Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Смерть»

Учение «Свидетелей Иеговы»: Когда мы умираем, мы просто перестаём существовать, нас ожидает не какой-то «потусторонний мир», а полное небытие. У нас нет причин бояться боли или мучений после смерти. Мёртвые не могут ни думать, ни действовать, ни чувствовать, они не могут принести живым ни пользы, ни вреда, поэтому нам не следует молиться умершим или о них. Но смерть совсем не обязательно означает прекращение существования навсегда. Своих умерших верных служителей Бог вернёт к жизни через воскресение. Также и тем, кто не получил в своё время достаточной информации о библейских нормах и умер, будет дана ещё одна возможность узнать истину о Боге и проявить веру в Иисуса Христа. Если они будут поступать правильно, то смогут вечно жить на райской земле, а иначе их ожидает бесследное уничтожение навсегда, как тех, кто грешил против Бога намеренно. Такая смерть (без надежды на воскресение) называется в Библии «смертью второй». Также в ней сказано, что в будущем смерти больше не будет, и люди смогут жить вечно.

«Где находятся умершие?»

Слово Божие ясно учит, что по смерти человека тело его распадается в прах, а душа отходит в мир духовный, где соответственно своему нравственному состоянию пребывает до дня Страшного Суда либо в предначинании райского блаженства (Ис. 57:1-2; Откр. 14:13), либо в предначинании гееннских мук (Лук. 16:22-23; 2Петр. 2:4,9). Души святых (т. е. людей угодивших Богу своей праведной жизнью) находятся в единении и общении с Господом (Иоан. 17:24; Евр. 12:22-23), которое наступает сразу по разрешении от тела (Лук. 23:43; Филип. 1:23; 2Кор. 5:8).

«Быт. 3:19: "В поте лица будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, потому что из неё ты взят. Ведь ты земная пыль и в пыль возвратишься"»

Адам должен был «возратиться в прах» телом, ибо только оно было взято из праха. Душа же его произошла от творческого «дуновения» Бога, а не взята из земли, как души животных (Быт. 1:24; 2:19). Следовательно, разложение телесного организма, его распад не касается духовной составляющей человеческой природы. Поэтому в Библии говорится: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).

«Эккл. 9:10: "Всё, что может делать твоя рука, делай, прилагая все силы, потому что в шеоле ["могиле", СП, СоП; "мире мёртвых", СмП] — месте, куда ты пойдёшь,— нет ни работы, ни замыслов, ни знания, ни мудрости"»

В 9-ой главе книги Екклесиаста мы видим рассуждение скептика, который ограничивается пределами земной жизни. Ставить подобные тексты во главу угла учения о посмертной участи человека было бы немудро. Следует помнить, что вся ветхозаветная эпоха являлась только подготовкой перед пришествием в мир Мессии, Спасителя. Поэтому всё, что говорится в Ветхом Завете на тему жизни и смерти, нужно подчинять однозначным положениям Нового Завета. Тело есть жилище души (Ис. 38:12; Иов. 4:19; Зах. 12:1; 2Петр. 1:13-14; Деян. 20:10). В нём она пребывает при жизни, а в момент смерти выходит из него и отходит к Богу, в иной мир (Быт. 35:18; Еккл. 12:7; Лук. 23:46; Деян. 7:59).

«Эккл. 9:5: "Живые знают, что они умрут, а мёртвые ничего не знают"»

Буквально в следующем, 6-ом стихе говорится: «...и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем». Следовательно, мёртвые, согласно этим словам, не только «ничего не знают», но и умерли навсегда! Эта мысль, взятая буквально и безоговорочно, вступает в противоречие с многочисленными свидетельствами Священного Писания. Господь, напротив, вдохновлял пророков вселять в людей светлую надежду на приход Мессии и воскрешение умерших. Значит, слова в Еккл.9:5-6 следует рассматривать, как размышления человека, который видит только то, что «делается под солнцем». Вполне естественно, что с его точки зрения после смерти ничего нет и не будет, «одна участь праведнику и нечестивому... как добродетельному, так и грешнику» (стих 2), и для живущих на земле нет ничего лучше, чем наслаждаться плодами своего труда. И всё-таки после философских размышлений окончательные выводы, к которым подводит своих слушателей Екклесиаст, следующие: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твоё радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд» (Еккл. 11:9); «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12:13); «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7). Так Екклесиаст, начав «от противного», к концу книги приходит к общебиблейскому учению о реальности загробного воздаяния.

«Пс. 146:4: "Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли ["мысли", Тх; "помышления", 145:4 в СП; "замыслы", 145:4 в ПП; "планы", 145:4 в СоП]"»

Из многих мест Священного Писания очевидно, что человеческая личность и после физической смерти сохраняет все силы и способности, данные ей Творцом (остаётся мыслящей, чувствующей, действующей), и не исчезает совершенно, как это пытаются представить теологи Общества Сторожевой Башни, но продолжает своё существование в духовном мире. Указываемые «Свидетелями Иеговы» тексты не подтверждают той мысли, что мёртвые прекращают всякое бытие:
«Здесь Давид излагает причину, по кото­рой нет спасения у начальников. Он её полагает в том, что душа князя, на которого ты, христианин, надеешься, выходит из тела и не навсегда в соединении с ним, иначе, князь есть смерт­ный человек и не пребывает бессмертным. А по исходе души из тела его, оно обращается чрез разрушение в землю, из которой, как изъясняет Феодорит, взято... "Днём" здесь Давид называет день смерти, в который душа человека выходит из тела, а "помышлениями" именует заботы о житейских делах, т. е. о богатстве, о славе, о силе, об удовольствиях и о другом подобном тому» (Евфимий Зигабен, "Толковая Псалтирь").
«"Не надейтесь на князей" — добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества... Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что "человек подобен дуновению" (Пс. 143:4); и: "дни человека - как трава" (Пс. 102:15). "Духом" пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему, по Божественному определению (Быт. 3:19)... По разлучении души с телом, и по разрешении тела в прах, суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо представив, что богатый, у которого был хороший урожай в поле, замышляет разорить житницы и построить большия, присовокупил: "Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?" (Лук. 12:20) И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога» (блаж. Феодорит Киррский, "Изъяснение псалма 145").

«Иоан. 11:11—14: "„Наш друг Лазарь уснул, но я иду разбудить его“. [...] ...Иисус сказал им прямо: „Лазарь умер“". (Смотри также Псалом 13:3.)»

Использование в Новом Завете метафоры сна при описании состояния мёртвых не ново, ведь и в ветхозаветных книгах часто говорится о смерти как о сне (Иов. 3:11-13, 14:10-12; Пс. 12:4, Иер 51:39,57; Наум 3:18). Что же из этого следует? Разве во сне у человека исчезает личность? Разве угасает его сознание? Для древних евреев метафора сна вовсе не означала какого-то выдуманного руководством «Свидетелей Иеговы» «бессознательного состояния». «Я сплю, а сердце моё бодрствует», — говорил царь Соломон (Песн. 5:2). Хотя это не всегда и заметно, но работа мысли не останавливается даже ночью: мы обдумываем происшествия, случившиеся с нами во время бодрствования, подсознательно анализируем их. Поэтому Бог иногда использует состояние сна для сообщения Своей воли (Быт. 20:6; 31:24; Иов. 33:14-17; Матф. 2:12 и т. д.). Когда мы спим, наши эмоции также не бездействуют, примером чего могут служить кошмары или радостные сновидения, что должно быть знакомо каждому (Дан. 4:2; Иов. 7:13-14; Матф. 27:19). Таким образом, для евреев сон, как метафора смерти, означал не прекращение бытия человеческой личности, но её переход в иное состояние: сознание продожает действовать, хотя и в другой форме. Первое поколение христиан знало без всякого сомнения, что, вкусив смерть на Кресте, Христос душой спустился в ад, где «находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Петр. 3:19) («Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог...», — поётся в пасхальном тропаре). Одновременно с этим о Спасителе также говорится и как об «уснувшем»: «Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув воскреснет тридневен» (кондак Великой Субботы). Итак, мы видим, что и в библейских текстах, и в текстах православных богослужений прекрасно уживаются две идеи: идея того, что мёртвые «спят», и идея посмертного существования разумной души.

«Продолжает ли какая-то часть человека жить после смерти тела?»

Слово Божие свидетельствует, что физическая смерть для человека заключается в разлучении тела, которое по своему происхождению есть прах, и души, которая будучи существом духовным продолжает своё сознательное бытие: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7); «...выходила из неё душа, ибо она умирала» (Быт. 35:18). Пророк Моисей умер телом, но душа сохранилась, так как он и пророк Илия явились перед Апостолами на горе Преображения (Марк. 9:4-9); также и Стефан, умерщвлённый камнями, был погребён благоговейными мужами, а его душу принял Господь, ибо он просил : «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян. 7:58). На истину учения о загробном существовании указывают и выражения, обозначающие в Писании телесную смерть: «говорили об исходе Его» (Лук. 9:31), «скоро должен оставить храмину мою... после моего отшествия» (2Петр. 1:14,16), «время моего отшествия настало» (2Тим. 4:6), «имею желание разрешится», то есть освободиться от тела (Филип. 1:24), «выйти из тела» (2Кор. 5:8) и др. Уже само именование тела в Писании «храминой» и «хижиной» должно свидетельствовать о существовании в ней и «жильца» (Иов. 4:19; 2Петр. 1:13-14; 2Кор. 5:1). Но как обитатель квартиры не является самой квартирой и может выйти из неё и существовать вовне, так и душа человеческая может пребывать вне тела (Откр. 6:9,10; Евр. 12:22,23).

«Иез. 18:4, НМ: "Душа ["душа", СП, ПАМ, Тх], которая грешит, та умрёт"; Иез. 18:4, СоП: "Тот, кто грешит, тот и умрёт"»

См. статьи «Ад», «Дух».

«Ис. 53:12: "Он отдал свою душу ["душу", СП, ПАМ; "себя", ПД; "жизнь", СмП] на смерть". (Сравни Матфея 26:38.)»

Удивляет склонность многих людей путать лингвистику с онтологией. Действительно, слово «душа» может принимать различные значения, и Библия здесь вообще ни при чём. Это свойственно любому языку. И у нас есть самые разнообразные выражения с этим словом: «душа компании», «душа ушла в пятки», «плюнуть в душу» и т. д. Подобные метафорические смыслы свойственны и многим другим словам, например, слову «сердце»: «у него мягкое сердце», «разбила мне сердце», «бессердечный человек» и прочие. Ясно, что из самого наличия этих выражений (даже если бы они встречались в священном тексте), никак не следует, что сердце у человека в реальности отсутствует. Точно так же из того, что слово «душа» в Библии имеет различные метафорические значения, никак не следует, что никакой души у человека на самом деле нет.

«Эккл. 9:6: "Исчезла их любовь, и ненависть, и ревность, и вовеки не будет им доли ни в чём, что делается под солнцем"»

А вот Апостол Павел учил, что «любовь никогда не кончается» (1Кор. 13:8, ПЕК)... Да уж, «весёленькая» у «Свидетелей Иеговы» религия, очень «оптимистичные» верования! Непонятно, зачем они тогда штудируют книжки Общества Сторожевой Башни, зачем в свои «залы царства» бегают? Неужели поможет? Написано же, что умершим «вовеки не будет доли ни в чём», а значит, если «Свидетели Иеговы» намерены ставить во главу угла эти слова ветхозаветной книги, то им следует забыть о различии в конечной участи праведных и грешников, о воздаянии, перестать мечтать о скорой счастливой жизни «в новом мире», а делать то, что советует Екклесиаст: «Иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твоё, когда Бог благоволит к делам твоим (...) Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это — доля твоя в жизни» (стихи 7-9).

«Ис. 26:14: "Они мертвы, не будут жить. Не поднимутся бессильные умершие"»

Вот до чего доводит злоупотребление вырванными из контекста библейскими фразами — ставится под сомнение основа основ христианской веры, учение о воскресении мёртвых. На самом же деле в Библии говорится, что умершие не поднимутся, если только Бог их не поднимет. Соответственно, усопшие сами не помогут живым, если только Бог через них не поможет. Найдём ли мы в Священном Писании указания на то, что умершие помнят о живущих на земле и стремятся им помочь? Да, в Лук. 16:27-28 мы читаем, как мучающийся в пламени ада богач беспокоился о своих живых братьях. Если же грешник так радел о родственниках, то не тем ли более святые праведники, водворившись у Господа своей бессмертной и чистой душой, будут усердствовать в помощи нам, живым?!

«Многие люди, пережившие клиническую смерть, ничего не помнят. Некоторые рассказывают о том, как они парили над своим телом. Одни говорят, что видели что-то красивое, а другие — что они были напуганы»

Конечно, далеко не все испытавшие клиническую смерть рассказывают о своих видениях. Следует понимать, что участие в исследованиях этой области абсолютно добровольно, то есть пациентов не допрашивают с применением полиграфа, чтобы определить, скрывают они что-то или правда «ничего не помнят». У человека есть уйма причин не рассказывать о своих ощущениях во время клинической смерти. Возможно, он считает увиденное и услышанное «по ту сторону» слишком личным и сокровенным, чтобы делиться этим с кем-либо. Может быть, он не желает привлекать к себе неуместное внимание любопытствующих или просто не хочет, чтобы его сочли психом. По мнению реаниматолога Сэма Парниа, блокировку воспоминаний могут вызывать лекарства, применяемые во время реанимации (прежде всего успокоительные средства). Если же обратиться к показаниям людей, поделившихся своим опытом нахождения в состоянии клиничесой смерти, то видно, что их свидетельства включают в себя ряд общих, универсальных особенностей: неприятный звук (шум) в начале опыта, ощущение выхода из тела, парения, чувство перемещения сквозь яркий туннель света, приятные эмоции (спокойствие, умиротворение, эйфория). Между описаниями некоторыми людьми своих негативных переживаний или даже чувства страха во время клинической смерти, и наличием многочисленных свидетельств приятных впечатлений от этого опыта нет никакого противоречия. Кардиолог Морис Роулингс в своей книге «За порогом смерти» приводит пример пациентов, которые перенесли клиническую смерть трижды и даже четырежды. При этом у одного и того же человека имели место и негативные, и позитивные впечатления. Роунгс объясняет это тем, что большинство пациентов просто забывает свои неприятные переживания, испытанные во время клинической смерти. Наша психика устроена таким образом, что подсознательно мы не желаем помнить (стараемся поскорее забыть) неприятную для нас информацию. Учитывая это, становится понятно, почему пациенты, как правило, рассказывают «о чём-то красивом» и не помнят картин ада или чего-то подобного.

«Редактор медицинских статей одного издания написал: "Когда физическая активность организма максимально снижается, как, например, при анестезии или из-за болезни или травмы, соответственно ослабевает саморегуляция всех его функций. В результате происходит неконтролируемый выброс нейрогормонов и катехоламинов, которые являются медиаторами нервной системы, а это среди прочего вызывает галлюцинации, которые оставляют у человека, пришедшего в сознание, ощущение, будто он умер, а затем воскрес" (The Arizona Republic. 1977. 28 мая. С. С-1; смотри также Fortschritte der Medizin. 1979. № 41; Psychology Today. 1981. Янв.)»

Это объяснение, которое ничего, по сути, не объясняет. Если, как полагают скептики, видения при клинической смерти были просто галлюцинациями, вызванными «неконтролируемым выбросом» химических веществ в мозг, то каким образом реанимированным людям удаётся впоследствии описывать реальные события, происходившие в тот момент в помещении? Голландский кардиолог Ван Ломмель приводит в пример одного из пациентов, у которого медсестра во время клинической смерти вынула зубной протез и положила в ящик стола. Когда мужчина пришёл в себя, то без посторонней подсказки указал место хранения своего протеза. Он утверждал, что видел сверху собственное лежащее тело, людей, находившихся в палате, и отчётливо запомнил всё, что они делали и говорили. Важно отметить, что при клинической смерти электроэнцефалограмма показывает отсутствие мозговой активности, то есть мозг в этот момент у человека «выключен». В таком состоянии он в принципе ничего не может чувствовать или переживать. Но каким же тогда образом умирающие могут что-то видеть и слышать (да ещё и запомнить эту информацию!), если слуховые и визуальные сигналы должны обрабатываться специальными мозговыми центрами, которые в тот момент попросту отключены? Профессор неврологии из Оксфорда Питер Фенис убеждён, что наше сознание — вовсе не продукт материального мозга: «Вместе с сознанием уходит и память. Поэтому как можно обсуждать эпизоды, которые люди не в состоянии помнить? Но поскольку они внятно рассказывают о том, что с ними случилось при отключённой мозговой деятельности, следовательно, существует душа, дух или что-то ещё, позволяющее находиться в сознании вне тела».

«"Змей [за которым скрывался Сатана; смотри Откровение 12:9] сказал женщине: „Нет, вы не умрёте“" (Быт. 3:4). Позднее Адам и Ева, конечно же, умерли. Кто в таком случае заронил в умы людей мысль о том, что какая-то нематериальная часть человека остается жить после смерти тела? Как мы уже узнали, эта идея не соответствует тому, что говорится в Божьем Слове»

На самом деле сатана пытался уверить Еву вовсе не в том, что её часть продолжит своё существование, а в том, что она вообще не умрёт, даже нарушив Божью заповедь. Более того, он обещал, что, вкусив запретный плод, люди сами станут как боги, знающими добро и зло, то есть обретут автономность от своего Творца. Но разве этому учит Церковь? Разве этот смысл христианство вкладывает в учение о бессмертии души? Нет, христиане, как и древние евреи, верят не в изначальное, природное самобессмертие человеческих душ, а именно в то, что они существуют благодаря Богу и Его милости, как Творца и подателя жизни. Церковь верит в правоту слов Бога, а не змея: после грехопадения человек лишился своей блаженной вечной жизни — тело стало тленным, душа склонилась ко злу, наступила духовная смерть (отделение души от Бога), а затем и физическая (отделение души от тела). Так что, человек умер, разлучился с Господом, но это вовсе не означает смертности души в смысле её уничтожения. Существование части человека вовсе не опровергает его смерти как целого существа. Интересно, что в другой публикации Общество Сторожевой Башни отрицает наличие в словах искусителя попытки внушить людям идею бессмертия души: «Сатана Дьявол, "отец лжи", сказал Еве, будто она не умрёт, указав, что она будет дальше жить во плоти (Иоанна 8:44; Бытие 3:3, 4). Это отличалось от высказывания, что бессмертная душа живёт после смерти тела» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 марта 1994 г., стр. 23).

«В законе Бога, данном древнему Израилю, общение с умершими осуждалось как нечистое и мерзкое (Лев. 19:31; Втор. 18:10—12; Ис. 8:19). Если бы живые просто общались с умершими близкими, разве любящий Бог стал бы это осуждать? Но если это демоны выдают себя за умерших и вводят людей в заблуждение, заставляя их верить лжи, то разве не было бы проявлением любви со стороны Бога защитить своих служителей от такого обмана? (Эф. 6:11, 12)»

Показательно, что среди причин запрета спиритизма в Библии упоминаются религиозное осквернение (Лев. 19:31; Втор. 18:11,12), риск уклониться в идолослужение и забыть истинного Бога (Лев. 20:6; Ис. 8:19), но никогда Бог не объяснял это табу тем, что мёртвых просто-напросто не существует. Значит, умершие всё-таки не исчезают в небытие, как кажется «Свидетелям Иеговы». Грешные души заключены в ад, находясь в страшном ожидании Суда Божьего; они не имеют власти не только учить чему-либо других, но и выходить оттуда. Души же святых и Ангелы являются людям только с дозволения Господа Вседержителя. Например, умершему пророку Самуилу Бог позволил предстать пред царём Саулом, чтобы ещё раз выразить Свою волю о нём и его доме (1Цар. 28:3-20). Тот, кто пытается присвоить себе власть над душами, посягает на исключительно Божью прерогативу, ибо только Он — «Бог духов всякой плоти» (Числ. 27:16). Тот же, кто обращается к такому человеку, признаёт тем самым его дерзкие притязания и становится соучастником в грехе. Поэтому православное христианство всегда однозначно осуждало спиритизм, называя его душепагубным, страшным занятием. У медиумов нет власти над миром мёртвых, а следовательно, во время их «сеансов» появляются не души умерших, а духи тьмы и обольстители рода человеческого. «Спиритизм — прямо бесовщина, ничем не прикрытая. Тут осязательна нечистая сила. Кто тут действует, можно судить по явлениям. Да они и сами не скрывают, что суть бесы» (свят. Феофан Затворник, "Письма", п.745). Из того, что демоны выдают себя за умерших, конечно, не следет, будто последних не существует. Представьте, что в вашем районе действуют мошенники, выдающие себя за полицейских. Означает ли это, что настоящих полицейских в действительности не существует?

---
Вера древних христиан:
«Если бы смерть вела в состояние бесчувствия, то это было бы выгодно для всех злодеев. Но так как у всех живших остаётся чувство, и всем [злым] предлежит вечное мучение, то не колеблитесь убедиться и верить, что истинно то, что я говорю»
(св. Иустин Мученик, "Апология I", II век)

«Итак, если мы жизнь людей, несмотря на то, что она подвержена таким изменениям от начала до разрушения, и терпит перерывы от всех вышесказанных обстоятельств, не отказываемся, однако, называть тою же жизнью: то мы не должны отвергать и жизни, следующей после разрушения, которая приведёт воскресение, — хотя она прерывается на некоторое время чрез разлучение души от тела»
(Афинагор Афинский, "О воскресении мёртвых", II век)

«Я знаю, что очень многие, сознавая, что они заслужили, не столько убеждены в том, что уничтожаются после смерти, сколько желают этого; потому что им приятнее совершенно уничтожиться, чем воскреснуть для мучений. Их заблуждение возрастает и от их собственной распущенности в жизни и от долготерпения со стороны Бога; но чем более Он медлит своим судом, тем строже суд»
(Минуций Феликс, "Октавий", II век)

«Смерть относится к плоти, которая по нисшествии из неё души, делается без дыхания и жизни и мало-помалу обращается в землю, из которой взята»
(св. Ириней Лионский, "Обличение и опровержение лжеименного знания", II век)

«Смерть же есть не что иное, как разлучение и отделение души от тела... Ибо все, разлучаясь с телами при исходе из этой жизни, избавлялись (от них); даже одинаково все души и верных и неверных разлучались с телами в день смерти»
(св. Мефодий Патарский, "О воскресении (против Оригена)", III век)

Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (14.10.2016)
Всего комментариев: 0