Главная » Статьи » Библия и СИ

Проверяя по Писанию: «Вечеря воспоминания (Вечеря Господня)»

Учение «Свидетелей Иеговы»: Единственным событием, которое Иисус Христос повелел отмечать своим последователям, является Его смерть, ставшая самым важным событием человеческой истории. В ночь, перед тем как отдать Свою жизнь ради людей, Он в кругу ближайших учеников, отпраздновав еврейскую Пасху, разделил с ними особую трапезу («вечерю»), показав образец того, как нужно вспоминать Его смерть. На ней Христос передал Апостолам для вкушения пресный хлеб и красное вино в качестве символов Своей жертвы и сказал, чтобы они в дальнейшем также регулярно собирались в память об этом событии. «Свидетели Иеговы» слушаются этого повеления, ежегодно собираясь вместе для проведения празднования Вечери воспоминания. Те, кто призван Богом править на небе с Иисусом Христом, принимают от символов подобно тому, как это когда-то делали Апостолы. Все другие присутствующие этого не делают, но с уважением и вниманием наблюдают за происходящим, выражая признательность за священные мероприятия Бога и возрастая в стремлении быть в единстве с Его народом.

«Почему важно отмечать Вечерю воспоминания?
Иисус велел своим верным апостолам: "Делайте это в воспоминание обо мне" (Луки 22:19). А апостол Павел в письме собранию помазанных духом христиан пояснил: "Всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьёте из этой чаши, вы провозглашаете смерть Господа, пока он не придёт" (1 Кор. 11:26). Итак, Вечеря воспоминания подчёркивает, насколько важную роль смерть Иисуса Христа играет в осуществлении замысла Иеговы»

Безусловно, воспоминание о ценности и значении великой жертвы, принесённой Иисусом Христом на кресте, является одной из причин совершения Вечери Господней христианами. Но правильно ли будет сводить весь смысл только лишь к воспоминанию того или иного аспекта этой жертвы? Представьте, что нам рассказали, допустим, о хлебе. Мы узнали его структуру, мы его даже, может, потрогали, но так и не попробовали. Не погибнем ли мы от голода? Господь Иисус Христос, «хлеб живый» (Иоан. 6:51), имеет для нас гораздо большее значение, чем простой хлеб, и поэтому понятие приобщения к Нему не может ограничиваться только умственно-рассудочным уровнем. Для того, чтобы Его жертва могла нам помочь, недостаточно просто помнить о ней или понимать её значение. «Воспоминание о позавчерашнем ужине никого сегодня не накормит и не утешит. Как будто бы повезло только двенадцати Апостолам, которые причастились когда-то Телом и Кровью Его, а нам-то что с этого?», — резонно замечает известный православный миссионер о. Андрей Кураев. Апостол Павел учил: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение [κοινωνια] Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение [κοινωνια] Тела Христова?» (1Кор. 10:16). Греческое слово «κοινωνια» в своем изначальном значении выражает понятие общения или соучастия. Но каким образом христиане могут соучаствовать в жертве, принесённой однажды Господом Иисусом Христом? Павел объясняет нам и это: «Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?» (стих 18). Древние израильтяне не приносили в жертву самих себя, но закалывали и вкушали жертвенное животное, принимая посредством этого косвенное участие в приносимой жертве. Христос является нашей универсальной жертвой за грех, поэтому христиане должны присоединится, причаститься к ней, чтобы она действительно стала нашей. Неслучайно, что Христос на Тайной Вечере говорит «Сие творите...», то есть «совершайте», «делайте», а не просто безучастно смотрите, витая умом в «воспоминаниях». Господь побуждает всех нас к действию.

И о каких «помазанных христианах» пишет Общество Сторожевой Башни? Помазанниками являются все, кто крестился, так как на них при этом изливается Святой Дух, и они помазываются Им (Деян. 2:38). Само слово «христианин» уже само по себе означает «помазанный», поскольку происходит от греческого слова «Христос», то есть «Помазанник». Словосочетание «помазанный христианин», изобретённое руководителями «Свидетелей Иеговы», тавтологично по своей сути.

«Она обращает внимание на то, что благодаря жертвенной смерти Христа стало возможным заключение нового соглашения, и у некоторых его последователей появилась возможность быть вместе с ним наследниками небесного Царства (Иоан. 14:2, 3; Евр. 9:15)»

Общество Сторожевой Башни не проговаривает до конца, каким же именно образом заключается соглашение (завет) с Богом. Чтобы восполнить этот пробел, необходимо вспомнить обстоятельства заключения завета с израильским народом: «И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник; и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: всё, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24:7-8). Здесь мы видим все необходимые элементы этой процедуры. Во-первых, обозначены стороны соглашения: Бог, представленный жертвенником, и израильский народ, представленный двенадцатью камнями. Во-вторых, оговорены предмет и условия (записаны и зачитаны пророком Моисеем перед всем народом). В-третьих, указан образ заключения соглашения: Моисей окропил жертвенной кровью весь израильский народ, и через это завет стал считаться утверждённым (Евр. 9:28). Важно отметить, что в качестве «крови завета» была выбрана именно кровь «мирной жертвы», принесение которой сопровождалась трапезой: её мясо, за исключением доли посвящённой левитам, съедалось самим приносителем. Читая описание заключения нового завета на Тайной Вечере, мы видим, что все эти основные составляющие присутствуют. В качестве сторон завета выступают Господь Иисус Христос и христиане, «духовный Израиль», представленный двенадцатью «камнями»-Апостолами (см. Откр. 21:14; Еф. 2:20), предметом нового договора стало прощение грехов и наследование Божьего Царства, а закреплён он был с использованием крови Самого Христа под видом вина. Разница лишь в том, что кровью ветхого завета народ Божий окроплялся внешне, а кровью нового завета он должен был «окропиться» внутренне, то есть употребить её внутрь. Также после заключения завета народу израильскому не требовалось в память об этом повторять сопровождавшие его заключение действия, а для христиан Господь Иисус Христос установил такое требование.

Итак, от каждого, кто вступил в новый завет с Богом, требуется вкушение Тела и Крови Иисуса Христа. Беда в том, что подавляющее большинство «Свидетелей Иеговы» не считают себя участниками (стороной) этого завета. Они могут лишь косвенно «извлечь пользу» из него, как объясняет им это Руководящая Корпорация. Но если они не являются участниками нового завета, то в каком же завете с Богом они состоят? Очевидно, что не в ветхом, иначе им следовало бы обрезываться и соблюдать Моисеев закон. Тогда в каком же? Как показывает Библия, вся история взаимоотношений Бога со Своим народом, вся священная история нашего спасения — это история заветов (союзов). Господь считает Своим народом только тех, кто вошёл с Ним в особые, заветные отношения (Исх. 19:5; Иер. 31:33), к прочим же относятся Его слова: «Они не пребыли в том завете Моём, и Я пренебрег их» (Евр. 8:9). И именно на членов Божьего народа распространяются обещанные Им благословения — их невозможно получить через вторые или третьи руки только на основании знакомства или сотрудничества с участниками завета (аналогия: наивно рассчитывать на долю в чужом наследстве лишь на основании своего знакомства с наследником, указанным в завещании). Тот, кто не состоит в завете, не имеет права ни на какие его блага. Таким образом, на основании Библии мы приходим к выводу, что большинство «Свидетелей Иеговы» не имеют никакой надежды на вечную жизнь в раю, о которой грезят, и над ними исполняются слова Иисуса Христа: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоанн. 6:53).

«Вечеря напоминает также о том, что смерть Иисуса и исполнение связанных с ней пророчеств, записанных в Бытии 3:15 и других местах Библии, играют важную роль в освящении имени Иеговы. Оставшись верным Иегове до самой смерти, Иисус доказал, что Адам согрешил вовсе не потому, что при его создании Творец допустил какую-то ошибку. Иисус доказал, что человек может оставаться полностью преданным Богу даже в тяжёлых испытаниях. Таким образом он оправдал Иегову Бога как Творца и Владыку Вселенной»

Крайне странная идея. Совершенно очевидно, что Всевышний не нуждается в подобных «адвокатских услугах», ибо Он полностью самодостаточен. В Библии сказано, что Бог оправдывает людей (Рим. 8:33), что человек оправдывается перед Ним (Гал. 2:16), но нигде не говорится, будто Бог нуждается или стремится к оправданию в глазах собственных созданий. Напротив, любые попытки творений как-то «призвать к ответу» Творца в Священном Писании высмеиваются (Рим. 9:20; Ис. 45:9; Иов. 33:12-13; 39:31-32). В качестве причины прихода на землю Иисуса Христа и Его жертвенной смерти Библия называет Божью любовь к нам и желание нас спасти (Иоан. 3:16; 15:12-13; 1Иоан. 4:9; 1Тим. 1:15; Тит. 3:4-7 и др.). Нет более далёкого от истины объяснения смысла Вечери, чем тот, что предлагают здесь «Свидетели Иеговы». О всём Божьем творении, включая первозданного Адама, в Библии сказано, что оно было «хорошо весьма» (Быт. 1:31), и никто не оспаривал это. Сама мысль, что Господь Вседержитель должен перед кем-то оправдываться, звучит крайне странно, нелепо и даже богохульно!

«Помимо этого, как и замыслил Иегова, жертвенная смерть совершенного человека Иисуса, ставшая выдающимся проявлением любви Иеговы к людям, искупила потомков Адама и открыла для миллионов людей, проявляющих веру, возможность жить вечно на райской земле в согласии с первоначальным намерением Творца (Иоан. 3:16; Быт. 1:28)»

Рассмотрение этой стороны Вечери Господней показывает вопиющее противоречие между словом Бога и учением, транслируемым Обществом Сторожевой Башни. Как должно быть хорошо известно любому «Свидетелю Иеговы», смерть Иисуса Христа имеет вполне чёткую историческую параллель с ветхозаветной Пасхой. Перед тем как избавить израильский народ от египетского рабства, Бог повелел каждому семейству взять агнца, «без порока, мужского пола, однолетнего», заколоть его, съесть и кровью помазать косяки и перекладины дверей своих домов: «А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх. 12:12-13). Те, кто не поверили Богу и не помазали косяки своих жилищ, были наказаны смертью первенца. Те же, кто послушался, были помилованы и обрели свободу, покинув Египет. А в ознаменование событий той ночи израильтянам было велено отмечать праздник Пасхи, в который каждая еврейская семья должна была заколоть и съесть молодого агнца, памятуя о том, какую роль сыграла жертвенная кровь в их искуплении и избавлении от рабства. В новозаветных текстах Иисус Христос неоднократно сравнивается с пасхальным агнцем (1Кор. 5:7; Иоан. 1:29; 1Петр. 1:18-20). Совершенство агнца — это совершенство Христа (не только по Божеству, но и по воспринятому человеческому естеству). Непорочность агнца — это непорочность Христа, потому что Он избавляет нас от всякого греха, взяв на Себя их тяжесть, Сам же Он не подвергся ничему, требующему исцеления. У этих двух жертв, разделённых между собой пятнадцатью веками, много общего, но Пасха древнееврейская была только прообразом подлинной Пасхи. В Египте кровь пролилась лишь за один народ, а на Голгофе — за всё человечество. Кровью пасхального агнца Израиль получил свободу только от египетского рабства, а кровью Иисусовой христиане обретают свободу от рабства греха. В ночь перед исходом в искупление было отдано множество агнцев, а на Голгофе всех спас Единственный. Кровью ветхозаветной Пасхи народ Божий должен был помазать двери жилищ, а кровью Пасхи нового завета народ Божий должен помазывать «двери уст» своих (см. Пс. 140:3), то есть пить её (Матф. 26:27-28).

Но хотя религиозные руководители «Свидетелей Иеговы» и признаются, что пасхальный агнец был прообразом искупительной жертвы Христа (см. журнал "Сторожевая Башня" от 1 января 2007 г., стр. 20-21), тем не менее они воспрещают приобщаться к ней подавляющему большинству адептов — они могут лишь безучастно наблюдать за церемонией. Однако, согласно Библии, вкушать ветхозаветную Пасху следовало не только особенной категории израильтян (например, левитам или князьям), но всему израильскому народу: «Всё общество Израиля должно совершать её. Если же поселится у тебя пришелец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению её и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть её; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх. 12:47-49). Таково установление Самого Бога — отмечать этот праздник можно только участвуя в пасхальной трапезе. Нигде в Библии мы не увидим, чтобы кто-то из Божьего народа просто «присутствовал» и смотрел на то, как вкушался пасхальный агнец. Даже тем, кто был ритуально нечист или находился в дальней дороге, разрешалось перенести пасхальный ужин, но не воздерживаться от его вкушения вообще (Числ. 9:10-11). Лишь необрезанные, то есть не принадлежащие к народу Бога, люди не могли есть Пасху. Сегодня, чтобы стать частью Божьего народа, проходить обряд обрезания не требуется. Оно заменено христианским крещением, «обрезанием нерукотворённым» (Кол. 2:11-12). Соответственно, чтобы вкушать новозаветного Агнца на Вечере Господней, сегодня человеку необходимо быть крещённым в Церкви Христовой, став её частью. Следует заметить, что участие в Вечере для христиан является не дополнением для VIP-категории, не факультативом, а Божьим повелением, касающимся каждого. Как относительно пренебрегающих участием в пасхальной трапезе в слове Божьем сказано, что «истребится душа та из народа своего... понесёт на себе грех человек тот» (Числ. 9:13), так и про избегающих вкушать Вечерю говорится: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоан. 6:53). Христиане с древнейших времён самым серьёзным образом относились к этим словам. И хотя среди них и возникали споры о правильном проведении Вечери (например, о том, на чём её совершать: на вине или воде, на пресном или квасном хлебе, по каким дням и т. д.), но никому из них — даже еретикам — и в голову не могло прийти, что можно, оказывается, называть себя «христианином» и добровольно отказываться от вкушения «Ужина Господа»! Если даже в ветхозаветное время от Божьего народа требовалось реальное вкушение ягнёнка, то почему же в новозаветную эпоху оно должно подменяться лишь мыслью об Агнце Божьем, берущим на Себя грех мира?!

«Какой тяжёлый груз ответственности лежал на Иисусе в последнюю ночь его человеческой жизни на земле! Он знал, в чём состоит для него воля его небесного Отца, но также он понимал, что верность в испытаниях он должен был доказать сам. Если бы он не сохранил верности, каким позором это стало бы для его Отца и какой потерей обернулось бы для человечества!»

О чём это пишет Общество Сторожевой Башни? Что значит «если бы не сохранил верности»? «Свидетели Иеговы» вроде бы должны признавать, что на Христе исполнилось более трёхсот пророческих текстов Священного Писания, включая обстоятельства Его смерти и факт воскресения из мёртвых. Успех Его миссии был предсказан задолго до прихода на землю.

И вот здесь мы подходим к тому моменту, когда необходимо решить очень важный вопрос: мог ли Спаситель в принципе поддаться на искушения диавола и согрешить? Ответ у православных христиан на это может быть только один: Господь Иисус Христос не мог согрешить, не мог ни как Бог (это понятно), ни как человек соблазниться каким-либо искушением от диавола. Ибо от самого момента Воплощения человеческая природа Спасителя, неразлучно и неизменно соединившись ипостасно с Его Божественной природой, обогатилась всеми совершенствами и находилась в состоянии вышеестественном, имея всю славу соединённого с ним теснейшим образом (по Ипостаси) Божества. Поэтому душа Его была неприступна для любых диавольских внушений, человеческая воля всегда послушно следовала Его Божественной воле, так что они обе имели одну направленность и один результат. Поэтому в грядущем раю воскресшие праведники уподобятся Христу, то есть будут, как и Он, непреклонными к личному греху (1Иоан. 3:2). А вот за счёт чего в «новом мире», рисуемом Организацией «Свидетелей Иеговы», не будет греха — непонятно. Ведь если даже «самый совершенный человек» потенциально мог «не сохранить верности» Богу, то тем более от этого не будут застрахованы и будущие обитатели «нового мира», а значит, периодически, то тут, то там, будут вспыхивать рецидивы эдемского мятежа. То есть в парадигме «Свидетелей Иеговы» грех неизживаем в принципе, он будет вечно сопровождать человечество даже в воссозданном раю.

«Какое значение имеют хлеб и вино, которые подаются на Вечере?
О пресном хлебе, который Иисус дал своим апостолам, когда ввел Вечерю, он сказал: «Это означает моё тело» (Мар. 14:22). Этот хлеб, приготовленный без закваски, символизировал его безгрешное физическое тело, которое он должен был отдать ради того, чтобы у людей появилась надежда на вечную жизнь. Особое внимание во время Вечери обращается на то, что благодаря жертве Иисуса у ограниченного числа избранных Богом людей появляется надежда править с Иисусом в небесном Царстве.
Подав своим верным апостолам вино, Иисус сказал: "Это означает мою „кровь соглашения“, которая прольётся за многих" (Мар. 14:24). Это вино символизировало его кровь. На основании пролитой крови Христа все, кто верит в её искупительную силу, могут получить прощение грехов. Особое внимание Иисус обратил на то, что его кровь очищает от греха тех, кто вместе с ним наследует Царство. Из слов Иисуса также следует, что благодаря его крови вступило в силу новое соглашение между Иеговой Богом и собранием помазанных духом христиан»

Христос на Тайной Вечере сказал прямо: «Сие есть Тело Моё... сие есть Кровь Моя» (Марк. 14:22-24), а не «сие есть символ (или образ) Моего Тела и Крови». Поэтому так и нужно понимать: после благодарственной молитвы в руках Господа были уже не хлеб и вино, а Его настоящие Тело и Кровь, имевшие только вид хлеба и вина. Точно так же и сегодня после молитвы священника на Литургии действием Духа Святого хлеб становится истинным Телом Христовым, а вино — истинной Его Кровью. Это удивительное изменение называется «преложением» или «пресуществлением». Следует заметить, что никаким научным исследованием доказать или опровергнуть это Божье чудо невозможно, поскольку в нём замена сущностей хлеба и вина происходит с сохранением всех вещественных свойств (вкуса, цвета, запаха, химического состава и т. п.) непостижимым для нас образом. Это область веры (Иоан. 20:29). Внимательное изучение слов Иисуса Христа никак не позволяет понять их образно. Когда Он подал ученикам хлеб, то сказал при этом: «Сие есть Тело Моё, за вас ломимое» (1Кор. 11:24). Однако, как известно из Писания, на Голгофе Его тело не раздроблялось и не преломлялось (Иоанн. 19:36), поэтому слова Господа можно понять только как указание на то, что Он разламывал и разделял между учениками не обыкновенный хлеб, а именно Своё пречистое Тело, о котором ранее сказал: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питиё» (Иоан. 6:55). «Истинно», то есть «на самом деле, действительно».

Без веры в то, что Тело и Кровь Иисуса Христа действительно становятся пищей для христиан на Вечере Господней, недоступным оказывается та многогранность, то богатство аспектов этого действа. Для «Свидетелей Иеговы» каждая Вечеря является просто как бы выражением признательности за жертву Христа, формальным подтверждением веры в неё. Все значения, которые Общество Сторожевой Башни усматривает в ней, можно кратко выразить одним словом — «напоминание»: о любви Бога, о заключении нового завета с «помазанниками», об оправдании имени Иеговы и т. п. Совсем иную картину мы увидим, если обратимся к той богатой палитре, что предлагает нам Апостольская Церковь:

  • благодарность Богу (доксологический аспект)
    «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил... И, взяв чашу и благодарив, подал им» (Матф. 26:26-27)
    Само слово «Евхаристия» (греч. «ευχαριστια»), которым наиболее часто христиане называют то, что совершилось на Тайной Вечере (и поныне совершается во всех православных храмах), собственно и происходит от греческого глагола, означающего «благодарить, воздать благодарность». Во время богослужения священник приглашает всех молящихся вознести благодарение Всевышнему за всё, что Он сделал для человечества, за Его любовь и заботу, за совершённое Им спасение. Затем следует прославление Бога: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф; полны небо и земля Славы Твоей! Осанна в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!». Далее священник в молитве напоминает о событиях Тайной Вечери, после чего молится о ниспослании Святого Духа, а верующие в это время поют: «Тебе воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и Тебе молимся, Боже наш!». Рассматривая Святую Евхаристию в этом ракурсе, мы находим интересный прообраз в Ветхом Завете. Древний израильтянин выражал благодарность Богу принесением особой жертвы — жертвы благодарения (разновидность т. наз. «мирной жертвы»). При этом жир животного сжигался, часть мяса отдавалась левитам, а остальное возвращалось самому жертвователю и съедалось им на трапезе, в которой также участвовали члены его семьи и друзья (Лев. 22:29-30). Таким образом, даже в древности человек не ограничивался чисто вербальным выражением благодарности Богу, но приносил Ему и вещественный дар, к которому и сам становился причастным. Поэтому и нам, если мы принимаем и хотим выразить благодарность Богу за Его благодеяния, следует делать это не мнимо, на словах только, но действенно, то есть самим своим действием, вкушая евхаристические Дары.
  • воспоминание (исторический аспект)
    «Приимите, ядите, сие есть Тело Моё, за вас ломимое; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери... сие творите, когда только будете пить, в Моё воспоминание» (1Кор. 11:24-25)
    В отличие от «Свидетелей Иеговы», православные христиане в «воспоминание» вкладывают не такой смысл, что Евхаристия является припоминанием о чём-то некогда бывшем и прошедшем, эдакими «поминками» по Иисусу, но смысл библейский, в котором «помнить» что-то означает, прежде всего, исполнять, соблюдать (см. Исх. 20:8). Вечеря Господня это не только то, что когда-то, давным давно было совершено, о чём можно только ностальгически «повспоминать» с Евангелием на коленках, а то, что таинственным образом продолжается в Церкви из века в век. И каждая Евхаристия это не копирование, но некое исполнение, актуализация того самого Ужина. При этом христиане, конечно, вспоминают и события Тайной Вечери, страдания и смерть Господа и всё Его земное служение: от Воплощения до славного Вознесения.
  • возвещение (миссионерский и эсхатологический аспекты)
    «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1Кор. 11:26)
    Совершая повсеместно Евхаристию, Церковь возвещает всему миру, что Господь действительно пострадал за грехи мира и предоставил всем людям возможность обрести вечное спасение от рабства греха, смерти и диавола. При этом слова Апостола Павла тесно связаны с христианской эсхатологией: Вечеря, или Ужин, на который Господь через Своих служителей созывает людей всякого рода будет совершаться, пока Он не придёт на землю во второй раз в самом конце земной истории (см. Лук. 14:16-24). Время, благоприятное для спасения, не будет длиться бесконечно. «Свидетелям Иеговы» следует обратить особое внимание на слова, что только тот, кто вкушает Евхаристию, возвещает смерть Господа. Кто этого не делает (более того, устраивает специальное мероприятие, чтобы демонстративно отказаться от вкушения!), тот ничего и не возвещает. Непонятно, зачем вообще они устраивают свои «вечери воспоминания», ведь если Господь Иисус Христос уже «пришёл» невидимо в 1914 году, как учит «Свидетелей Иеговы» их Руководящая Корпорация, то ни о какой Вечере и речи быть не может.
  • жертва Богу (искупительный аспект)
    «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан. 6:51)
    «Сие есть тело Моё, которое за вас предаётся... Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лук. 22:19-20)

    Указаний на жертвенный характер Евхаристии особенно много в письмах Апостола Павла. Так, предостерегая коринфских христиан от идолослужения, он рассматривает в смысловой параллели жертвы языческие (приносимые за трапезой бесовской не Богу, а бесам) и евхаристические чашу с хлебом, чем ясно показывает, что Евхаристия есть жертва истинная, совершенная, приносимая Богу (1Кор. 10:14-21). Он противопоставляет ветхозаветному жертвеннику, на котором иудеи приносили свои жертвы, жертвеннику новому, новозаветному, чем удостоверяет, что христианами приносится Богу истинная Жертва, подаваемая в пищу одним только верующим (Евр. 13:10). «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии, то есть алтарь, — объясняет блаженный Феодорит, — гораздо досточестнейший ветхозаветного. Ибо тот есть тень, тот приемлет на себя бессловесные жертвы, а наш — жертву словесную и божественную, [вот] почему ни один из тех священников не причащается сей жертвы, если не приимет прежде веры в Господа» (блаж. Феодорит Кирский, "Толкование на Послание к Евреям"). Мы не можем ничего добавить к жертве Христа, принесённой «однажды... чтобы подъять грехи многих» (Евр. 9:28). Однако в нашей власти стать причастниками этой жертвы, подобно тому, как «те, которые едят жертвы, становятся участниками жертвенника» (1Кор. 10:18). Поскольку в Святой Евхаристии предлагается то самое Тело Христа, за нас принесённое, и та самая Кровь Его, за нас излитая на Кресте, поэтому это таинство является не восполнением Голгофской жертвы или её повторением, но приобщением к ней верующих, усвоением её плодов всеми членами Церкви Христовой.
  • приобщение Спасителю (сотериологический аспект)
    «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Иоан. 6:56-57)
    «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16)

    Вкушая Тело и Кровь Христовы, христианин физически и духовно соединяется с Ним, вступает с Ним в предельно близкое и теснейшее общение, вот почему таинство Евхаристии называется также и «Причастием». Уже самые ранние христиане видели в причащении Христу залог своего воскресения и жизни вечной. Приобщившись нетленным Телу и Крови Христа, человек оказывается вне абсолютной власти смерти, становится наследником воскресения. Поэтому «Свидетели Иеговы» обречены на вечную погибель, поскольку сами отказываются от Хлеба Жизни (см. Иоан. 6:48). Они не имеют внутри себя закваски вечной жизни, а воспоминания о прошлом не смогут спасти тех, кто не связан реально с Богом сейчас.
  • единение верующих (экклезиологический аспект)
    «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17)
    «Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан. 17:22-23)

    Поскольку соединение со Христом в Причастии является не символическим и образным, но истинным, реальным и всецелым, то христиане оказываются объединены не только с Господом, но и друг с другом. На Литургии святого Василия Великого возносится удивительная молитва о таком единстве: «Нас же всех, от единаго хлеба и чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единаго Духа Святаго причастие». Евхаристия – это таинство единения всей Церкви. Где бы ни находилась христианская община, благодаря Причастию её члены мистическим образом становятся единым целым со всеми остальными общинами по всему миру, поскольку участвуют в одной и той же Вечере. Они оказываются друг другу «братьями и сёстрами» не в метафорическом, но в онтологическом, бытийном смысле, как ставшие «сотелесниками» Господу Иисусу Христу.
  • освящение верующих (сакраментальный аспект)
    «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10)
    «Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан. 1:7)

    Ещё одним аспектом Евхаристии является освящение верующих, которые через это таинство обретают прощение грехов и наследие Царства Небесного. Но следует заметить, что таковое освящение христианин получает, только если приступает к Причастию с соответствующим духовным расположением. Если же кто-либо подходит к нему с безразличием, или по привычке, или в угоду чужому мнению, или по каким-то иным, не имеющим отношения к сущности этого Божьего таинства мотивам, то к нему полностью относятся грозные слова Апостола Павла: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11:27–29). Реальность Тела и Крови Господа в Евхаристии является основанием нашего отношения к ней как к величайшей святыне. Естественно, что даже созерцание евхаристических хлеба и вина христианином, а тем более прикосновение к ним, сопровождается переживанием глубокого благоговения, находящего себе и внешнее выражение в молитвенном поклонении. Ничего подобного на собраниях «Свидетелей Иеговы» мы не обнаружим. Сама церемония и манипуляции с хлебом и вином значат для них гораздо меньше, чем произносимая в этот день краткая проповедь и чтение Библии. Передача тарелок и бокалов среди нетерпеливо ёрзающих на своих местах зрителей происходит быстро и в гробовом молчании. Какое уж тут «благоговение»?

«Кто может есть хлеб и пить вино на Вечере?
Кто разделил ужин с Иисусом, когда он незадолго до своей смерти ввёл Вечерю Господню? Одиннадцать его верных последователей, которым он сказал: "Я заключаю с вами соглашение, как мой Отец заключил соглашение со мной, о царстве" (Луки 22:29). Все они были приглашены править с Христом в его небесном Царстве (Иоан. 14:2, 3). Сегодня есть хлеб и пить вино на Вечере также могут только те, кого Христос приглашает стать участниками "соглашения... о царстве"»

Христиане с самого начала существования Церкви считали регулярное причащение обязательным для каждого из них. Существовали, конечно, и некоторые ограничения: например, порицались те, кто воспринимал Вечерю как обычную трапезу для утоления голода (1Кор. 11:20-22), кто не рассуждал о Теле Господнем и не почитал за святыню Кровь завета (1Кор. 11:29; Евр. 10:29). То есть причащающийся должен ясно понимать, что хлеб и вино Вечери являются не простой едой, а истинным Телом и истинной Кровью Господа Иисуса Христа. Каких-то иных ограничений (например, что существует некая категория христиан, которым воспрещено причащаться, а разрешается лишь наблюдать, как это делают остальные) в Библии мы не находим. Также нигде в Писании не указывается, будто со временем в Церкви Божьей порядок проведения Вечери Господней должен был изменится. Христиане во все века следовали простым указаниям Господа: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26:26-28). Обратите внимание, на причину, указанную Иисусом Христом, по которой пить чашу должны были все. В Священном Писании это объясняется очень просто: Он обращался ко всем, потому что Он пролил Свою кровь за каждого из нас «во оставление грехов». Неужели только узкая группа лиц нуждается в прощении грехов? То же касается и причастия Его Тела: оно отдано за всех, а не за крохотную горстку «избранных» (Лук. 22:19; Иоан. 6:51). Хорошо бы «Свидетелям Иеговы» всё-таки услышать тихий голос Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Господь предлагает вечерять с каждым, кто услышит Его голос, а не только с 144 000 «помазанников».

«Сколько человек имеет право есть хлеб и пить вино на Вечере? Иисус сказал, что только "малое стадо" получит в награду небесное Царство (Луки 12:32). Всего в это "малое стадо" входит 144 000 человек (Отк. 14:1—3). Их сбор начался в 33 году н. э. Поэтому логично заключить, что тех, кто входит в эту группу, сегодня осталось немного»

Группа из 144 000 лиц, описанная в Откр. 14:1-4, не названа там «малым стадом», а слова Христа в Лук. 12:32 не содержат даже намёка на то, что обращены ровно к 144 000 человек. Иными словами, два библейских стиха, к которым апеллируют «Свидетели Иеговы», между собой никак не связаны. Господь Иисус Христос никогда не учил, что новый завет и обетование Небесного Царства касаются лишь небольшого числа уверовавших в Него. Напротив, Он говорил: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не было, разве Я сказал бы вам: иду приготовить место вам?» (Иоан. 14:2, ПЕК). Также очень интересные Его слова записаны в Матф. 28:19-20: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам». Что же, в числе прочего, повелел соблюдать Христос? Несколькими главами ранее мы читаем: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите... И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все» (Матф. 26:26-27). Таким образом, если Господь Иисус Христос заповедал ученикам не только присутствовать, но и участвовать в Вечере, а позже сказал им, чтобы они учили всех людей соблюдать всё, что Он повелел им, то разве не ясно из этого, что и участие в «трапезе Господней» должно являться достоянием всех верующих?! Как видно, учение Организации «Свидетелей Иеговы», будто большинство христиан не должны вкушать Евхаристию, не имеет под собой никакого библейского основания. Это ложное учение, которое вводит людей в серьёзный грех.

«Указывают ли слова в Иоанна 6:53, 54 на то, что вечную жизнь получат только те, кто ест хлеб и пьёт вино на Вечере?
Иоан. 6:53, 54: "Иисус сказал им: „Истинно, истинно говорю вам: если вы не едите плоть Сына человеческого и не пьёте его кровь, то не имеете в себе жизни. Кто ест мою плоть и пьёт мою кровь, тот имеет вечную жизнь, и я воскрешу его в последний день“".
Безусловно, речь не идёт о том, что нужно буквально есть плоть Христа и пить его кровь, так как это было бы нарушением Божьего закона (Быт. 9:4; Деян. 15:28, 29). Стоит отметить, что слова Иисуса, записанные в Иоанна 6:53, 54, не были связаны с учреждением Вечери Господней. Те, к кому они были обращены, ещё ничего не знали о праздновании с хлебом и вином, символизирующими плоть и кровь Христа. Это празднование было введено примерно год спустя, и в своём Евангелии апостол Иоанн начинает рассказ о Вечере Господней только через 7 глав (с 14-й главы)»

Да уж, нужно иметь немалую фантазию, чтобы перетолковать эту заповедь и древнейшее таинство христиан как-то иносказательно! Для непредвзятого читателя смысл слов Иисуса Христа в их непосредственном контексте достаточно очевиден: Свои Плоть и Кровь Он называет «истинной пищей и питиём», призывая всех к их вкушению (стих 55), это вкушение теснейшим образом связано с пребыванием человека в Нём (стихи 56 и 57) и воскресением к вечной жизни (стихи 51, 53 и 54). Сама форма будущего времени слов Христа («Хлеб же, который Я дам...») указывает на то, что в них речь идёт не о Его учении или вере в Него, а являются обетованием, которое и осуществилось на Тайной Вечере. По сути, в Сионской горнице Он лишь в точности повторил слова о вкушении Своих Тела и Крови, закрепив их буквальный смысл. При анализе речи Христа в 6-ой главе Евангелия от Иоанна «Свидетели Иеговы» упускают важный момент. Они не обращают внимание на то, как поняли Иисуса Его слушатели. Сначала иудеи «стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (стих 52), что явно свидетельствует за то, что они восприняли слова Спасителя со всей буквальностью. Однако Он не развеял их заблуждения, не уточнил фразу так, чтобы её можно было бы понять как-то образно. Наоборот, Он ещё более прямо и конкретно сказал о вкушении Его Плоти и Крови («Истинно, истинно говорю вам...»), и тогда не только иудеи, но и многие из Его учеников пришли в ещё большее замешательство, говоря: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (стих 60). То есть непосредственные слушатели и дальше продолжали понимать Христа буквально, многие из Его учеников соблазнились и перестали следовать за Ним. И снова Он не опроверг их вывода; даже видя, что теряет из-за этого Своих сторонников, Господь Иисус не бросился увещевать отошедших (дескать, понимайте символически, а не буквально), а обратился с жёстким вопросом к оставшимся ученикам: «Не хотите ли и вы отойти?» (Иоан. 6:66,67). Интересно, что в других случаях, когда Его образную речь не понимали, Христос имел обыкновение объясняться. Например, когда Никодим понял слова о новом рождении буквально (будто нужно вернуться в материнскую утробу и вновь родиться), то Господь пояснил, что имеется в виду не обычное рождение, а сверхъестественное — от воды и Духа (Иоан. 3:3-8). Или, когда ученики не поняли, что слова о «сне Лазаря» были иносказательными и обозначали его смерть, Спаситель сказал им прямо — Лазарь умер (Иоан. 11:11-14). Буквально воспринятые слова о «закваске фарисейской» были также пояснены Христом (Матф. 16:6-12). Здесь же, несмотря на то, что Его всё больше и больше не понимают и соблазняются Его словами, Он этого не делает! Всё это указывает на то, что Господь действительно имел в виду буквальное вкушение собственных Тела и Крови для обретения жизни вечной.

«Как можно символически есть плоть Сына человеческого и пить его кровь, если не есть хлеб и не пить вино во время Вечери воспоминания? Заметьте, что, согласно словам Иисуса, те, кто ест его плоть и пьёт его кровь, имеют вечную жизнь. Чуть раньше, в 40-м стихе, объясняя, что должны делать люди, чтобы получить вечную жизнь, он сказал: "Воля моего Отца заключается в том, чтобы каждый, кто видит Сына и проявляет в него веру, имел вечную жизнь". В таком случае можно заключить, что каждый, кто проявляет веру в искупительную силу жертвы Христа, отдавшего за нас свою плоть и кровь, образно говоря, ест его плоть и пьёт его кровь. Такую веру должны проявлять все, кто получит совершенную жизнь на небе с Христом или в Раю на земле»

«Свидетели Иеговы» пытаются представить дело так, будто в 40-ом и 54-ом стихах говорится об одном и том же, но в разных выражениях. То есть они на полном серьёзе хотят убедить в том, что сначала Христос прямым текстом сказал о необходимости веры в Него (и в искупительное значение Его будущей смерти) для обретения вечной жизни, а затем решил «уточнить» эту мысль, использовав соблазнительную и сложную для восприятия слушателей метафору с поеданием плоти и питьём крови. Здесь нужно отметить, что выражение «есть плоть» действительно употребляется в Библии и в переносном смысле (см. Пс. 26:2; Иов. 19:22; Мих. 3:3; Гал. 5:15). Но в этом случае оно повсюду означает причинение великой обиды, злословие и притеснение. Другого аллегорического значения в Священном Писании это выражение не имеет. Поэтому для аудитории Иисуса Христа призыв есть Его Плоть и пить Его Кровь даже в образном смысле не мог означать необходимости «проявлять веру». Так что, интерпретация Общества Сторожевой Башни является лишь неумелой попыткой оправдать собственные заблуждения в отношении главного христианского таинства. На самом деле рассматриваемые стихи являются дополняющими (а не дублирующими) друг друга. Сначала Христос говорит о цели, а затем о средстве её достижения. То есть воля Отца заключается в том, чтобы всякий верующий в Сына имел вечную жизнь, — но как, каким образом? — вкушая Его Тело и Кровь. Получается, что большинство «Свидетелей Иеговы», отказываясь это делать, оказываются противящимися Божьей воле. Также они нарушают заповедь, данную Христом всем верующим в Него: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Иоанн. 6:53).

«Как часто нужно отмечать Вечерю воспоминания и когда это нужно делать?
Иисус не дал никаких конкретных указаний в этом отношении. Он просто сказал: "Делайте это в воспоминание обо мне" (Луки 22:19). Павел написал: "Всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьёте из этой чаши, вы провозглашаете смерть Господа, пока он не придёт" (1 Кор. 11:26). "Всякий раз" не обязательно означает несколько раз в год, это может означать ежегодно на протяжении многих лет. Как часто отмечают важные даты, такие, как день свадьбы или даты знаменательных событий в истории страны? Их отмечают в годовщину событий, один раз в год. Это согласуется с тем, что Вечеря Господня была установлена в день еврейской Пасхи — праздника, который отмечался один раз в год и который евреям, ставшим христианами, отмечать больше не требовалось»

Это правда, в Евангелии мы не найдём инструкций, как часто христианам следует собираться на Вечерю. Однако Новый Завет содержит достаточно указаний на то, что Причастие в первых христианских общинах происходило гораздо чаще, чем предполагает Общество Сторожевой Башни. Из Писания известно, что в день, когда Господь Иисус Христос воскрес из мёртвых и явился Своим ученикам, те были собраны вместе (Лук. 24:33-36; Иоан. 20:19), что в дальнейшем верующие имели привычку встречаться в этот день недели (Иоан. 20:26; 1Кор. 16:2), на котором они «преломляли хлеб» (Деян. 20:7). Лидеры Организации «Свидетелей Иеговы» в своей литературе и даже в своём переводе Библии представляют это хлебопреломление обычной трапезой. Например, отрывок из Деян. 20:7 в «Переводе Нового Мира» звучит следующим образом: «В первый день недели, когда мы собрались вместе, чтобы поесть, Павел обратился к присутствующим с речью...». Схожим образом «Свидетели Иеговы» поступают и с текстом Деян. 2:46 — «День за днём они единодушно находились в храме и ели вместе в своих домах, принимая пищу с великой радостью и искренностью сердца». Выходит, христиане специально собирались для того, чтобы вместе поесть? Интересно, «Свидетели Иеговы» действительно в это верят, и их ничего не смущает в этой картине? Тогда здесь уже впору воскликнуть вслед за Апостолом Павлом: «Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?» (1Кор. 11:22). Нет, христиане собирались не ради совместных застолий, не ради обычного ужина, но для более важной и значимой трапезы — той, что совершилась Иисусом Христом в Сионской горнице, когда Он, преломив хлеб и подав ученикам чашу, сказал: «Приимите, ядите... пейте из неё все». В том же своём письме Апостол Павел использует понятие хлебопреломления в качестве синонима «трапезы Господней», то есть Евхаристии: «хлеб, который преломляем», «взял хлеб и, возблагодарив, преломил» (см. 1Кор. 10:16; 11:23-24). Даже из сильно искажённого Обществом Сторожевой Башни перевода Библии видно, что Вечеря проводилась далеко не раз в год: «Прежде всего, я слышу, что, когда вы приходите на собрание, среди вас бывают разделения, и отчасти я этому верю... Так вот, когда вы собираетесь вместе, есть ужин Господа невозможно, потому что, до того как приступить к нему, вы съедаете свой ужин, и получается, что кто-то голоден, а кто-то пьян» (1Кор. 11:18-21, ПНМ). Апостол Павел упрекает коринфских христиан за то, что на их собраниях, во-первых, царят разногласия, а во-вторых, «ужин Господа» превращается в обыкновенную пирушку. Из контекста понятно, что речь идёт о регулярных собраниях христианской общины, а не о некоем событии, устраивавшемся лишь раз в год.

Логично, что такой важный аспект истинного христианского поклонения, как соблюдение повеления Христа о совершении Вечери, должен остаться не только на страницах Священного Писания, но быть зафиксированным во внебиблейских документах. Существуют ли исторические сведения о том, как часто ранние христиане совершали Вечерю Господню? Несомненно, вот лишь некоторые из них: «В так называемый "день солнца" [т. е. в воскресенье — прим. ред.] бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или сёлам... и происходит раздаяние каждому и приобщение Даров, над коими совершено благодарение, а к небывшим они посылаются через диаконов» (св. Иустин Мученик, "Апология I", I-II век); «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела» (св. Игнатий Антиохийский, "Послание к Ефесянам", I-II век); «В субботу и воскресенье епископ, если может, своей рукой пусть раздаёт всему народу Причастие, в то время как диаконы преломляют [хлеб]... В другие же дни пусть причащаются согласно указанию епископа» (св. Ипполит Римский, "Апостольское Предание", II-III век); «Христа называем нашим хлебом, потому что Он и есть хлеб тех, которые прикасаются Телу Его. Просим же мы ежедневно, да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова...» (св. Киприан Карфагенский, "О молитве Господней", III век); «Хорошо и преполезно каждый день приобщаться и принимать Святое Тело и Кровь Христову, потому что Сам Христос ясно говорит: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную" (Иоан. 6:54). Ибо кто сомневается, что непрестанно быть причастником Жизни не иное что значит, как жить многообразно? Впрочем, приобщаемся четыре раза каждую седмицу: в день Господень, в среду, в пяток и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого» (св. Василий Великий, "Письмо к Кесарии, жене патриция, о приобщении", IV век). Таким образом, и Библия, и раннехристианские письменные источники показывают, что практика вкушения Тела и Крови Христовых была довольно частой у первых христиан. И этот факт был всегда хорошо известен историкам и не подвергался сомнениям. Любой серьёзный учёный просто засмеёт того, кто станет утверждать, будто христиане собирались для Евхаристии только один раз в год.

Ошибка «Свидетелей Иеговы» в том, что они рассматривают Вечерю только лишь как обряд воспоминания о давнем событии. Это значение просто затмило в их умах все остальные; они не видят никакого другого, большего смысла в этом мероприятии. В таком случае, конечно, их рассуждения логичны: вспоминать о важных событиях следует раз в год, в особо торжественный день (и потому аналогии с годовщиной свадьбы или праздником в честь победы в войне смотрятся очень убедительно). Но что если взглянуть на Вечерю под другим углом: как на возможность стать причастным Самому Христу, возможность стать единым целым со всей Церковью? Разве достаточно делать это лишь раз в год? Церковь вполне уместно сравнить с семьёй, в которой глава — Господь Иисус Христос. А где семья собирается чаще всего? За столом, на общей трапезе! А семью, в которой это случается только раз в год, мы вряд ли сочтём благополучной.

Категория: Библия и СИ | Добавил: Milosh_Belich (11.10.2015)
Всего комментариев: 0