Учение «Свидетелей Иеговы»: Бог — это духовная личность, создавшая всё. Он не абстрактная сила, существующая повсюду, но обитает в определённом месте — на «небесах» (в духовной сфере) и имеет духовное тело. У Бога много разных титулов (Господь, Вседержитель, Творец и др.), но только одно личное имя — по-русски оно звучит как «Иегова» (или «Яхве»). Основными качествами Иеговы являются любовь, сила, мудрость и справедливость. Истинным Богом является только одно лицо, которое в Священном Писании названо «Отцом». Учение о Троице (Триединстве Бога) противоречит Библии.
Интересный факт: Во времена Ч. Расселла и Дж. Рутерфорда в литературе Общества Сторожевой Башни на полном серьёзе утверждалось, что Бог обитает на звезде Альцион в созвездии Плеяд (см. Ч.Т. Расселл, книга "Исследования Писания", т. III, "Да приидёт царствие Твоё", стр. 327 (англ.); журнал "Сторожевая Башня" за май 1895 г., репринт, стр. 121; журнал "Сторожевая Башня" за декабрь 1896 г., репринт, стр. 291; Дж. Рутерфорд, книга "Примирение", 1928 г., стр. 14 (англ.)). Это надолго стало частью официальной доктрины «Свидетелей Иеговы» о Боге, и лишь в 1953 г. этот взгляд был отвергнут руководством Организации в одной из своих публикаций.
«Является ли Бог личностью?»
Не совсем ясно, что подразумевают «Свидетели Иеговы», задавая этот вопрос. Если они имеют в виду, является ли Бог свободным, мыслящим существом, то Библия это подтверждает. В ней мы видим, как Бог изъявляет Свою волю, мыслит, общается. Ссылки же, приводимые Обществом Сторожевой Башни, совершенно неподходящие. Смотрим их:
- «Христос вошёл... в само небо, чтобы предстать теперь за нас перед лицом Бога» (Евр. 9:24, ПНМ)
Выражение «лицо Бога» не указывает на то, что Он — «личность». В Писании употребляется, например, выражение «лицо земли» (Быт. 2:6; Исх. 10:5; Втор. 6:15 и др.), но это же не означает, что земля является некой личностью.
- «Бог есть Дух» (Иоан. 4:24, ПНМ)
Если «Свидетели Иеговы» считают, что слово «дух» указывает на разумное существо, то почему отвергают личностность Духа Святого? Почему не верят, что дух человеческий является источником разума?
- «[Иисус сказал:] Пославший меня на самом деле существует» (Иоан. 7:28, ПНМ)
Не всё, что существует в этом мире, есть личность.
- «Если есть тело физическое, то есть и духовное» (1Кор. 15:44, ПНМ)
Этот библейский отрывок вообще не относится к обсуждаемому предмету. Мало того, что в нём говорится не о Боге, а о людях, так ещё в этом стихе речь идёт о теле, а не о личности. Или «Свидетели Иеговы» не различают понятий «тело» и «личность»? Тогда им следует глубже вникнуть в слова Апостола Петра: «Вскоре мне предстоит снять это тело, как и наш Господь Иисус Христос указал мне» (2Петр. 1:14, ПНМ). Как видно, он ясно отличает себя от своего тела, которое ему предстояло «снять». Тело не есть личность, которой это тело принадлежит. Более того: личность может существовать и вовсе без тела (2Кор. 12:2-4).
Если же «Свидетели Иеговы» имеют в виду, что Бог имеет некие ограничения подобно сотворённым личностям (Ангелам и людям), то это глубоко ошибочное мнение. Он абсолютный, совершенный дух, то есть чужд какой-либо материальности и телесности (Иоан. 4:24; 2Кор. 3:17). Нелепо думать, будто Бог одной Своей частью находится в одном месте, а другой частью — в других. Это не так, поскольку Бог не состоит из частей. Он весь во всём, и в то же время ничем не связан и превыше всего. Зачем Богу нужно какое-то «тело», и как оно появилось — в рамках вероучения «Свидетелей Иеговы» эти вопросы так и остаются без ответа.
«Обязательно ли называть Бога по имени?»
Нет, не обязательно. Примеры различных молитв в Священном Писании Нового Завета показывают следующие возможные обращения к Богу: «Отец», или «Авва» (Матф. 6:9; Марк. 14:36; Рим. 8:15; Гал. 4:6), «Владыка» (Лук. 2:28-30; Деян. 4:24; Отк. 6:10), «Боже» (Матф. 27:46; Лук. 18:13). Сам Господь Иисус Христос не употреблял какого-то особенного имени Бога, и, очевидно, не считал это нужным. Например, в молитве «Отче наш» Он показал, что к Богу можно обращаться так, как чада к своему отцу. Поскольку Общество Сторожевой Башни ссылается на библейские тексты, давайте рассмотрим их:
- «Каждый, кто призывает имя Иеговы, спасётся» (Рим. 10:13, ПНМ)
Согласно контексту, Апостол Павел пишет о Христе: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Рим. 10:9-13). И далее он продолжает: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (стих 14). Можно ли сказать, будто иудеи не веровали в Бога-Отца? Можно ли сказать, что они не слышали о Нём? Нет, но о Сыне Божьем имели слабое понятие, ибо пророки о Нём говорили прикровенно. Верно понять то, что подразумевал Апостол Павел, можно рассмотрев такие тексты, как 1Кор. 1:2, Деян. 9:21, 16:29-31 и 22:16. Так что перед «Свидетелями Иеговы» встаёт дилемма: либо признать, что Иегова — это имя Иисуса Христа в небесной славе, либо признать, что в цитируемом стихе написано «Господь», а не «Иегова».
- «Люди узнают, что я Иегова» (Иез. 39:6, ПНМ)
Здесь не содержится требования обращаться к Богу по имени «Иегова». Нигде в Новом Завете мы не находим, чтобы к Нему обращались таким образом.
- «Иисус сказал своему Отцу: "Я открыл им [своим верным последователям] твоё имя и ещё открою"» (Иоан. 17:26, ПНМ)
Общество Сторожевой Башни само признаёт: «В одном библейском словаре говорится, что в Священном Писании под греческим словом "имя" часто подразумевается "всё, что включает в себя это понятие: власть, качества, положение, величие, могущество, превосходство — словом, всё то, что связано с данным именем"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 декабря 1998 г., стр. 4). Итак, «открыть имя» означает показать характер того, кто за ним стоит. Евреи знали Тетраграмму, и Иисус ничего нового ученикам не открыл, если бы сообщил, что «ЙХВХ» — это имя их Бога. Им и так было это известно. Но Он открыл им Бога как любящего Отца Небесного, готового принять и усыновить каждого уверовавшего в Его Сына. Обратите внимание на слова Иисуса, что Он не только открыл, но и ещё откроет «имя» Своего Отца. Эти слова имеют смысл лишь в том случае, если под ними подразумевается дальнейшее раскрытие Личности: «Познание имени Бога учениками предполагало, что они лично познавали любовь Бога. Благодаря Иисусу они смогли познакомиться с Богом как с любящим Отцом (Иоанна 17:3)» (брошюра "Божье имя пребудет вовеки", стр. 30).
«Если Иегова — "единственный истинный Бог", то почему Иисус тоже называется богом?»
Что значит «тоже богом»? Отец никогда не называется в Писании «богом», но всегда — «Богом». Так же назван и Сын:
«А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты» (Евр. 1:8)
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1)
«Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6)
«Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» (Иоан. 20:28)
«Симон Пётр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Петр. 1:1)
«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1Тим. 3:16)
«...От них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Рим. 9:5)
«...ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13)
Почему? Потому что Сын c Отцом суть одно, будучи единым Богом по природе (см. Иоан. 10:30,38; 16:15). Это помогает понять слова Христа, записанные в Иоан. 17:3. Называя Своего Отца «единственным истинным Богом», Он противопоставляет Его вовсе не Себе, а богам ложным, лжеимённым. Точно так же сказанное в 1Тим. 1:17 и 6:16 об Отце («единый имеющий бессмертие» и «единый премудрый Бог») не означает, будто Сын не бессмертен или не премудр. А что и Сына по праву следует почитать истинным Богом, учит Апостол Иоанн говоря: «Да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан. 5:20). Любопытно, что само Общество Сторожевой Башни не спешит абсолютизировать слово «единственный», когда речь заходит об Иисусе Христе: «А что означает выражение "единственный, обладающий бессмертием"? Так Иисус назван опять же в сравнении с царями из людей (...) Нужно учесть и то, что Павел не мог назвать Иегову Бога единственным, кто обладает бессмертием, поскольку в то время, когда апостол писал эти слова, Иисус тоже был бессмертным. Но Павел мог так написать об Иисусе, сравнивая его с земными правителями» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 сентября 2005 г., стр. 27). «Свидетелям Иеговы» не следует менять логику рассуждений, когда речь заходит о Боге, если они не хотят прослыть предвзятыми исследователями Божьего слова.
«Апостол Павел написал, что для истинных христиан "есть только один Бог, Отец" (1 Кор. 8:5, 6)»
В том же стихе Апостол Павел также говорит, что у христиан есть только «один Господь Иисус Христос». Означает ли это, что Отец не является Господом для нас? Такой вывод был бы абсурдным! В конце концов, в Библии Отец Небесный не раз назван «Господом» (Матф. 11:25; Деян. 4:29; 17:24; Откр. 11:15), как и Его Сын — «Богом» (Иоан. 1:1; 1Иоан. 5:20; Лук. 8:39; Рим. 9:5; 1Тим. 3:14-16; Тит. 2:13; 2Петр. 1:1), поэтому в свете сказанного в Библии об Иисусе Христе и Его Отце следует заключить, что в 1Кор. 8:5-6 слова «Господь» и «Бог» использованы в качестве синонимов и обозначают объект религиозного поклонения людей. Ещё одним примером такого использования являются слова Апостола Фомы в Иоан. 20:28, где тот обращается к воскресшему Иисусу Христу, называя Его «Господь мой и Бог мой». Таким образом, в предложенном Обществом Сторожевой Башни отрывке Апостол Павел противопоставляет языческих идолов (так называемых «богов и господ») Богу-Отцу и Господу Иисусу Христу, Которых он называет «Единым Богом». Как видно, при условии рассмотрения апостольских слов в надлежащем контексте с учётом всего того, что говорится в Писании о Спасителе, текст 1Кор. 8:4-6 служит очередным доказательством единосущия Отца и Сына.
«С Иеговой никто и ничто не может сравниться: он занимает самое высокое положение. Идолы, обожествляемые люди, Сатана — ничто в сравнении с ним. Все они — ложные боги»
Это абсолютная правда. Факт того, что ни на небесах, ни на земле нет никого, кто мог бы хоть в чём-то уподобиться или сравниться с Яхве, твёрдо засвидетельствован в Библии (Втор. 33:26; 3Цар. 8:23; Пс. 88:7; Ис. 46:5,9). В противовес языческому политеизму, допускавшему существование в мире нескольких божеств, различающихся между собой по силе, характеру, власти или месту обитания, Библия рисует модель мироздания с единственным и абсолютно самодостаточным Богом (Иов. 9:8-12; Ис. 40:13-14; 45:5-6; 2Цар. 7:22; Марк. 12:32). В ней подчёркивается, что кто-либо помимо Яхве — будь то могущественный правитель или бесплотный дух — Богом в действительности не является (Иез. 28:2; 2Фесс. 2:3-4; 1Кор. 10:20; Гал. 4:8). И в свете этого крайне странно слышать от представителей Общества Сторожевой Башни, что Иисуса можно по праву (sic!) назвать «богом», что Он является «богоподобным, божественным» существом, но не таким как Яхве. Это очень похоже на то, что исповедуют т. наз. «родноверы» или «неоязычники», только вместо «Яхве» они говорят «Род» или «Сварог». Библия же ничему подобному не учит. В ней невозможно отыскать ни одного примера, чтобы кого-либо помимо Яхве называли «богом» (в смысле претензии на обладание божественными силами и властью), и кто при этом не являлся бы ложным богом. Из содержащегося в Библии учения возможно сделать лишь один разумный вывод: Иисус Христос есть Бог истинный, явившийся людям во плоти!
«В Священном Писании Иисус называется "богом", а также "Сильным богом" (Иоан. 1:1; Ис. 9:6). Но нигде о нём не говорится как о Всемогущем Боге; этот титул применяется только к Иегове (Быт. 17:1)»
Во-первых, нам достаточно и того, что Он назван в Библии «Богом», потому что тот Бог, в которого верят христиане, по определению Бог Всемогущий, так как если Он не всемогущ, то и не Бог вовсе. Абсурдность и небиблейский характер веры в различных по значимости и силе богов замечательно показал святитель Иоанн Златоуст: «У язычников есть великий и малый Бог. У нас есть ли, не знаю. Но в Писании нигде не найдёшь сего. Великого найдёшь везде, а малого — нигде. Ибо если Он мал, то что Он за Бог? Кто мал, тот не Бог. В Писании Бог истинный везде и называется великим: "Велик Господь и всехвален" (Пс. 47:2) и подобное. Но говорят: это сказано об Отце, а Сын малый (Бог). Так говоришь ты, но Писание — напротив: оно говорит и о Сыне так же, как об Отце. Слушай, что говорит Павел: "...ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога" (Тит. 2:13). Об Отце ли сказано сие? Никак. Сего не допускают прибавленные тотчас Апостолом слова "великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа". Вот и Сын велик. Почему же ты говоришь о малом и великом?». Во-вторых, если эпитет «крепкий (сильный)», отнесённый к существительному «Бог», служит обозначением более низкого по положению (или более слабого) существа, нежели истинный Бог, то почему же в Пс. 23:8 Давид называет Яхве именно «Сильным Богом»? Стал бы он уничижать Вседержителя? Нет, для него имя «Бог Сильный» был таким же величественным и приличествующим Всевышнему, как и и имя «Бог Всемогущий». Да и сам пророк Исайя в следующей главе называет «Сильным Богом» Яхве (Ис. 10:21). Если проанализировать, как применяется этот эпитет в Библии, то обнаружится, что если слово «сильный» отнесено к слову «Бог», то этот Бог всегда является истинным, Вседержителем (см. Втор. 10:17; Неем. 9:32; Иер. 32:18; Лук. 1:49). А если во всех этих стихах понятие «Бог Сильный» служит указанием на Всемогущего, то какие есть основания считать, будто в Ис. 9:6 оно должно поменять своё значение? В-третьих, «Свидетели Иеговы» заблуждаются говоря, что Сын Божий нигде в Писании не назван всемогущим. Древнееврейское выражение «אל שדי» («Бог Всемогущий») передано в грекоязычной части Библии словосочетанием «ο θεος ο παντοκρατωρ» («Бог Вседержитель») и используется по отношению к Иисусу в Откр. 1:7-18 и Откр. 19:4-7. В первом отрывке, где Апостол Иоанн описывает явление ему воскресшего Христа, Тот называет Себя «Альфой и Омегой» и «Вседержителем». Принадлежность этих слов именно Сыну Божьему очевидна из того, что: 1) в этой главе Иоанн видит только Христа и слышит Его голос, и нет никаких указаний на то, что с Апостолом разговаривает кто-то ещё; 2) до и после 8-го стиха речь явно идёт об Иисусе; 3) в Откр. 22:13 «Альфа и Омега» называет Себя «Первым и Последним», а этот титул в книге Иоанна носит только Сын Божий (Откр. 1:17; 2:8). Во втором отрывке содержится прославление Вседержителя в честь Его воцарения, однако из Библии нам известно, что Отец, будучи Богом, царствовал всегда (Пс. 92:1-2; 1Пар. 29:11-13). Единственный, чьё воцарение предсказывается Писанием, это Христос (Дан. 7:13-14; Матф. 25:31; Откр. 3:21), а следовательно, слова в Откр. 19:6 необходимо рассматривать как исполнение мессианских пророчеств. Кроме того, в Библии есть и другие указания на всемогущество Сына Божьего:
«Сей... держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» (Евр. 1:3) (Того, кто «держит всё», не разумно ли почитать Вседержителем?)
«Он есть прежде всего, и всё Им стоит» (Кол. 1:17) (Если бытие всего творения поддерживается Сыном, то кто же Он, как не Вседержитель?)
«[Иисус Христос] уничижённое тело наше преобразит... силою, которою Он действует и покоряет Себе всё» (Филип. 3:20-21) (Если Христос покоряет Себе всё, и нет ничего неподвластного Его силе, то это и означает, что Он — всемогущий Бог)
«Приходящий с небес есть выше всех» (Иоан. 3:31) (Кто может быть назван «приходящим с небес» и являться превыше всех, если не Всевышний Господь Бог?)
«И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лук. 1:76) (поскольку Иоанн Креститель, как известно из Евангелия, приготовлял путь Христу и был Его пророком, то отсюда логично заключить, что Сын Божий и есть Всевышний)
«Иисус "является отражением... [Божьей] славы» — славы, которая исходит от Отца" (Евр. 1:3)»
Обратимся к комментарию Златоуста на приведённый стих: «Это надобно принимать с благоговением, а нелепые мысли отвергать. "Сияние", — говорит, - "славы". Смотри, в каком смысле он принимает это, и сам принимай точно также, то есть: что из Него (Сын — из Отца), что бесстрастно, что без уменьшения или унижения. А есть люди, которые выводят из этого подобия некоторые нелепости. "Сияние, — говорят они, — не самостоятельно, имеет (основание) бытия в другом". Но ты, человек, не принимай этого, не впадай в болезнь Маркелла и Фотина. (Апостол) тотчас же предлагает тебе врачевание и не дозволяет тебе принять такой мысли и впасть в такую пагубную болезнь. Что же говорит он? "...И образ ипостаси Его" — этим прибавлением он выражает, что как Отец самостоятелен и не имеет ни в ком нужды для того, чтобы быть самостоятельным, так точно и Сын. Здесь он доказывает безразличие их (по существу) и, указывая тебе на соответственный образ первообраза, учит, что и Сын самостоятелен сам по себе. Сказав выше, что Им Бог сотворил всё, здесь он приписывает власть Ему самому. Что же говорит он? "Держа всё словом силы Своей". Отсюда мы научаемся, что (Сын) не только есть образ ипостаси (Отца), но и всем управляет совластно. Видишь, как то, что свойственно Отцу, принадлежит и Сыну?». Отражение повторяет объект. Если объект светится, то и его отражение (например, в зеркале) будет светящимся. А Сын является совершенным отражением Отца, полностью и во всём повторяет Его, поэтому всё, что принадлежит Отцу, принадлежит и Сыну. В Евр. 1:3 (ПНМ) сказано также, что Сын является «точным изображением самой его [Отца] сущности». Стоящее в оригинале греческое слово «χαρακτηρ» означает отпечаток, точное изображение, идентичное воспроизведение. То есть Сын не просто обладает похожей или подобной сущностью (для подобия есть другое слово), а полностью идентичен по сущности с Богом-Отцом. Это означает, что сущность Сына не меньше, не подобна, а в точности равна сущности Отца. Задумайтесь: как кто-либо из творений может быть точным изображением Бога? Всевышний — абсолютен; Его качества — абсолютны. Даже если взять лишь один характерный атрибут истинного Бога, никто не может обладать им в той степени, в какой им обладает Он. Например, никто не может обладать всезнанием, всемогуществом или извечностью, кроме истинного Бога. Но если Сын в точности (в совершенстве) отражает качества сущности Отца (а на это указывает не только Евр. 1:3, но и Кол. 2:9), то Он есть истинный Бог. «Всё, что имеет Отец, есть Моё» — заявляет Христос (Иоан. 16:15). И читая Библию независимо от публикаций Общества Сторожевой Башни, мы видим в ней то, что «Свидетели Иеговы» предпочитают скрыть или затушевать: что Иисус Христос вездесущий (Матф. 18:20; Иоан. 1:51; Еф. 4:10), всезнающий (Иоан. 10:15; 16:30; 21:17; Кол. 2:2-3), вечный и неизменный (Кол. 1:17; Евр. 1:8-12; 7:3; 13:8), безгрешный (1Петр. 2:22; 1Иоан. 3:5; Евр. 7:26), благой (1Петр. 2:3). Сыну Божьему принадлежит вся власть и весь суд, Ему подобает равное с Отцом почитание и поклонение (Матф. 28:18, Иоан. 5:22-23, Откр. 5:13; Филип. 2:10), Он Сам — источник бесконечной, неиссякаемой жизни (Иоан. 1:4; 10:28; 11:25). Наконец (возвращаясь к разговору о Божьей славе), хотя Его Отец и именуется «Отцом славы» (Еф. 1:17), но и Сын назван у Апостолов «Господом славы» (1Кор. 2:8; Иак. 2:1), что для любого иудея является отсылкой к тексту псалма о Всевышнем: «Кто сей Царь славы? Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс. 23:8). Здесь мы подходим к главному вопросу: может ли Господь Бог передать то, что принадлежит исключительно Ему, кому-то ещё? Может ли Он дать Свою славу другому? Нет, говорит Он, «не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8). Значит, Сын не «иной», не чуждый Божьей нетварной и бессмертной сущности; Он есть одно целое с Отцом. Потому совершенно справедливо замечает святитель Иоанн Златоуст: «Было бы крайне дерзновенно принадлежащее естеству ни с чем не сравнимому относить к естеству меньшему и подчинённому».
«Иисус не стремится занять положение Отца. Он сказал: "Поклоняйся твоему Богу Иегове и только ему совершай священное служение" (Луки 4:8). Иисус является "образом Бога", и сам Отец велел, "чтобы перед именем Иисуса [все] преклонили колени",— но всё это служит "к славе Бога, Отца" (Флп. 2:5—11)»
Господь Иисус Христос не стремился занять положение Отца, потому что оно уже принадлежит Ему по природе (стих 6 — Он «не почитал хищением быть равным Богу»). Ведь Сын обладает Божественной природой в той же степени, что и Отец, это и определяет Его положение. И слова Христа в Лук. 4:8 этому не противоречат; Он лишь цитирует записанные в Торе слова о том, что поклоняться и служить нужно только Богу. По сути, это можно расценивать как подтрунивание над диаволом: «Не Я, а ты должен Мне поклоняться, ибо Я и есть Господь Бог». И текст Филип. 2:5-11 прекрасно подтверждает эту мысль, ведь он содержит цитату Ис. 45:22-23, где говорится о религиозном поклонении Богу, то есть, в понимании Общества Сторожевой Башни, Иегове (см. также Рим. 14:11). Если Сам Отец требует, чтобы Сыну поклонялись как истинному Богу, то так и нужно поступать. В свете этих слов Писания «Свидетелям Иеговы» следует пересмотреть свою позицию по отношению к Господу Иисусу Христу. Если они всем сердцем желают прославлять Иегову, то им следует совершать священное поклонение Сыну, ибо это служит, как верно замечено, к славе Бога-Отца. Отец не принимает поклонение тех, кто отказывается чтить истинным поклонением Его Единородного Сына (Иоан. 5:23; 3:35-36). Отец и Сын — совершенно едины (Иоан. 10:30; 14:10-11), поэтому Им подобает и одинаковое поклонение.
---
Вера древних христиан:
«Итак, если Бог всё видит и слышит, то убоимся Его, и оставим нечистые стремления к худым делам чтобы милосердием Его покрыться от будущих судов. Ибо куда может кто-либо из нас убежать от крепкой руки Его? Какой мир примет убежавшего от Него? Ибо говорит в одном месте Писание: "Куда пойду и где скроюся от лица Твоего? если взойду на небо, Ты там; если пойду на конец земли, и там десница Твоя; если расположусь в безднах, и там Дух Твой" (Пс. 138, 7–10). Итак, куда мог бы кто удалиться, или куда убежать от Того, Кто всё объемлет?»
(св. Климент Римский, "Первое послание к Коринфянам", I век)
«Богу же Вышнему, всемогущему и истинному Богу, свойственно не только быть вездесущим, но и всё видеть и всё слышать и не ограничиваться каким-либо местом; в противном случае место, содержащее Его, было бы больше Его, ибо содержащее больше содержимого, а Бог не ограничивается местом, но Сам есть вместилище всего»
(св. Феофил Антиохийский, "Послание к Автолику", II век)
«Некоторые говорят, что Бог есть тело, а я говорю, что Он безтелесен... Чем мы вредим вам эллины? Почему вы ненавидите, как самых отъявленных злодеев, тех, которые следуют слову Божию?»
(Татиан, "Речь против эллинов", II век)
«Небо Его не обнимает, но Он небо и всё видимое и невидимое содержит Собою [...] Им не владеют зависть и гнев, так как нет ничего такого, что бы могло оказать Ему сопротивление. Ошибки и неведение чужды Его натуре, которая вся есть совершенная мудрость и знание. Им всё содержится»
(Аристид Философ, "О почитании Бога Всемогущего", II век)
«Но ты говоришь — Бог не знает действий человеческих и, находясь на небе, не может ни обнимать всех, ни знать каждого порознь. Ошибаешься, человек, и говоришь ложь! Каким образом Бог далёк от нас, когда всё небесное и земное, и всё находящееся за пределами этого видимого мира, всё известно Богу, всё полно Его присутствия? Он повсюду и не только близок к нам, но и находится внутри нас»
(Минуций Феликс, "Октавий", II век)
«Он принял великое и неизречённое намерение, которое сообщил одному Сыну Своему. Доколе Он держал и сохранял в тайне премудрый совет Свой, казалось, что Он оставил нас и не имел о нас попечения. Но после того как Он открыл чрез возлюбленного Сына Своего и объявил то, что было от века уготовано, — даровать нам вместе всё: и быть участниками Его благодеяний, и видеть Его и действовать. Кто когда-либо из нас ожидал этого? — Итак, всё это Он Сам ведал вместе с Сыном, по Своему домостроительству»
("Послание к Диогнету", II век)
«Бог везде известен, везде присутствует, везде господствует, все должны почитать Его, все должны заслуживать Его милости»
(Тертуллиан, "К язычникам", III век)
«Наконец, Господь преподал нам заповедь молиться тайно, в скрытых и уединённых местах, даже на своих постелях, что особенно свойственно вере, - да знаем, что Бог везде присутствует, слышит и видит всех, полнотою Своего величия проникает в самые потаённые и скрытые места, как сказано в Писании: "Разве Я – Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? — говорит Господь" (Иер. 23:23,24). И опять: "На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых" (Притч. 15:3)»
(св. Киприан Карфагенский, "Книга о Молитве Господней", III век)
«Теперь остаётся рассмотреть, от чего человек выселяется из пределов рая. Бог не потому изгнал его, будто не хотел, чтобы он срывал от древа жизни и вкушал (ибо опять вкусивши от древа жизни он мог бы жить во веки), но чтобы, как мы предположили, зло не сделалось бессмертным. В противном случае для чего и Христа Он послал с неба на землю, если решительно хотел, чтобы человек умер окончательно, не вкушая жизни? Если пререкающий скажет, будто Бог сделал это вследствие раскаяния, то рассуждение это слабо, так как допускает в Боге изменения мысли. Нет, Бог не есть неведающий будущего и не есть творец зла, но в высшей степени благ и знает наперёд будущее. Таким образом Он изгнал человека из рая не для того, чтобы он не жил во веки, вкушая от древа жизни, но чтобы смертью прежде всего умерщвлён был грех, дабы таким образом по истреблении греха, восстав чистым после смерти, человек вкушал жизнь»
(св. Мефодий Патарский, "О воскресении (против Оригена)", III век)
«По Писанию, Бог спит (Пс. 43:24), пробуждается (Дан. 9:14), гневается (Втор. 11:17), ходит и престолом имеет херувимов (Ис. 37:16). Но когда Он имел немощи? И слыхал ли ты, что Бог есть тело? Здесь представлено то, чего нет. Ибо, соразмеряясь со своим понятием, и Божие назвали мы именами, взятыми с себя самих. Когда Бог, по причинам Ему самому известным, прекращает свое попечение и как бы не заботится о нас, это значит — Он спит; потому что наш сон есть подобная бездейственность и беспечность. Когда, наоборот, вдруг начинает благодетельствовать, значит — Он пробуждается, потому что пробуждение есть минование сна, также как внимательное воззрение есть минование отвращения. Он наказывает; а мы сделали из этого — гневается; потому что у нас наказание бывает по гневу. Он действует то здесь, то там; а по-нашему — Он ходит; потому что хождение есть поступление от одного к другому»
(св. Григорий Богослов, "Слово 31. О богословии пятое, о Святом Духе", IV век)
«Отец Господа нашего Иисуса Христа не ограничен каким-либо местом и не менее неба, но, напротив, небеса есть дело рук Его и вся земля содержится в горсти Его. Он во всём, и вне всего»
(св. Кирилл Иерусалимский, "Огласительное поучение четвёртое", IV век)
«Многие многое измыслили и всё заблудили. Одни огонь почли Богом, а другие почли Бога, как бы крылатым человеком, основываясь на сих, хорошо написанных, а худо понимаемых ими словах: "В тени крыл Твоих укрой меня" (Пс. 16:8). Забыли они Господа нашего Иисуса Христа, Единородного, Который подобным образом и о Себе говорит Иерусалиму: "Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (Матф. 23:37). Ибо не понявши того, что под крыльями разумеется сохраняющая сила Его, но судя так, как о вещах человеческих, непостижимую силу представили себе человекообразно. А другие дерзнули утверждать, что Он имеет семь глаз, потому что написано в другом месте: "Те семь - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю" (Зах. 4:10). Если в частности семь глаз имеет Он, то зрение Его будет частное, а не всецелое, что утверждать о Боге означает богохульство. Ибо надобно верить, что Бог совершен во всём, по гласу Спасителя, Который говорит: "Совершен Отец ваш Небесный" (Матф. 5:48). Совершен в видении, совершен в силе, совершен в величии, совершен в предведении, совершен в благости, совершен в правосудии, совершен в человеколюбии, неограничен местом, но Творец мест, во всяком из них находится, и ни в одном не заключается»
(св. Кирилл Иерусалимский, "Огласительное поучение шестое", IV век)
«Ибо не соблюдают последовательности в суждениях те, которые не приписывают Отцу вездесущия, когда здравый разум верит, что Бог всё наполняет. И сказанного пророком — "Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты" (Пс. 138:8) — не помнят... Но не буду ничего говорить в обличение невежества приписывающих место Бесплотному»
(св. Василий Великий, "О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому", IV век)
|