Главная » Статьи » Библия и СИ

Сто сорок четыре тысячи (Откр. 7:4 и 14:1-3)

«Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём;
если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2Тим. 2:11-12)

Одно из центральных мест в учении Организации «Свидетелей Иеговы» о спасении (сотериологии) занимает идея о разделении верных Богу христиан на две категории (или класса) с различными эсхатологическими перспективами. Согласно этому взгляду, получить в качестве награды бессмертную жизнь на небесах может лишь ограниченная группа людей — ровно 144 000 избранных, называемых в литературе Общества Сторожевой Башни «помазанниками». Остальные же христиане имеют надежду вечно жить на райской земле, свободной от горя, страданий, болезней и смерти. И поскольку единственными местами, где упоминается это интересное число, являются два отрывка из самой последней книги Библии, то давайте обратимся к ним и сравним их содержание с тем, как это преподносится в литературе «Свидетелей Иеговы».

ОТКРОВЕНИЕ 7:4

Первое упоминание о 144 000 находится в 7-ой главе книги Откровения святого Иоанна Богослова. С учётом контекста оно звучит следующим образом: «И после сего видел я четырёх Ангелов, стоящих на четырёх углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырём Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатлённых: запечатлённых было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч» (Откр. 7:1-8). Из слов Ангела ясно, что «рабам Бога» угрожает совершенно земная опасность, поэтому крайне важно поставить им на чело «печать Бога живого», прежде чем «четыре ветра» будут отпущены, чтобы вредить «земле и морю». Важная деталь: спасительное запечатление требуется всем 144 000 и происходит прямо перед началом различных бедствий в отношении земли и моря (см. Откр. 8:1 и далее), а значит, эта группа «запечатлённых» должна состоять из людей, живущих в одно время — перед самым концом этого мира. Но в своём толковании этого момента Общество Сторожевой Башни заявляет нечто иное: «Сбор помазанных христиан достигает своего завершения в эти "последние дни", когда собираются последние из 144000 (2 Тимофею 3:1) [...] Этот сбор, происходящий сегодня, увидел в видении апостол Иоанн. Вначале он услышал о запечатлении последних членов из числа 144 000» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 января 2007 г., стр. 24-25); «Стихи Откровение 7:4—8 и 14:1—4 показывают, что полное число помазанных христиан ограничено — 144 000, из которых многие уже были собраны в I веке н. э., до того как развилось масштабное отступничество. С конца XIX века и в XX веке Иегова завершает сбор помазанников, которых очищает водой своего Слова, объявляет праведными по вере в искупительную жертву Иисуса, и в итоге запечатлевает полное число помазанных христиан — 144 000» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 января 1997 г., стр. 10). Однако в увиденной Апостолом Иоанном сцене нет даже и намёка на то, что Ангел «восходящий от востока солнца» намеревается ставить символическую «печать» последним из 144 000, остатку этой группы. Нет, он появляется для запечатления «рабов Бога», и нам сразу же сообщается, что число получивших «печать» было равно 144 000. Совершенно очевидно, что между словами Библии и их интерпретацией «Свидетелями Иеговы» существует существенное противоречие. Следует также отметить, что в рассматриваемом тексте Писания не говорится, будто получение «печати Бога живого» означает избрание на царство или является признаком некоего превосходства этой категории лиц над остальными верными Богу людьми, как тому учит Организация «Свидетелей Иеговы». По самому смыслу видения оно предназначено для их защиты от надвигающихся бедствий (срав. с Откр. 9:4).

Простая арифметика
Сто сорок четыре тысячи —
только часть Израиля

Сложно не заметить ещё одно важное обстоятельство: согласно Библии, 144 000 — это люди «из всех колен сынов Израилевых», то есть кровные евреи. С 5-го по 8-ой стихи перечисляются конкретные израильские племена, в каждом из которых было запечатлено по 12 000 человек (вполне возможно, что это число округлено, поскольку в Священном Писании часто можно встретить при исчислении народа округлённые числа). Естественно, Организацию «Свидетелей Иеговы», имеющую довольно пёстрый в этническом отношении состав «помазанников», это не устраивает, поэтому она заявляет, что в данном отрывке говорится о Израиле не по плоти, а по духу: «Очевидно, здесь речь идёт о духовном Израиле Божьем» (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 149); «Малое стадо численностью 144 000 — это "Израиль Божий", который заменил в намерениях Бога Израиль по плоти (Галатам 6:16) [...] это представители духовного Израиля, ещё живущие на земле» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 февраля 1995 г., стр. 20). По словам «Свидетелей Иеговы», проблема заключается в перечне колен, приведённом у Апостола Иоанна: «Это не перечень племён Израиля по плоти. В том народе никогда не было племени Иосифа, а левиты были отделены для служения при храме и не входили в число 12 племён. К тому же в этот список не включены племена Ефрема и Дана. Смотри Числа 1:4—16)» (книга "Рассуждение с помощью Писаний", стр. 250). На самом деле в Ветхом Завете есть более двадцати списков израильских колен, и они различаются между собой не только порядком перечисления, но и самим составом. Например, во Втор. 27:11-13 колена полностью соответствует именам двенадцати сыновей Иакова (Быт. 49:3-28); в Числ. 1:1-51 и 2:1-33 при переписи народа колено Левия упоминается отдельно от прочих израильских колен, количество которых сохраняется равным двенадцати за счёт деления колена Иосифа на колена Ефрема и Манассии; в Числ. 13:3-17; 34:1-29 при распределении Ханаанской земли колено Левия вообще не упоминается среди «сынов Израилевых», зато колено Ефрема упомянуто как самостоятельное, а колено Иосифа объединено с коленом Манассии; в 1Пар. 27:16-22 отсутствуют колена Гада и Асира, однако, благодаря замене Иосифа именами Ефрема и Манассии, а также включению в список племён (sic!) Левия и Аарона, общее число израильских колен сохраняется равным двенадцати. Также в видении нового Иерусалима у пророка Иезекииля описываются городские ворота, которые «называются именами колен Израилевых», полностью соответствующими именам двенадцати сыновей Иакова (Иез. 48:31-34). Исследование библейских текстов, где упоминаются различные варианты списка израильских племён, позволяет выявить следующие закономерности:

  • Нигде в Библии фраза «колена Израилевы» не обозначает кого-то кроме буквальных потомков Иакова.
  • Если колено Левия не включается в перечень, то полуколена Манассии и Ефрема включаются на правах полноценных колен.
  • Если имена Иосифа и одного из его сыновей входят в перечень на равных правах, то потомство другого сына отождествляется с коленом Иосифовым.
Таким образом, в Откр. 7:4-8 приведён вполне типичный для Библии список израильского народа. В нём упомянуто колено Левия, но это, как мы видим, не является уникальным для Священного Писания случаем. Хотя имя Ефрема в списке у Апостола Иоанна отсутствует, само колено в нём есть под именем Иосифова, что так же типично для Библии (см. Числ. 1:32-33; Пс. 77:67). Единственным существенным вопросом является пропуск при перечислении колена Дана, однако и это вполне объяснимо. Библеист Роберт Маунс пишет: «Очевидно, Дан не был упомянут из-за своей давней приверженности идолопоклонству. Когда потомки Дана переселились на север и обосновались в Лаисе‚ они поставили у себя истукана (Суд. 18:30). Впоследствии на земле Дана был поставлен один из двух главных идолов Северного Царства (3Цар. 12:29)» (Маунс Р., "Книга Откровения", NICNT, 1977, стр. 169-170 (англ.)). В предсмертном пророческом слове патриарха Иакова есть следующие загадочные слова о Дане: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадёт назад. На помощь твою надеюсь, Господи!» (Быт. 49:17-18). Соотнесение Дана со змеем, уязвляющем ногу, напоминает о Божьем пророчестве, произнесённом ещё в Эдемском саду о сатане (Быт. 3:15). Весьма недобро звучат и слова пророка Иеремии об этом племени: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нём» (Иер. 8:16). Это послужило серьёзной основой для древней христианской уверенности, что из этого колена произойдёт антихрист:
«Иеремия же открыл не только его внезапное пришествие, но и колено, из которого придёт, говоря: "от Дана мы услышим ржание его быстрых коней, и от звука ржания скачущих коней его потрясётся вся земля, и он придёт и пожрёт землю с тем, что наполняет её, и город с его обитателями" (Иер. 8:16). И поэтому сие племя не считается в Апокалипсисе в числе спасаемых» (св. Ириней Лионский, "Обличение и опровержение лжеимённого знания", II век)
«Как от колена Иудина родился Христос, так и от колена Данова имеет произойти антихрист» (св. Ипполит Римский, "О Христе и антихристе", III век)
«Явно будет и то, что колено Даново, так как из него произойдёт антихрист, с прочими не упомянуто» (св. Андрей Кесарийский, "Толкование на Апокалипсис", VI век)
Таким образом, возражения Организации «Свидетелей Иеговы» против буквального истолкования «колен сынов Израилевых» в Откр. 7:4-8 полностью безосновательны. Выразить мысль, что некая группа людей является «духовным Израилем», можно гораздо проще, без долгого и нудного перечисления всех двенадцати колен: например, назвав их «семенем Авраама» (как в Гал. 3:28-29), «детьми Авраама» (как в Рим. 9:7) или просто «иудеями» (как в Рим. 2:29). Поэтому избранная Апостолом форма косвенно свидетельствует в пользу того, что упомянутые 144 000 запечатлённых являются буквальными евреями, принявшими христианство.

БУКВАЛЬНОЕ ЧИСЛО?

После анализа доводов Общества Сторожевой Башни против буквальности описанных в Откр. 7:4-8 израильских колен логичным образом возникает вопрос и о буквальности самого упомянутого там числа. Ведь если показанные Апостолу Иоанну сыны Израилевы являются «духовными», то не может ли оказаться, что и их количество является «духовным», то есть представляет собой некий пророческий образ или символ? «Нет», — отвечают «Свидетели Иеговы», и вот как они аргументируют свою точку зрения: «После того как апостолу Иоанну было сказано в видении об этой группе, состоящей из 144 000 "отмеченных печатью", ему была показана другая группа. Иоанн описывает вторую группу как "великое множество людей, которого никто не мог сосчитать, из всех наций, и племён, и народов, и языков" [...] Обратите внимание, как Иоанн противопоставляет 4-й стих седьмой главы книги Откровение 9-му стиху. Он говорит, что первая группа, "отмеченные печатью", имеет определённое число, а вторая группа, "великое множество" — неопределённое. Поэтому логично считать число 144 000 буквальным. Если бы число 144 000 было символическим и относилось к группе, которая в действительности не имеет определённого числа, то сила противопоставления этих двух стихов была бы потеряна. Таким образом, контекст явно указывает, что число 144 000 необходимо понимать буквально» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 сентября 2004 г., стр. 30). Несмотря на кажущуюся логичность и убедительность, объяснение «Свидетелей Иеговы» в действительности имеет в своей основе сразу несколько недоказанных положений. Первое из них заключается в том, что Апостол Иоанн якобы противопоставляет 4-ый стих 9-ому. Но описанное в этих отрывках вполне можно расценить и как взаимно дополняющую информацию. Действительно: сначала Иоанн слышит о «духовных израильтянах», количество которых представлено символическим числом 144 000 — образом всеобъемлющей полноты (12х12х1000), а затем он поясняет, что в реальности эти люди являются представителями самых разных народов и их численность не ограничивается. Это одна и та же картина, но рассматриваемая как бы с разных сторон. Приём «услышанного-увиденного» вполне типичен для книги Откровения: похожий пример встречается в Откр. 5:5-6, где Апостол Иоанн сначала слышит о побеждающем «льве от колена Иудина», а затем интерпретирует услышанную информацию уже иначе — как мессианского Агнца.[1] Второе недоказанное положение, лежащее в основе довода «Свидетелей Иеговы», заключается в поспешном отождествлении понятий определённости и буквальности. Однако элементарная логика подсказывает, что для того, чтобы число группы запечатлённых было определённым (то есть имеющим жёсткий и конкретный лимит, заранее установленный Богом), оно необязательно должно быть буквальным (то есть реальная численность группы запечатлённых совсем не обязательно равняется именно и ровно 144 000).[2]

Толкование, предлагаемое Организацией «Свидетелей Иеговы», вызывает и несколько других существенных возражений. Например, если группы людей в стихах 4 и 9 противопоставляются друг другу, то первая должна состоять из буквальных евреев, ведь о «великом множестве» сказано, что оно собрано из людей «всех племён и колен, и народов и языков». Общество Сторожевой Башни видит противопоставление в численности, но полностью игнорирует важное различие по национальному признаку между группами. Кроме того, Организация «Свидетелей Иеговы» не следует собственному же принципу толкования при рассмотрении других текстов той же самой пророческой книги, например Откр. 5:8-12, где хвалу Агнцу поют сначала 24 старца, а затем «многие Ангелы», «тьмы тем и тысячи тысяч». Следуя методике Общества Сторожевой Башни, нужно заключить, что число 24 в этом отрывке должно пониматься буквально, так как оно противопоставлено неопределённо-большому числу Ангелов, однако «Свидетели Иеговы» толкуют его символически![3] Но самое интересное и парадоксальное — они даже не замечают, что 144 000 в видении Апостола Иоанна являются лишь частью «Израиля». Возникает логичный вопрос: кого же в таком случае представляют сами «колена», из которых и набирается заветное число? В публикациях Общества Сторожевой Башни ответа нет. Между тем, «Свидетели Иеговы» вынуждены признать, что «в отличие от Израиля по плоти, никакого разделения на 12 различных колен в духовном Израиле не было» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 1995 г., стр. 12), а само упоминание в священном тексте 12-ти групп по 12 000 человек является всего лишь символом, который призван показать, что «устройству [духовного Израиля] свойственна гармония» (книга "Откровение — его грандиозный апогей близок", стр. 117). Но каким же образом из суммы символических чисел может получиться буквальное число? Гораздо более последовательным шагом будет объявить и само число 144 000 символом, выражающим «духовную гармонию».

Для придания веса собственному толкованию Организация «Свидетелей Иеговы» обращается и к трудам «мирских» специалистов. В частности, в литературе Общества Сторожевой Башни цитируются выдержки из комментариев библеиста Этельберта Буллингера и профессора теологии Роберта Л. Томаса. Эти библейские комментаторы действительно заостряют внимание на противопоставлении точно подсчитанных 144 000 и «великого множества», которое никто не мог сосчитать. Однако они оба при этом считают 12 израильских колен Израиля в данном отрывке буквальными, то есть согласны, что речь идёт об обратившихся в христианство евреях по плоти. Поэтому их позиция является последовательной и логичной в отличие от позиции «Свидетелей Иеговы».

ОТКРОВЕНИЕ 14:1-3

В заключение давайте внимательно рассмотрим второй библейский отрывок, в котором упоминаются 144 000. На него в своих публикациях Организация «Свидетелей Иеговы» ссылается гораздо чаще, чем на первый: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли» (Откр. 14:1-3). «Свидетели Иеговы» преподносят его значение следующим образом: «В Библии говорится, что только 144 000 человек, "купленных от земли", будут служить "священниками" и "царствовать над землёй" (Откровение 5:9, 10; 14:1, 3). Вместе с Сыном человеческим, Иисусом Христом, эти люди войдут в небесное правительство, Царство Бога» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 декабря 2010 г., стр. 6); «Заметь, что только 144 000 людей видны с Агнцем, Иисусом Христом, на небесной горе Сион (Евреям 12:22). Следовательно, вместо того, чтобы всем хорошим людям попасть на небо, только 144 000 верных и испытанных людей будет взято туда, чтобы править с Христом» (книга "Ты можешь жить вечно в раю на земле", стр. 124); «Но почему только 144 тысячи могут выучить песню, упомянутую в Откровении 14:3? Потому что она связана с тем, что они испытывают как избранные наследники Божьего Царства. Только они усыновлены Богом и помазаны святым духом. Только они куплены от земли, чтобы стать частью этого небесного Царства и только они "будут священниками... и будут царствовать" с Иисусом Христом тысячу лет с целью привести человечество к совершенству. В видении только они поют "как бы новую песню" в присутствии самого Иеговы. Поскольку всё это дано вкусить только им и только у них есть такие виды на будущее, никто другой не поймёт так, как они, что такое Царство, и никто не сможет так, как они, об этом петь» (книга "Откровение — его грандиозный апогей близок", стр. 200-201). При сопоставлении библейского текста и его толкования Обществом Сторожевой Башни обращают на себя внимание несколько сомнительных моментов. Во-первых, Организация «Свидетелей Иеговы» отождествляет группу из 144 000 с описанными Иоанном в 5-ой главе 24 старцами, поскольку и те, и другие показаны поющими «новую песнь». Между тем, тщательное изучение контекста этих двух отрывков показывает недопустимость такого отождествления. Если небесные старцы показаны сидящими на престолах (см. Откр. 4:4), то 144 000 находятся «пред престолом и пред... старцами» (Откр. 14:3), из чего следует, что это две разные группы лиц. Кроме того, старцы иcкуплены «из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5:9), а 144 000 собраны «из всех колен сынов Израилевых» (Откр. 7:4). Во-вторых, фраза «искупленные от земли» по отношению к 144 000 толкуется «Свидетелями Иеговы» в том смысле, что только эта группа людей получит от Бога небесную награду. Однако то, что Апостол Иоанн увидел их рядом со Христом на небесах, не означает, будто кроме этих людей там никого нет и не будет. В 4-ом стихе 144 00 названы «первенцами» (греч. «απαρχη» — «первые плоды», «начатки, лучшая часть (урожая)»), которые «искуплены из людей...Богу и Агнцу». Если они являются только лучшей частью урожая великой жатвы «искупленных из людей», то логично заключить, что кроме них будут и другие плоды этого урожая. Следовательно, эти люди — избранные, но всё же не единственные, кто удостоится чести быть на небесах. В-третьих, исполнение хором из 144 000 некой уникальной «новой песни», суть которой «Свидетели Иеговы» видят в каких-то субъективных переживаниях, связанных с царствованием на небе, истолковывается Обществом Сторожевой Башни как указание на исключительность данной группы. В Библии же «новая песнь» представляет собой хвалу, возносимую Богу, которая звучит из уст всех верующих в Него:
«Радуйтесь, праведные, о Господе: правым прилично славословить. Славьте Господа на гуслях, пойте Ему на десятиструнной псалтири; пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием, ибо слово Господне право и все дела Его верны» (Пс. 32:1-4)
«Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песньхвалу Богу нашему» (Пс. 39:2-4)
«Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» (Пс. 95:1-3)
«Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них» (Ис. 42:10)

Сто сорок четыре тысячи
Запечатлённые поют пред Богом
«новую песнь» всех спасённых
Поют ли эту «новую песнь» ещё кто-то, кроме 144 000? Да, Апостол Иоанн пишет: «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа [«голоса великого множества людей», ПНМ], который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» (Откр. 19:1). Фраза же, что «никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч», вовсе не указывает на существование двух категорий спасённых (тех, которые могут научиться, и тех, которые не могут), так же как и другие характеристики 144 000, упомянутые в 4-ом и 5-ом стихах 14-ой главы Откровения (например, «они следуют за Агнцем» или «в устах их нет лукавства») не означают, что остальные спасённые не следуют за Агнцем или что в их устах есть лукавство. «Никто» в данном случае подразумевает «никто из тех, кто не спасён», поскольку в библейском отрывке речь идёт о песне искупленных. И действительно, в оставшейся части книги Апостола Иоанна мы не встречаем упоминаний о том, что ещё кто-либо встал на путь спасения: 14-ая глава завершается «жатвой», которая суть есть последний суд Божий, в 15-ой главе готовятся семь «язв», «чаш гнева Божия», в 16-ой — они изливаются на землю, в 17-ой и 18-ой главах описан суд над Вавилоном Великим, в 19-ой — война Христа с антихристом и его нечестивыми приспешниками, а в 20-ой мы видим краткое повторение основных событий земной истории от начала «последних дней» до Божьего суда. После 144 000 никто уже не посвящает себя Христу; наоборот, мы читаем о том, как люди «хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих» (Откр. 16:11). Однако, несмотря на то, что эта группа христиан является хронологически самой последней, для Бога именно она является «лучшей долей», как стойко сохранявшая непорочность в самое тяжкое время — в годы тиранического правления антихриста на земле. Поистине, «так будут последние первыми, и первые последними» (Матф. 20:16)!

----------

Примечания:

[1] Сравните это с тем, как толкует само Общество Сторожевой Башни некоторые образы книги Откровения: «Как 144 тысячи могут петь "перед" старейшинами, ведь 24 старейшины — это 144 тысячи, занявшие прославленное положение на небе? [...] Почему об этих победителях-помазанниках говорится и как о символических 24 старейшинах, и как о 144 тысячах? Потому что в Откровении эта группа рассматривается с различных позиций» (книга "Откровение — его грандиозный апогей близок", стр. 201)
[2] Вообще, «Свидетели Иеговы» довольно вольно обращаются с «определённостью/неопределённостью» чисел в Библии. Так, например, в одной из своих публикаций они заявляют: «Аврааму было сказано, что его потомство станет многочисленным, "как звёзды на небесах и как песчинки на морском берегу" (Быт. 13:16; 22:17). Эти выражения показывают, что во времена Авраама люди не могли знать, сколько человек будут составлять это потомство. Однако со временем стало известно точное число духовных потомков Авраама. Помимо Иисуса, их должно было быть 144 000» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 января 2008 г., стр. 21). При этом в Быт. 13:16 говорится: «И сделаю потомство твоё, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твоё сочтено будет» (Быт. 13:16). Само построение фразы с очевидностью указывает не на мнимую «неизвестность» числа потомков Авраама, а на их многочисленность, трудно поддающуюся счёту (срав. с Ос. 1:10). Но, как видно, даже такие крайне неопределённые выражения, как «словно песок земной» или «словно звёзды небесные», «Свидетели Иеговы» умудряется истолковать прямо противоположным образом! Можно ли всерьёз воспринимать рассуждения религиозной организации, столь бесцеремонно «перекручивающей» текст Священного Писания ради собственных сомнительных доктрин?
[3] «24 старца — воскресшие помазанные христиане, которые сейчас занимают небесное положение, обещанное им Иеговой. Венцы и престолы напоминают об их царской власти» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 июля 1995 г., стр. 13); «Апостол Иоанн видел в видении, как 24 старейшины — они символизируют полное число помазанных христиан, занявших своё положение на небе,— восхваляют Бога» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 сентября 2003 г., стр. 17)
Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (01.05.2015)
Всего комментариев: 0