Главная » Статьи » Вероучение

Теократическая организация

«Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?» (Деян. 19:15)

В своём религиозном самоопределении «Свидетели Иеговы», в отличие от других течений, появившихся также относительно недавно (напр., адвентистов, мормонов), не применяют к себе понятие «Церковь» (греч. «εκκλεσια», англ. «Church»), определяя своё сообщество как «теократическую организацию». Что же это такое? Теократией (от греч. «θεος» — Бог и «κρατος» — власть) называется такой способ осуществления власти, при котором верховным правителем является Бог, действующий через определённое уполномоченное Им земное представительство. В случае «Свидетелей Иеговы» предполагается, что Бог использует в качестве орудия Своей власти их религиозную организацию: «Вместо того чтобы открывать истину каждому христианину в отдельности, Иегова святым духом руководит своей организацией и именно через неё даёт понимание Библии своему объединённому народу» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 2007 г., стр. 28); «Организация Бога играет важную роль в нашем духовном росте. Она предоставляет изобилие библейской литературы, которая помогает нам возрастать в знании истины, поступать мудро в трудных ситуациях и развивать близкие отношения с Богом» (журнал "Сторожевая Башня" от 01.04.2006 г., стр.24). Как видно из этих цитат, «теократическая организация» в религиозной системе «Свидетелей Иеговы» берёт на себя функции Церкви, избегая при этом так себя называть. Интересно, что сам основатель Общества Сторожевой Башни, Чарльз Тейз Расселл, вовсе не стеснялся общеупотребительного термина. Так, в одном из выпусков журнала «Сторожевая Башня» он отдал местным собраниям такое распоряжение: «Мы настоятельно советуем всем церквям, и большим и малым, в согласии с апостольским указанием избрать из числа своих членов старейшин, чтобы они питали стадо и заботились о нём» (цит. по книге "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", гл. 15, стр. 206). Однако после смерти Расселла в 1916 году положение дел резко изменилось. Пост главы Общества Сторожевой Башни занял амбициозный Джозеф Рутерфорд, который имел собственные взгляды на то, как следует вести дело своего предшественника. Например, в своём завещании Расселл пожелал, чтобы управление деятельностью созданного им Общества осуществлял совет директоров из семи человек. Рутерфорд же добился того, чтобы вся власть была сосредоточена в одних руках. Кроме того, Расселл писал, «что истинной церковью — христианским собранием — нельзя назвать организацию, члены которой придерживаются придуманных людьми вероучений и внесены в списки прихожан» (книга "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", гл. 15, с. 204-205). «Мы не только далеки от создания или даже стремления к созданию новой секты, но игнорируем все сектантские системы и власть, на которую они претендуют, — решительно заявлял он. — Мы признаём только "одного Господа, одну веру и одно крещение" по Писанию и поддерживаем братское общение с каждым морально добропорядочным, исповедующим веру в "искупительную кровь Христа". а в особенности с теми из этого класса, кто признаёт полное посвящение себя Господней воле и служению, независимо от того, находятся ли они в какой-нибудь секте или вообще вне их» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 января 1906 г., стр. 20). То есть основатель журнала «Сторожевая Башня» даже не собирался превращать сеть библейских кружков в какую-то новую религиозную организацию со списком прихожан, государственной регистрацией, особой процедурой приёма в неё и т. д. Из его слов видно, что он называл «братьями» как внеконфессионалов, так и членов тех или иных существовавших на тот момент религиозных объединений. Этот подход позволял Расселлу и его сотоварищам сознавать себя частью огромной «Церкви», находящейся вне рамок, границ и условностей и объединяющей их не только с сочувствующими им маргиналами в среде адвентистского, унитарианского и сионистского движений, но и с некоторыми деятелями эпохи Реформации, и даже с самими Христовыми Апостолами.

Президент Общества Сторожевой Башни
Чарльз Расселл был не знаком
с «теократической организацией»

ВЕЛИКОЕ ОТСТУПНИЧЕСТВО

Таким образом, Чарльзу Расселлу и его последователям не была нужна какая-то «теократическая организация». Они придерживались типичной для протестантизма идеи, будто бы Библия является самодостаточной книгой, и её можно истолковать просто внимательно изучая и сопоставляя различные её части между собой (см. книгу "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", гл. 5, стр. 54). Они верили, что все искренние люди так и поступали на протяжении веков, но библейские кружки Расселла в этом плане якобы были наиболее успешны, так как «пришло установленное Богом время». «Если бы я молчал, то камни бы возопили!» — заявлял Расселл. Что действительно было ему нужно, так это оправдание необходимости подобных «исследований». И оно было найдено в притче Иисуса Христа о пшенице и плевелах, записанной в Матф. 13:24-30, «Свидетели Иеговы» до сих пор пользуются ей в поддержку своего неожиданного появления на исторической арене: «Иисус посеял на поле пшеницу, или "хорошее семя", которое представляло его верных учеников, составлявших раннее христианское собрание. Он предупредил, что "враг", Сатана Дьявол, позже посеет среди пшеницы "сорняки", то есть людей, которые говорят, что следуют за Иисусом Христом, а сами отвергают его учения. Почти сразу после смерти апостолов Христа появились люди, представленные в притче "сорняками". Они предпочли "слову Иеговы" превратные человеческие учения (Иеремия 8:8, 9, ПАМ; Деяния 20:29, 30). Так появилось извращённое, ложное христианство, ведущую роль в котором, как говорится в Библии,ей играет "беззаконник" — продажное духовенство, погрязшее во "всяком неправедном обмане" (2 Фессалоникийцам 2:6-10). Иисус предсказал, что положение изменится "при завершении системы вещей". Христиане, представленные пшеницей, будут собраны вместе, а "сорняки" будут уничтожены» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 февраля 2004 г., стр. 5-6). На первый взгляд объяснение Общества Сторожевой Башни выглядит довольно убедительно, однако у нас есть истолкование этой притчи от Самого Христа (стихи 36-43). По словам Спасителя, «поле» символизирует не Его будущую Церковь, а мир (стих 38). Кроме того, в притче не сказано, будто плевелы разрастутся настолько, что совершенно заглушат, подавят пшеницу или превзойдут её в количественном отношении. Важно понять, что пшеница в притче становится трудноразличимой не потому, что её стало катастрофически мало на поле, а по причине внешней похожести плевел на неё. Когда мы узнаём о том, как фальшивомонетчики запустили в оборот крупную партию поддельных денег, то это не означает, что подделок стало во много раз больше настоящих купюр. Трудность обнаружения фальшивок обусловлена их внешней схожестью с настоящими деньгами, а не их количеством или распространённостью. Немаловажно также и то, что, согласно повествованию притчи, при наступлении жатвы сначала происходит связывание «плевел» в снопы для их сжигания (стих 30). Это весьма перекликается с тем, что Христос позже рассказал своим ученикам: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира... Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Матф. 25:31-41). Всё это указывает на то, что символическая «жатва», сопровождающаяся разделением, обернётся погибелью для «плевел» и спасением для «пшеницы». Ангелы Божьи, в таком случае, соберут представленных пшеницей людей не в некую земную организацию, а в Царство Небесное, которое и является истинной «житницей» (см. Матф. 13:43). Удивительно и то, что «Свидетели Иеговы» не замечают, как буквально в соседних стихах Иисус Христос сравнивает действие Царства с произрастанием горчичного дерева из маленького зерна (стихи 31 и 32). Он не сказал, что посеянное растение было срублено, а на его месте, спустя долгое время, посеяно новое семя, но описывает плавный и уверенный рост, о котором мы затем и читаем в книге Деяний: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47); «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме» (Деян. 6:7); «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 5:14) и т. д.

Притча о горчичном зерне
История истинного христианства
подобна возрастанию огромного дерева

Общество Сторожевой Башни и его сторонники, пытаясь найти подтверждение своей версии истории истинного христианства, обращаются и к другим текстам Библии. Одним из подобных мест являются слова Апостола Павла, которые он произнёс, прощаясь с эфесскими христианами: «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:28-29). Но данную фразу сложно назвать неким прогнозом общей судьбы всего христианства — она касается вполне конкретной христианской общины, о скорых событиях в которой и говорит Апостол, имея в виду наметившиеся там тревожные тенденции. Подтверждение тому, что слова Павла стали исполняться именно в собрании христиан Эфеса (и довольно скоро), мы находим в его письме к Тимофею, где тот с первых строк побуждается противодействовать лжеучетелям (1Тим. 1:3-7; 6:3-5). Ещё один библейский текст, часто используемый Обществом Сторожевой Башни, это предостережение Апостола Петра в одном из его соборных посланий: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2Петр. 2:1-3). В Библии действительно говорится о печальных фактах вероотступничества в христианской среде (в ней упоминаются даже некоторые имена еретиков: Именей, Филит, Александр), но нигде не сообщается о его тотальном характере: наоборот, сказано, что «отступят некоторые от веры» (1Тим. 4:1). Теория о моментальном превращении христианства в диавольскую подделку противоречит целому ряду библейских стихов (прямых по смыслу, не притчевых), указывающих на незыблемость и сохранение Церкви Христовой на протяжении всего времени существования этого мира. Давайте рассмотрим эти места Священного Писания:

  • «На сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матф. 16:18)
    Обещание Христа касалось Его Церкви, которая была основана в Пятидесятницу и являлась видимой общиной, состоящей из реальных, живых, связанных единым поклонением людей. Исходя из процитированных слов, она и должна сохраниться несмотря ни на что, иначе Христос окажется лжецом.
  • «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20)
    Если, как утверждает Общество Сторожевой Башни, основанная Христом Церковь после смерти Апостолов запятнала себя ложными учениями и духовным блудом, то с кем же тогда Он обещал быть «во все дни до скончания века» — с «блудницей»? Утверждать подобное — или безумие, или хула.
  • «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан. 14:16)
    Эти слова Спасителя сбылись, когда на Апостолов сошёл Святой Дух, то есть в день Пятидесятницы, который и считается днём рождения Его Церкви. Бог нигде не сказал, что будет посылать Утешителя во второй или третий раз. Это произошло однажды, в I веке, и с тех пор Святой Дух, невидимо пребывая в Церкви, не допускает и не допустит ей впасть в заблуждение.
  • «…чтобы… ты знал, как поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15)
    Несомненно, сравнение Апостола Павла указывает на Церковь Христову как носительницу и хранительницу истинного учения. Сложно представить себе невидимый «столп истины»! Отдельный христианин или даже поместные общины, конечно, могут уклониться в заблуждение. Это случалось в истории и не раз. Но чтобы вся Церковь пошла по ложному пути — такое невозможно, поскольку это означало бы, что она перестала быть оплотом истины.
  • «[Богу] слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» (Еф. 3:21)
    Из этих слов следует, что слава будет возноситься Богу в Церкви всегда, а для этого она должна существовать непрерывно, на протяжении всей истории до скончания века.
Таким образом, толкование Обществом Сторожевой Башни притчи о пшенице и плевелах не учитывает приведённые тексты Библии и нарушает собственные герменевтические принципы: 1) Писание не может себе противоречить и 2) неясные места необходимо объяснять при помощи ясных.

ОРГАНИЗАЦИЯ-НЕВИДИМКА

Как уже говорилось ранее, Джозеф Рутерфорд, сменивший Расселла на посту президента Общества Сторожевой Башни, имел собственный взгляд на управление религиозными делами. Полуавтономность кружков по «исследованию Библии» с демократическим самоуправлением его раздражала. Если ранее их сплочённости способствовала харизматичная личность Чарльза Расселла, то после его смерти никто не мог поручиться за то, как поведут себя верующие «на местах». Они и сами этого не знали. «Все были убиты горем, — вспоминал Александр Макмиллан, один из ближайших соратников Расселла. — Мы не знали, что делать. Хотя Расселл и старался подготовить нас к своей смерти, она застала нас врасплох. Мы не знали, как нам быть. Тяжелее всего было пережить первоначальное потрясение. В первые дни наше будущее было покрыто мраком» (цит. по книге "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", гл. 6, стр. 63-64). Времени у Джозефа Рутерфорда на завоевание должного авторитета не было, поэтому сплотить разрозненные и потенциально вольнодумные «библейские кружки» было призвано новое учение — о «теократической организации Бога». С 1919 года последовательно предпринимались шаги по централизации религиозной власти, вместо собрания свободных и равных между собой исследователей Писания начала формироваться жёсткая иерархическая структура, предполагавшая спуск библейских толкований и организационных указаний непосредственно и исключительно от президента Общества Сторожевой Башни (а впоследствии — от Руководящего Совета). В 1925 году Рутерфорд опубликовал статью под названием «Рождение народа»; из неё читатели узнали, что, оказывается, у Иеговы есть организация, которой активно противостоит организация сатаны. Теперь все, кто был настроен против внутренней политики Рутерфорда, автоматически попадали в разряд членов «сатанинской организации» и клеймились как «сыны погибели». Это неожиданное «откровение» было воспринято весьма неоднозначно, поскольку «слово "организация" не встречается в Библии, и в 1920-е годы выражение "организация Бога" было новым» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 сентября 1998 г., стр. 8). Многие почли за лучшее сохранить верность идеалам, заложенным Чарльзом Расселлом, и расстались с новоявленной «организацией», которая всё более и более превращалась в тоталитарную машину.

Итак, своим современным обликом Организация «Свидетелей Иеговы» во многом обязана второму президенту Общества Сторожевой Башни. Именно Джозефу Рутерфорду удалось, несмотря на сопротивление, внедрить в умы и сердца простых верующих идею о единственной и непогрешимой теократической организации Бога на земле, при помощи которой Он осуществляет Свой замысел. В литературе Общества Сторожевой Башни эта концепция используется до сих пор: «Библия показывает, что Иегова всегда руководил Своими служителями организованным образом [...] Пользовался ли Иегова в течение какого-либо промежутка времени больше, чем только одной организацией? Во дни Ноя только Ной и те, кто был с ним в ковчеге, имели защиту Бога и пережили потоп (1 Петра 3:20). Также и в первом столетии не было двух или больше организаций христиан. Бог имел дело только с одной. Там были только "один Господь, одна вера, одно крещение" (Ефесянам 4:5). Иисус Христос предсказал, что и в наши дни будет только один источник духовного наставления для народа Бога» (книга "Ты можешь жить вечно в раю на земле", стр. 192-193); «...Из библейского повествования ясно видно, что у Бога всегда была организация, которой он пользовался для исполнения своего замысла. И древние израильтяне, и первые христиане поклонялись Иегове организованно» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июня 2011 г., стр.14). Однако учение о «теократической организации Иеговы» создаёт для «Свидетелей Иеговы» неразрешимую дилемму. Она состоит в том, что, с одной стороны, после смерти Апостолов христианство якобы отступило от истины и довольно быстро погрузилось в духовную тьму; с другой же стороны, учение о том, что Бог всегда пользовался видимой организацией и именно через неё предоставлял людям понимание Священного Писания, требует её наличия во II-XIX веках.

Пытаясь обойти это неприятное противоречие, Общество Сторожевой Башни в своих публикациях время от времени преподносит информацию о неких религиозных группах, существовавших в ту или иную эпоху и находившихся в оппозиции к историческому христианству, как возможных кандидатов на звание «истинных христиан». Ниже приведены имена тех людей, на которых обыкновенно пытаются сослаться «Свидетели Иеговы» для придания древности своему религиозному движению.

Агобард Лионский (ок. 779 — 840 гг.) — архиепископ, политический и церковный деятель в правление Людовика Благочестивого. Он был известен как автор полемических трактатов против так называемых «адопциан» — последователей антитринитарной доктрины, отрицающих Божественную сущность Иисуса Христа, считая его человеком, усыновленным Богом при крещении. Одним из известных адопциан был Феликс Ургельский. Агобард выдвигает против его заблуждения ряд текстов, подтверждающих учение Церкви о Сыне Божьем. Также он написал несколько посланий к королю, где перечисляются постановления отцов Церкви и различных соборов, направленные против иудеев. Взгляды Агобарда Лионского были вполне ортодоксальны, за исключением отношения к иконопочитанию. Хотя он и не отвергал святые иконы совершенно, однако считал, что они должны служить только для напоминания о событиях священной истории. Довольно странно, что «Свидетели Иеговы», отрицающие Троицу и не признающие церковного авторитета, ссылаются на этого человека.
Клавдий Туринский (ум. 839 г.) — капеллан при дворе Людовика Благочестивого, отправленный в епархию Турина для назидания клира и борьбы с суевериями среди народа на почве иконопочитания. Но, будучи крайним рационалистом по натуре, Клавдий в своём рвении перестарался настолько, что приказал по всей епархии уничтожать иконы, несмотря на общенародное иконопочитание. Также он ополчился и на почитание святых мощей. Клавдий считал эти меры самым простым способом пресечь народные суеверия. Заходя всё дальше и дальше, он начал критиковать практику молитв святым и паломничества в Рим, пренебрежительно высказывался об авторитете римского епископа, считая, что все епископы равны. Впрочем, несмотря на некоторую эксцентричность своих взглядов, Клавдий Туринский до самой смерти оставался в ненарушимом общении с Римом. Ни одной идеи, позволяющей однозначно ассоциировать его с современными «Свидетелями Иеговы», Клавдий не проповедовал.
Беренгар Турский (ок. 1000 — 1088 гг.) — французский философ-схоласт, теолог, ученик Фульберта Шартрского. По образу жизни он был аскетом и уважительно относился к монашеству. Его религиозные взгляды ничем не отличались от католических, за исключением отношения к догмату о пресуществлении Святых Даров. Таинство Евхаристии Беренгар трактовал рационалистически, отвергая реальность пресуществления хлеба и вина на Литургии. По его мнению, действием освящения к сущности хлеба добавляется сущность Божественного Тела Христова, оказывающая просветляющее действие в душах верующих. Естественно, что подобное учение вызвало негодование и было осуждено как еретическое на двух церковных соборах. Сам Беренгар отрёкся от своих воззрений и был оставлен под церковным надзором. Единственное, что может роднить Беренгара Турского со «Свидетелями Иеговы» — это тяга на умственно-рассудочном уровне пытаться «богословствовать» о высоких материях и в своих соображениях доверяться собственному несовершенному разуму.
Пётр де Брюи (ум. 1126 г.) — французский священник, охваченный идеями церковных реформ. Лжеучение де Брюи было изложено в пяти пунктах одним из католических историков, аббатом Петром Достопочтенным: 1) недействительность крещения младенцев (из этого логично следовал тезис, что, поскольку папа римский и его епископы были крещены во младенчестве, то они никакие не христиане в действительности, и ни слушать, ни подчиняться им не следует); 2) ненужность храмовых построек и алтарей; 3) отвержение любого почитания креста; 4) отрицание догмата о пресуществлении Святых Даров (а значит, всё, что делается священниками в алтаре, излишне и бесполезно; то есть отвергалось всё таинство Евхаристии); 5) отрицание необходимости молитв и всего того, что делается живыми, чтобы помочь умершим (де Брюи считал, что душа человека заранее предназначена к осуждению или вечной жизни и ничто не может уже изменить этого решения; в этом смысле он был в некотором роде предтечей кальвинизма). Никаких характерных для «Свидетелей Иеговы» учений Пётр де Брюи не исповедовал, иначе бы критики непременно указали бы на это. Он похож на них не более чем на любого другого протестанта.
Генрих Лозаннский (ум. 1148 г.) — монах-бенедиктинец, родом из Франции, последователь де Брюи и был знаменит в основном своими пламенными проповедями о покаянии, а также против алчности католического духовенства, тщетности молитв святым, греховности второбрачия, крещения младенцев. Он был отшельником и большим аскетом: обросший длинной бородой, он ходил босым в сопровождении человека несущего жезл увенчанный железным крестом, а спал прямо на голой земле. Генрих больше походил на сектанта-воздержника, чем на «Свидетеля Иеговы». Позже основанное им движение слилось с вальденсами (см. ниже).
Пьер Вальдо (1140 —1217 гг.) — бывший купец из Лиона. Он учил, что не следует повиноваться ни римскому папе, ни епископам, что католические монахи ведут порочную жизнь, ратовал за ликвидацию частной собственности, за бедность (из-за чего вальденсов прозвали «лионскими нищими»). Он отрицал учение о чистилище, иконопочитание, молитвы за усопших, называя всё это изобретением сатаны. Хотя основанное им движение и стало символом протеста против католичества, однако, в сохранившемся сочинении вальденсов под названием «Благородное поучение» («La Nobla leyczon») с первых же строк прославляется... Троица христиан! В поэме «Вечный Отец» написано: «Ты, единый в трёх, напиши на челе моём имя твоей троичности». Догматика вальденсов в этом вопросе была безупречно католической, даже Духа Святого они считали исходящим от Отца и Сына. Как говорится в их катехизисе, Троица именуется вследствие различия Лиц, но не в смысле сущности Божества. Воплощение Спасителя они признавали и формулировали догмат точно так же, как и католики. У них имелись и священники, и подобие церковных таинств. Вальденсы существуют и поныне (Вальденсианская Евангельская церковь) и не считают «Свидетелей Иеговы» своими единомышленниками.
Фаусто Соццини (1539 —1604 гг.) — итальянский теолог, имя которого более известно как Фауст Социн. Тринитарное учение он отвергал, считая Иисуса Христа простым человеком, но одарённым Божественными свойствами. Его дочеловеческое существование он тоже отрицал (и уж конечно не считал Его Архангелом Михаилом!). При этом в своём труде «О Христе Спасителе» (1578 г.) Социн учил, что Иисус настолько превосходит людей своей святостью, и Бог даровал Ему такую божественную силу, что Ему надлежит поклоняться словно Богу. Фауст вёл энергичную борьбу с теми антитринитариями, которые совершенно отвергали поклонение Иисусу Христу и не призывали Его в своих молитвах (Франциск Давид, Якуб Палеолог, Симеон Будный). Смысл смерти Христа на Голгофе ему виделся лишь в запечатлении истины проповедуемого Иисусом учения, а никак не в умилостивлении Божьего гнева или искуплении первородного греха (Социн считал, что Адам и Ева были созданы изначально смертными). Святой Дух он рассматривал только как Божественную силу, не верил в реальность существования диавола и демонов. Решительно выступая против учения о буквальном понимании Тысячелетнего Мессианского Царства, Фауст добился, чтобы оно было осуждено на антитринитаристском соборе 1589 г. в Хмельниках. Вопрос о состоянии мёртвых после смерти Социн считал недоступным для человеческого разума и обходил его молчанием. Крещение он считал не таинством, а пустым обрядом, не признавая за ним какую-либо сверхъестественную силу. Таким образом, хотя в своих динамистских взглядах на Святой Дух Социн и «Свидетели Иеговы» сходятся, но в целом ряде существенных вероучительных вопросов они друг другу противоречат.
Джон Уиклиф (ок. 1324 —1384 гг.) — был католическим священником и профессором богословия Оксфордского университета в Англии. Он в своих трудах и проповедях высказывался против различных злоупотреблений католического клира, против практики устной исповеди, индульгенций и против вмешательства духовенства в светскую жизнь. Уиклиф учил, что собственность является плодом греха, и выступал за секуляризацию церковных земель. Твёрдо веря в предопределение, он считал, что никакая церковь не может лишить человека уготованного ему от Бога, а значит и подчиняться ей не нужно. Но Уиклиф, как верный последователь блаженного Августина и Фомы Аквината, верил в Пресвятую Троицу, в бессмертие человеческой души и в будущее всеобщее телесное воскресение. Похоже, что единственная причина, по которой Общество Сторожевой Башни упоминает его фамилию на страницах своих журналов, это то, что Уиклиф осуществил перевод Библии с латинского на доступный простому народу английский язык.
Ян Гус (1369 —1415 гг.) — чешский католический священник, ректор Пражского университета. Осуждал торговлю индульгенциями, взимание платы за совершение таинств; он считал, что власть, нарушающая заповеди, не может быть признана Богом. Однако он являлся автором большого трактата в защиту иконопочитания, а его сподвижник Иероним Пражский был обвинен в связях с православными, за что и сожжён. Сложно представить, чтобы сегодня кого-то из «Свидетелей Иеговы» приняли за православного! Они, безусловно, веровали в Троицу и бессмертие души. Ритуалы и догматика Гуситской церкви поначалу сравнительно мало отличались от католических, а позже это движение сблизились с лютеранством.
Мартин Лютер (1483 —1546 гг.) — католический монах, восставший против отпущения грехов за деньги, родоначальник Реформации. Проповедовал, что спасение достигается одной только верой, что никакая церковь не может распоряжаться Божественной благодатью, отвергал непогрешимость папских декретов или решений церковных соборов, заявляя, что одно только Священное Писание непогрешимо. Лютер также отрицал католическое учение о чистилище, молитвы святым, почитание святых мощей и икон. Тем не менее, лютеранская вера, как следует из «Аугсбургского исповедания», включает в себя учение о Троице, бессмертной душе и аде, крещении младенцев, учение о пресуществлении (в искажённом виде), а также церковные праздники. Считать Мартина Лютера одним из ранних «Свидетелей Иеговы» просто нелепо — с тем же успехом можно выдавать святого Григория Нисского за мормона!
Ференц (Франциск) Давид (1510 —1579 гг.) — бывший кальвинистский священник, исповедовал унитарианство. Оттолкнувшись от арианских предпосылок, он пошёл ещё дальше, считая, что Христос не предсуществовал в вечности, а возник родившись от Марии и Иосифа. В отличие от Фауста Социна, Франциск был более радикален, отказываясь признавать во Христе что-либо божественное и молиться Ему. В этом отношении он был близок к Якубу Палеологу (с которым активно полемизировал Социн). Однако для «Свидетелей Иеговы» вера в дочеловеческое существование Сына Божьего (в виде Архангела Михаила), как и вера в Его непорочное зачатие на земле, является принципиальным моментом в определении истинности исповедания.
Уильям Тиндейл (ок. 1490—1536 гг.) — идеолог Реформации, который перевёл Библию на английский язык. Верил в доктрину условного бессмертия («сон души»), отвергал догмат о чистилище, о пресуществлении и отрицал необходимость молитвенных обращений к святым. Главное злоупотребление католичества Тиндейл видел в нежелании дать народу удобочитаемое Священное Писание. Никаких сведений об исповедании Тиндейлом характерных для «Свидетелей Иеговы» учений нет.
Генри Гру (1781 — 1862 гг.) — бывший баптистский пастор, англичанин, эмигрировавший в США. Он был автором 17 небольших книг, трактатов-проповедей, обращений и исследований. Написанное им представляло собой довольно странную смесь баптизма, адвентизма и арианства.
Джордж Сторрз (1796 — 1879) — бывший методист, его взгляды сильно повлияли на юного Чарльза Расселла. В 1837 году в руки Джорджа случайно попал трактат Генри Гру, который касался темы окончательной участи грешников. Прочитав его, Сторрз уверовал, что участью всех грешников является уничтожение, а не вечные муки. Это привело его к конфликту с методистской общиной и уходу из неё в 1840 году. После этого Сторрз стал участником движения миллеритов и даже печатался в адвентистских журналах.

Реформаторы
Где же были «Свидетели Иеговы»
целых восемнадцать веков?

Какие же выводы можно сделать после более пристального взгляда на все эти имена? Во-первых, нетрудно заметить, что большая часть названных лиц жила и трудилась во времена Реформации. То есть «истинные христиане», придерживающиеся неискажённого учения Христа, о которых говорит Организация «Свидетелей Иеговы», на поверку оказываются протестантами. А кто же был «пшеницей» в II-IX вв? Ведь речь идёт о преемственности апостольской, а не протестантской вере. Кроме того, вальденсы и лютеране существуют и поныне, и они не слились со «Свидетелями Иеговы». Во-вторых, видно, что указанные лица боролись в основном против тех или иных злоупотреблений в католичестве (торговля индульгенциями, скупка земель, практически безграничная папская власть), их возмущал упадок нравственности среди духовенства. Таким образом, их взгляды появились не столько в связи с религиозными изысканиями, сколько с кризисом феодализма и папства. Внутренний упадок католичества в сочетании с зарождающимся самосознанием европейского общества породил мощную волну стремления к «истинной», чистой от денежных поборов и развращенного клира, «церкви». В-третьих, некоторые деятели причислены к классу «пшеницы» без серьёзного рассмотрения их реальных религиозных взглядов (только за яростную антиклерикальную позицию или за перевод Библии на родной язык), хотя их убеждения были далеки от вероучительных постулатов «Свидетелей Иеговы». С такой логикой, почему бы не объявить «пшеницей» православных святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян, или святителя Филарета (Дроздова)? И, наконец, самое главное: вероубеждение этих людей было настолько разным, что представить их взаимоисключающие взгляды как единый и цельный поток христианских истин, «духовную пищу», совершенно невозможно. Как, впрочем, немыслимо назвать их и представителями некой «теократической организации», поскольку само понятие «организации» предполагает наличие сплочённости, согласованности, единства, общности.

Что же касается утверждения, будто имелось некое тайное сообщество «истинных христиан», прятавшихся где-то на протяжении сотен лет, то оно просто безосновательно. Где этому свидетельства? Непрерывное существование этих групп верующих, сохраняющих определённую преемственность на протяжении всех веков, должно быть зафиксировано исторически. Основным делом христиан, как любят повторять «Свидетели Иеговы», является проповедь Евангелия Царства Христова: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28:19-20). И с кем же был Христос 18 столетий? Кто учил и крестил непросвещённые светом Евангелия народы? И к кому должен присоединиться человек, чтобы получить возможность, как выражается Общество Сторожевой Башни, «учиться у Иеговы»? Ответов на это у «Свидетелей» нет. Допустим, «теократическая организация» умудрялась всё это время оставаться неизвестной для внешнего, стороннего наблюдателя, но уж для самой-то себя она таковой быть не могла. Что же это за загадочная организация, о которой никто ничего не знает? Это просто фантастика, особенно учитывая ту напористость, с которой «Свидетели Иеговы» действуют везде сейчас. Если бы их «теократическая организация» существовала раньше, то свидетельств об этом было бы с предостаточно. Думается, что всё гораздо проще. Церковь Божья была во все времена, и христиан всегда было видно (Матф. 5:14-16). Просто организации «Свидетелей Иеговы» не было. И если бы они имели мужество хотя бы раз взглянуть фактам в лицо, то давно бы поняли, что на теле истории существование их причудливой религии — просто царапина, не простирающаяся вглубь веков.

ПЕРЕМЕНЧИВАЯ «ИСТИНА»

От подлинно теократической организации мы вправе ожидать известного вероучительного постоянства. Истина, исходящая свыше, не может меняться, поэтому если кто-то утверждает, будто вчера Бог учил одному, а сегодня Он учит совсем иному, то это серьёзный повод насторожиться. С этой точки зрения собственная история религиозной организации «Свидетелей Иеговы» является самым веским доказательством того, что та управляется не Богом, а всего лишь несовершенными людьми, которым свойственно заблуждаться и принимать стратегически неверные решения. Так, с 1879 года в литературе, выпускаемой Обществом Сторожевой Башни, публиковались пророчества об определённых датах и событиях, которые будут при этом происходить. Обратите внимание, с какой настойчивостью и убедительностью преподносилась информация: «В свете убедительного библейского свидетельства о временах язычников, мы считаем установленной истиной то, что окончательный конец царств этого мира и полное установление Царства Божьего на земле совершится к концу 1914 года н. э. Тогда будет дан ответ на молитву церкви, возносимую с того дня, как отошёл Господь, — "Да приидет Царствие Твоё"; и под этим мудрым и справедливым управлением вся земля наполнится славой Божьей — знанием, праведностью и покоем (см. Пс.71:19; Ис. 6:3; Авв. 2:14), и воля Божья будет "на земле, как и на небе"» (Ч.Т. Расселл, книга "Исследования Писания", т. II, "Время приблизилось", стр. 99 (англ.)); «В связи с недавними трудовыми бедствиями и угрозами анархии наши читатели пишут, желая узнать, нет ли возможной ошибки в дате 1914 года, и считают, что нынешнее положение не сможет оставаться столь напряжённым так долго. Мы не видим основания менять даты — да и не могли бы их изменить. Мы верим в то, что это Божьи сроки, а не наши. Имейте в виду, что 1914 год означает не начало, а конец времени бедствий. Мы не видим причин менять своё мнение, высказанное в "Сторожевой Башне" за 15 января 1892 года, и советуем прочесть эту статью ещё раз» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 июля 1894, стр. 226). В статье, которую читателям рекомендуется перечитать, сообщалось: «Дата завершения этой "брани" определённо отмечена в Писании октябрём 1914 года. Она уже идёт, начавшись в октябре 1874 года. До сих пор это было, в основном, битвой на словах и временем подготовки сил — капиталов, трудящихся, армий и тайных обществ [...] Последняя битва будет сравнительно короткой, ужасной и решительной — и завершится общей анархией» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 января 1894 г., стр. 21). Но в 1914 году анархия не наступила, и «царства этого мира» не исчезли. Не произошло и «установления Царства Божьего» на земле, как это заявлялось Обществом Сторожевой Башни, люди не увидели обещанного покоя и воцарения праведности. «Божьи сроки» оказались не такими уж и «Божьими». Увы, Расселл не сделал должных выводов, и последовали новые предсказания. В октябрьском выпуске «Ежемесячника Исследователей Библии» вышла его статья с громким заголовком: «Смятение народов предшествующее Армагеддону. Пастор Расселл объявляет, что нынешняя война не приведёт к победе ни одной из сторон, а затем — "Армагеддон"». И сторонники основателя Общества Сторожевой Башни с нетерпением ждали, как мировой конфликт перерастёт во всеобщую анархию с последующим крахом политических систем и установлением Мессианского Царства. Однако Первая мировая война закончилась подписанием Версальского договора; «злая система вещей» никуда не исчезла, и грозные предсказания с треском провалились. Правда, сам Расселл так этого и не узнал, скончавшись в 1916 году. Сменивший его Джозеф Рутерфорд был также щедр на опрометчивые предсказания: «Можно не сомневаться,— писалось в брошюре "Миллионы теперь живущих никогда не умрут", изданной в 1920 году,— что в 1925 году Авраам, Исаак, Иаков и верные пророки древности вернутся [воскреснув из мёртвых]... к человеческому совершенству» (книга "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", стр. 78). Где теперь те «миллионы живущих»? Они умерли, так и не дождавшись обещанного воскресения мёртвых и наступления Мессианского Тысячелетнего Царства. Однако «теократическая организация» способна не только ошибаться при толковании библейских пророчеств, но и заблуждаться относительно ключевых пунктов своего вероучения. Так, например, «Исследователи Библии» (а после принятия нового названия — «Свидетели Иеговы») участвовали в политических акциях и проходили военную подготовку в армии, но позже такие действия были признаны грехом — «нарушением христианского нейтралитета». [1] И довольно долгое время Организация требовала от своих членов бескомпромиссности в вопросе военной службы, им не разрешалось даже соглашаться на предоставляемую государством альтернативную гражданскую службу. [2] Многие молодые люди в те годы угодили в тюрьму, поскольку их духовные руководители просто не оставили им другого выбора. В 1996 году Организация изменила своё учение о «христианском нейтралитете», объявив, что согласие или несогласие на альтернативную гражданскую службу является личным делом каждого «Свидетеля Иеговы», при этом никаких извинений за чужие сломанные судьбы и годы лишений, естественно, не последовало. [3] Те, кому в расцвете лет пришлось пройти круги тюремного ада, откровенно недоумевали: как же так — то Иегова требует «бескомпромиссности», то, оказывается, компромиссы возможны. А вот ещё один яркий пример недальновидности руководителей «теократической организации». В 60-х годах прошлого века со страниц литературы Общества Сторожевой Башни «Свидетелям Иеговы» строго-настрого запрещалось соглашаться на трансплантацию органов: такие операции были приравнены к «каннибализму». [4] Это привело к тому, что, даже если человеку грозила слепота из-за отказа от пересадки роговицы или смерть без необходимой пересадки сердца или почки, он категорически отказывался от операции по религиозным причинам. Необдуманный запрет руководства Организации стоил жизни и здоровья многим искренне верующим людям. Позже, в 1980 году, Организация изменила свою позицию на противоположную — теперь пересадка органов уже не являлась грехом. И то, и другое решение преподносилось как воля Бога, как «истина от Иеговы».

Эти факты с неумолимостью указывают на то, что «Свидетели Иеговы» находятся под чисто человеческим руководством. И сегодня, благодаря беспрецедентно широкому распространению достоверной информации о ранней истории Организации, это становится очевидным не только для стороннего наблюдателя, но и для её членов. В открытом доступе можно легко найти фотокопии старой литературы «Свидетелей Иеговы», внутренние инструкции и письма Организации, тексты публикаций, о которых её руководители предпочли бы просто забыть, — с самонадеянными заявлениями, громкими предсказаниями, ошибками и оплошностями. Глядя на то, как на протяжении уже долгих лет опрометчивые поступки и необдуманные решения Организации причиняют страдания огромному числу людей и губят их, как меняется на глазах то, во что ещё недавно свято верил, многие «Свидетели» поняли, что она не может управляться Богом, и покинули её. Их не убеждают попытки Общества Сторожевой Башни оправдать факт нестроений ссылками на Апостолов, поскольку это просто возвращает нас к вопросу легитимности религиозной власти нынешних руководителей Организации. Какое отношение имеет американский кружок Расселла по изучению Библии, трансформировавшийся в самостоятельное религиозное новообразование, к Апостолам, избранным лично Иисусом Христом? Увы, но до сих пор Организация «Свидетелей Иеговы» не может удовлетворительным образом показать свою историческую, географическую и вероучительную связь с новозаветной Церковью. Предоставить какие-либо весомые доказательства того, что Христос её «избрал» или «одобрил», она также не в состоянии. Теократические претензии Организации «Свидетелей Иеговы» выглядят, по меньшей мере, несерьёзно.

----------

Примечания:

[1] «Хотя они и старались делать то, что считали угодным Богу, они не всегда строго придерживались нейтралитета [...] Так, в согласии с воззванием президента США, "Сторожевая башня" призвала Исследователей Библии участвовать 30 мая 1918 года в дне молитв и молений об исходе мировой войны [...] Можно сказать, что, по крайней мере в этот период, Исследователи Библии в целом не вполне следовали примеру христиан I века…» (книга "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", стр. 191-192)
[2] «Когда в 1939 году вновь разразился тотальный конфликт, Иегова дал Своим служителям ясное руководство [...] Когда кесарь требовал то, что принадлежало Богу, они поступали в согласии с принципом из Деяния 4:19 и 5:29. Было ли дело в пролитии крови, в военной работе без принятия участия в бою, в альтернативной службе или в отдании чести символу, как национальному знамени, верные христиане выступали за точку зрения, что среднего пути нет. Некоторых из-за такой позиции казнили» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 февраля 1987 г., стр. 15)
«Свидетели Иеговы не только отклоняли носить военную форму и браться за оружие, но что они в течение прошедших пятидесяти лет отказывались исполнять и безоружную военную службу или другие рабочие задания взамен военной службе» (книга "Объединены в поклонении единому истинному Бог", стр. 167)
[3] «А что, если христианин [...] придёт к выводу, что государственная штатская служба — "доброе дело", которое можно выполнять в подчинение властям? Это его решение перед Иеговой. Назначенным старейшинам и другим соверующим следует всецело уважать совесть брата и не переставать считать его христианином, находящимся на хорошем счету» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 мая 1996 г., стр. 20)
«В прошлом некоторые Свидетели страдали за отказ участвовать в деятельности, которая сейчас, возможно, не противоречит их совести. Например, годы назад это могло касаться определённых видов штатской службы. Теперь брат с чистой совестью мог бы согласиться на такой вид службы, не нарушая христианского нейтралитета в существующей системе вещей» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 августа 1998 г., стр. 17)
[4] «...Позволив человеку есть плоть животных, Иегова Бог не дал людям разрешения продлевать свою жизнь, людоедски принимая в своё тело человеческую плоть, будь то в пережёванном виде или в форме целых органов или частей тела, взятых от других людей» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 декабря 1967 г., стр. 702 (англ.)).
Категория: Вероучение | Добавил: Milosh_Belich (03.06.2015)
Всего комментариев: 0