Главная » Статьи » Библия и СИ |
Учение «Свидетелей Иеговы»: Под выражением «последние дни» в Библии подразумевается период времени, когда определённые события или социально-политический порядок достигают своего апогея перед исполнением Божьего приговора. Например, с началом общественного служения на земле Иисуса Христа для иудейской системы поклонения наступили «последние дни», которые достигли своей кульминации в 70 г. н. э., когда Иерусалим и храм были сожжены дотла (Евр. 1:1-2). Со смертью Апостола Иоанна наступил конец апостольского периода, после чего собрание истинных христиан оказалось под мощным влиянием злых «насмешников», «антихристов» и наставников, увлёкшихся «учениями бесовскими» (1Иоан. 2:18; 1Тим. 4:1; 2Петр. 3:3). В результате чистое поклонение Иегове на многие века оказалось в тени номинального христианства и перестало совершаться организованным образом. Сегодня «Свидетели Иеговы» верят, что с 1914 г. человечество живёт особый период — «время конца», или «последние дни» злой системы вещей сатаны. В скором будущем нечестивые люди будут истреблены с земли в битве Армагеддон, а верные служители Иеговы не только переживут это событие, но и будут благословлены вечной жизнью в земном раю. На то, что «последние дни» нечестивого мира наступили в 1914 г., указывают более 20 особенностей этого периода времени, которые в совокупности образуют составной «признак». Мировые события, происходящие с начала XX века, соответствуют этому признаку настолько точно, что это можно сравнить с совпадением отпечатков пальцев и папиллярных линий. Интересный факт: Долгое время Общество Сторожевой Башни в качестве начала периода «последних дней» («времени конца») провозглашало совсем иную дату: «В Библии описываются события и условия, характерные для этого важного периода времени. В ней даётся составной "признак", в который входит множество составляющих. Таким образом, для исполнения признака необходимо, чтобы все его составляющие чётко проявлялись в один исторический период» Всякий раз, когда «Свидетели Иеговы» заводят разговор о «составном признаке», они начинают перечисление его частей со слов Иисуса Христа о войнах, неизменно указывая затем на Первую мировую. «Вот, — торжествующе восклицают они, — исполнение пророчества "восстанет народ на народ, и царство на царство" и доказательство начала "последних дней" в 1914 году!» При этом «Свидетели Иеговы», похоже, не замечают, что Христос начинает Свой ответ ученикам совсем с другого признака: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят» (Матф. 24:4-5). Но можно ли это предостережение против различных лжемессий и ложных пророков как-то связать с 1914 годом? Был ли период после начала Первой мировой войны особым в этом отношении? Нет никаких оснований так считать. Лжемессии-обольстители появились уже вскоре после Вознесения Иисуса Христа. Так, некий египтянин поднял мятеж и увлёк за собой около 4000 человек (Деян. 21:38). Рассказ об этом человеке можно найти и иудейского историка Иосифа Флавия: «Тем временем разные проходимцы и обманщики старались побудить народ последовать за ними в пустыню, где обещали ему явить всякие чудеса и необыкновенные вещи, которые будто бы должны случиться по желанию Предвечного. Многие поверили этому и [жестоко] поплатились за своё безумие, потому что Феликс возвращал их обратно и наказывал. Около того же времени в Иерусалим явился некий египтянин, выдававший себя за пророка; он уговорил простой народ отправиться вместе с ним к Елеонской горе, отстоящей от города на расстоянии пяти стадий. Тут он обещал легковерным иудеям показать, как по его мановению падут иерусалимские стены, так что, по его словам, они будто бы свободно пройдут в город» ("Иудейские древности", кн. 20, гл. 8). В годы правления прокуратора Куспия Фада некий Февда, «выдавая себя за кого-то великого», повёл 400 человек за собой к Иордану (Деян. 5:36). Он убеждал народ, что прикажет реке расступиться и пропустить их, дав начало новому вхождению в Землю Обетованную и отвоеванию её у ненавистных язычников-римлян. Однако конница прокуратора рассеяла толпу, а сам Февда был схвачен и обезглавлен. Ещё один лжемессия, Симон-волхв, как сообщает евангелист Лука, «изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого» (Деян. 8:9). Колдовством он прельщал народ, который надеялся, что его «чудеса» — это Божественные знамения приближающейся свободы. В Библии говорится, что изумлённые люди даже называли Симона «великой силой Божией», думая, будто Бог через него являет им Свою силу. По словам Апостола Иоанна, уже в его время «много лжепророков появилось в мире» (1Иоан. 4:1). С тех пор ничего не изменилось: различные самозванцы время от времени возникали на исторической арене на протяжении двух тысячелетий. И 1914 г. не стал уникальным в этом отношении. «Войны омрачали жизнь людей на протяжении тысячелетий. Велись как международные, так и гражданские войны. Но в 1914 году началась первая мировая война. Это было не просто столкновение между двумя армиями на поле боя. Впервые в войне участвовали все ведущие державы мира. Для поддержки военных действий были мобилизованы целые народы, в том числе гражданское население» Организация «Свидетелей Иеговы» делает упор на то, что война 1914 года носила всеобщий характер: «все ведущие державы мира участвовали в ней», — пишет Общество Сторожевой Башни. Однако Семилетняя война (1756–1763 гг.) де-факто также являлась мировой: она шла не только в Европе, но и в других частях света (Азия, Северная и Южная Америка), и велась как на суше, так и на море. В ней приняли участие все ведущие державы той эпохи, а также большинство средних и мелких европейских государств. Неудивительно, что Уинстон Черчилль называл именно её «первой мировой войной». Это глобальное вооружённое столкновение стран произошло более чем за полторы сотни лет до указываемой Обществом Сторожевой Башни даты. Ряд историков усматривают признаки мировой войны и в некоторых других масштабных военных конфликтах (Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), Наполеоновские войны (1799-1815 гг.)). Они также не являлись «столкновениями между двумя армиями». Указывая на географический признак, доктор исторических наук Борис Петелин считает, что войну 1914-1918 гг. правильнее было бы называть «европейской», так как скандинавские, пиренейские и ряд южно-американских стран в ней не участвовали, нейтральной оставалась Швейцария и Нидерланды (см. Петелин Б.В., Дуганова А.А., "Первая мировая война и переход к новому экономическому порядку", журнал "Вестник Череповецкого государственного университета", №7, 2014 г.). Важно отметить, что Организация «Свидетелей Иеговы» делает акцент на слове «мировая», словно это и является главным признаком войн, о которых говорил Иисус Христос. Однако, внимательное прочтение 24-ой главы Евангелия от Матфея показывает, что в словах Спасителя нет никаких намёков на то, что Его ученики должны были ожидать какой-то особопримечательной, мировой войны. Он сказал просто: «Услышите о войнах и о военных слухах... восстанет народ на народ, и царство на царство» (стихи 6 и 7). Если бы исполнение «признака», о котором говорят «Свидетели Иеговы», должно начаться с некоего всемирного конфликта, то по отношению к нему было бы приложено какое-нибудь отличительное слово — например, «большая война» или «великая война». Однако ничего подобного в тексте Евангелия нет. Христос всего лишь указал, что люди перед Его возвращением будут заняты убийством друг друга на полях сражений. «Как предсказано в Откровении 6:4, был "взят мир с земли". С 1914 года люди постоянно воюют. С 1939 по 1945 год велась Вторая мировая война. По словам адмирала в отставке Джина ла Рока (Gene La Rocque), с 1945 по 1982 год произошло ещё 270 войн» Считать, будто до 1914 года на земле царил мир, было бы до крайности наивно. Люди воевали и до Первой мировой — много и жестоко. Одних только войн Англии с Францией насчитывается около пятидесяти, за каждой из которых тысячи убитых и раненых! Если же составить список вооружённых конфликтов за последние 2000 лет с числом погибших от одного миллиона и более, то получится таблица, показанная ниже (информация взята из Википедии). Позиции в этом списке расположены по количеству жертв, цветом выделены конфликты, произошедшие в XX веке. Как видно, Первая мировая война хотя и входит в десятку самых кровавых событий военной истории человечества, но занимает отнюдь не лидирующие позиции. Это международное столкновение является очередным звеном в цепи многовековой вражды между нациями. Профессор Стивен Пинкер, автор книги «Лучшие стороны нашей натуры. О причинах спада уровня насилия», отмечает, что после 600-летнего периода, в котором страны Западной Европы начинали в среднем по две новые войны за год, они не начали ни одной после 1945 г., и ни одна из сорока наиболее богатых стран не начала войну против другой страны из этого списка. Приведённая выше таблица подтверждает слова Пинкера: после Второй мировой войны крупные вооружённые конфликты если и разгорались, то в некоторых азиатских и африканских странах, а также на Ближнем Востоке, но ни разу они не случались на территории стран Европы или Америки. «"В одном месте за другим будет голод" (Матф. 24:7) Это верно, и до XX века данное бедствие было обычным делом во всех странах мира. О первом случае массового голода в христианскую эру известно из Нового Завета: «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии» (Деян. 11:27-28). Иудейские и римские исторические источники свидетельствуют о прокатившейся по Палестине, Греции и другим провинция Римской Империи волне сильного голода в 40-х – 50-х гг. н. э. Подобные голодные периоды в человеческой истории возникали регулярно и обычно были связаны с неурожаем. В Средние века в Европе на каждые 8-10 лет выпадал один голодный год с высокой смертностью. Французский историк Жак Ле Гофф особо подчёркивал: «Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод» (Ж. Ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 216). Эдмон Поньон приводит следующие факты начала XII столетия: «В период между 1002 и 1016 гг. ... жестокий голод, длившийся пять лет, распространился по всему римскому миру до такой степени, что нельзя найти ни одной области, которая не была бы поражена нищетой и нехваткой хлеба», а в 1032 г. «голод опустошил Грецию, перекинулся в Италию; проникнув оттуда в Галлию, бедствие затем настигло все племена, населяющие Англию» (Э. Поньон, "Повседневная жизнь Европы в 1000 году", 1999 г., стр. 39-40). В последующие века положение населения Европы было не лучше. По словам современников, голод 1125 г. уменьшил население Германии в два раза. Ле Гофф приводит шокирующие сообщения хронистов XIII в.: 1223 г. — «Очень жестокий голод в Ливонии... люди поедали друг друга и похищали с виселиц трупы, чтобы пожирать их»; 1263 г. — «Очень сильный голод в Моравии и Австрии; многие умерли, ели корни и кору деревьев»; 1277 г. — «В Австрии, Иллирии и Каринтии был такой сильный голод, что люди ели кошек, собак, лошадей, трупы» (Ж. Ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 222). Бывало всякое, доходило даже до откровенных конфузов, когда, например, во время Великого голода в 1315 г. для английского короля Эдуарда II, остановившегося в городке Сент-Олбанс, не смогли найти хлеба! Да, в сравнении с нашим временем положение средневековых европейцев порой было крайне незавидным. Сегодня, несмотря на рост цен, безработицу и наплыв эмигрантов, на улицах французских, немецких или английских городов всё-таки жители не едят трупы, а сельчане не собирают кору с деревьев. Даже в аккурат перед судьбоносной, по мнению «Свидетелей Иеговы», исторической датой мир не пребывал блаженном благополучии — скорее он продолжал периодически содрогаться под ударами бича пищевого кризиса. Так, в XIX в. в Ирландию проникла болезнь картофеля, который составлял основу ежедневного рациона населения, и в результате разразился ужасный голод, достигший своего апогея в 1847 г. и унёсший свыше 1 млн. жертв. Однако таким бедствиям подвергались не только европейцы. В 1769-1770 гг. в Бенгалии разразился голод, который привёл к смерти 7 млн. человек — трети всего населения. В XIX в. только по официальным данным англичан в Индии от голода умерло более 30 миллионов! Поэт Николай Некрасов в стихотворении «Железная дорога» (1864 г.) писал: «В наши дни такое положение характерно уже не для отдельной местности, а для всего мира. В 1981 году в газете "Нью-Йорк таймс" сообщалось: "Во всём мире повышается уровень жизни и увеличивается спрос на продукты питания, поэтому растут цены на продовольствие и самым бедным странам становится труднее импортировать необходимые им продукты". Во многих странах производство продуктов питания — даже при использовании достижений современной науки — не успевает за ростом населения. Эксперты по вопросам продовольствия не видят реального решения этой проблемы» Похоже, что «Свидетели Иеговы» сами не читают то, что цитируют. Ранее были приведены слова Иисуса Христа: «В одном месте за другим будет голод». Иными словами, это бедствие будет сначала в одном месте, затем через некоторое время — в другом, после — в третьем. То есть голод, о котором говорил Христос, должен быть не во всех странах мира одновременно. К чему же эти разглагольствования авторов из Общества Сторожевой Башни о «положении, характерном для всего мира»? Библейский текст вовсе не указывает на то, что христиане должны дожидаться, пока данный признак приобретёт всемирный масштаб. Кроме того, вчитавшись как следует в цитату из «The New-York Times», можно заметить, что смысл газетного сообщения разительно отличается от предваряющего посыла Общества Сторожевой Башни. «Свидетели Иеговы» пишут: «В наши дни такое положение характерно уже не для отдельной местности, а для всего мира», в газете же говорится, что «самым бедным странам становится труднее импортировать необходимые им продукты», при этом «во всём мире повышается уровень жизни»! Разница, как говорится, налицо. Согласно оценке количества людей, страдающих от хронического голода, сделанной в 2010 г. Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН, из 925 млн. голодающих 578 млн. живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 239 млн. — в Африке, при этом 2/3 голодающих в мире проживают в семи странах (Бангладеш, Китай, Демократическая Республика Конго, Эфиопия, Индия, Индонезия и Пакистан). То есть говорить о существовании на сегодняшний момент «всемирного», «всеобщего» голода, «бедствии мирового масштаба» — значит грубо искажать факты. В действительности из года в год голодают одни и те же. Никто не спорит, что это очень серьёзная проблема, но разве человечество не сталкивалось с ней и раньше? Можно ли в найти в истории периоды до 1914 г., когда бы наблюдалась сильная нехватка пищи в отдельных регионах мира? Да сколько угодно! «Действительно ли с 1914 года происходит много крупных землетрясений? На основе сведений, предоставленных Национальным центром геофизических данных в Боулдере (штат Колорадо), которые были дополнены сведениями из авторитетных справочников, в 1984 году была составлена таблица, в которую включили только землетрясения силой от 7,5 балла по шкале Рихтера, землетрясения, ущерб от которых составил пять и более миллионов долларов США, и землетрясения, которые унесли 100 и более жизней. Было подсчитано, что в течение 2 000 лет до 1914 года произошло 856 таких землетрясений. Согласно этой таблице, только за 69 лет после 1914 года произошло 605 таких землетрясений. Это значит, что с 1914 года в мире каждый год происходит в среднем в 20 раз больше крупных землетрясений, чем происходило в предыдущие 2 000 лет» Несмотря на то, что информация преподнесена Обществом Сторожевой Башни как исходящая из Национального центра геофизических данных, проницательный читатель заметит, что от специалистов «Свидетели Иеговы» получили лишь «сведения» (т. е. статистические данные), которые они затем обработали согласно собственным придуманным критериям и получили в итоге таблицу, «доказывающую» более чем фантастическое увеличение числа землетрясений в 20 раз. Рассмотрим, по какому принципу «Свидетели Иеговы» включали в свою таблицу землетрясения, и оценим, насколько корректным получился у них подсчёт. Итак, чтобы попасть в список Общества Сторожевой Башни, землетрясение должно соответствовать хотя бы одному из критериев: ущерб в 5 млн. долларов или больше, число жертв от 100 человек и выше, магнитуда от 7,5 баллов по шкале Рихтера. Теперь давайте немного поразмышляем над сутью данных критериев. Первый из них позволяет добавлять в подсчёт любые землетрясения, которые причинили убытков на довольно внушительную сумму — 5 млн. долларов. Ясное дело, что отыскать подобные случаи в более древние времена, когда у людей не было ни автомобилей, ни дорогого электрооборудования, ни сложной инфраструктуры, крайне сложно. Какой ущерб может нанести землетрясение, разрушив до основания средневековую деревушку, хижины которой представляют собой по сегодняшним меркам сараи? Очевидно, что сумма причинённых убытков не достигнет выбранного значения, а сам факт подземных толчков, следовательно, не попадёт в подсчёт. С другой стороны, множество современных землетрясений без труда могут быть включены в итоговую таблицу. Далее, подумаем: если в результате землетрясения крыша здания обрушится и задавит сотню человек, то в каком случае у нас больше шансов об этом узнать — сегодня, когда в нашем распоряжении есть радио, телевидение, сеть Интернет, мобильные телефоны, или много веков назад, когда ничего подобного и в помине не было? Понятно, что, благодаря прогрессивным средствам коммуникации, в наши дни узнать даже о довольно незначительном происшествии, случившемся 50 лет назад, гораздо легче, чем об аналогичном событии, случившемся за 5 веков до нашего рождения. Следовательно, второй критерий создаёт явное преимущество для того периода времени, который лучше отражён в хрониках, а не для того, который реально был насыщен событиями. Таким образом, методика подсчёта землетрясений «Свидетелями Иеговы» основана тенденциозном подходе, который призван создать впечатление, будто двадцатое столетие было отмечено более высокой сейсмической активностью по сравнению с предыдущими периодами. Но что будет, если отрешиться от предвзятых критериев Общества Сторожевой Башни? Учитывая, что сейсмическая активность регистрируется инструментальными способами только примерно последние 100 лет, необходимо вести подсчёт по такому признаку, который мог бы прослеживаться не только в наши дни, но и в прошлые века. Если землетрясение привело к гибели достаточно значительного количества людей (например, нескольких тысяч), то этот факт наверняка будет отражён в СМИ, трудах историках, летописях и т. п. Пользуясь данными из открытых источников (такими как сайт Геологической службы США, альманах энциклопедии «Британника» и др.), составим списки землетрясений, в которых погибло хотя бы 10 000 человек. Список смертоносных землетрясений XVIII века
Список смертоносных землетрясений XIX века
Список смертоносных землетрясений XX века
Из сравнения этих таблиц становится очевидно, что число смертоносных землетрясений за последние три века колеблется около показателя в 20 инцидентов за столетие. Никакого сенсационно резкого всплеска сейсмической активности, в существовании которого пытается всех убедить Общество Сторожевой Башни, с 1914 года не произошло. Более того, наиболее сильные и страшные землетрясения в истории человечества случались именно в прошлом: Антиохийское землетрясение (Сирия, 526 г.) — 250 000 погибших, Дамганское землетрясение (Иран, 856 г.) — 200 000, Халебское землетрясение (Сирия, 1138 г.) — 230 000, землетрясение в Гяндже (Азербайджан) — 230 000, Египетское землетрясение (Египет, 1201 г.) — 1 100 000, землетрясение в провинции Шэньси (Китай, 1556 г.) — 830 000. Увеличение же числа слабых землетрясений (с магнитудой менее 6 баллов по шкале Рихтера) объясняется не только усилением темпов воздействия человека на природу, но и значительным усовершенствованием аппаратуры для регистрации подземных толчков, а также беспрецедентным развитием электронных средств коммуникации. Не стоит и говорить, что все эти факторы никак не связаны с 1914 годом. «В конце Первой мировой войны вспыхнула эпидемия испанского гриппа, которая с небывалой за всю историю болезней скоростью охватила весь мир и унесла более 20 миллионов жизней. Несмотря на достижения в области медицины, каждый год свою страшную дань собирают рак, сердечные заболевания, различные болезни, передающиеся половым путем, СПИД, рассеянный склероз, малярия, онхоцеркоз и болезнь Шагаса» По некоторым оценкам от «испанки» умерло 50 млн. человек, что на тот момент составляло примерно 2,8 % всего населения планеты. Однако в истории человечества были и куда более свирепые «убийцы». Одной из первых известных нам глобальных эпидемий стала «юстинианова чума», которая опустошала всю территорию цивилизованного мира той эпохи на протяжении двух веков (541-750 гг.) и унесла жизни примерно 125 млн. человек. Это привело к почти полной остановке естественного прироста населения. Вторая чумная пандемия вспыхнула в 1346-1351 гг. и убила не меньше 60 млн. человек во всём мире. Современники величали её «великой чумой», «великой опасностью», а в историю она вошла как «чёрный мор». Если перед этой эпидемией численность населения Земли достигала около 440 млн. человек, то спустя всего 60 лет она сократилась на 15 %, а вернулась к докризисному уровню лишь почти через два столетия. Ещё одним бичом человечества стала оспа. Эпидемия впервые прокатилась по Китаю в IV в., а в середине VI в. поразила Корею. В 737 году от неё умерло более 30 % населения Японии (уровень смертности в густонаселённых районах доходил до 70 %). Византия познакомилась с оспой в VI в., а арабы-мусульмане, приступив к завоеваниям, в VII—VIII вв. разнесли болезнь от Испании до Индии. К середине XVIII в. она стала главным заболеванием во всём мире (кроме разве что Австралии и нескольких небольших островов): в одной только Европе из-за неё ежегодно умирало около 400 тыс. человек. Распространение её дошло до такой степени, что редко можно было встретить человека, не переболевшего ей, поэтому в средние века у немцев даже сложилась поговорка: «Немногие избегнут оспы и любви». После введения в 1796 г. Э. Дженнером нового метода борьбы с оспой при помощи вакцинации ситуация стала существенно меняться к лучшему, но человечество торжествовало недолго: с 1816 г. на мир одна за другой обрушились семь волн холеры. Это повергло общество в настоящий шок, подобный тому, что когда-то был вызван «чёрным мором». В марте 1832 г. холера в Париже за 18 дней унесла жизни 7000 человек, а общее число смертей во Франции составило около 100 000. Примерно столько же эпидемия убила в Венгрии и вдвое больше — в России. К 1849 г. болезнь уже вовсю хозяйничала в Новом Свете: 150 000 умерших в США, ещё 200 000 — в Мексике. Очередная вспышка эпидемии в 1852-1860 гг. убила 236 000 человек в Испании и около 1 млн. в России. Всего же от холерных эпидемий в мире умерло более 40 млн. человек! Одним словом, к началу XX в. мир давно был похож на многострадального Иова, поэтому представлять эпидемию испанского гриппа самым первым исполнением слов Иисуса Христа, записанных в Лук. 21:11 и Матф. 24:7, было бы, по меньшей мере, странно. Ещё более странным выглядит то, что Общество Сторожевой Башни включило в свой список примет «последних-дней-с-1914-года» и такие недуги, как рак, сердечные заболевания, венерические болезни, склероз и малярию. Человечество болеет ими на протяжении тысячелетий, и то, что врачи до сих пор не нашли панацеи, не делает 1914 г. уникальным моментом в нашей истории. При этом, говоря о бессилии современной медицины, «Свидетели Иеговы» предпочитают умалчивать о примерах её явных успехов. Антибиотики, антисептики и прививки избавили человечество от множества заболеваний. В Средневековье люди, которым услуги врача были не по карману, занимались самолечением либо обращались за помощью к знахарям. Беда была в том, что состояние медицины в ту эпоху было таково, что врачи нередко были на уровне тех же знахарей, если не хуже. Больницы и лазареты обслуживались монахами или монахинями, как правило, без специальной медицинской подготовки. Средняя продолжительность жизни в те времена редко превышала 30 лет, и причина тому — высокий уровень детской смертности. Сегодня квалификация врачей гораздо выше, чем в древности, появились новые действенные методы лечения, качественная медицина стала более доступной для населения. Многие болезни, от которых жители Европы в прошлом умирали, теперь вполне успешно лечатся. «"Из-за роста беззакония во многих охладеет любовь" (Матф. 24:11, 12) «Крепкий изнемог, здоровый впал в недуг; ничто не прочно у людей, потому что нет ничего святого в мире. Дети бесчестят отцов своих, отцы завидуют детям своим; жёны отвергают мужей, мужья не хранят верности к жёнам. Юноши говорят худо о старцах, старцы восстают на юных. Невозможно ни довериться другу, ни положиться на брата. Ты будешь говорить мирное, и в этом замышляется враждебное. Водворяются у нас зависть и коварство, преобладает ненасытность. Никто не памятует о Боге, никто не ждёт, что по смерти будет судим. От того и умножилось зло, что уничижается нами Бог». Несмотря на своё удивительное созвучие характеристикам, которые «Свидетелеи Иеговы» привыкли прилагать к современному обществу, эти строки были написаны не на рубеже XX и XXI веков и даже не после начала Первой мировой войны. Это высказывание принадлежит преподобному Ефрему Сирину, жившему в IV в. н. э. А вот ещё одна интересная цитата: «В самом деле, каждый гражданин у нас ненавидит другого гражданина... Все далеки друг от друга если не местом, то сердцем, и даже объединённые одним домом, разъединены мыслями. Родственники не чтят уз родства... Нет разницы между поведением пожилых и молодых людей. Нескромность в разговоре, легкомыслие, роскошь, склонность к пьянству делают их похожими друг на друга. Страсть к театрам и цирковым кровавым зрелищам ведёт к всеобщей апатии, лености, тупоумию, духовной смерти... Они просят театральных зрелищ. Почтенные старцы, не смотря на грозящую им гибель, становятся рабами собственных наслаждений» (Сальвиан, "Об управлении Божием, или Провидении", V в.). Разве не напоминает картина, описываемая древним христианским писателем, наш нынешний век и его нравы? Есть доказательства, что такая ситуация наблюдалась в мире и гораздо раньше, ведь даже в библейском фрагменте 2Тим. 3:1-5, на который ссылается Общество Сторожевой Башни, после описания морального упадка людей в «последние дни» Апостол Павел добавил в конце «таковых удаляйся» (стих 5). Но если подобного состояния человеческое общество должно было достигнуть лишь в ХХ в., то зачем же Павел предостерегает от него своего ученика? Логично заключить, что Апостол описывает не людей далёкого будущего, а своих современников — мир, который застанет молодой Тимофей, и в котором ему придётся жить. В другом своём письме Павел отзывается об окружавших христианах людях очень похожим образом: «...исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим. 1:29-32). Перед нами ещё одно подтверждение того, что «последние дни» начались не в 1914 г., а гораздо раньше. «"Будут страшные явления" (Луки 21:11) С учётом того обстоятельства, что в древности любой катаклизм, эпидемия и даже обыкновенная гроза воспринимались людьми с суеверным ужасом, вышеприведённое утверждение выглядит довольно сомнительно. Исследователи европейской цивилизации полагают, что вовсе не Первая мировая война, а эпидемии чумы и Великий голод привели к тому, что позитивная по духу христианская иерархия ценностей оказалась разрушенной. Мир, как Божье творение, созданный для человека, перестал быть таковым в глазах людей той эпохи. Он отчётливо стал ощущаться враждебным, злым, полным демонов и всякого колдовства. Именно во времена позднего Средневековья в законодательство большинства европейских стран вошли специальные постановления против ведьмовства и занятий магией, началось крайнее обострение религиозной истерии и преследования десятков тысяч людей. Употребление в пищу зерна, заражённого спорыньёй, отравляющей нервную систему человека, на фоне хронического недоедания и авитаминоза, по мнению некоторых историков (к примеру, Жака Ле Гоффа) провоцировало вспышки массового психоза и визионерства среди населения средних веков. Прежние страхи ушли в прошлое, но их место заняли новые. Сегодня многие люди боятся глобальных климатических изменений, ядерной войны, НЛО, тайных обществ, террористических организаций, столкновения Земли с астероидом или кометой, СПИДа. Причины стали другими, но сама атмосфера страха в обществе по-прежнему осталась. Было бы некорректно ставить одни субъективные переживания выше других по значимости. «Все народы будут ненавидеть истинных последователей Христа из-за его имени (Матф. 24:9) Прочитаем указанный библейский отрывок, где Христос обращается к Своим последователям: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё» (Матф. 24:9). Причём же здесь «Свидетели Иеговы»?! К сожалению, анонимные авторы из Общества Сторожевой Башни не указали конкретно хотя бы один уголок на Земле, где мучают и убивают их единоверцев. Если речь идёт об имевших место случаях преследования «Свидетелей Иеговы» в нацистской Германии, СССР и ряде других государств с тоталитарными режимами, то в этих странах за религиозные убеждения точно так же преследовали и представителей других конфессий. А уж утверждать, будто бы сегодня «во всех частях мира» мучают и убивают «Свидетелей Иеговы», было бы просто откровенной ложью. С чего же «Свидетели Иеговы» решили, будто текст Матф. 24:9 относится именно к ним? Христос сказал Своим последователям: «Будете Мне свидетелями... даже до края земли» (Деян. 1:8), а «Свидетели Иеговы» самим своим названием показывают, что эти слова прошли мимо них. Личность Спасителя находится у них где-то далеко на втором плане. Во время своей проповеди они могут подолгу рассказывать об Иегове, Его имени и качествах, необходимости «приближаться» к Нему через регулярное изучение Библии, и при этом ни разу не упомянуть имени Иисуса Христа. Проповедь же (да и сама жизнь) настоящих христиан была христоцентрична с самого первого дня существования Церкви. Они поклонялись Христу, молились Ему, Его именем назывались, Его именем совершали чудеса, с Его именем на устах они умирали. Сама их принадлежность к Церкви, само исповедание ими своей веры служили поводом к обвинению со стороны Римской империи и были достаточны для приговора к смертной казни или к длительной ссылке. А что мы наблюдаем в случае со «Свидетелями Иеговы»? Если по отношению к ним и возникает враждебность у властей или населения, то вовсе не из-за «имени Христа» или веры в Его личность. Как правило, причиной является либо назойливость самих проповедников, либо нарушение Организацией «Свидетелей Иеговы» норм местного законодательства (например, при осуществлении миссионерской деятельности или в сфере строительства культовых зданий). К судебным разбирательствам с их участием приводит и практикуемая Организацией политика укрывательства «старейшин»-педофилов, а также категорический отказ «Свидетелей Иеговы» от переливания крови своим малолетним детям даже при угрозе жизни ребёнка. Ясно, что такие случаи невозможно рассматривать как примеры «преследований за Христа». Но если слова Спасителя в Матф. 24:9 не относятся к Организации «Свидетелей Иеговы», то становится непонятно, каким же образом эту часть признака «последних дней» можно увязать с 1914 г. «Весть, которая должна быть проповедана, состоит в том, что Божье Царство в руках Иисуса Христа начало править на небе, что скоро оно покончит с нечестивой системой вещей, что под его правлением человечество будет приведено к совершенству и земля станет раем. Эта благая весть проповедуется сегодня более чем в 230 странах и островных территориях, достигая даже самых отдалённых уголков земли. Каждый год Свидетели Иеговы посвящают этой деятельности более миллиарда часов, снова и снова приходя домой к людям, чтобы каждый человек смог услышать эту весть» Господь Иисус Христос сказал, что проповедано во всех народах будет «сие Евангелие Царствия» (см. Матф. 24:14), то есть не любое учение, которое люди назовут «благой вестью», а именно то самое, что Он возвестил Своим Апостолам и поручил им распространять его по всему миру: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф. 28:19-20). Где же доказательства, что весть, проповедуемая Организацией «Свидетелей Иеговы», идентична вести, возвещаемой первыми христианами? Апостолы не учили, будто Царство Бога — это некое «небесное правительство», что начало его правления приходится на 1914 г., или что спасённое человечество будет вечно жить в земном раю. Что тогда проповедуют новоявленные миссионеры «более чем в 230 странах»? Всего лишь собственное понимание евангельских текстов. Их весть, при ближайшем рассмотрении, оказывается просто версией того, во что якобы верили христиане I в., и насколько массовым и впечатляющим ни было бы её распространение, с каким бы горячим энтузиазмом они ни делились ею с другими людьми, это не делает её автоматически апостольской по происхождению и содержанию. Утверждение, будто именно «Свидетели Иеговы» имеют правильное представление о сути благой вести Иисуса Христа и исполняют Его поручение «учить все народы», порождает резонные вопросы: где же были «Свидетели Иеговы» до XIX в., и с кем был «во все дни» Христос? До сих пор Обществу Сторожевой Башни так и не удалось убедительно показать преемственность своего учения от непосредственных учеников Христа. Опять-таки приходится констатировать, что «составная часть признака», упомянутая в Матф. 24:14, не имеет отношения к миссионерской деятельности «Свидетелей Иеговы», а следовательно, не связана с 1914 г. «Признак последних дней исполняется с 1914 года, следовательно, осталось очень мало времени. Обстановка в мире ясно показывает, что это действительно так» Общество Сторожевой Башни не предоставило убедительных доказательств, что «признак последних дней» исполняется именно с 1914 г. В словах Христа, произнесённых на Елеонской горе, нет намёков на мировую войну. Он говорил «о войнах и о военных слухах», а, как показывает экскурс в прошлое, человеческая история знает немало кровопролитных столкновений между народами, произошедших до XX в. Хотя о Первой мировой войне нельзя сказать как о заурядном событии, однако ради исторической правды следует отметить, что в процентном соотношении жертвы, понесённые человечеством в этой войне, несмотря на весь её трагизм, были всё же меньше, чем жертвы вооружённых конфликтов предыдущих веков. Для сравнения: на фронтах Первой мировой было убито около 20 млн. человек при том, что население земного шара на тот момент перевалило за 1,8 млрд. (т. е. был убит 1 человек из 90); восстание тайпинов в XIX в. унесло жизни почти 45 млн. из 1,3 млрд. (убит 1 из 29); в результате череды военных походов Тамерлана в XIV в. погибло 12,6 млн. человек из 388 млн. мирового населения (убит 1 из 31). Увидеть исполнение слов Христа о проповеди Евангелия среди всех народов в миссионерской деятельности «Свидетелей Иеговы» возможно только предварительно приняв на веру, что распространяемая ими весть в точности соответствует той, о которой вёл речь Спаситель. Без этого необходимого условия соотнести библейское пророчество с 1914 г. не представляется возможным, поскольку задолго до «Свидетелей Иеговы» благовествованием по всему миру занимались и католики, и православные, и протестанты. Остальные части «признака последних дней», на которые ссылается Общество Сторожевой Башни, вообще никак не связаны с заявленной датой: появление лжехристов и лжепророков, вспышки сильного голода и тяжёлых болезней «по местам», смертоносные землетрясения регулярно происходили в мире и до XX в. «Что говорят о 1914 годе историки и государственные деятели?» Одни историки говорят одно, другие — другое. Так, в 1996 году в Швейцарии прошла международная конференция исследователей истории Первой мировой войны, на которой профессор Оксфордского университета Хью Стрэчан отметил, что позиционный характер той войны защитил гражданское население от большинства бед, переживаемых на фронте. По его мнению, траншеи Первой мировой стали, как ни странно, своего рода барьером, за которым люди были укрыты от многих ужасов: «Последствием стабилизации фронтов, тем самым, стала защита гражданского населения... В этом отношении замена маневренной войны осадной 1914–1915 гг. имела результатом ограничение войны» (Strachan H., "From Cabinet War to Total War. The Perspective of Military Doctrine, 1861–1918". –"Great War, Total War. Combat and Mobilization on the Western Front, 1914–1918", Cambridge, 2000., p. 23). Немецкий писатель Юнгер описывал свои фронтовые будни следующим образом: «Каждый вечер я сидел в блиндаже у своего маленького стола и читал или болтал, если кто-нибудь был в гостях... мы пили кофе в блиндаже то у одного, то у другого или ужинали часто с парой бутылок, курили, играли в карты и вели солдатские беседы... Эти уютные часы в блиндаже... были возможны только в этот длинный, относительно спокойный период на позиции, где мы обжились и обзавелись почти мирными привычками» (Юнгер Э., "В стальных грозах", 2000 г., стр. 95–96). Хорошо задокументированы случаи неофициального прекращения боевых действий по всей длине Западного фронта, когда английские и немецкие солдаты вместе пели рождественские гимны, обменивались присланными из тыла подарками и играли друг с другом в футбол на нейтральной полосе. По оценке британского военного историка Джона Кигана, Первая мировая война велась в цивилизованных рамках: она не нанесла большого ущерба европейским культурным ценностям, во время неё серьёзно не пострадал ни один крупный город, поскольку пушки гремели в основном в сельской местности. Учёные солидарны с тем, что потери среди гражданского населения были результатом не столько боевых действий воюющих стран, сколько влияния «чёрного эпилога» той войны — эпидемии испанского гриппа. В качестве значимых событий прошлого, оказавших сильное влияние на весь XX в., некоторые историки называют события Великой французской революции и последовавшую за ними эпоху Наполеоновский войн: «Политическая революция, начавшаяся во Франции, и промышленная революция, развернувшаяся в Англии, открыли начало новой эпохе — эпохе великих потрясений и преобразований. Она продолжалась более полувека, и после её окончания Западный мир был уже совершенно иным. Начиная приблизительно с 1790 г. и вплоть до 1850 г. Запад "лихорадило", причём не только в переносном, но и в прямом смысле слова» (Михель Д.В., "Общество и болезнь в эпоху Революций (1790-1850)", Актуальные проблемы истории Российской цивилизации: Сб. материалов II межвузовской научной конференции 27 февраля 2009 г. Саратов, «Научная книга», 2009). Так что, говоря об историках, Общество Сторожевой Башни просто выбирает точку зрения одних и игнорирует мнения других. «Имеют значение не войны, голод, землетрясения и преступность как таковые... Он не сказал, что доказательством "последних дней" будет какое-то одно событие. А вот исполнение всех составляющих признака уже имеет значение, особенно если это происходит во всемирном масштабе и именно с того года, на который указывает библейская хронология» Естественно, после честного рассмотрения фактов «Свидетелям Иеговы» ничего не остаётся, как признать, что ни одно из бедствий в отдельности не является беспрецедентным в нашем веке. То есть они признают, что, по крайней мере, с изрядной долей их «составного признака» имеются явные проблемы. Тем не менее, «Свидетели Иеговы» прибегают к уловке: дескать, хотя отдельные приметы «последних дней» имелись в истории и раньше, но вот полный их набор якобы присущ исключительно современности. Это абсолютно неверно: на самом деле история человечества не знает сколько-нибудь продолжительного времени, когда бы на земле не велись войны, не совершались преступления, не было голода, эпидемий или разрушительных землетрясений. «Чувство панического ужаса, которое сеяли эпидемии и болезни в средневековом обществе, нашло отражение в молитве о заступничестве: "От чумы, голода и войны спаси нас, Господи!" Эта триада осмыслялась людьми той эпохи как основная причина катастрофических взлётов смертности. И действительно, их последствия были зримо взаимосвязаны: войны сокращали или вовсе уничтожали скудные запасы продовольствия, лишали необходимого, ослабляя людей настолько, что они уже не могли противостоять болезням и эпидемиям» (Филиппов Б., Ястребицкая А., "Европейский мир Х-ХV вв."). Например, период с середины XIV в. до середины XV в. ознаменовался вспышкой страшной эпидемии чумы, приведшей к резкому падению численности населения, Столетней войной, тремя гражданскими войнами в Великом княжестве Литовском и другими военными конфликтами, расколом в Римской церкви («Великий западный раскол»), Базельским землетрясением, пятью землетрясениями в Италии и парадом планет, зафиксированном Ги де Шолиаком. При должном усердии подобных периодов в истории можно найти много, но христиане держат в памяти слова Христа: «Бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лук. 21:36). Наше поклонение Богу не должно быть связано с определёнными историческими датами или стремлением успеть спастись от наступающего с минуты на минуту конца мира. Христианство учит проявлять любовь к Богу и к ближнему вне зависимости от событий настоящего или будущего. «Мы, конечно же, не хотим быть похожими на людей, которые жили в дни Ноя (Матф. 24:37—39)» Дело не о том, что христиане хотят быть похожими на людей времён Ноя. Они просто считают, что период, названный в Библии «последними днями», начался гораздо раньше 1914 года и никак не связан с этой датой. В день Пятидесятницы Апостол Пётр сказал об исполнившихся Святым Духом людях: «Они не пьяны, как вы думаете... но это есть предречённое пророком Иоилем: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать"» (Деян. 2:15-18). Апостол со всей определённостью относит пророчество Иоиля, касающееся «последних дней», к своему времени. А вот что пишет Апостол Иуда: «Помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям» (Иуд. 1:17-18). Подразумевает ли он здесь какое-то далёкое будущее, которое уже не застанет ни он сам, ни его читатели? Нет, предостерегая от насмешников, Апостол говорит о своих современниках — такие люди уже «вкрались» в среду христиан (стих 4). С ним солидарны и Иоанн Богослов с Павлом: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1Иоан. 2:18); «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1-2). Поэтому «Свидетели Иеговы» правы в одном — мы живём в «последнее время». Но оно «последнее» не в том смысле, что оно началось перед самым концом и вот-вот выльется в Армагеддон. До конца могут пройти ещё сотни лет. Оно «последнее» в том смысле, что самое главное в нашей истории уже произошло: Мессия пришёл на землю, Господь стал человеком и даровал спасение от греха и смерти. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего комментариев: 0 | |