Главная » Статьи » Библия и СИ |
Учение Общества Сторожевой Башни: Понятие «рай» в Библии, в зависимости от контекста, может относиться:
Интересный факт: Согласно представлениям «Свидетелей Иеговы», райские условия будут восстановлены на земле благодаря человеческим усилиям: «Говорится ли в Новом Завете о будущем земном рае, или о нём говорится только в Ветхом Завете? Общество Сторожевой Башни вводит в заблуждение своих читателей: если раскрыть Библию, то на титульной странице мы обнаружим надпись «Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», которая говорит всего лишь о том, что одни библейские тексты написаны в ветхозаветный период истории Божьего народа (до прихода на землю Господа Иисуса Христа), а другие — в период новозаветный. «Ветхий Завет» — это просто устоявшееся краткое обозначение книг первой группы, указывающее на то, когда они были написаны. Оно не означает, что книги, объединённые под этим названием, в чём-то хуже или менее святы. Если бы христиане считали, что эта часть слова Божьего является «устаревшей» или «недействительной», то давно исключили бы её из состава Библии (впрочем, некоторые неопротестантские группы так и поступают, распространяя под видом Писания только его новозаветную часть). Всё Писание написано под руководством Святого Духа, и никто в Церкви не собирается ничего из него выбрасывать. Однако если коснуться вопроса верного понимания и истолкования библейских текстов, то со всей очевидностью следует, что корректное восприятие ветхозаветных слов возможно только через призму Нового Завета: «Первоначальный замысел Бога превратить всю землю в рай, населённый людьми, которые будут охотно жить по его законам, обязательно осуществится (Ис. 45:18; 55:10, 11). Поэтому Иисус сказал: "Счастливы кроткие, потому что они наследуют землю". По той же причине он учил своих учеников молиться: "Наш Отец на небесах, пусть святится твоё имя. Пусть придёт твоё царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе" (Матф. 5:5; 6:9, 10)» Спаситель говорил о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). То есть кроткие — это те, кто уподобляются Христу. Поэтому, чтобы понять, что же означает Его обещание дать таким людям в наследие землю, необходимо выяснить, унаследовал ли Он Сам, будучи истинно кротким, землю? Интересно, что Общество Сторожевой Башни отвечает на этот вопрос положительно: «Кротость проявляется не только в отношениях с людьми. Она также видна в том, что мы охотно подчиняемся владычеству Иеговы. Величайший пример в этом подал Иисус Христос. Живя на земле, он был кротким и полностью повиновался воле Отца (Иоанна 5:19,30). Иисус наследует землю в самом полноном смысле этого слова, поскольку он назначен её Правителем (Псалом 2:6-8; Даниил 7:13,14)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 2004 г., стр. 11). Таким образом, Общество Сторожевой Башни само указывает, в каком же смысле «кроткие наследуют землю». При внимательном чтении Матф. 5:3-12 не видно, чтобы Спаситель обращался к двум разным категориям людей. Он говорит о Небесном Царстве, о награде на небесах. Усматривать в словах Спасителя, записанных в 5-ом стихе, обещание благоустроенного земельного участка будет ошибкой. Чем же так отличаются эти «кроткие», что они останутся жить на земле и не будут удостоены чести обрести небесную награду? Может быть, они менее достойны «чистых сердцем» которые «Бога узрят» (стих 8)? Или, может, они не «нищие духом» (не осознают своих духовных потребностей), не «изгнанные за правду», или их не преследуют за Христа (стихи 9-11)? Где в этих словах хотя бы намёк на разделение между двумя классами: «достойных» и «наидостойнейших»? Почему «миротворцы» будут названы «сынами Божиими», а «кротким» придётся ждать ещё 1000 лет, чтобы потом подвергнуться окончательному испытанию для выяснения, кто же из них всё-таки не «кроткий»? Само Общество Сторожевой Башни преспокойно применяет стих Матф. 5:5 и ко Христу, и к 144 000 «помазанников», которые, по учению «Свидетелей Иеговы», будут обитать на небесах. Поэтому данный библейский текст не является аргументом в пользу вечной жизни на земле для верных христиан. Подтверждают ли учение «Свидетелей Иеговы» о будущем рае на земле стихи Ис. 45:18 и 55:10-11? В первом сказано следующее: «Так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший её; Он утвердил её, не напрасно сотворил её; Он образовал её для жительства: Я Господь, и нет иного». Итак, в этом тексте сообщается, что: 1) Бог создал землю и 2) Он сотворил её не напрасно, а для жительства. Заметим, что в этом отрывке не говорится о «жительстве» именно человека, а тем более не говорится о вечном жительстве. Ещё до сотворения первых людей на земле обитали животные, рыбы и птицы (Быт. 1:20-26). Из-за греха Адама и Евы Бог, как сообщает Писание, проклял землю, однако не уничтожил её (Быт. 3:17). Она не оказалась созданной напрасно, став надолго, на многие тысячелетия, домом и местом обитания грешного человечества. Во втором тексте пророка Исайи, на который ссылаются «Свидетели Иеговы» говорится следующее: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Указывая на эти слова, Общество Сторожевой Башни подчёркивает, что воля Бога в отношении вечной жизни людей на земле в райских условиях не может измениться, а следовательно, обязательно исполнится в будущем. Однако Господь никогда не обещал, что человечество будет вечно жить на земле. Перед сотворением первых людей Он объявил: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Осуществлять своё владычество можно и с небес. А что можно сказать относительно благословения первой человеческой пары Богом: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (стих 28)? Следует заметить, что эти слова повторяются после потопа; при этом очевидно, что речь в них идёт не о райской земле, а о падшем мире — мире в нынешнем греховном состоянии (Быт. 9:1). Можно ли считать желанием любящего Бога, чтобы мы жили в несовершенном мире, полном греха, боли и страданий? Ясно, что нет. Следовательно, эти слова являются не выражением вечного и неизменного Божьего замысла, а всего лишь констатацией факта, что Господь больше не будет творить людей — они сами станут плодиться. «В согласии с этим в Эфесянам 1:9—11 сказано, что Бог замыслил "собрать всё во Христе — что на небесах и что на земле"» Необходимо заметить, что аналогичную мысль Апостол Павел передаёт и в другом своём послании: «Богу было угодно... через него примирить с собой всё остальное — что на земле и что на небесах» (Кол. 1:19-20, ПНМ). Если обратиться к контексту этого фрагмента, то обнаружится, что под тем, «что на небесах», подразумеваются «престолы, господства, начальства, власти» (стих 16), то есть различные категории ангельского сонма. Следовательно, нет никаких объективных причин видеть в Кол. 1:20 или Еф. 1:10 идею о двух классах христиан, поскольку контекстуальные особенности явно указывают на то, что под «небесным» в этих библейских отрывках подразумеваются Ангелы, а не люди. «В Евреям 2:5 говорится о "будущей обитаемой земле" (НМ, ВоП)» В греческом тексте Евр. 2:5 использовано не слово «γη» («земля (как планета)» или «земная поверхность»), а термин «οικουμενη», образованный древнегреческого глагола «οικοω» («населяю, обитаю»). Во времена написания книг Нового Завета этот термин имел более специфический смысл и обозначал известную древним грекам часть мира. Буквальный его перевод — «заселённая» или «населённая». В эпоху античности «ойкумена» ограничивалась территориями Европы, Северной Африки, Передней Азии и Индии, к XV веку она расширилась до границ Старого Света, а с эпохой Великих географических открытий включила в себя и огромные территории Нового Света. Таким образом, «ойкумена» не есть что-то постоянное и незыблемое, поскольку тесно связана с пространством обитания людей. «Ойкумена» — это не земля и не там, где земля, а там, где человек. Именно поэтому апелляция Общества Сторожевой Башни к Евр. 2:5 выглядит неубедительно. Во свете таких мест, как 1Петр. 1:3-5; Кол. 1:5-6; Филип. 3:20 или Еф. 2:5-7, становится ясно, что будущая ойкумена спасённого человечества — не земная поверхность, а метафизические небеса. «В Откровении 5:10 упоминаются сонаследники Христа, которые "будут царствовать над землёй"» «Свидетели Иеговы» не учитывают, что по смыслу этого же самого стиха христиане уже «царствуют» в нынешнем веке: «...и сделал [εποιησας] их царством и священниками нашего Бога» (ПНМ). Глагол «ποεω» в форме аориста изъявительного наклонения описывает прошлое на момент речи действие, то есть истинные христиане уже при жизни становятся царями и священниками Бога. Это согласуется со словами Апостола Петра: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой» (1Петр. 2:9). При этом у них, разумеется, никаких подданных, над которыми они в буквальном смысле правят, нет. Христиане по действию благодати Божьей царствуют на грехом (Рим. 6:12-14), сатаной и демонами (Лук. 10:17-20), священство же их заключается в принесении Богу различных духовных жертв (1Петр. 2:5; Евр. 13:15-16; Рим. 12:1). Текст Откр. 5:10 не даёт никаких оснований считать, будто использованное в нём понятие «царствовать» относится к осуществлению буквальных административных или политических полномочий. Ещё более проблематично усмотреть в нём указание на правление одной группы христиан над другой. В «Переводе Нового Мира» сказано, что искупленные будут «царствовать над землёй», а не над другими людьми. Это отсылает нас к первой книге Пятикнижия, где сообщается, что изначально человек должен был «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Эти слова, конечно же, не означают, будто Адам и его жена будут править с небес какими-то выдуманными Обществом Сторожевой Башни «земными подданными», а указывают на господствующую роль человека по отношению ко всему Божьему творению. «В Откровении 21:1—5 и 22:1, 2 описываются прекрасные условия, которые будут царить на "новой земле" и которые напоминают условия первоначального Рая в Эдеме, где росло дерево жизни (Быт. 2:9)» В Откр. 21 и 22 описывается «святый город Иерусалим, новый», который представлен как рай для всех спасённых (срав. Откр. 22:2,14 с 2:7). При этом целый ряд показанных в видении Апостолу Иоанну деталей не позволяют отождествить эту новую реальность с первым раем, где были поселены Адам и Ева. Для наглядности существенные отличия показаны в таблице ниже.
«В Библии нет подтверждения того, что Иисус и преступник поднялись на небо сразу после смерти — в тот же день, когда Иисус с ним говорил. Иисус предсказывал, что он сам воскреснет лишь на третий день после того, как его убьют (Луки 9:22). Эти три дня он не был на небе, поскольку после своего воскресения он сказал Марии Магдалине: "Я ещё не восшёл к Отцу" (Иоан. 20:17). Иисус поднялся на небо лишь через 40 дней после того, как воскрес. Свидетелями этого стали его ученики, которые видели, как он поднялся ввысь и затем скрылся из вида (Деян. 1:3, 6—11)» Организация «Свидетелей Иеговы» при помощи подмены понятий пытается увести обсуждение в сторону от сути дела. Ведь для того, чтобы «попасть на небеса», необязательно воскресать из мёртвых. Благоразумный разбойник после физической смерти на кресте оказался в раю своей бессмертной душой, а Богочеловеку Иисусу Христу, собственно, и не требуется куда-то «попадать», ведь Он вездесущ по Своей Божественной природе: хотя как человек Он находится в конкретном месте, но как Бог присутствует повсюду — и на земле, и в преисподней, и на небесах (Матф. 18:20; Иер. 23:24). Слова Христа, обращённые к Марии Магдалине, касаются Его телесного вознесения (которое на тот момент, конечно, ещё не произошло) и не могут служить опровержением Его пребывания в раю иным способом. Кроме того, ответ на вопрос, когда распятый разбойник должен оказаться в раю, не должен подменять собой ответа на главный вопрос — где он должен оказаться. Спаситель ясно указал на это: «Будешь со Мною», а поскольку Он, по учению Организации «Свидетелей Иеговы», никогда уже не вернётся на землю, то эти слова однозначно свидетельствуют, что и раскаявшийся разбойник будет на небесах, вместе с Ним. «Ни в день своей смерти, ни позднее преступник не мог пойти на небо, так как он не соответствовал определённым требованиям. Он не "родился снова", то есть не был крещён в воде и рождён Божьим духом. Святой дух стал изливаться на учеников Иисуса только через 50 дней после смерти преступника (Иоан. 3:3, 5; Деян. 2:1—4). В день своей смерти Иисус заключил соглашение о небесном царстве с теми, кто оставался с ним в его испытаниях. Преступник не доказал свою верность Иисусу в испытаниях и поэтому не был включён в это соглашение (Луки 22:28—30)» Приведённая выше цитата как нельзя лучше отражает тот фарисейский дух, пронизывающий религиозную организацию «Свидетелей Иеговы» сверху донизу. Читая рассуждения Общества Сторожевой Башни, выдержанные в каком-то странном канцелярско-бюрократическом стиле, начинаешь сомневаться в том, что они принадлежат христианам. Бедным, несчастным «Свидетелям Иеговы», очевидно, и в голову не приходит, что Господь может по милости Своей вменить искреннюю веру раскаявшегося преступника (который каким-то духовным зрением увидел в Нём Спасителя и во всеуслышание исповедал Его Христом) в праведность, простить и ввести его искупленную душу в райские обители. Да, тот разбойник не имел возможности креститься в воде, но принял крещение более страшное — крещение кровью: «А что крестившиеся своею кровью и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю» (св. Киприан Карфагенский, "Письмо к Юбаяну о крещении еретиков"); «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзён в ребро, извёл из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: "Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?" (Марк 10.38)?» (св. Кирилл Иерусалимский, "Огласительное поучение третье"); «Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел — в узах; Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (св. Иоанн Златоуст, "Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь"). Поразительно, как сильно выделяются эти слова древних христианских святых на фоне казённой сухости и жесткосердия высказываний Общества Сторожевой Башни! Важно отметить, что таинство новозаветного крещения на момент смерти благоразумного разбойника ещё не было установлено Христом. Лишь перед самым Своим Вознесением Спаситель дал Апостолам повеление крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа, что они и начали делать вскоре после Пятидесятницы (Матф. 28:19). Поэтому разбойник и мог быть спасён без водного крещения подобно ветхозаветным праведникам. Ведь возражения «Свидетелей Иеговы» справедливы также и по отношению к Аврааму, Исааку, Иакову и прочим Божьим пророкам, однако они, по слову Господа, наследуют Царство Небесное (Лук. 13:28; Матф. 8:11). «Еврейские Писания никогда не вселяли в евреев надежду на то, что в награду за верность они получат жизнь на небе. В них говорилось о восстановлении Рая на земле. Согласно пророчеству из Даниила 7:13, 14, после того как "правление, достоинство и царство" будут даны Мессии, ему будут служить "все народы, племена и языки". Подданные его Царства будут находиться на земле» Если так, то почему же о ветхозаветных праведниках в Библии говорится, что «они странники и пришельцы на земле» и «стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:13-16)? При этом нигде в Евангелии в речах Иисуса Христа не встречаются обещания или учение о создании на земле рая. На всём протяжении Своей миссии Он последовательно учил о Царстве Небесном: в него нелегко попасть, оно не от мира сего, там нет места земным желаниям (Матф. 4:17; 11:12; Иоан. 18:36; Лук. 20:34-36). В книгах святых Апостолов идеи о рае на земле в качестве вечной награды верным христианам тоже не содержится (1Петр. 1:3-5; Кол. 1:5-6; 3:1-2; Филип. 3:20; Еф. 2:5-7; 2Кор. 5:1-2). Рассказывая о себе самом, Апостол Павел написал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизречённые слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:2-4). В этом фрагменте раем (греч. «παραδεισος») названо небо, а не какое-либо место на земле. О рае на небесах также сообщается в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7). Из сравнения этого места с описанием Небесного Иерусалима в Откр 22:2 и 22:14 становится ясно, что здесь, без сомнения, говорится о небесном рае. И в этом нет ничего странного: в нашем распоряжении есть большое количество иудейской литературы межзаветного периода, из которой следует, что евреи ко времени первого пришествия Христа под раем подразумевали небесные обители. Вот лишь несколько ярких примеров, в которых небо идентифицируется как рай: Но что можно сказать по поводу Еврейских Писаний, где, по мнению «Свидетелей Иеговы», якобы говорится о будущем восстановлении рая на земле? Здесь необходимо ответить на крайне важный вопрос: можем ли мы правильно понять боговдохновенные книги, написанные до прихода на землю Иисуса Христа, обособленно от Его учения, игнорируя то, что Он передал нам через Своих Апостолов? Из Евангелия видно, что даже Его ученики нуждались в том, чтобы Спаситель «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44-45). Слова ветхозаветных пророков — богодухновенны, однако о том, «что от Духа Божия», следует рассуждать духовно, иначе получится «безумие» (см. 2Петр. 1:19-21; 1Кор. 2:12-14). При буквалистском подходе к древним пророчествам, при попытке их истолкования в отрыве от евангельских истин получится, что в будущем раю:
«Как же тогда Иисус будет с этим преступником? Он будет с ним в том смысле, что воскресит его из мёртвых, позаботится об удовлетворении всех его физических нужд и даст ему возможность узнать требования Иеговы для вечной жизни и жить в согласии с ними (Иоан. 5:28, 29)» Общество Сторожевой Башни снова прибегает к ловкой подмене: в библейском тексте говорится не о том, что «Иисус будет с разбойником», а о том, что разбойник будет с Иисусом. Если первое выражение и возможно истолковать так, что будто бы Христос станет присутствовать в жизни этого человека неким невидимым, «духовным» способом, заботясь о нём с небес, то второе выражение уже нельзя интерпретировать подобным образом. Поэтому слова «Будешь со Мною в раю», записанные в Лук. 23:43, ясно показывают, что раскаявшийся разбойник должен оказаться там, где будет Христос (срав. с Иоан. 12:26; 14:2-3). «В сноске к этому стиху переводчик Библии на немецкий язык Л. Рейнхардт (L. Reinhardt) написал: "Пунктуация, которая сегодня используется [большинством переводчиков] в этом стихе, без всякого сомнения, неправильная. Она противоречит образу мышления Христа и преступника. [...] Под раем Христос... несомненно, подразумевал восстановление рая на земле... а не какое-то отделение царства мёртвых» Собственно, слова Л. Рейнхардта как раз и доказывают, что среди переводчиков существует вполне чёткий консенсус по поводу того, как переводится текст Лук. 23:43: слово «сегодня» относится к глаголу «будешь», а не к «говорю». Даже если допустить, будто пунктуация, которой придерживаются «Свидетели Иеговы» в данном стихе, верная, то это нисколько не опровергает того, что благоразумный разбойник оказался в раю на небесах. Согласно аргументации Общества Сторожевой Башни, если тот человек не мог оказаться со Христом в обещанном небесном раю в тот же день (или на третий день, или даже 40 дней спустя), то значит, что он вообще никогда уже не попадёт на небеса. Однако в этом аргументе на самом деле нет никакой логики! | |||||||||||
Всего комментариев: 0 | |