Главная » Статьи » Библия и СИ |
Учение «Свидетелей Иеговы»: «Свидетели Иеговы» — международное братство христиан, которые делятся со всеми людьми своими знаниями о Боге Иегове и о Его великих замыслах. Их название отражает суть той важной миссии, которой они заняты: подобно тому как свидетель на суде выступает в защиту невиновного, так и они бесстрашно рассказывают другим правду об Иегове. Их деятельность не является чем-то новым. С древних времён огромное число верных служителей Бога, такие как Авель, Ной, Авраам, Сарра, Моисей, Давид и другие, свидетельствовали о своей вере в Иегову. Позднее это делали и первые христиане. Сын Бога — Иисус Христос — и Его ученики использовали имя Бога и проповедовали людям весть о небесном Царстве (правительстве) и о том, какие благословения оно принесёт человечеству. Именно это сегодня и делают все «Свидетели Иеговы». Непредвзято изучая Библию, они стараются следовать учениям и примеру Иисуса Христа. Интересный факт: Современное своё название «Свидетели Иеговы» приняли только в 1931 году. Это произошло на конгрессе в г. Колумбус (штат Огайо). До того момента на протяжении почти 60 лет они были известны как «Исследователи Библии». Идея принятия нового имени принадлежала второму президенту Общества Сторожевой Башни, Джозефу Рутерфорду, который был обеспокоен наличием отделившихся религиозных групп с похожими названиями. «Как финансируется деятельность Свидетелей Иеговы? А как же практика «резолюций», когда каждое местное собрание «Свидетелей Иеговы» обязуется пересылать в Организацию фиксированную сумму каждый месяц в виде «добровольного пожертвования»? По сути, это является обязательным оброком, только взимается он не с конкретного человека, а со всей общины. А как быть с ящиками для пожертвований, которые стоят на видном месте в каждом так называемом «зале Царства»? Разве они не предназначены для сбора денежных средств? Конечно, в собраниях «Свидетелей Иеговы» не принято ходить по рядам с подносом для пожертвований, однако и их ящики сами по себе служат молчаливым побуждением для присутствующих лишний раз раскошелиться. Причём следует заметить, что в «церквях христианского мира», которые так ненавистны «Свидетелям Иеговы», деньги собирают в один поднос (или специальный мешок) — в «залах Царства» же установлено целых три различных ящика для сбора пожертвований: «Пожертвования на всемирное дело Царства» (эти деньги идут на производство литературы и содержание религиозных руководителей «Свидетелей Иеговы»), «Пожертвования в фонд залов Царства» (эти деньги уходят на постройку «залов Царства» в различных частях мира) и «Пожертвования на нужды собрания» (эти деньги поступают в казну местного собрания и расходуются на содержание и ремонт конкретного «зала Царства», покупку аудио- и видеооборудования, оргтехники для нужд местной общины «Свидетелей Иеговы», а также на выплаты по полученным от Организации ссудам). Помимо этого, тема материальной поддержки Организации поднимается в литературе Общества Сторожевой Башни достаточно часто: «Свидетелям не платят за то, что они ходят по домам или предлагают библейскую литературу на улицах» Да, действительно, простые «Свидетели Иеговы» не получают финансового вознаграждения за свою религиозную деятельность. Однако «специальные пионеры» и «миссионеры», «разъездные надзиратели» с жёнами, сотрудники «Вефилей» по всему миру, а самое главное, члены Руководящего Совета, находятся на содержании Организации «Свидетелей Иеговы», то есть живут за счёт пожертвованных денег. Пока они выполняют возложенные на них «духовные обязанности», им компенсируют все возникающие расходы. Это даже лучше, чем зарплата: та хотя бы имеет пределы, здесь же предела нет. А может быть, они — не «Свидетели Иеговы»? «Общество Сторожевой башни, Библий и трактатов (Пенсильвания) — юридическое лицо, используемое Свидетелями Иеговы,— было зарегистрировано в 1884 году в соответствии с Законом о некоммерческих организациях штата Пенсильвания (США). Таким образом, по закону оно не может быть и не является коммерческой организацией и никто не может получать прибыль за счёт этого Общества» Согласно законам США, некоммерческие организации (НКО) могут вести коммерческую деятельность (например, производить товары и услуги, совершать прибыльные операции с ценными бумагами, перепродавать недвижимость и т.д.), но с определёнными ограничениями: 1) эта деятельность должна служить достижению целей, указанных в уставе организации; 2) полученная прибыль не подлежит распределению между участниками (учредителями) некоммерческой организации. К примеру, некоммерческий медицинский фонд может проводить платные семинары для врачей, оказывать медицинские услуги и продавать больницам медицинское оборудование или препараты, поскольку такая деятельность способствует «развитию современной системы здравоохранения» (заявленная уставная цель). А вот открыть, скажем, автосервис или автосалон такой фонд не вправе, так как подобная предпринимательская деятельность будет далека от медицины. Статус НКО весьма выгоден по целому ряду причин. Такая организация вправе получать пожертвования от сторонних лиц, спонсирование от коммерческих организаций, гранты и субсидии из государственного и муниципального бюджета. Не следует забывать и про льготное налогообложение: «Статус неприбыльной очень привлекателен для американских организаций, и прежде всего, в связи с льготным налогообложением (...) Организации становятся свободными от уплаты федерального подоходного налога (...) Многие неприбыльные организации по сути являются богатейшими корпорациями страны. Они обладают миллиардными активами. Одна из страховых компаний со статусом неприбыльной корпорации имеет активы, оцениваемые в 6,3 млрд.долларов и чистый доход в 338 млн.долларов ежегодно. Баланс Гарвардского университета может заставить покраснеть многие американские коммерческие корпорации. Неприбыльные владеют земельными участками и недвижимостью, отелями и ресторанами, предприятиями и другими некоммерческими корпорациями. Однако, несмотря на такое богатство, они далеко не всегда используют его на те цели, о которых они заявили, претендуя на соответствующий статус» (Подопригора Р.А., "Некоммерческие организации в США", публикация в журнале "Фемида", 2001 г., № 6, стр. 26-40). На практике существуют определённые уловки, хитрости, позволяющие НКО обойти наложенные законом ограничения. Например, уставные цели могут быть сформулированы таким образом, что осуществляемая коммерческая деятельность будет им соответствовать. Упомянутый ранее гипотетический некоммерческий медицинский фонд может открыть автосервис, при этом оформляя все отремонтированные транспортные средства как автомобили «скорой помощи». Таким образом, формально, «по бумагам» эта деятельность фонда будет отвечать цели — «развитию современной системы здравоохранения». Положение о запрете распределения прибыли между участниками (учредителями) легко обойти, если последние зарегистрируются в качестве работников некоммерческой организации, а следовательно, прибыль в форме заработной платы будет так или иначе между ними распределена. Кроме того, они могут свободно пользоваться производимыми организацией услугами и иными благами. Вышесказанное справедливо и по отношению к Обществу Сторожевой Башни. Только одни здания бывшей штаб-квартиры в Бруклине оценивались специалистами в сумму не менее 1 млрд. долларов, а ведь Общество владеет тысячами объектов недвижимости по всему миру! Таким образом, речь идёт о весьма внушительных суммах. «Свидетели Иеговы» утверждают, что необходимые финансы формируются за счёт «добровольных пожертвований», но правдоподобно ли это? Защитники Общества Сторожевой Башни, мягко говорят, лукавят, когда отрицают его участие в коммерческой деятельности: оно получает огромную прибыль от инвестиций в хедж-фонды, выдачи кредитов на строительство «залов Царства» и перепродажи недвижимости. Другой вопрос — на что расходуются эти значительные денежные средства? Здесь вспоминается скандальная история с постройкой роскошного особняка в Калифорнии, который на словах предназначался для воскресших праведников древности, а на деле в нём жил второй президент Общества Сторожевой Башни до самой своей смерти. Где гарантия, что сегодня финансы, которыми располагает Общество, расходуются в точном соответствии с заявленными целями? Где гарантия, что эти деньги не тратятся на личные прихоти акционеров Общества и руководителей «Свидетелей Иеговы»? Какое, спрашивается, отношение имеют весьма не дешёвые часы, замеченные у Сэмюэля Хёрда и Джеффри Джексона, к заявляемой цели — «всемирной библейской просветительной деятельности»? Откуда у членов Руководящего Совета «Свидетелей Иеговы», каждый из которых якобы дал «обет нищеты», красующиеся на пальцах перстни? Какая необходимость была в приобретении самого роскошного в Бруклине отеля «Боссерт»? И подобных вопросов можно задать множество. Ясно, что говорить о полной материальной незаинтересованности руководящей элиты «Свидетелей Иеговы», было бы намеренным искажением фактов. Так или иначе они пользуются той прибылью, которую ежегодно приносит корпорация под названием «Общество Сторожевой Башни». За её счёт они имеют возможность не только баловать себя дорогими «игрушками», вроде стильных часов, но и путешествовать вместе со своими жёнами по экзотическим странам в бизнес-классе, пользоваться услугами лучших медицинских учреждений во всех частях мира, лакомиться изысканными блюдами из свежих и натуральных продуктов. «Являются ли Свидетели Иеговы сектой?» В словаре Д.Н. Ушакова термин «секта» определяется как «религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение». Согласно словарю С.И. Ожегова, секта — это «религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее». В этих определениях содержатся ключевые признаки, позволяющие отнести религиозное движение к категории секты. Во-первых, слово «отделившееся» указывает на более позднее происхождение секты, её относительно молодой возраст. «Свидетели Иеговы» — довольно новое религиозное движение миллеритского толка, основанное в конце XIX в. американским предпринимателем в виде кружка по «изучению Библии». А своё нынешнее название они получили всего 85 лет назад. Таким образом, первый признак налицо. Во-вторых, сектантство начинается с создания «нового учения», то есть речь идёт не об отделении от исходной религии по организационным или обрядовым причинам, а о формировании совершенно нового, оригинального вероучения либо учения на основе синкретизма (заимствования отдельных воззрений из разных религий и философских школ). В книге Общества Сторожевой Башни, посвящённой истории движения «Свидетелей Иеговы», приводятся следующие слова Чарльза Расселла: «Постепенно я был подведён к пониманию того, что, хотя в каждом вероучении и содержатся крупицы истины, вероучения эти в целом ложны и противоречат Божьему Слову». Итак, Организация «Свидетелей Иеговы» подпадает и под второй признак. На третью важную черту сектантства указывает слово «противостоящее» в определении. Для секты характерен выраженный конфликт с господствующей религией, типичны обвинения в искажении вероучения и призывы возвратиться к «первоначальным истокам». Сектантская риторика строится на постоянной антитезе, контрасте, полемике, то есть секта по своей сути является паразитом, она не может успешно существовать независимо от исходной религии. Сравним теперь это с положением дел у «Свидетелей Иеговы». По словам Расселла и его единомышленников, «существовавшие на протяжении веков различные секты и группы поделили между собой библейские учения, смешали их в большей или меньшей степени с человеческими домыслами и ложными представлениями», и «истина куда-то затерялась». Основные религиозные постулаты «Свидетелей Иеговы» построены на противопоставлении учению традиционного христианства: «Бог не Троица», «Бог не вездесущ», «душа не бессмертна», «Христос не Богочеловек» и т.д. Доля положительных тезисов в вероучении довольно мала; собственная исключительность зиждется не на внутреннем потенциале религиозной системы (например, более глубокое богословие или уникальность духовного опыта), а на попытках дискредитировать своих религиозных конкурентов. Таким образом, у «Свидетелей Иеговы» наблюдается и третий признак секты. «Сегодня это слово приобрело негативное значение с уничижительным оттенком» Согласно решению Дзержинского федерального суда Центрального района г. Санкт-Петербург по делу №2-237 от 4 августа 1999 г., употребление слова «секта» в отношении Организации «Свидетелей Иеговы» является правомерным и не может оскорбить чьих-либо чувств. К такому же заключению пришли эксперты в рамках гражданского дела 2-452/99, рассматривавшегося Головинским межмуниципальным судом САО г. Москвы. «Свидетели Иеговы», скорее всего, не согласны с такими выводами и расценивают данный термин как уничижительный, однако им полезно поразмышлять на тем, что подобные чувства испытывают все занимающиеся неблаговидным делом люди. Ведущие гомосексуальный образ жизни лица обижаются, когда их называют «педерастами», а женщинам, которые торгуют собственным телом, неприятно слышать в свой адрес слово «проститутка» или «путана». Возможно, членам сект хотелось бы, чтобы по отношению к их религиозным организациям использовались более завуалированные, неопределённые термины (например, «новое религиозное движение» или «нетрадиционная религия»), однако не честнее ли будет называть вещи своими именами? Если в вероучении и практике какой-либо организации отмечаются признаки сектантства, то в назывании её «сектой» не может быть ничего оскорбительного или уничижительного. «Свидетели Иеговы — это не ответвление какой-либо церкви. Среди них есть люди из всех слоёв общества и выходцы из многих религий. В основе их убеждений лежит Библия, и они всегда строго её придерживаются. Своим руководителем они считают не какого-то человека, а Иисуса Христа. Они не обособляются от общества, но живут и работают среди других людей» Обратимся к истории Организации «Свидетелей Иеговы». Откуда вообще у Чарльза Расселла, воспитанного в пресвитерианской семье, возникли мысли о невидимом возвращении Иисуса Христа и скором установлении Царства Божьего на земле, а самое главное, тяга к вычислению даты этих событий? Подобные идеи в те времена были у секты адвентистов. Расселл сам признавал, что вывели его из духовного кризиса и оказали сильное влияние именно представители миллеритского движения, такие как Джонас Уэнделл, Джордж Стетсон, Джордж Сторрз, Нельсон Барбор. Все основные учения, которые впоследствии он стал развивать в своих трудах (об искуплении, невидимом пришествии Христа, состоянии умерших, восстановлении райской земли и Тысячелетнем царстве), Расселл воспринял от адвентистов. От них же он научился хронологическим расчётам, плод которых — 1914 год — до сих пор занимает центральное место в вероучении «Свидетелей Иеговы». Итак, исторически «Свидетели Иеговы» являются детищем адвентизма. Что касается утверждений, будто их религия возникла от независимого исследования Библии и не имеет человеческого руководителя или основоположника, то это всего лишь красивые слова. Факты противоречат этим утверждениям. Независимость Расселла и его ближайших сподвижников была бы очевидной, если бы они изначально являлись неверующими людьми, никогда не состоявшими ни в одной христианской конфессии, начавшими самостоятельно исследовать Священное Писание. Но этого-то как раз и не было! В книгах Общества Сторожевой Башни сообщается, что Расселл сначала принадлежал к пресвитерианской, затем — к конгрегационалистской церкви, а после начал посещать адвентистскую общину, собиравшуюся рядом с его магазином в Питтсбурге. Похожий путь проделали и его единомышленники. Для своих бывших религиозных общин все они были и остаются отщепенцами, еретиками, или сектантами (как переводит греческое слово «αιρεσις» само Общество Сторожевой Башни). А что могут основать сектанты? Лишь очередную секту. «Как давно существует религия Свидетелей Иеговы? Это объяснение рассчитано на крайне наивную публику. Есть много религиозных объединений, которые используют в своём наименовании заимствованные из Библии выражения (например, «Церковь Христа», «Церковь Бога» или «Дом Божий»), однако это ещё не делает их истинной Церковью. Это равносильно тому, как если бы кто-то изменил свою фамилию на «Пушкин» в надежде стать причастным таланту и славе великого поэта. Очевидно, что заявления, будто «у Иеговы были свидетели с древних времён», маловато. У Бога с древних времён были не только свидетели, но и цари, и священники, и пророки, однако не всякий, кто так назывался, действительно были признаваемы Богом. О таких самозванцах Господь говорил: «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23:21). А о священстве в Библии сказано: «Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4). Есть ли какие-нибудь доказательства того, что Бог признал последователей Расселла в качестве Своих свидетелей? Можно ли с уверенностью утверждать, что религиозные взгляды «Свидетелей Иеговы» идентичны убеждениям Апостолов? Способны ли были члены небольшой религиозной группы в Америке успешно восстановить «христианство I века», если они все отстояли от носителей этого самого христианства почти на 19 столетий и были отделены огромной культурной, языковой и исторической пропастью? Увы, на все эти вопросы можно дать лишь отрицательный ответ. Религию «Свидетелей Иеговы», возникшую на стыке XIX и XX веков словно чёртик из табакерки, невозможно всерьёз рассматривать как «восстановление христианства». Да и для чего, собственно, понадобилось это декларируемое «восстановление»? Что же такое могло случиться с детищем Христа, если его понадобилось восстанавливать буквально по крупицам? Господь ясно заверил Своих верных последователей: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Матф. 16:18); «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:20); «Умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины...» (Иоан. 14:16-17). Не очевидно ли из этих слов, что истинная вера никуда не исчезала и не исказилась, но бережно сохранялась в Церкви во все века? «Считают ли Свидетели Иеговы, что только их религия правильная? Не вступая в споры и пререкания относительно справедливости брошенных Обществом Сторожевой Башни упрёков, постараемся проанализировать озвученные критерии на предмет соответствия им истории и современной практики «Свидетелей Иеговы». Обвиняя всех именующих себя христианами в искажении Священного Писания, Общество заявляет, что «из большинства переводов Библии они удалили имя истинного Бога, которое появляется в оригинальном тексте тысячи раз». Но разве сами «Свидетели Иеговы» не поступили столь же бесцеремонно, когда при издании собственного перевода Библии вставили имя «Иегова» в текст Нового Завета 237 раз, хотя оно не содержится ни в одной из древнегреческих новозаветных рукописей? Как расценить то, что они добавили в Кол. 1:15-16 предлог «из» и слово «остальное» (4 раза), создав ложное впечатление, будто священный текст здесь говорит о сотворённости Сына Божия? Разве не искажением является добавка в Рим. 9:5 частицы «же» и слов «да будет», в результате чего предложение оказывается искуственно разорванным надвое так, что слово «Бог» уже не относится ко Христу? В 1Иоан. 5:20 «Свидетели Иеговы» добавили отсутствующее в оригинале существительное «Бог» и связку-предлог «через», так что выражение «истинный Бог» перестало относиться к Иисусу Христу. И таких примеров можно привести множество. Самовольные, совершенно не обоснованные интерполяции в текст Священного Писания указывают, что и Организация «Свидетелей Иеговы» не удержалась от соблазна исказить Библию в своих интересах. Общество Сторожевой Башни обвиняет христиан в том, что «учение о Троице, их представление о Боге, было заимствовано из язычества и обрело свою современную форму спустя столетия после написания Библии» Но не забывают ли «Свидетели Иеговы» при этом, что и Расселл, и Рутерфорд верили, будто Бог обладает телом и обитает в звёздном скоплении Плеяд? Древние греки считали, что их боги живут на Олимпе, а отцы-основатели религии «Свидетелей Иеговы» поместили своего бога в космос, на далёкую звезду. Разве подобные грубые, примитивные представления не являются типичным «заимствованием из язычества»? Далее, известно, что Чарльз Расселл молился Иисусу Христу, то есть придерживался практики «загрязнённого язычеством» христианства. Получается, что минимум 50 лет предшественники «Свидетелей Иеговы» сами не следовали Библии! Также они ставят в вину христианам то, что «их надежда на будущую жизнь связана с учением о бессмертии человеческой души, которое не основано на Библии и уходит корнями в верования древнего Вавилона». Однако надежда членов «помазанного класса» Организации «Свидетелей Иеговы» связана с верой в то, что их сознание (личность) после смерти мгновенно покинет физическое тело и переместится в новое, «духовное». Но учение о переходе личности из тела в тело называется «реинкарнацией» и весьма распространено в восточных языческих религиях, существующих с глубокой древности. Выходит, что по собственному же критерию «Свидетели Иеговы» небезупречны. Они пишут: «Иисус сам проповедовал весть о Царстве Бога и велел своим ученикам идти и рассказывать эту весть людям. Сегодня церкви редко упоминают об этом Царстве и члены этих церквей не проповедуют "эту благую весть о царстве" (Матф. 24:14)». Теме Божьего Царства посвящено множество христианских проповедей, книг и телепередач. Но дело не в этом. Поскольку «Свидетели Иеговы» появились только в конце XIX в., то они не могут рассказать людям именно «эту благую весть о царстве», которой делились Апостолы. «Свидетели Иеговы» просто проповедуют своё вероучение, но тем же самым занимаются и все прочие религии. Разница лишь в методах: первые делают это путём обхода квартир, а вторые используют более современные методы, делясь своими убеждениями при помощи сети Интернет и телевидения. В качестве ещё одного критерия проверки согласованности практики религиозной группы со словами Библии Общество Сторожевой Башни озвучивает следующее: «Иисус говорил, что его истинных последователей можно будет легко узнать по их самоотверженной любви друг к другу. Проявляют ли такую любовь члены церквей христианского мира, когда между их странами начинается война?». Да, «Свидетели Иеговы» очень гордятся своей пацифистской позицией, но как насчёт самоотверженной любви в мирных условиях? Как они относятся к своим собратьям по вере, когда у тех появляется собственное мнение относительно смысла какого-либо текста Библии или того, как должны решаться дела внутри христианского собрания? В этом случае хвалёные дружба и любовь рассыпаются в один миг, все инакомыслящие заклеймляются словом «отступники», и с ними прекращается всякое общение: «Один молодой человек был исключённым из собрания более десяти лет, в течение которых его отец, мать и четверо братьев "больше не общались" с ним. Иногда он искал возможности проводить время с семьёй, но все члены семьи проявляли твёрдость, избегая с ним любых контактов» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 апреля 2012, стр. 12). Естественно, ни о какой помощи и поддержке в отношении таких лиц не может быть и речи. По сути, позиция «Свидетелей Иеговы» заключается в следующем: «Мы любим тебя, пока ты ходишь на наши встречи и соглашаешься с тем, что мы тебе говорим». Однако Иисус Христос побуждал Своих учеников проявлять любовь ко всем людям, даже к тем, кто не разделяет их религиозных убеждений: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лук. 6:32). Очевидно, «Свидетели Иеговы» считают, что заповедь о любви не касается людей, покинувших их религиозную организацию и критически к ней настроенных, поскольку такие лица тем самым «предали Бога» или пошли против «христианских принципов». Но ведь точно так же рассуждают и критикуемые Обществом Сторожевой Башни «члены церквей христианского мира», решившие защищать своих сограждан с случае военного нападения на их страну. Для них те, кто угрожает им с оружием в руках, являются уже не единоверцами, а «предателями христианских принципов». Таким образом, упрёк «Свидетелей Иеговы» совершенно не уместен, поскольку может быть легко переадресован им самим. В последнем пункте Общество Сторожевой Башни заявляет: «Библия говорит, что ученики Христа должны быть не от мира, и предупреждает о том, что тот, кто хочет быть другом миру, становится врагом Богу. Однако христианские церкви и их члены активно участвуют в политических делах своих стран (Иак. 4:4)». Но разве сами «Свидетели Иеговы» не пытаются влиять на политиков для продвижения собственных интересов? Не так давно они буквально забросали администрацию президента РФ письмами, в которых выражали свою озабоченность нарушением принципов демократии и светского характера государства (якобы имеющими место в России). Но почему же их волнуют «принципы демократии», если «Свидетели Иеговы» совершенно аполитичны? Не всё ли равно, какой политический режим установлен в стране, для человека действительно строящего свою жизнь «вне политики»? Написание письма государственному чиновнику высшего ранга с целью повлиять на проводимую в стране политику в отношении религии «Свидетелей Иеговы» трудно расценивать иначе как то самое «активное участие в политических делах страны». Более пристальный взгляд на деятельность Организации показывает, что «Свидетели Иеговы» стараются активно лоббировать свои интересы на международном уровне, участвуя в конференциях ОБСЕ. Что это за мероприятия? На сайте ОБСЕ говорится следующее: «По всему региону ОБСЕ проводятся совещания и конференции по тематике военно-политического, экономико-экологического и человеческого измерений, организуемые полевыми операциями и институтами ОБСЕ, а также Секретариатом. На эти мероприятия съезжаются представители правительств, международных организаций, НПО и учреждений ООН, академических кругов и СМИ для обмена передовым опытом, вынесенными уроками, примерами новаторских решений и подходов к рассмотрению вопросов безопасности и сотрудничества». Делегации от «Свидетелей Иеговы» регулярно участвуют в подобных заседаниях вместе с правозащитниками, правительственными чиновниками и представителями «ложной религии», обсуждая вопросы сотрудничества в сфере защиты прав и свобод верующих. Можно ли эту совместную деятельность с чистой совестью назвать «сохранением нейтралитета» и «неучастием в делах мира» в том смысле, как эти понятия обычно истолковываются в литературе Общества? Определённо нет. Итак, мы последовательно рассмотрели те аспекты, по которым Общество Сторожевой Башни определяет, насколько какая-либо религиозная группа христианской направленности следует учению Библии. Как видно, «Свидетели Иеговы» удовлетворяют собственным критериям не более, чем члены иных религиозных объединений, и поэтому не имеют никаких оснований заявлять, будто их деятельность или вероучение согласуются со Священным Писанием в большей степени. Если же они ничем не лучше остальных, то почему уверены, что, когда наступит Армагеддон, погибнут не они, а верующие из других религий? «Свидетели убеждены, что Библия — это Слово Бога и всё, что в ней записано, предназначено для нашего наставления (2 Тим. 3:16, 17; Рим. 15:4; 1 Кор. 10:11). Поэтому они не прибегают к философским доводам, чтобы обойти ясные библейские истины или оправдать образ жизни людей, отвергающих изложенные в Библии нравственные нормы» Если это действительно так, то как воспринимать статьи в публикациях Общества Сторожевой Башни, в которых одни компоненты крови объявляются запрещёнными для применения в лечебных целях (плазма, лейкоциты, эритроциты, тромбоциты), а другие — нет (например, альбумин, иммуноглобулины, препараты для больных гемофилией)? Ведь в Библии нет ни подобной градации, ни даже намёков на неё. Всё, что записано в слове Бога, это «ясные истины»: кровь животных нельзя употреблять в пищу (Быт. 9:4; Втор. 12:15-16), Божьи заповеди не запрещают спасать жизнь и здоровье (Матф. 12:11; Лук. 14:3-5), Бог не желает, чтобы кто погиб (2Петр. 3:9). Использование любых компонентов крови ради помощи умирающему или больному человеку не нарушает этих истин. Однако руководители Организации «Свидетелей Иеговы» своими хитросплетёнными рассуждениями стремятся обойти этот простой и ясный вывод из Писания и приравнять специализированные медицинские процедуры к употреблению обычной пищи, а саму человеческую кровь поделить на «разрешённые» и «запрещённые» элементы. При этом их доводы имеют мало чего общего с Библией, зато весьма напоминают рассуждения средневековых философов-схоластов. А как назвать постоянно повторяющееся в литературе Общества Сторожевой Башни утверждение, что личность не может одновременно наполнить собой другие личности (или находиться повсюду)? В Библии об этом нигде не сказано, зато есть свидетельства обратного (Иер. 23:24; Матф. 18:20; Иоан. 14:16-17). Утверждение «Свидетелей Иеговы» является типичным «философским доводом», призванным обойти библейскую истину о том, что Святой Дух есть Личность, как и Отец с Сыном. Есть много других примеров, когда они прибегают к пространным и далёким от Библии аргументам, чтобы оправдать свои взгляды. «Что касается понимания символического языка Библии, Свидетели не выдвигают собственных теорий, а позволяют объяснять его самой Библии (1 Кор. 2:13). Обычно значение символических понятий, которые встречаются в одной части Библии, раскрывается в других её частях» Эта красивая картина далека от той реальности, которая существует внутри Организации «Свидетелей Иеговы». На основании каких библейских текстов они определили, кого символизируют персонажи притчи о богаче и Лазаре (Лук. 16:19-31)? Сравнение с какими библейскими стихами указывает на то, что под «верным и благоразумным рабом» в притче Христа подразумевается не каждый христианин, а религиозная группа, возникшая 19 столетий спустя (Матф. 24:45)? На основании чего «Свидетели Иеговы» отождествляют «других овец» из Иоан. 10:16 с «великим множеством» из Откр. 7:9? В какой из частей Библии они прочли, что ноги истукана из видения пророка Даниила символизируют «Англо-Американскую державу» (Дан. 2:31-35)? И подобных вопросов после прочтения литературы Общества Сторожевой Башни возникает сотни, потому что в Библии при помощи простого сравнения текстов крайне редко можно найти точное и однозначное толкование отрывков имеющих символическое значение. Более того, в некоторых случаях даже неясно, является ли определённый библейский текст символическим или его следует воспринимать буквально — это будет зависеть от решения конкретного толкователя. Таким образом, когда «Свидетели Иеговы» заявляют, будто при интерпретации Библии они «не выдвигают собственных теорий», они — сознательно или нет — лукавят. Публикуемые в их книгах и журналах объяснения символических и пророческих частей Священного Писания представляют собой не что иное, как «собственные теории» их религиозных руководителей. Иногда эти объяснения, как и положено всем человеческим теориям, устаревают, пересматриваются, уходят в небытие. «Почему с течением времени в учениях Свидетелей Иеговы происходят изменения? Может ли истина меняться? Любой христианин скажет, что нет. В Библии неоднократно подчёркивается постоянство истины: «Слово Твоё есть истина» (Иоан. 17:17); «Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1Петр. 1:25). По самому своему смыслу и назначению истина есть нечто надёжное и незыблемое, с чем каждый может сравнить свои суждения, поступки и изменить их, если они не соответствуют ей. Это своего рода универсальная мера или эталон. Невозможно встретиться с кем-то в «три часа дня», если прежде не определиться, что такое «час», то есть какой промежуток времени он охватывает. Точно так же отсутствие чёткого и ясного понимания, что является истиной, а что нет, мешает нашей встрече с Богом. «Свидетели Иеговы» признаются, что их религиозные доктрины время от времени меняются. И действительно, сравнивая их старую литературу с современной, можно легко заметить, что многие идеи, казавшиеся единомышленникам Расселла и Рутерфорда «бесспорными истинами», сегодня либо вовсе отброшены, либо серьёзно переработаны под влиянием обстоятельств. Это указывает на то, что в основе убеждений «Свидетелей Иеговы» лежит не истина, а человеческие взгляды. Выдуманные людьми учения непрочны, они устаревают и требуют пересмотра всякий раз, когда ситуация меняется. Рассмотрим библейские отрывки, на которые ссылается Общество Сторожевой Башни. Вот как звучит в контексте первый из них: «Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся» (Притч. 4:14-19). Здесь говорится вовсе не о процессе или способе открытия каких-то религиозных учений человеку. Речь идёт о нравственном пути двух типов людей: один из них далёк от Бога — ест «хлеб беззакония», пьёт «вино хищения» и причиняет другим зло, другой же шаг за шагом, постепенно восходит к полному нравственному совершенству. Второй отрывок, который использует Общество Сторожевой Башни, это слова Иисуса Христа: «Ещё многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить» (Иоан. 16:12). Однако «Свидетели Иеговы» упускают из виду, что далее Он добавляет: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам». Это обещание исполнилось в день Пятидесятницы, когда Апостолы получили «Утешителя», Святого Духа, «Духа истины», Который должен был им «напомнить всё» и наставлять «на всякую истину» после вознесения Христа (Деян. 2:1-4; Иоан. 14:26; 16:12-13). Если до этого момента они могли иметь какие-то неточные или не совсем верные представления о христианском учении, то после они стали Церковью Божьей, которая есть «столп и утверждение истины» (см. 1Тим. 3:15). «Так, пророки, которых Бог побуждал записывать те или иные части Библии, не всегда понимали значение того, что писали (Дан. 12:8, 9; 1 Пет. 1:10—12). Апостолы Иисуса Христа осознавали, что в их времена понимание истины было далеко не полным (Деян. 1:6, 7; 1 Кор. 13:9—12)» В тех случаях, когда Божьи пророки не понимали значение сообщаемых им сведений, они не занимались домыслами и не озвучивали какие-то собственные теории или догадки на этот счёт. «Свидетели Иеговы» на протяжении всей своей недолгой истории делали прямо противоположное. Вот что говорится в их книге, посвящённой обзору собственной истории: «Сказанное в брошюре подавало многим повод надеяться на то, что оставшиеся члены малого стада, возможно, получат свою небесную награду к 1925 году. С этим годом также связывали воскресение верных служителей Бога дохристианской эпохи, которые должны были служить князьями и представителями небесного Царства (...) Хотя Исследователи Библии и заблуждались, они ревностно делились этой надеждой с другими» (книга "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", стр. 632). Точности ради следует сказать, что они не просто «делились», но настаивали на собственной правоте и изгоняли из своих рядов всех, кто открыто выражал несогласие с «истинами», которые, по признанию самих же «Свидетелей Иеговы», позже оказались заблуждением. В Деян. 1:6-7 вопрос учеников связан с тем, что они ещё не были в должной степени просвещены Святым Духом. Это обстоятельство изменилось в день Пятидесятницы (Деян. 2:1-4). Получив Святого Духа, Апостолы никогда не заблуждались по каким-либо вероучительным вопросам, проповедуемая ими весть не имела ничего общего с постоянными грубыми просчётами и ошибками, с противоречащими друг другу доктринами. Они учили людей тому, что получили от Самого Господа Иисуса, и никогда ничего не подправляли. Всем искренним «Свидетелям Иеговы» нужно серьёзно поразмышлять над следующими текстами Библии: «Согласно Библии, резкий скачок в понимании истины должен был произойти во "время конца" (Дан. 12:4). С ростом знаний человеку часто приходится изменять своё мышление. Свидетели Иеговы готовы смиренно предпринимать такие изменения» В Дан. 12:4 Бог говорит пророку: «Сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени; многие прочитают её, и умножится ведение», то есть речь идёт о возрастании понимания книги самого Даниила, а не всего Священного Писания. Нет никаких оснований считать, будто в XIX-XX вв. должен был произойти некий «резкий скачок в понимании истины»; скорее, наоборот, Писание предостерегает: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 4:1). Чем «Свидетели Иеговы» докажут, что они не пали жертвами одного из таких «учений бесовских»? Чем их религиозная организация отличается от легиона таких же, образованных под влиянием импульса североамериканского «великого пробуждения»? В те годы многие отказывались от традиционных толкований Библии и приходили к убеждению, что именно их избрал Бог в качестве проводников «новых истин». За образовавшуюся религиозную неразбериху, руку к которой в немалой степени приложили и лидеры «Свидетелей Иеговы», ответственен не Бог, а заблудшие люди. «Почему Свидетели Иеговы проповедуют по домам? Читая указанные слова Христа, можно отметить важную деталь, которую «Свидетели Иеговы» стараются игнорировать, — Господь обращался к Своим ученикам, которых избрал лично и поручил нести свет Евангелия людям из всех народов. При чём же здесь «Свидетели Иеговы»? На каком основании они взяли на себя функции благовестников? Кто их на это дело уполномочил? В Писании сказано: «Как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15), то есть невозможно на пустом месте, из ничего создать некое «собрание христиан» и начать что-то там «проповедовать». Читая в Новом Завете о первых шагах Христовой Церкви, мы видим несколько характерных тенденций. Каждая новая христианская община была связана либо с Апостолами, либо с их преемниками (Деян. 8:14-15, 14:23, Тит. 1:5). Крещение может быть получено только от тех, кто уже связан с существующей апостольской общиной (Деян. 2:37-42; 8:38). Даже Апостол Павел, будучи призванным на служение при необычных обстоятельствах (через явление ему воскресшего Христа), прежде чем приступить к миссии проповеди Евангелия должен был принять крещение от христианина (Деян. 9:17-20). Истинное учение передавалось верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 2:2). Нигде в Новом Завете не описываются случаи, как некие энтузиасты начинают самостоятельное исследование Торы или пророческих книг и постепенно открывают фундаментальные христианские истины. Наоборот, в Библии мы встречаем пример обратного (Деян. 8:27-35). Анализируя историю возникновения «Свидетелей Иеговы», мы видим нарушение всех рассмотренных выше принципов. Основатель Общества Сторожевой Башни не был связан с Апостольской Церковью, не принимал в её лоне крещения и, отвергнув её многовековой богословский опыт и знания, занимался самостоятельными «исследованиями» Писания. Организованное им религиозное течение развивалось по тем же лекалам — отрыв от апостольской традиции, не прекращающиеся «открытия» всё новых и новых доктрин, из которых складывается собственное «евангелие». «Свидетели Иеговы» не имеют никакого отношения к тем, кому были адресованы слова Иисуса Христа. Самовольно присвоив себе апостольские полномочия «идти и учить» других, «Свидетели Иеговы» распространяют под видом Евангелия Христова измышленное их религиозными руководителями лжеучение. «Посылая своих первых учеников проповедовать, Иисус велел им идти к людям домой (Матф. 10:7, 11—13). Апостол Павел говорил о своем служении: "Я не уклонялся от того, чтобы говорить вам обо всем полезном и учить вас всенародно и по домам" (Деян. 20:20, 21; смотри также Деяния 5:42)» На первый взгляд кажется, что евангельский текст описывает методику проповеди, принятую у «Свидетелей Иеговы»: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нём достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете; а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придёт на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (Матф. 10:11-13). Однако при сравнении данного отрывка с параллельным местом из Евангелия от Луки обнаруживается интересная деталь: «В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиёт на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» (Лук. 10:5-7). Если Христос говорил о практикуемой «Свидетелями Иеговы» проповеди в виде посещений людей в их собственных домах, то почему запретил Своим ученикам переходить «из дома в дом»? Почему они должны оставаться в выбранном доме и даже питаться в нём? Очевидно, что смысл инструкций Иисуса Христа вовсе не такой, как это видится Обществу Сторожевой Башни. В комментарии Уильяма Баркли на этот счёт говорится: «Войдя в город или селение, они должны были найти достойный дом. Дело в том, что если бы они остановились в доме, который пользуется плохой репутацией из-за своей безнравственности, из-за своего поведения, или из-за своего отношения к собратьям, это могло очень помешать пользе их действия. Они не должны были связываться с людьми, которые могли оказаться помехой всему делу. Это, однако, вовсе не значит, что они не должны были постараться приобрести таких людей для Христа, но это значит, что вестник Христов должен внимательно выбирать близких друзей. Остановившись в каком-то доме, они должны были оставаться жить там до тех пор, пока не решат отправиться дальше, в другой город или деревню». Таким образом, речь в рассматриваемом отрывке идёт не о методичном обходе одного дома за другим, а о поиске ночлега и жилья на время проводимой проповеди в городе. Логично, что, обсудив с учениками одни насущные потребности в их миссии (деньгах и одежде), Христос упомянул и о другой необходимости для странствующего благовестника — жилье и пропитании. В стремлении обосновать действующую в Организации «Свидетелей Иеговы» практику последовательного обхода квартир Общество Сторожевой Башни ссылается также на Деян. 5:42 и 20:20-21, где использовано выражение «по домам». Однако этот аргумент несостоятелен по двум причинам. Во-первых, для того, чтобы кого-то «учить по домам», вовсе не требуется методично обходить один дом за другим. Благовестник мог действовать выборочно: посетить сначала дом в одном месте, затем другой дом где-нибудь ещё. Во-вторых, ни в одном из этих отрывков не говорится, что упоминаемые дома принадлежали нехристианам. То есть речь может идти о пастырском посещении жилищ отдельных верующих. Такая точка зрения довольно логична, поскольку слова Апостола Павла в Деян. 20:20 обращены не к людям вообще, а к «пресвитерам церкви» (см. стих 17). В Новом Завете сообщается, как первые христиане «преломляли по домам хлеб» (Деян. 2:46; см. также Деян. 20:7-11), собирались в частных домах (Деян. 1:13-14; 2:1-2; 12:12), упоминается также и о «домашних церквях» (Рим. 16:4; 1Кор. 16:19; Кол. 4:15). Нелепо полагать, будто первые христиане имели обычай обходить жилища иудеев и язычников затем, чтобы там поесть или помолиться. Очевидно, что в словах Апостола Павла под «домами» подразумевались упомянутые домашние церкви, где ранние христиане собирались для богослужений и назидания в вере. «Почему Свидетелей Иеговы преследуют и говорят о них так много плохого? Негативное отношение многих людей к «Свидетелям Иеговы» вызвано, в первую очередь, той навязчивостью и бесцеремонностью, с которой те действуют при распространении учения своей религиозной организации. Посещение домов людей без предварительного приглашения зачастую воспринимается как вторжение в личное пространство. Грубость, агрессия и стресс, с которыми сталкиваются при этом «Свидетели Иеговы», сравнимы с тем, что испытывают все тесно работающие с населением специалисты. Было бы ошибкой представлять этих непрошеных гостей «мучениками за веру». Что касается критических материалов, публикуемых в прессе и сети Интернет, то они побуждают взглянуть на Организацию «Свидетелей Иеговы» объективно, а для этого необходимо принять во внимание не только её положительные, но и отрицательные стороны. Факты показывают, что мир не так уж и ненавидит «Свидетелей Иеговы»: их интересы защищаются в Европейском суде по правам человека, к ним благосклонно относится ООН, они имеют возможность беспрепятственно действовать в большинстве стран мира. Случаи противодействия со стороны государственных чиновников и ряда общественных организаций вызваны некоторыми вызывающими беспокойство учениями и обычаями Организации «Свидетелей Иеговы». Например, к таковым можно отнести запрет на переливание крови, который приводит к гибели как самих адептов, так и их малолетних детей, запрет на общение с бывшими единоверцами, включая близких родственников (что фактически разрушает семью), дискредитацию в глазах молодёжи высшего профессионального образования, игнорирование норм местного законодательства при осуществлении религиозной деятельности и т.п. Конечно, легче всего объявить любое противодействие «происками дьявола». Гораздо труднее попробовать честно и объективно всмотреться в самих себя, в собственные действия и задуматься — а не является ли то, что я делаю, для кого-то большим злом? | |
Всего комментариев: 6 | |||||||
| |||||||