Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 16: «Встань на путь истины»

«Беги из Вавилона Великого! Покинь ложную религию!» — такими мыслями закончился предыдущий урок пособия. Разумеется, «ложными» авторы считают все религии, кроме своей (см. приложение V). Однако, хотя они и поместили страницах своей книги красочную иллюстрацию с улыбающимся молодым человеком, которого окружают радостные люди (без сомнения, «Свидетели Иеговы»), пожимающие ему руку и похлопывающие его по плечу, как бы подбадривая и принимая в свой круг, тем не менее Организация совсем не торопится официально включать человека, проявившего к ней интерес, в свои ряды. Сначала его нужно хорошенько подготовить. Рекламная картинка, как водится в таких случаях, отличается от суровой действительности. В чём же заключается эта «подготовка»? Речь идёт не столько об освоении неких основных догматических постулатов (собственно, весь необходимый минимум приведён в первых 13-ти главах пособия), сколько о некоторых привычках и традициях, доставшихся человеку в наследство от прежней религии или философских воззрений. Пока он не «очистится» от всех этих наслоений, членом Организации ему не быть. Это, кстати, очень наглядно показывает отсутствие у этого религиозного объединения той преображающей силы, которая характерна для истинной Церкви Христовой. «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях», — наставлял Апостол Павел (Рим. 14:1). Он знал, что со временем новообращённый избавится от каких-то прежних привычек, образа жизни или черт характера. Не сразу, но постепенно, с Божьей помощью, взирая на пример соверующих. Но «Свидетели Иеговы» поступают с точностью до наоборот, затевая нешуточные «споры о мнениях» — допустимо ли мужчинам носить бороду, можно ли хранить в доме старинную икону, позволительно ли произносить за столом тосты и т. п. Конечно, нет ничего плохого в желании руководителей Организации помочь человеку поскорее «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4:22). Но беда в том, что вместе «мусором» (или, как выразились авторы книги, «отравой») заблуждений, они отвергли и многие христианские элементы.

ИЗОБРАЖЕНИЯ И ПОЧИТАНИЕ УМЕРШИХ

Итак, с чего же начинается «очистка» по методике Общества Сторожевой Башни? Первым делом будущий член Организации должен как можно быстрее избавиться от всех предметов и атрибутов, связанных с «ложной религией». В список неугодных вещей могут входить не только откровенно оккультные и нехристианские предметы (как например, карты Таро или спиритические таблички), но и безобидные чётки, использующиеся многими в качестве модного аксессуара, и сувенирные будды, привезённые когда-то из путешествия, а особенно сильную ненависть у «Свидетелей Иеговы» вызывают православные и католические иконы. Не играет роли даже действительная степень их использования в религиозных целях. Судьба всех этих предметов незавидна — по требованию Организации их следует уничтожить. Именно этот ярко выраженный деструктивный настой 3-го абзаца приковывает к себе внимание. Представим себе человека, у которого в доме есть очень старая икона. Он, может быть, и не использует её в религиозных целях, и даже, может, вообще атеист, а хранит её у себя как семейную реликвию. Общество Сторожевой Башни не позволяет оставить её даже из таких, сугубо светских соображений: «Некоторые из этих предметов, наверное, тебе очень дороги... Нам нужно относиться к ним так же, как Иегова, а он считает их мерзкими (Второзаконие 27:15)». Но ведь старинные иконы могут представлять исторический и культурный интерес; если «Свидетелям» их религия не позволяет держать у себя дома подобные предметы, то почему бы не отдать ненавистную икону в ближайший музей или храм? Какая разница, как избавиться от ненужного предмета? Нет, для Общества «путь истинной религии» прочно увязан именно с разрушением и порчей чужих святынь: «...Встать на путь истинной религии означает уничтожить все имеющиеся у тебя предметы, которые связаны с ложной религией». Вместо цивилизованного, культурного способа избавления от неприемлемых для себя вещей, Организация толкает читателей на иной, варварский путь, путь дикарей-талибов, разрушивших в Афганистане статуи Будды — объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, прежде чем спешить жечь иконы или выбрасывать нательный крестик на свалку, было бы мудро выяснить, действительно ли христианам запрещено иметь священные предметы? «...Только Бог может решать, как нужно его чтить, — заявляют авторы книги. — Библия учит, что он не желает, чтобы его чтили с помощью изображений (Исход 20:4, 5; Псалом 115:4—8; Исаия 42:8; 1 Иоанна 5:21)». Первая часть данного высказывания не вызывает никаких сомнений, однако вторая требует тщательной проверки. По сути, нам необходимо ответить на 3 вопроса: «Действительно ли Бог не желает, чтобы Его чтили с использованием изображений?», «Использовали ли израильтяне священные предметы и изображения в своей религиозной практике?» и «Как относились к священным предметам первые христиане?»

Рассмотрим первую библейскую ссылку, приведённую авторами: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель...» (Исх. 20:4,5). На первый взгляд кажется, что Бог здесь действительно выступает против любых религиозных изображений. Но, читая это место в контексте (вместе с 3-им стихом — «да не будет у тебя других богов пред лицем Моим») и обращая внимание на слова «не поклоняйся им», «не служи им», становится ясно, что здесь запрещено вовсе не всякое изображение, а только обоготворяемое, замещающее собой Бога, то есть идол. Какое-то иное понимание делает Писание противоречивым, ведь позднее Господь повелел сделать на крышке ковчега и на священном шатре скинии изображения херувимов (Исх. 25:18; 26:1). Также и стены храма, построенного царём Соломоном, были украшены со всех сторон резными изображениями «того, что на небе вверху, и что на земле внизу» — херувимов, пальм и цветов (3 Цар. 6:27-29). Во второй библейской ссылке, приведённой авторами книги, ничего не говорится о священных предметах и религиозных святынях, поэтому здесь не требуется ничего и комментировать. Просто перейдём к третьей ссылке, которая гласит: «Я Господь, это — Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8). Здесь также речь идёт об «истуканах», то есть изваяниях ложных богов, и воздании им такой славы и хвалы, которые приличествуют лишь одному Господу Богу. Чуть далее пророк Исайя подробнее описывает поведение идолопоклонника: из куска дерева он «делает бога, идола своего, поклоняется ему, повергается перед ним и молится ему, и говорит: "спаси меня, ибо ты бог мой"» (Ис. 44:14-19). Грех такого человека заключается, конечно, не в самом факте изготовления резного изображения или поклонах перед ним: благоговейное отношение к рукотворным святыням не было чуждо и Божьим служителям. «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твоё за милость Твою», — читаем мы в псалмах у Давида, которого даже самые фанатичные «Свидетели Иеговы» вряд ли посмеют назвать идолопоклонником (Пс. 137:2). В Библии существует различие двух понятий: поклонения как особого служения Богу (греч. «λατρεια») и поклонения как деятельного почитания святыни, уважительного поклона или просто трепетного отношения (греч. «προσκυνησις»). В русском языке эти два термина принято различать следующим образом: «λατρεια» — «служебное поклонение» (или «поклонение» в собственном смысле), «προσκυνησις» — «почитательное поклонение» (или «почтение»). В отрывке из книги пророка Исайи перед нами описывается не просто почтение или поклонение святыне, а настоящее боготворение вещи, признание её своим божеством. Но это совершенно не применимо к современным христианам, поскольку они, стоя перед иконой и глядя на неё, обращаются вовсе не к ней, не к дереву или краскам, а к той личности, что изображена. Никому из них не придёт в голову сказать «О, святая икона! Спаси меня, ибо ты бог мой», потому что в постановлении VII Вселенского Собора 787 г. ясно говорится, что священные изображения следует чествовать «не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, которое подобает только Божественному естеству, но так же, как воздается честь изображению честного и животворящего Креста, Святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей, по благочестивому обычаю древних». Следовательно, цитаты из Библии, в которых говорится об обоготворении язычниками различных вещественных предметов и поклонении им, не имеют никакого отношения к почитающим священные изображения христианам.

Использовали ли израильтяне священные предметы и изображения в своей религиозной практике? Да: как уже говорилось, все эти вещи имелись внутри ветхозаветной скинии, а позже — и Храма. И это были не просто милые украшения, как это пытаются представить дело «Свидетели Иеговы», а самые настоящие религиозные изображения, причём освящённые Богом (Исх. 40:9). Сам Храм играл важную роль в религиозном поклонении древних евреев: его называли «святым», к нему обращали лицо и протягивали руки во время молитв (3Цар. 8:38; Дан. 6:10; Пс. 27:2). «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём» — восклицал царь Давид (Пс. 5:8). Особым почитанием был окружён и ковчег Завета: перед ним приносили всесожжения, кадили, возжигали лампады (3Цар. 3:15; Исх. 40:24-27). Однажды израильский вождь Иисус Навин вместе со старейшинами «разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера» (Иис. Нав. 7:6). Мало того, эти люди, церемониально упавшие ниц перед священным предметом, ещё при этом и молились: «О, Господи Владыка! для чего Ты перевёл народ сей чрез Иордан, дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас?» (стих 7). Чисто внешне (т. е. по меркам Общества) израильтяне здесь мало чем отличаются от окружающих их языческих народов. Но если внимательно приглядеться, то нетрудно увидеть, что совершение всех этих религиозных действий с непосредственным участием материальных предметов ничуть не мешало им истинно поклоняться Творцу. Так, хотя они молились прямо «пред ковчегом Господним», сама молитва была обращена не к нему, а к Богу. Христиане сегодня поступают аналогично: несмотря на то, что физически они стоят и произносят свои молитвы перед иконой Христа, обращаются они не к самому предмету, а к Тому, Кто на нём изображён — Господу и Богу, Иисусу Христу. Ещё один пример религиозного почитания ковчега евреями находим в Псалмах. «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его» — сказано в Пс. 131:7; «подножием ног» Бога здесь назван ковчег завета, на что указывает 8-ой стих, где псалмопевец обращается к Всевышнему с молитвой стать на «место покоя». В другом псалме говорится ещё более определённо: «Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!» (Пс. 98:5). Одно небольшое слово становится настоящим камнем преткновения для «Свидетелей Иеговы» в подобных местах Библии. Не умея различать два образа поклонения они бросают тяжкие обвинения в грехе идолопоклонства не только на современных христиан, но и, сами того не подозревая, на святых мужей древнего Израиля.

Икона Пресвятой Девы Марии (II в.)
Богоматерь с Младенцем
и пророк, указывающий на звезду

Итак, осталось выяснить, как относились к священным предметам первые христиане. В этом они мало чем отличались от иудеев: так, хотя христиане и совершали свои богослужения «по домам» (Деян. 2:46; 5:42; 12:12), они не отказывались от почитания и посещения Храма, молясь там каждый день в определённое время (Деян. 2:46; 3:1; 22:17). После того, как в 70 г. н. э. Иерусалимский Храм был разрушен римлянами, гонимая иудеями и язычниками Церковь приспособилась к новым условиям. У первых христиан не могло быть собственных храмов, но они старались компенсировать этот недостаток, украшая свои жилища и места собраний священными символами, рисунками и предметами. В этом плане особый интерес представляют римские катакомбы — подземные кладбища, где христиане тайно собирались для молитв и евхаристических трапез. В них найдены самые ранние священные изображения Христа, Богоматери, святых пророков. Наряду с прямыми изображениями имел особое распространение и язык символов, что было вызвано необходимостью ранней Церкви скрывать от окружавшего враждебно настроенного мира свои святыни. В катакомбах найден довольно обширный цикл таких символических изображений: это и якорь — символ Креста, и рыба — так как греческое слово «ιχτυς» представляло собой монограмму слов «Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель», и голубь — символ Святого Духа, третьей ипостаси Единого Бога. Со временем священные изображения становились сложнее и разнообразнее. В одном христианском документе III в. н. э. говорится: «Устрояемые из золота изображения ангелов, Начал и Властей мы устрояем в честь и славу Божию» (св. Мефодий Патарский, "О воскресении (против Оригена)", гл. 22). При раскопках древнего города Помпеи, полностью похороненного при извержении Везувия в 79 г. н. э., было обнаружено подобие христианского алтаря, над которым на стене размещался Крест. «Интерпретация, которая была дана этому открытию, а именно, что речь должна идти о частной христианской часовне, получает в настоящее время, несмотря на полемику и оживлённую дискуссию, всё большее авторитетное подтверждение, — пишет итальянский археолог Амедео Маюри. — После открытий в Геркулануме, почитание креста... теперь должно быть отнесено к периоду раньше, чем 79 г. н. э. Оно восходит к первым временам апостольской проповеди и могло появиться в Геркулануме благодаря проповеди апостола Павла и христианской общине Путеол. Эта скромная находка из Геркуланума — одно из самых ценных свидетельств из всего раннего периода истории Церкви» (Maiuгi А., "Herculanum", 1959). Это говорит о том, что христиане с самого начала почитали Крест и использовали его в своей молитвенной практике. Например, раннехристианский мученик Иппарх начертал на восточной стене своего дома изображение Креста, перед которым молился 7 раз в день (см. Аман А.-Г., "Повседневная жизнь первых христиан. 95-197 г", ч. 4, гл. 1). Естественно, что в глазах язычников (и современных «Свидетелей Иеговы»), неумеющих отличать служебное поклонение Богу от почитательного поклонения святыне, это выглядело обожествлением Креста и икон. Поэтому первым апологетам (св. Иустин Мученик, Минуций Феликс, Тертуллиан) приходилось в своих трудах защищать христиан от подобных несправедливых обвинений.

К каким же выводам мы приходим после этого небольшого исследования? Во-первых, внимательное чтение Библии показывает, что почти во всех текстах, приводимых Обществом Сторожевой Башни, речь идёт о служении ложным языческим богам и их изваяниям, изображениям. Однако само создание культовых предметов, изображений в Писании не только не осуждается, но даже поощряется. Отступлением от Бога является не какие-либо формы, цвет или материал, не картины или изваяния как таковые, а то, что всё это почитается вместо Бога. Это правда, что во Втор. 27:15 написано: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!». Но столь суровые слова вполне понятны, поскольку в той же библейской книге говорится: «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний» (Втор. 4:15). Здесь ключевой момент: запрет на изготовление и использование каких-либо изображений или изваяний Яхве обусловлен принципиальной Его неизобразимостью на тот момент. В Евангелии же мы читаем несколько иное: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан. 1:18). Сын Божий, будучи совершенным образом Своего Отца, видимо явил нам Его, став человеком (Иоан. 14:8,9; 2Кор. 4:4; Кол. 1:15; Евр. 1:3; 1Тим. 3:16). Следовательно, ветхозаветный запрет на изготовление образа (иконы) Бога после Воплощения получает важное уточнение, которое не желают замечать протестанты: нельзя изображать Невидимого, но не Того, Кто стал видимым. Божий совершенный образ в лице Сына был явлен людям, а значит, отныне изобразим. Таким образом, иконопочитание весьма тесно связано с истиной Боговоплощения, поэтому человек, отрицающий саму возможность изготовления изображения Иисуса Христа, обнаруживает через это, что он не вполне (или совсем неправильно) понимает суть древней христианской веры в подлинное вочеловечивание Бога. А «Свидетели Иеговы» отрицают и то, и другое, потому как и вовсе проповедуют «другого Иисуса» (2Кор. 11:4), небиблейского, вымышленного, существующего лишь в воображеннии руководителей Организации.

В заключение хотелось бы уделить внимание вопросу о роли и значении святых людей в Церкви. Ведь в храмах можно увидеть и их изображения, перед которыми тоже возжигают свечи, молятся. Если поклоны и молитвы совершаются перед иконой ради того, кто на ней изображён, то неизбежно возникают вопросы. Кто же такие святые, зачем их почитают и почему им молятся? Неужели это некие боги низшего порядка? Начнём с того, что почитание усопших святых появилось в Церкви весьма рано, буквально с апостольских времён. В Библии говорится: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7); «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели», то есть мучеников (Иак. 5:11). Это, можно сказать, древняя христианская традиция. Верующий, пострадавший за Христа, сразу после своей смерти становился объектом благоговейного почитания единоверцев. В документе, датируемом 155-167 гг. н. э., описывается, как христиане поступили с останками погибшего за веру Поликарпа Смирнского (ученика Апостола Иоанна): «И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения Его мученика, в память подвизавшихся [за веру] до нас, и в наставление, и приготовление для будущих [подвижников]» ("Мученичество святого Поликарпа епископа Смирнского", 18:2,3). Святым воздаётся почитание, но вовсе не как некоему богу, но как людям, отдавшим свою жизнь за веру. Простой пример: мы чтим память людей, пожертвовавших своей жизнью за Родину на полях сражений, даже ставим им памятники, чтобы будущие поколения знали и также чтили повиг этих людей. Так почему же христиане не могут делать того же самого по отношению к людям, особо угодивших Богу своей благочестивой жизнью или мученической смертью? Если не будет ни жизнеописаний достойнейших христианских мужей, ни их изображений (икон), ни особых дней их воспоминания, то как же «в вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:6)? Общество Сторожевой Башни тоже в своих публикациях печатает и биографии, и фотографии некоторых особо выдающихся в Организации людей. Легко с помощью Библии показать и допустимость почтительных поклонов, воздаваемых людям: Авраам поклонился сынам Хетовым (Быт. 23:7,12), Иаков поклонился своему старшему брату Исаву (Быт. 33:3), царь Соломон поклонился своей матери Вирсавии (3Цар. 2:19), пророк Елисей совершенно не возражал из-за того, что сыновья пророков «поклонились ему до земли» (4Цар. 2:15). Трудность появляется, когда речь заходит о молитве святым. «Свидетелям Иеговы» сложно понять, зачем им молиться, если есть Бог. Они почему-то убеждены, что «молить» (или «просить») о чём-то можно только одного Иегову. Неужели в своих «собраниях» они ни о чём не просят своих соверующих?! Верится в это с трудом. В наших нуждах, заботах мы нередко просим молитв друг друга. Это — проявление подлинной, христианской любви к своим ближним, а любовь «никогда не перестаёт» (1Кор. 13:8), даже после физической смерти человека. Именно об этом верующие просят усопших праведников: «Святой (имя), моли Бога о нас!» Таким образом, святые — это не посредники между Богом и людьми (как научены думать «Свидетели Иеговы»), но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Богу. «Далёк Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит», — говорится в Притчах 15:29. Эта истина была известна людям ещё ветхозаветных времён (Быт. 20:7; Исх. 32:30; Иов. 42:8), не потускнела она и в новозаветную эпоху (Деян. 8:24; Откр. 5:8). Как же так получилось, что она обошла стороной Организацию «Свидетелей Иеговы»? Очевидно, что виной тому — проповедуемое ими учение о человеке. Ведь если личность после смерти бесследно исчезает подобно пламени свечи (вспомним пример из 6-ого урока), то и адресовать свою просьбу, собственно говоря, не к кому. В этом-то и заключается коренное заблуждение «Свидетелей»; христиане же знают, что Бог «не есть Бог мёртвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лук. 20:38), и поэтому мы можем приступать с просьбами «к духам праведников, достигших совершенства», то есть к святым (Евр. 12:22,23), которые и по смерти продолжают оставаться деятельными членами Церкви. И здесь вновь видна взаимосвязь двух учений — невозможно понять и принять практику молитв святым, отрицая неуничтожимость человеческой личности.

Итак, прежде чем ставить ортодоксальных христиан в один ряд с приверженцами языческих религий, «Свидетелям Иеговы» следовало бы просто глубже исследовать этот вопрос, а не идти на поводу у распространённых в среде протестантов стереотипов. Вместо того, чтобы огульно обвинять в грехе идолослужения и отступлении от Бога миллионы людей, им следовало бы разобраться с библейским определением идола, учесть наличие в Писании слов, которые допускают почитание (почитательное поклонение) отличающееся от уникального служебного поклонения Богу, не пренебрегать контекстом при рассмотрении ветхозаветных запретов и обратить внимание на свидетельства Библии и археологии о религиозном употреблении тех или иных материальных предметов (святынь) древними иудеями и христианами. «Но как быть, если поклонение изображениям или почитание умерших были частью твоей веры?» — задают вопрос авторы и сами же на него отвечают: «Читай и размышляй над библейскими стихами, в которых говорится о том, как Бог относится к подобным верованиям» (абзац 5). А как быть, если после чтения Библии и размышления над прочитанным человек по-прежнему видит, что Писанием вовсе не осуждается практика иконопочитания и прославления усопших служителей Божьих? Видимо, в этом случае нужно уничтожить не иконы и крестики, а литературу Общества, извращающую Библию?!

ПЕРВЫЕ ХРИСТИАНЕ НЕ ПРАЗДНОВАЛИ РОЖДЕСТВО

Таким образом, старательное вытаптывание всего христианского из жизни потенциального последователя, начатое Обществом ещё в 4-ой главе, получает новый импульс. Если тогда под ударом оказался христианский крест, то на сей раз в немилость попал один из самых популярных и узнаваемых праздников христиан по всему земному шару — Рождество. Под его критику авторы выделили целых 3 подзаголовка! Надо сказать, что для России нехарактерен рождественский ажиотаж; это удел западных стран. Самым ожидаемым светским массовым торжеством для россиян является Новый год, а для православных христиан главным праздником всё-таки остаётся Пасха, которой авторы книги посвятили всего несколько скупых строк (да и то — где-то в приложении). Но это не означает, что их назойливые выпады против праздника Рождества Христова следует оставить без внимания. «С ложной религией связаны многие распространённые праздники, — говорится в 6-ом абзаце главы. — Один из них — Рождество. Этот праздник, как считается, посвящён дню рождения Иисуса Христа, и его отмечают практически во всех христианских религиях». «Как считается» — то есть авторы книги, видимо, полагают, что данный праздник на самом деле посвящён чему-то другому, а «христианские религии» связывают его с Христом в силу какого-то общераспространённого заблуждения. Говоря «практически во всех», они намекают на существование меньшинства, которое, по разным причинам, не отмечает этот день. Ну что ж, люди вольны так поступать, поскольку в Библии говорится: «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питиё, или за какой-нибудь праздник...» (Кол. 2:16-17). Апостол учит нас не осуждать тех, кто по каким-то причинам добровольно лишает себя радости духовных торжеств: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает» (Рим. 14:5-6). Собственный перевод Организации, в сущности, говорит о том же: «Поэтому пусть никто не судит вас за еду и питьё или в связи с праздником, или соблюдением новолуния, или субботы» (Кол. 2:16, ПНМ); «Кто-то считает, что один день важнее другого, а другой считает, что все дни одинаковы. Пусть же каждый будет полностью уверен в своих мыслях. Кто соблюдает какой-то день, соблюдает его для Иеговы. И кто ест, ест для Иеговы, потому что благодарит Бога, а кто не ест, не ест для Иеговы, и всё равно благодарит Бога» (Рим.14:5-6, ПНМ). Хорошо бы, если у «Свидетелей Иеговы» дела обстояли именно так! Однако Организация судит и наказывает тех своих членов, которые осмеливаются отмечать день рождения Христа, что является явным нарушением приведённых слов Апостола. Как мы увидим далее, лидеры «Свидетелей Иеговы» пренебрегают не только библейскими словами, но и элементарной логикой. Итак, первым делом они обращаются к ранней истории христианства; всё в том же 6-ом абзаце говорится: «...Нет никаких оснований полагать, что ученики Иисуса, жившие в первом веке, праздновали Рождество. В книге о происхождении религиозных традиций говорится: "В первом и втором веке мало кого волновала точная дата рождения Христа; людям она была неизвестна" (Sacred Origins of Profound Things)». Даже если бы это и было правдой, возникает вопрос — ну и что? Ни Библия, ни простая логика не запрещают современным христианам отмечать этот чудесный праздник. Апостолы не устраивали «областных конгрессов», не сдавали письменных почасовых отчётов, не раздавали людям в проповеди своих записей на религиозные темы, однако это ничуть не мешает «Свидетелям Иеговы» делать это сегодня со спокойной совестью. На самом же деле авторы пособия не знают наверняка, праздновали ли Рождество, по крайней мере, некоторые (или даже многие) ранние христиане. Они приводят лишь отрывок из книги, где говорится, что людям была неизвестна точная дата этого события. Однако чтобы отмечать какое-либо событие, необязательно знать его точную дату. С давних времён Рождество Христово праздновалось христианами 25 декабря. Одно из первых свидетельств об этой дате встречается в толковании на книгу Даниила священномученика Ипполита Римского (ок. 170 – 235 гг.), где сказано: «Первое пришествие Господа нашего во плоти, которое было в Вифлееме, совершилось за восемь дней до январских календ [25 декабря по юлианскому календарю — прим. ред.], в среду, в сорок второй год царствования Августа; от Адама же — в пять тысяч пятисотом году. А пострадал Он в тридцать третьем году, за восемь дней до апрельских календ [25 марта по юлианскому календарю — прим. ред.], в пятницу, на восемнадцатом году царствования Тиверия Кесаря, при консулах Руфе и Рубелионе и Гайе Кесаре, бывшем консулом в четвёртый раз, и Гайе Креспии Саторнине» (см. Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Hippolytus (erster band), S. 243; J. C. Hinrichs, 1897). Также в сборнике, известном как «Апостольские Постановления», составителем которого традиционно считается святой Климент Римский (ум. 103 г.), сотрудник Апостола Павла (Филип. 4:3), говорится: «Дни праздничные соблюдайте, братья, и, прежде всего, день Рождества Господня, совершая его в двадцать пятый день девятого месяца» ("Апостольские постановления", книга V). Девятым в еврейском календаре является месяц кислев, который приходится примерно на наш декабрь. В том же источнике, в другом месте сказано: «В праздник Рождества Христова да не работают, потому что в оный дана людям нечаемая благодать — рождение Слова Божия Иисуса Христа от Девы Марии на спасение мира» (там же, книга VIII). Эта хронология и обычай особым образом отмечать этот день надолго сохранились в христианской традиции. Но, словно предполагая такой оборот дела, авторы пособия пускают в ход свой второй аргумент. «Даже если бы ученикам Иисуса была известна точная дата его рождения, они не стали бы отмечать этот день», — весьма смело заявляют они в 7-ом абзаце главы. На чём же базируется такая уверенность? Они пишут: «Как сообщается в энциклопедии "Уорлд бук", первые христиане "любое празднование дня рождения считали языческим обычаем"». Однако без ссылки на раннехристианский источник эта цитата из энциклопедии является лишь произвольным умозаключением неизвестного автора. Выше были приведены свидетельства ранней Церкви, доказывающие, что у христиан первых веков существовал «день Рождества Господня», и что он отмечался ими. В то же время не существует ни одного древнего документа, где бы осуждалось празднование Рождества (если бы такой раннехристианский текст существовал, то Общество просто прямо сослалось бы на него, а не на энциклопедию). При размышлении на эту тему следует также учесть, что Господь Иисус Христос для нас — это не какой-то «любой», и Его земное рождение было не просто ещё одним днём рождения. Было бы ошибкой сравнивать чествование простого человека и праздник в память о Рождестве нашего Спасителя и Бога.

Далее, авторы прибегают к довольно оригинальному доводу: дескать, в Библии рассказывается только о двух празднованиях дня рождения, и оба эти праздника устраивались язычниками (Быт. 40:20; Марк. 6:21). Следует заметить, что в Библии не говорится о самом обычае празднования дней рождения как о чём-то дурном или греховном. Сами торжества не осуждаются, осуждается поведение конкретных людей. Да, фараон и Ирод — яркие примеры, как не следует это делать, но отсюда вовсе не вытекает запрета на культурное и благопристойное празднование. Например, вполне благосклонное отношение к таким торжествам мы можем увидеть в книге Иова: «Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своём доме в свой день, и посылали и приглашали трёх сестёр своих есть и пить с ними» (Иов 1:4). То, что речь идёт именно о праздновании сыновьями Иова своих дней рождения становится очевидным из контекста, поскольку далее в этой книге говорится: «После того открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек!» (Иов. 3:1-3). Ясно, что здесь словосочетания «свой день» и «день, в который я родился» выступают как синонимичные.

«Есть ещё одна причина, по которой первые христиане не праздновали день рождения Иисуса, — продолжают авторы, забывая добавить в свою фразу слово «вероятно» или «по нашему мнению». — Ученики, наверняка, знали, что празднование дня рождения было связано с суевериями. Например, древние греки и римляне верили, что у каждого человека есть дух-покровитель, который рождается вместе с человеком и охраняет его на протяжении всей жизни» (абзац 8). Забавно, что о суеверии говорит религиозная организация, внушающая своим последователям, будто избавиться от демонов в доме можно, выбросив определённые статуэтки, книги, CD- и DVD-диски, постеры рок-звёзд и т. п. Это формирует у «Свидетелей Иеговы» суеверный страх перед многими безобидными вещами. Они высмеивают людей, обходящих стороной чёрных кошек, но сами в то же время панически боятся принять в качестве сувенира, например, красивое китайское панно с драконом (подробнее о суевериях в Организации см. в комментарии к 10-ой главе). Вместо того, чтобы привести доказательства, что первые христиане не праздновали Рождество, Общество рассказывает о языческих интерпретациях дня рождения. То, во что «древние греки и римляне верили» просто не имеет значения; важно, какой смысл вкладывают в данный праздник христиане. Удивительно, что авторы пособия ссылаются на Ис. 65:11,12 (в своём переводе), где написано: «Но вас, оставляющих Иегову, забывающих мою святую гору, накрывающих стол для бога Удачи и наливающих приправленное вино для бога Судьбы, я обреку мечу, и все вы склонитесь и будете убиты, потому что я звал, а вы не отвечали, я говорил, а вы не слушали. Вы продолжали делать то, что было злом в моих глазах, и выбирали то, что мне не угодно». Отмечая сегодня чей-либо день рождения, христиане вряд ли накрывают стол ради «бога Удачи» или наливают вино для «бога Судьбы», так что Общество попросту предоставляет некорректную ссылку в попытке выдать её за запрет на празнование Рождества или дней рождения. В действительности же в Библии нет ни единого места, воспрещающего отмечать данные праздники.

ИСТОКИ РОЖДЕСТВА

Современное положение дел «Свидетелей Иеговы» мало интересует. Они предпочитают не замечать, что 25 декабря верующие в храмах по всему миру славословят Христа, а для нерелигиозных людей, благодаря специально подготовленной сетке теле- и радиовещания, этот день становится прекрасной возможностью задуматься о духовных вещах. Конечно, лидеры «Свидетелей Иеговы» просто не желают, чтобы люди поклонялись Иисусу Христу и прославляли Его; их это возмущает и сильно злит (срав. с Матф. 21:15,16; Лук. 19:37-40). Но признать это открыто перед неподготовленным слушателем означало бы показать свою истинную, антихристианскую сущность. Поэтому авторы поступают более хитро: углубляясь в историю возникновения праздника, они хотят показать, будто занимают такую позицию не из-за самой сути Рождества, а из-за его даты. «Лишь столетия спустя после смерти Иисуса Христа его день рождения стали отмечать 25 декабря, — читаем в 9-ом абзаце. — Однако это не было днём рождения Иисуса, поскольку он, скорее всего, родился в октябре». Общество Сторожевой Башни здесь явно путает упоминание даты Рождества и возникновение самого праздника. То, что дата «25 декабря» впервые встречается в трудах христиан «столетия спустя», не означает, что до этого она не была известна в древней Церкви. И уж тем более это не означает, что христиане не могли праздновать Рождество (например, в другой день). Учитывая крайнюю скудность исторических материалов о первых шагах молодой христианской религии, вполне можно допустить, что этот праздник всё же отмечался в первых общинах христиан, просто нет сохранившихся свидетельств этого. Да оно и понятно, ведь открыто праздновать знаменательные события своей священной истории, конечно, может лишь религия торжествующая или, по крайней мере, набравшая силу, обеспечившая возможность своего существования. Утверждая, что Христос «скорее всего, родился в октябре», авторы отсылают интересующихся к приложению своей книги. Однако слово «октябрь» там даже не упоминается! Впрочем, даже если и существует где-то доказательство такой гипотезы, то почему бы «Свидетелям» не праздновать Рождество, скажем, 25-го октября? Очевидно, что дело не в конкретной дате; на самом деле их не устроит любое число и месяц.

Мнение, которое усердно отстаивает Общество Сторожевой Башни, о заимствовании христианами даты Рождества у язычников восходит к XVII-XVIII вв. и обязано двум ключевым фигурам: кальвинскому богослову Паулю Эрнесту Яблонски (1693—1757) и французскому учёному-иезуиту Жану Ардуэну (1646-1729). Это устаревшая точка зрения, хотя до сих пор весьма распространённая. На самом деле языческий праздник рождения «Непобедимого Солнца» (Sol Invictus) был установлен лишь при императоре Аврелиане в 274 г. н.э. По мнению профессора Мюлленбергского колледжа Уильяма Тая (William Tighe), это нововведение являлось именно языческой реакцией на христианский праздник, а не наоборот. Культ солнца у римлян играл несущественную роль — в огромной столице было всего 2 «солярных» храма. В настоящее время из источников, которыми располагает современная историческая наука, достоверно известно, что празднования в честь обожествлённого Солнца отмечались Римом в августе. Римские сатурналии же не были посвящены солнечным божествам, да и последним днём их празднования было 23 декабря (см. Robert A. Kaster, Macrobius: Saturnalia Books 1–2; Loeb Classical Library, 2011, pp. 81, 110). Таким образом, факты показывают, что христианский праздник Рождества Иисуса Христа — вовсе не переделка старого языческого торжества. Скорее, это результат рассуждений, опирающихся на Писание и древнюю церковную традицию.

ТАК ЛИ ВАЖНЫ ИСТОКИ ПРАЗДНИКА?

Казалось бы, какое отношение имеют давно позабытые языческие практики и суеверия? Стот ли так рьяно нырять вглубь веков, целенаправленно отыскивая там хоть что-то, к чему можно придраться? Когда-то не в меру щепетильным и мнительным христианам Апостол Павел сказал: «Всё, что продаётся на торгу, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести» (1Кор. 10:25). Очевидно, что многие из коринфских христиан при покупке мяса на местном рынке затевали длинные и дотошные разбирательства с продавцом из опасения, что могут купить что-либо идоложертвенное (у язычников существовал такой обычай: часть пожертвованного богам мяса после совершения церемоний дарилась или продавалась). Апостол Павел же даёт им немыслимый, по меркам «Свидетелей Иеговы», совет — «ешьте без всякого исследования». Более того, он говорит, что если какой-либо нехристианин пригласит крещёного вместе пообедать, то и в этом случае христианам разрешено есть любые предложенные блюда «без всякого исследования» (стих 28). Павел делает лишь одну оговорку: если кто-то прямо сообщит, что поданная к столу пища была принесена в жертву идолу, то христианин должен воздержаться от этого угощения ради сообщившего и ради его совести (стихи 28 и 29). «Смысл слов его следующий, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — Бог создал меня свободным и поставил выше всякого вреда: но язычник не умеет ни судить о моем любомудрии, ни понимать щедродательности моего Владыки, а станет осуждать меня и скажет сам себе: учение христиан — басня: они удаляются идолов, избегают демонов, а от приносимого им не отказываются; велико их чревоугодие. Какой же, скажешь, для нас вред оттого, и что он будет судить так несправедливо? Но не гораздо ли лучше вовсе не подавать ему повода к осуждению? Если ты будешь воздерживаться, то он не скажет и этого» (св. Иоанн Златоуст, "Беседы на 1-ое послание к Коринфянам. Беседа 25"). «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию», — поучает Павел в 1Кор. 10:31, следовательно его слова применимы также и к праздникам. Если бы христиане приглашали «Свидетелей Иеговы» на Рождество, говоря «Пойдёмте, отпразднуем, будем прославлять солнце ясное, прогонять зиму ненастную!», то отказ от участия в этом мероприятии был бы вполне понятен. Но в том-то и дело, что весь христианский мир в рождественскую ночь славит и чествует Христа-Спасителя, а не какое-либо языческое божество, солнце или нечто подобное. Другое несоответствие практики «Свидетелей» словам Апостола Павла заключается в том, что они активно ведут «исследования», копаяясь в прошлом разных обычаев и праздников. «Стоит ли обращать внимание на происхождение праздников? Стоит! Подумай, например, что бы ты сделал, заметив в сточной канаве конфету? Поднял бы её и стал есть? Конечно нет! Она же грязная. Подобно вкусной конфете, праздники могут казаться привлекательными, однако они пришли из нечистого источника», — говорится в 12-ом абзаце главы. Да, пример с конфетой крайне действенный: яркий, простой и доступный каждому. Однако автор этой наглядной иллюстрации, сам того не ведая, загнал Общество в тупик, поскольку с самого момента основания его сотрудники отмечали праздники: «Взять, например, Рождество. Этот праздник ежегодно отмечали даже сотрудники главного управления Общества Сторожевой Башни в Вефиле в Бруклине (Нью-Йорк). Они уже давно знали, что 25 декабря — неверная дата, но рассудили, что она долгое время традиционно отождествлялась с рождением Спасителя и что делать добро людям можно в любой день. Однако после дальнейшего исследования этого вопроса сотрудники главного управления Общества, а также филиалов в Англии и Швейцарии решили больше не участвовать в рождественских празднествах, и после 1926 года Рождество уже не отмечали...» (книга "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", стр. 198,199); «Так, в 1920-х годах многие Исследователи Библии носили брошь с изображением креста и короны, праздновали Рождество и другие языческие праздники. Однако, чтобы поклонение было чистым, требовалось устранить все остатки идолопоклонства» (журнал "Сторожевая Башня" от 01 января 2000 г., стр. 9). На фото ниже запечатлено последнее празднование Рождества в штаб-квартире Общества Сторожевой Башни в 1926 г. Так что, если празднование Рождества является языческим делом, как утверждается в литературе Общества, то «Свидетели Иеговы» предавались языческим практикам с самого момента зарождения их религиозного движения в 1879 г. по 1926 г. включительно, то есть 47 лет, то есть более одной трети от общего существования этой религии! Итак, по собственному признанию «Свидетелей», их религиозное движение — это «конфета», провалявшаяся в «сточной канаве» почти полвека. Годится ли она для употребления в пищу? «Конечно нет! Она же грязная»! Таким образом, они оказываются в логическом тупике. В связи с утверждениями лидеров Организации, что она была признана в 1919 г. в качестве «единственно истинной», рождается закономерный вопрос — а как такое могло произойти, если на тот момент её последователи «носили брошь с изображением креста и короны, праздновали Рождество и другие языческие праздники»? Бывший член Руководящего Совета «Свидетелей Иеговы», Рэймонд Френц в своей книге «В поисках христианской свободы» спрашивает: «Почему Христос должен был избрать эту организацию (которая по собственному признанию в то время придерживалась множества заблуждений), посчитать её образцом верности и благоразумия, признать её в качестве единственной организации на земле, с достоинством прошедшей его проверку? Почему новый Царь решил назначить её в качестве своего единственного средства сообщения с людьми, посредством которого он мог распространять свое руководство для всего человечества?» (Franz R., "In Search of Christian Freedom", Commentary Press, Atlanta, 2007, р. 151).

Коллектив Общества Сторожевой Башни за рождественским столом
Когда-то и «Свидетели Иеговы» праздновали Рождество

Выходит, что обычай отмечать дни рождения, Рождество или Пасху не влияет на истинность (или неистинность) религии, если даже Христос, по словам представителей Общества, не придал этому значение. Так почему же мы сегодня должны обращать на это большее внимание, чем Господь? Внятного ответа «Свидетели Иеговы» дать не в состоянии. Позиция Общества по отношению к праздникам и обычаям вообще крайне противоречива и непоследовательна. Так, например, «Свидетелям» не запрещено носить обручальные кольца, использовать косметику или дарить цветы, хотя все эти практики имеют языческое происхождение; Общество выпускает настенные календари, хотя месяцы в нём названы в честь языческих богов. Это комментируется так: «Христианам надо избегать обычаев, которые противоречат библейской истине (2 Коринфянам 6:14-18). Однако всякого рода предметам, узорам и обычаям придавалось когда-нибудь или в каком-нибудь месте неправильное значение или их связывали с небиблейскими учениями. Поклонялись деревьям, форму сердца рассматривали как святую, а ладан употребляли в языческих обрядах. Означает ли это, что христианину никогда нельзя пользоваться ладаном, деревьями в качестве украшений или носить ювелирные изделия в форме сердца? Это был бы необоснованный вывод. Искреннему христианину надо спросить себя: "Показывало бы следование определенному обычаю другим, что я перенял небиблейские вероучения или обычаи?" Время и место могут влиять на ответ. Обычай (или образ) имели, может быть, ложное религиозное значение тысячелетиями тому назад или имеют такое значение сегодня в отдаленной стране. Но не тратя много времени на исследование, спроси себя: "Какое мнение распространено там, где я живу?" (Сравни 1 Коринфянам 10:25-29)» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 октября 1991 г., стр. 30,31). Обратите внимание на поразительный контраст с текстом из книги «Чему на самом деле учит Библия?»: «Свидетелям» предлагается «не тратить много времени на исследования», а вместо этого сосредоточиться на том, какое значение сегодня придаётся тому или иному предмету, обычаю или действию. Но ведь в наши дни люди, отмечая Новый год, Рождество, Пасху или дни рождения, не вкладывают в это мистической, языческой, ритуальной антихристианской подоплёки. Где же последовательность взглядов?

ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЩЕНИИ С ДРУГИМИ

Самая любопытная часть главы начинается именно здесь, поскольку от простого информирования и «изучения Библии» авторы продолжили плавное вторжение в частную жизнь читателя. Его уже инструктируют, как вести себя с окружающими людьми и даже родственниками. Хотя делается это пока в довольно мягкой и деликатной форме («возможно решишь», «можно упомянуть», «было бы мудро не принимать»), однако в тексте встречаются и прямые директивные указания: «требуется», «остерегайся», «постарайся», «избегай» и т. п. Немаловажным является и тот факт, что убеждения коллектива Общества Сторожевой Башни во всех трёх абзацах этой части 16-ой главы ловко названы «твоими убеждениями». Интересно, что такого рода воздействие оказывается на человека ещё не принадлежащего к Организации, то есть, фактически, «внешнего», постороннего. Его пока не присоединили к религиозной группе официальным образом, он не брал на себя каких-либо обязательств, его не связывает со «Свидетелями Иеговы» ничего, кроме домашних «изучений», однако от него уже требуется выполнение вполне определённых инструкций. Это похоже на то, как если бы абитуриента не зачислили в вуз, но регулярно давали бы задания и строго контролировали их выполнение.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СЕМЬЕ

Праздник в семейном кругу
Семейные праздники —
важное событие для ребёнка

В книге не советуется «спорить по поводу каждой семейной традиции или праздника». Видимо, исключение Общество Сторожевой Башни делает лишь для тех традиций и торжеств, которые считает допустимыми для своих приверженцев: например, празднование годовщины свадьбы, ношение обручальных колец, традицию совместных чаепитий и др. Обзор отношения «Свидетелей Иеговы» к праздникам вынесен, как и в их обучающей книге, в отдельное приложение, здесь же хотелось бы затронуть те рациональные аргументы против участия в праздниках, к которым они нередко прибегают: праздники поощряют эгоизм, втягивают в долги, сопровождаются застольями (со всеми вытекающими отсюда последствиями: злоупотребление алкоголем, недостойное и неприличное поведение). Но и эти доводы рушатся, если как следует поразмыслить. Во-первых, далеко не все люди напиваются в праздник до неприличия или выбрасывают кучу денег на подарки. Для большинства это просто повод отвлечься от ежедневной рабочей рутины и собраться вместе с близкими людьми где-нибудь в уютном кафе. Во-вторых — дети. Даже если кто-то лично для себя решил из каких-то соображений не участвовать в праздниках, то зачем лишать детей возможности справить с друзьями день рождения или поучаствовать в весёлом мероприятии в школе или детском саду, устроенном в честь Нового Года или «Дня матери»? Ни о каком «опьянении» или «непристойности» на детском празднике, ясное дело, говорить не приходится. Детские подарки не обязательно должны быть дорогостоящими, кроме того «Свидетели Иеговы» не позволяют своим детям дарить даже вещи сделанные своими руками, если они приурочены к празднику, что вообще находится за гранью всякого здравого смысла. Как объяснить, почему им «нельзя»? Как им сказать, например, что их день рождения «гневит Иегову»? «Свидетели» обычно в таком случае спешат заявить, что у них, мол, «праздник каждый день», и им не нужно для этого ждать определённой даты, чтобы подарить что-либо своим близким. Только вот на деле это оказывается просто фарсом. Если дарить подарки каждый день, то они быстро превратятся в рутину. Кроме того, так легко оказаться по уши в долгах, а это как раз то, от чего хотят быть свободны «Свидетели Иеговы». Итак, по сути, подарки «в течение всего года» — это только слова, красивая отговорка. На самом деле «Свидетели» перестают дарить подарки почти совсем, неспроста в конце 17-го абзаца говорится, что «один из самых лучших подарков — это твоё время, внимание и любовь». Но как часто они могут баловать своих близких этим «лучшим подарком», находясь под бдительным надзором Организации? Рассмотрим это далее.

Детки в клетке "божьей" организации
«Твой день рождения гневит Иегову!»

ИДИ ПО ПУТИ ИСТИНЫ

Итак, лидеры Организации фактически отвергают почти все ныне существующие праздники и последовательно продвигают этот взгляд в своей литературе. Последствия реализации такой политики нетрудно угадать. Отказ отмечать различные праздники, а также поздравлять друзей, родственников и принимать от них поздравления, отделит и отдалит человека от близких людей, не являющихся членами Организации «Свидетелей». Ведь, как правило, родственники не в восторге от заявлений в духе «Я больше это не отмечаю, это языческая традиция», и их реакция может варьироваться от мягких укоров до настоящих семейных скандалов с хлопанием дверями и взаимными обидами. Общество заготовило на этот случай «библейский аргумент»: мол, это обещанные Христом гонения, не поддавайся. Тем самым Организация берёт контроль над человеком в свои руки, довольно эффективно отстраняя от него близких и друзей, ведь чем меньше он общается с людьми независимых в своих взглядах от Общества (с т. наз. «мирскими»), тем меньше вероятность того, что его переубедят, показав всю несостоятельность «теологических» построений Руководящего Совета Организации. Одновременно с этим начинается процесс замены круга общения: его активно приглашают на «совместные встречи», «христианские встречи». Вместо семьи — местная ячейка «Свидетелей». Несмотря на кажущуюся добровольность поначалу, посещение таких мероприятий обязательно для каждого члена Организации: «...Мы должны присутствовать на всех пяти еженедельных встречах и "слышать, что дух говорит собраниям"» (бюллетень "Наше царственное служение" за март 2001 г., стр. 4). Это позволяет, с одной стороны, отчасти заполнить образовавшийся после отказа от прежних традиций вакуум в жизни конкретного человека, а с другой стороны, сильнее привязать к Организации и эффективнее внедрять в сознание специфические учения Общества Сторожевой Башни (если вы будете еженедельно слышать, что «переливание крови противоречит Писанию», «Иисус невидимо правит с 1914 года» или «Иегова неодобряет празднование Рождества», то волей-неволей свыкнетесь с этими мыслями, хотя ни одна из них в Библии не содержится).

Другим, не менее обязательным для всех «Свидетелей Иеговы», занятием является распространение литературы Общества и проповедь его учений. В 19-ом абзаце главы авторы мягко предлагают «делиться знаниями, которые ты получил, изучая Библию со Свидетелями Иеговы». В литературе для «внутреннего пользования» такие призывы звучат постоянно и более настойчиво, людей побуждают уделять этому занятию всё больше и больше своего времени: «Отводя выходные целиком для служения, многие возвещатели, которые работают полный рабочий день, убедились, что подсобное пионерское служение им под силу» (бюллетень "Наше царственное служение" за февраль 2001 г., стр. 3). «Подсобное пионерское служение» — это не менее 50-ти часов в месяц, посвящённые проповеди. Таким образом, для руководства Организации весьма выгодно, чтобы их последователи не отмечали праздники, поскольку освободившееся время можно потратить на религиозную агитацию. А как же «один из самых лучших подарков», которые «Свидетели» якобы могут дарить своим близким, «время, внимание и любовь»? Как видно, всё их свободное время и внимание должно посвящаться делам Организации, а отнюдь не семье. Интересно, что все эти 2 действия (посещение религиозных встреч и активная пропаганда учений Организации) тесно увязаны авторами книги со «становлением на путь истины». Всё, что звучало в предыдущих главах учебного пособия не имеет, по сути, никакого значения. Начал ходить на «совместные встречи» и проповедовать — «встал на путь истины», нет — значит «не встал». В Организации «Свидетелей» обращение «брат» или «сестра» употребляется по отношению к человеку только после того, как он станет «возвещателем», то есть проповедником идей Общества. Да, значение, придаваемое Организацией участию в проповеднической кампании, велико. И верно авторы пишут, что «возвещателям» намного легче отказаться от прежних дорогих сердцу традиций: психологически трудно распространять журналы о мнимой вредности Рождества, если сам в глубине души считаешь этот праздник всё-таки христианским по своему значению.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0