Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Рай»

Учение Общества Сторожевой Башни: Понятие «рай» в Библии, в зависимости от контекста, может относиться:

  • к особому месту на земле, похожему на огромный прекрасный парк или сад, где Бог когда-то поселил первую человеческую пару. Уместным образом оно было названо Эдемским садом, что означает «сад наслаждения». После своего мятежа Адам и Ева были высланы из рая; в конце концов он был уничтожен во время потопа во дни Ноя;
  • к небесной сфере, где живут бессмертные духовные сыновья Бога. Он уготован только для 144 000 «помазанных христиан», которые избраны, чтобы во главе с Иисусом Христом править с небес над всей землёй;
  • к духовному состоянию, в котором находятся сегодня собрания «Свидетелей Иеговы» по всему миру, включающее в себя успокаивающее окружение, позволяющее человеку ощущать мир с ближними и с Богом, вести чистую в нравственном отношении жизнь и поклоняться Богу угодным Ему образом. «Пищей» в таком «духовном раю» являеются различные публикации, издаваемые Руководящим Советом «Свидетелей Иеговы»;
  • к будущему состоянию нашей планеты, на которой в скором времени будут восстановлены условия, царившие в Эдеме: чистая окружающая среда, изобилие пищи, гармония между людьми и мирные отношения с животными, когда всё творение будет освобождено от последствий греха.

Интересный факт: Согласно представлениям «Свидетелей Иеговы», райские условия будут восстановлены на земле благодаря человеческим усилиям:
«Когда воскреснут миллионы людей, их возвращение к жизни не произойдёт на безлюдной земле (Исаия 45:18). Они проснутся в великолепных условиях: для них уже будут приготовлены жилища, одежда и обилие пищи (Псалом 66:7; 71:16; Исаия 65:21, 22). Кто же об этом позаботится? Ясно, что те, кто будет жить в новом мире перед началом земного воскресения» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 апреля 1999 г., стр. 19)
«В ‘воскресении праведных и неправедных’ бессчётные миллионы людей будут возвращены к жизни не на пустынной земле (Деяния 24:15). Они проснутся в гораздо более лучших, чем сейчас, условиях, и для них будут приготовлены жилище, одежда и изобилие пищи. Кто всё это приготовит? Ясно, что, когда в новом мире начнётся воскресение, на земле уже будут жить люди. Кто? В Библии говорится, что это будут те, кто переживёт надвигающуюся сейчас великую скорбь» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 февраля 1995 г., стр. 13)
«Если ты питаешь эту надежду, то подумай и о том, как радостно будет принимать участие в восстановлении рая на земле (Луки 23:42, 43). Пережившие Армагеддон, несомненно, будут помогать очищать землю, чтобы устраивать прекрасные ландшафты, где будут воскресать мёртвые. Речи на похоронах заменятся приветственными речами, которые будут произноситься для возвращающихся в воскресении, включая наших собственных родственников, которые были потеряны в смерти» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 декабря 1991 г., стр. 12)
«Пережившие великую скорбь начнут превращать землю в рай...» (журнал "Сторожевая Башня" от 15 февраля 2001 г., стр. 27)
«Бог поручит своим земным подданным радостную работу по превращению всей земли в райский дом для человечества» (журнал "Пробудитесь" от 8 апреля 1997 г., стр. 9)

«Говорится ли в Новом Завете о будущем земном рае, или о нём говорится только в Ветхом Завете?
Нет библейского основания для того, чтобы делить Библию на "Ветхую", то есть старую, и "Новую" части и судить о значимости высказываний по тому, в какой части они находятся. Во 2 Тимофею 3:16 говорится: "Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления". В Римлянам 15:4, где сказано: "Всё написанное прежде было написано для нашего наставления", говорится о книгах Священного Писания, которые были написаны в дохристианское время. Поэтому рассматривать поставленный вопрос нужно в контексте всей Библии»

Общество Сторожевой Башни вводит в заблуждение своих читателей: если раскрыть Библию, то на титульной странице мы обнаружим надпись «Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета», которая говорит всего лишь о том, что одни библейские тексты написаны в ветхозаветный период истории Божьего народа (до прихода на землю Господа Иисуса Христа), а другие — в период новозаветный. «Ветхий Завет» — это просто устоявшееся краткое обозначение книг первой группы, указывающее на то, когда они были написаны. Оно не означает, что книги, объединённые под этим названием, в чём-то хуже или менее святы. Если бы христиане считали, что эта часть слова Божьего является «устаревшей» или «недействительной», то давно исключили бы её из состава Библии (впрочем, некоторые неопротестантские группы так и поступают, распространяя под видом Писания только его новозаветную часть). Всё Писание написано под руководством Святого Духа, и никто в Церкви не собирается ничего из него выбрасывать. Однако если коснуться вопроса верного понимания и истолкования библейских текстов, то со всей очевидностью следует, что корректное восприятие ветхозаветных слов возможно только через призму Нового Завета:
«И сказал [Христос] им: вот то, о чём Я вам говорил, ещё быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44-45) [Несмотря на то, что Апостолы, как и всякий примерный иудей той эпохи, хорошо знали Писание с малых лет, они не могли достигнуть правильного понимания роли и личности Мессии, пока Он не «отверз им ум». Примечательно, что в этом отрывке названы все основные части ТаНаХа, то есть верное истолкование ветхозаветных текстов можно получить только через Христа — живое откровение Бога, только в свете Его учения становятся ясны слова древних пророков]
«Но умы их [иудеев] ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор. 3:14-16) [Пытаться постичь ветхозаветные тексты в отрыве от евангельского откровения, без учёта всего того, чему учил Господь Иисус Христос и Его Апостолы — значит уподобляться тем самым иудеям, чьи «умы ослеплены»]
«Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи» (Ос. 12:10) [Учение «Свидетелей Иеговы» о будущем рае на земле основывается на излишне буквалистском восприятии пророческих картин, запечатлённых на страницах ветхозаветных книг Библии. Однако Бог, как видно из этого стиха, часто использует притчевый язык, когда говорит с людьми через Своих пророков. «Свидетели Иеговы» правы в том, что «написанное прежде (в Писании) было написано для нашего наставления»; весь вопрос в том, как правильно понять «написанное», чтобы оно послужило наставлением в истине, а не в заблуждении]

«Первоначальный замысел Бога превратить всю землю в рай, населённый людьми, которые будут охотно жить по его законам, обязательно осуществится (Ис. 45:18; 55:10, 11). Поэтому Иисус сказал: "Счастливы кроткие, потому что они наследуют землю". По той же причине он учил своих учеников молиться: "Наш Отец на небесах, пусть святится твоё имя. Пусть придёт твоё царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе" (Матф. 5:5; 6:9, 10)»

Спаситель говорил о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Матф. 11:29). То есть кроткие — это те, кто уподобляются Христу. Поэтому, чтобы понять, что же означает Его обещание дать таким людям в наследие землю, необходимо выяснить, унаследовал ли Он Сам, будучи истинно кротким, землю? Интересно, что Общество Сторожевой Башни отвечает на этот вопрос положительно: «Кротость проявляется не только в отношениях с людьми. Она также видна в том, что мы охотно подчиняемся владычеству Иеговы. Величайший пример в этом подал Иисус Христос. Живя на земле, он был кротким и полностью повиновался воле Отца (Иоанна 5:19,30). Иисус наследует землю в самом полноном смысле этого слова, поскольку он назначен её Правителем (Псалом 2:6-8; Даниил 7:13,14)» (журнал "Сторожевая Башня" от 1 ноября 2004 г., стр. 11). Таким образом, Общество Сторожевой Башни само указывает, в каком же смысле «кроткие наследуют землю». При внимательном чтении Матф. 5:3-12 не видно, чтобы Спаситель обращался к двум разным категориям людей. Он говорит о Небесном Царстве, о награде на небесах. Усматривать в словах Спасителя, записанных в 5-ом стихе, обещание благоустроенного земельного участка будет ошибкой. Чем же так отличаются эти «кроткие», что они останутся жить на земле и не будут удостоены чести обрести небесную награду? Может быть, они менее достойны «чистых сердцем» которые «Бога узрят» (стих 8)? Или, может, они не «нищие духом» (не осознают своих духовных потребностей), не «изгнанные за правду», или их не преследуют за Христа (стихи 9-11)? Где в этих словах хотя бы намёк на разделение между двумя классами: «достойных» и «наидостойнейших»? Почему «миротворцы» будут названы «сынами Божиими», а «кротким» придётся ждать ещё 1000 лет, чтобы потом подвергнуться окончательному испытанию для выяснения, кто же из них всё-таки не «кроткий»? Само Общество Сторожевой Башни преспокойно применяет стих Матф. 5:5 и ко Христу, и к 144 000 «помазанников», которые, по учению «Свидетелей Иеговы», будут обитать на небесах. Поэтому данный библейский текст не является аргументом в пользу вечной жизни на земле для верных христиан.

Подтверждают ли учение «Свидетелей Иеговы» о будущем рае на земле стихи Ис. 45:18 и 55:10-11? В первом сказано следующее: «Так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший её; Он утвердил её, не напрасно сотворил её; Он образовал её для жительства: Я Господь, и нет иного». Итак, в этом тексте сообщается, что: 1) Бог создал землю и 2) Он сотворил её не напрасно, а для жительства. Заметим, что в этом отрывке не говорится о «жительстве» именно человека, а тем более не говорится о вечном жительстве. Ещё до сотворения первых людей на земле обитали животные, рыбы и птицы (Быт. 1:20-26). Из-за греха Адама и Евы Бог, как сообщает Писание, проклял землю, однако не уничтожил её (Быт. 3:17). Она не оказалась созданной напрасно, став надолго, на многие тысячелетия, домом и местом обитания грешного человечества. Во втором тексте пророка Исайи, на который ссылаются «Свидетели Иеговы» говорится следующее: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает её способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, так и слово Моё, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его». Указывая на эти слова, Общество Сторожевой Башни подчёркивает, что воля Бога в отношении вечной жизни людей на земле в райских условиях не может измениться, а следовательно, обязательно исполнится в будущем. Однако Господь никогда не обещал, что человечество будет вечно жить на земле. Перед сотворением первых людей Он объявил: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Осуществлять своё владычество можно и с небес. А что можно сказать относительно благословения первой человеческой пары Богом: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (стих 28)? Следует заметить, что эти слова повторяются после потопа; при этом очевидно, что речь в них идёт не о райской земле, а о падшем мире — мире в нынешнем греховном состоянии (Быт. 9:1). Можно ли считать желанием любящего Бога, чтобы мы жили в несовершенном мире, полном греха, боли и страданий? Ясно, что нет. Следовательно, эти слова являются не выражением вечного и неизменного Божьего замысла, а всего лишь констатацией факта, что Господь больше не будет творить людей — они сами станут плодиться.

«В согласии с этим в Эфесянам 1:9—11 сказано, что Бог замыслил "собрать всё во Христе — что на небесах и что на земле"»

Необходимо заметить, что аналогичную мысль Апостол Павел передаёт и в другом своём послании: «Богу было угодно... через него примирить с собой всё остальное — что на земле и что на небесах» (Кол. 1:19-20, ПНМ). Если обратиться к контексту этого фрагмента, то обнаружится, что под тем, «что на небесах», подразумеваются «престолы, господства, начальства, власти» (стих 16), то есть различные категории ангельского сонма. Следовательно, нет никаких объективных причин видеть в Кол. 1:20 или Еф. 1:10 идею о двух классах христиан, поскольку контекстуальные особенности явно указывают на то, что под «небесным» в этих библейских отрывках подразумеваются Ангелы, а не люди.

«В Евреям 2:5 говорится о "будущей обитаемой земле" (НМ, ВоП)»

В греческом тексте Евр. 2:5 использовано не слово «γη» («земля (как планета)» или «земная поверхность»), а термин «οικουμενη», образованный древнегреческого глагола «οικοω» («населяю, обитаю»). Во времена написания книг Нового Завета этот термин имел более специфический смысл и обозначал известную древним грекам часть мира. Буквальный его перевод — «заселённая» или «населённая». В эпоху античности «ойкумена» ограничивалась территориями Европы, Северной Африки, Передней Азии и Индии, к XV веку она расширилась до границ Старого Света, а с эпохой Великих географических открытий включила в себя и огромные территории Нового Света. Таким образом, «ойкумена» не есть что-то постоянное и незыблемое, поскольку тесно связана с пространством обитания людей. «Ойкумена» — это не земля и не там, где земля, а там, где человек. Именно поэтому апелляция Общества Сторожевой Башни к Евр. 2:5 выглядит неубедительно. Во свете таких мест, как 1Петр. 1:3-5; Кол. 1:5-6; Филип. 3:20 или Еф. 2:5-7, становится ясно, что будущая ойкумена спасённого человечества — не земная поверхность, а метафизические небеса.

«В Откровении 5:10 упоминаются сонаследники Христа, которые "будут царствовать над землёй"»

«Свидетели Иеговы» не учитывают, что по смыслу этого же самого стиха христиане уже «царствуют» в нынешнем веке: «...и сделал [εποιησας] их царством и священниками нашего Бога» (ПНМ). Глагол «ποεω» в форме аориста изъявительного наклонения описывает прошлое на момент речи действие, то есть истинные христиане уже при жизни становятся царями и священниками Бога. Это согласуется со словами Апостола Петра: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой» (1Петр. 2:9). При этом у них, разумеется, никаких подданных, над которыми они в буквальном смысле правят, нет. Христиане по действию благодати Божьей царствуют на грехом (Рим. 6:12-14), сатаной и демонами (Лук. 10:17-20), священство же их заключается в принесении Богу различных духовных жертв (1Петр. 2:5; Евр. 13:15-16; Рим. 12:1). Текст Откр. 5:10 не даёт никаких оснований считать, будто использованное в нём понятие «царствовать» относится к осуществлению буквальных административных или политических полномочий. Ещё более проблематично усмотреть в нём указание на правление одной группы христиан над другой. В «Переводе Нового Мира» сказано, что искупленные будут «царствовать над землёй», а не над другими людьми. Это отсылает нас к первой книге Пятикнижия, где сообщается, что изначально человек должен был «над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Эти слова, конечно же, не означают, будто Адам и его жена будут править с небес какими-то выдуманными Обществом Сторожевой Башни «земными подданными», а указывают на господствующую роль человека по отношению ко всему Божьему творению.

«В Откровении 21:1—5 и 22:1, 2 описываются прекрасные условия, которые будут царить на "новой земле" и которые напоминают условия первоначального Рая в Эдеме, где росло дерево жизни (Быт. 2:9)»

В Откр. 21 и 22 описывается «святый город Иерусалим, новый», который представлен как рай для всех спасённых (срав. Откр. 22:2,14 с 2:7). При этом целый ряд показанных в видении Апостолу Иоанну деталей не позволяют отождествить эту новую реальность с первым раем, где были поселены Адам и Ева. Для наглядности существенные отличия показаны в таблице ниже.

Мир по книге Бытие Мир по книге Откровение
Есть физические небесные светила, смена времён года, суточный цикл:
«И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю» (Быт. 1:14-15)
Нет небесных светил, нет суточных циклов:
«И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21:23)
«И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр. 22:5)
Есть моря:
«И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1:10)
Нет места морю:
«Прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1)
Рай представлен в образе сада:
«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:8-9)
Рай представлен в образе города:
«Показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога... Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот» (Откр. 21:10-12 и далее)
Существуют ограничения, смерть потенциально возможна:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт. 2:16-17)
Ограничений и смерти уже нет:
«Побеждающему дам вкушать сокровенную манну» (Откр. 2:17)
«И ничего уже не будет проклятого» (Откр. 22:3)
«И смерти не будет уже» (Откр. 21:4)
Кардинальное различие этих двух образов свидетельствует о том, что награда праведным заключается не в возвращении к состоянию Адама прежде его грехопадения. Боговоплощение подняло человеческое естество на гораздо более высокую ступень близости к Богу, чем была у наших прародителей, — «одесную Отца»: «[Бог нас] воскресил... и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Еф. 2:5-7), «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор. 15:48-49). Поэтому настоящий христианин стремится не к вечнозелёным джунглям, где всего вдоволь и почти коммунизм, а желает соединиться со Христом. Преображённый человек достоин преображённого рая.

«В Библии нет подтверждения того, что Иисус и преступник поднялись на небо сразу после смерти — в тот же день, когда Иисус с ним говорил. Иисус предсказывал, что он сам воскреснет лишь на третий день после того, как его убьют (Луки 9:22). Эти три дня он не был на небе, поскольку после своего воскресения он сказал Марии Магдалине: "Я ещё не восшёл к Отцу" (Иоан. 20:17). Иисус поднялся на небо лишь через 40 дней после того, как воскрес. Свидетелями этого стали его ученики, которые видели, как он поднялся ввысь и затем скрылся из вида (Деян. 1:3, 6—11)»

Организация «Свидетелей Иеговы» при помощи подмены понятий пытается увести обсуждение в сторону от сути дела. Ведь для того, чтобы «попасть на небеса», необязательно воскресать из мёртвых. Благоразумный разбойник после физической смерти на кресте оказался в раю своей бессмертной душой, а Богочеловеку Иисусу Христу, собственно, и не требуется куда-то «попадать», ведь Он вездесущ по Своей Божественной природе: хотя как человек Он находится в конкретном месте, но как Бог присутствует повсюду — и на земле, и в преисподней, и на небесах (Матф. 18:20; Иер. 23:24). Слова Христа, обращённые к Марии Магдалине, касаются Его телесного вознесения (которое на тот момент, конечно, ещё не произошло) и не могут служить опровержением Его пребывания в раю иным способом. Кроме того, ответ на вопрос, когда распятый разбойник должен оказаться в раю, не должен подменять собой ответа на главный вопрос — где он должен оказаться. Спаситель ясно указал на это: «Будешь со Мною», а поскольку Он, по учению Организации «Свидетелей Иеговы», никогда уже не вернётся на землю, то эти слова однозначно свидетельствуют, что и раскаявшийся разбойник будет на небесах, вместе с Ним.

«Ни в день своей смерти, ни позднее преступник не мог пойти на небо, так как он не соответствовал определённым требованиям. Он не "родился снова", то есть не был крещён в воде и рождён Божьим духом. Святой дух стал изливаться на учеников Иисуса только через 50 дней после смерти преступника (Иоан. 3:3, 5; Деян. 2:1—4). В день своей смерти Иисус заключил соглашение о небесном царстве с теми, кто оставался с ним в его испытаниях. Преступник не доказал свою верность Иисусу в испытаниях и поэтому не был включён в это соглашение (Луки 22:28—30)»

Приведённая выше цитата как нельзя лучше отражает тот фарисейский дух, пронизывающий религиозную организацию «Свидетелей Иеговы» сверху донизу. Читая рассуждения Общества Сторожевой Башни, выдержанные в каком-то странном канцелярско-бюрократическом стиле, начинаешь сомневаться в том, что они принадлежат христианам. Бедным, несчастным «Свидетелям Иеговы», очевидно, и в голову не приходит, что Господь может по милости Своей вменить искреннюю веру раскаявшегося преступника (который каким-то духовным зрением увидел в Нём Спасителя и во всеуслышание исповедал Его Христом) в праведность, простить и ввести его искупленную душу в райские обители. Да, тот разбойник не имел возможности креститься в воде, но принял крещение более страшное — крещение кровью: «А что крестившиеся своею кровью и освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что он будет с Ним в раю» (св. Киприан Карфагенский, "Письмо к Юбаяну о крещении еретиков"); «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзён в ребро, извёл из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: "Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?" (Марк 10.38)?» (св. Кирилл Иерусалимский, "Огласительное поучение третье"); «Итак, не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна; место не препятствует, здесь ли ты крестился, или на корабле, или на пути. Филипп крестил во время пути, Павел — в узах; Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая» (св. Иоанн Златоуст, "Слово о возвращении св. Иоанна из Азии в Константинополь"). Поразительно, как сильно выделяются эти слова древних христианских святых на фоне казённой сухости и жесткосердия высказываний Общества Сторожевой Башни! Важно отметить, что таинство новозаветного крещения на момент смерти благоразумного разбойника ещё не было установлено Христом. Лишь перед самым Своим Вознесением Спаситель дал Апостолам повеление крестить все народы во имя Отца и Сына и Святаго Духа, что они и начали делать вскоре после Пятидесятницы (Матф. 28:19). Поэтому разбойник и мог быть спасён без водного крещения подобно ветхозаветным праведникам. Ведь возражения «Свидетелей Иеговы» справедливы также и по отношению к Аврааму, Исааку, Иакову и прочим Божьим пророкам, однако они, по слову Господа, наследуют Царство Небесное (Лук. 13:28; Матф. 8:11).

«Еврейские Писания никогда не вселяли в евреев надежду на то, что в награду за верность они получат жизнь на небе. В них говорилось о восстановлении Рая на земле. Согласно пророчеству из Даниила 7:13, 14, после того как "правление, достоинство и царство" будут даны Мессии, ему будут служить "все народы, племена и языки". Подданные его Царства будут находиться на земле»

Если так, то почему же о ветхозаветных праведниках в Библии говорится, что «они странники и пришельцы на земле» и «стремились к лучшему, то есть к небесному» (Евр. 11:13-16)? При этом нигде в Евангелии в речах Иисуса Христа не встречаются обещания или учение о создании на земле рая. На всём протяжении Своей миссии Он последовательно учил о Царстве Небесном: в него нелегко попасть, оно не от мира сего, там нет места земным желаниям (Матф. 4:17; 11:12; Иоан. 18:36; Лук. 20:34-36). В книгах святых Апостолов идеи о рае на земле в качестве вечной награды верным христианам тоже не содержится (1Петр. 1:3-5; Кол. 1:5-6; 3:1-2; Филип. 3:20; Еф. 2:5-7; 2Кор. 5:1-2). Рассказывая о себе самом, Апостол Павел написал: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизречённые слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:2-4). В этом фрагменте раем (греч. «παραδεισος») названо небо, а не какое-либо место на земле. О рае на небесах также сообщается в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7). Из сравнения этого места с описанием Небесного Иерусалима в Откр 22:2 и 22:14 становится ясно, что здесь, без сомнения, говорится о небесном рае. И в этом нет ничего странного: в нашем распоряжении есть большое количество иудейской литературы межзаветного периода, из которой следует, что евреи ко времени первого пришествия Христа под раем подразумевали небесные обители. Вот лишь несколько ярких примеров, в которых небо идентифицируется как рай:
«Если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском, или сколько источников в самом основании бездны, или сколько жил над твердью, или какие пределы у рая, ты, может быть, сказал бы мне: "в бездну я не сходил, и в ад также, и на небо никогда не восходил"» (3Ездр. 4:7-8)
«После этого Отец всех [...] взял Адама и передал его архангелу Михаилу говоря: "Вознеси его в Рай к третьему Небу, и оставьте его там до дня страшного суда, когда я буду судить мир"» ("Апокалипсис Моисея")
«И взяли меня мужи те, и возвели на третье небо, и поставили среди рая. И было то место красоты неописуемой! Увидел я всякие благоцветные деревья со зрелыми и благоуханными плодами. Посреди места того росло дерево жизни, на котором почивает Бог, когда входит в рай» ("Книга тайн Еноха")
«Кающихся Он принимает под сень Свою, готовит для них на небесах место покоя, и они навеки будут под покровом Его» ("Иосиф и Асенефа")

Таким образом, концепция небесного рая была хорошо известна иудеям первого столетия. В связи с этим известный английский гебраист Джон Лайтфут по поводу слов Христа, сказанных на Кресте благоразумному разбойнику, приходит к следующему заключению: «Наш Спаситель, поэтому, говоря кающемуся вору "В этот день будешь со Мною в раю", говорит в духе общепринятой речи» (Lightfoot J., "Hebrew and Talmudical Exercitations upon the Evangelist St. Luke", Oxford, 1859, p. 213). Следовательно, слыша обещание Христа, разбойник хорошо понимал, что Он говорит ему о небесном рае.

Но что можно сказать по поводу Еврейских Писаний, где, по мнению «Свидетелей Иеговы», якобы говорится о будущем восстановлении рая на земле? Здесь необходимо ответить на крайне важный вопрос: можем ли мы правильно понять боговдохновенные книги, написанные до прихода на землю Иисуса Христа, обособленно от Его учения, игнорируя то, что Он передал нам через Своих Апостолов? Из Евангелия видно, что даже Его ученики нуждались в том, чтобы Спаситель «отверз им ум к уразумению Писаний» (Лук. 24:44-45). Слова ветхозаветных пророков — богодухновенны, однако о том, «что от Духа Божия», следует рассуждать духовно, иначе получится «безумие» (см. 2Петр. 1:19-21; 1Кор. 2:12-14). При буквалистском подходе к древним пророчествам, при попытке их истолкования в отрыве от евангельских истин получится, что в будущем раю:

  • Мессия будет править в Израиле, в городе Иерусалиме (Ис. 2:2-5; 65:17-19; 66:20; Мих. 4:2-3),
  • иноземцы будут пастухами, земледельцами и виноградарями у евреев (Ис. 61:4-6),
  • будут совершаться грабежи (Ис. 11:14; 33:23-24),
  • люди будут жить намного дольше, но всё же будут стареть и умирать (Ис. 65:20; Зах. 8:4),
  • в Израиле будет огромная могила Гога и его полчищ, задерживающая прохожих (Иез. 39:11-16),
  • будут вновь отмечать праздник кущей (Зах. 14:16),
  • будут соблюдать субботу и приносить всесожжения, жертвы (Ис. 56:1-8; 60:7; 66:23; Мал. 1:11),
  • будут существовать левиты (Ис. 66:21; Мал. 3:3).
Последние три пункта особенно показательны. Возврат к навсегда отложенным «немощным и бедным вещественным началам» в виде ветхозаветных кровавых жертв, служению левитов, соблюдения заповедей о чистой и нечистой пище и т. п. невозможно воспринимать иначе, как откровенное оскорбление того дела, которому посвятили всю свою жизнь Апостолы Христовы, в особенности святой Павел. Весь Новый Завет пронизан идеей, что земной Израиль с его Иерусалимом, храмом, жертвенником и священством является лишь тенью, образом, бледным отображением некоего высшего, небесного устройства. Следовательно, для гармонизации двух частей Библии и верного восприятия характера будущего Божьего Царства нам не обойтись без аллегорического способа понимания древних пророчеств. Пример использования подобного метода экзегезы ветхозаветных текстов можно увидеть у Апостола Павла (см. Гал. 4:24-27; Рим. 4:23-24; 1Кор. 9:9-10; 10:1-6; 1Тим. 5:17-18; Евр. 4:1-11; 7:1-3; 8:1-13).

«Как же тогда Иисус будет с этим преступником? Он будет с ним в том смысле, что воскресит его из мёртвых, позаботится об удовлетворении всех его физических нужд и даст ему возможность узнать требования Иеговы для вечной жизни и жить в согласии с ними (Иоан. 5:28, 29)»

Общество Сторожевой Башни снова прибегает к ловкой подмене: в библейском тексте говорится не о том, что «Иисус будет с разбойником», а о том, что разбойник будет с Иисусом. Если первое выражение и возможно истолковать так, что будто бы Христос станет присутствовать в жизни этого человека неким невидимым, «духовным» способом, заботясь о нём с небес, то второе выражение уже нельзя интерпретировать подобным образом. Поэтому слова «Будешь со Мною в раю», записанные в Лук. 23:43, ясно показывают, что раскаявшийся разбойник должен оказаться там, где будет Христос (срав. с Иоан. 12:26; 14:2-3).

«В сноске к этому стиху переводчик Библии на немецкий язык Л. Рейнхардт (L. Reinhardt) написал: "Пунктуация, которая сегодня используется [большинством переводчиков] в этом стихе, без всякого сомнения, неправильная. Она противоречит образу мышления Христа и преступника. [...] Под раем Христос... несомненно, подразумевал восстановление рая на земле... а не какое-то отделение царства мёртвых»

Собственно, слова Л. Рейнхардта как раз и доказывают, что среди переводчиков существует вполне чёткий консенсус по поводу того, как переводится текст Лук. 23:43: слово «сегодня» относится к глаголу «будешь», а не к «говорю». Даже если допустить, будто пунктуация, которой придерживаются «Свидетели Иеговы» в данном стихе, верная, то это нисколько не опровергает того, что благоразумный разбойник оказался в раю на небесах. Согласно аргументации Общества Сторожевой Башни, если тот человек не мог оказаться со Христом в обещанном небесном раю в тот же день (или на третий день, или даже 40 дней спустя), то значит, что он вообще никогда уже не попадёт на небеса. Однако в этом аргументе на самом деле нет никакой логики!

Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (03.08.2016)
Всего комментариев: 0