяться. В данном случае вообще неважно, прекращается у него мыслительная деятельность или нет. Важно, что человек — существо ненадёжное, поскольку смертное: --- | |
Всего комментариев: 0 | |