Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 9: «Живём ли мы в "последние дни"?»

Тема «последних дней» была немного затронута в комментарии к 8-ой главе книги «Чему на самом деле учит Библия?». В день Пятидесятницы Апостол Пётр, указав на исполнившихся Святым Духом христиан, процитировал слова пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть...» (Деян. 2:17). Также, в своём послании он назвал Христа «непорочным и чистым Агнцем... явившимся в последние времена» (1Петр. 1:19,20). Ему вторит Иоанн: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» (1Иоан. 2:18). Лжеучителя, названные здесь «антихристами» как предтечи предсказанного Христом настоящего антихриста, активно действовали уже в I в. н. э. В своём послании Апостол Иуда ссылается на слова Петра о «наглых ругателях», которые должны появиться в «последнее время», относя их к своим современникам (Иуд. 1:16-18; срав. с 2Петр. 3:3), а Апостол Павел называл себя «достигшим последних веков» (1Кор. 10:11). Наконец, в Послании к Евреям говорится, что «Бог... в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1,2). Всё это неопровержимо указывает на то, что «последние дни» — это новая эпоха, начавшаяся с приходом Иисуса Христа на землю. Это понятие обнимает весь период истории между Первым и Вторым Пришествием, поэтому мы совершенно согласны со «Свидетелями Иеговы»: да, мы живём в «последние дни»! Но Общество Сторожевой Башни в своей литературе разграничивает «последние дни иудейской системы вещей», относящиеся к I в. н. э. и эсхатологические «последние дни», которые наступили 19 веков спустя. Следует заметить, что в Писании нет ни такого термина — «иудейская система вещей», — ни основания для подобного умножения понятий. Читая слова Апостола Петра в Деян. 2:17-21, мы видим, что он связал с понятием «последние дни» не только схождение Святого Духа на Церковь, но и различные масштабные сверхъестественные явления, которые будут предварять «день Господень, великий и славный» (срав. с Марк. 13:24-26). Это указывает именно на эсхатологическое истолкование Петром слов пророка Иоиля. Аналогично и Апостол Иуда приводит против современных ему нечестивцев пророчество Еноха, явно относящееся к концу времён (Иуд. 1:14-15). В этом нет ничего удивительного, поскольку христиане всегда жили в ожидании возвращения Господа, памятуя Его слова: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Матф. 24:42), «Се, гряду скоро» (Откр. 22:12). То есть из богодухновенных слов чётко видно, что период «последних дней» предваряет собой Второе Пришествие Христа. Но в литературе Общества Сторожевой Башни мы видим нечто противоположное. В книге «Чему на самом деле учит Библия?» предлагается такое учение: Иисус Христос уже «пришёл невидимо» (или «присутствует») в 1914 г., и с этого момента начинается отсчёт «последних дней», которые завершатся Армагеддоном. Впервые о «присутствии» речь зашла в конце 7-ой главы, если вы помните. Рассуждая на тему воскресения так называемых «помазанников», авторы пишут на стр. 74: «Когда начнётся это воскресение? Апостол Павел написал, что оно будет происходить во время присутствия Христа (1 Коринфянам 15:23). Как мы узнаем из 9-й главы, этот период уже наступил. Поэтому в наши дни оставшиеся от 144 000, умирая, сразу же воскрешаются к жизни на небе (1 Коринфянам 15:51—55)». Весь этот отрывок не может не приводить в недоумение. В указанном месте Писания Павел пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1Кор. 15:51-53). Если «последняя труба» уже «вострубила» в 1914 году, как утверждается в литературе Общества, почему же, в таком случае, оставшиеся из 144 000 «помазанников» не «изменились во мгновение ока»? Почему Расселл и его единомышленники не «облеклись в нетление» и не вознеслись в тот же год на небеса? Почему «в наши дни оставшиеся от 144 000, умирая, сразу же воскрешаются», если сказано ясно «не все мы умрём...»? В «Переводе Нового Мира» Общество Сторожевой Башни попыталось сгладить последнее несоответствие путём замены слова «умрём» громоздкой конструкцией «заснём смертным сном». «Они не находятся в смертном сне продолжительное время, но "вдруг, во мгновение ока" облекаются в бессмертие» — поясняется в журнале «Сторожевая Башня» от 15 февраля 1995 г. на стр. 22. Не вступая в прения по поводу корректности такого перевода, заметим, что слова «не все мы заснём смертным сном» говорят совсем не о длительности «смертного сна», а о том, что «не все заснут» (т. е. кто-то не «заснёт»). Однако, вопреки словам Писания, руководители Организации «Свидетелей Иеговы» учат, что «заснуть смертным сном» придётся всё-таки всем; просто с 1914 г. им не нужно «находиться в смертном сне продолжительное время». На то, что Апостол Павел говорит именно о живых, указывает ещё и идущее в тексте явное противопоставление: «ибо вострубит, и мёртвые [т. е. все, кто умер — прим. ред.] воскреснут нетленными, а мы [т. е. не мертвые, а живые — прим. ред.] изменимся». Вот и решайте, кому верить: Апостол учит «Не все умрём», а Общество Сторожевой Башни - «Нет, все умрём!».

Тем не менее, несмотря на эти несообразности, доктрина о «невидимом присутствии» прочно занимает своё место в вероучении «Свидетелей Иеговы». В обоснование часто приводится разбор греческого слова «παρουσια», употреблённое в 24-ой главе Евангелия от Матфея, и утверждается, что оно означает не одномоментный приход или пришествие, а длительный период присутствия. Действительно, слово «παρουσια» может быть переведено и как «пришествие», и как «присутствие». Тем не менее, применительно к возвращению Христа Новый Завет придаёт этому слову оттенок одномоментности. Например, в процитрованном выше стихе Матф. 24:42 речь идёт о «часе» пришествия Господа, к которому многие окажутся не готовы. Кроме того, в Новом Завете использованы и другие слова, относящиеся к Его приходу. Например, глагол «ερχομαι», имеющий значение «приходить, прибывать, идти», употребляется Апостолами не только по отношению к «παρουσια» Христа (Матф. 24:30; Лук. 12:40; Откр. 1:7), но и при описании Его первого прихода на землю (Матф. 20:28; Марк. 10:45) и явлений воскресшего Иисуса Его ученикам (Иоан. 20:19,24). И то, и другое было видимым и явным, поэтому нет причин полагать, что глагол «ερχομαι» в отношении Второго Пришествия должен иметь смысл какого-то «невидимого прихода». Более того, Апостолы, говоря о возвращении Господа, иногда употребляли такие слова, которые просто не могут обозначать «невидимого присутствия». Прежде всего, это существительное «επιφανεια», которое буквально переводится как «явление, появление, внешний блеск» (1Тим. 6:14; 2Тим. 4:1), и однокоренной с ним глагол «φανεροω», означающий «являться, делаться явным, обнаруживать» (1Иоан. 2:28; 1Петр. 5:4; Кол. 2:4). Важно отметить, что оба этих слова используются Апостолами применительно к первому приходу Христа на землю (1Иоан. 3:5; 1Петр. 1:20; 1Тим. 3:16; 2Тим. 1:10) и по отношению к явлениям Христа ученикам после Воскресения (Марк. 16:14; Иоан. 21:1,14).

"Се, грядёт с облаками, и узрит Его всякое око" (Откр. 1:7)
Второе Пришествие Иисуса Христа
будет видимым для каждого человека

Но Общество Сторожевой Башни выдвигает и будто бы библейские аргументы. «После того как облако скрыло Христа от взоров учеников, ангелы сказали: "Этот Иисус, который был взят от вас на небо, придёт таким же образом, каким вы видели его уходящим на небо" (Деяния 1:9—11), — говорится в одном из выпусков «Сторожевой Башни». — За уходом Христа наблюдали только его верные последователи. Как и в случае преображения, это событие не имело широкой огласки: мир в целом даже не знал, что произошло. Так же было и с возвращением Христа в царской славе (Иоанна 14:19). Его присутствие распознали только его верные помазанные последователи» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 января 2005 г., стр. 15). Авторы даже не замечают (или попросту не вчитываются в текст) того, что «Иисус... придёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Его видели, и Он «придёт таким же образом», то есть видимо. По крайней мере, у непредубежденного читателя могут возникнуть только такие ассоциации при чтении данного отрывка. Даже то, что «облако взяло Его из вида их» (стих 9), было следствием совершенно открытого и явного ухода. Христос вознёсся телесно и видимо и только потом скрылся из виду. Подобным же образом Сын Человеческий явится вновь: види­мо и физически. А все эти пассажи про «неширокую огласку» не более чем демагогия. Соблазном для «Свидетелей Иеговы» стали и слова Спасителя, приведённые Апостолом Иоанном: «Ещё немного, и мир уже не увидит Меня» (Иоан. 14:19). Однако далее там следует продолжение — «...а вы увидите Меня». И действительно, Господь неоднократно являлся ученикам после Своего Воскресения (Деян. 1:1-3). Так не очевидно ли из этого, что Спаситель подразумевает здесь скорое окончание Своего мессианского служения, а отнюдь не то, что Он станет для всех и навсегда невидимым? Иисус Христос, предостерегая Своих учеников от опасности быть увлечёнными разными лжепророками, говорил: «Итак, если скажут вам: "вот, [Он] в пустыне", - не выходите; "вот, [Он] в потаённых комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Матф. 24:26,27). В этих Господних словах явное, яркое и зримое (словно молния) истинное Пришествие противопоставляется подложному, как бы тайному, сокрытому от широких масс («пустыня», «тайные комнаты»). Значит, это грандиозное событие не будет невидимым или тайным от мира, произошедшим в 1844-ом, 1874-ом, 1914-ом или каком-либо другом году и требующим массы полиграфической продукции с «доказательствами». Оно будет явным для всех и неоспоримым. Второе Пришествие Господа не пройдёт незамеченным для человечества: «...солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Марк. 13:24,25); «...тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф. 24:30); «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные» (Откр. 1:7). Все те наглядные примеры и сравнения, употреблённые Христом, характеризуют Его Второе Пришествие как завершённый акт, а не как длящееся действие. Так, в притче о десяти девах Жених приходит, а не начинает «присутствовать» тайком от них (Матф. 25:1-13). Пришествие Сына Человеческого также сравнивается с пришествием потопа на землю: «Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого...» (Матф. 24:38-39). Это сравнение очень важно, поскольку потоп не «присутствовал незримо» прежде чем истребить грешников. И то, и другое событие схожи между собой в том, что являются внезапными и моментальными. И как все люди в древности увидели потоп и сразу поняли, что сие &mdas; от Бога, а не просто природный катаклизм, так и Второе Пришествие Христа нельзя будет ни с чем перепутать. Если уж на то пошло, то Господь наш всегда невидимо присутствовал в этом мире — как до Своего воплощения, так и после Своего вознесения на небеса (Матф. 28:20).

ВОЙНА НА НЕБЕ

Пожалуй, начиная с этой главы книги Общества Сторожевой Башни, становится всё более заметным диссонанс между утверждениями авторов и приводимыми ссылками на Священное Писание, между словами Библии и тем, чему она «на самом деле учит», по мнению безымянных толкователей. Например, во 2-ом абзаце написано следующее: «Иисус Христос говорил о Царстве Бога, которое устранит зло и сделает землю раем (Луки 4:43)». Открыв слова Иисуса, мы читаем: «И другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан». Ничего про рай на земле в этом библейском стихе не говорится. Это и неудивительно, ведь Христос всех призывал войти в Небесное Царство, собирать себе «сокровище на небесах». Другой пример находится в книге буквально через абзац. «Из предыдущей главы мы узнали, что Иисус Христос стал Царём на небе в 1914 году (Даниил 7:13, 14)» — пишут авторы пособия. Однако в указанном месте книги Даниила ничего не сказано про 1914 г., там вообще нет ни слова про какой-либо срок. Пророку в видении был показан «как бы Сын Человеческий... И Ему дана власть, слава и царство... владычество Его — владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится». Логичнее было бы сослаться на те страницы приложения, где приводится вычисление нужной «Сторожевой Башне» даты, а бедного Даниила оставить в покое. Но дело не в логике — просто перед нами в действии обучающая система Организации «Свидетелей Иеговы», направленная на формирование у «ученика» набора стандартных ссылок на Священное Писание. Станислав Ковтун, бывший «Свидетель Иеговы», комментирует: «Если речь заходит о 1914 годе, то вам прочтут выдержки из 24 главы Евангелия от Матфея. Неважно, что там, как и во всей Библии, отсутствует дата "1914". Они, к примеру, не применят стих из книги Деяния 1:7, где говорится: "Вам не дано знать времена и сроки", поскольку он разрушает "стройную" цепочку рассуждений. Чтобы доказать, что Христос должен прийти невидимо, а не в буквальном теле, вам могут привести стандартную для таких случаев цитату из книги Деяния 1:9–11». Внешне создаётся иллюзия, что «всё в порядке», что литература «основана на Библии», хотя в действительности это далеко не так. Библейский Христос воскресает, чтобы царствовать (1Кор. 15:25; Кол. 1:13) и владычествовать (Рим. 14:9). «Христос» Общества Сторожевой Башни воскресает, чтобы пребывать в праздном бездействии, дожидаясь пока истекут «времена язычников» и будучи явно скованным своими же сроками. «Получив царскую власть, Иисус начал действовать», — говорится в 4-ом абзаце. Но мог ли Иисус получить большую власть, чем 2 000 лет назад, когда Ему была «дана... всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28:18)? Уже в I в. Апостолы писали, что Он «восшед на небо, пребывает одесную Бога», что Ему «покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Петр. 3:22), что Он «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сём веке, но и в будущем» (Еф. 1:20,21). Что можно добавить сверх того?! Общество Сторожевой Башни, конечно же, и не упоминает об этих апостольских словах, а продолжает твердить своё: «В Библии говорится: "Разразилась на небе война: Михаил [Иисус] и ангелы его сражались с драконом [Сатаной Дьяволом], и сражался дракон и ангелы его". Сатана и его злые ангелы потерпели поражение и были сброшены на землю... (Откровение 12:7, 9, 12)». Бесспорно, диавол с небес был свержен, но почему этот фрагмент «Свидетели Иеговы» относят к 1914 г. н. э.? Даже с учётом специфичной догматики Организации для этого нет никаких оснований — в тексте отсутствуют какие-либо упоминания о «воцарении», «последних днях» или, на худой конец, о «временах язычников» (подробнее о Михаиле см. статью «Иисус Христос — всего лишь Ангел?»). Напротив, есть веские библейские основания думать, что данный эпизод не связан с 1914 годом. Во-первых, потому что Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук. 10:18), то есть за сотни лет до заветной для Организации «Свидетелей Иеговы» даты. Во-вторых, изгоняя бесов из одержимых людей, Спаситель языком притчи изложил ещё более важную истину: «Никто, войдя в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, и тогда расхитит дом его» (Марк. 3:27). Люди, одержимые демонами, это «собственность» сатаны. Освобождая несчастных страдальцев из-под бесовского влияния («расхищая вещи сильного»), Иисус показал, тем самым, что сатана уже «связан». Возможно, «Свидетели Иеговы» укажут на начало Первой мировой войны в 1914 г. Дескать, низвергнутый с небес диавол «в ярости... стал причинять горе всем, живущим на земле» (абзац 5). На это следует заметить, что, согласно приложению книги, «в октябре 1914 года н.э. ... закончились "времена, назначенные народам", и Иисус Христос стал Царём на небе» (стр. 217). Следовательно, по хронологии Общества Сторожевой Башни сатана был сброшен на землю уже после октября 1914 г. Но, как известно, Первая мировая война началась летом того же года, то есть «горе живущим на земле» началось заметно раньше, чем этого следовало бы ожидать. Общество Сторожевой Башни никак не объясняет эту нестыковку в своём учении, обходя вопрос гробовым молчанием. Попробуйте разговорить «Свидетелей Иеговы» на эту тему, а заодно и поинтересуйтесь, неужели они всерьёз полагают, что до 1914 г. сатана причинял людям горя меньше? Особенно, если вспомнить ужасные гонения на христиан, начиная от правления императора Нерона или арабские завоевания, спровоцировавшие «крестовые походы»...

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ

Здесь-то, наконец, и начинаются доказательства того, что период «последних дней» (а заодно, и «невидимого присутствия» Христа) начался именно в 1914 г. За основу авторы из Общества Сторожевой Башни берут эсхатологическую речь Иисуса, записанную в 24-ой главе Евангелия от Матфея. Согласно их толкованию, Христос указал «составной признак», по которому можно будет узнать, что Он незримо «присутствует». Странно, что в рассматриваемой книге этому не уделили даже пары строк, а сразу перешли к перечислению признаков (точнее, частей «составного признака»). Восполним этот пробел цитатой из периодического издания Общества Сторожевой Башни: «Иисус знал, что после его смерти и воскресения пройдут столетия, прежде чем он вступит на престол Мессианского Царства и будет с неба править землёй. Поскольку его воцарение должно было произойти невидимо, он описал признак, чтобы его последователи могли понять, что настало его "присутствие" и "завершение системы вещей". У признака присутствия Иисуса Христа несколько характерных особенностей, которые в совокупности представляют собой единый условный знак, или сигнал» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 октября 2005 г., стр. 4). Прежде чем перейти к чтению дальнейшего материала книги, следует кое-что пояснить. В самом начале 24-ой главы Евангелия от Матфея рассказывается, как ученики показывают Иисусу здание Храма в Иерусалиме, но Он говорит им: «Видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено». Затем они спросили Христа: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Матф. 24:2,3). Из этого видно, что Господь отвечал не на один вопрос, а сразу на несколько. Учеников интересовали 3 события: 1) разрушение Храма; 2) Второе Пришествие Христа; 3) «кончина века». То есть они задали вопрос, предполагая, что всё это случится вместе, и хотели знать, когда произойдут эти события. Ясно, что им не нужны были признаки того, что Иерусалимский Храм уже разрушен; они спрашивали о признаках, которые будут предшествовать этому. И так как они связывали все 3 события воедино, то, логично, что Иисус Христос в Своей речи говорил о признаках, которые будут предшествовать, а не последовать Его возвращению к концу веков. Это подтверждается и словами Спасителя о смоковнице, в которых Он языком притчи, указывает на положение признаков относительно события: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях» (Матф. 24:32,33). Листья смоковницы распускаются поздней весной, и это является признаком, что близится лето. Итак, сначала «признак» — и только затем наступает «событие». Христос, как всегда, взял самую простую и понятную людям зарисовку. Если теперь «взять подобие» и перенести эту логику на признаки «пришествия и кончины века», то станет ясно, что они должны также предшествовать событию. Таким образом, даже если допустить, что слова Иисуса Христа, записанные в 24-ой главе Евангелия от Матфея, начали исполняться в аккурат в 1914 г., то это лишний раз свидетельствует, что Он ещё не пришёл, то есть Его «παρουσια» ещё впереди. В книге-пересказе Четвероевангелия авторы из Общества Сторожевой Башни попытались обойти этот щекотливый для доктрины Организации момент: «Чтобы ученики, которые будут жить в последние дни, могли определить, что конец уже близко, Иисус приводит наглядный пример... Итак, когда все эти составные части признака начнут исполняться, ученики должны сделать вывод, что конец этой системы вещей близок и скоро Царство Бога сотрёт с лица земли всё зло» (книга "Самый великий человек, который когда-либо жил", гл. 111). Однако эта неуклюжая попытка разбивается о слова Священного Писания: «Скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?... Когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях». Так что, «когда все эти составные части признака начнут исполняться, ученики должны сделать вывод», что грядёт не только «конец этой системы вещей» (точнее, конец веков, конец всей земной истории), но и Пришествие Христово.

Смоковница
Признаки возвращения Господа
подобны распустившимся листьям
перед наступлением лета

Но Общество Сторожевой Башни трактует отдельные стихи речи Иисуса различно: дескать, признаки разрушения Иерусалима должны предшествовать событию, признаки «παρουσια» — последовать, а аналогия со смоковницей вообще касается лишь «кончины мира». Обоснования такому разнотипному подходу к единой речи Спасителя не приводится, одно только ясно: Общество в своих толкованиях переворачивает смысл слов Христа о приметах Второго Пришествия с точностью до наоборот. Итак, на какие же особенности хотят указать авторы? Если вкратце, то в Организации «Свидетелей Иеговы» учат, что войны, землетрясения и прочие катаклизмы, которые составляют «признак», происходившие на протяжении XX в. говорят о «невидимом присутствии»: «Согласно Библии, начало правления Христа в качестве мессианского Царя должно характеризоваться войнами, землетрясениями, нехваткой пищи и эпидемиями в беспримерном масштабе... На начало правления Мессии в 1914 году точно указывают более 20 различных особенностей последних дней, не говоря уже о хронологическом доказательстве» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 ноября 1996 г., стр. 29). О «хронологическом доказательстве» достаточно было сказано в приложении IV, поэтому здесь рассмотрим предзнаменования — в первую очередь, те, на которые указывают авторы. Проверке подлежит следующее утверждение: «На начало правления Мессии в 1914 году точно указывают более 20 различных особенностей последних дней». Итак, действительно ли те признаки точно указывают на 1914 год?

Один из них — начало Первой мировой войны — несостоятелен, как уже говорилось, по причине несовпадения даты с иеговистской хронологией «последних дней». Но авторы ссылаются на статистические данные и факты, которые, вроде бы, подтверждают их правоту, что, конечно же, звучит довольно убедительно для читателей: «С 1914 года в военных конфликтах погибло более 100 миллионов человек. Даже если мы потеряли на войне кого-то из близких, нам никогда не представить всю ту боль и горе, которое принесла смерть миллионов людей» (абзац 6). Общество Сторожевой Башни умалчивает, что крупные военные столкновения были в истории и до 1914 г. В середине VIII в. гражданская война в Китае под предводительством Ань Лушаня унесла жизни 36 млн. человек. По оценкам историков, в результате монгольских завоеваний в 1207-1279 гг. погибло до 40 млн. человек — это в 2 раза больше, чем в Первой мировой войне. Статистика, вообще, вещь коварная. Исследователи разделяют войны на несколько типов, хотя сами критерии для их выделения достаточно спорны. Так, к «современным» Куинси Райт относит войны с использованием пороховой артиллерии, появившейся ещё в XV в., а «новейшие» связывает с появлением ядерного оружия, реактивной авиации и баллистических ракет. Поэтому когда проповедники начинают что-то говорить о «статистике современных войн», нужно сначала уточнить, какой классификацией они пользуются. Конечно, глупо было бы отрицать, что ХХ в. был очень кровопролитным, но связано ли это как-то с датой, так настойчиво продвигаемой Обществом? Важным фактором увеличения жертв боевых действий является ускоренный технический прогресс, захвативший, естественно, и военное дело (огнестрельное оружие, артиллерия и т. д.). Этот процесс начался в XVI-XVIII вв. и с тех пор непрерывно развивался и ускорялся (неслучайно, что вслед за Первой мировой ещё более разрушительной, кровавой и жестокой оказалась Вторая мировая война). Специалист по военной психологии и социологии, доктор исторических наук Елена Сенявская называет в качестве ещё одной из важных особенностей войн ХХ столетия размывание принципиальных граней между армией и гражданским обществом, которая явилась следствием перехода ко всеобщей воинской повинности. В результате этого, сражения армий превратились в битвы народов. Но произошло это отнюдь не в пресловутом 1914 г.: характер комплектования армий изменился ещё во второй половине XIX в.

Другой признак, на который ссылаются авторы — голод. «Как показывают исследования [кстати, чьи именно? — прим. ред.], производство продуктов питания за последние 30 лет необычайно возросло. Тем не менее люди по-прежнему голодают, поскольку у них нет денег, чтобы купить продукты или земельный участок для выращивания урожая... По оценкам Всемирной организации здравоохранения, ежегодно более пяти миллионов детей умирают главным образом из-за недоедания» (абзац 7). Где же здесь указание 1914 г.? В Средние века в Европе на каждые 8-10 лет выпадал один голодный год с высокой смертностью. Французский историк Жак Ле Гофф подчёркивает: «Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод» (Ж. Ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 216). Особенно тяжелы были 1030-1032 гг. во Франции, 1280-1282 гг. в Богемии. По словам современников, в 1125 г. из-за дефицита пищи население Германии сократилось вполовину. Ле Гофф приводит шокирующие сообщения хронистов XIII в.: 1223 г. — «Очень жестокий голод в Ливонии... люди поедали друг друга и похищали с виселиц трупы, чтобы пожирать их»; 1263 г. - «Очень сильный голод в Моравии и Австрии; многие умерли, ели корни и кору деревьев»; 1277 г. — «В Австрии, Иллирии и Каринтии был такой сильный голод, что люди ели кошек, собак, лошадей, трупы» (см. там же, стр. 222). В те времена это было связано, как правило, с неурожаем. Голод может быть вызван и резким увеличением количества населения; возникает ситуация, когда сельскохозяйственные угодья просто не могут прокормить такую массу народа.

Следующей особенностью «последних дней» авторы называют землетрясения и различные стихийные бедствия. В 8-ом абзаце они, ссылаясь на Геологическую службу США, подробно расписывают, сколько в среднем происходит в год колебаний почвы, сколько людей от этого погибло с 1900 г. и т. д. А теперь, «страшная тайна»: инструментальные записи землетрясений стали вестись лишь на грани ХІХ-ХХ вв. С появлением высокоточных измерительных приборов фиксировать стихийные бедствия стало намного проще, а с появлением средств массовой информации, развитием систем коммуникации людям стало легче о них узнавать. Соответственно, у нас есть относительно современные данные, но их фактически не с чем сравнить! Есть лишь скудная информация о крупных землетрясениях прошлого: в Сирии — ок. 250 тыс. чел. (526 г.), в Китае — ок. 830 тыс. чел. (1556 г.), в Индии — ок. 300 тыс. чел. (1737 г.) и др.

«Будут... эпидемии» (Луки 21:11), — цитируют Библию авторы книги и рисуют перед читателем возрастающие проблемы медицины последних десятилетий. Кто бы с этим спорил, показали бы уж лучше связь с рекламируемым ими 1914-ым годом! Что, до начала Первой мировой войны эпидемий не было? Не поленимся и откроем справочник или энциклопедию. Первой из зарегистрированных в истории мировых эпидемий стала «юстинианова чума», которая бушевала в течении двух веков (541-750 гг.) и унесла жизни примерно 125 млн. человек. Это привело к почти полной остановке естественного прироста населения. Вторая чумная пандемия вспыхнула в 1346-1351 гг. и загнала в гроб ещё не меньше 60 млн. человек во всём мире (современники величали её «великой чумой», «великой опасностью», а в историю она вошла как «чёрный мор»). Ещё одним бичом человечества стала оспа. Эпидемия впервые прокатилась по Китаю в IV в., а в середине VI в. поразила Корею. В 737 году от неё умерло более 30 % населения Японии (уровень смертности в густонаселённых районах доходил до 70%). Византия познакомилась с оспой в VI в., а арабы-мусульмане, приступив к завоеваниям, в VII—VIII вв. разнесли болезнь от Испании до Индии. К середине XVIII в. она стала главным заболеванием во всём мире (кроме разве что Австралии и нескольких небольших островов): в одной только Европе из-за неё ежегодно умирало около 400 тыс. человек. Распространение её дошло до такой степени, что редко можно было встретить человека, не переболевшего ей, поэтому в средние века у немцев даже сложилась поговорка: «Немногие избегнут оспы и любви». В XIX в. на мир одна за другой обрушились семь волн холеры.

Итак, ни один из признаков не указывает «точно на 1914 год», как это заявляется авторами книги. Да, XX в. полон кризисов, но это не выглядит как резкое окончание некоего безмятежного и благополучного «золотого века» человечества. Скорее, видно многовековое движение к роковой черте. Господь наш действительно предрекал, что перед Его Вторым Пришествием «в одном месте за другим будет голод и землетрясения», только Он добавил, что это лишь «начало мук» (Матф. 24:7,8). Любопытно, что авторы не упоминают ещё один важный признак: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Моё» (Матф. 24:9). Видно, это оттого, что данное предзнаменование едва ли можно приложить к «Свидетелям Иеговы». Почему? Во-первых, личность Спасителя находится у них где-то далеко на втором плане. В то время как Христос сказал Своим последователям «будете Мне свидетелями... даже до края земли» (Деян. 1:8), «Свидетели Иеговы» самим названием показывают, что эти слова прошли мимо них. Во время своей проповеди они могут подолгу рассказывать об Иегове, Его имени и качествах, необходимости «приближаться» к Нему через регулярное изучение Библии, и при этом ни разу не упомянуть имени Иисуса Христа. А во-вторых, известно ли, чтобы где-то или когда-то мучили и убивали членов этого религиозного движения? Во времена Чарльза Расселла никаких гонений не наблюдалось. После прихода к власти второго президента Общества Сторожевой Башни, Джозефа Рутерфорда, тюремное заключение («за антиправительственную агитацию») получил только он и его ближайшие компаньоны. Впоследствии в отдельных местностях вспыхивали очаги напряжения, вызванные слишком прямолинейным прозелитизмом последователей Рутерфорда (когда, например, на всю округу из громкоговорителей раздавались речи Рутерфорда с проклятиями в адрес всех религий). Положение «Свидетелей Иеговы» существенно усугубилось в нацистской Германии. Однако нацисты точно так же преследовали за религиозные убеждения и баптистов, и адвентистов, и даже католиков, как, впрочем, и представителей других конфессий. А уж утверждать, будто бы в нынешнее время «все народы» мучают и убивают «Свидетелей Иеговы», было бы откровенной ложью.

КАКИМИ БУДУТ ЛЮДИ В ПОСЛЕДНИЕ ДНИ

В 10-ом абзаце Общество Сторожевой Башни, продолжая подводить базу под свою ключевую дату, предлагает рассмотреть, «как изменится человеческое общество» с 1914 г. Цитируя 2Тим. 3:1-5, авторы перечисляют характеристики людей нашей с вами современности: самолюбивые, любящие деньги, непослушные родителям, не имеющие преданности, ожесточённые, любящие удовольствия и т. д. Согласно логике авторов, всё это должно относиться к современному обществу. Действительно, похоже. Очень меткие характеристики! Но зачем тогда Апостол Павел добавил в конце «от таких удаляйся»? Если подобного рода люди должны были появиться лишь в ХХ в., то зачем он предостерегает от них своего ученика? Логично отсюда заключить, что перед нами характеристика общества не далёкого будущего, а близкого — общества, которое застанет молодой Тимофей, и в котором ему придётся жить. Ведь даже о социуме образца I в. н. э. Павел отзывается очень похожим образом: «...исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники... горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы...» (Рим. 1:29-32). И это не преувеличение, Апостол не говорит здесь ничего такого, чего бы не говорили сами писатели той эпохи. Тацит (I-II вв.): «Я перехожу к истории эпохи, полной несчастий, омрачённой войнами, раздираемою бунтами, жестокой даже в самые времена мира... Это было сплошное исступление, ненависть, террор...». О нравах того времени тоже хорошо известно из истории: четырнадцать из пятнадцати первых римских императоров были гомосексуалистами; Мессалина, жена императора Клавдия покидала по ночам дворец и проводила время в публичном доме. Сатирик Ювенал иронически замечал: «Достаточно ли для Иберины одного мужа? Вы скорее можете уговорить её довольствоваться одним глазом». И он приводит в пример женщину, которая в течение пяти лет восемь раз выходила замуж. Этот упадок сохранялся и далее. Христианский писатель Сальвиан, живший на рубеже IV-V вв., писал: «В самом деле, каждый гражданин у нас ненавидит другого гражданина... Все далеки друг от друга если не местом, то сердцем, и даже объединённые одним домом, разъединены мыслями. Родственники не чтят уз родства... Нет разницы между поведением пожилых и молодых людей. Нескромность в разговоре, легкомыслие, роскошь, склонность к пьянству делают их похожими друг на друга. Страсть к театрам и цирковым кровавым зрелищам ведет к всеобщей апатии, лености, тупоумию, духовной смерти... Они просят театральных зрелищ. Почтенные старцы, не смотря на грозящую им гибель, становятся рабами собственных наслаждений» (см. соч. "Об управлении Божием, или Провидении"). Перед нами ещё одно подтверждение того, что «последние дни» начались ещё при жизни Апостолов.

ПРИЧИНЫ ДЛЯ РАДОСТИ

Половина книги уже почти пройдена, авторы изложили почти все основные учения своей Организации и всё более настойчиво начинают намекать на неё, как на источник Божественной истины. «Истинное знание умножится, — читаем в 13-ом абзаце. — Когда должны были исполниться эти слова? В "последнее время", то есть во время конца (Даниил 12:4, СоП). Начиная с 1914 года, Иегова особым образом стал помогать искренним людям расти в понимании Библии. Им открылись драгоценные истины об имени Бога, его замысле, искупительной жертве Иисуса Христа, состоянии умерших и воскресении». Если как следует призадуматься над предложенным толкованием, то невольно закрадывается мысль, что «Свидетели Иеговы» крайне невысокого мнения то ли о Боге, то ли о мыслительных способностях своих слушателей/читателей. Выходит, что Иегова держал людей во мраке незнания целых 19 столетий! Они не знали «драгоценных истин»: не знали, что у Бога есть какое-то особенное имя, не ведали о Его замысле, понятия не имели о воскресении мёртвых и Искуплении. И Иегову эта затянувшаяся ситуация, очевидно, несильно беспокоила. Если верить Обществу Сторожевой Башни, всё христианство пребывало в духовной тьме, и Господь не помогал «искренним людям» узнать правду (или «расти в понимании Библии») на протяжении почти 19-ти веков вплоть до появления «Свидетелей Иеговы». Миллионы людей жили «не по Библии» (читай — грешили против Бога), потому что не ведали тех «драгоценных истин», которые сегодня проповедуются Организацией. Но это совершенно непохоже на Того Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим. 2:4), это совершенно непохоже на того Бога, о котором Апостол Иоанн Богослов сказал, что «Бог есть Любовь» (1Иоан. 4:8). Так, может быть, «знание умножилось» гораздо раньше, чем думает Организация «Свидетелей Иеговы»? Может, это произошло, когда воскресший Господь явился ученикам и «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:45)? Может, «драгоценные истины» были в полном объёме открыты ещё в день Пятидесятницы 33 г. н. э., когда Святой Дух сошёл на Церковь «в последние дни» (по словам Апостола Петра). И это стало исполнением обещания Христа: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16:13). В таком случае всё принимает очень серьёзный оборот: ведь тогда все случаи «чудесных озарений», «открытий», «улучшений понимания», посыпавшиеся особенно бурно в ХIX-XX вв. как грибы из лукошка, являются не чем иным, как уходом от истины, человеческими фантазиями, диавольским наваждением. И радоваться тут абсолютно нечему.

Цитируя Матф. 24:14, авторы пишут: «Благая весть о Царстве — о том, что это за Царство, что оно совершит и какие принесёт благословения,— звучит сегодня по всей земле, в более 230 странах и территориях, приблизительно на 400 языках. Эту радостную весть возвещают миллионы Свидетелей Иеговы "из всех наций, и племён, и народов, и языков"» (абзац 14). Прочитаем упомянутый стих: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец». Эти слова были адресованы Апостолам, однако ясно, что они не могли жить так долго. Логично, что речь идёт о тех, кто будет продолжать их служение. При чём же здесь «Свидетели Иеговы»? На каком основании они взяли на себя функции проповедников «благой вести», кто их на это уполномочил? Недаром Апостол Павел писал: «Как проповедывать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15). С точки зрения новозаветных писателей, невозможно на пустом месте, из ничего создать Церковь и начать что-то там «проповедовать». Чтобы возвещать «сие Евангелие» (а не «иное», «новое» — срав. с 2Кор. 11:3-4) каждая новая христианская община должна быть связана либо с Апостолами, либо с их преемниками (Деян. 8:14,15, 14:23, Тит. 1:5). Крещение может быть получено только от тех, кто уже связан с существующей апостольской общиной (Деян. 2:37-42; 8:38). Истинное учение передавалось верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 2:2). Так на протяжении веков благая весть распространялась по миру вплоть до наших дней. Даже Священное Писание распространялось христианскими миссионерами задолго до появления «Свидетелей Иеговы», и это объективный факт. Общество Сторожевой Башни апеллирует к массовому характеру своей религиозной деятельности. «Посмотрите, какая масштабная проповедь нами проводится, — как бы говорят нам авторы книги, приводя в этом абзаце цифры. — Посмотрите, какой широкий охват, какие численные показатели! Это Божье благословение, и с нами Бог». Однако в Библии, знанием которой так кичатся «Свидетели Иеговы», мы не найдём такого критерия истинности проповеди, как её размах и масштабность. Такого критерия там просто нет! Наоборот, Христос говорил фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф. 23:15). Как видно из этих слов, огромный масштаб проповеди («море и суша») ещё не говорит о том, что эта проповедь истинна и угодна Христу. Чёткий водораздел между подлинной благой вестью и ложной мы находим в апостольских письмах: «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его» (2Иоан. 1:10), «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь ещё говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1:8-9), «Молим вас, братия... не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного ["якобы от нас исходящим", ПЕК]...» (2Фесс. 2:1-2). Таким образом, главный признак истинности проповеди — это не её размах или невероятный рост, но апостольское происхождение и содержание. Однако до сих пор Организации «Свидетелей Иеговы» так и не удалось предоставить собственную историю, проходящей сквозь века от самих Апостолов Христовых. От смерти Иоанна Богослова до появления на горизонте Чарльза Расселла и его кружка «Исследователей Библии» зияет громадная пропасть. «Свидетели Иеговы» не в состоянии показать преемственность веры и учения от непосредственных учеников Христа. А стало быть, утверждать, что они распространяют именно ту самую благую весть, какую передали Апостолы своим ученикам, пока явно преждевременно.

КАК ТЫ ПОСТУПИШЬ?

На 1914 год указывают "Свидетели Иеговы", а не Библия
Объясняя библейские пророчества,
Организация «Свидетелей Иеговы»
попадает в замкнутый круг

«Веришь ли ты, что мы живём в последние дни?» — спрашивают напоследок авторы книги. Что ж, на этот вопрос можно ответить утвердительно, но это никоим образом не связано с началом Первой мировой войны или появлением на религиозном поприще «Исследователей Библии» во главе с Чарльзом Расселлом. Как показало это небольшое исследование, нет никаких доказательств, что «последние дни» наступили в начале ХХ в., Библия молчит об этом. Более того, Апостолы неоднократно говорили, что этот период начался ещё при них. Экскурс в историю доказывает, что до 1914 г. человечество отнюдь не жило в спокойствии и безмятежности. Задайте «Свидетелям Иеговы» простой вопрос: где бы они предпочли жить — в наше время или в мрачном Средневековье, где плохое питание и жалкое состояние медицины, которая представляла собой что-то среднее между рецептами знахарки и алхимическими опытами, порождали страшные физические страдания и высокую смертность? И, наконец, самый главный аргумент: перечислив признаки своего Второго Пришествия, Иисус сравнил их распусканием листьев смоковницей в преддверьи лета. То есть особенности «последних дней» должны предшествовать возвращению Господа, а не указывать на то, что Он уже давно «невидимо присутствует». «Свидетели Иеговы» иначе истолковывают этот момент, повторяя слова публикаций Общества Сторожевой Башни. Здесь очень важно обратить внимание на то, что они попадают в своеобразный замкнутый круг: объяснения Библии, даваемые Организацией, верные, потому что Христос избрал её из сотен других после того, как воцарился в 1914 году; на эту дату указывают пророчества Библии в истолковании Организации, а это истолкование верное, ибо даны через Организацию, избранную Самим Христом. Одним словом, это очень напоминает известный еврейский анекдот:
— Скажите, а откуда вы знаете, что ваш ребе разговаривает с Богом?
— Сам ребе нам об этом рассказывает!
— И откуда вы знаете, что это правда?
— Как «откуда»? Разве Господь станет разговаривать с обманщиком?!
Таким образом, слова Организации не могут быть приняты в качестве доказательства. Нужны либо прямые свидетельства Библии, либо однозначные исторические факты. Ни того, ни другого в 9-ой главе книги «Свидетелей Иеговы» не содержится. В 17-ом абзаце авторы предусмотрительно упоминают, что «большинство людей не обратят внимания на пророчества о последних днях», то есть намекают на беспечность тех, кто отрицает дату «1914 г.», её важность и исключительность. Здесь принципиально ещё раз подчеркнуть, что христиане не игнорируют пророчества о «последних днях», а лишь уверены, что этот период наступил гораздо раньше, чем это утверждает Общество Сторожевой Башни. Только и всего. Что же касается признаков, непосредственно предваряющих «день Христов», день Его прихода, то в Библии мы находим два основных. Первый — это проповедь истинного Евангелия «во свидетельство всем народам» и, последующее за этим, обращение ко Христу евреев. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — пишет Апостол Павел, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников; и так весь Израиль спасётся, как написано: придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11:25,26). Итак, когда благая весть будет распространена всем прочим народам («язычникам»), и из них в Церковь войдут все, кто уверует, то начнётся массовое обращение иудеев ко Христу. Указание на это содержится также и в следующих словах: «Если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). То есть если после отвержения израильтян от Иисуса Христа последовало примирение мира с Богом (посредством Крестной Жертвы), то после принятия ими христианства ничему другому не оставалось бы совершиться, как только воскресению мёртвых. Обращение Израиля, очевидно, совершится благодаря пламенной проповеди пророка Илии, которого пошлёт Господь, как об этом говорит Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4:5,6). Второй непосредственный признак близости Второго Пришествия — появление антихриста. Когда среди христиан в Фессалониках стала распространяться молва, будто день Второго Пришествия вот-вот уже наступит, Апостол Павел предостерёг их: «Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов» (2Фесс. 2:1,2). По-видимому, те христиане замечали исполняющиеся предзнаменования «последних дней» (войны, голод, преследования верующих и т. п.) и считали, что времени остаётся очень мало, что не сегодня-завтра явится Христос. Павел указывает на очень важный признак, предваряющий тот великий день: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фесс. 2:3-4). Пред самым Вторым пришествием Христовым, когда человечество будет в состоянии страшного религиозного и нравственного падения, когда зло распространится по всей земле, явится «человек греха» — антихрист — и откроет беспощадную борьбу против Церкви Христовой и даже против Самого Бога. Его «пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих» (2Фесс. 2:9-10). Вот какие главные признаки будут указывать на скорейшее приближение Судного Дня. Наблюдая за происходящим в мире, христианам нужно постоянно духовно бодрствовать и сопоставлять мировые события с предсказанным в Писании.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0