Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Приложение VI: «Отношение к праздникам»

В соответствующем приложении книги «Чему на самом деле учит Библия?» отмечается, что все религиозные и светские праздники, популярные сегодня во всём мире, «имеют небиблейское происхождение». И первой под огонь критики попадает христианская Пасха. «Ничто в Новом Завете не указывает на празднование воскресения Христа», — категорично заявляют авторы, ссылаясь на «Encyclopedia Britannica». При всём уважении к составителям статьи в «Британнике», с этим утверждением никак нельзя согласиться: в Библии сообщается, что ученики Иисуса Христа имели обыкновение собираться вместе «в первый день недели», он же — восьмой, следующий за иудейской субботой (Иоан. 20:26; Деян 2:1 — праздник Пятидесятницы наступил по прошествии семи недель после иудейской Пасхи, т. е. опять-таки «первый день недели»; Деян. 20:7; 1Кор. 16:1-2). Случайно ли то, что первые христиане особым образом выделяли день, в который воскрес Господь? Думается, что вовсе нет. «А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших» — поучал Апостол Павел (1Кор. 15:17); неудивительно, что празднование Воскресения Христова заняло важное место в религиозной жизни христиан. В азарте антихристистианской полемики авторы «Чему на самом деле учит Библия?» сослались даже... на «Большую советскую энциклопедию»! Тенденциозность этого источника видна невооруженным глазом: всё в той же статье о Пасхе исход евреев из Египта назван «мифическим», аналогичный эпитет отпущен и в адрес «основателя христианства», а библейский рассказ о Его смерти и славном Воскресении представлен как плагиат культа умирающих и воскресающих языческих богов (Адониса, Осириса, Диониса).

Вторым в «расстрельный» список Общества Сторожевой Башни попал светский праздник — Новый Год. И основной претензией к нему является «языческое происхождение»; авторы припомнили всё, что только смогли: и то, что отсчёт начала года от 1 января стало инициативой языческого императора, и то, что само название месяца восходит к имени ложного божества (Януса). Но не ищут ли «Свидетели Иеговы» чёрную кошку в тёмной комнате? Ведь сегодня ни один нормальный человек, празднующий Новый Год, не занимается идолопоклонством и вряд ли вообще знает о существовании какого-то «бога входов и выходов». Сегодня в этот праздничный день люди собираются вместе с семьёй, друзьями или коллегами за празднично накрытым столом, чтобы подвести итог прошедшему году, оглянуться назад и посмотреть, что сделано, а что ещё нет, порадовать своих близких подарками и тёплыми пожеланиями. А наряжают ёлку на Новый Год не для того, чтобы «задобрить домового» или для улучшения магической обстановки в своей квартире, а просто чтобы украсить дом. Не лучше ли «Свидетелям Иеговы» последовать совету, напечатанному в их журнале по поводу другой традиции с языческими корнями: «Главным в принятии решения должно быть не то, какое значение этот обычай имел сотни лет назад, а то, какой смысл люди вкладывают в него сегодня там, где вы живёте... Было бы не мудро придавать этому вопросу слишком большое значение» (журнал "Пробудитесь" от 22 сентября 2003 г., стр. 24)?

Замыкает тройку популярных праздников Хэллоуин, который в приложении книги «Свидетелей Иеговы» почему-то назван «христианским». Для представителей Общества Сторожевой Башни, должно быть, будет отрадно слышать, что в своей борьбе с западной традицией справлять Хэллоуин они не одиноки. Руководитель службы коммуникации Русской Православной Церкви, священник Георгий Завершинский в интервью для агентства «Интерфакс» назвал этот праздник чуждым «как православной культуре, так и русской культуре вообще». Церковь, по его словам, «никоим образом не считает Хэллоуин праздником и не рассматривает для верующего человека возможность всерьёз его принять и ввести в свою традицию».

Но этим запретный список Общества Сторожевой Башни не ограничивается, ведь авторы книги указывают: «Невозможно обсудить все праздники, которые отмечаются сегодня в мире. Однако совершенно очевидно, что Иегове не угодны праздники, которые прославляют людей или организации (Иеремия 17:5—7; Деяния 10:25, 26)». Но почти любой нерелигиозный праздник связан с людьми или с целой организацией: профессиональные и корпоративные праздники, городские и сельские торжества, юбилеи и т. д. По сути, это означает, что «Свидетелям Иеговы» не положено отмечать почти никаких праздников, даже самых безобидных. Как тут не вспомнить классика:
— И не читайте до обеда советских газет.
— Да ведь других нет.
— Вот никаких и не читайте!
Удивляет и библейская аргументация утверждения, что-де «Иегове не угодны праздники, которые прославляют людей или организации». В первой ссылке, приводимой авторами, сказано следующее: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа... Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь» (Иер. 17:5,7). О праздниках — ни слова! В этом отрывке осуждается не человек, отмечающий какой-либо праздник, а тот, кто перестаёт в своей жизни полагаться на Бога, чьё «сердце удаляется от Господа». Но участие в празднике, посвящённом кому-либо или чему-либо, не означает с необходимостью, что человек предал Бога. Например, после победы над филистимлянами в честь Саула и Давида было организовано большое торжество с прославлением победителей, и это не являлось грехом (1Цар. 18:6,7). Другая ссылка, указанная авторами, гласит: «Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек» (Деян. 10:25,26). Здесь ещё проще: слова Петра «Я тоже человек» говорят нам о том, что римский сотник Корнилий принял Апостола за бога. Язычники были склонны к этому, например в Листре произошёл аналогичный случай (Деян. 14:11-15). Однако почтительное поклонение ни пророки, ни Апостолы никогда не запрещали (Деян. 16:29; Быт. 48:12; 3Цар. 18:7; Дан. 2:46). Сегодня ни на одном празднике, устроенном в честь «людей или организации», не заставляют и не призывают поклоняться объекту торжества как Богу, поэтому ссылка авторов книги на Деян. 10:26 выглядит более чем некорректной.

Какое же резюме следует из анализа всех словесных излияний Общества Сторожевой Башни? Порицание со стороны «Свидетелей Иеговы» различных праздников и торжеств, а также демонстративный отказ от всякого участия в них ни логически, ни теологически не обоснован. Они указывают на «языческие корни» наших любимых праздников, но при этом их не смущает языческое происхождение, например, календаря, которым мы все пользуемся, или традиции обмена новобрачных кольцами. «Свидетели Иеговы» не видят в этом ничего страшного, поскольку, мол, люди уже не вкладывают в это религиозного смысла, как это делали древние язычники. Но ведь и новогодние торжества давно уже стали исключительно светским мероприятием, не имеющим никакого отношения к языческим верованиям. Зачем же тогда отравлять праздничное настроение окружающих осуждающе‑презрительными высказываниями, дескать, «этот праздник неугоден Богу»? Ответ напрашивается сам собой: Общество Сторожевой Башни таким образом просто хочет набить себе цену, как бы заявляя «А мы святее всех!». Но такие нападки служат плохую службу «Свидетелям Иеговы»: узнав о том, что членам их религиозной общины запрещено отмечать практически все события, большинство людей просто отказывается вступать в их ряды.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0