Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 6: «Где находятся умершие?»

Вопрос, вынесенный в название данной главы, по умолчанию предполагает, что умершие находятся «где-то», то есть в каком-то определённом месте. Так ли это, и что вообще можно сказать о посмертной участи человека с точки зрения Священного Писания? При рассмотрении 3-ей главы уже отмечалось, что природа человека сотворена Богом сложной — двусоставной. Другими словами, человек состоит из материального тела и нематериальной души. Во избежание недоразумений при разборе этого вопроса со «Свидетелями Иеговы» следует помнить, что слово «душа» по отношению к человеку в Библии имеет, по меньшей мере, четыре значения:
1. Душа, как духовное начало, нематериальная сущность: «Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3Цар. 17:21,22; срав. с Лук. 8:54,55); «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс. 48:16); «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15:10). В этом смысле это понятие синонимично слову «дух» (евр. «руах»): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7); «Господь, распростёрший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит...» (Зах. 12:1).
2. Душа, как орган человеческих чувств. В этом значении это понятие тождественно слову «сердце», поэтому говорится, что душа любит (Песн. 3:1,2), страдает (Быт. 42:21), проявляет желания (Мих. 7:1), томится (Пс. 83:3), веселится (Пс. 85:4), утешается (Пс. 93:19) и т. д.
3. Душа, как обозначение человека в целом: «Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ» (Быт. 46:26); «...немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1Петр. 3:20); «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Рим. 13:1) и т. д. В этом значении душа жаждет, голодает, насыщается пищей (Притч. 6:30; Ис. 29:8). В этом же смысле и говорится о «смерти души», то есть человека (Втор. 27:25; Лев. 7:20; Числ. 23:10; Суд. 16:30).
4. Душа, как обозначение человеческой жизни: «Я душу мою положу за Тебя» (Иоан. 13:37); «Сберёгший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Матф. 10:39).

Если сущность человека двусоставна (и это, как мы убедились раньше, подтверждается Священным Писанием), то что же является в человеке источником сознания и, самое главное, самосознания? В пособии «Чему на самом деле учит Библия?», в 4-ом абзаце, говорится следующее: «Чувства и мысли связаны с работой мозга. Когда человек умирает, мозг перестаёт работать. Со смертью мозга наши воспоминания, чувства и переживания просто исчезают. Они не могут существовать сами по себе». Эти слова в точности повторяют слова атеистов. Перед нами чисто материалистический взгляд на окружающую нас действительность. Такая точка зрения не оставляет места для сверхъестественного — Бога, чудес, Ангелов, души... Для искренне верующего человека рассуждать подобным образом было бы неприемлемо. Неужели источником мышления, свободы и даже религиозного чувства является всего лишь кусок высокоорганизованной материи? Может ли набор неразумных атомов и электромагнитных полей быть причиной разума? Это противоречит даже элементарной математике, ведь сколько бы мы ни складывали нулей, в конечном итоге получим всё тот же ноль. Спросите у «Свидетелей Иеговы»: если источник мыслей — это мозг, то как быть, например, с Ангелами или сатаной? Они же являются бесплотными духами, у них нет ни мозга, ни нервной системы! Не разумно ли отсюда заключить, что источником сознания является не материя, а её противоположность? Вот что говорится в Библии о происхождении мыслей человеческих: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя даёт ему разумение» (Иов. 32:8). Теперь, когда всё необходимое выяснено, можно смело переходить к основной части 6-го урока, где мы коснёмся такого неприятного предмета, как человеческая смерть.

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА ЧЕЛОВЕК УМИРАЕТ?

Душа и тело
Библия учит, что дух человека
покидает тело при смерти

В 5-ом и 6-ом абзацах книги «Свидетелей Иеговы» предлагается на этот вопрос ответить, опираясь на слова Священного Писания. К сожалению, авторы пособия в этом разделе приводят лишь две ссылки — на книгу Екклезиаста (написанную царём Соломоном) и на книгу Псалмов Давидовых. Их мы обязательно рассмотрим в процессе исследования, а пока восполним досадный пробел и разберём 10 библейских мест, которые отвечают на вопрос, поставленный в заглавии чуть выше.

Так, в книге Бытия упоминается о смерти Рахили, жены патриарха Исаака, во время родов: «И когда выходила из неё душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони» (Быт. 35:18). Особо обратим внимание, что в той же главе сказано и о смерти самого Исаака. Но если о смерти Рахили говорится: «Выходила из неё душа» (стих 18), то о смерти её мужа сказано: «Испустил Исаак дух» (стих 29). Это как раз один из примеров, когда слова «душа» и «дух» выступают как синонимичные понятия в значении нематериальной составляющей человека. Для непредвзятого читателя очевидно, что в этих строках описывается выход бестелесной души (духа) из тела, но авторы рассматриваемой книги пытаются обойти это явное свидетельство. В приложении на стр. 209 они пишут: «Иногда под словом "душа" подразумевается жизнь человека... Когда Рахиль мучилась при родах своего сына Вениамина, "выходила из неё душа, ибо она умирала" (Бытие 35:16—19). В тот момент жизнь Рахили оборвалась». Представим себе на минуту, что они правы, и подставим это значение в подлинный текст: «...и когда выходила из неё жизнь, ибо она умирала...». Перед нами чистейшая тавтология! Вообще о том, что душа покидает тело, Библия сообщает неоднократно. Ещё одно такое описание встречаем в книге Екклезиаста: «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы... И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:5,7). Смерть человека названа отходом в некий «вечный дом», во время которого происходит разлучение души (духа) и тела (созданного, как мы помним, из праха — Быт. 2:7). Конечно, авторы из Общества Сторожевой Башни не желают смириться и с этим столь ясным опровержением своих доктрин и пытаются переиначить ясные слова царя Соломона. Так, в приложении на стр. 211 данный стих прокомментирован ими следующим образом: «Когда дух, или жизненная сила, покидает тело, оно умирает и возвращается в землю, из которой было взято. Подобным образом, жизненная сила возвращается к тому, кто её дал,— к Богу (Иов 34:14, 15; Псалом 35:10). Это не означает, что жизненная сила буквально уходит на небо. Она возвращается к Богу в том смысле, что только Иегова может вернуть жизнь умершему человеку. Образно говоря, его жизнь находится в руках Бога. Ведь только Бог с помощью своей силы может вернуть дух, или оживить человека». Да, удивительны попытки отвергнуть очевидное! Но в этом деле «Свидетелей Иеговы» противоречия подстерегают на каждом шагу. Они даже не могут в одном абзаце выдержать единство мысли: дух у них и не возвращается к Богу, и, в то же время, Бог его «может вернуть»; в их понимании тело в буквальном смысле возвращается к своему первоисточнику (в землю), а дух — лишь как-то «образно говоря». За их логикой не уследишь, ибо её нет вовсе.

Однако вернёмся к основному тексту урока. Как же понимать приводимую в 6-ом абзаце главы ссылку на Еккл. 9:5-10? Если прочесть Екклесиаста, начиная с 8-ой главы, то можно встретить и такие высказывания, с которыми не согласятся и сами «Свидетели Иеговы», например: «И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем» (8:15); «Одна участь праведнику и нечестивому, доброму и [злому], чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику» (9:2); «Итак, иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим» (9:7). Если понимать эти мысли как выражение собственной позиции царя Соломона, то данный текст входит в прямое противоречие с библейским вероучением: «Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: "будем есть и пить, ибо завтра умрём!" И открыл мне в уши Господь Саваоф: не будет прощено вам это нечестие, доколе не умрёте» (Ис. 22:13,14), «приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра то же будет, что сегодня, да ещё и больше» (Ис. 56:12). Разгадка этого парадокса заключается в том, что в приводимых «Свидетелями Иеговы» словах Соломона изложены взгляды на жизнь человека-скептика, который принимает только то, что «делается под солнцем» (т. е. здесь и сейчас, в этой реальности), всё испытывает, опираясь исключительно на собственный ум и наблюдения. Такой сугубо рационалистический подход к окружающей действительности неизбежно влечёт за собой и соответствующие выводы — «ешь хлеб... пей вино... наслаждайся с женой... можешь не приносить жертвы и не гоняться за добродетелью». Таким образом мудрый царь Соломон показывает, сколь пагубно обольщение тех суетных людей, говорящих, что «в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости».

А что насчёт Пс. 145:4? Неспроста в пособии приведено лишь окончание этого стиха. Зачитаем же его полностью: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его». Полный текст как раз подтверждает, что в момент смерти человек разделяется на две части, одна из которых возвращается в землю (разлагается), а другая идёт в некое иное место. При этом все «помышления» человека (т. е. замыслы, все его прогнозы и планы), касающиеся этой суетной жизни, исчезают, рушатся. Та же мысль содержится и в Пс. 103:29: «Отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются». Тело и дух возвращаются к своему первоисточнику: тело возвращается в прах, чем оно и было, а дух возвращается к Творцу, Который дал его. «Как видно из этих стихов, дух — это то, что оживляет тело. Без духа тело мертво», — указано в приложении на стр. 210 по поводу этого места Писания. С этими словами с удовольствием согласятся и все христиане. Однако тут же авторы делают совершенно нелогичный вывод, говоря: «Поэтому еврейское слово 'руах' в Библии переводится не только как "дух", но и как "сила" — жизненная сила... Значит, дух — это невидимая сила (искра жизни), которая поддерживает жизнь всех живых созданий». Почему то, что оживляет тело, непременно должно быть безликой силой? В каком языке слово «дух» переводится как «жизненная сила» или «искра жизни»?! Языки, на которых написана Библия, не знают таких понятий. Напротив, слово «дух» часто употребляется именно в смысле бестелесной разумной сущности. Так, «духами» называются Ангелы (Пс. 103:4; Евр. 1:13,14) и бесы (Зах. 13:2; Деян. 19:15,16), которые не имеют тела и, без сомнения, разумны.

Радиоприёмник
Без радиосигнала
из приёмника будет раздаваться
лишь треск и шипение

«Дух необходим для жизни тела, как электричество для электроприбора, — продолжают свои псевдобогословские рассуждения всё в том же приложении авторы книги. — Представь себе переносной радиоприёмник. Чтобы он заработал, в него нужно вставить батарейки — источник питания. Без батареек такой радиоприёмник работать не будет. Это можно также проиллюстрировать на примере радио, работающего от сети». Но ведь когда мы включаем приёмник или радио, то наличие электричества вовсе не говорит о том, что мы сможем послушать передачу! Для этого в первую очередь необходим содержащий информацию радиосигнал, улавливаемый антенной. В противном случае из приёмника будет раздаваться лишь треск и шипение. Акцент на этом образе сделан не случайно, поскольку уникальной особенностью человека, в отличие от животных, является способность «вырабатывать информацию». Вряд ли было бы логично считать, что этой способностью обладает совокупность неразумных атомов (тело), так что правильнее было бы думать, что дух (душа), вложенный в человека, и является своеобразной «радиобашней», посылающей мысли, приёмником для которых является телесный организм. Но из этого можно сделать закономерный вывод: как радиосигнал может существовать и без приёмника, так и душа способна существовать вне тела, о чём, собственно, и говорит всё Божественное Откровение.

Вернёмся к исследованию вопроса — «что происходит, когда человек умирает?». В Библии приводится и субъективные ощущения умирающего человека. Так, в книге пророка Исайи рассказывается о болезни царя Езекии, находящегося при смерти: «Жилище моё снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать подобно ткачу жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлёшь мне кончину» (Ис. 38:12). Итак, как шалаш для пастуха, так и тело для души лишь временное жилище. Смерть словно отрезает душу от «основы», то есть тела (срав. с Иов. 4:19). Ещё несколько примеров находим в новозаветных Писаниях: «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, испустил дух» (Лук. 23:46); «и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой... И, сказав сие, почил» (Деян. 7:59,60). Здесь следует особо подчеркнуть, что в подобных стихах речь идёт не просто «духе», а о чём-то индивидуальном («дух мой»). И совсем странным, с точки зрения отрицателей посмертного бытия, вещам учат два первоверховных Апостола. Первый пишет: «Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне. Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память» (2Петр. 1:13-15). Итак, Пётр говорит, что он пока ещё находится в «телесной храмине» (т. е. в теле), но скоро должен покинуть её, после «отшествия» — смерти. Если личность Апостола Петра есть лишь «продукт» его мозга, тела, то эти слова выглядят совершеннейшей бессмыслицей. Но как только мы принимаем библейское учение о душе, как нетленной носительнице самосознания человека, то всё встаёт на свои места. «Мы благодушествуем, — вторит Петру Апостол Павел, — и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор. 5:8). Раз можно выйти из тела и тут же быть с Господом, то, значит, есть нечто, выходящее из тела, то есть душа. Примеры можно приводить и далее, но библейский взгляд на суть смерти и так ясен. В 5-ом абзаце пособия «Свидетелей Иеговы» говорится: «Библия учит: когда человек умирает, он перестаёт существовать». В каком-то смысле это действительно так и есть, ведь полноценный человек представляет собой единый духовно-телесный организм — таким он был задуман Творцом и создан. В результате смерти это единство разрушается. Вернее было бы спросить — «что будет с моей личностью после смерти?» Как уже сказано ранее, самосознание человека связано с нематериальной его частью. Поскольку эта часть и после смерти человека сохраняет своё объективное существование, переходя в иное состояние, то и сознание не уничтожается. Неудивительно, что в Библии мы находим подтверждение этому. Так, умершему пророку Самуилу было известно о судьбе своего народа (1Цар. 28:17-19), пророк Моисей в полном сознании беседовал с Иисусом Христом на горе Фавор (Матф. 17:3), покойный Авраам знал про Моисея и пророков (Лук. 16:29).

ЧТО ГОВОРИЛ О СМЕРТИ ИИСУС?

Преображение Господне
Душа пророка Моисея никуда не исчезла,
а беседовала с Господом Иисусом Христом
(Лук. 9:28-36)

В этой части мы обратимся к тому, чьи слова не вызовут недоверия ни у одного христианина, — к Иисусу Христу. Однажды Он рассказал очень интересную историю про нищего по имени Лазарь и одного богача. По словам Иисуса, когда они оба закончили свой земной путь, то «умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лук. 16:22,23). Из всего рассказа следует две очень важных вещи: во-первых, и после физической смерти каждый из нас сохраняет сознательное существование; во-вторых, душа человека, далёкого от Бога во дни своей жизни, оказывается в мучительном состоянии богооставленности, сравнимом с огненными страданиями. Греческое слово «αδης», переведённое на русский язык словом «ад», образовано от слова «Αιδης», которое имеет следующие значения: «1) Аид или Ад, бог смерти (таково первоначальное значение, напр. у Гомера)... 2) подземное царство; в перен. — смерть; в Н.З. — ад» (см. Вейсман А. Д., "Греческо-русский словарь", Москва, 1991 г., стр. 18,19). Оно соответствует еврейскому понятию «шеол» (преисподняя, царство смерти и мрака), которое часто встречается в ветхозаветных книгах Библии. Следует заметить, что само по себе слово «шеол» в Ветхом Завете означало не место мучений, а, скорее, некую потустороннюю реальность, «темницу духов» (1Петр. 3:19), где души умерших людей ждало мрачное, тоскливое состояние. Ветхозаветный шеол (ад) имел не негативный, а, скорее, нейтральный смысл. Впрочем, судьба праведных и грешных после смерти всё же отличалась одна от другой, как это видно из повествования о богаче (который в аду был «в муках») и Лазаре (который, наоборот, «утешался», избавившись от всех тягот своей нищенской жизни). «Лоно Авраамово», куда был отнесён Ангелами Лазарь, означает ни в коем случае не рай и не Небесное Царство, а то место в аду, где десница Божия хранила праведников до времени избавления их Мессией: «Души праведных в руке Божией, и мучение не коснётся их» (Прем. Сол. 3:1). Все люди после смерти попадали в преисподнюю, пока наш Спаситель и Бог, Иисус Христос, не сошёл туда и не вывел оттуда души праведников. Со времени Голгофской Жертвы посмертная участь людей начинает различаться, и ад (преисподняя) становится обиталищем только падших ангелов (бесов), скованных «узами адского мрака» (2Петр. 2:4), и грешных душ. Не все знают про эту тонкость, поэтому «Свидетели Иеговы» часто ставят в тупик, задавая вопросы типа «Как это вы верите, что души мучаются и страдают в аду (преисподней), если Библия показывает, что туда попадали и праведники (например, Иаков, Авраам и т. д.), и даже сам Христос? Они тоже мучились?». Такие вопросы не учитывают ту радикальную перемену духовной реальности, что произошла после Крестной смерти Спасителя. Если во времена Ветхого Завета слова Иакова «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю [евр. «шеол» — прим. ред.]» (Быт. 37:35) были обычным делом, то в новозаветных книгах мы нигде не найдём, чтобы кто-то из Апостолов определял себя после смерти в ад. Наоборот, Павел писал: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Филип. 1:23,24; см. также 2Кор. 5:8); раскаявшемуся разбойнику Христос сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук. 23:43); духи праведников обитают в «граде Бога Живого, Небесном Иерусалиме» (см. Евр. 12:22,23). Общество Сторожевой Башни не учитывает этот момент и всех умерших «записывает» в ад, называя его «условным понятием, которое означает общую могилу всех людей» (приложение книги «Чему на самом деле учит Библия?», стр. 212). А поскольку ни один словарь не даёт того значения, что проповедуется членами Организации «Свидетелей Иеговы», то они вообще отказались от перевода оригинальных слов, использованных в Библии: «...в большинстве языков не существует слов, которые бы отражали точный смысл этих понятий. Поэтому в "Переводе нового мира" они последовательно переданы словами "шеол" и "гадес"» (см. там же). Это закономерно, поскольку их учение не позволяет им использовать ни слова, обозначающие место, ни слова, обозначающие состояние (если душа «уничтожается», то не может пребывать где-то или находиться в каком-то состоянии). Переводчики из Организации «Свидетелей Иеговы» предпочли просто уйти от неудобной проблемы. Что такое «общая могила всех людей», кто и как там находится (если тело давно истлело в земле), они также не объясняют.

Вернёмся к словам Христа о богаче и Лазаре. Хотя в тексте и не сказано, что это — притча, но многие понимают эту историю именно так. Часто можно услышать: «Это всего лишь иносказание, здесь речь не о загробном существовании». Но никакое иносказание не отменяет того факта, что сами образы Иисус Христос никогда не брал из ниоткуда. В Своих поучениях Он использовал жизненные зарисовки, ситуации и картины хорошо знакомые слушателям — притча о сеятеле, притча о верных и неверных рабах, притча о десяти девах, притча о закваске и так далее. Неизбежно возникают вопросы: если евреи не верили в бессмертие души, то зачем Христос вообще рассказал эту историю? Почему никто из правоверных иудеев не возмутился против этой «языческой басни», в которой фигурирует их праотец Авраам? Очевидно, что все слушатели притчи разделяли веру в посмертное существование человека, поэтому и ничуть не стали возражать и протестовать. Но если они все заблуждались, то Христос, получается, вместо того, чтобы прямо опровергнуть концепцию бессмертия души, загробных мучений и ада, начинает явно примеряться к ней и пытается рассказать какую-то историю, в которой учит тому, что слушатели знали и без Него. Несомненно, что Своими словами Он только поддержал существовавший «предрассудок» и сделал так, что Его последователи почти с неизбежностью станут «заблуждаться» в одном из главных вопросов своей веры! Правдоподобно ли это? Нет, Христос бы так не поступил. Он прямо опровергал ложные представления. Например, саддукеям, которые считали, что «нет воскресения, ни Ангела, ни духа» (Деян. 23:8), Иисус Христос прямо сказал: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» (Матф. 22:29). Он не стал подстраиваться под их ложные воззрения, а опроверг их.

Притча о богаче и Лазаре
Стал бы Христос использовать для притч
языческие образы и воззрения?

Увы, «Свидетели Иеговы» предпочитают не задаваться подобными вопросами, а потому стараются переключить внимание на иные слова Христа, про другого Лазаря. В 7-ом абзаце говорится: «Обрати внимание: Иисус сравнил смерть со сном. Лазарь не пошёл на небо, не мучился он и в адском огне». Да, действительно, Лазарь не мог мучиться после смерти, ведь он был хорошим человеком. Не мог он и оказаться в раю, так как Искупительная Жертва ещё не была принесена за человечество. Христос сказал сначала ученикам, что Лазарь «уснул». Но ведь у любого человека сон интуитивно вовсе не связывается с небытием! Сознание человека и во сне существует, и довольно активно, только пребывает в изменённом состоянии. Во время сна человек не перестаёт существовать — и это главное. А если говорится о состоянии, то должен быть и субъект, который в этом состоянии находится. В данном случае слово «уснул», применяемое по отношению к Лазарю, свидетельствует о том, что тот пребывает в этом состоянии. И если вслед за материалистами под смертью понимать полное небытие, то фраза Господа выглядит совершенно нелепо — состояние есть, а субъекта, который находится в этом состоянии нет!

Кроме того, нет никаких оснований подразумевать под сном коматозное состояние. Ещё царь Соломон говорил: «Я сплю, а сердце моё бодрствует» (Песн. 5:2). В медицинской энциклопедии говорится, что сон это «периодически наступающее состояние, при котором замедляются физиологические процессы и создаются наилучшие условия для восстановления организма, в частности центральной нервной системы... Согласно современным представлениям, сон не только отдых, но и работа, направленная на переработку самой различной информации, накопленной за день, с тем, чтобы мозг человека мог быть способным воспринимать ее и на следующий день» («Популярная медицинская энциклопедия», стр. 583). Во сне мы можем смеяться, плакать, чувствовать боль или наслаждение; иногда Бог использует сны для откровения Своей воли (Дан. 2; Дан. 4; Быт. 41 и т. д.). Таким образом, Господь Иисус Христос, сравнивая смерть со сном, говорил, как всегда, совершенную правду. А вот обучающая книжка Общества Сторожевой Башни сводит разговор Христа с учениками к примитивному утешению обманом. Действительно, Иисус говорит о несуществующем уже на тот момент Лазаре (если поверить толкованию Организации «Свидетелей Иеговы») как о всё ещё существующем, ведь сон, как уже было подчёркнуто, это форма бытия. Подведём итог: если смерть — сон, то это предполагает существование нашего сознания, хотя и в другом виде; память (хотя и изменённую) о прошлом; действие эмоций; возможность богообщения; и, наконец, надежду на воскресение. А это именно то, во что верят христиане!

ПОЧЕМУ ЛЮДИ УМИРАЮТ?

Одноимённый параграф книги «Чему на самом деле учит Библия?» посвящён рассказу о грехопадении Адама и Евы. Этот момент в основном был рассмотрен в самом начале комментария на предыдущую главу, поэтому здесь подробно остановимся лишь на связи библейской антропологии (учения о человеке) с учением о спасении и с правильной интерпретацией Эдемских событий. Одним их основных отличий христианской антропологии от представлений о человеке любой другой религии или философии является учение о том, что человек сотворён по образу Божию. Эта идея, с одной стороны, отлична от пантеистических теорий, постулирующих единосущие человека Божеству, а с другой — от материализма, склонного отождествлять жизнь человека с жизнью животного. Божественное Откровение гласит: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему: и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26,27). В этих библейских словах содержится глубокая тайна человеческого существа, которое одновременно является живым образом Творца (но имеющий потенциал стать Его подобием, т. е. потенциал к богоподобию) и в чём-то родственно с животным царством (телесность, деление на два пола). Но в случае, если считать каждого из нас лишь ходячим набором атомов, мы столкнёмся с неразрешимым противоречием. В 5-ом абзаце предыдущей главы говорилось, что «Адам был сотворён по образу Бога в том смысле, что мог проявлять качества, присущие Богу, например любовь, мудрость, справедливость и силу. Адам был похож на своего Отца ещё и тем, что обладал свободой воли». Конечно, и разум, и наличие свободы уподобляют нас Творцу. Но если наша душа подобна душе животного, если мы не обладаем вечным существованием хотя бы в своей высшей части, то вся эта богообразность весьма и весьма посредственна. Ведь тогда любой из Ангелов гораздо больше будет похож на Бога, чем мы, однако Священное Писание, тем не менее, не упоминает о том, что они сотворены по образу Божию. Более того, если допустить правоту Общества Сторожевой Башни, тогда у нас не останется ничего такого, в чём бы мог быть запечатлён этот Божий образ. Разве может что-то изменяющееся, ограниченное и временное (как всё материальное) быть носителем образа Того, Кто бессмертен, духовен и неограничен ничем? Христиане верят, что Господь дал человеку больше сходства с Собой, чем позволяет Ему Общество Сторожевой Башни, не признающее иных отличий людей от животных, кроме разума и возможности нравственного выбора. Мы верим, что Бог, Который есть дух (см. Иоан. 4:24), дал тем, кого Он сотворил по образу Своему, ещё и духовную природу, оживляющую материальное тело, и которая, подобно Ему, бессмертна (хотя и не по природе, а по Его неизменной благодати).

Из сказанного выше следует, что человек, как особое творение, призванное к богоподобию, по своей природе не может быть ограничен одной только биологической жизнью. Его призвание выводит за земные пределы, за грань этой временной жизни. Оно не ограничивается только тем, чтобы немного духовно возрасти, нравственно развиться и сделать мир вокруг себя немного лучше, чем он есть. Замысел Божий о человеке совсем не в том, чтобы тот жил в своё удовольствие, покомфортнее устроившись на этой земле. Это была бы слишком мелкая, слишком незначительная и недостойная человека цель. Призвание человека — превзойти самого себя, возвыситься над собой и над миром, стать не просто в той или иной мере лучше, но сделаться совершенным, подобно всесовершенному Богу. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матф. 5:48) — призывал всех Иисус Христос. Здесь учение Общества Сторожевой Башни об отсутствии у человека неуничтожимого духовного начала сталкивается с серьёзной проблемой. Ни о каком возвышении Адама над материей и уподоблении Иегове в построениях Организации «Свидетелей Иеговы» не может быть и речи, ведь ему просто «нечем» это сделать. Впрочем, это справедливо и по отношению к его потомкам: если человек это только кусок живой материи, то откуда в нём возьмётся способность подняться над ней? Ответа в литературе Общества Сторожевой Башни мы не найдём.

Итак, человек был создан с расчётом на «динамику», создан для возрастания, а это возможно через определённое упражнение. Нужна была заповедь, причём именно в виде запрета, иначе никакого внутреннего роста не было бы. Таковой заповедью и стало Божье повеление о невкушении плодов с «древа познания добра и зла». В толковании, ставшем уже классическим, в раю Господь дал Адаму «закон для упражнения свободы. Законом же была заповедь: какими растениями ему пользоваться и какого растения не касаться. А последним было древо познания, и посаженное вначале не злонамеренно, и запрещённое не по зависти (да не отверзают при этом уста богоборцы, и да не подражают змию!); напротив, оно было хорошо для употребляющих благовременно (потому что древо это, по моему умозрению, было созерцание, к которому безопасно приступать могут только обладающие опытом), но не хорошо для простых ещё и для неумеренных в своем желании, подобно как и совершенная пища не полезна для слабых и требующих молока» (св. Григорий Богослов, "Слово 45. На Святую Пасху"). То есть посреди рая было буквальное дерево, которое в духовном плане давало возможность созерцания божественных вещей, к которому наши прародители не были ещё готовы (подобно тому, как в ярком свете видеть можно намного лучше, но, резко выходя на него, слепнешь). Они должны были подходить к этому постепенно, через Богообщение. К тем же выводам можно прийти и при помощи следующего рассуждения: если людям нельзя было есть плодов с этого дерева, то для кого изначально предназначались эти плоды? Бог никого не искушает злом, и всё сотворённое Им было «хорошо весьма» (Быт. 1:31), а значит дерево это было предназначено Адаму и Еве, но — в будущем. Без подготовки (упражнений в добродетели) вкушение с него было опасным. Подобные рассуждения глубоко чужды Организации «Свидетелей Иеговы», и немудрено, что, для безымянных авторов «обучающей» книги, заповедь, данная людям, просто «позволяла им выражать благодарность Тому, кто дал им всё и наделил их совершенством» (абзац 9). То есть, по их мысли, дерево и запрет вкушать от него были неким внешним символом повиновения и покорности людей, видимой демонстрацией (как будто Иегова и без этого не видел их внутренних побуждений и мыслей!). А так как существование нематериальной души ими отвергается, то в версии Общества Сторожевой Башни заветная цель грешного человечества — это избавление от некоего генетического отклонения, повреждения. Получается, что если бы люди обладали достаточными познаниями в генной инженерии, то смогли бы победить и все грехи, и даже смерть. Таким образом, и учение о спасении оказывается безнадёжно искажённым у авторов книги «Чему на самом деле учит Библия?». Согласно их представлениям, реальное соединение с Создателем для нас невозможно, они не рассчитывают увидеть Бога (срав. с Иов. 19:26; Матф. 5:8). Человек только своим характером уподобляется Творцу, а вечная жизнь понимается только как бесконечно длящееся пребывание в бананово-кокосовом раю.

ПОЧЕМУ УТЕШИТЕЛЬНО ЗНАТЬ ПРАВДУ О СМЕРТИ?

Попробуем теперь ответить на этот вопрос с учётом всего вышеизложенного. Итак, знать правду о смерти весьма утешительно, поскольку она убеждает нас в том, что и после физической смерти мы не исчезнем навсегда, словно нас и не было. Утешительно знать, что наши умершие (телесно) близкие существуют, хотя и в ином состоянии; что если они жили добродетельной, христианской жизнью, то пребывают в покое и предначинании вечного блаженства, а если они жили не по заповедям Божьим, то мы можем им помочь своими молитвами (впрочем, поскольку на практике, как правило, мы не можем сказать ничего определённого о принадлежности того или иного человека к этим двум категориям, то имеет смысл молиться за каждого о прощении Богом его грехов). Утешительно знать, что усопшие христиане, сумевшие ещё в земной жизни достичь состояния святости (души которых стали близки к Богу, так как они искоренили в себе всё греховное даже на уровне мыслей и чувств), являются нашими сомолитвенниками — они молятся Богу вместе с нами и о нас. А вот мысли авторов книги Общества Сторожевой Башни выглядят крайне сомнительно. «Мёртвые не страдают и не испытывают боли... Им не требуется наша помощь...» — заверяют они своих читателей в 15-ом абзаце. Выходит, теперь за умерших можно и не молиться: «Какое облегчение! Будет меньше "расходов" на милосердие: главное, что мне хорошо, а про остальных как-то не хочется и думать. Да и что о них думать, ведь их же нет!». Но если вы таким путём пытаетесь отделаться от страданий близких, то где же ваше христианское сердце?

Так что самим «Свидетелям Иеговы» можно задать приведённый в 16-ом абзаце их книги вопрос: «Согласуются ли учения твоей религии с тем, что говорится о смерти в Библии?». А если в официальной литературе Общества Сторожевой Башни порицается верить в библейскую истину о двусоставности человеческой природы, о посмертном существовании души, о муках грешников, то не от того ли это, что «их учения возникли под влиянием Сатаны»? Вопрос-то на самом деле не праздный. Ведь сатана активно действует в том числе и через материалистическую философию. Он хочет, чтобы вы поверили, что не имеете никаких преимуществ перед животными, что человек подыхает точно собака и имеет больше сходства со скотами, разлагающимися душой и телом без остатка, нежели с бессмертным Творцом, что бесполезно молиться святым Божьим угодникам, что образ Божий так легко уничтожить. «Тебе не следует беспокоиться о своей загробной участи, — словно бы нашёптывает сатана, — ведь ты всего-навсего умрёшь. Один миг — и ты больше ничего не будешь чувствовать: ни угрызений совести, ни мук отчаяния, ни какой-либо ответственности за содеянное при жизни! Делай, что хочешь: ешь, пей, веселись, ведь эта жизнь под солнцем, на самом деле, всё, что есть у тебя. Так не отказывай себе ни в чём!». Под влиянием этого бесовского учения находились люди ещё во времена царя Соломона: умонастроений той эпохи мы коснулись, когда говорили про книгу Екклезиаста.

В заключении 6-ой главы рассматривается вопрос, волнующий многих: согласуется ли Божия любовь и справедливость с вечными мучениями грешников, как об этом учит Библия (Матф. 25:41,46; 13:49,50; Откр. 14:9-11)? «Свидетели Иеговы» считают, что «это учение позорит Бога. Иегова полон любви и никогда не станет мучить людей (1 Иоанна 4:8). Что бы ты подумал о человеке, который наказывает своего непослушного ребёнка, держа его руки над огнём? Стал бы ты уважать его? Захотелось бы тебе с ним познакомиться? Конечно, нет! Ты, скорее всего, счёл бы такого человека жестоким. Именно этого добивается Сатана. Он хочет, чтобы мы поверили, будто Иегова мучает людей в огне бесчисленные миллиарды лет!» (абзац 17). Действительно, это диавол хочет, чтобы все поверили, что грешников мучает Бог. Он привычно клевещет (греч. «διαβολος» — «клеветник») на Всевышнего. Священное Писание же, напротив, показывает, что, на самом деле, грешники сами себя обрекают на муки, отпадая от Бога. Например, бесы сказали Иисусу: «Ты пришёл раньше времени мучить нас» (Матф. 8:29). То есть Христос, Который есть воплощённая любовь, для них был источником страданий, так как их внутреннее состояние — демоническое, противоположное Богу. Человек, стремящийся к святости, приобретает божественные качества: любовь, мир, кротость. Но другой человек, наоборот, распаляет свои страсти и, соответственно, приобретает демонические качества: злобу, зависть, ненависть и т. д. Для такого человека бесконечная Божественная любовь будет словно нестерпимая мука. Что касается обвинений в несправедливости бесконечного наказания человека, который грешил, скажем, 60 лет, то они были бы уместны, если бы Господь рассматривал не внутреннее расположение каждого человека, а одни только дела. Истинно верующие и добродетельные люди имеют деятельное расположение к добру, потому и наследуют бесконечное блаженство. У грешника же всё наоборот: «Нечестивые потому имели конец грехов, что имели конец жизни. Они желали бы, если бы могли, жить без конца, чтобы иметь возможность грешить без конца» (святитель Григорий Великий, "Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души", книга IV). Лукаво выглядит и сравнение нечестивых людей с «ребёнком». В Библии такие люди уподобляются детям не Бога, но диавола: «Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня... Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан. 8:42,44), «доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого» (Матф. 13:38). Неудивительно, что эти люди в итоге соединятся со своим духовным отцом! Поэтому ничего противоречащего Божией справедливости и любви в этом учении не содержится. А вот отрицатели посмертного существования человеческих личностей и вечного наказания нечестивцам действительно сталкиваются с большими противоречиями. И прежде всего — с противоречиями словам Иисуса Христа. Кроме тех, что были процитированы ранее, обратите внимание «Свидетелей Иеговы» на следующие места Священного Писания. Господь Иисус Христос сказал об Иуде-предателе: «Горе ему, лучше бы он не родился» (Матф. 26:24). Какое же «горе», если со смертью для человека всё кончается, и никакой иной кары он не несёт? По сути, Христос прямым текстом говорит здесь, что Иуду ждёт нечто похуже, чем небытие! Не менее интересны и слова из притчи о верном и неверном рабах, в которой аллегорически рассказывается о судьбе разных категорий людей в день Божьего Суда: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12:47,48). Нетрудно увидеть, что из этой притчи ясно следует различие в воздаянии грешникам: один раб будет «бит много», другой «бит меньше». Такая разница была бы невозможной, если бы всех делающих неугодное в очах Господа ждало простое уничтожение.

Тема о человеческой душе и состоянии умерших очень важна, поскольку, как будет показано дальше, тесно связана с предметом обсуждения других уроков данного пособия Общества Сторожевой Башни. Анализ этой главы показывает, что авторами берутся в рассмотрение и доказательство своих мыслей немногие стихи из Библии (в основном из Ветхого Завета). При этом замалчивается факт наличия в Священном Писании мест, опровергающих построения доктринёров Организации «Свидетелей Иеговы». В целом здесь идёт обращение скорее к чувствам людей, нежели серьёзный и полноценный анализ Библии. Читателю преподносится некоторая упрощённая схема, которая находит у него отклик. Очень точно этот момент подмечен в диссертации диакона Дмитрия Евменова: «"Знание того, что Иегова не мучает людей вечно в аду, приносит человеку настоящее облегчение!" — делится своей радостью читательница "Сторожевой Башни". Конечно, ей гораздо комфортнее не вспоминать о словах Спасителя, засвидетельствовавшего что скажет грешникам в своё время: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный... И пойдут сии в муку вечную..." (Матф. 25:41,46)» (о. Дмитрий Евменов, "История создания и учение Общества Сторожевой Башни", ПБСТИ, декабрь 1998 г.). Чисто по-человечески, возможно, что лучше исчезнуть, чем страдать. Однако, как говорится, из песни слов не выкинешь. Так и из Библии не выкинешь слова про «вечные муки». И очень трудно понять даже с человеческой точки зрения, почему «Свидетели Иеговы» так хотят быть похожими на животных, тогда как всё Писание показывает, что человек выше всех прочих земных тварей по своей природе и отличается от них именно разумной и неуничтожимой после смерти тела душой.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (11.04.2015)
Всего комментариев: 0