Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 11: «Почему Бог допускает страдания?»

Этот урок целиком посвящён проблеме теодицеи, то есть учения, которое согласовывает веру в Бога с наличием в мире страданий, различных бедствий, зла. Хотя этот термин и был введён в XVII в., но сама проблема известна с древних времён. Если Бог является всемогущим и бесконечно благим (т. е. добрым) Существом, то почему в мире происходят различные стихийные бедствия, войны, болезни и смерть? Каждый день приходят известия о новых страшных событиях. Казалось бы, если Бог существует, желает всем всеобщего добра и достаточно могущественен, чтобы достичь всего, чего желает, то ничего из перечисленного не должно быть! Но ежедневно мы сталкиваемся в мире со злом и страданиями, а значит, либо Бог желает существования всего этого (т. е. Он не всеблагой), либо Он не достигает всего, чего желает (т. е. не всемогущ), либо Бога не существует вообще. В религиях мира данный непростой вопрос разрешается по-разному. Например, древний политеизм просто заменил всемогущего Бога множеством мелких божеств — покровителей различных стихий, явлений, времён года и т. п. Одни из них были благосклонны к людям, другие враждебны. Подобным образом и последователи дуалистических религиозно-философских систем (зороастризма, манихейства и др.) видят мир как арену борьбы двух начал — доброго и злого бога. Они через своих слуг борются друг с другом, и бывают моменты, когда добрый бог проигрывает злому. Согласно индуизму и джайнизму, каждая человеческая душа претерпевает череду перевоплощений под действием «закона кармы»: все наши сегодняшние трудные моменты являются расплатой за грехи, совершённые нами в предыдущей жизни. Цепочка перевоплощений идёт до тех пор, пока душа не очистится. Последователи деизма полагают, что Бог после сотворения мира либо не вмешивается в ход событий, либо всё же влияет на события, но не контролирует их полностью (по сути, сводя Его к существу, живущему во времени и подверженному несовершенству, развитию, и обладающему лишь ограниченной силой и знанием). Мусульмане верят в Аллаха и считают, что он творит и добро, и зло; без его воли не случается ничего, даже греха. Ортодоксальное христианство не может согласиться с таким взглядом: как было сказано ещё в комментарии к 1-ой главе, Бог не является причиной (творцом) зла — Он есть любовь, в Нём нет никакой тьмы (см. 1Иоан. 1:5; 4:16). Зло появляется тогда, когда награждённое свободной волей существо противится Богу, уклоняется, отпадает от Него. Тогда-то и возникает грех. Кстати говоря, христианские богословы, рассуждая на тему «Кто виновник (причина) зла в мире?» под «злом» подразумевают именно грехи.

Общество Сторожевой Башни понятие «зло» рассматривает чересчур широко, включая в него и стихийные бедствия, и болезни, и различные несчастные случаи — словом, всё, что доставляет человеку физический или эмоциональный дискомфорт. Да, бедствия и страдания нам неприятны, но означает ли это, что их следует отнести к категории «зла»? Вспомним, что человечество после согрешения Адама и Евы находится в падшем состоянии. Говоря языком «Свидетелей Иеговы», «мы все несовершенны». Людей можно сравнить с испорченным, избалованным, капризным ребёнком, впадающим в истерику всякий раз, когда его лишают сладкого перед обедом. Ему это кажется жутким злом по отношению к нему, а если родитель ещё при этом и берётся за ремень, то это вообще воспринимается как страшная жестокость! Поэтому было бы неправильно всё, что нам не нравится, автоматически записывать в категорию «плохого». Имеет смысл детально разобраться в этом вопросе, а не огульно обобщать, как это сделали авторы книги Общества Сторожевой Башни.

Взять, к примеру, стихийные бедствия. Цунами, торнадо, наводнения, засуха, извержения вулканов и т. п. — это всё природные явления. Кто ими управляет? «Природа. Всё происходит по законам природы», — можно услышать из уст атеиста. Такая точка зрения полностью вписывается в общую картину атеистического восприятия: жизнь как-то сама собой появилась на Земле, все процессы во Вселенной протекают сами по себе, безо всякого личностного сверхъестественного контроля. Но этот взгляд чужд христианству, поскольку оно признаёт существование разумного Творца. Не может искренний христианин согласиться и с верой деистов, гласящей, будто Господь от самого момента сотворения ни во что не вмешивается (или почти не вмешивается), запустив в мире «универсальные законы» словно пружинный механизм часов. Выходит, что Бог, сотворив Вселенную, попросту самоустранился и частично уступил место природной стихии, которая хаотична сама по себе. То есть получается своеобразное разделение «сфер влияния» между Господом и природной стихией. Но ведь это будет то же самое, как если бы сказать, например, что «сфера влияния» Бога распространяется только на души людей, а тела тех же самых людей живут при этом какой-то своей независимой жизнью, в которой царит хаос, случайность и нет Бога. Таким образом, и этот взгляд для христиан неприемлем. Господь учит нас, что Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:45). Видите: не под действием неких «универсальных законов» восходит солнце, не автоматически само собой, а по повелению Божию. В Своём откровении пророку Амосу Бог сообщает, что Он «образует горы, и творит ветер» (Ам. 4:13), и снова мы видим, источником природных сил и явлений назван Господь. Но было бы неразумно полагать, что стихийные бедствия происходят тогда, когда Бог перестаёт управлять силами природы: если бы дело обстояло таким образом, то неминуемо возникали бы вопросы «Почему Он перестал ими управлять именно тогда-то и тогда-то, именно в те моменты? Чем это отличается, по сути, от прямого наведения стихийного бедствия?». Значит, даже разбушевавшиеся стихии не означают, что Всевышний отстранился от управления. Да, согласно Священному Писанию, и в катаклизмах видна рука Божья: «И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Моё, ибо земля наполнилась от них злодеяниями... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; всё, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6:13,17); «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Быт. 19:24,25); «Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться» (Ион. 1:4). Конечно, природные стихии часто приводят и к разрушениям, и к большим человеческим жертвам (погибают, как правило, как добрые люди, так и злые). О том, что это нисколько не противоречит свойству благости Бога будет сказано далее, а пока перейдём к следующему аспекту.

Боль, телесные страдания — это зло или нет? При рассмотрении 5-ой главы говорилось, что Бог позволил людям быть подверженными таким дискомфортным естественным состояниям организма, как голод, жажда, утомление, боль и т. п., потому что, не имея возможности отслеживать изменения в своём теле, человек бы очень быстро погиб. Один известный профессор Московской Духовной Академии приводит следующий пример: «Я беру кружку кипятку и начинаю пить. Все в ужасе на меня смотрят. А через некоторое время я погибаю. Оказывается, я всё сжёг там себе! И даже не почувствовал. Оказывается, какое великое благо, чувствовать всё то, что вредит мне!» (А. Осипов, "О невинных страданиях"). Казалось бы, больно нам, неприятно — ну что здесь хорошего? Ан нет, и телесные страдания служат нам во благо.

Итак, что мы видим? Авторы из Общества Сторожевой Башни смешали все «человеческие беды» в одну кучу и спрашивают «Почему? Кто виноват?», то есть идут по пути намеренного упрощения проблемы. Но на сложные, многоплановые вопросы нет простых ответов, поэтому уже с самого начала «Свидетели Иеговы» обрекают себя на ошибку. Они проявляют небрежность даже к библейским цитатам, которые используют, что уж говорить об остальном! Например, в 4-ом абзаце читаем: «Бог ненавидит зло и те страдания, которые оно приносит, а его чувства намного сильнее наших (Исаия 55:8, 9)». В указанном месте Библии сказано: «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Бог говорит про «мысли» и «пути», а авторы книжки Ему приписывают чувства и эмоции; в Библии написано «выше», а в книжке — «сильнее»! Немудрено, что после таких вольных искажений истинный смысл многих библейских текстов от «Свидетелей Иеговы» ускользает.

ПОЧЕМУ СТОЛЬКО СТРАДАНИЙ?

Вместо мало-мальски понятного анализа точек зрения представителей иных конфессий (вроде того, что приведён в начале) писатели Общества Сторожевой Башни предпочли отделаться совершенно невнятной фразой: «Многие верующие обращаются к своим духовным наставникам с подобным вопросом. В ответ они часто слышат, что страдания — это воля Божья и что Бог давно уже всё предопределил, в том числе беды и несчастья. Нередко можно услышать, что пути Господни неисповедимы или что Бог насылает смерть на людей — даже на маленьких детей,— забирая их к себе на небо» (абзац 5). Здесь мы опять сталкиваемся с какой-то мешаниной и намеренным упрощением. Ведь ничего толком непонятно: кто эти «многие верующие», в какой религиозной традиции существуют такие взгляды, и если ответы, которые «часто слышат», неверны, то как из этого следует правота Общества Сторожевой Башни? Может ли оказаться, что «редкие» ответы, которые авторы не привели, более правильные, чем точка зрения духовных наставников «Свидетелей Иеговы»? С точки зрения подлинного христианского учения, открытого нам в Священном Писании и устном апостольском предании, тезис, приведённый в абзаце, отчасти верен, а отчасти и нет. Следовательно, имеет смысл проанализировать его «по частям», отсеивая зёрна истины от сорняков заблуждений. «Страдания — это воля Божья...» — пишут авторы, подразумевая, очевидно, что страдания происходят по воле Бога. Начать следует с определений, что же такое «воля Божья». «Богословы различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для венца Своего творения — человека. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом... И вот конфликт между божественной и человеческой волей порождает ту относительную волю Божию, которая называется попущением. Бог попускает направление человеческой воли не только в сторону добра, но и зла. Если бы Бог физически пресекал зло, то тогда свобода стала бы фикцией, более того, всё человечество было бы обречено на уничтожение: ведь каждый из нас совершал тяжелые грехи, где его спасало только долготерпение Божие» (архимандрит Рафаил Карелин, "О воле Божией"). Интересно, что в 19-ом абзаце главы авторы высказывают очень похожую мысль: «Бог создал животных, которые движимы инстинктами. Люди создают роботов, которых можно запрограммировать на выполнение любой команды. Стали бы мы счастливыми, будь мы тоже так созданы? Конечно, нет. Мы рады, что можем выбирать: кем стать, как устроить свою жизнь или с кем дружить. Нам нравится такая свобода, и именно этого хотел Бог». Итак, Бог хочет, чтобы у нас был выбор, хотя и не желает, чтобы мы выбирали зло, но по Своей воле попускает это ради сохранения возможности свободного выбора. Как только мы уясним для себя этот тонкий момент, нам станут более понятны слова многих христианских мыслителей и духовных наставников. Применительно к человеческим страданиям можно сказать следующее: «Причиной греха является лживость, или своеволие грешника... Итак, если мы из понятия греха отбросим его причину, то не будет ни одного из горьких или злых его последствий, которое бы не происходило по воле Божьей, или было бы ему неугодно. Как горести греховные (частного человека), так и мирские, обыкновенно называемые естественными, бедствия, как то: голодовки, засухи, моровые поветрия и тому подобные, часто не имеющие непосредственного отношения ко греху (частного лица), происходят по воле Божьей. А потому все человеческие бедствия и горечи положительно происходят по воле Божьей ради достижения праведных целей промысла Божьего. Один только грех противен Богу (подобно тому, как зло противно добру, или ложь противна истине), но попускается Богом ради ненарушения личной человеческой воли или его свободы» (св. Иоанн Максимович, "Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей"). Таким образом, если некто заболел тяжким и мучительным недугом, то говорить о «воле Бога» на это (в смысле желания) с точки зрения ортодоксального христианства невозможно, но можно переформулировать вопрос и поставить его так: «А почему или с какой целью эта болезнь была попущена Богом человеку? Почему всемогущий и святой Бог по Своей воле это попустил и попускает?». Такая формулировка вполне приемлема и не нарушает никаких христианских представлений о Боге. Итак, почему и для чего страдают люди? Ниже будут кратко рассмотрены наиболее распространённые случаи, беспокоящие многих и вызывающие вопросы, но прежде уместно привести общее рассуждение о подлинно христианском отношении к земным страданиям. Для человека (особенно, скажем так, любящего удовольствия и спокойствие), очень важно, чтобы жизнь его была долгая, устроенная, комфортная и т. д. А смерть и болезнь рассматриваются как нечто крайне нежелательное, негативное. Но для искреннего христианина такой «математики» попросту не существует. Для него все невзгоды и даже смерть наполнены другим смыслом: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение... Влечёт меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Филип. 1:21,23). Конечно, это не значит, что Павел рассматривал жизнь как наказание, но всё же он признавал, что лучшая участь ждёт верных христиан после смерти. Важно понять, что земное благополучие — не цель нашего существования. Господь хочет, чтобы мы унаследовали вечность в Царстве Небесном, по сравнению с которой земные страдания покажутся нам малой ценой (Рим. 8:18).

Страдания обычных людей. Они приключаются в силу разных причин. Например, как следствие грехов, содеянных человеком. В Библии сообщается, как Христос исцелил человека, прикованного болезнью к постели на 38 лет, а после произнёс очень важные для нас слова: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Иоан. 5:14). Как видно, грехи могут привести к весьма ощутимым и серьёзным последствиям. Такие страдания вразумляют грешника, пресекают его безудержное погружение в пучину порока. В этом случае недуг — это горькое лекарство или тугие пелёнки, сдерживающие младенца, чтобы сам себе не навредил. Такие страдания и скорби для разумного человека означают, прежде всего, сигнал, они как бы говорят: «Загляни в себя! Скорее посмотри, разберись, что ты натворил! И приложи все усилия к исправлению». И было бы ошибкой считать это «злом»; наоборот, это большое благо, что мы можем ещё здесь, в этой жизни почувствовать в себе «кипяток» греха прежде, чем он разрушит нас изнутри. Бог посылает страдания ради научения и нашего духовного совершенствования: «Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя... Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:5-11). Но в жизни мы сталкиваемся не только со страданиями, которые вразумляют грешника. Понятно, когда, например, обжора получает болезни органов пищеварения (или блудник — венерическое заболевание), и, страдая, исправляется. Но о каком «вразумлении» можно говорить, когда человек с самого рождения прикован к инвалидному креслу? Ясно, что этому следует искать иное объяснение. Другая возможная причина физических страданий заключается в том, что премудрый Бог знает, какое состояние является наиболее полезным для конкретного человека. Посмотрите: здоровые люди подчас выпрыгивают из окон, пьют яд и режут вены, а инвалиды рисуют картины зубами, пишут книги, развиваются. Счастье или несчастье — это наше внутреннее состояние, а не набор внешних факторов. Бывает, что здоровые и успешные люди впадают в депрессию, страдают и унывают, потому что многое в жизни принимают как должное.

Страдания праведников. Многие недоумевают, видя, как иной ревностный христианин, служащий Богу всей душой, бывает буквально преследуем различными несчастиями. Почему Бог попускает людям, живущим праведной жизнью, претерпевать это? Одна из причин заключается в том, что бедствия посылаются им, чтобы они не превозносились над прочими и не возгордились. «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился, — пишет Апостол Павел. — Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: "довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи"» (2Кор. 12:7-9). Гордость — очень коварная ловушка; в своё время в неё попался самый могущественный Божий Ангел и в результате стал диаволом и сатаной. Другая причина страданий — испытание. Ярчайшим примером этого аспекта является история святого Иова, рассказанная в Библии в одноимённой книге: «И сказал Господь сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов. 2:6). Кстати, тоже очень важный момент обнаруживается здесь — ничего внешнего, даже нападок диавола и его бесов, не бывает без дозволения Божьего (по словам Златоуста, диавольские силы «без попущения Бога всяческих не могут прикасаться даже и к свиньям» (см. Матф. 8:31,32)). Господь попускает праведникам скорби, чтобы яснее обнаружилось их терпение, как людей, которые служат Господу не из-за награды, а являют такое богомыслие, что и после великих бедствий обнаруживают любовь к Нему. Таким образом прочим людям показывается вся высота добродетели святых мужей, а подвергающиеся несчастьям имеют достаточно утешения и облегчения, когда взирают на пример и вспоминают о случившихся с праведниками бедствиях (Иак. 5:10,11).

Смерть праведников. Мученическая смерть Апостола Иакова, брата Иоанна Богослова (Деян. 12:1,2), убийство архидиакона Стефана (Деян. 7:57-60) и другие случаи трагических смертей Божьих служителей, которые «были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча» (Евр. 11:37) поднимают всё тот же вопрос — «Почему?». В Библии по этому поводу говорится: «Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются [от земли], и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. Он отходит к миру; ходящие прямым путём будут покоиться на ложах своих» (Ис. 57:1,2). Люди, живущие земными интересами, соблазняются смертью праведного, непорочного человека, не понимая, что его преждевременная кончина является для него, на самом деле, благом. В отличие от Бога нам неизвестно будущее конкретного человека, мы не знаем, с какими трудностями и горем он столкнулся, если бы не умер. Поэтому было бы неуместно судить о таких вещах, опираясь на своё ограниченное знание. Христиане просто верят премудрому Богу, верят в Его всеблагой промысл.

Продолжим анализ утверждения, приведённого в 5-ом абзаце: «...Бог давно уже всё предопределил, в том числе беды и несчастья». Доктрина всеобщего предопределения характерна для ислама и кальвинизма. В ортодоксальном христианстве взгляд на этот предмет более уравновешен: «Следует иметь в виду, что Бог всё предвидит, но не всё предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели. Таким образом, предопределение есть дело Божественного повеления, основанного на предведении. Бог, по Своему предведению, предопределяет то, что не находится в нашей власти; ибо Бог уже предопределил по Своему предведению всё так, как того требует Его благость и справедливость» (преп. Иоанн Дамаскин, "Точное изложение Православной веры", гл. 30). Следовательно, если беды и несчастья причиняются нам людьми (например, оскорбления, побои, умервщление и т. п.), то нельзя сказать, что Господь это предопределил, и наш обидчик в этом случае также не может иметь извинения, сказав «Я не мог поступить с тобой иначе, так как это было предопределено». Бог предопределяет, как выше замечено, только то, что не находится во власти человека, поэтому напрасно Общество Сторожевой Башни приписывает всем религиозным оппонентам заведомо нелепую позицию. Авторы также пишут, что «нередко можно услышать, что пути Господни неисповедимы», между тем сами ранее дали ссылку на Ис. 55:8,9, где как раз и сказано: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Да и Апостол Павел по вдохновению Божьему восклицает: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:33,34). Непонятно, с кем же тогда спорят авторы книжки — с Апостолом или с Самим Богом? Господь никогда не требовал, чтобы мы всё понимали. Нам нужно только доверять Ему так же, как наши дети доверяют нам и нашей любви к ним, хотя и не всегда понимают, почему мы ведём их в то или иное место. Мы должны верить там, где мы не понимаем. Означает ли это, что эта вера — слепа? Нет, поскольку мы видим Божью любовь, благость и сострадание в Иисусе Христе и видим потому, что Бог это нам открыл, вторгнувшись в историю. А полное понимание мы обретём только при встрече с Богом (1Кор. 13:12).

Однако руководителей Организации «Свидетелей Иеговы» такое положение дел явно не устраивает. Вместо того, чтобы смиренно признать, что «пути Божьи» не могут быть уложены в примитивную схему человеческого мудрствования, они стараются придумать некое простое и универсальное решение проблемы. К чему же это их приводит? К кощунственному утверждению, будто истинным правителем нашего мира является не Бог, а диавол. «Если помнить об этом, — пишут они в 7-ом абзаце книги, — всё становится на свои места. Этот мир отражает сущность невидимого злого духа, который "вводит в заблуждение всю обитаемую землю" (Откровение 12:9). Сатана очень злобен, лжив и жесток. Поэтому мир, который находится в его власти, тоже полон зла, лжи и жестокости». Объяснение это очень напоминает логику дуалистов: материальный мир несовершенен, он зол и жесток, а следовательно не мог быть сотворён благим Богом. «Всё становится на свои места», если принять, что мир создан злым демиургом, противником Бога, сатаной. Как видно, идейные вдохновители Организации «Свидетелей Иеговы» в своих рассуждениях недалеко ушли от еретиков-дуалистов. Особую обеспокоенность вызывает то, что это чудовищное заблуждение пытается прикрыться словами Священного Писания: «В Библии ясно говорится: "Весь мир лежит во власти Злого" (1 Иоанна 5:19)». Общество Сторожевой Башни здесь попросту лукавит, умалчивая информацию, которую сообщает в других своих публикациях: «Слово "мир" (греч. космос) в Библии часто означает неправедное общество, которое "находится во власти лукавого" (1 Иоанна 5:19, СоП)... Однако слово космос в Библии относится также к человечеству в целом. Употребляя слово "мир" в таком смысле, Иисус сказал: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него" (Иоанна 3:16, 17; 1 Иоанна 4:14; 2 Коринфянам 5:19)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 1997 г., стр. 8). Как же можно писать «Библия ясно указывает...», если слово «мир» имеет несколько значений? С учётом того, что в Священном Писании недвусмысленно говорится о Боге как владыке мира (1Пар. 29:11,12; Пс. 21:29; Дан. 4:14; Матф. 28:18), то слова в 1Иоан. 5:19, несомненно, следует понимать в том смысле, что «неправедное общество» находится под властью диавола. А «рождённый от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему», — читаем в предыдущем, 18-ом стихе и убеждаемся, что речь идёт о двух категориях людей. Другой ссылкой, не указанной в этой главе, но активно используемой «Свидетелями Иеговы», является 2Кор. 4:3,4: «...Закрыто благовествование наше... для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы». Однако и здесь не говорится, будто бы над всем созданием правит сатана, а сказано только то, что он — бог для людей «сего века», то есть, согласно контексту, погибающих, неверующих. «Бог от века сего, потому что живущие по духу века покорствуют ему, охотно внимают внушениям его и усердно действуют по началам его», — объясняет св. Феофан Затворник.

ВАЖНЫЙ СПОРНЫЙ ВОПРОС

Поскольку «Свидетели Иеговы» отвергают библейскую истину о Боговоплощении и считают, что Иисус Христос был лишь «совершенным человеком», генетическим чудом «Иеговы Бога», то возникает резонный вопрос: «Если Иегова смог от несовершенной девушки дать жизнь совершенному человеку, почему этого не произошло ещё с детьми Адама и Евы?» Тем более, что, если верить публикациям Общества Сторожевой Башни, «люди, жившие в то время, были ближе к совершенству, которым Адам обладал вначале, и, видимо, поэтому жили дольше тех, кто был от совершенства дальше» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 мая 2003 г., стр. 5). Проще говоря, почему Искупитель родился не сразу после грехопадения? Православным христианам в этом вопросе проще, поскольку они провозглашают исключительную святость, добродетель и целомудрие Девы Марии, добровольно согласившейся стать Матерью Господа (Лук. 1:38,43). Её воля и все силы души и тела были полностью посвящены Богу. Она — вершина и плод всего ветхозаветного подготовления человечества для принятия воплощённого Бога-Спасителя, поскольку хотя и была наследницей природы ветхого Адама омрачённой первородным грехом, но всё же не имела никакого личного греха. Потому Церковь и прославляет Деву Марию как Пресвятую и Пренепорочную. Однако Организация «Свидетелей Иеговы» не считает, что Дева Мария заслуживает какого-то особого отношения. В литературе Общества Сторожевой Башни хотя и признаётся, что «ей выпало дивное преимущество» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 ноября 1994 г., стр. 29), однако вразумительных критериев выбора не сообщается, отмечается лишь, что «она была духовным человеком и хорошо знала Писание» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 декабря 2002 г., стр. 6). Остаётся только недоумевать — неужели за тысячелетия, прошедшие от грехопадения Адама и Евы, родилась лишь одна «духовная» и знающая Писание девушка? Выкрутиться из этой ситуации Организации «Свидетелей Иеговы» помогает специально разработаная доктрина — о т. наз. «спорном вопросе»: «Подтолкнув Адама и Еву к мятежу против Иеговы, Сатана поднял важный спорный вопрос... Сатана поставил под сомнение Божье право владычествовать. Обвинив Бога во лжи и заявив, что он скрывает от своих созданий какие-то блага, Сатана, по сути, представил Иегову как плохого правителя (Бытие 3:2—5). Он намекнул, что без Бога жизнь у людей станет даже лучше. Этим он оспорил верховную власть Иеговы, или его право владычествовать. Адам и Ева восстали против Иеговы. По сути, они сказали: "Мы не хотим, чтобы Иегова нами правил. Мы можем сами решать, что правильно, а что нет"... Как же поступил Иегова? Он позволил Сатане самому править людьми. Он также допустил, чтобы люди создали свои формы правления под руководством Сатаны» (абзацы 10-13). Очень интересная история, но — увы! — не имеющая под собой библейской опоры. «Сатана, по сути, представил...», «он намекнул...», «Адам и Ева, по сути, сказали...» — авторы вкладывают выдуманные ими мотивы и фразы в уста диавола и наших прародителей. Если внимательно прочитать 3-ю главу книги Бытия, то видно, что сатана просто-напросто обвинил Всевышнего во лжи: «нет, не умрёте» сказал он, предлагая Адаму и Еве ослушаться Бога и вкусить запретный плод. Вся диавольская ложь раскрылась и стала явной сразу же, поскольку «открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7). Обещанного сатаной они не получили, но убедились к своему стыду в истинности Божьих слов. Предложите «Свидетелям Иеговы», проводящим «изучение» перечитать всю главу и убедиться: там и слова нет о «праве Иеговы» владычествовать над всем, и тем более нет никакого намёка на что-либо подобное. Где же в Библии говорится о споре между Богом и Сатаной? О споре диавола с Архангелом Михаилом сказано в Иуд. 1:9, а где хоть что-то о споре диавола с Иеговой за «право на верховную власть»? Если это настолько важный для Бога и для всей вселенной вопрос, то он наверняка был бы подробно раскрыт в Писании. Но ничего, кроме своих домыслов да отвлечённых рассуждений писатели из Общества Сторожевой Башни не в состоянии предоставить.

Как уже отмечалось при рассмотрении 5-ой главы, по учению Общества Сторожевой Башни, «главная цель Иеговы — это не спасение человечества, а оправдание Его имени (или, как мы сказали бы сейчас, оправдание Его владычества)» (книга "Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога", стр. 162) Это, вероятно, главный камень преткновения — центральная тема Библии. Здесь-то и кроется причина расхождения доктрины Организации «Свидетелей Иеговы» с библейским учением. Тема Библии — спасение людей от рабства греха и смерти, примирение с Богом на основании жертвы Иисуса Христа. В новозаветных книгах Сын Божий множество раз назван «Спасителем», все Писания — о Нём (Иоан. 5:39), все «изыскания и исследования пророков» относились к спасению человечества (1Петр. 1:10). Если же исходить из «оправдания владычества» Бога перед кем-то, то жизнь человека, по сути, значения особого не имеет. Иегова Общества Сторожевой Башни выглядит какой-то закомплексованной личностью, которой необходимо самоутверждаться за счёт других. При чтении литературы Организации «Свидетелей Иеговы» перед глазами живо рисуется картина, в которой люди — это прах перед ногами Суверена. Но Он почему-то жаждет получить от этого праха любовь и послушание. Если Он такой, что не отличишь от человеческих властолюбцев, то мы все пропали. И цена нам — ломаный грош. Если же исходить не из «спорных вопросов», а из сотериологии (учении о спасении), то мы увидим подлинный образ Бога. Мы увидим Бога, Который после согрешения первых людей не самоустраняется, отдав всё в руки сатаны, а заботливо одевает Адама и Еву в «одежды кожаные» и даёт первое обетование о приходе Спасителя. И Он Сам становится этим Спасителем! Бог Сам приходит к людям, рождаясь как человек, и идёт ради них на мучительную смерть, претерпевая Крест.

Учитель и ученик
Нужно ли Богу самоутверждаться
в чьих-то глазах?

В 12-ом абзаце авторы приводят довольно милый пример об учителе и своенравном ученике. Надо заметить, что в этой иллюстрации и тот, и другой — люди. Учитель не имеет «качественного» превосходства перед любым из своих учеников; среди них вполне себе может оказаться вундеркинд, способный своими мыслительными способностями заткнуть за пояс любого взрослого преподавателя. «Свидетели Иеговы» этого не замечают, потому что это вполне вписывается в теологическую картину, защищаемую Обществом Сторожевой Башни: «Называть Иегову Бога "Всемогущим" не имело бы смысла, если бы не существовали другие личности, которых тоже называли богами, но которые занимали более низкое положение» (брошюра "Следует ли верить в Троицу?", стр. 26); «...Употреблённое в Исаия 9:6 еврейское выражение показывает определённую разницу между Сыном и Богом. Там Сын называется "Богом крепким" (Эль Гиббор), а не "Богом Всемогущим"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 апреля 1992 г., стр 26); «Ясно, есть много богов. Некоторые из них, как уже говорилось, даже упомянуты в Библии. Однако люди, много лет назад увидевшие силу Иеговы, признали его истинным Богом... Но есть ещё один бог, обладающий большой силой. В Библии сказано, что некий "бог века сего ослепил умы" неверующих (2 Коринфянам 4:4, СП)...Это не кто иной, как мятежный ангел, Сатана Дьявол» (журнал "Пробудитесь" от 22 мая 2005 г., стр. 9). В представлении «Свидетелей Иеговы» существует множество «духовных личностей»-богов, различающихся по степени своей силы. Самого сильного из этих богов «Свидетели» называют «всемогущим» и поклоняются ему. Эта религиозная система, называемая по-научному «монолатрией», не имеет общего с христианским монотеизмом. Но в неё очень органично вписывается «спорный вопрос» — «Имеет ли право одно существо быть абсолютным правителем над другими такими же существами?». Тогда понятно, почему «за происходящим наблюдали миллионы ангелов» и почему «решение спорного вопроса затронуло бы этих ангелов» (абзац 13), ведь они, по доктрине Организации, занимают более низкое положение «младших богов». Каждый из них — потенциально «верховный бог». Если вернуться к аналогии с учебным классом, то «ученики», действительно, вправе сказать своему «учителю», образно выражаясь: «Наличие у тебя бороды ещё не даёт тебе право командовать нами!» Бог, таким образом, становится заложником мнения Своих созданий. Вот такие мысли возникают при чтении этой части главы с примером об учителе и ученике. Надо заметить, что «Свидетели Иеговы» очень любят приводить различные наглядные иллюстрации в качестве доказательств учения своей религиозной организации. И здесь важно твёрдо помнить прописную истину: аналогия никогда не может использоваться, как доказательство. А никаких подтверждений наличия в Библии учения о «важном спорном вопросе» (причём, настолько важном, что затмевает собой спасение Богом людей!) авторы не предоставили.

ПОЧЕМУ ТАК ДОЛГО?

В одной из публикаций Общества Сторожевой Башни в качестве ответа на данный вопрос приводится мысль во многом перекликающаяся с содержанием параграфа исследуемой книги: «...Почему Бог допустил, чтобы до урегулирования этих вопросов прошло так много времени — до настоящего момента приблизительно 6 000 лет? Неужели их нельзя было уже давно удовлетворительно уладить? Да, но если бы Бог вмешался еще в те давние времена, то можно было бы выдвинуть обвинение, что людям не было дано достаточно времени для создания подходящего правительства и необходимой техники, чтобы обеспечить всеобщий мир и благосостояние. Поэтому, в силу своей мудрости, Бог знал, что для разрешения поднятых спорных вопросов необходимо было время. И он предоставил это время» (книга "Жизнь — как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?", стр. 193). На первый взгляд кажется, что данное объяснение выглядит вполне логично и разумно. Но так ли всё гладко? Во-первых, из Библии известно, что Бог вмешивался в человеческую историю: например, Он навёл потоп во времена Ноя, а позже смешал языки и прервал строительство вавилонской башни, приводил в упадок древние империи. Следовательно, сатана вполне может выдвинуть Ему упрёк: «Так нечестно! Ты мне мешал и путал карты. Ты тормозил прогресс человеческой цивилизации». Во-вторых, человечество ещё не исчерпало всех своих возможностей: генная инженерия недостаточно развита («бессмертие и вечная молодость»), да и до создания искусственного интеллекта пока далеко («идеальное правительство»). А ведь теоретически эти два направления могли бы обеспечить людям вечное счастье и благополучие. Значит, опять у сатаны появляется аргумент: «Ты дал мне и людям слишком малый срок! Ты нарочно дал недостаточно времени, потому что боишься, что у людей на этот раз всё получится». В-третьих, если участь всех живших на Земле зависит от выбора той или иной стороны, то мы-то знаем, что подавляющее большинство «проголосовало» против Бога в пользу жизни без Него, жизни во грехе. Как это доказывает или подтверждает «право» Бога господствовать над человечеством, если большинство отвергло Его правление? Если их мнение не нужно учитывать, то для чего вообще тянулись эти 6 000 лет? Таким образом, учение о «важном спорном вопросе» запутывается в ещё больших противоречиях.

Бог и диавол
Учение о «спорном вопросе»
уравнивает сатану и Бога

Примечательно, что в этом разделе главы проскальзывает библейская ссылка с ответом на вопрос подзаголовка. Это 2Петр. 3:9: «Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Можно ещё обратить внимание «Свидетелей Иеговы» и на следующие слова: «долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2Петр. 3:15). Но это место Писания преподнесено так затушёванно, что просто тонет в общей массе рассуждений авторов книги. Да, сильный акцент на этом библейском отрывке Обществу Сторожевой Башни совершенно невыгоден. Казалось бы, какая отличная возможность была у Апостола Петра преподать учение о «важном спорном вопросе»! Он мог бы напомнить о «мятеже Адама и Евы» в Эдемском саду. Он мог бы сказать, что Господь не медлит, а предоставляет достаточное время для разрешения поднятого сатаной вопроса о праве владычествовать. Но Апостол Пётр не упоминает ни Адама с Евой, ни диавола, не обмолвился ни словом о «праве», и ссылается он не на книгу Бытия, а на Апостола Павла. А тот, в свою очередь, писал, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4). Не очевидно ли из этого, сколь далеко от истины утверждение идеологов Организации, будто «главная цель Иеговы — это не спасение человечества, а оправдание Его владычества»?

КАК ТЫ ПОСТУПИШЬ?

Свобода это, действительно, дивный дар Творца, и им нужно мудро распорядиться. Вот как предлагают поступить с ним безымянные авторы книги: «Ты можешь присоединиться к миллионам тех, кто встал на сторону Иеговы. Эти люди радуют Бога, поскольку делают всё, чтобы доказать, что Сатана — лжец и ничтожный правитель (Притчи 27:11)» (абзац 21). Текст из книги Притчей Соломоновых («Будь мудр, сын мой, и радуй сердце моё; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня») не может служить подтверждением мысли представителей Общества Сторожевой Башни. Откуда видно, что под «злословящим» здесь следует понимать сатану? Вся книга эта состоит преимущественно из предложений-пословиц, отражающих представления людей того времени о том, как следует вести себя в конкретных жизненных ситуациях. Нет оснований считать, что в указанном стихе царём Соломоном подразумевалось нечто большее, нежели добрый отеческий совет (срав. с Притч. 10:1; 15:20; 23:15; 23:24,25). Для того, чтобы из этого отрывка вывести концепцию, подробно описанную в главе, нужно иметь весьма бурное воображение! Писатели из Общества Сторожевой Башни напоминают друзей праведного Иова, которые, не зная в чём дело, пытались что-то Иову втолковать. Может, и из благих побуждений, из сострадания, из желания утешить, но тем не менее всё это было далеко от правды. В Библии не содержится учения о «спорном вопросе», якобы поднятом сатаной. Книга «Свидетелей Иеговы» призывает людей тратить время на, как говорят в народе, таскание воды в решете. Ведь надо же хоть чем-то занять рядовых членов Организации — покорять тело душе и участвовать в спасительных таинствах им не позволяет собственная догматика, вот и приходится заниматься «доказыванием» непонятно кому непонятно чего... А диавол тем временем смотрит и посмеивается, как он ловко сумел отвлечь «миллионы тех» от подлинного спасения души и жизни в Боге.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0