Главная » Статьи » Дополнительно

Книгоизучение. Урок 14: «Как обрести счастье в семье»

До сих пор книга «Чему на самом деле учит Библия?» затрагивала только жизнь и убеждения одного конкретного человека, согласившегося на «бесплатное изучении Библии». Глава за главой его прежние религиозные взгляды подтачивались, авторитет прежних духовных наставников подрывался, голоса друзей заглушался голосами «Свидетелей Иеговы». «Сатана пытается отвести людей от Бога самыми разными способами, — запугивали авторы книги в 12-ой главе. — Это особенно очевидно, когда друзья, родственники или другие люди пытаются помешать тебе изучать Библию...». Таким образом ослабляется связь человека с его привычным окружением, что сильно облегчает процесс его вовлечения в Организацию. «Не слушай друзей и родственников! Ими, скорее всего, руководит сам сатана. Лучше нас слушай!» — эта мысль в скрытом виде появляется ещё на самом первом уроке (кто не заметил — см. 22-ой абзац 1-ой главы). «Свидетели Иеговы» всегда первым делом доверившегося им человека «натаскивают» на сопротивление семье, предупреждают, что родственники будут «гнать и преследовать», внушают, что «это нормально», говорят что «это предсказано в Библии». Вместе с тем на «ученика» оказывается сильное давление, побуждающее его начать посещение «встреч собрания»: «Изучающие Библию скорее поймут, что такое Божья организация, если начнут посещать христианские встречи и будут ближе знакомиться с нами. Поэтому можно начать рассказывать им о пяти еженедельных встречах. Каждый раз рассказывай об одной из них. Назови тему ближайшей публичной речи. Покажи материал, который будет рассматриваться на изучении "Сторожевой башни" и на книгоизучении собрания... Пригласи изучающих на встречи уже во время самого первого изучения» (бюллетень "Наше царственное служение", апрель 2005 г., стр. 8). Из этой внутренней инструкции для проповедников можно извлечь много важной информации, которая открыто не афишируется. Во-первых, видно, что «встречи» призваны приблизить человека не к Богу, а к «организации». Во-вторых, одной «встречи» недостаточно, нужно присутствовать на пяти. Многих, возможно, в занятиях со «Свидетелями Иеговы» привлекало именно то, что они проходят бесплатно и прямо на дому. Ближайший храм или воскресную школу посещать хотя бы один раз в неделю неохота, лень, некогда, а тут очень удобно — не нужно никуда ходить, сиди и «изучай»! В действительности же ходить надо, причём обязательно да ещё и чаще чем «раз в неделю». В-третьих, в процитированной инструкции прямым текстом написано, что на этих встречах изучается вовсе не Библия, а журнал «Сторожевая Башня» и книги Общества. Оценить степень воздействия на человека поможет ещё одна красноречивая цитата: «С самого начала приглашай изучающего Библию на встречи и не переставай делать это в дальнейшем» (бюллетень "Наше царственное служение" за апрель 1997 г., стр. 3). Так, в отрыве от круга друзей и родственников и под активной опекой новоявленных наставников происходит своеобразная «лепка» индивидуума, подстройка его под стандарты и нужды Организации.

Так продолжалось до сего момента, но теперь и этого мало. Организация «Свидетелей Иеговы» желает проникнуть, просочиться ещё и внутрь семьи человека, навести и там свой порядок. Если ранее «ученика» поощряли отгородиться от родственников, то сейчас, когда он, по задумке авторов обучающей методики, основательно впитал в себя все основные учения и идеи Организации «Свидетелей Иеговы», тактика меняется на прямо противоположную. Человек побуждается активно проповедовать «истину» своим друзьям и близким, устраивать свою семейную жизнь в согласии с инструкциями, выпускаемыми Обществом Сторожевой Башни. Мотивация проста и весьма привлекательна — «счастье, успех, гармония». «Только последовав нашим советам, ты сможешь достичь подлинного семейного счастья!» — вот лейтмотив всей этой главы. Хотя все указания позиционируются как «библейские», а сама Библия подаётся как некий кодекс, в котором «даётся руководство для всех членов семьи», но справедливости ради стоит отметить, что Священное Писание само по себе не может служить никаким кодексом, то есть сводом конкретных правил, которые были бы сформулированы так, чтобы их невозможно было понимать с иным смыслом, нежели с тем, с которым они были написаны. Библию можно, в принципе, трактовать по-разному, что прекрасно демонстрирует история самой Организации «Свидетелей Иеговы», в которой и вероучительные, и нравственные установки менялись в зависимости от истолкования одних и тех же библейских текстов. Примером может служить «изменения в понимании» слов Христа в Матф. 19:9, где Он объясняет, по какой причине возможен развод супругов: «В "Сторожевой башне" от 15 апреля 1951 года слово "блуд" было определено как "добровольное вступление в половую связь не состоящего в браке человека с лицом противоположного пола". В выпуске от 1 января 1952 года было добавлено, что это библейское понятие также применимо к половой безнравственности с участием состоящего в браке человека» (книга "Свидетели Иеговы - возвещатели Царства Бога", стр. 174, сноска). Получается, что до 1952 г., если муж какой-нибудь «Свидетельницы Иеговы» оказывался, например, зоофилом или даже педофилом, использующим мальчика, то бедная супруга не могла с ним развестись по «библейской причине», ведь «добровольного вступления в половую связь... с лицом противоположного пола» не было! А если бы она всё же развелась и вышла замуж, то её бы немедленно «исключили из собрания» (аналог христианского отлучения от Церкви), как «грешницу».

БОГ — ОСНОВАТЕЛЬ СЕМЬИ И БРАКА

В целом, конечно, позицию Общества Сторожевой Башни по вопросам семьи и брака нельзя назвать неправильной или нехристианской. Авторы верно пишут, что семья, согласно Священному Писанию, является ровесницей человечества, что человек сотворён в двой­ственности: «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Также в книге правильно отмечается, что Бог изначально заложил в людях направленность на самовоспроизведение, которая закрепляется заповедью: «плодитесь и размножайтесь» (Быт 1:28). Бог есть любовь, а следовательно, и о созданном «по образу Божьему» человеке также можно сказать, что он есть любовь. Возможность появления у Адама и Евы детей позволяет их любви не самозамыкаться на самой себе, не перерождаться в обоюдную страсть, а быть уравновешенной. И вот здесь мы вновь сталкиваемся с ущербностью «богословия» Общества Сторожевой Башни, которое категорически отвергает учение о Триедином Боге, Пресвятой Троице. Концепция «Свидетелей Иеговы» гласит, что Сын Божий был создан в какой-то момент времени Отцом, а Святой Дух вообще не является личностью. Резонно возникает вопрос: кого же любил Иегова (Отец) до сотворения всего? Если нет никого вокруг тебя, то ты не можешь быть любовью в принципе — это абсурд, нонсенс. Любовь Иеговы не может быть обращена на Самого Себя (на собственную персону), потому что это эгоизм. Но в Боге не может быть эгоизма; Он — Абсолют, а значит, Его любовь всегда совершенна, Его любовь всегда в полноте. А мы из нашего повседневного опыта знаем, что любовь в полноте может проявляться только к равной себе личности. Мы не можем полностью проявить нашу любовь, если мы не будем окружены равными, подобными нам людьми. Более того, «личностями» мы являемся только в отношении к другим личностям. Поэтому не может быть истинной личности, пока нет, по крайней мере, двух лиц, сообщающихся друг с другом. Таким образом, отвергая понимание Бога как Отца, Сына и Духа Святого, «Свидетели Иеговы» проповедуют «одинокого бога», который до начала творения был безличностным и не являлся Всесовершенной Любовью. Это было безликое Нечто, которое по непонятной причине (во всяком случае, не по любви) возжелало сотворить мир. Но это образ какого-то небиблейского, нехристианского бога.

Проблемы возникают и с вопросом подражания Господу: «Как подражать Богу, если мы его не видим?» (абзац 4). У христиан с этим сложностей не возникает — Бог-Сын стал совершенным человеком, и, беря с Него пример, мы подражаем Богу в самом прямом смысле. Авторы же книги Общества Сторожевой Башни всё превращают в пустую фигуру речи: «Иисус настолько точно отразил личность своего небесного Отца, что, слушая его и видя его пример, люди словно общались с самим Иеговой (Иоанна 14:9)». Но как может какой-то сотворённый Ангел в совершенстве «отражать личность» (?!) бесконечного, необъятного, непостижимого Бога? Буквально в следующем же стихе указанной главы Евангелия от Иоанна содержатся прямые слова Христа: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Иоан. 14:10). Как же творение может вместить в себя Творца? На это у «Свидетелей Иеговы» нет внятного ответа.

Возвращаясь к теме семьи, хотелось бы ещё раз заметить, что советы, даваемые в книге «Чему на самом деле учит Библия?», нельзя назвать «вредными». Организация «Свидетелей Иеговы» выступает за традиционный (патриархальный) уклад, побуждает супругов к взаимной верности и к воспитанию детей в атмосфере искренней любви, осуждает любые формы сексуальной безнравственности, а её позицию по отношению к интимной сфере супружеской жизни можно назвать даже пуританской. В этом плане она не открыла чего-то нового, неизвестного доселе миру — даже в советских, далёких от религии книгах о семейной жизни можно прочитать нечто подобное. И хотя публикации Общества Сторожевой Башни и снабжены многочисленными иллюстрациями и историями, призванными убедить, что у «Свидетелей Иеговы» самые крепкие и счастливые семьи в мире, однако реальность такова, что на самом деле проблем у них не меньше, чем у остальных. Помимо повседневных трудностей, с которыми сталкиваются и обычные семьи, члену Организации «Свидетелей Иеговы» приходится иметь дело с рядом довольно специфических сложностей. Жизнь каждого «возвещателя» проходит в мире запретов и ограничений; если вы вдруг решите присоединиться к этой религиозной организации, то на вас и ваших близких сразу обрушится множество «нельзя». «Свидетелю Иеговы» нельзя отмечать дни рождения, государственные, светские и религиозные праздники (а равно и поздравлять людей с этими праздниками), нельзя произносить тосты и чокаться бокалами, мужчинам возбраняется носить бороду, не одобряется получение высшего образования (построение успешной карьеры также порицается), нельзя профессионально заниматься спортом, музыкой, наукой, читать научно-фантастическую или религиозную литературу (изданную не Обществом Сторожевой Башни), существует и ряд иных, не менее нелепых ограничений. Всё это без нужды осложняет взаимопонимание между «Свидетелями Иеговы» и людьми, не разделяющими учений их религиозной организации, создаёт предпосылки к размежеванию внутри семьи. Однако самым главным и самым жёстким запретом, культивирующимся в Организации «Свидетелей Иеговы», остаётся бойкот по отношению к «исключённым из собрания». Изгнанные или добровольно вышедшие из Организации лица именуются в официальной литературе «отступниками» и подвергаются со стороны своих бывших «духовных братьев и сестёр» самой суровой каре: полному игнорированию. С «отступниками» нельзя ни общаться, ни даже здороваться при встрече на улице (исключение составляют несовершеннолетние дети, проживающие в одном доме с родителями-СИ, а с совершеннолетними членами семьи в аналогичной ситуации общение следует максимально ограничить). «Христиане, хранящие верность Богу, не поддерживают духовного общения с исключённым из собрания. Но требуется больше, — сообщается в специальном циркуляре «для внутреннего пользования». — Мы избегаем также дружеского общения с тем, кто был исключен. Мы не пойдём с ним на пикник или на вечеринку, в магазин или в театр и не будем играть с ним в какие-либо спортивные игры или совместно принимать пищу дома или в общественном месте... [«Исключённый из собрания»] лишается многого: одобрения Бога... приятного общения с братьями, а также в большой мере общения с родственниками-христианами» (бюллетень "Наше царственное служение", август 2002 г., стр. 3). Следует заметить, что «исключение из собрания» применяется не только к некающимся грешникам, но и к лицам, покинувшим Организацию по любым иным причинам (например, из-за несогласия с точкой зрения Общества Сторожевой Башни на какой-либо вопрос). В одной из книг Организации указывается: «Когда необходимо устранить некающегося правонарушителя из собрания, то делается короткое объявление, в котором просто упоминается, что данное лицо было лишено общения. Не надо говорить ничего больше. Верные члены собрания знают тогда, что им нельзя больше общаться с этим лицом» (книга "Организованы проводить наше служение", стр. 147). Таким образом, другие члены собрания даже не знают, за что конкретно то или иное лицо было «лишено общения» (т. е. «исключено»), но должны безропотно начать тотальное игнорирование своего бывшего «собрата». При этом в журналах Общества Сторожевой Башни регулярно появляются статьи, направленные на подогревание ненависти и презрения к таким людям: «Свидетели Иеговы» побуждаются «ненавидеть их», «гнушаться ими», они объявляются «закосневшими во зле» (см. журнал "Сторожевая Башня" от 1 октября 1993 г., стр. 19). Всё это приводит к настоящим семейным трагедиям. Ниже будут рассмотрены некоторые типичные ситуации, могущие возникнуть в семьях, где хотя бы один из членов является «Свидетелем Иеговы».

ПРИМЕР ДЛЯ МУЖЕЙ

Начнём с мужчин. Поскольку в общинах «Свидетелей Иеговы» руководящие должности могут занимать только представители сильного пола, то на каждого «брата» оказывается определённое давление (или, точнее, подталкивание) в виде призывов со страниц литературы и намёков соверующих с целью подвигнуть его к получению т. наз. «преимуществ в собрании». «Преимущества» — это ряд различных назначений или почётных поручений: от зачитывания вслух со сцены свежего номера «Сторожевой Башни» до исполнения обязанностей «старейшины». Ориентация на стремление к почётным назначениям в «собрании» начинается уже на этапе «изучения Библии» с мужчиной, проявившим интерес к учению Общества Сторожевой Башни. «В наше время духовное обучение начинается тогда, когда человек соглашается на изучение Библии, — говорится в одном из номеров «Сторожевой Башни». — Когда он начинает регулярно посещать встречи собрания, он получает дальнейшее обучение, участвуя в Школе теократического служения, становясь некрещёным возвещателем и так далее. После крещения ему можно поручать задания, связанные с обслуживанием Зала Царства. Со временем брату можно объяснить, что необходимо, чтобы стать служебным помощником» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 ноября 2011 г., стр. 30). «Преимущества» необходимы для поднятия по ступенькам карьерной лестницы в «собрании», что, в свою очередь, напрямую связывается в Организации с «духовным ростом» конкретного «брата». Необходимость стремления к определённой должности в своей общине так крепко заложена в голову любого «Свидетеля Иеговы», что воспринимается как нечто само собой разумеющееся; к «братьям», не проявляющим интереса к «духовному» карьеризму, относятся настороженно, подозревая их даже, возможно, в «отступнических» мыслях. Учитывая сказанное, легко понять, насколько важно для мужчины-«Свидетеля» его положение в «собрании» и насколько может быть сильным его желание сохранить свой статус. Это обстоятельство вкупе с жёстким отношением к членам семьи, покинувшим Организацию, является благодатной почвой для возникновения семейных проблем. Перечисляя ситуации, которые могут привести к «пересмотру пригодности» брата для исполнения им почётных назначений, специальная книга для «старейшин» называет и такую: «Исключённый из собрания или отрёкшийся от собрания член семьи переезжает обратно домой» (книга «Пасите Божье стадо», стр. 37). Представьте себе вполне реальную ситуацию: дочь ревностного «Свидетеля Иеговы», «исключённая из собрания» (не как алкоголичка, или распутница, или закоренелая матерщинница, а как просто переставшая разделять религиозные взгляды своего отца) по каким-то причинам хочет вернуться в родительский дом. Что нужно делать в согласии с инструкциями Руководящего Совета Организации? Читаем всё в той же книге: «Решение об этом принимает глава семьи, а не совет старейшин. Такое решение может создать много трудностей. Если брат позволяет переехать к себе домой исключённому из собрания или отрёкшемуся от собрания члену семьи, совет старейшин должен пересмотреть пригодность брата. Переезжает ли он потому, что не способен заботиться о себе, или только потому, что ему так удобнее жить? Есть ли уважительная причина принять его в своём доме, или это делается в основном для того, чтобы верующие члены семьи поддерживали какое-то общение с ним?» То есть «старейшины» должны выяснять личные подробности жизни человека, который даже уже и не является членом Организации «Свидетелей Иеговы», и в зависимости от этого выносить решение о пригодности или непригодности «брата». А перед главой семьи ставится жёсткий выбор — либо близкие родственники, либо потеря «преимуществ» (а значит, и уважения членов собрания, и «благословений Иеговы», и возможности дальнейшего продвижения по «служебной лестнице»). Если вспомнить, какое отношение к этим «преимуществам» прививается с самых первых дней нахождения в «собрании», то становится понятно, почему преданные своей религиозной организации «Свидетели Иеговы» нередко фактически отрекаются от своих близких. Это становится причиной невыразимых страданий и семейных драм.

Проблемы в семье
«Лишение общения» у СИ
превращает семейную жизнь
в настоящий ад

Оказаться в разделённой религиозным вопросом семье гораздо проще, чем это может показаться на первый взгляд. Например, жена соглашается на бесплатные занятия со «Свидетелями Иеговы», а со временем к ней присоединяется и муж. Это происходит сплошь и рядом, поскольку в литературе Общества Сторожевой Башни новички побуждаются активно «делиться истиной» со своим супругом, родителями и т. д. История эта стара как мир: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Уроки со «Свидетелями Иеговы» тоже могут показаться весьма заманчивыми (забавно, что рефреном этих уроков идут слова о некоем «точном знании» о Боге, Библии и т. п.). И через некоторое время муж и жена из нашего примера примут крещение в Организации и станут полноправными членами общины. А вот дальше может случиться вот что: неофитский пыл пройдёт, и кто-то из них рано или поздно увидит, что учение Организации построено на песке (узнает, например, что ни в одном серьёзном научном труде не говорится о разрушении Иерусалима в 607 г. до н. э., что вероучение неоднократно менялось, подстраиваясь под обстоятельства, что в Библии не содержится и половины тех требований и казуистических правил, выдуманных Руководящим Советом). И, увидев это, он поймёт, что не может больше оставаться в этой религиозной организации, что его совесть не позволяет ему учить других на «встрече собрания» или в проповеди по домам откровенной лжи и искажению смысла Писания, выдаваемым за «свет истины от Иеговы». И когда это произойдёт, между некогда горячо любящими друг друга людьми будет воздвигнуты глухая стена.

ПРИМЕР ДЛЯ ЖЁН

В этой части главы авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» уделяют много внимания «принципу главенства». В пособии объясняется, что жена должна проявлять покорность и глубокое уважение к своему мужу. Интересно, что такое поведение не должно зависеть от того, является ли супруг «Свидетелем Иеговы» или нет. Но более глубокое исследование литературы Общества Сторожевой Башни показывает, что в случае религиозно разделённой семьи жене следует слушать не столько мужа, сколько Организацию. Например, супруг может быть недоволен частым отсутствием жены дома из-за проповеди или религиозных встреч (все «Свидетели Иеговы» должны присутствовать на нескольких религиозных встречах еженедельно). В 2012 г. руководители Организации призвали всех своих адептов активней проповедовать по вечерам. «Возможно, именно вечером мы сможем поделиться благой вестью с большим количеством людей, особенно с мужчинами, — указывается в специальном бюллетене для проповедников. — Если уже стемнело, старайтесь стать у дверей так, чтобы вас было хорошо видно, как можно быстрее представьтесь и скажите о цели вашего прихода... В районах, где небезопасно находиться после наступления темноты, служите ранним вечером» (бюллетень "Наше царственное служение", октябрь 2012 г., стр. 1). Вполне естественно, что любящий муж будет обеспокоен безопасностью своей жены, которая должна осенью, когда темнеет рано, бродить вечерами по улицам и подъездам, навязывая литературу Общества Сторожевой Башни. Возможно, что он против самой идеи необходимости приставать на улицах «в районах, где небезопасно» к прохожим, ходить по домам, стучать в двери незнакомцев, напрашиваясь на неприятности, и считает, что Организация «Свидетелей Иеговы» могла бы донести до людей своё учение через теле- и радиопередачи, статьи в сети Интернет даже более эффективно. И он, как глава семьи, может решить, что его жене не следует тратить время на сомнительные мероприятия, а посвятить его более полезным вещам в семейном кругу. Комментируя подобную ситуацию, Организация побуждает женщин не слушаться своих супругов, ставя в пример одну семью из Мексики: «Бывает, что глава семьи, который не является Свидетелем, против того, чтобы его жена и дети ходили по домам и проповедовали. Так это было в одной мексиканской семье... Но жена и дети твёрдо стояли на своём и продолжали регулярно участвовать в служении», то есть продолжали заниматься вербовкой, не обращая внимания на декларируемый Обществом Сторожевой Башни «принцип главенства» в семье (бюллетень "Наше царственное служение", декабрь 2000 г., стр. 8). Ещё одной причиной семейных конфликтов может стать религиозное воспитание детей. «Возможно, что муж, не являющийся Свидетелем Иеговы, настаивает, чтобы дети исповедовали его религию, при этом он берёт их на свои религиозные встречи и воспитывает в соответствии со своими убеждениями, — говорится в «Сторожевой Башне». — Или если муж настроен против всех религий, он может требовать, чтобы дети не получали никакого религиозного образования» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 августа 2002 г., стр. 30). Далее там сказано: «Как глава семьи, за принятие решений в первую очередь ответственен он». То есть последнее слово в вопросах религиозного воспитания детей должно оставаться за мужем. Но буквально на следующей странице того же журнала Общество Сторожевой Башни пишет: «Будучи глубоко заинтересованной в духовном благополучии своих детей, мать, являющаяся Свидетелем Иеговы, обязательно найдёт возможности давать им нравственное наставление... Жена, Свидетель Иеговы, может и не иметь возможности проводить со своими детьми обычное изучение Библии, если муж запрещает ей делать это. Но должен ли этот запрет удерживать её от того, чтобы рассказывать своим детям об Иегове? Нет». В брошюре, адресованной «мирским» (прежде всего, педагогам и представителям социальных служб), создаётся иллюзия, будто «Свидетели Иеговы» выступают за свободу в отношении христианского воспитания в религиозно разделённой семье: «Есть семьи, в которых только один из родителей является Свидетелем Иеговы. В этом случае Свидетель Иеговы научен не забывать о том, что у мужа или жены тоже есть право наставлять детей в согласии со своими религиозными убеждениями... Каждый ребёнок должен решить для себя сам, какую ему исповедовать религию» (брошюра "Свидетели Иеговы и образование", стр. 24,25). Однако в литературе, предназначенной для рядовых членов Организации, Общество Сторожевой Башни пишет нечто прямо противоположное: «...Истинные христиане должны серьёзно относиться к своей обязанности внедрять в сознание детей свои религиозные убеждения. Они не могут по праву снять с себя эту ответственность, позволив детям самим делать выбор. В ответственность родителей входит и то, что детей нужно брать на встречи» (журнал "Пробудитесь" от 8 марта 1997 г., стр. 27). Таким образом, в случае, если «неверующий» муж воспрещает «Свидетельнице Иеговы» навязывать детям идеи Общества Сторожевой Башни или брать их на религиозные собрания, она должна делать это тайком от супруга, исподтишка, «найти возможность» обойти ясный запрет. Подобное пренебрежение мнением мужа, назойливые приглашения сходить на «встречу собрания», непрестанные обличения не-иеговистского образа жизни родных, сопровождаемые цитированием трактатов и журналов Общества Сторожевой Башни, могут привести к серьёзным размолвкам и даже скандалам в семье. Это крайне негативно сказывается на отношениях; супруг и без этого, возможно, находится в стрессовом состоянии из-за резкого изменения уклада жизни (например, из-за отказа жены участвовать вместе с остальными родственниками в праздниках, похоронных или свадебных церемониях в церкви).

Ревностная "возвещательница"
Проповедническая гонка
отнимает всё больше времени

В 13-ом абзаце главы затрагивается вопрос о разводе и раздельном жительстве супругов. Хотя Организация «Свидетелей Иеговы», в целом, смотрит на эти крайние меры с неодобрением, но на практике нередки случаи, когда жена, присоединившись к общине «Свидетелей Иеговы», через некотрое время решает жить отдельно от «неверующего» мужа. Авторы «Чему на самом деле учит Библия?» пишут: «Поскольку брак — это союз двух несовершенных людей, исключительные обстоятельства могут повлечь за собой раздельное жительство или развод. В некоторых случаях Библия позволяет супругам жить раздельно» (абзац 13). Что же это за «некоторые случаи»? Никаких дальнейших пояснений на этот счёт в тексте не содержится, поэтому придётся вновь обратиться к дополнительной литературе Общества Сторожевой Башни: «...они должны очень ответственно относиться к браку. Иногда, правда, может стать необходимым раздельное проживание супругов, если дело доходит до отказа заботиться о семье, крайне жестокого обращения или до настоящей угрозы духовному здоровью» (книга "Познание ведущее к вечной жизни", стр. 122). На последний пункт стоит обратить особое внимание: нередко мужья, наблюдая всё более усиливающееся вовлечение любимой женщины в дела Организации «Свидетелей Иеговы» и пугающие перемены в её речи и поведении, а также видя, что разговоры и уговоры на супругу не действуют, в отчаянии прибегают к более решительным мерам в надежде вернуть всё «на круги своя». Они могут уничтожать литературу Общества Сторожевой Башни, которую читает жена, контролировать её телефонными звонками, пресекать встречи со «Свидетелями Иеговы». Некоторые даже запирали жену в квартире на ключ, чтобы она не ходила на религиозные собрания и проповедь! Естественно, это может быть истолковано «Свидетелями Иеговы» как «угроза духовному здоровью», что развязывает руки по отношению к раздельному жительству.

ПРИМЕР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В 15-ом абзаце данной главы авторы обращаются к такой актуальной проблеме как педофилия. Актуальна она, прежде всего, для самой Организации «Свидетелей Иеговы». А иначе, чем объяснить тот факт, что всего за 14 лет Руководящий Совет успел выпустить 7 писем-директив, касающихся случаев насилия над детьми и растления внутри своих религиозных общин? В 2011 г. австралийская общественная организация «JW Survivors» подала на Организацию «Свидетелей Иеговы» коллективный иск от имени примерно 6160 детей на общую сумму в 3 миллиарда долларов. Документы, касающиеся данного иска, обнаруживают более 14 000 нарушений австралийского «Закона о защите прав детей», совершённых «старейшинами» и рядовыми членами этой религиозной организации за период 2008-2011 гг.! «Если у тебя есть дети, нужно быть особенно внимательным, чтобы уберечь их от попыток Дьявола навредить им. Необходимо заранее предупреждать детей об опасностях, которые таит в себе этот злой мир», — предостерегают родителей в книге, но, как видно, реальность такова, что опасность развращения подкарауливает малолетних не только в «злом мире», но и в общине «Свидетелей Иеговы». Давайте проанализируем те советы, что даёт Общество Сторожевой Башни родителям детей, подвергшихся растлению, и самим жертвам педофилов. Для этого обратимся к статье «Утешение для людей с "поражённым духом"», опубликованной в журнале «Сторожевая Башня» от 1 ноября 1995 г. В ней руководители Организации, стремясь как-то объяснить, почему некоторые «Свидетели Иеговы» вспоминают о совершённом над ними в сексуальном насилии (в том числе и со стороны членов общины), пустились в какие-то пространные рассуждения. Смысл их в том, что, дескать, такие случаи можно объяснить неким таинственным явлением под названием «подавленные воспоминания», при котором человек, якобы вспоминает то, чего на самом деле не было. Даже слово «воспоминание» в контексте той статьи берётся в кавычки, как будто оно ненастоящее. «Любой пострадавший вправе обвинить своего насильника. Но если обвинение основывается только на "подавленных воспоминаниях" о насилии, то его нельзя выдвигать поспешно. В этом случае самое важное для обвинителя — восстановить некоторое душевное равновесие, — сообщается на стр. 27 указанного журнала. — По прошествии какого-то времени он, возможно, лучше оценит свои "воспоминания" и решит, хочет ли он предпринять что-нибудь в этом отношении, или нет... Если есть веское основание думать, что предполагаемый преступник и дальше совращает детей, то, возможно, необходимо сообщить об этом. В таком случае могут помочь старейшины собрания». Картина представляется, мягко говоря, странной — педофил в «собрании» продолжает совращать детей, но стоит ли сообщать об этом? «Возможно». Но лучше всё решить, не вынося сор из избы, обратившись к «старейшинам». «Возможно, ты в конце концов согласишься не возбуждать дело, — уговаривает читателя-жертву статья на стр. 28. — Иногда человеку может казаться, что к этому делу причастен родственник или член семьи. Когда речь идёт об опознании предполагаемого преступника, помни, что некоторые "подавленные воспоминания" сомнительны». Одним словом, не доверяйте своим воспоминаниям, ибо они, возможно, не простые, а «подавленные». Чем отличается одно от другого в статье не сообщается, да это и не особенно интересовало авторов. Они считают, что в любом случае для жертвы растлителя самое главное — успокоиться, «восстановить некоторое душевное равновесие». При этом литература Общества Сторожевой Башни крайне неохотно рекомендует «Свидетелям Иеговы» обращаться за профессиональной помощью к психотерапевтам и психологам, отдавая предпочтение «духовной помощи» со стороны «старейшин»: «Мирские консультанты и психологи могут и не надеяться приблизиться когда-нибудь к мудрости и разуму, которыми обладает Иегова... Вместо того чтобы полагаться на мудрость выдающихся людей мира или на свои возникающие по незнанию эмоции, давайте обращаться за тщательно взвешенным советом к Иегове, его Слову и старейшинам христианского собрания» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 декабря 1993 г., стр.13); «..."верный и благоразумный раб", старейшины и остальные члены собрания оказывают страждущим сочувствие и поддержку. И сам Иегова подкрепляет больных, чтобы они могли потерпеть, пока не придёт чудесное время, когда болезней не будет» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 сентября 1996 г., стр. 31). Слова, выделенные во второй цитате, вовсе не случайны. Невероятно, но Организация «Свидетелей Иеговы» предлагает и жертвам сексуальных домогательств собратьев-педофилов смиренно набраться терпения! «...Не переставай молиться о силе терпеть ...с помощью Иеговы мы можем терпеть, а терпениеэто победа», — заверяют руководители Организации всё в той же статье «Утешение для людей с "поражённым духом"» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 1995 г., стр. 27). Но, может быть, деятельное участие пострадавших не требуется, потому что «старейшины» в общинах «Свидетелей Иеговы» способны предпринять все необходимые действия, чтобы оградить жертв от растлителей и как можно скорее сдать последних властям? Читаем далее: «...старейшинам следует с любовью побудить сокрушённого человека сосредоточиться в данный момент на том, чтобы постараться залечить психическую травму. Имена любых насильников, которых он "вспомнил", должны храниться в строжайшей тайне» (стр. 28). То есть имена не должны стать известны ни внутри религиозной общины, ни вне её; в полицию или иные компетентные органы они сообщать информацию не будут. В уже упоминавшейся книге для «старейшин» «Пасите Божье стадо» всем «пастырям» предписывается следующее: «Узнав о случае растления ребёнка, немед­ленно свяжитесь с филиалом, независимо от того, сколько пострадавшему лет сейчас и сколько было тогда. Сообщите об этом, даже если случай произошёл до того, как обвиняемый в растлении крестился. Филиал даст указания, как посту­пить в конкретном случае» (стр. 132). Итак, старейшинам нужно незамедлительно связаться вовсе не с правоохранительными органами, а с местным филиалом Организации «Свидетелей Иеговы», который «даст указания»... Это очень напоминает то, как человек, совершивший убийство, первым делом звонит своему адвокату, чтобы получить от него консультацию, что и как делать и говорить, когда приедет полиция. В нашем же случае старейшины должны приложить все усилия, чтобы имидж их религиозной организации не пострадал. Итак, согласно рекомендациям авторов статьи в «Сторожевой Башне», пострадавшая сторона должна молиться и терпеть, к её показаниям советуется подходить с изрядной долей скепсиса, а «пастырям» следует, тем временем, сохранять всё в «строжайшей тайне». То, что советуется дальше в журнале Общества, вообще находится за гранью хоть сколько-нибудь здравого смысла: «Ну, а если пострадавший решит выдвинуть обвинение? Тогда (...) старейшины могут посоветовать ему, в соответствии с изложенным в Матфея 18:15 принципом, поговорить об этом лично с обвиняемым. Если обвинитель психологически не в состоянии встретиться с ним лицом к лицу, он может позвонить обвиняемому по телефону или, возможно, написать письмо. Таким образом обвиняемому предоставляется возможность ответить на обвинение перед Иеговой. Возможно, он сумеет даже представить доказательства, что не мог совершить насилие. Или, может быть, обвиняемый сознается, и будет достигнуто примирение. Каким это было бы благословением (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 1995 г., стр. 28). Изложенное как-то с трудом укладывается в голове: жертва сексуального насилия побуждается лично поговорить с насильником, хотя любой психолог подтвердит, что это недопустимо (и даже при планировании судопроизводства специально предусматриваются меры, позволяющие избежать встречи пострадавшей стороны с обидчиком в зале суда!). Сама Организация учит, что принцип из Матф. 18:15 неприменим к случаям таких тяжких грехов, как, скажем, блуд и прелюбодеяние, а используется, когда, например, не возвращают долг или оклеветали (см. выпуски «Сторожевой Башни» от 15 июля 1994 г. и 15 октября 1999 г.). Получается, что можно нарушить собственные принципы, когда этого требуют «корпоративные интересы»? И о каком «примирении» ведут речь авторы? Они явно путают нарушение морально-этических норм и уголовное преступление. Если кто-то изменил своему супругу, то невиновная сторона, конечно, вольна его простить — в конце концов, это личные дела двух взрослых людей. Но в случае развращения ребёнка всё обстоит не так просто. Здесь — преступление закона, и «примирением» тут не отделаешься. «Каким это было бы благословением!» — восклицают авторы этой жуткой статьи. Позвольте, но «благословением» для кого это будет являться?! Для ребёнка, психике которого нанесён непоправимый ущерб, и который, быть может, будет вынужден еженедельно на «встрече собрания» встречаться лицом к лицу с педофилом? Для растлителя, который, потирая свои руки от безнаказанности, подумывает об очередной жертве? Или для Организации «Свидетелей Иеговы», которая благодаря такому «примирению» может ловко защитить свою репутацию перед посторонними?

И ведь нельзя сказать, что «Свидетели Иеговы» поощряются пренебрегать детьми или правдой. Можно привести множество цитат из статей, посвящённых вопросам заботы и попечения о своих близких, ценные советы родителям по воспитанию, призывы быть честным и законопослушным и т. д. Но при этом людям параллельно внушается: жизнь без Организации невозможна, её интересы превыше всего, от каждого требуется «беззаветная преданность» ей. В этих условиях всё прочее — дети, родители, правда и даже жизнь — должны отойти на второй план. И если того требует благополучие Организации, будь готов закрывать глаза на некоторые факты, жертвовать благополучием своих детей, всячески изворачиваться перед «внешними»... Из приведённых инструкций для «старейшин» и пострадавших от действий педофила семей следует, что главная задача в такой щекотливой ситуации — сделать всё возможное, чтобы дело не получило огласку. По замечанию бывшего «старейшины» волгоградской общины «Свидетелей Иеговы» Сергея Рыжова, «главная цель... вовсе не попытаться изобличить преступника, а "утешить" жертву. А так как жертве трудно "утешиться", пока преступник не наказан и, возможно, даже регулярно встречается с ней лицом к лицу, то Руководящий Совет даёт "мудрую" инструкцию: "Терпи, сынок. Да, нелегко. А как ты хотел? Это пока ещё мир Сатаны, он ох как жесток! Никто тебе лёгкой жизни не обещал... Терпеть, тебе говорят!"» Конечно, изложенное выше не следует воспринимать так, что родители, присоединившись к «Свидетелям Иеговы», непременно столкнутся с кошмаром по имени «педофилия». Нет, в этом плане Организации до секты «Семья» («Дети Бога») Дэвида Берга, безусловно, далеко. Но и забывать о существовании такой опасности, читая в литературе Общества Сторожевой Башни, что «Свидетели Иеговы находятся в духовном раю... Они, живя в этом крайне беспокойном мире, наслаждаются уникальной духовной атмосферой в окружении соверующих» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 мая 2004 г., стр. 8), было бы неразумно. Разочарование в этом «духовном рае» может быть весьма горьким.

ПРИМЕР ДЛЯ ДЕТЕЙ

Поскольку в Организации «Свидетелей Иеговы» все требования, запреты и ограничения в одинаковой степени распространяются как на взрослых, так и на их детей, то это приводит к тому, что на плечи ребёнка, чьи родители (или один из них) вступили в Организацию, опускается тяжкая для его возраста ноша. Например, как ранее уже упоминалось, «Свидетелям Иеговы» не разрешается отмечать дни рождения, государственные, светские и религиозные праздники. Это означает, что их дети лишены возможности участвовать в утренниках, новогодних ёлках, школьных патриотических мероприятиях (например, дарить ветеранам цветы или читать им стихи в День Победы), дарить своим мамам самодельные подарки на 8-е марта и т. д. А ведь известно, что для детей в силу возраста такие праздники являются самыми яркими и запоминающимися событиями в жизни и неразрывно связаны не только с эмоциональным удовольствием от участия в них, но и с процессом социализации. Всё это проходит мимо ребёнка «Свидетелей Иеговы», и неудивительно, что в таком случае он становится объектом для насмешек со стороны своих сверстников. Это приводит к замкнутости, озлоблению, желанию противостоять всему, что его окружает. Такое состояние усугубляется ещё и постоянным нагнетанием ужаса перед грядущей «войной Иеговы» — Армагеддоном. Естественно, это негативно сказывается на формировании личности ребёнка, процессе его нормальной социализации, развитии и становлении как полноценного члена общества. При этом Общество Сторожевой Башни прямо со страниц своего учебного пособия поощряет молодёжь обособляться от людей, не состоящих в Организации «Свидетелей Иеговы». «Одна из ловушек Сатаны Дьявола, которой особенно трудно противостоять,— это давление сверстников, — написано в 19-ом абзаце рассматриваемой главы книги «Чему на самом деле учит Библия?». — Как же важно поэтому не общаться с людьми, которые не живут по законам Бога! (1 Коринфянам 15:33). Дина, дочь Иакова, дружила с теми, кто не служил Иегове, и это привело к большой беде (Бытие 34:1, 2)». Если проверить библейские ссылки, использованные авторами для обоснования своей мысли, то окажется, что в них не содержится запретов на дружбу с иноверцами. В 1-ом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет о некоторых коринфских христианах, которые, отклонившись от чистоты веры, говорили, что «нет воскресе­ния мёртвых» (1Кор. 15:12). Вся эта глава посвящена не бытовым вопросам, а религиозным. Следовательно, в 33-ем стихе речь идёт о недопустимости участия в религиозных сообществах, приводящего к искажению веры и лжеучениям, и это находится в полном согласии со словами псалмопевца: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не сто­ит на пути грешных и не сидит в собрании раз­вратителей» (Пс. 1:1). Конечно, православный христианин не станет ходить на собрания «Свидетелей Иеговы» и присутствовать на их религиозный встречах (даже из любопытства), однако это не означает, что ему следует избегать всякого общения с этими людьми. В истории же о дочери Иакова, Дине, всё поставлено с ног на голову: она была изнасилована не своими подружками-хананеянками, а местным князем по имени Сихем, о дружбе с которым в Библии ничего не говорится. Увидеть ошибочность рассуждений авторов обучающей книги может помочь следующий библейский пример: дочь царя Давида по имени Фамарь не «дружила с теми, кто не служил Иегове», но, тем не менее, это привело к не меньшей беде — она была изнасилована родным братом Амноном (см. 2Цар. 13:1-22). Как из первой, так и из второй истории нелепо выводить какие-либо закономерности, а тем более запреты на обычное человеческое общение или деловые отношения. Разрыва всех социальных связей требуют от своих членов различные тоталитарные культы, а не Церковь Христова. Говоря о влиянии «неверующих» на христиан, авторы книги «Чему на самом деле учит Библия?» как-то забывают и об обратном процессе. Ведь и мы можем — своим поведением, своими поступками — благотворно воздействовать на человека, которому чужды наши религиозные взгляды. По всей видимости, для «Свидетелей Иеговы» важно не общаться с иноверцами совсем по иной причине: Общество Сторожевой Башни просто-напросто не в состоянии грамотно и убедительно отвечать на критику своих порядков, обычаев, учений, и поэтому стремится свести общение своих адептов с людьми вне Организации к минимуму. Особенно это характерно в отношении молодёжи, поскольку дети и подростки любознательны и прямолинейны в своих вопросах, их не устраивают туманные и уклончивые ответы. Кроме того, дружеская беседа предполагает иной формат, нежели тот, к которому привыкли «Свидетели Иеговы»: равноправное участие в диалоге, прямоту и открытость. Общаясь внутри своего «собрания», они не затрагивают ряд тем, касающихся некоторых порядков и учений Организации; обсуждать с соверующим какие-то непонятные моменты «Свидетелю Иеговы» неловко, тем более через литературу Общества Сторожевой Башни он научен не проводить глубоких самостоятельных исследований, а довольствоваться лишь тем, что содержится на страницах журналов. В противном случае его могут заподозрить в «отступничестве», поскольку неудобными вопросами он как бы ставит под сомнение авторитет т. наз. «верного и благоразумного раба».

Отказ детей «Свидетелей Иеговы» от участия в праздниках и мероприятиях вместе со своими сверстниками порождает ещё одну проблему — проблему детского досуга. Поскольку родители всё свободное время посвящают своей религиозной организации, их ребёнок лишён элементарных проявлений культурного семейного отдыха (походы в цирк, кино, на выставки). В результате наступает настоящая изоляция от окружающего мира. Возможно, «Свидетели Иеговы» возразят, что они просто относятся более серьёзно к воспитанию детей, нежели другие родители, что методика Общества Сторожевой Башни помогает лучше дисциплинировать подрастающее поколение. Но при всей значимости обучения и строгости воспитания никогда не следует забывать, что у детей в любом случае должно быть детство, и задача родителей заключается в том, чтобы сделать это детство счастливым. Что же может предложить «Свидетель Иеговы» своему ребёнку? Совместные походы на «встречи собрания», где трёх-четырёхлетний малыш вынужден сидеть по нескольку часов, выслушивая «библейские доклады», которые ему не только непонятны, но и в силу возраста неинтересны? Или ежедневные многочасовые утомительные для детей хождения по чужим квартирам для распространения всевозможной печатной продукции Общества Сторожевой Башни? Чего стоит только пример одной иеговистской семьи, приведённый в пособии для проповедников: «Служение всей семьёй — это ещё одна возможность прививать истину своим детям. Один христианин брал с собой дочь распространять трактаты жителям деревни в соседней долине. Они проходили 10 километров в один конец... Пусть же и ваша семья получит подобное благословение, а служение станет неотъемлемой частью вашего семейного распорядка!» (бюллетень "Наше царственное служение", май 2005 г., стр. 4). Кто-то, может быть, выразит сомнение в том, что участие в проповеди относится к маленьким детям, а не к подросткам. На самом деле, в общинах «Свидетелей Иеговы» обязанность вербовать в ряды своей организации лежит буквально на всех — и старых, и малых. «Начинайте брать ребёнка в служение как можно раньше, — говорится в ещё одной инструкции. — Учите ребёнка любить и ценить дело проповеди, когда проводите семейное поклонение и занимаетесь другими делами... Регулярно участвуйте в служении всей семьёй» (бюллетень "Наше царственное служение", июнь 2010 г., стр. 3). Мнение самого ребёнка, как уже отмечалось, при этом не учитывается. К тому же подобная ситуация возможна и тогда, когда «Свидетелем Иеговы» является только один из родителей, а второй категорически против вовлечения детей в бурную деятельность Организации. Это ведёт к конфликтам в семье и даже к её разрушению.

Артём Григорян
«Родной отец сказал мне,
что я его враг и враг Бога...
Я для них умер»

Ещё одним яблоком раздора может стать крайне негативное отношение «Свидетелей Иеговы» к людям, разочаровавшихся в учениях Организации и оставивших её. Дети, воспитанные в духе Общества Сторожевой Башни, занимают к исключённым из общины столь же жёсткую позицию, что и взрослые; при этом никакие родственные связи уже не играют роли. В 2011 году в выпуске «Сторожевой Башни» от 15 июля на стр. 16 людей, покинувших Организацию, сравнили с «контрабандистами» и назвали «умственно/душевно больными» (в английском издании журнала употреблён оборот «mentally diseased»), хотя в русской версии этот момент постарались смягчить, использовав выражение «заражён болезнью» и перевод епископа Кассиана для стиха 1Тим. 6:4 (в «Переводе Нового Мира» это место Писания передано с применением слова «помешан»). «Теперь я ещё и "душевнобольная", поскольку утверждается, что все отступники психически больны, — написала в своём открытом письме Обществу Сторожевой Башни бывшая «Свидетельница Иеговы» Барбара Андерсон. — Наш 12-летний внук Люк знает, что его бабушка и дедушка оставили религию "Свидетелей" в 2002 году, и что теперь общения с нами избегают, и в его мозгу появилась пугающая мысль, что мы — "душевнобольные". Если угодно, вообразите себе, как ребёнок, прочитавший, что покинувшие эту религию умственно больны, будет относиться к своему отцу или своей матери, бывшему "свидетелю Иеговы"». Да, навесив на людей, несогласных с изложенным в «Сторожевой Башне» толкованием Библии, обидный ярлык «помешанных», руководители Организации «Свидетелей Иеговы» поступили не по-христиански и даже не по-человечески. Ведь эти люди — бывшие «Свидетели Иеговы» — являются чьими-то матерями и отцами, бабушками и дедушками! «Я попал в эту организацию вместе с родителями, когда мне было всего 12 лет, — рассказывает Артём Григорян. — И четыре с половиной года я был сотрудником главного управленческого центра "Свидетелей Иеговы" в России. На сегодняшний день я вышел из этой организации вместе с супругой, потому что я полностью разочаровался в её принципах, её заявлениях, идеологии и доктрине, и в результате этого была разрушена моя семья. Мои родители остались "Свидетелями Иеговы", а по внутренним принципам этой организации, люди, вышедшие из этой организации, "лишаются общения". И в публикациях "Свидетелей Иеговы" есть чёткие инструкции, где родителям сказано, что они не могут общаться со своими детьми даже по электронной почте. Мои родители не разговаривают со мной вообще. Они не видели свою первую внучку, не держали её на руках. Я для них умер. Мой родной отец сказал мне, что я его враг и враг Бога. Мой родной брат тоже не общается со мной, как и другие родственники. И таких случаев тысячи. Есть и более страшные случаи, когда такая политика лишения общения приводила людей к суицидам, депрессиям, алкоголизму. Мне кажется, это и есть самая настоящая деструкция». Бывший член Руководящего Совета «Свидетелей Иеговы» Реймонд Френц в своей книге опубликовал письмо женщины, чья мать не приехала похоронить собственную внучку и даже не прислала соболезнований по поводу её трагической кончины. Она вместе с другими членами семьи, братьями этой женщины, всячески игнорировала вышедшую из Организации дочь, у которой после трагедии на руках осталось четверо детей. При этом подобное крайне неприязненное отношение мгновенно меняется на противоположное, если родственник возвращается обратно в религиозную общину. Многие из «исключённых» именно так и поступают, не выдержав жестокий бойкот. В «Сторожевой Башне» от 15 апреля 2012 года (стр. 12) приводится следующий случай: «Один молодой человек был исключённым из собрания более десяти лет, в течение которых его отец, мать и четверо братьев "больше не общались" с ним. Иногда он искал возможности проводить время с семьёй, но все члены семьи проявляли твёрдость, избегая с ним любых контактов. После того как его восстановили в собрании, он сказал, что ему очень не хватало общения с родными, особенно по вечерам, когда он оставался один. Он говорил, что ему было бы достаточно даже небольшого общения с ними. Но так как никто из членов семьи не поддерживал с ним никаких отношений, горячее желание снова стать частью семьи было одной из причин, по которой он решил восстановить отношения с Иеговой». То есть человек возвращается в религиозную организацию в результате давления, шантажа. Нет ничего удивительного в том, что многие, даже понимая несостоятельность учений Общества Сторожевой Башни, просто боятся покинуть этот культ из страха лишения общения со своими близкими. Такая атмосфера не слишком-то полезна для ещё не окрепшей психики ребёнка или подростка, не правда ли?

КЛЮЧ К СЕМЕЙНОМУ СЧАСТЬЮ

Итак, вот мы и рассмотрели те специфические проблемы, с которыми сталкиваются семьи, где хотя бы один из членов является «Свидетелем Иеговы». Жизнь приверженца Организации Сторожевой Башни удерживается в таком режиме, который не оставляет ни времени, ни причин для семейных визитов и мероприятий, а если ему и удаётся выкроить время для своих родных, то его учат использовать эту возможность для проповеди идей Общества Сторожевой Башни, что только раздражает. Если же он почему-то решит оставить движение, или его «исключат», то возникает настоящая проблема, ведь тогда человек обнаруживает, что отрезан ото всех бывших друзей и тех близких, которые являются остаются в Организации. «Библейские советы», перечисленные в заключительной части главы, безусловно, будут полезны для любой семьи. Однако авторы ничего не сказали про то, что существуют ещё и советы (а точнее, даже требования!) Организации, которые в среде «Свидетелей Иеговы» занимают такое важное место, как если бы они были записаны в Библии:

  • запрет на общение с людьми, ушедшими из Организации, включая родственников, хотя Господь учил: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» и «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19:6; 22:39). «Свидетели Иеговы» не должны даже здороваться при встрече с бывшими своими собратьями, что также противоречит словам Христа: «Если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Матф. 5:47). Более того, в литературе Общества Сторожевой Башни, как мы увидели, поощряется ненависть в отношении «отступников» — не к их идеям, а именно к личностям. Но в Библии говорится: «Дела плоти известны: (...) ненависть... Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21). Ни Господь Иисус Христос, ни Его Апостолы нигде не учили, что если кто-то из близких перестал разделять христианские убеждения, то его следует ненавидеть и прекратить с ним едва ли не всякое общение.
  • запрет отмечать в семье дни рождения и иные праздники, а также поздравлять других людей. Но в Библии такого запрета нет. Напротив, там говорится следующее: «Итак никто да не осуждает вас... за какой-нибудь праздник» (Кол. 2:16). Организация также учит «Свидетелей Иеговы» уклонению от исполнения религиозно-нейтральных установлений общества и государства: отказу от голосования, чествования государственного флага или исполнения гимна своей страны и т. п. Это — одно из необходимых требований, предъявляемых к тем, кто хочет присоединиться к этой религиозной организации. Однако оно опять-таки не является библейским. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу», — учил Иисус Христос (Лук. 20:25); Апостол Павел увещевал верующих: «Итак, отдавайте всякому должное: кому подать — подать; кому оброк — оброк; кому страх — страх; кому честь — честь» (Рим. 13:7). Истинные христиане не должны вести себя как мятежники, но исполнять законные установления «кесаря» (т. е. светской власти), возложенные на них: уплату налогов, участие в общественно-политической жизни путём голосования, почтение к государственным структурам и т. д.
  • требование активного участия в проповеди, распространяющееся даже на маленьких детей. Господь Иисус Христос, отправляя Своих Апостолов на всемирную проповедь, действительно сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19). Греческое слово «αποστολος» в переводе и означает «посланник, посол», будучи образовано от глагола «посылать». Если «Свидетели Иеговы» считают, что эти слова относятся ко всем христианам, и они все посланы в проповедь, то тогда всех их следовало бы называть «апостолами» и учителями. Однако в Библии говорится: «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» (1Кор. 12:28,29); «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1,2). Кроме того, в Писании отсутствуют какие-либо намёки на то, что первые христиане брали в проповедь своих детей или поощряли их к этому.
  • условие обязательной сдачи каждым «Свидетелем Иеговы» письменного отчёта о проповеднической деятельности, который ежемесячно отсылается в центральный штаб Организации. Такой отчёт содержит информацию о времени, затраченном каждым «возвещателем» (его фамилия и имя указываются на бланке) на разговоры с людьми о Боге, количестве распространённых публикаций Общества Сторожевой Башни, числе посещений и других показателях. Нигде в Библии вы не найдёте указаний на подобную систему отчётности. Это снова правило Организации «Свидетелей Иеговы», а не Бога. Разве Господу нужны какие-то «письменные отчёты», разве Он не знает, кто и сколько проповедует? Несомненно, вся эта информация предназначена для руководителей Организации, для того, чтобы сравнивать усилия каждого «Свидетеля Иеговы» и подстёгивать их к ещё большему рвению в деле «ловли душ». В Писании же все христиане как раз предостерегаются от соблазна сравнивать себя с другими по каким-либо параметрам: «Каждый да испытывает своё дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом, ибо каждый понесёт своё бремя» (Гал. 6:4,5). «Зачем хвалишься пред ближним? — комментирует это место Феофилакт Болгарский. — И ты, и он понесёте каждый своё бремя и тогда будет оценено дело каждого. Посему, когда ты имеешь бремя и труды, не хвались добрым делом ни пред другими, ни пред самим собой».

Конечно, сами «Свидетели Иеговы» утверждают, что соблюдение перечисленных небиблейских правил является исключительно добровольным делом. Тем не менее, категоричный и безапелляционный характер требований и неотвратимость наступления санкций за их нарушение не позволяет согласиться с данным утверждением. Как они могут повлиять на семейную жизнь — сказано выше. То, стоит ли жертвовать благополучием своих близких ради требований некой религиозной организации, зависит от отношения к ней. Являются ли её руководители служителями истинного Бога? Об этом и пойдёт речь в следующей главе.

Категория: Дополнительно | Добавил: Milosh_Belich (12.04.2015)
Всего комментариев: 0