Учение «Свидетелей Иеговы»: Ложные пророки — это люди или целые организации, выдающие себя за представителей истинного Бога, которым поручено объявлять Его волю, предсказывать будущие события и предостерегать людей от неправильных действий. Самыми главными и опасными из них являются религиозные лидеры христианского мира, поскольку они заявляют, будто служат Богу Библии, однако при этом выставляют Его в ложном свете. Их отличие от истинных пророков состоит в том, что они проповедуют нечто, отвлекающее людей от того, что Бог в действительности говорит через Библию. Появление лжепророков в среде Божьего народа было предсказано Иисусом Христом и Его верными учениками, этот процесс особенно бурно и масштабно начал развиваться после смерти последних из Апостолов. Распознать ложных пророков можно сравнивая их учение и поступки с тем, что говорится в Библии. Сегодня многие называют «Свидетелей Иеговы» лжепророками, однако это обвинение необоснованно, поскольку они не занимаются провозглашением собственных пророчеств, а обращают внимание людей на уже изречённые пророчества, записанные в Библии.
Интересный факт: За период своего существования Общество Сторожевой Башни время от времени публиковало в собственной литературе утверждения, которые показывают, что слова руководителей Организации «Свидетелей Иеговы» содержат признаки пророчества, а сами они подпадают под определение ложных пророков. Ниже приведены некоторые примеры подобных высказываний:
«Если бы мы следовали за человеком, у нас, несомненно, всё было бы по-другому. Безусловно, одна человеческая идея будет противоречить другой, и то, что было светом год, или два, или шесть лет назад, теперь рассматривалось бы как тьма. Но в Боге нет ни изменения, ни тени перемены, и таким же образом обстоят дела с истиной: любое знание или свет, исходящие от Бога, должны соответствовать их Автору. Новый взгляд на истину никогда не будет противоречить прежней истине. "Новый свет" никогда не загашает старый "свет", но добавляется к нему... Так же и со светом истины; подлинное возрастание происходит путём добавления, а не заменой одного другим» (журнал "Сторожевая Башня" за февраль 1881 года, репринт, стр. 188)
«Слово "пророчество" можно определить как откровение о будущем, описание событий, сделанное до того, как они произошли. Истинное пророчество — это вдохновлённая Богом весть в письменном или устном виде, сообщение, открывающее Божью волю и замысел» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 декабря 2011 г., стр. 11)
«...Пророчества — заранее записанная информация о том, что непременно произойдёт в будущем» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 апреля 1995 г., стр. 4)
«Действительно, в прошлом были люди, предсказывавшие "конец света" даже с объявлением конкретных дат. Некоторые собрались в группы и бежали в горы или запирались в своих домах в ожидании конца. Однако ничего не произошло. "Конец" не наступил. Они были виновны в ложном пророчестве» (журнал "Пробудитесь" от 8 октября 1968 г., стр. 23)
«Иегова Бог — тот, кто лучше всех знает своих настоящих вестников. Он выявляет их, делая так, что вести, которые он через них посылает, сбываются. Иегова — также Великий Разоблачитель ложных вестников. Как он их разоблачает? Он делает тщетными их знамения и предсказания. Так он показывает, что они предсказатели-самозванцы, вести которых в действительности исходят из их собственных лживых рассуждений, глупого, плотского мышления!» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 мая 1997 г., стр. 8)
«Но можно задаться вопросом, как нам узнать, истинный это пророк или ложный? Есть по крайней мере три способа с уверенностью это узнать: (1) Если это истинный пророк, его весть исполнится в точности как было предсказано. Если же это лжепророк, его предсказание не сбудется [...] Разница между истинным и ложным пророком состоит в том, что один изрекает слово Господне, а другой — свои собственные мечты и догадки [...] Настоящий пророк Бога сегодня будет говорить то, чему учит Библия, а то, о чём говорит нам Библия, скоро сбудется. Он не будет провозглашать человеческие теории или догадки — ни собственные, ни чужие» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 мая 1930 г., стр. 154-155)
«Иегова, Бог истинных пророков, посрамит всех лжепророков либо не исполнив фальшивое предсказание таких самозванных пророков, либо исполнив Свои собственные пророчества прямо противоположным образом, нежели тот, который был предказан лжепророками. Ложные пророки попытаются скрыть причину своего стыда, отрицая, кто они такие на самом деле» (книга "Рай возвращён человечеству теократией", 1972 г., стр. 353-354)
По свидетельству бывшего сотрудника бруклинского Вефиля и автора книги «Тридцать лет в рабстве Сторожевой Башни» Уильяма Дж. Шнелла за период с 1917 по 1928 год Общество Сторожевой Башни провело не менее 148-ми доктринальных изменений. За всё время существования религиозного движения «Свидетелей Иеговы» его лидеры назначали даты наступления Армагеддона, как минимум, 13 раз.
«Как можно отличить истинных пророков от ложных?»
Господь Иисус Христос неоднократно в Своих речах упоминал о появлении в мире лжепророков, которые введут многих в соблазн и погибель (Матф. 7:15, 22-23; 24:24; Лук. 21:8), о том же позже предупреждали и Его Апостолы (2Петр. 2:1-2; 1Иоан. 4:1; 2Фесс. 2:8-10). Но Он не только предостерёг об этой опасности Своих верных последователей, но и позаботился о том, чтобы они смогли опознать этих самых лжепророков и избежать их пагубных сетей. В Библии содержатся простые и ясные признаки, позволяющие отличить истинного пророка от ложного. В кратком виде они таковы:
- истинного пророка призывает на служение и посылает с вестью к людям Сам Бог, ложный же пророк действует по собственной инициативе (Иер. 23:21)
- слово истинного пророка всегда исполняется (Втор. 18:21-22)
- настоящий пророк не смешивает информацию от Бога с собственными домыслами (Притч. 30:5-6; Иер. 23:28)
- слово истинного пророка не противоречит апостолькому учению Церкви и не направлено на то, чтобы отвращать от веры (Гал. 1:8-9; Деян. 13:6-10)
- настоящий пророк призывает служить истинному Богу — Пресвятой Троице (Матф. 28:19; Втор. 13:1-3)
- истинный пророк верен учению об Иисусе Христе — воплощённом Боге-Слове (1Иоан. 4:2-3)
- следование словам истинного пророка приносит хорошие плоды (Матф. 7:16-20)
«Предсказания истинных пророков сбываются, хотя сами пророки могут и не знать, когда и как исполнится предсказанное ими»
Да, главным признаком, позволяющим отличить истинного пророка от ложного, является факт свершения событий, которые он ранее предсказывал:
«И если скажешь в сердце твоём: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей [«по своей самонадеянности», ПНМ], — не бойся его» (Втор. 18:21-22)
«Если какой пророк предсказывал мир, то тогда только он признаваем был за пророка, которого истинно послал Господь, когда сбывалось слово того пророка» (Иер. 28:9)
Это самый первый критерий определения, кто находится перед нами — очередной шарлатан или действительно человек с незаурядными способностями. Лишь после успешного исхода этой проверки с претендентом на роль Божьего пророка возможен какой-то дальнейший разговор. К слову сказать, духовные вожди «Свидетелей Иеговы» согласно данному критерию являются лжепророками. Не будем припоминать им все примеры их несбывшихся предсказаний, а рассмотрим только самые яркие и значимые.
Армагеддон в 1914 году
«В свете убедительного библейского свидетельства о временах язычников, мы считаем установленной истиной то, что окончательный конец царств этого мира и полное установление Царства Божьего совершится к концу 1914 года н. э.» (Ч.Т. Расселл, книга "Исследования Писания", т. II, "Время близко", 1889 г., стр. 99 (англ.))
«Писание предоставляет безошибочное свидетельство для тех, кто имеет полную веру в его слова, что это время великой скорби (...), которое вовлечёт все народы, свергнет все существующие гражданские, социальные и религиозные институты, приведёт к всеобщему господству анархии и террора, и повергнет всё человечество в прах отчаяния, таким образом сделав их готовыми ощутить силу, что наведёт порядок в этой путанице и принесёт новые нормы праведности. Всё это, как показывает нам Писание, свершится до 1915 года (см. "Рассвет Миллениума", т. II, гл. IV), то есть в течение следующих 23 лет. И в свете этих катаклизмов избранники Господа призывают не тревожиться, зная, что последует грандиозная развязка (...) Дата завершения этой "битвы" определённо отмечена в Писании октябрём 1914 года. Она уже ведётся, начавшись в октябре 1874 года. До сих пор она носила, главным образом, словесный характер и являлась временем подготовки основных сил — капиталистов, рабочего класса, армий и тайных обществ» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 января 1892 г., репринт, стр. 1354-1355)
«В связи с недавними трудовыми бедствиями и угрозами анархии наши читатели пишут, желая узнать, нет ли возможной ошибки в дате 1914 года. Они говорят, что не видят, как нынешнее положение сможет оставаться столь напряжённым так долго. Мы не видим оснований менять числа — да и не смогли бы их изменить, даже если бы захотели. Ибо это, как мы верим, Божьи сроки, а не наши. Имейте в виду, что конец 1914 года означает не начало, а завершение времени скорби» (журнал "Сторожевая Башня" за июль 1894, репринт, стр. 1677)
Итак, в 1914 году в публикациях Общества Сторожевой Башни предсказывалось полное уничтожение всех действующих в мире общественно-политических институтов и установление на земле тысячелетнего Царства Божьего. Этого, как мы уже знаем, не случилось.
Уничтожение христианского мира в 1918 году
«Сведения, предоставленные в комментарии на Откр. 2:1 доказывают, что завоевание Иудеи не завершилось до дня Пасхи 73 г. н. э., и, в свете вышеупомянутых текстов Писания, доказывают, что весна 1918 года принесёт христианскому миру мучительные судороги, которые будут сильнее тех, что он испытал осенью 1914 года. Изучите ещё раз таблицу Параллельных Эпох в "Исследованиях Писания", том 2, с. 246 и 247; замените 37 на 40, 70 на 73 и 1914 на 1918, мы верим, что она верна и будет исполнена "с силою многою и славою" (Марк. 13:26) (...) До 1878 года номинальная церковь была, в некотором смысле, Божьим святилищем, или храмом; но Он с той поры, достигающей кульминации в 1918 году, отверг её с параличом или заразой ложных учений и деяниями, попущенными Божественной волей (...) В 1918 году, когда христианство как система должно пасть в небытие (шеол) вслед за республиками, Бог вызовет траур. Он будет сдерживать и замедлять в течение короткого периода времени грозные волны анархии. Он заставит народы оплакивать христианство...» (Ч.Т. Расселл, книга "Исследования Писания", т. VII, "Завершённая тайна", 1917 г., стр. 62, 484, 513 (англ.))
Таким образом, 1918 год должен был, согласно этим предсказаниям, ознаменоваться «мучительными судорогами» христианского мира, потрясением более сильным, чем случившееся в 1914 году, когда началась Первая Мировая война. Процитированные слова ясно и недвусмысленно предрекают полное сокрушение христианства и его уход в небытие. В действительности же, как мы знаем, в 1918 году Первая Мировая война окончилась Компьенским перемирием, закреплённым спустя полгода Версальским мирным договором, а христианство не испытало на себе никаких ужасных «судорог».
Воскрешение мужей древности в 1925 году
«Доказательство, приводимое здесь, показывает, что старый мир (общественная и политическая система) подошёл к своему концу и начал исчезать в 1914 году, и что это будет завершено в течение нескольких лет полным установлением праведности. Библия свидетельствует также, что многие будут проведены через это время скорби, и они будут теми, с кем Господь начнёт работу по восстановлению всего (...) Видя, что мы находимся в конце старой системы и на пороге новой, и что, согласно Писанию, многие должны перейти в эту новую систему, можно с уверенностью заявить, что миллионы ныне живущих людей никогда не умрут, потому что им будут предложены благословения эры восстановления, и есть основания полагать, что многие из них примут новую систему вещей и подчинятся ей» (Дж. Рутерфорд, книга "Арфа Божия", 1921 г., стр. 333)
«Мы с уверенностью можем ожидать, что 1925 год будет отмечен возвращением Авраама, Исаака, Иакова и верных пророков древности (в частности, тех, кто перечислен Апостолом в 11-ой главе Послания к Евреям) в состоянии человеческого совершенства (...) Основываясь на представленном ранее доказательстве, что старая система вещей, старый мир, завершается и, следовательно, проходит, и что наступает новая система, что 1925 год будет отмечен воскресением верных мужей древности и началом восстановления, разумно заключить, что миллионы современных людей будут всё ещё на земле в 1925 году. Тогда, основываясь на обещаниях, изложенных в божественном Слове, мы должны прийти к несомненному и бесспорному выводу, что миллионы ныне живущих никогда не умрут» (Дж. Рутерфорд, книга "Миллионы ныне живущих никогда не умрут", 1920 г., стр. 89-90, 97)
«Без сомнения, многие из мальчиков и девочек, которые читают эту книгу, доживут до времени, когда увидят Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Даниила и других верных мужей древности, когда они восстанут в славе своего "лучшего воскресения", совершенные телом и умом» (У.Е. Ван Амбург, книга "Дорога в рай", 1924 г., стр. 226)
Кампания под громким названием «Миллионы ныне живущих никогда не умрут», активно развиваемая вторым президентом Общества Сторожевой Башни, закончилась полным фиаско. В 1925 году ничего из обещанного не случилось — праведники древности не воскресли из мёртвых, установления Тысячелетнего «царства праведности» на земле не произошло, и «восстановления всего» (реституции) не последовало. Те миллионы, включая наивных «мальчиков и девочек», которым Общество Сторожевой Башни пообещало, что они «никогда не умрут», давно уже умерли, так и не дождавшись сулившихся им благ.
Армагеддон в 1975 году
«Чтобы вычислить, где человечество находится в потоке времени относительно 7000-летнего Божьего седьмого "дня", мы должны определить, как много времени прошло с момента создания Адама и Евы в 4026 году до н. э. (...) Складывая 4025 и 1 с 1966, мы получим 5992 лет от осени 4026 года до н. э. до осени 1967 года. Таким образом, остаётся восемь лет до полноты 6000 лет седьмого "дня". Отсчёт восьми лет от осени 1967 года приведут нас к осени 1975 года — полному окончанию 6000 лет Божьего седьмого "дня", Его дня отдыха. После 6000 лет страданий, тяжкого труда, горя, болезней и смерти под правлением сатаны, человечество действительно остро нуждается в освобождении и отдыхе. Седьмой день еврейской недели, шаббат, стал бы хорошей иллюстрацией последнего тысячелетия под правлением Божьего царства во главе с Христом, когда человечество будет преображено после 6000 лет греха и смерти (Откр. 20:6). Поэтому когда христиане обращают внимание на Божий график наступающего конца 6000 лет человеческой истории, это наполняет их ожиданиями (...) Ближайшее будущее, несомненно, ознаменуется кульминационными событиями для нынешней старой системы, стремительно приближающейся к своему полному концу. В течение нескольких лет самые последние частей библейского пророчества, касающегося этих "последних дней", полностью исполнятся, приведя к освобождению пережившего их человечества в период славного тысячелетнего правления Христа. Какой же это тяжёлый период, но, в то же время, какие грандиозные дни прямо впереди!» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 мая 1968 г., стр. 271-272)
«Одно точно наверняка: библейская хронология, поддерживаемая исполнившимися библейскими пророчествами, которые показывают, что шесть тысяч лет человеческого существования скоро завершатся — да, при жизни этого поколения (Матф. 24:34)! Следовательно, сейчас не время пребывать в безразличии или самоуспокоенности. Сейчас не время играть словами Иисуса, что "о дне том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Матф. 24:36). Наоборот, это время, когда каждый должен чётко осознавать, что конец настоящей системы вещей стремительно приближается к своему суровому завершению» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 августа 1968 г., стр. 500-501)
«Господь Иисус Христос может быть только тогда "господином субботы", когда наступит тысяча лет Его господства, седьмой период ряда тысячелетних периодов или миллениумов (Матф. 12:8). Тогда Его господство будет господством над субботой. Сатана начал уже на заре человеческой истории бесчинствовать (...) Скоро закончатся шесть тысяч лет, в которые он эксплуатировал человечество, как рабов; они окончатся ещё при жизни поколения, как это предсказал Иисус согласно Евангелия от Матфея 24:34, которое пережило мировые события с конца времени язычников в 1914 году и до нынешнего дня. Судя по этому, не наступило ли для Иеговы время, когда истекли шесть тысяч лет, в которые человечество исполняло рабскую работу под господством сатаны, диавола, привести для человечества миллениум мира? Несомненно! И Его Царь, Иисус Христос, станет Господином субботы» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 октября 1970 г., стр. 154)
«Да, конец этой системы очень близок! Разве это не причина усилить нашу активность? (...) Отчёты сообщают, что братья продают свои дома и имущество и планируют закончить оставшиеся дни их жизни в этой старой системе в пионерском служении. Конечно, это прекрасный способ провести короткое время, остающееся до конца злого мира» (бюллетень "Царственное служение" за май 1974 г., стр. 3)
Объявленный 1975 год стал переломным только для самой Организации «Свидетелей Иеговы» — многие испытали серьёзное разочарование и начали сомневаться богоизбранности бруклинских «помазанников». Тем пришлось придумывать для своей паствы объяснения, почему Армагеддон и Тысячелетнее царство не наступили, но было уже поздно: люди покидали ряды организации-лжепророка.
Гибель СССР в Армагеддоне
«Пророк Даниил говорил о нашем времени, когда он предсказывал апогей многовековой борьбы между "северным царём" и "южным царём". Сегодня видно, что эти два царя являются коммунистическим и капиталистическим блоками наций, борющимися за мировое господство. Они играют тысячелетнюю игру дипломатии: "У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет" (Дан. 11:27). Чем громче они говорят о "мире и безопасности", тем дальше отходит эта желательная цель от них (...) Призыв к миру и безопасности уже становится всё громче и громче. Можно ожидать, что тогда, когда будет слышим многозначительный крик наций "мир и безопасность!", тогда неожиданно нагрянет со всей силой "день Иеговы". Этот день придёт так же неожиданно, как вор ночью. Как внезапные родовые схватки, нагрянет этот день расплаты на нации земли, и Божий приговор будет приведён в исполнение (Соф. 3:8)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июня 1979 г., стр. 4)
«В этом пророчестве предсказывается, что в течение времени появятся две сверхдержавы: "царь южный" и "царь северный" (...) Оба царя, по предсказанию, „сразятся [пустятся на столкновение, НМ]“ друг с другом. Это точно иллюстрирует сегодняшнюю "холодную войну" между сверхдержавами. Временами они "сталкиваются" друг с другом довольно крепко, когда дебатируют о ядерном равновесии, в то время как они до предела форсируют свою подготовку к войне (Даниил 11:36—45). Хотя в пророчестве предсказывается, что "царь северный" как буря наводнит многие области, но этим не решается исход дела. Решительный фактор назван в Даниил 12:1: "И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего". Михаил — это Иисус Христос, Который в 1914 году "восстал" в Своем Царстве, чтобы немедленно сбросить с неба сатану. Этот "Царь царей" есть также Тот, Который в Армагеддоне приступит к делу, чтобы обречь на уничтожение всех "царей земных", включая "царя северного" и "царя южного" (Откровение 12:7—10; 19:11—19)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 декабря 1985 г., стр. 17)
«Милостивый Бог помогал своему разумному священному классу выстоять во время этого гонения со стороны "царя северного" в его владениях, а также в любых преследованиях, которые он может затеять против них через свою пропаганду и тайных сотрудников в других землях (...) Это преследование, по предсказанию, продолжиться до тех пор, пока "царь северный" не достигнет своего "времени конца" в Армагеддоне. Когда Дьявол в своей роли Гога из Магога предпримет последнее, полновесное нападение "от пределов севера", он наверняка будет иметь коммунистического "царя северного" среди своих ударных сил (...) Ангел Иеговы предсказал дальнейшую агрессию коммунистического "царя северного" перед его концом в Армагеддоне» (книга "Да будет воля Твоя на земле", 1958 г., стр. 286, 300)
Распад Советского Союза в 1991 году, как и всего Восточного блока, сделал невозможным обещанное руководителями «Свидетелей Иеговы» уничтожение коммунистического «северного царя» в огне Армагеддона, добавив очередную лепту в копилку несбывшихся апокалиптических предсказаний, о которых сегодня в этой религиозной организации стараются не вспоминать.
«Обещание» Создателя
«...Самое же важное, что этот журнал укрепляет доверие к обещанию Создателя установить мирный и безопасный новый мир ещё при жизни поколения, испытавшего происшествия 1914 года» (предисловие ежемесячного журнала "Пробудитесь" до ноября 1995 года)
С ноября 1995 года слова о «поколении 1914 года» исчезают из предисловия журнала. Сегодня Создатель уже не обещает, что «новый мир» наступит при жизни этих людей (для справки: последний из ветеранов Первой Мировой войны умер в 2012 году в возрасте 110 лет). Передумал ли Бог? Или просто «Свидетели Иеговы» приписали Ему то, чего Он никогда и не обещал?
Истинные пророки Бога действительно иногда не знали, когда и как именно исполнится предсказанное ими. Но, в отличие от «Свидетелей Иеговы», они не пытались дополнить это недостаточное знание будущего собственными догадками и умозаключениями. В этом плане весьма показателен пример, на который ссылается само Общество Сторожевой Башни: «Я слышал это, но не понял, и потому сказал: "господин мой! что же после этого будет?" И отвечал он: "иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени..."» (Дан. 12:8-9). Даниил, как сам признаётся, «не понял» услышанного в видении, и Бог ему не открыл этого, однако он не стал помещать в свою книгу собственные предположения или размышления. И наоборот, если Божий пророк называл конкретные сроки будущих событий, то те происходили в указанное время. Если Иосиф предрёк Египту семь лет изобилия и семь лет голода, то так оно и случилось: именно семь лет (а не десять или двенадцать) и именно в такой последовательности — сначала изобилие, а потом голод (Быт. 41:29-32, 53-54); и если Илия предсказал вдове из Сарепты, что мука и масло у неё не истощится до времени дождя, то так оно и произошло по слову его (3Цар. 17:13-16). А в случае с религиозными вождями «Свидетелей Иеговы» мы видим, что все предсказанные ими даты остались далеко в прошлом, а «злая система вещей» продолжает существовать. И из этого познаём, что они — лжепророки.
«Прит. 4:18: "Путь праведных — как сияющий свет, который становится всё ярче и ярче до наступления полного дня".
У апостолов и других ранних христиан были некоторые неверные представления, но тем не менее они не причисляются в Библии к лжепророкам. (Смотри Луки 19:11; Иоанна 21:22, 23; Деяния 1:6, 7.)»
«Свидетели Иеговы» пытаются найти в Священном Писании тексты, дающие карт-бланш для ложных предсказаний и постоянного пересмотра «истин от Иеговы», но таковых просто не существует в природе. В Притч. 4:18 речь идёт вовсе не о пророчествовании. Там сказано «стезя праведных», а не «стезя пророков». Как жанр этой библейской книги, так и ближайший контекст упомянутого стиха указывают на то, что в нём говорится о нравственном пути праведного и нечестивого. Человек, устремлённый своей душой к Богу, шаг за шагом, постепенно восходит к полному нравственному совершенству, то есть богоподобию (Матф. 5:48). Этот путь противопоставляется «пути злых», чьи сердца далеки от Бога (см. Притч. 4:14-17 и 19). Таким образом, в этом месте Священного Писании не содержится принципа, согласно которому служители Бога могут совершать ложные предсказания. Организация «Свидетелей Иеговы» хочет оправдаться, ссылаясь на Апостолов, которые имели «неверные представления» о намерениях Господа (в частности, они ожидали установления Божьего Царства уже при их жизни). Однако внимательный анализ предлагаемых библейских ссылок только ещё более наглядно демонстрирует принципиальное различие между действиями настоящих христиан и «Свидетелей Иеговы». Почему? Во-первых, Апостолы никому не навязывали своих ошибочных взглядов, они не объявляли конкретных дат установления Царства и не проповедовали подобную информацию другим. Они «думали» (см. Лук. 19:11) и «спрашивали» (см. Деян. 1:6), а не провозглашали свои взгляды как несомненную истину, в которую всем нужно немедленно уверовать. Во-вторых, все три упомянутых примера относятся ко времени до дня сошествия на Апостолов Духа Святого — «Утешителя», который должен был им «напомнить всё» и наставить «на всякую истину» после вознесения Христа (Иоан. 14:26; 16:12-13). С этого момента они уже не имели «неверных представлений» о Христе и Его учении: они становятся Церковью Божьей, которая есть «столп и утверждение истины» (см. 1Тим. 3:15). Одним из даров Духа является дар пророчества, и среди истинных христиан с ранних времён находились те, кто обладал им: через их уста Бог открывал людям Свои намерения и волю, и их слова всегда исполнялись (1Кор. 12:7-11; Деян. 11:27-28; 21:8-11). Поэтому, согласно Писанию, Апостолы не являлись ложными пророками, а духовные вожди «Свидетелей Иеговы» — являются.
«Пророк Нафан поощрил царя Давида сделать то, что было у него на сердце, а именно построить дом для поклонения Иегове. Однако позднее Иегова велел Нафану сообщить Давиду, что дом для него построит другой человек. Бог не отверг Нафана за то, что тот сказал ранее. Напротив, Иегова продолжал использовать Нафана как пророка, поскольку тот смиренно исправил свою ошибку, когда Иегова объяснил ему, что не Давид построит храм (1 Лет. 17:1—4, 15)»
Конечно, руководство Организации «Свидетелей Иеговы» хочет найти в Библии пример «ошибающихся пророков», чтобы отвести от себя обвинения в лжепророчествах. Рассмотрим библейский эпизод, на который ссылается Общество Сторожевой Башни: «Когда Давид жил в доме своём, то сказал Давид Нафану пророку: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег завета Господня под шатром. И сказал Нафан Давиду: всё, что у тебя на сердце, делай, ибо с тобою Бог. Но в ту же ночь было слово Божие к Нафану: пойди и скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: не ты построишь Мне дом для обитания (...) Все эти слова и всё видение точно пересказал Нафан Давиду» (1Пар. 17:1-4,15). Сопоставляя этот случай с действиями лидеров Организации «Свидетелей Иеговы», можно выделить несколько важных отличий. Иегова не велел Нафану поощрять Давида к постройке храма. И сам пророк Нафан не говорил царю: «Вот, Иегова хочет, чтобы ты воздвиг храм»; он не стал формировать некое учение о «храме Давидовом» и убеждать израильский народ, что оно подтверждается словами более древних Божьих пророков. Сказанное Нафаном в 1Пар. 17:2 было советом обратившемуся к нему царю, а вот то, что он сказал Давиду позже (стих 15), было пророчеством — словом от Бога. И в этом заключается существенное отличие от действий религиозных вождей «Свидетелей Иеговы», которые все свои предсказания преподносили как истину, открытую им Святым Духом. Кроме того, в эпизоде с Нафаном и Давидом речь идёт об одной ошибке, история же Общества Сторожевой Башни представляет собой сплошную череду провальных предсказаний и пересмотренных «Божьих истин».
«Истинных и ложных пророков можно узнать по их плодам, а также по плодам их последователей»
Неплохой критерий. Давайте проанализируем, какие плоды успела принести Организация «Свидетелей Иеговы» за свою недолгую историю. Вспомним практику «лишения общения», внедрённую с 50-х годов прошлого века, согласно которой любой покинувший Организацию или исключённый из неё решением т. наз. «правового комитета» должен игнорироваться остальными «Свидетелями Иеговы»: с ним нельзя разговаривать, здороваться при встрече, есть за одним столом, вести совместные дела и т. д. До сих пор Общество Сторожевой Башни в своих публикациях поощряет «Свидетелей Иеговы» к бойкоту собственных родственников, если они исключены из Организации. Как оценить плод этого учения — способствует ли оно укреплению семейных уз или, наоборот, направлено на их разрушение? Ответ очевиден. А вот ещё один пример: в 1967 году руководители Организации «Свидетелей Иеговы» провозгласили учение о недопустимости для христиан операций по пересадке органов. Медицинское лечение с использованием трансплантатов было приравнено к людоедству и объявлялось тяжким грехом. Этот запрет был представлен как «воля Иеговы», и за его нарушение людей изгоняли из Организации. После 13 лет Руководящий Совет пересмотрел и отменил это учение, но многие «Свидетели Иеговы» к тому моменту уже успели потерять здоровье из-за не сделанных вовремя операций, а некоторые поплатились и жизнью, поверив в то, что повеление их религиозных вождей действительно исходило от Бога. Сегодня в Организации действует другой запрет: на переливание крови и некоторых её компонентов. Счёт погибших из-за него идёт уже на десятки тысяч, среди которых есть немало детей. Какой же это плод — хороший или плохой? В конце 60-х годов Организация «Свидетелей Иеговы» начала анонсировать осень 1975 года как срок окончания сатанинского правления и время установления Тысячелетнего царства Иисуса Христа. Через литературу Общества Сторожевой Башни верующих очень активно обнадёживали и убеждали в значимости этой даты. Некоторые побросали работу, продали имущество и все деньги потратили на проповедь фальшивых «истин от Иеговы». Другие в преддверии знаковой даты отменили запланированные медицинские операции — ведь через месяц-другой наступит «новый мир», а там все болезни исчезнут во мгновение ока, причём совершенно бесплатно. Нужно ли объяснять, в каком тяжёлом положении оказались эти несчастные, поверившие всем сердцем в слова своих религиозных руководителей? Можно ли этот плод считать хорошим? А сколько духовного ущерба причинили тысячам людей легкомысленные и безответственные заявления первых президентов Общества Сторожевой Башни! Прикрываясь авторитетом Библии, они предсказывали то наступление в 1914 году битвы Армагеддон, в результате которой все существующие на тот момент общественно-политические институты должны быть свергнуты, то уничтожение христианского мира к 1918 году, то воскрешение ветхозаветных праведников в 1925 году. Сколько депрессии и явных соблазнов принесли эти лжеучения, приписываемые Богу! Стали ли люди в результате многочисленных ложных предсказаний «Свидетелей Иеговы» больше ценить Библию, или это, напротив, послужило для них причиной рассматривать её как источник напрасных ожиданий?
«Разве Свидетели Иеговы никогда не ошибались в своих учениях?
Свидетели Иеговы не называют себя Божьими пророками. Да, они совершали ошибки. Так же как и апостолы Иисуса Христа, они иногда что-то неправильно представляли себе (Луки 19:11; Деян. 1:6)»
Начнём с того, что религиозные лидеры «Свидетелей Иеговы» всё же называют себя Божьими пророками. Читая их публикации, можно без труда увидеть, в качестве кого они себя позиционируют и насколько «скромную» роль себе отводят:
«Третьим способом познания Иеговы Бога являются его представители. В древние времена он посылал пророков в качестве своих особых вестников. В то время как эти мужи предсказывали будущее, они также служили людям, рассказывая им о Божьей воле относительно них в то время, часто предупреждая при этом об опасностях и бедствиях (...) Итак, есть ли у Иеговы пророк, чтобы помогать им, предупреждать их об опасностях и провозглашать будущее? (...) На эти вопросы можно ответить утвердительно. Кто же этот пророк? Этот "пророк" был не одним человеком, но группой мужчин и женщин. Это была небольшая группа последователей Иисуса Христа, известная в то время под именем Международных Исследователей Библии. Сегодня их знают как христианских Свидетелей Иеговы» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 апреля 1972 г., стр. 197)
«Помазанные братья Иисуса годами до первой мировой войны во всеуслышание предупреждали, что в 1914 году завершатся времена язычников (...) Начиная с декабря 1914 года эта маленькая группа свидетелей ‘пророчествовала, будучи облечённой во вретище’, смиренно претерпевая трудности и не переставая в то же время объявлять судебные решения Иеговы» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 1993 г., стр. 9-10)
В этих отрывках Общество Сторожевой Башни чётко и недвусмысленно называет стоящую за ним религиозную группу коллективным «пророком Иеговы». Прямо сказано, что она пророчествует, объявляя во всеуслышание «решения Иеговы», провозглашает будущее. Кроме того, в издаваемой миллионными тиражами литературе лидеры «Свидетелей Иеговы» очень любят сравнивать свою деятельность со служением известных библейских пророков, называя себя то «классом Илии», то «классом Иеремии», то «классом Иоанна». Так, в выпуске «Сторожевой Башни» 1978 года в статье «Борющиеся против Бога проигрывают битву» можно прочитать следующее: «Иеремия всегда помнил, что он пришёл не от своего имени, но что он говорил от имени Иеговы. Это подкрепляло его, чтобы претерпевать и расстраивать намерения нападающих на него, которые в действительности боролись против Иеговы (...) Но имеется ли у нас сегодня подобный пример? Да, имеется (...) Сегодня мы имеем в виду кого-то, кто был символизирован или представлен Иеремией древнего времени. Мы подразумеваем по этим слугу или раба, о котором говорил Иисус Христос в Своём пророчестве о "признаке Своего присутствия [или парусия] и о конце этой системы" (Матф. 24:3, НМ)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 мая 1978 г., стр. 5). Таким образом, из этих слов следует, что руководство Организации, то есть самопровозглашённый «верный и благоразумный раб», является современным «пророком Иеремией», говорящим не от своего имени, но от имени Иеговы. В других публикациях можно увидеть не менее интересные высказывания:
«Иисуса, как и Давида, вёл дух Иеговы, и то же самое было с классом помазанных последователей Христа. В 1918–1919 годах они, с точки зрения человеческого общества, находились в положении изгоев, и их религиозные противники думали, что смогут их уничтожить. Помазанники молились о возможности выйти из своего состояния бездеятельности, и в 1919 году Бог ответил на их молитвы, освободил их и восстановил в служении ему (Псалом 142:7–9). Несомненно, в то время дух Иеговы помогал и вёл его народ, как он делает это и по сей день» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 сентября 1992 г., стр. 15)
«Бог обращался к своему народу через Моисея и других пророков. Затем он обращался к ним через Сына Иисуса Христа. Сегодня в нашем распоряжении Священное Писание, Библия. У нас также есть верный благоразумный раб, который назначен раздавать духовную "пищу вовремя". Значит, Бог всё ещё говорит с нами» (СтБ от 15.07.98, стр. 12)
«Сегодня Иегова тоже даёт указания и провозглашает что-либо своему народу, просвещая его в отношении библейских пророчеств и принципов. Часто новая информация предоставляется на международных конгрессах, а затем Божьи истины провозглашаются по всей земле» (книга "Откровение - его грандиозный апогей близко", стр. 79)
«Иегова также говорит с нами через "верного и благоразумного раба". Как и предсказал Иисус, класс помазанных духом христиан был назначен давать духовную "пищу вовремя" (Матфея 24:45—47). Читая литературу, помогающую нам приобретать точное знание Библии, и посещая христианские встречи и конгрессы, мы принимаем духовную пищу от класса раба. А поскольку это раб Христа, мы примем к сердцу слова Иисуса: "Будьте внимательны к тому, как вы слушаете" (Луки 8:18). Мы слушаем внимательно, поскольку признаём, что класс раба — одно из средств общения Иеговы с нами» (книга "Приближайся к Иегове", стр. 312-313)
Эти слова нельзя понимать по-другому, так как здесь Организация ясно называет себя тем, кто говорит от имени Бога. Руководители «Свидетелей Иеговы» сравнивают себя с Моисеем, Давидом и даже с Иисусом Христом; они утверждают, что их с самого начала деятельности вёл «дух Иеговы», что именно через них «Иегова говорит» и «даёт указания», и они являются видимым Божественным «каналом» общения. К этому нельзя легкомысленно относиться. Люди, которые делают подобные заявления должны осознавать ту огромную ответственность, которая ложится на их плечи. Им следует постоянно следить за собственной речью и в своих официальных публикациях использовать крайне осторожные, тщательно взвешенные и обдуманные высказывания. Если же они решаются провозглашать конкретные даты и наступление связанных с ним событий, пуская в ход такие громкие обороты речи, как «Божьи сроки», «дата, отмеченная в Писании», «установленная истина», «без сомнения» и т. п., то должны быть готовы отвечать за получившийся в итоге обман. Люди, которые, выступая в роли Божьего пророка, призывают других принять некую публикуемую ими информацию, именуя её «духовной пищей вовремя», и поступать в соответствии с ней (и при этом осуждают тех, кто этого не делает, ставят под сомнение их преданность Богу и веру в Него или принижают их мыслительные способности), не могут впоследствии беспечно отмахнуться от собственных слов и сказать: «Ну и что? Мы просто ошибались». Это, мягко говоря, непорядочно (не только с точки зрения христианских, но и даже «мирских» норм), особенно учитывая, что опрометчивые предсказания, о которых идёт речь, провозглашались десятилетиями в международном масштабе и влияли на жизнь тысяч людей. Однако вместо того, чтобы покаяться в том, что они оказались ложными пророками, лидеры «Свидетелей Иеговы» подыскивают изящные слова для самооправдания и пускаются на различные уловки. Уподобляя свои провалы несбывшимся желаниям или предположениям Апостолов, руководители Организации как обычно искажают реальное положение дел. Те случаи в апостольские времена, на которые они указывают, имели место ещё до того, как ученики Христа были помазаны Святым Духом. После дня Пятидесятницы Апостолы не допускали никаких ошибок в вероучении или в предсказании будущих событий. Они не занимались хронологическими вычислениями и не назначали дат и сроков, которые впоследствии оказывались ложными. Им не приходилось оправдываться перед верующими за собственные предсказания. Если христианский пророк Агав предвозвестил голод, то так оно и случилось, как свидетельствует Писание (Деян. 11:27-28). Ему не пришлось изобретать какие-то отговорки, типа «Я имел в виду духовный голод» или «Голод случился, но в других, очень далёких землях, поверьте мне». Совсем иную картину мы наблюдаем, глядя на историю религиозного движения «Свидетелей Иеговы». Мы видим, как человеческая организация для привлечения и удержания паствы не страшится называть себя коллективным Божьим пророком, средством общения Бога с людьми, но как только её категоричные суждения и предсказания терпят фиаско, она спешит объявить их всего лишь «несбывшимися ожиданиями» и «неправильными представлениями». Это похоже на поведение прелюбодейной жены из притчи Соломона, которая «поела и обтёрла рот свой, и говорит: "я ничего худого не сделала"» (Прит. 30:20). Интересно, что тактика лидеров Организации «Свидетелей Иеговы» поразительно совпадает с действиями ложных пророков, которые так же стремились уйти от ответственности, отрицая то, кем они являются на самом деле, и заметая следы. В книге пророка Захарии о них говорится: «Тогда, если кто будет прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему: тебе не должно жить, потому что ты ложь говоришь во имя Господа; и поразят его отец его и мать его, родившие его, когда он будет прорицать. И будет в тот день, устыдятся такие прорицатели, каждый видения своего, когда будут прорицать, и не будут надевать на себя власяницы, чтобы обманывать. И каждый скажет: я не пророк, я земледелец, потому что некто сделал меня рабом от детства моего. Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: от того, что меня били в доме любящих меня» (Зах. 13:3-6). Сегодня Организация «Свидетелей Иеговы» отказывается признавать себя лжепророческой, однако её обличают собственные «рубцы» — опрометчивые заявления, надёжно зафиксированные на страницах старых публикаций Общества Сторожевой Башни.
«Да, Свидетели не всегда правильно понимали, что должно произойти в конце того или иного периода времени, но они не допустили более серьёзной ошибки: они не потеряли веру и не перестали внимательно следить за тем, как исполняется замысел Иеговы»
Какое странное оправдание! Да что же это за вера такая, если ей требуется постоянный «допинг» в виде объявления ложных пророчеств? Общество Сторожевой Башни хочет создать впечатление, будто понятие «духовно бодрствовать» означает жить, полагаясь на определённые даты или хронологические расчёты, постоянно отслеживать в СМИ сообщения о различных событиях и пытаться связать их с гибелью этого злого мира. Человек, который так не поступает, автоматически записывается ими в разряд «духовно сонливых», апатичных личностей — одним словом, тех, кого приход Христа и наступление Царства Небесного вообще не волнует. Однако это типичный пример ложной дилеммы. Если проанализировать, как раскрывается в Библии тема ожидания возвращения Христа, то становится очевидно, что Сам Господь и Его ученики под «духовным бодрствованием» подразумевали не нагнетание эсхатологической истерии среди собратьев и в обществе, не постоянные попытки вычислить даты грядущих событий и стремление повсюду видеть подтверждение собственным расчётам, а нечто другое — возрастание в вере, пребывание в молитве, сопротивление искушениям «мира сего», богоугодное поведение:
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно, ибо он, как сеть, найдёт на всех живущих по всему лицу земному; итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Лук. 21:34-36)
«Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время» (Марк. 13:33-36)
«Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр. 3:2-4)
«Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах.
Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Петр. 4:7-8)
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твёрдою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (1Петр. 5:8-9)
«Придёт же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? (...) Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неосквернёнными и непорочными в мире» (2Петр. 3:10-14)
«Итак, дети, пребывайте в Нём, чтобы, когда Он явится, иметь нам дерзновение и не постыдиться пред Ним в пришествие Его» (1Иоан. 2:28)
«Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына» (2Иоан. 1:8-9)
«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор. 16:13)
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2)
«Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облёкшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1Фесс. 5:1-8)
В других библейских отрывках христиане не только не поощряются к занятию эсхатологическими расчётами, но прямо предостерегаются от подобных вещей:
«Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Матф. 24:44)
«Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Матф. 25:13)
«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7)
«Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр. 16:15)
«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью» (1Фесс. 5:1,2)
«Вопросы, понимание которых ещё предстояло уточнить, были довольно незначительными по сравнению с теми жизненно важными истинами из Божьего Слова, которые Свидетели Иеговы поняли и донесли до других людей»
Это утверждение — ещё одна «милая» ложь Организации «Свидетелей Иеговы», явно рассчитанная на тех, кто слабо знаком с её историей и внутренними порядками. Разве можно назвать несбывшиеся обещания миллионам людей в 20-х годах прошлого века, что они «не умрут никогда», или предсказания разрушения всех структур человеческого общества в 1914 (1925, 1975 и т. д.) году всего лишь «незначительными вопросами»? Не лукавство ли это? Что сказали бы Чарльз Расселл и «Исследователи Библии», если бы кто-то в их рядах вдруг заявил, что пирамида Хеопса никакой не «Божий каменный свидетель», а «Библия сатаны», и вычисления по размерам её коридоров «времён и сроков» — дело пустое и противоречащее Писанию, и что «последние дни» не начались в 1799 году, а «парусия Господа» не наступила в 1874 году? Или что сказал бы Джозеф Рутерфорд, если бы узнал, что в каком-то собрании считают провозглашённый им на основе расчётов «юбилейных циклов» 1925-й год «заблуждением» или «неверным представлением»? Сказали бы таким людям, будь подобные вопросы действительно «довольно незначительными»: «Ну ладно, можете придерживаться своего мнения на этот счёт, главное, что вы веруете в Иегову и Его Сына, цените искупительную жертву Христа, надеетесь на небесное мессианское царство и отвергаете учения об адском огне, бессмертии души и о Троице, поэтому мы ценим и любим вас и считаем нашими духовными собратьями»? Нет, эти взгляды считались очень серьёзными и значительными, поскольку подрывали веру в то, что деятельностью основателя Общества Сторожевой Башни и его преемников руководил Бог. Любопытно, что в обучающих публикациях «Свидетелей Иеговы» отсутствует разделение на «значительные» и «незначительные» вероучительные вопросы. От члена этой организации ожидается полное и беспрекословное согласие со всеми доктринами, провозглашаемыми религиозным руководством:
«...Для сохранения "единства" зрелый христианин должен быть полностью согласен с соверующими в вопросах веры и знаний. Он не будет отстаивать своё личное мнение и держаться своих идей, когда речь идёт о понимании Библии. Он полностью уверен в истине, открываемой Иеговой Богом через своего Сына, Иисуса Христа, и через "верного и благоразумного раба". Если мы регулярно питаемся духовной пищей, даваемой "вовремя" — в христианских публикациях, на встречах собрания и конгрессах, то можем быть уверены в том, что сохраняем "единство" с соверующими в вере и точном знании (Матфея 24:45) (...) Может ли христианин быть в единстве с соверующими, если он верит не во всё и принимает только определённую часть "веры"? Это значит, что нам нельзя довольствоваться знанием лишь основных учений Библии, поверхностным или неполным знанием истины. Нужно стараться пользоваться всем, что предоставляет нам Иегова через свою организацию, чтобы глубже исследовать его Слово» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 августа 2001 г., стр. 14)
«Само собой разумеется, что признанное общение со Свидетелями Иеговы не основано лишь на вере в Бога, в Библию и в Иисуса Христа (...) Признанное общение со Свидетелями Иеговы требует, чтобы признавались все истинные учения Библии, включая те библейские вероучения, которые защищают только Свидетели Иеговы. В чём состоят такие вероучения? В том, что великий спорный вопрос перед всем человечеством касается законности суверенитета Иеговы и что Он поэтому так долго допускает ещё зло (Иезекииль 25:17). В том, что Иисус Христос существовал до появления на земле и подчинён Своему небесному Отцу (Иоанна 14:28). В том, что на земле сегодня есть "верный и благоразумный раб", которому поручены "все земные интересы Иисуса" и который связан с руководящей корпорацией Свидетелей Иеговы (Матфея 24:45—47). В том, что 1914 год ознаменовал конец времён язычников и установление Царства Бога на небе, также как время предсказанного присутствия Христа (Луки 21:7—24; Откровение 11:15—12:10). В том, что только 144 000 христиан получат небесную награду (Откровение 14:1, 3). В том, что близок Армагеддон, брань в великий день Бога Вседержителя (Откровение 16:14, 16; 19:11—21). В том, что затем последует тысячелетнее господство Христа, которое восстановит рай по всей земле. В том, что первыми, которые будут радоваться этому, являются члены сегодняшнего "великого множества людей", состоящего из "других овец" Иисуса (Иоанна 10:16; Откровение 7:9—17; 21:3, 4)» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 июля 1988 г., стр. 23)
Организация «Свидетелей Иеговы» ясно даёт понять, что в рамках её религиозной парадигмы «незначительных вопросов» практически не бывает. Из последней цитаты следует, что от её членов требуется проявлять веру в том числе и в такие «истины», как воцарение Христа на небе в 1914 году и начало Его незримого присутствия с этой даты, отождествление «великого множества» и «других овец», а также суть «спорного вопроса». Однако это далеко не полный их перечень. Что будет, если «Свидетель Иеговы» позволит врачам перелить себе плазму или лейкоциты, станет украшать дом на Рождество, отправится в проповедь со значком креста на лацкане или в чём-то другом отойдёт от позиции, озвучиваемой в публикациях Общества Сторожевой Башни? Если такой человек не «раскается» и не изменит своих взглядов на эти вещи, то он больше не сможет рассчитывать на «признанное общение со Свидетелями Иеговы», то есть его исключат из рядов Организации. В рамках исповедуемой ими сотериологии это означает, что такой человек обречён на уничтожение Богом в Армагеддоне. Но если в глазах Иеговы эти доктрины имеют столь высокую важность, то разве можно их называть «довольно незначительными вопросами»? Определённо нет. Таким образом, руководители «Свидетелей Иеговы» сознательно искажают реальное положение дел с целью запутать и ввести в заблуждение непринадлежащего к их религии человека.
«В связи с учениями Свидетелей Иеговы следует обратить внимание ещё на один аспект. Помогают ли эти учения поднять нравственный уровень людей? Разве те, кто старается им следовать, не известны своей честностью? Можно ли, живя по этим учениям, сделать более счастливой свою семейную жизнь? Иисус сказал, что его учеников можно будет легко узнать по взаимной любви (Иоан. 13:35). Проявляют ли такую любовь Свидетели Иеговы? Факты говорят сами за себя»
Какое отношение имеет учение Организации «Свидетелей Иеговы» (которое представляет из себя причудливую смесь антитринитарных, адопционистских, докетических и хилиастических идей) к «нравственному уровню людей»? Что, разве неверие в Троицу делает человека более любящим? Или из-за учения о «духовном воскресении» Христа люди непременно становятся верными мужьями и жёнами или заботливыми родителями? Помогает ли учение о 1914 годе им стать более честными? Где здесь связь, где логика? Похожие результаты можно наблюдать и в совершенно светских структурах. Например, во многих коммерческих фирмах руководство так же проводит политику, направленную на оздоровление членов коллектива, снижение конфликтности, уделяет много внимания качеству подбора персонала. Сотрудников поощряют не курить, не злоупотреблять алкоголем, опрятно одеваться (корпоративный дресс-код). Ясно, что работодатель при этом озабочен вовсе не вопросом спасения душ сотрудников или улучшения их положения в глазах Бога. Он преследует совсем иные задачи. Чем меньше некурящих, тем меньше лишних перерывов-«перекуров» в работе; чем меньше работников с алкогольными проблемами, тем меньше прогулов и лучше дисциплина в коллективе и т. д. То есть подобные меры так или иначе направлены на повышение производительности, снижение расходов на оплату больничных листов, повышение привлекательности предприятия и его конкурентоспособности. Грамотный HR-менеджмент позволяет достичь таких впечатляющих результатов. Это говорит о том, что поведение и моральный облик какой-либо группы людей ещё не указывает на истинность объединяющих их идей или божественное покровительство этой группы. Кроме того, следует учитывать ещё один важный момент: человек не может стать частью общины «Свидетелей Иеговы», если предварительно не приведёт свой образ жизни в соответствие с требованиями данной религиозной организации. Если он скажет: «Я верую во всё, что вы проповедуете и готов посвятить Иегове жизнь. Я знаю, что далёк от норм христианского поведения, предстоит много работы над собой, но обещаю вам, что со временем я исправлюсь», то его просто не допустят до обряда «крещения». Он останется в статусе «некрещёного возвещателя» или «заинтересованного», то есть формально не будет иметь отношение к «народу Иеговы», что позволяет Организации с лёгкостью отмежеваться от такого человека в случае чего. Она не желает трудиться над исправлением грешника, но хочет заполучить в свои ряды уже готовую высоконравственную человеческую единицу. Это косвенно свидетельствует как раз о том, что сами руководители «Свидетелей Иеговы» не чувствуют в своей религии той преображающей силы, под действием которой грешник был бы способен навсегда оставить свой прежний образ жизни.
|